Экономическая история Зимбабве
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( сентябрь 2019 г. ) |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |

Экономическая история Зимбабве началась с перехода к правлению большинства в 1980 году и торжественного предоставления Великобритании независимости. Новое правительство под руководством премьер-министра Роберта Мугабе продвигало социализм, частично опираясь на международную помощь. Новый режим унаследовал одну из наиболее структурно развитых экономик и эффективных государственных систем в Африке. [2] [3] В 2000 году правительство ввело программу земельной реформы с целью захвата ферм, принадлежащих белым, что привело к спаду экономики, а также к бесхозяйственности, коррупции и политической нестабильности. [4]
Доколониальное правление
[ редактировать ]Экономическая деятельность государств банту в регионе во многом отражала ресурсы региона и экономические традиции жителей. Например, экономическая мощь Империи Розви была основана на богатстве скота и сельском хозяйстве, а также на значительной добыче золота. Они наладили торговлю с арабскими торговцами, в ходе которой такие материалы, как золото, медь, рабы и слоновая кость, обменивались на предметы роскоши.
Под властью компании, британцев и меньшинства
[ редактировать ]Иммиграция белых в царство Компании изначально была скромной, но усилилась в 1900-х и начале 1910-х годов, особенно к югу от Замбези. Экономический спад в Кейптауне после Второй англо-бурской войны побудил многих белых южноафриканцев переехать в Южную Родезию, и примерно с 1907 года программа заселения земель компании поощряла больше иммигрантов оставаться там навсегда. [5] Горнодобывающая и сельскохозяйственная промышленность Южной Родезии в этот период значительно продвинулась вперед; [6] Ежегодная добыча золота в Южной Родезии выросла с 610 389 фунтов стерлингов в 1901 году до 2 526 007 фунтов стерлингов в 1908 году. [7] Территория впервые сбалансировала доходы и расходы в 1912 году. [6]
В экономическом отношении Южная Родезия развила экономику, которая была основана на производстве нескольких основных продуктов, в частности, хрома и табака. Поэтому он был уязвим для экономического цикла. Глубокая рецессия 1930-х годов сменилась послевоенным бумом. Этот бум вызвал иммиграцию около 200 000 белых в период с 1945 по 1970 год, в результате чего численность белого населения выросла до 307 000 человек. Большое количество этих иммигрантов были выходцами из британского рабочего класса, а другие прибыли из Бельгийского Конго, Кении, Танзании, а затем из Анголы и Мозамбика. Они создали относительно сбалансированную экономику, превратив то, что когда-то было основным производителем, зависящим от сельского хозяйства в глуши, в промышленного гиганта, породившего сильный производственный сектор, металлургическую промышленность и современные горнодобывающие предприятия. Эти экономические успехи были мало связаны с иностранной помощью.
Экономика государства Родезия подвергалась международным санкциям в течение десяти лет после провозглашения его независимости, сопротивление, которое ослабло по мере того, как все больше южноафриканских государств провозглашали независимость и власть большинства, а также после разрушения Родезийской войны Буша .
1980-е годы
[ редактировать ]
Первоначально правительство придерживалось корпоративной модели государственного управления экономикой. [8]
Правительство пропагандировало целый ряд новых экономических политик, введя минимальную заработную плату и фактически отменив право увольнять работников. [9] В период с 1979 по 1990 год общие расходы на образование увеличились почти в три раза (с 227,6 млн Z$ до 628,0 млн Z$), как и государственные расходы на здравоохранение (с 66,4 млн Z$ до 188,6 млн Z$). [8] Расходы на занятость в государственном секторе выросли на 60%, а на государственную службу - на 12% в год в течение 1980-х годов. Расходы центрального правительства утроились и увеличили свою долю с 32,5 процента ВВП в 1979 году до 44,6% в 1989 году. Процентные ставки были искусственно ограничены.
