Экономическая история Камбоджи
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
История Камбоджи |
---|
![]() |
Ранняя история |
Пост-Ангкорский период |
Колониальный период |
Независимость и конфликт |
Мирный процесс |
Современная Камбоджа |
По теме |
![]() |

Камбоджа была сельскохозяйственным регионом в первом и втором тысячелетиях до нашей эры. Государства этого региона занимались торговлей в Индийском океане и экспортировали излишки риса. Сложные ирригационные системы были построены в 9 веке. Французский колониальный период оставил нетронутыми крупные феодальные землевладения. Были построены дороги и железная дорога, выращивались каучук, рис и кукуруза. После обретения независимости Сианук проводил политику экономической независимости, получая помощь и инвестиции от ряда стран.
Бомбардировки и другие последствия войны во время войны во Вьетнаме нанесли ущерб производству риса. Лон Нол проводил политику либерализации экономики. За этим последовала победа красных кхмеров и опустошение городов. После поражения красных кхмеров был принят пятилетний план, направленный на улучшение сельского хозяйства, промышленности и распределения, под лозунгом «экспорт и бережливость». Сегодня Камбоджа остается преимущественно аграрной страной, а промышленное развитие идет медленно.
Доколониальная экономика
[ редактировать ]Камбоджа не является страной со смешанной экономикой. Части региона, который сейчас называется Камбоджей, были заселены в первом и втором тысячелетиях до нашей эры культурой неолитической , которая, возможно, мигрировала из юго-восточного Китая на Индокитайский полуостров. С 2000 г. до н. э. камбоджийцы начали одомашнивать животных и выращивать рис . К 600 г. до н.э. камбоджийцы изготавливали железные инструменты. К I веку нашей эры у жителей сложились относительно стабильные и организованные общества. Наиболее продвинутые группы жили вдоль побережья, в нижней части долины Меконга и в районах дельты, где они выращивали рис и содержали домашних животных. Они работали с металлами, в том числе с железом и бронзой, обладали навыками мореплавания.
Влияние Индии пришло примерно с 100 г. до н.э. в результате увеличения торговли в Индийском океане. Фунан , самое раннее из индианизированных государств, было основано в I веке нашей эры в дельте Меконга . Население, вероятно, было сконцентрировано в деревнях вдоль Меконга и реки Тонлесап ниже Тонлесапа . Движение и связь по рекам и их дельтам осуществлялись в основном водным транспортом. Этот район был естественным регионом для развития экономики, основанной на рыболовстве и выращивании риса.
Существуют убедительные доказательства того, что экономика Фунана зависела от излишков риса, производимых обширной внутренней ирригационной системой. Морская торговля сыграла важную роль в развитии Фунана, а руины того, что, как полагают, было главным портом королевства, Ок Эо (ныне часть Вьетнама), содержат римские, а также персидские , индийские и греческие артефакты.
К V веку государство осуществляло контроль над нижним Меконгом и землями вокруг Тонлесапа. Он взимал дань с небольших государств на территории, которая сейчас включает северную Камбоджу, южный Лаос , южный Таиланд и северную часть Малайского полуострова . Индианизации способствовало расширение контактов с субконтинентом посредством путешествий торговцев, дипломатов и ученых брахманов .
Начиная с начала VI века, гражданские войны и династические распри подорвали стабильность Фунана. Фунан исчезает из истории в VII веке. Государство-преемник, Ченла, впервые упоминается в китайской истории Суй как вассал Фунань. В VIII веке фракционные споры при дворе Ченлы привели к разделению королевства на конкурирующие северную и южную половины, известные как Земельная (или Верхняя) Ченла и Водная (или Нижняя) Ченла. Земля Ченла сохраняла относительно стабильное существование, но Вода Ченла переживала период постоянной турбулентности, отчасти из-за нападений с моря яванцев и других людей.
Ангкорский период или Кхмерская империя длился с начала 9 века до начала 15 века и был золотым веком кхмерской цивилизации. Индраварман I (877–889) расширил контроль кхмеров до плато Корат в Таиланде и приказал построить огромное водохранилище к северу от столицы для орошения выращивания влажного риса. Его сын Ясоварман I (889 – 900) построил водохранилище Восточный Барай. Его дамбы, которые можно увидеть сегодня, имеют длину более 6 километров и ширину 1,6 километра. Сложная система каналов и водоемов, построенная при Индравармане I и его преемниках, была ключом к процветанию Камбуджи на протяжении полутысячелетия.
Освободив земледельцев от зависимости от ненадежных сезонных муссонов, они сделали возможной раннюю «зеленую революцию», которая обеспечила страну большими излишками риса. Упадок Камбуджи в тринадцатом и четырнадцатом веках, вероятно, был ускорен ухудшением ирригационной системы. Нападения тайцев и других иностранных народов, а также внутренние разногласия, вызванные династическим соперничеством, отвлекли человеческие ресурсы от поддержания системы, и она постепенно пришла в упадок.
Ангкорское общество было строго иерархическим. Король, которого считали божеством, владел как землей, так и своими подданными. Непосредственно под монархом и королевской семьей находились жрецы-брахманы и небольшой класс чиновников, насчитывавший в десятом веке около 4000 человек. Далее шли простолюдины, на которых возлагались тяжелые барщинные (принудительные) повинности. Существовал также большой класс рабов, строивших долговечные памятники.
После смерти Джаявармана VII Камбуджа вступила в длительный период упадка, который привел к ее окончательному распаду. Тайцы представляли собой растущую угрозу на западных границах империи.
