Наука и технологии в Камбодже
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
В этой статье обобщается развитие науки и технологий в Камбодже с политической точки зрения. [ почему? ]
Социально-экономический контекст
[ редактировать ]Камбоджа в настоящее время переживает переход от постконфликтного состояния к рыночной экономике. В период с 2007 по 2012 год страна достигла среднегодовых темпов роста в 6,4%. Примечательно, что уровень бедности значительно снизился с 48% до 19% населения, как сообщается в Стратегии партнерства со страной Азиатского банка развития на 2014 год. 2018. [1]
Экономика Камбоджи в первую очередь опирается на экспорт одежды, продукции сельского хозяйства и рыболовства. Однако предпринимаются согласованные усилия по диверсификации экономического ландшафта. Примечательно, что в стране наблюдается рост экспорта добавленной стоимости, особенно в таких секторах, как производство электроники и телекоммуникации. Присутствие иностранных транснациональных компаний способствовало этому росту. Например, экспорт высокотехнологичных товаров вырос с 3,8 млн долларов США в 2008 году до 76,5 млн долларов США в 2013 году. [1]
Применяя дальновидный подход, Камбоджа в 2014 году запустила «Видение Камбоджи до 2030 года», ставя перед собой амбициозную цель – вывести страну к экономике с доходом выше среднего к 2030 году. Кроме того, страна приняла Политику промышленного развития на 2015–2025 годы. , дополнительно изложив свою стратегическую дорожную карту экономического развития. [1]
Камбоджа является членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая в конце 2015 года сформировала общий рынок под названием Экономическое сообщество АСЕАН . Ожидается, что запланированное снятие ограничений на трансграничное перемещение людей и услуг будет стимулировать сотрудничество в области науки и технологий. Большая мобильность квалифицированных кадров должна стать благом для региона и повысить роль Университетской сети АСЕАН , которая в 2016 году насчитывала 30 членов, включая Королевский университет Пномпеня . [1]
Научно-техническая политика
[ редактировать ]Национальные стратегии в области науки и технологий
[ редактировать ]Международные и гражданские войны уничтожили научный потенциал Камбоджи в 1970-х годах. Совсем недавно Камбоджа сдерживалась ограниченной координацией науки и технологий между министерствами и отсутствием какой-либо всеобъемлющей национальной стратегии в области науки и развития. С 1999 года существует Национальный комитет по науке и технологиям, представляющий 11 министерств. Хотя за 33 государственных университета страны отвечают семь министерств, большинство этих учреждений находятся под эгидой Министерства образования, молодежи и поддержки. [1]
В 2010 году Министерство образования, молодежи и поддержки утвердило Политику развития исследований в сфере образования . Этот шаг стал первым шагом на пути к национальному подходу к исследованиям и разработкам в университетском секторе и применению исследований в целях национального развития. [1]
За этой политикой последовал первый национальный генеральный план страны по науке и технологиям на 2014–2020 годы . Он был официально запущен Министерством планирования в декабре 2014 года как кульминация двухлетнего процесса, поддерживаемого Корейским агентством международного сотрудничества . План предусматривает создание научно-технического фонда для содействия промышленным инновациям с особым акцентом на сельское хозяйство, сырьевую промышленность и ИКТ. [1] [2]
Прямоугольная стратегия развития