Последствия за это время были довольно неоднозначными. Экономическое неравенство среди населения уменьшилось, а образование и здравоохранение стали более распространенными. В 1980-е годы ВВП на душу населения увеличился на 11,5%. За тот же период в США ВВП на душу населения увеличился на 38%. Таким образом, относительная бедность в стране выросла по сравнению с Соединенными Штатами за этот период. В этот период произошел исход белых зимбабвийцев, квалифицированных рабочих.
Было несколько причин средних и низких показателей экономики. Протекционизм поддержал существующие компании с высокими издержками, но препятствовал экспорту из-за повышения стоимости ресурсов для экспортеров, что привело к критической нехватке иностранной валюты, необходимой для приобретения импортируемых технологий. Иностранным компаниям не разрешалось перечислять дивиденды, а новые иностранные инвестиции активно препятствовали. Необходимость получения разрешений и лицензий для новых инвестиций, а также увольнение отдельных работников потребовали больших временных и транзакционных издержек. Подавленные процентные ставки препятствовали сбережениям, а высокая склонность государства к займам сократила предложение капитала всем, кроме привилегированных заемщиков, а также усилила инфляцию. Режим не поощрял и даже подавлял развитие новых независимых африканских предприятий из-за угрозы, которую они, как считалось, представляли для политической монополии ЗАНУ. [8]
Государственные расходы резко возросли, особенно в сфере занятости на государственной службе, расходов на социальные услуги, помощи в случае засухи и субсидий государственным компаниям. [8] Это, в свою очередь, привело к хроническому бюджетному дефициту, высокому налоговому режиму и быстрому увеличению государственного долга – все это создало тормоз для экономики. [10] Частные инвестиции были вытеснены нехваткой кредитов, вызванной бюджетным дефицитом, высокими налогами и нехваткой иностранной валюты. Общий эффект этих ограничений благоприятствовал существующим капиталоемким производителям, смещая экономику в сторону областей трудоемкой деятельности. Проблема усугублялась тем, что все компании фактически не поощрялись нанимать новых работников из-за контроля над заработной платой и занятостью.
Это имело два политически значимых последствия. Во-первых, оно подавило появление по-настоящему предпринимательского африканского бизнес-класса и уменьшило политическую поддержку тех, кто все же добился своего, несмотря на эти проблемы. Во-вторых, это превратило безработицу в серьезную угрозу легитимности режима, особенно в городских районах. В реальном выражении заработная плата за десятилетие снизилась.
1990-е годы
[ редактировать ]К концу 1980-х годов среди правительственных элит росло согласие в том, что для долгосрочного выживания режима необходимо проводить новую экономическую политику. Новый политический режим, разработанный правительством и его советниками [11] Целью было стимулировать экономический рост, создающий рабочие места, путем передачи контроля над ценами от государства рынку, улучшения доступа к иностранной валюте, сокращения административного контроля над инвестициями и решениями о занятости, а также сокращения бюджетного дефицита. Он имел широкую поддержку на местном уровне и был введен до того, как экономические проблемы вышли из-под контроля. Была допущена 40-процентная девальвация зимбабвийского доллара, а контроль над ценами и заработной платой был отменен. [12]
За планом жесткой экономии в Зимбабве последовали экономические проблемы повышенной серьезности. [11] Экономический рост, занятость, заработная плата и расходы на социальные услуги резко сократились, инфляция не снизилась, дефицит оставался значительно выше целевого показателя, а многие промышленные предприятия, особенно текстильные и обувные, закрылись в ответ на усиление конкуренции и высокие реальные процентные ставки. [9] За это время уровень бедности в стране увеличился. [12] Положительным моментом является увеличение накопления капитала и доли экспорта в ВВП, а также снижение неравенства между городом и деревней.