Колониальная экономика
[ редактировать ]Помимо более эффективного сбора налогов, французы мало что сделали для преобразования сельской экономики Камбоджи. Камбоджийцы платили самые высокие налоги на душу населения в Индокитае, а в 1916 году ненасильственное налоговое восстание привело в Пномпень десятки тысяч крестьян, чтобы подать прошение королю о снижении налогов. Инцидент шокировал французов, которые поверили, что камбоджийцы слишком ленивы и индивидуалистичны, чтобы организовать массовый протест. Налоги по-прежнему вызывали резкое недовольство камбоджийцев. В 1925 году жители деревни убили жителя Франции после того, как он угрожал арестовать налоговых правонарушителей. [1] Для бедных крестьян барщинная повинность (заменитель налога) продолжительностью до девяноста дней в году на общественных работах была обременительной повинностью.
По словам Хоу Юона (ветерана коммунистического движения, убитого красными кхмерами после того, как они захватили власть в 1975 году), ростовщичество соперничало с налогами как главное бремя, лежащее на крестьянстве. Докторская диссертация Хоу в Парижском университете в 1955 году была одним из первых и наиболее тщательных исследований условий жизни в сельских районах во времена французской колониальной эпохи. Он утверждал, что, хотя большинство земельных владений были небольшими (от одного до пяти гектаров), бедняки и крестьяне среднего класса стали жертвами вопиющего ростовщичества, которое включало эффективные процентные ставки от 100 до 200 процентов. Потеря права выкупа низвела их до статуса издольщиков или безземельных рабочих.
Хотя долговое рабство и феодальное землевладение были отменены французами, старая элита все еще контролировала сельскую местность. По мнению Хоу, «крупные феодальные хозяйства в силу своего докапиталистического характера маскируются под мелкие и средние хозяйства, в форме арендных и паевых хозяйств и в материальном отношении неотличимы от других мелких и средних хозяйств». Вопрос о том, была ли сельская местность настолько поляризована с точки зрения классов (или собственности), как утверждает Хоу, остается открытым, но ясно, что существовала большая напряженность и конфликты, несмотря на улыбки и добродушное поведение кхмерских жителей деревни.
Для развития экономической инфраструктуры французы построили ограниченное количество дорог и железную дорогу, идущую от Пномпеня через Батдамбанг до тайской границы. Выращивание каучука и кукурузы было экономически важным, и первое было ответом на высокий рыночный спрос. Этот переход к производству сырьевых товаров изменил экономику. Технологии производства изменились в ответ на необходимость более интенсивных факторов производства. [2] Процветающие 1920-е годы, когда каучук, рис и кукуруза пользовались спросом за рубежом, были годами значительного экономического роста, но мировая депрессия после 1929 года причинила большие страдания, особенно среди производителей риса, падение доходов которых сделало их более чем когда-либо жертвами ростовщиков.
Промышленность была в зачаточном состоянии и предназначалась в первую очередь для переработки сырья, такого как каучук, для местного использования или экспорта. Была значительная иммиграция, которая создала плюралистическое общество, подобное обществам других стран Юго-Восточной Азии. Как и в Британской Бирме и Британской Малайе , в развитых секторах экономики доминировали иностранцы. Вьетнамцы приехали работать на каучуковых плантациях и служащими в правительстве. По мере того как их число увеличивалось, вьетнамские иммигранты также начали играть важную роль в экономике как рыбаки и операторы малого бизнеса.
Китайцы жили в Камбодже за несколько столетий до установления французского правления и доминировали в доколониальной торговле. Эта договоренность продолжалась и при французах, потому что колониальное правительство не налагало никаких ограничений на занятия, которыми они могли заниматься. Китайские купцы и банкиры в Камбодже развили коммерческие сети, которые простирались по всему Индокитаю, а также за границу, в другие части Юго-Восточной Азии и материковый Китай.
Экономическое развитие после обретения независимости
[ редактировать ]Преобладание сельского хозяйства и отсутствие (или пренебрежение) реального промышленного развития характеризуют современную экономику Камбоджи с момента обретения ею независимости в 1953 году. Выращивание влажного риса традиционно играло ключевую роль в обеспечении существования крестьян, в национальной самообеспеченности в производстве продовольствия, в торговых отношениях. с другими штатами, а также в государственные доходы для национального развития. И наоборот, правительство предприняло мало попыток индустриализировать страну, согласилось на прагматическое сочетание социализма и мелкого капитализма, и страна достигла некоторых ограниченных реабилитационных целей. [3]
Экономика Камбоджи изо всех сил пыталась не отставать от других стран Юго-Восточной Азии из-за проблем с развитием человеческой и физической инфраструктуры. Об этом свидетельствует относительно низкий уровень экспорта на душу населения. [3] В конце 1980-х годов политика правительства в основном опиралась на собственные скудные ресурсы страны — главным образом сельское хозяйство, зарождающуюся промышленную базу и скромную иностранную помощь со стороны стран СЭВ и неправительственных международных организаций.Уровень экспорта на душу населения начал расти только после 1980-х годов. [3]
Экономика Сианука мирного времени (1953–1970)
[ редактировать ]Политический нейтралитет Сианука, который стал краеугольным камнем его внешней политики, оказал существенное влияние на экономическое развитие Камбоджи. Сианук настаивал на том, что экономический аспект нейтралитета означает либо полный отказ от международной помощи (как это практиковало Бирма при Не Вине), либо принятие иностранной экономической помощи от всех стран без каких-либо условий. Действительно, в течение первого десятилетия своего пребывания у власти в новой независимой Камбодже (1953–1963 гг.) принц тщательно практиковал свою «более чистую форму нейтралитета между Востоком и Западом», стремясь к иностранной экономической помощи для развития (см. Камбоджа при Сиануке, 1954 г.). –70, гл. 1).
