Jump to content

Экономическая история Зимбабве

Годовой процентный темп роста ВВП Зимбабве с 1961 по 2010 год. [1]

Экономическая история Зимбабве началась с перехода к правлению большинства в 1980 году и торжественного предоставления Великобритании независимости. Новое правительство под руководством премьер-министра Роберта Мугабе продвигало социализм, частично опираясь на международную помощь. Новый режим унаследовал одну из наиболее структурно развитых экономик и эффективных государственных систем в Африке. [2] [3] В 2000 году правительство ввело программу земельной реформы с целью захвата ферм, принадлежащих белым, что привело к спаду экономики, а также к бесхозяйственности, коррупции и политической нестабильности. [4]

Доколониальное правление

[ редактировать ]

Экономическая деятельность государств банту в регионе во многом отражала ресурсы региона и экономические традиции жителей. Например, экономическая мощь Империи Розви была основана на богатстве скота и сельском хозяйстве, а также на значительной добыче золота. Они наладили торговлю с арабскими торговцами, в ходе которой такие материалы, как золото, медь, рабы и слоновая кость, обменивались на предметы роскоши.

Под властью компании, британцев и меньшинства

[ редактировать ]

Иммиграция белых в царство Компании изначально была скромной, но усилилась в 1900-х и начале 1910-х годов, особенно к югу от Замбези. Экономический спад в Кейптауне после Второй англо-бурской войны побудил многих белых южноафриканцев переехать в Южную Родезию, и примерно с 1907 года программа заселения земель компании поощряла больше иммигрантов оставаться там навсегда. [5] Горнодобывающая и сельскохозяйственная промышленность Южной Родезии в этот период значительно продвинулась вперед; [6] Ежегодная добыча золота в Южной Родезии выросла с 610 389 фунтов стерлингов в 1901 году до 2 526 007 фунтов стерлингов в 1908 году. [7] Территория впервые сбалансировала доходы и расходы в 1912 году. [6]

В экономическом отношении Южная Родезия развила экономику, которая была основана на производстве нескольких основных продуктов, в частности, хрома и табака. Поэтому он был уязвим для экономического цикла. Глубокая рецессия 1930-х годов сменилась послевоенным бумом. Этот бум вызвал иммиграцию около 200 000 белых в период с 1945 по 1970 год, в результате чего численность белого населения выросла до 307 000 человек. Большое количество этих иммигрантов были выходцами из британского рабочего класса, а другие прибыли из Бельгийского Конго, Кении, Танзании, а затем из Анголы и Мозамбика. Они создали относительно сбалансированную экономику, превратив то, что когда-то было основным производителем, зависящим от сельского хозяйства в глуши, в промышленного гиганта, породившего сильный производственный сектор, металлургическую промышленность и современные горнодобывающие предприятия. Эти экономические успехи были мало связаны с иностранной помощью.

Экономика государства Родезия подвергалась международным санкциям в течение десяти лет после провозглашения его независимости, сопротивление, которое ослабло по мере того, как все больше южноафриканских государств провозглашали независимость и власть большинства, а также после разрушения Родезийской войны Буша .

1980-е годы

[ редактировать ]
ВВП на душу населения (текущий) по сравнению с соседними странами (средний мировой показатель = 100)

Первоначально правительство придерживалось корпоративной модели государственного управления экономикой. [8]

Правительство пропагандировало целый ряд новых экономических политик, введя минимальную заработную плату и фактически отменив право увольнять работников. [9] В период с 1979 по 1990 год общие расходы на образование увеличились почти в три раза (с 227,6 млн Z$ до 628,0 млн Z$), как и государственные расходы на здравоохранение (с 66,4 млн Z$ до 188,6 млн Z$). [8] Расходы на занятость в государственном секторе выросли на 60%, а на государственную службу - на 12% в год в течение 1980-х годов. Расходы центрального правительства утроились и увеличили свою долю с 32,5 процента ВВП в 1979 году до 44,6% в 1989 году. Процентные ставки были искусственно ограничены.