Новая политика была подорвана крайне неблагоприятными условиями. Засуха привела к сокращению сельскохозяйственного производства, экспорта, государственных доходов и спроса на местное производство. Рост за три года, пострадавших от засухи (1992, 1993 и 1995 годы), составил в среднем 2,6 процента; за три удачных года (1991, 1994 и 1996 годы) он составлял 6,5%. В это время новый режим АНК в Южной Африке аннулировал свое торговое соглашение с Зимбабве и обложил свой экспорт карательными пошлинами, точно так же, как Зимбабве снизила свои собственные, что внесло значительный вклад в деиндустриализацию. [8]
Неспособность правительства взять под контроль бюджетный дефицит подорвала эффективность тех элементов программы, которые были реализованы. Это привело к росту государственных заимствований, резкому повышению процентных ставок и повышательному давлению на обменный курс, в то время как местные фирмы столкнулись с усилением иностранной конкуренции. Многие фирмы потерпели крах, многие другие были вынуждены провести реструктуризацию, а новые инвестиции не поощрялись как в формальном, так и в все более важном неформальном секторе . Ограниченные сокращения, которые были произведены, были сосредоточены на социальных услугах и привели к серьезному снижению качества здравоохранения и образования. [13]
План правительства по жесткой экономии в сочетании с относительно слабой и хорошо защищенной экономикой был реализован слишком быстро. Неконкурентоспособные отрасли были ликвидированы, а переизбыток персонала сокращен, но таким внезапным и разрушительным образом, что это привело к экономическому хаосу. [8] Подобные проблемы возникли в некоторых странах Восточной Европы после краха коммунизма. Правительство управляло переходом к капитализму намного лучше. Общественная реакция на катастрофу лишь еще больше подорвала экономику, увековечив порочный круг. [13] К середине 1990-х годов появились признаки улучшения. Однако терпение и правительства, и народа было исчерпано, и было принято новое направление. [8]
В 1998 году вмешательство Мугабе в гражданскую войну в Демократической Республике Конго (Киншаса) — якобы для защиты его личных инвестиций — привело к приостановке международной экономической помощи Зимбабве. Эта приостановка помощи и миллионы долларов, потраченные на вмешательство в войну, еще больше ослабили и без того проблемную экономику Зимбабве.
Частично благодаря контролю над средствами массовой информации, огромным полугосударственным сектором экономики и силами безопасности правительству удавалось сводить к минимуму организованную политическую оппозицию на протяжении большей части 1990-х годов.
Дебаты по поводу коренного населения
[ редактировать ]К 1990 году возросли требования к более широкому участию коренных африканцев в собственности экономики на основе продолжающегося расового неравенства в постколониальной экономике. Например, к 1991 году 50% населения получали менее 15% общих годовых доходов и около 15% общего потребления, в то время как самые богатые три процента населения получали 30% общих доходов и отвечали за 30% общего объема потребления. потребление. Контролируемая государством экономика 1980-х годов пыталась перераспределить богатство в пользу чернокожего большинства, подчеркивая при этом расовую гармонию. С ростом экономических проблем в конце 1990-х годов и реформами 1990-х годов раздавались новые жалобы на неравномерное расовое распределение богатства. Для правящей партии существовал также политический императив, поскольку появление в конце 1980-х годов оппозиционных партий, таких как Движение единства Зимбабве и Партия Форум, продемонстрировало потенциал политической оппозиции со стороны растерянных слоев африканского среднего класса. Этот акцент на перераспределение богатства от белых к черным было политикой, которую правительство начало непосредственно проводить в середине 1990-х годов. [14]
2000 – настоящее время
[ редактировать ]Экономика Зимбабве сократилась с 2000 года в атмосфере политических потрясений, бегства капитала , коррупции и бесхозяйственности. Инфляция вышла из-под контроля (достигнув пика в 500 миллиардов процентов в 2009 году), а основы экономики в сельском хозяйстве и промышленности были подорваны. [15] [16] [17] Из-за состояния формальной экономики многие зимбабвийцы начали работать в неформальной экономике . По оценкам, из-за этого к 2009 году безработица была ближе к 10%, чем официальные 90%. [18]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Виктор Мучинерипи Гванде. 2022. Производство в колониальном Зимбабве, 1890–1979 гг . Издательство Кембриджского университета.