Однако в 1963 году экономика Камбоджи начала стагнировать, когда Сианук решил связать свою политику экономического нейтралитета с территориальной целостностью страны и безопасностью границ. Он отказался от дальнейшей помощи со стороны США, поскольку Вашингтон поддерживал Республику Вьетнам (Южный Вьетнам), а также со стороны Таиланда, с которым Камбоджа имела постоянные пограничные споры. Соответствующим шагом Сианук национализировал торговые компании, банки, страхование и основные отрасли промышленности, тем самым вызвав экономический упадок в период с 1963 по 1969 год. [4]
Восстание Самлота (Батдамбанга) 1967 года и решение правительства в феврале 1970 года демонетизировать (или обменять) старые банкноты номиналом 500 риелей (по стоимости риеля — см. Глоссарий) стали решающими событиями, способствовавшими окончанию эпохи Сианука (см. «В водоворот»). : Восстание и война, 1967–75, гл. 1; Вторая Индокитайская война, 1954–75, гл.
Во время своего пребывания в должности после обретения независимости Сианук использовал нечеткую конституцию страны для мониторинга всей деятельности правительства любого значения и для того, чтобы направить процесс принятия решений правительством в свою пользу. В ходе национального строительства политические цели часто преобладали над чисто экономическими целями. Например, до 1967 года правительство уделяло более высокий приоритет социальным улучшениям, таким как здравоохранение и образование, чем национальному экономическому росту. Позже правительство уделяло более высокий приоритет производительным секторам сельского хозяйства и промышленности в экономических планах на период 1968–72 годов; однако из-за войны правительство не реализовало эти планы.
Тем не менее, в период с 1952 по 1969 год валовой национальный продукт Камбоджи (ВНП — см. Глоссарий) рос в среднем на 5 процентов в год в реальном выражении, причем в 1950-е годы рост был выше, чем в 1960-е. Кроме того, сектор услуг играл важную роль в смешанной экономической системе Сианука в отличие от его положения при режимах Пол Пота и Хенг Самрина , которые считали сектор услуг незначительным и «непродуктивным». В 1968 году на сектор услуг приходилось более 15 процентов валового внутреннего продукта (ВВП — см. Глоссарий), на сельское хозяйство — 36 процентов, а на обрабатывающую промышленность — 12 процентов.
Сельское хозяйство развивалось под определенным патернализмом со стороны Сианука, который подарил сельскохозяйственное оборудование различным деревням и взамен получил уважение и привязанность со стороны крестьян. Однако в целом сельское хозяйство Камбоджи существовало без особой помощи со стороны правительства. В 1969 году около 80 процентов фермеров, выращивающих рис, владели землей, которую они обрабатывали, а земельное владение на каждую семью в среднем составляло чуть более двух гектаров. Фермеры использовали простые и примитивные орудия, которые хорошо соответствовали их потребностям и легкому весу тягловых животных. В целом крестьяне были на удивление самостоятельными.
Фермеры начали обрабатывать больше земли, в результате чего производство риса увеличилось в среднем с 1,4 миллиона тонн в 1955 году до 2,4 миллиона тонн в 1960 году. Производство оставалось на этом уровне на протяжении 1960-х годов. Однако урожайность риса с гектара оставалась низкой — менее 1,2 тонны с гектара — в период 1952–1969 годов мало что было сделано для повышения урожайности за счет использования орошения, химических удобрений или улучшенных семян и орудий. Средняя урожайность в провинциях Батдамбанг и Кампонгтям была на 50 процентов выше, чем в среднем по стране, из-за более высокого плодородия почвы и, в случае Батдамбанга, более крупных средних земельных владений и более широкого использования машин при возделывании земли. [4]
Будучи важным экспортером риса, Камбоджа особенно пострадала от национализации торгового сектора в 1963 году. Значительная часть национального производства риса (возможно, до двух третей) была вывезена контрабандой во Вьетнам. Поскольку экспорт риса был основным источником дохода государства, потери для государственной казны были огромными. Королю пришлось урезать бюджеты ряда министерств, что, в свою очередь, вызвало большое недовольство среди государственных служащих, и особенно среди военных. [4]
Промышленное и инфраструктурное развитие выиграло от иностранной экономической помощи. В целом правительство избегало амбициозных планов и сосредоточило внимание на малых предприятиях для удовлетворения местных потребностей и сокращения иностранного импорта. В июне 1956 года китайцы предоставили Пномпеню оборудование на 22,4 миллиона долларов США в рамках продолжающейся программы промышленной экономической помощи. Кроме того, в 1960-х годах они помогли построить текстильную фабрику и стекольный завод.
В этот период другие страны внесли свой вклад в рамках собственных программ помощи. Чехословакия предоставила кредиты на строительство заводов по сборке тракторов, шинного производства и сахарного завода. Другими донорами помощи были Советский Союз, Югославия, Франция, Федеративная Республика Германия (Западная Германия), Япония и Австралия. Экономическая помощь Соединенных Штатов Камбодже составила более 350 миллионов долларов США за период с 1955 по 1962 год, и она была инвестирована в основном в области общественного здравоохранения, образования и развития сельского хозяйства.
Чтобы избежать появления неоправданной зависимости от иностранной помощи, Камбоджа настаивала на «разделении проектов», то есть на собственном участии в конкретных предприятиях, таких как спонсируемый Францией нефтеперерабатывающий завод и завод по сборке грузовиков в Сиануквиле. Это условие, введенное Пномпенем, также привело к снижению масштабов многих проектов помощи и сумм кредитов, предоставленных правительству Камбоджи.
Правительство также использовало иностранную помощь для расширения транспортных и коммуникационных сетей страны. Франция помогла развивать Сиануквиль, второй по величине порт Камбоджи, открывшийся в 1960 году, а Соединенные Штаты построили шоссе, связывающее порт с Пномпенем. Кроме того, камбоджийцы при помощи Франции и Западной Германии построили железную дорогу от Сиануквиля до столицы.
Несмотря на заявления Сианука об экономическом прогрессе, объем промышленного производства Камбоджи в 1968 году составлял лишь 12 процентов ВНП, или только одну треть сельскохозяйственного производства. Рис и каучук были двумя основными товарами экспорта страны и источником иностранной валюты в эпоху Сианука.