Последствия за это время были довольно неоднозначными. Экономическое неравенство среди населения уменьшилось, а образование и здравоохранение стали более распространенными. В 1980-е годы ВВП на душу населения увеличился на 11,5%. За тот же период в США ВВП на душу населения увеличился на 38%. Таким образом, относительная бедность в стране выросла по сравнению с Соединенными Штатами за этот период. В этот период произошел исход белых зимбабвийцев, квалифицированных рабочих.

Было несколько причин средних и низких показателей экономики. Протекционизм поддержал существующие компании с высокими издержками, но препятствовал экспорту из-за повышения стоимости ресурсов для экспортеров, что привело к критической нехватке иностранной валюты, необходимой для приобретения импортируемых технологий. Иностранным компаниям не разрешалось перечислять дивиденды, а новые иностранные инвестиции активно препятствовали. Необходимость получения разрешений и лицензий для новых инвестиций, а также увольнение отдельных работников потребовали больших временных и транзакционных издержек. Подавленные процентные ставки препятствовали сбережениям, а высокая склонность государства к займам сократила предложение капитала всем, кроме привилегированных заемщиков, а также усилила инфляцию. Режим не поощрял и даже подавлял развитие новых независимых африканских предприятий из-за угрозы, которую они, как считалось, представляли для политической монополии ЗАНУ. [8]

Государственные расходы резко возросли, особенно в сфере занятости на государственной службе, расходов на социальные услуги, помощи в случае засухи и субсидий государственным компаниям. [8] Это, в свою очередь, привело к хроническому бюджетному дефициту, высокому налоговому режиму и быстрому увеличению государственного долга – все это создало тормоз для экономики. [10] Частные инвестиции были вытеснены нехваткой кредитов, вызванной бюджетным дефицитом, высокими налогами и нехваткой иностранной валюты. Общий эффект этих ограничений благоприятствовал существующим капиталоемким производителям, смещая экономику в сторону областей трудоемкой деятельности. Проблема усугублялась тем, что все компании фактически не поощрялись нанимать новых работников из-за контроля над заработной платой и занятостью.

Это имело два политически значимых последствия. Во-первых, оно подавило появление по-настоящему предпринимательского африканского бизнес-класса и уменьшило политическую поддержку тех, кто все же добился своего, несмотря на эти проблемы. Во-вторых, это превратило безработицу в серьезную угрозу легитимности режима, особенно в городских районах. В реальном выражении заработная плата за десятилетие снизилась.

1990-е годы

[ редактировать ]

К концу 1980-х годов среди правительственных элит росло согласие в том, что для долгосрочного выживания режима необходимо проводить новую экономическую политику. Новый политический режим, разработанный правительством и его советниками [11] Целью было стимулировать экономический рост, создающий рабочие места, путем передачи контроля над ценами от государства рынку, улучшения доступа к иностранной валюте, сокращения административного контроля над инвестициями и решениями о занятости, а также сокращения бюджетного дефицита. Он имел широкую поддержку на местном уровне и был введен до того, как экономические проблемы вышли из-под контроля. Была допущена 40-процентная девальвация зимбабвийского доллара, а контроль над ценами и заработной платой был отменен. [12]

За планом жесткой экономии в Зимбабве последовали экономические проблемы повышенной серьезности. [11] Экономический рост, занятость, заработная плата и расходы на социальные услуги резко сократились, инфляция не снизилась, дефицит оставался значительно выше целевого показателя, а многие промышленные предприятия, особенно текстильные и обувные, закрылись в ответ на усиление конкуренции и высокие реальные процентные ставки. [9] За это время уровень бедности в стране увеличился. [12] Положительным моментом является увеличение накопления капитала и доли экспорта в ВВП, а также снижение неравенства между городом и деревней.