- Доро, Элайджа (2023). Грабеж ради прибыли: социально-экологическая история выращивания табака в Южной Родезии и Зимбабве . Издательство Кембриджского университета.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Показатели мирового развития» . Всемирный банк . Проверено 6 января 2012 года .
- ^ Пауэр, Саманта (декабрь 2003 г.). «Как убить страну: превратить житницу в корзину за десять простых шагов — путь Роберта Мугабе» . Атлантика . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Справочник по Родезии (утвержден к выпуску 17 мая 2001 г.) (PDF) . Центральное разведывательное управление. п. 44. Архивировано из оригинала (PDF) 23 января 2017 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Хокинс, Тони (19 мая 2015 г.). «Знаки выглядят ужасающими для экономики Зимбабве» . Файнэншл Таймс . Проверено 8 июля 2016 г.
- ^ Ганн 1958 , стр. 134.
- ^ Jump up to: а б Уокер 1963 , с. 664
- ^ Ганн 1958 , стр. 133.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «От корпоративизма к либерализации в Зимбабве: режимы экономической политики и политический кризис, 1980–97» . Международный обзор политической науки, Vol. 26, № 1, 91–106 (2005) .
- ^ Jump up to: а б «Зимбабве: экономическая корректировка, распределение доходов и либерализация торговли» (PDF) . Центр анализа экономической политики Роб Дэвис (Университет Зимбабве) и Йорн Ратцё (Норвежский университет науки и технологий), февраль 2000 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 марта 2007 года . Проверено 7 декабря 2007 г.
- ^ «Политика экономической политики в Зимбабве Кэролин Дженкинс». Журнал современных африканских исследований, Vol. 35, № 4. (декабрь 1997 г.), стр. 575–602 . JSTOR 162006 .
- ^ Jump up to: а б «Почему в Зимбабве выросла бедность? Джеффри Р. Алванг, Брэдфорд Ф. Миллс, Нельсон Тарувинга». Всемирный банк . 2002.
- ^ Jump up to: а б «Экономическая политика Зимбабве, 1980–2002 гг., доктор Оуэн Сичоне» . Бюллетень Форума управления политикой развития: Том X, номер 2, апрель 2003 г. 2002. Архивировано из оригинала 1 апреля 2018 года . Проверено 7 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Воздействие либерализации рынка труда и приверженности правительства реформам: Зимбабве, 1991–2000 гг.» (PDF) . ЭконВПА . 22 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2007 г. . Проверено 10 ноября 2007 г.
- ^ «Борьба за контроль: дебаты по поводу коренных народов в Зимбабве, 1980–97» . Отчет о Южной Африке . Том. 11, нет. 4. Декабрь 1996 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 10 ноября 2007 г.
- ^ «Указ Мугабе о ценах ставит экономику Зимбабве в штопор» . Международная газета Herald Tribune . 1 августа 2007 г.
- ^ Уайнс, Майкл (1 августа 2007 г.). «По мере роста инфляции экономика Зимбабве падает» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ «Выручай бандитов» . Экономист . Том. 420, нет. 8997. 9 июля 2016. стр. 43–44. ISSN 0013-0613 . Проверено 8 июля 2016 г.
- ^ Маова, Душевые; Матонго, Алоис (1 июня 2010 г.). «Внутри придорожной валютной торговли Зимбабве: Всемирный банк Булавайо». Журнал южноафриканских исследований . 36 (2): 319–337. дои : 10.1080/03057070.2010.485787 . ISSN 0305-7070 . S2CID 154910688 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Ганн, Льюис Х. (1958). Рождение плюралистического общества: развитие Северной Родезии под управлением Британско-Южно-Африканской компании, 1894–1914 гг . Издательство Манчестерского университета.
- Уокер, Эрик А., изд. (1963). Кембриджская история Британской империи, том четвертый (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета . OCLC 560778129 .