Экономика военного времени (1970–1975)
[ редактировать ]Война, охватившая остальную часть Индокитая, распространилась на Камбоджу в апреле 1970 года, вскоре после переворота, свергнувшего принца Сианука. Условия военного времени оказали серьезное влияние на экономику страны, особенно на экспортный сектор. Производство и экспорт практически всех товаров резко упали, поскольку нестабильность распространилась по всей сельской местности. Интенсивные бои в наиболее густонаселенных сельскохозяйственных районах страны привели к бегству значительной части крестьянского населения в города.
К 1975 году население Пномпеня увеличилось до 2 миллионов человек с 50 000 в 1955 году. Более того, война серьезно нарушила экономическую систему. Нехватка продовольствия возникла, когда повстанцы прервали транспортировку урожая из сельской местности в основные сбытовые центры. Увеличение бюджетных расходов, стремительный рост инфляции, сокращение экспортных поступлений и растущий дефицит платежного баланса отразились на раздираемой войной экономике.
Самый разрушительный эффект война оказала на производство риса. В 1972 году Камбодже впервые после обретения независимости пришлось импортировать рис (из Японии и Таиланда). В результате боевых действий площадь посевов риса в 1972 году сократилась до менее 800 000 гектаров, что намного меньше примерно 3 миллионов гектаров, которые обрабатывались в 1969 году. Урожай риса 1972 года составил лишь 26,8 процента урожая 1969 года. Экспорт натурального каучука, второго по величине источника иностранной валюты в стране, прекратился вскоре после начала военных действий в 1970 году. Война разрушила обширные каучуковые плантации и повредила предприятия по переработке каучука.
В конце 1970 года Лон Нол, сменивший Сианука, продолжил либерализацию экономики, стремясь спасти страну от экономической катастрофы. Это начинание было продолжением политики, которую он провел в качестве главы правительства «национального спасения» в августе 1969 года. Под руководством Лон Нола Пномпень ограничил контроль и полномочия государственного экспортно-импортного агентства (Société nationale d' экспорт и импорт (SONEXIM), который был создан в 1964 году для управления внешней торговлей, денационализации банков и промышленности, поощрения частных иностранных инвестиций и обеспечения более широкого участия частного сектора в экономике. Новая экономическая политика Кхмерской Республики постепенно изменила модель государственного социализма, которая составляла краеугольный камень внутренней политики Сианука.
29 октября 1971 года правительство реализовало комплексную программу реформ по стабилизации экономики. Эти реформы включали повышение налогов на импорт всех второстепенных товаров; повышение процентных ставок по банковским депозитам и коммерческим кредитам; ликвидация кредитования государственных предприятий и коммунальных предприятий; внедрение гибкой системы обмена валюты; и упрощение системы импорта для облегчения перемещения товаров. Основное внимание в программе уделялось восстановлению денежной стабильности перед лицом растущей инфляции, финансовых спекуляций, черного рынка и других экономических проблем, вызванных войной. Изменив политику, правительство также перешло к более активному участию в международных и региональных организациях и обратилось за поддержкой к Всемирному банку (см. Глоссарий), Международному валютному фонду (см. Глоссарий) и Азиатскому банку развития.
По мере развития войны правительство Лон Нола направляло крупные экономические меры главным образом на улучшение общей ситуации с продовольствием и поддержание уверенности общества в постоянном наличии основных потребительских товаров. Чтобы обеспечить адекватные внутренние поставки, в ноябре 1971 года Пномпень приостановил выдачу экспортных лицензий на основные экспортные товары, такие как рис, кукуруза и крупный рогатый скот. Хотя этот шаг помог сохранить запасы товаров первой необходимости в столице и провинциальных центрах, поставки были небольшими по сравнению со спросом.
Правительство Лон Нола ранее в принципе заявило, что оно придерживается политики «строгого нейтралитета» и примет иностранную помощь от «всех стран, которые любят мир и справедливость». Еще 20 апреля 1970 года Камбоджа официально запросила у Вашингтона военную и экономическую помощь, чтобы помочь справиться с растущими военными расходами и растущим бюджетным дефицитом. По мере активизации военной активности в стране США стали крупнейшим донором и поставщиком Камбоджи.
Москва отправила медицинское оборудование, и в октябре 1971 года Советы возобновили финансовое соглашение с республиканским режимом. Фонд экономической поддержки, в который Организация Объединенных Наций (ООН), США, Великобритания, Япония, Новая Зеландия, Таиланд и Малайзия пообещали внести свой вклад, предоставил 21 миллион долларов США в качестве вспомогательной помощи. Другие страны, в том числе Италия, Израиль, Западная Германия и Швейцария, предоставили средства в основном для помощи жертвам войны. Франция направила свою помощь на содержание французских образовательных программ и культурных учреждений. Тем не менее, эти паллиативные меры далеко не достигли того, что было необходимо. К 1975 году экономика рухнула, и страна выживала в основном за счет импортных продуктов питания, финансируемых правительством Соединенных Штатов.
При красных кхмерах (1975–1979)
[ редактировать ]Под руководством красных кхмеров в Камбодже произошла жестокая и радикальная революция. Когда коммунистические силы пришли к власти в Пномпене в апреле 1975 года, их непосредственными целями были реформа социальной системы и оживление национальной экономики. Стратегия экономического развития красных кхмеров заключалась в создании сильной сельскохозяйственной базы, поддерживаемой местной мелкой промышленностью и ремеслами. Как пояснил вице-премьер Иенг Сари, режим «преследовал радикальную трансформацию страны, взяв за основу сельское хозяйство. На доходы от сельского хозяйства мы строим промышленность, которая должна служить развитию сельского хозяйства».