Новая политика была подорвана крайне неблагоприятными условиями. Засуха привела к сокращению сельскохозяйственного производства, экспорта, государственных доходов и спроса на местное производство. Рост за три года, пострадавших от засухи (1992, 1993 и 1995 годы), составил в среднем 2,6 процента; за три удачных года (1991, 1994 и 1996 годы) он составлял 6,5%. В это время новый режим АНК в Южной Африке аннулировал свое торговое соглашение с Зимбабве и обложил свой экспорт карательными пошлинами, точно так же, как Зимбабве снизила свои собственные, что внесло значительный вклад в деиндустриализацию. [8]

Неспособность правительства взять под контроль бюджетный дефицит подорвала эффективность тех элементов программы, которые были реализованы. Это привело к росту государственных заимствований, резкому повышению процентных ставок и повышательному давлению на обменный курс, в то время как местные фирмы столкнулись с усилением иностранной конкуренции. Многие фирмы потерпели крах, многие другие были вынуждены провести реструктуризацию, а новые инвестиции не поощрялись как в формальном, так и в все более важном неформальном секторе . Ограниченные сокращения, которые были произведены, были сосредоточены на социальных услугах и привели к серьезному снижению качества здравоохранения и образования. [13]

План правительства по жесткой экономии в сочетании с относительно слабой и хорошо защищенной экономикой был реализован слишком быстро. Неконкурентоспособные отрасли были ликвидированы, а переизбыток персонала сокращен, но таким внезапным и разрушительным образом, что это привело к экономическому хаосу. [8] Подобные проблемы возникли в некоторых странах Восточной Европы после краха коммунизма. Правительство управляло переходом к капитализму намного лучше. Общественная реакция на катастрофу лишь еще больше подорвала экономику, увековечив порочный круг. [13] К середине 1990-х годов появились признаки улучшения. Однако терпение и правительства, и народа было исчерпано, и было принято новое направление. [8]

В 1998 году вмешательство Мугабе в гражданскую войну в Демократической Республике Конго (Киншаса) — якобы для защиты его личных инвестиций — привело к приостановке международной экономической помощи Зимбабве. Эта приостановка помощи и миллионы долларов, потраченные на вмешательство в войну, еще больше ослабили и без того проблемную экономику Зимбабве.

Частично благодаря контролю над средствами массовой информации, огромным полугосударственным сектором экономики и силами безопасности правительству удавалось сводить к минимуму организованную политическую оппозицию на протяжении большей части 1990-х годов.

Дебаты по поводу коренного населения

[ редактировать ]

К 1990 году возросли требования к более широкому участию коренных африканцев в собственности экономики на основе продолжающегося расового неравенства в постколониальной экономике. Например, к 1991 году 50% населения получали менее 15% общих годовых доходов и около 15% общего потребления, в то время как самые богатые три процента населения получали 30% общих доходов и отвечали за 30% общего объема потребления. потребление. Контролируемая государством экономика 1980-х годов пыталась перераспределить богатство в пользу чернокожего большинства, подчеркивая при этом расовую гармонию. С ростом экономических проблем в конце 1990-х годов и реформами 1990-х годов раздавались новые жалобы на неравномерное расовое распределение богатства. Для правящей партии существовал также политический императив, поскольку появление в конце 1980-х годов оппозиционных партий, таких как Движение единства Зимбабве и Партия Форум, продемонстрировало потенциал политической оппозиции со стороны растерянных слоев африканского среднего класса. Этот акцент на перераспределение богатства от белых к черным было политикой, которую правительство начало непосредственно проводить в середине 1990-х годов. [14]

2000 – настоящее время

[ редактировать ]