[ редактировать ]Еще одним свидетельством того, что Камбоджа применяет более скоординированный подход к политике в области науки и технологий и ее интеграции в более широкие планы развития страны, является этап III правительственной « Прямоугольной стратегии развития для роста, занятости, равенства и эффективности: этап III» , который вступил в силу. в 2014 году. Этот третий этап стратегии призван служить политическим инструментом для достижения целей « Видения Камбоджи до 2030 года» страны и Политики промышленного развития на 2015–2025 годы . Оба последних были предусмотрены в Стратегии прямоугольного развития 2013 года, которая важна тем, что определила конкретную роль науки. [1] [3] Политика промышленного развития на 2014–2025 годы была запущена в марте 2015 года и дополнила соответствующие среднесрочные стратегии, такие как Национальная стратегия устойчивого развития Камбоджи, опубликованная в 2009 году при поддержке Программы ООН по окружающей среде и Азиатского банка развития , а также Программы по изменению климата. Стратегический план на 2014–2023 годы , опубликованный при поддержке европейских агентств международного развития. [1]
Стратегия прямоугольного развития устанавливает четыре стратегические цели: сельское хозяйство; физическая инфраструктура; развитие частного сектора; и наращивание человеческого потенциала. Каждая из этих целей сопровождается четырьмя приоритетными направлениями действий. Роль науки и технологий определена в одной или нескольких приоритетных областях для каждого «прямоугольника». [3] Хотя наука и технология четко определены как сквозная стратегия продвижения инноваций в целях развития, важно будет координировать и контролировать реализацию приоритетных мероприятий и оценивать результаты. Ключевой задачей здесь будет создание достаточной базы человеческих ресурсов в области науки и техники для поддержки «прямоугольных» целей. [1]
Поддержка промышленных инноваций
[ редактировать ]Крупные иностранные фирмы в Камбодже, являющиеся основным источником экспорта с добавленной стоимостью, обычно специализируются на электрооборудовании и телекоммуникациях. Основная задача научно-технической политики будет заключаться в содействии передаче влияния этих крупных операторов на более мелкие фирмы и в другие сектора, такие как сельское хозяйство, с целью укрепления технического потенциала этих более мелких фирм. [1] [4]
Существует мало свидетельств того, что Закон о патентах, сертификатах на полезные модели и промышленных образцах (2006 г.) до сих пор принес практическую пользу кому-либо, кроме крупных иностранных фирм, работающих в Камбодже. К 2012 году было подано 27 патентных заявок, все иностранцами. Из 42 заявок на промышленные образцы, поступивших до 2012 года, 40 были поданы иностранцами. Тем не менее, закон, несомненно, побудил иностранные фирмы внедрить технологические усовершенствования в свои внутренние производственные системы, что может принести только пользу. [1]
Тенденции развития человеческих ресурсов
[ редактировать ]Государственные расходы на образование составили 2,6% ВВП в 2010 году по сравнению с 1,6% в 2007 году. Доля, идущая на высшее образование, оставалась скромной – 0,38% ВВП или 15% от общих расходов, но она росла. Несмотря на это, Камбоджа по-прежнему занимает самое низкое место в регионе по показателю образования в Всемирного банка Индексе экономики знаний . [1]
В 2011 году 1,5% населения Камбоджи было охвачено высшим образованием, что является одним из самых низких показателей в Юго-Восточной Азии, опережая Мьянму (1,2% населения). Лишь один из 12 студентов бакалавриата поступил в магистратуру/докторантуру. В 2008 году четверть выпускников университетов (27,5%) составляли женщины. [1]
Тенденции исследований
[ редактировать ]Исследователи
[ редактировать ]В 2015 году насчитывалось 471,3 научных сотрудника (в эквиваленте полной занятости), что вдвое больше, чем в 2002 году (223). Это соответствует 30,3 на миллион жителей в 2015 году, что почти вдвое больше, чем в 2002 году (17,6 на миллион жителей). Если измерять численность персонала, то в 2009 году каждый пятый исследователь (21%) был женщиной. [1] [1]
В 2009 году более половины исследований (51%) было выполнено некоммерческим сектором. Еще четверть (25%) провели государственные служащие, еще по 12% (12%) - сотрудники компаний и ученые. [1]