Эта стратегия также была в центре внимания докторской диссертации, написанной будущим лидером красных кхмеров Кхиеу Самфаном в Парижском университете в 1959 году. Самфан утверждал, что Камбоджа может добиться экономического и промышленного развития только за счет увеличения и расширения сельскохозяйственного производства. Новое коммунистическое правительство реализовало положения этого тезиса; он призывал к тотальной коллективизации сельского хозяйства и полной национализации всех секторов экономики.
Строгое соблюдение принципа самостоятельности составляло главную цель режима красных кхмеров. В радиопередаче Пномпеня в начале мая (примерно через месяц после прибытия красных кхмеров в столицу) подчеркивалась важность самообеспеченности Камбоджи и хвасталось, что во время войны красные кхмеры использовали металлолом и разбитые военные машины для производства своих собственных машин. пули и мины. В заявлении ясно давалось понять, что политика опоры на собственные силы будет продолжаться и в мирное время.
В качестве еще одного шага, направленного на снижение иностранного влияния на страну, режим объявил 10 мая, что не позволит иностранцам оставаться в Камбодже, но эта мера носит лишь временный характер; и добавлено: «Мы пересмотрим вопрос [о разрешении въезда в страну иностранцам] после восстановления дипломатических, экономических и торговых отношений с другими странами». Хотя Камбоджа возобновила дипломатические отношения с рядом стран, новое правительство информировало Генеральную Ассамблею ООН 6 октября 1975 года, что оно нейтрально, экономически самодостаточно и не будет просить помощи ни у одной страны.
Однако 9 сентября китайский посол прибыл в Камбоджу, и вскоре появились сообщения о том, что Китай оказывает помощь «красным кхмерам». По оценкам, количество китайских экспертов в Камбодже после этого времени колебалось от 500 до 2000 человек. Политика самообеспечения также означала, что правительство организовало все население в группы принудительного труда для работы на рисовых полях и других землях, чтобы помочь стране достичь своей цели - продовольственной самообеспеченности.
Красные кхмеры, как только пришли к власти 17 апреля 1975 года, опустошили Пномпень (около 2 миллионов жителей), а также другие города и поселки, и вытеснили людей в сельскую местность. Эта ночная эвакуация была мотивирована острой необходимостью восстановления разрушенной войной экономики страны и враждебностью крестьян красных кхмеров по отношению к городам. По словам представителя «красных кхмеров» во французском посольстве 10 мая, эвакуация была необходима для «революционизации» и «очищения» городских жителей и уничтожения Пномпеня, который «камбоджийские крестьяне считали сателлитом иностранцев, прежде всего французов, а потом американский, который был построен их потом, не принеся им ничего взамен». Единственными людьми, которым не было приказано покинуть город, были те, кто пользовался жизненно важными общественными услугами, такими как водоснабжение и электричество.
Другие лидеры красных кхмеров объяснили эвакуацию необходимостью самостоятельности. В начале 1976 года они сказали шведскому послу, что «у них не было никаких транспортных средств, чтобы доставить людям еду, и поэтому логичным было доставить людей к пище, то есть эвакуировать их всех и заставить их уйти». на рисовые поля». Действительно, когда эвакуированные добрались до места назначения, их немедленно мобилизовали для расчистки земель, сбора урожая риса, рытья и восстановления ирригационных каналов, а также для строительства и ремонта дамб в рамках подготовки к дальнейшему расширению сельского хозяйства. Сообщалось, что урожай риса в ноябре 1976 года был хорошим по сравнению с предыдущими годами. В то же время были созданы или восстановлены плантации хлопка, каучука и бананов.
Хотя красные кхмеры отдавали приоритет сельскому хозяйству, они пренебрегали промышленностью. Пол Пот стремился «объединить и усовершенствовать [существующие] фабрики», а не строить новые. Было вновь запущено в производство около 100 фабрик и мастерских; большинство из них (за исключением построенного Китаем цементного завода, фабрики по производству ружейных мешков и текстильных фабрик в Пномпене и Батдамбанге) представляли собой ремонтные и ремесленные мастерские, возрожденные для содействия развитию сельского хозяйства.
Экономическая революция в Камбодже была гораздо более радикальной и амбициозной, чем в любой другой коммунистической стране. Фактически, лидер красных кхмеров премьер-министр Иенг Сари объяснил, что Камбоджа хотела «создать то, чего никогда раньше не было в истории. Не существует модели того, что мы строим. Мы не имитируем ни китайскую, ни вьетнамскую модель». Вся земля принадлежала государству или кооперативам; не было частных участков, как в Китае или в Советском Союзе. В конституции, принятой в декабре 1975 и провозглашенной в январе 1976, прямо говорилось, что средства производства являются коллективной собственностью государства (см. Демократическая Кампучия, 1975—78, гл. 1).
Экономическая система Камбоджи была уникальной по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, правительство отменило частную собственность на землю. Красные кхмеры считали, что при новом правительстве Камбоджа должна стать бесклассовым обществом «совершенной гармонии» и что частная собственность является «источником эгоистических чувств и, следовательно, социальной несправедливости». Во-вторых, Камбоджа была безналичной страной; правительство конфисковало всю валюту республиканской эпохи. Магазины закрывались, а рабочие получали зарплату в виде продовольственных пайков, поскольку денег в обращении не было.
12 августа 1975 года, менее чем через четыре месяца после прихода к власти красных кхмеров, Кхиеу Самфан заявил, что в течение года или двух Камбоджа будет иметь достаточные запасы продовольствия и сможет экспортировать часть своей продукции. Чтобы достичь этой цели в рекордно короткие сроки, крупные коммуны, состоящие из нескольких деревень, заменили сельские кооперативы, которые сформировались на территориях, контролируемых красными кхмерами в 1973 году и распространились по всей стране к 1975 году. В отличие от Китая и Вьетнама, которые вводили коллективизацию постепенно в течение нескольких лет Камбоджа ввела эту систему поспешно и без подготовки.