Экономика Зимбабве сократилась с 2000 года в атмосфере политических потрясений, бегства капитала , коррупции и бесхозяйственности. Инфляция вышла из-под контроля (достигнув пика в 500 миллиардов процентов в 2009 году), а основы экономики в сельском хозяйстве и промышленности были подорваны. [15] [16] [17] Из-за состояния формальной экономики многие зимбабвийцы начали работать в неформальной экономике . По оценкам, из-за этого к 2009 году безработица была ближе к 10%, чем официальные 90%. [18]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  1. ^ «Показатели мирового развития» . Всемирный банк . Проверено 6 января 2012 года .
  2. ^ Пауэр, Саманта (декабрь 2003 г.). «Как убить страну: превратить житницу в корзину за десять простых шагов — путь Роберта Мугабе» . Атлантика . Проверено 9 декабря 2020 г.
  3. ^ Справочник по Родезии (утвержден к выпуску 17 мая 2001 г.) (PDF) . Центральное разведывательное управление. п. 44. Архивировано из оригинала (PDF) 23 января 2017 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
  4. ^ Хокинс, Тони (19 мая 2015 г.). «Знаки выглядят ужасающими для экономики Зимбабве» . Файнэншл Таймс . Проверено 8 июля 2016 г.
  5. ^ Ганн 1958 , стр. 134.
  6. ^ Jump up to: а б Уокер 1963 , с. 664
  7. ^ Ганн 1958 , стр. 133.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г «От корпоративизма к либерализации в Зимбабве: режимы экономической политики и политический кризис, 1980–97» . Международный обзор политической науки, Vol. 26, № 1, 91–106 (2005) .
  9. ^ Jump up to: а б «Зимбабве: экономическая корректировка, распределение доходов и либерализация торговли» (PDF) . Центр анализа экономической политики Роб Дэвис (Университет Зимбабве) и Йорн Ратцё (Норвежский университет науки и технологий), февраль 2000 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 марта 2007 года . Проверено 7 декабря 2007 г.
  10. ^ «Политика экономической политики в Зимбабве Кэролин Дженкинс». Журнал современных африканских исследований, Vol. 35, № 4. (декабрь 1997 г.), стр. 575–602 . JSTOR   162006 .
  11. ^ Jump up to: а б «Почему в Зимбабве выросла бедность? Джеффри Р. Алванг, Брэдфорд Ф. Миллс, Нельсон Тарувинга». Всемирный банк . 2002.
  12. ^ Jump up to: а б «Экономическая политика Зимбабве, 1980–2002 гг., доктор Оуэн Сичоне» . Бюллетень Форума управления политикой развития: Том X, номер 2, апрель 2003 г. 2002. Архивировано из оригинала 1 апреля 2018 года . Проверено 7 декабря 2007 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Воздействие либерализации рынка труда и приверженности правительства реформам: Зимбабве, 1991–2000 гг.» (PDF) . ЭконВПА . 22 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2007 г. . Проверено 10 ноября 2007 г.
  14. ^ «Борьба за контроль: дебаты по поводу коренных народов в Зимбабве, 1980–97» . Отчет о Южной Африке . Том. 11, нет. 4. Декабрь 1996 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 10 ноября 2007 г.
  15. ^ «Указ Мугабе о ценах ставит экономику Зимбабве в штопор» . Международная газета Herald Tribune . 1 августа 2007 г.
  16. ^ Уайнс, Майкл (1 августа 2007 г.). «По мере роста инфляции экономика Зимбабве падает» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 мая 2010 г.
  17. ^ «Выручай бандитов» . Экономист . Том. 420, нет. 8997. 9 июля 2016. стр. 43–44. ISSN   0013-0613 . Проверено 8 июля 2016 г.
  18. ^ Маова, Душевые; Матонго, Алоис (1 июня 2010 г.). «Внутри придорожной валютной торговли Зимбабве: Всемирный банк Булавайо». Журнал южноафриканских исследований . 36 (2): 319–337. дои : 10.1080/03057070.2010.485787 . ISSN   0305-7070 . S2CID   154910688 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Ганн, Льюис Х. (1958). Рождение плюралистического общества: развитие Северной Родезии под управлением Британско-Южно-Африканской компании, 1894–1914 гг . Издательство Манчестерского университета.
  • Уокер, Эрик А., изд. (1963). Кембриджская история Британской империи, том четвертый (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета . OCLC   560778129 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9eb9307621e26aea636083d3713ef1ff__1722462300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/ff/9eb9307621e26aea636083d3713ef1ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economic history of Zimbabwe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)