Узкая экономическая и научная база страны предлагает некоторые возможности для роста, связанного с производством продуктов питания. Однако рассредоточенная ответственность за науку и технологии между 11 ключевыми министерствами создает проблемы для эффективной разработки политики и управления. Хотя есть свидетельства растущего сотрудничества между некоторыми ключевыми сельскохозяйственными учреждениями, такими как Камбоджийский институт сельскохозяйственных исследований и разработок и Королевский сельскохозяйственный университет , сохраняются трудности с распространением этого типа сотрудничества на более широкий круг учреждений. [1]
Расходы
[ редактировать ]По данным Статистического института ЮНЕСКО , в 2015 году Камбоджа потратила 0,12% ВВП на исследования и разработки (НИОКР). [2] Как и во многих наименее развитых странах мира, здесь существует сильная зависимость от международной помощи и неправительственных организаций. (НПО). В 2002 году около 28% финансирования исследований поступило из-за границы и целых 43% - из частного некоммерческого сектора. Нормативно-правовая среда для НПО была в центре внимания парламентских дебатов в Камбодже в 2015 году. Будет интересно посмотреть, снизят ли какие-либо потенциальные законодательные изменения в правилах размер инвестиций некоммерческого сектора в исследования. [1]
Научная продукция
[ редактировать ]Число научных публикаций, написанных камбоджийскими учеными и каталогизированных в международных журналах, выросло в среднем на 17% в период с 2005 по 2014 год, и этот показатель превосходят только Малайзия, Сингапур и Вьетнам. Однако они исходили из низкой отправной точки, поскольку объем публикаций вырос с 54 в 2005 году до 206 в 2014 году. Эти публикации имели узкую направленность, причем большинство из них были посвящены биологическим и медицинским наукам в период с 2008 по 2014 год. низкая плотность публикаций: всего 13 статей на миллион жителей в 2014 году, что является одним из самых низких показателей в Юго-Восточной Азии. Только Филиппины (9 на миллион), Индонезия (6 на миллион) и Мьянма (1 на миллион) имели более низкую плотность публикаций. [1] Камбоджа заняла 101-е место в Глобальном индексе инноваций в 2023 году. [5]
Камбоджа, вероятно, еще какое-то время будет зависеть от международного исследовательского сотрудничества и поддержки НПО. В период с 2008 по 2013 год в 96% камбоджийских статей участвовал как минимум один международный соавтор, и эта тенденция может объяснить высокий уровень цитирования в стране. Примечательно, что среди своих ближайших сотрудников камбоджийцы считают как азиатских (тайских и японских), так и западных ученых (американцев, британцев и французов). Одним из вопросов стратегической политики будет то, как согласовать поддержку исследований НПО с национальными стратегическими планами развития. [1]
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: к 2030 году , 693-731, ЮНЕСКО, Издательство ЮНЕСКО.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Терпин, Тим; Чжан, Цзин А.; Бургос, Бесси М.; Амарадса, Васанта (2015). Юго-Восточная Азия и Океания. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году . Париж: ЮНЕСКО. стр. 698–713. ISBN 978-92-3-100129-1 .
- ^ Корейское агентство международного сотрудничества, Пресс-релиз (2014 г.). «Национальный генеральный план Камбоджи по науке и технологиям на 2014–2020 годы». Тематические новости KOICA .
- ^ Перейти обратно: а б Прямоугольная стратегия роста, занятости, справедливости и эффективности: этап III . Пномпень: Королевское правительство Камбоджи. 2013.
- ^ Де ла Пенья, FT; Таруно, WP (2012). Исследование состояния развития науки и технологий в АСЕАН . Тагиг-Сити, Филиппины: Комитет АСЕАН по науке и технологиям.
- ^ ВОИС (2022 г.). Глобальный инновационный индекс 2023, 15-е издание . Всемирная организация интеллектуальной собственности. дои : 10.34667/tind.46596 . ISBN 978-92-805-3432-0 . Проверено 30 октября 2023 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите )
Для этой статьи необходимы дополнительные или более конкретные категории . ( февраль 2024 г. ) |