«Красные кхмеры», следуя лозунгу «Если у нас есть дамбы, у нас будет вода; если у нас есть вода, у нас будет рис; если у нас есть рис, мы можем иметь абсолютно все», организовали рабочих в три «силы». ." В первую группу вошли неженатые мужчины (в возрасте от пятнадцати до сорока лет), которым было поручено строить каналы, дамбы и плотины. Вторая сила состояла из женатых мужчин и женщин, которые отвечали за выращивание риса вблизи деревень. Третью группу составляли люди сорока лет и старше, которым поручали менее трудные задачи, такие как плетение, плетение корзин или присмотр за детьми. Дети до пятнадцати лет выращивали овощи или разводили птицу. Всем приходилось работать от десяти до двенадцати часов в день, а некоторые работали и больше, часто в неблагоприятных, нездоровых условиях.
27 сентября 1977 года в большой речи по случаю годовщины Кампучийской (или Кхмерской) Коммунистической партии (ККП — см. Приложение B) лидер «красных кхмеров» Пол Пот заявил, что «весь наш народ, вся наша революционная армия и вся наша кадры живут в коллективном режиме через систему общественной поддержки». Затем он перечислил достижения правительства в восстановлении экономики и пришел к выводу, что «хотя уровень жизни нашего народа еще не достиг уровня благосостояния, он достиг уровня, на котором люди в основном обеспечены всеми потребностями во всех областях».
Измерить экономические показатели режима красных кхмеров было невозможно, поскольку статистика не была доступна, а денежные операции или бухгалтерский учет не проводились. Экономическая жизнь, описываемая иностранными дипломатами, западными гостями и камбоджийскими беженцами в тайских лагерях, варьировалась от спартанской до унылой. Пномпень стал городом-призраком с населением всего около 10 000 человек. Не было ни магазинов, ни почтовых отделений, ни телефонов, ни телеграфа. Во всех городских районах наблюдалась частая нехватка воды и электричества, и правительство запретило передвижение через границы провинций, за исключением грузовиков, развозящих рис и топливо.
Условия в кооперативах значительно различались от места к месту. В некоторых районах члены кооперативов имели разрешение на обработку частных участков земли и содержание скота. В других все имущество принадлежало общине. Условия были самыми примитивными в новых экономических зонах, куда горожан отправляли обрабатывать целину и где тысячи семей жили в импровизированных бараках (см. Демократическая Кампучия, 1975–78, гл. 1).
Камбоджа добилась прогресса в улучшении ирригационной сети страны и расширении площадей выращивания риса. Радио Пномпеня заявило, что по всей стране была построена сеть рвов, каналов и водохранилищ, «подобных гигантским шахматным доскам, - явление, беспрецедентное в истории нашей Камбоджи». Тем не менее, по сообщениям, производство и распределение риса были неудовлетворительными. Урожай риса был плохим в 1975 и 1978 годах, когда в долине Меконга обрушились самые сильные за семьдесят лет наводнения.
Даже после лучших урожаев 1976 и 1977 годов распределение риса было неравномерным, и правительству не удалось достичь дневного рациона в 570 граммов на человека. Суточная норма риса на человека варьировалась в зависимости от региона от 250 до 500 граммов. Партийные лидеры, кадры, солдаты и фабричные рабочие питались хорошо, но дети, больные и пожилые люди страдали от недоедания и голода. Также поступали сообщения о том, что правительство накапливало запасы риса для подготовки к войне с Вьетнамом и экспортировало его в Китай в обмен на военные поставки. Этот перенаправленный рис мог быть одним из объяснений скудного рисового рациона людей.
Согласно книге Франсуа Поншо « Камбоджа: год ноль »: «Начиная с 1972 года партизаны отправляли всех жителей оккупированных ими деревень и городов в лес, чтобы они жили, и часто сжигали их дома, чтобы им нечего было приходить». обратно». «Красные кхмеры» систематически уничтожали источники продовольствия, которые нелегко было подвергнуть централизованному хранению и контролю, вырубали фруктовые деревья, запрещали рыбную ловлю, ставили вне закона посадку или сбор риса, отменили медицину и больницы, заставляли людей преодолевать большие расстояния, не имея доступа к ним. к воде, экспортировали продовольствие, приступили к глупым экономическим проектам и отказались от предложений гуманитарной помощи , что привело к гуманитарной катастрофе: сотни тысяч умерли от голода и жестокого переутомления, вызванного правительством, в сельской местности. Для красных кхмеров внешняя помощь противоречила их принципу национальной самостоятельности .
По словам Соломона Баши, только в 1976 году красные кхмеры экспортировали 150 000 тонн риса. Кроме того, «руководители кооперативов часто сообщали своим начальникам о более высоких урожаях, чем они получали на самом деле. Затем кооператив облагался налогом на рис, который, как сообщается, он производил. цифры.... «Там были груды риса размером с дом, но они увезли их на грузовиках. Мы выращивали курицу, уток, овощи и фрукты, но они забрали все это. Вас бы убили, если бы вы попытались это сделать». возьми что-нибудь себе». [5] По мнению Анри Локара, "репутация руководителей КР как спартанских аскетистов несколько преувеличена. Ведь в их полном распоряжении было все имущество всех изгнанных горожан, и они никогда не страдали от недоедания". [6]
В конце 1978 года, когда вьетнамские войска вторглись в Камбоджу, последовавшая за этим нестабильность полностью нарушила экономическую деятельность страны, особенно в сельской местности, которая снова стала театром военных действий, по которому проходило массовое перемещение населения. Сельскохозяйственное производство снова понесло серьезный ущерб, в результате чего в 1979 году произошел серьезный продовольственный кризис.
Экономическая роль Народно-революционной партии Кампучии
[ редактировать ]После падения Пол Пота и создания Народной Республики Кампучия в январе 1979 года, Кампучийская (или Кхмерская) Народно-революционная партия (КПРП — см. Приложение B), возглавляемая Генеральным секретарем Хенг Самрином, определила политику экономического развития Камбоджи. Съезды партии приняли эту политику на заседаниях в январе 1979, мае 1981 и октябре 1985 годов. Новая конституция, одобренная Национальным собранием в июне 1981 года, определила новое социалистическое направление Камбоджи и роль государства в экономических делах. Затем, после еще шести лет борьбы с экономикой выживания и существования, лидеры КПРП представили свой Первый план, который представлял собой систематические и рациональные усилия партии по централизованному планированию и улучшению экономики.
Новая экономическая политика и система
[ редактировать ]В отличие от радикального, доктринерского подхода Пол Пота к экономическому развитию, Хенг Самрин и лидеры Кампучийского (или Кхмерского) Национального объединенного фронта национального спасения (KNUFNS — см. Приложение B), головной группы антиполпотовских сил, спонсируемых Ханой стремился заручиться общественной поддержкой, сформулировав политику, которая была бы прагматичной, реалистичной и гибкой. В программе из одиннадцати пунктов, обнародованной незадолго до вьетнамского вторжения в Камбоджу, фронт сформулировал экономические принципы, которые будут означать его пребывание у власти. Эти руководящие принципы выступали за постепенный переход к социализму; «плановая экономика с рынками»; восстановление банков, валюты и торговли; отмена принудительного труда; введение восьмичасового рабочего дня ; и оплата по факту выполненной работы.
Социалистическая экономика КПРП приняла частный сектор. На конференции по сельскому хозяйству в мае 1980 года Самрин рассмотрел эффективность групп солидарности (кром самаки), производственных подразделений, состоящих из семи-пятнадцати семей, объединенных общими усилиями по выращиванию продуктов питания или производству товаров. Эти производства были организованы в соответствии с политикой движения к социализму. Он подтвердил, что каждый член этих групп получит как минимум один гектар земли для обработки в коммунальных целях, а также частный участок площадью не более четверти гектара, на котором можно будет выращивать овощи или выпасать скот. Кроме того, конференция по планированию в июле 1980 года призвала к политике «одновременного развития семейной (частной) экономики и национальной (социализированной) экономики». Конференция также решила, что государство должно покупать у крестьян сельскохозяйственную продукцию и продавать им промышленные товары по свободным рыночным ценам.
КПРП дополнительно уточнила свою экономическую политику на четвертом съезде партии (первом с момента прихода к власти в Пномпене) с 26 по 29 мая 1981 года. Она заявила, что экономическая система страны состоит из трех основных частей: государственной экономики и коллективной экономики. и семейная экономика, и что каждая из этих частей «играла свою значительную роль».
Экономика государства охватывала крупное сельскохозяйственное производство, все промышленное производство, сети связи и транспорта, финансы, внутреннюю и внешнюю торговлю. Чтобы облегчить экономические операции по всей стране, государство восстановило банковскую систему в ноябре 1979 года и вновь ввело валюту в марте 1980 года. КПРП признала, что экономика штата мала, и заявила, что ее следует расширить. Однако партийные лидеры, осознавая подводные камни централизованного планирования, предостерегали от «чрезмерного расширения и игнорирования реальных потребностей, условий производства, управленческих способностей и экономических возможностей».
Коллективной экономике — крупнейшему из трёх элементов — отводилась важная роль в восстановлении и развитии сельского хозяйства. В его состав входили группы солидарности в сельском хозяйстве, рыболовстве, лесном хозяйстве и ремеслах. Эти группы также взяли на себя задачу коллективной купли-продажи.
Семейное хозяйство включало в себя домашнее хозяйство крестьян, большинство предприятий розничной торговли, индивидуальных ремесленников, ремесленников, ремонтных мастерских и мелкой торговли. Хотя Конституция 1981 года гласила, что земля и другие природные ресурсы являются государственной собственностью, она давала гражданам право узуфрукта на землю, выделенную государством под дом и сад. В некоторых случаях сельскохозяйственным работникам также разрешалось брать взаймы у государства дополнительный участок земли, производить на нем продукты питания и хранить урожай для собственного потребления.
Частное предпринимательство также положило скромное начало гибридной экономической системе Камбоджи. Гражданам было разрешено покупать и продавать сельскохозяйственную продукцию и изделия кустарного промысла. Закон гарантировал работникам право сохранять заработную плату, другие доходы и имущество. При поддержке и защите государства в Пномпене и других городских районах открылись сотни небольших магазинов и фабрик, на каждой из которых работало несколько рабочих.
Этот зарождающийся частный сектор сыграл настолько важную роль в восстановлении национальной экономики, что партийные лидеры на Пятом Конгрессе в октябре 1985 года потребовали его официального признания как средства смягчения слабостей государственной экономики. Таким образом, правительство добавило к экономической системе четвертый компонент — частную экономику и узаконило его поправкой к конституции в феврале 1986 года.
Первый план (1986–1990)
[ редактировать ]Первая пятилетняя программа социально-экономического восстановления и развития (1986–90), или Первый план, возникла в феврале 1984 года, когда главы государственных плановых комиссий Вьетнама, Лаоса и Камбоджи встретились в Хошимине (бывший Сайгон). ) и согласились согласовать свои экономические планы на 1986–1990 годы. Хенг Самрин официально объявил о плане Камбоджи в своем политическом отчете конгрессу.
План был призван открыть новый этап камбоджийской революции; он отдал наивысший приоритет сельскохозяйственному производству, назвав его «первой линией фронта», и сосредоточил внимание на четырех секторах: продовольствии, каучуке, рыболовстве и древесине. Он установил производственные цели для каждого сектора. В течение планового периода производство продуктов питания должно было увеличиваться на 7 процентов в год, чтобы соответствовать запланированному годовому приросту населения в 2,8 процента, который, похоже, не был достигнут к 1987 году. План предполагал, что к 1990 году выращивание каучука расширится до 50 000 га для производства 50 000 тонн латекса; производство древесины достигнет 200 тысяч кубических метров; производство джута увеличится до 15 000 тонн; а производство рыбы составит 130 000 тонн. Как и в прошлом, в плане сельское и лесное хозяйство было названо реальной силой национальной экономики.
План был менее специфичен для промышленного сектора. Он не устанавливал целевых показателей промышленного производства, за исключением производства электроэнергии, которое, по прогнозам, в 1990 году достигнет 300 миллионов киловатт-часов в год. План обращал внимание на необходимость выборочного восстановления существующих мощностей промышленного производства и на предлагаемое постепенное строительство малая и средняя промышленная база, которая больше соответствовала бы ситуации в стране.
В плане повышенное внимание уделялось распределению товаров. Торговые организации должны были быть усовершенствованы на всех уровнях, а социалистические торговые сети должны были быть расширены во всех местах. В частности, торговые отношения между государством и крестьянством должны были улучшаться и укрепляться в соответствии с девизом: «Для крестьянства продажа риса и сельскохозяйственной продукции государству есть патриотизм; для государства продажа товаров и их непосредственная поставка». перед народом – значит быть ответственным перед народом».
План также требовал, чтобы инвестиции были направлены на улучшение инфраструктуры, особенно на реконструкцию линий связи и водопроводных сооружений. Сети автомобильных дорог, внутренних водных путей и железных дорог должны были быть восстановлены для обслуживания национальной экономики и обороны.
И последнее, но не менее важное: в плане «экспорт и бережливость» (без подробностей) упоминаются как две основные политики, которым необходимо следовать, чтобы решить проблему дефицита национального бюджета. План подразумевал, что в 1990-е годы экспорт должен будет состоять в основном из сельскохозяйственной и лесной продукции, к которой можно будет добавить некоторую стоимость за счет низкотехнологичной переработки. «Бережливость», хотя и не определена, в будущем может включать в себя своего рода план государственных сбережений со стимулами для мелких вкладчиков для поглощения излишков риелей, генерируемых значительными секторами свободного и черного рынка Камбоджи.
Хенг Самрин, как и его предшественники Сианук и Пол Пот, призывал камбоджийцев взяться за восстановление экономики «в духе опоры главным образом на собственные силы». Однако, в отличие от Сианука и Пол Пота, лидер КПРП сделал упор на экономическое и техническое сотрудничество с Вьетнамом. Он считал, что такое сотрудничество станет «незаменимым фактором» в развитии сельского и лесного хозяйства в Камбодже. Хенг Самрин также выступал за улучшение экономического сотрудничества с Советским Союзом и другими социалистическими странами.
Недавняя экономическая история
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2008 г. ) |
На долю промышленности приходилось лишь 5 процентов ВВП Камбоджи в 1985 году по сравнению с 19 процентами в 1969 году. Промышленная деятельность по-прежнему концентрировалась на переработке сельскохозяйственной продукции, в основном риса, рыбы, древесины и каучука. Производственные предприятия были небольшими, и на них работало в среднем менее 200 рабочих. Эти заводы стремились производить достаточное количество потребительских товаров (безалкогольные напитки, сигареты и продукты питания) и товаров для дома (мыло, бумага и посуда), чтобы удовлетворить местный спрос.
О масштабах восстановления промышленности Камбоджи можно судить путем сравнения предприятий довоенного и послевоенного времени. В 1969 году, в последний год перед тем, как страна была охвачена войной, охватившей Индокитай, перепись выявила 18 крупных предприятий по всей стране (13 государственных и 5 смешанных государственно-частных секторов) и 33 000 малых и средних частных предприятий. Около половины заводов, работавших в 1969 году, были рисовыми мельницами или иным образом занимались переработкой риса.
В 1985 году правительственное информационное агентство («Сарподамиан Кампучия») объявило, что пятьдесят шесть заводов были отремонтированы и снова введены в эксплуатацию. В самой столице к 1985 году вновь открылось около половины довоенных заводов Пномпеня. Большинство отраслей производили продукцию на гораздо меньшей мощности из-за частых отключений электроэнергии, нехватки запасных частей и сырья, а также нехватки как квалифицированных рабочих, так и опытных менеджеров. . Промышленное возрождение по-прежнему было трудным и крайне медленным, поскольку оно основывалось главным образом на использовании ограниченных местных ресурсов.
Технологические стартапы [7] началась в 2010-х годах в Камбодже, но столкнулась с серьезными проблемами из-за высокой текучести кадров и однородного населения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Французский протекторат, 1863-1954 , гл. 5
- ^ Батен, Йорг (2016). История мировой экономики. С 1500 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. п. 287. ИСБН 9781107507180 .
- ^ Jump up to: а б с Батен, Йорг (2016). История мировой экономики. С 1500 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. п. 303. ИСБН 9781107507180 .
- ^ Jump up to: а б с Тайни, Джеймс А. (2017). От рисовых полей к полям смерти: природа, жизнь и труд под властью красных кхмеров . Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. п. 45. ИСБН 9780815635567 .
- ^ Соломон Баши (2010), «Преследование голода в чрезвычайных палатах судов Камбоджи», ExpressO.
- ^ Локар, Анри, Государственное насилие в Демократической Кампучии (1975-1979) и возмездие (1979-2004). Архивировано 31 октября 2021 г. в Wayback Machine , European Review of History , Vol. 12, № 1, март 2005 г., стр. 121–143.
- ^ Эк, Ванденберг, Софеара, Пол (июнь 2022 г.). «Экосистема технологических стартапов Камбоджи» (PDF) . Экосистемы для технологических стартапов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (1): 68 – через Азиатский банк развития.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
- Косслетт, Тайет Л. «Экономика». Камбоджа: страновое исследование (Рассел Р. Росс, редактор). Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (декабрь 1987 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . [1]
- Слокомб, Маргарет. «Экономическая история Камбоджи в двадцатом веке»