Социальный класс в Камбодже
Эту статью необходимо обновить . ( ноябрь 2010 г. ) |
Часть серии о |
Культура Камбоджи |
---|
Общество |
Темы |
Символы |
Структура социального класса в Камбодже (кхмерский: វណ្ណៈសង្គម [ʋannaʔ sɑŋkum] ) на протяжении всей ее истории несколько раз менялась. Традиционные наследственные элиты были маргинализированы в 1970-х годах, когда военные лидеры приобрели известность, прежде чем красные кхмеры попытались радикально ликвидировать существующие классовые структуры в конце 1970-х годов. С момента установления мира в начале 1990-х годов социальное неравенство в Камбодже возросло.
Дореспубликанская Камбоджа
Социальные слои в дореспубликанской Камбодже можно рассматривать как представляющие собой спектр, с элитной группой или высшим классом на одном конце и низшим классом, состоящим из сельских крестьян и неквалифицированных городских рабочих, на другом конце. Элитная группа состояла из высокопоставленных правительственных, военных и религиозных лидеров, отличавшихся высоким престижем, богатством и образованием, или членов одной из королевских или благородных семей . Каждая из подгрупп имела свою собственную внутреннюю рейтинговую систему. До свержения Сианука в 1970 году высшие ряды элитной группы заполнялись в основном теми, кто родился в ней.
Где-то посередине этого социального спектра находился небольшой средний класс, в который входили как кхмеры , так и некхмеры среднего престижа. В этот класс входили бизнесмены, служащие, учителя, врачи, большая часть буддийского духовенства , владельцы магазинов, клерки и военные офицеры низшего и среднего звена. Многие китайцы, вьетнамцы и представители других этнических меньшинств принадлежали к среднему классу. Кхмеры составляли большинство только среди военных и среди государственных служащих. [1]
Низший класс состоял из сельских мелких фермеров, рыбаков, ремесленников и городских рабочих. К этой группе принадлежало большинство камбоджийцев. Большинство представителей низшего класса были кхмерами, но были включены и другие этнические группы, в том числе большинство чамов , кхмеров лоу , некоторые вьетнамцы и несколько китайцев. Этот класс был практически изолирован от деятельности гораздо более мелких городских средних и высших классов и не интересовался ими. [1]
Внутри низшего класса существовало меньше статусных различий; те, которые это сделали, зависели от таких атрибутов, как возраст, пол, моральное поведение и религиозное благочестие. Традиционные буддийские ценности имели важное значение на уровне деревни. Старость уважалась, и к пожилым мужчинам и женщинам относились почтительно с точки зрения языка и поведения. При прочих равных условиях мужчины обычно имели более высокий социальный статус, чем женщины. Хороший характер — честность, щедрость, сострадание, избегание ссор, целомудрие, теплота — и личное религиозное благочестие также повышали статус. [1]
Щедрость по отношению к другим и к Вату была важна. Жители деревни оказывали уважение и почет тем, кого они считали обладателями авторитета или престижа. В эту категорию вошли буддийские монахи и монахини, учителя, высокопоставленные государственные чиновники и представители потомственной аристократии. Лица, связанные с теми, кто обладал престижем, как правило, пользовались престижем и пользовались уважением. [1]
Социальная мобильность разыгрывалась на городской сцене. У большинства сельских камбоджийцев было мало возможностей изменить социальный статус; это отсутствие возможностей было отражением традиционного буддийского фатализма. Мужчина мог достичь более высокого статуса, вступив в монашество или получив образование, а затем поступив на военную или государственную службу. Возможности государственной службы, особенно на должностях «белых воротничков», высоко ценились камбоджийской молодежью. Наличие таких должностей не успевало за количеством образованной молодежи, и в конце 1960-х — начале 1970-х годов это отставание стало вызывать массовое недовольство. [1]
Кхмерская Республика [ править ]
Республиканский режим в начале 1970-х годов аннулировал все королевские и дворянские титулы, и единственными титулами социального значения, легально использовавшимися в отношении элитной группы, были титулы, полученные за счет достижений. Военные и правительственные титулы, как правило, заменяли королевские и дворянские титулы. Несмотря на законодательную утрату титулов, широкое общественное признание королевской семьи и дворянства продолжалось. Почтительные языковые обычаи и стили поведения, направленные на членов этих групп, сохранялись на протяжении 1970-х годов и, в ограниченной степени, все еще присутствовали в конце 1980-х годов. [1]
В начале 1970-х годов высшие военные офицеры, некоторые из которых также были представителями аристократии, заменили наследственную аристократию как самую влиятельную группу в стране. В какой-то степени этот верхний слой высшего класса был закрытым, и проникнуть в него и достичь высоких властных должностей было крайне сложно. Закрытый характер группы разочаровал многих представителей небольшой интеллектуальной элиты. [1]
Эта группа, находившаяся на нижнем уровне элитной группы, состояла из государственных служащих, специалистов, студентов университетов и некоторых членов буддийской иерархии. К 1970-м годам он стал достаточно большим, чтобы иметь политическое влияние. Например, студенческие забастовки в 1972 году были настолько серьезными, что вынудили правительство закрыть некоторые школы. [1]
кхмеров красных Эпоха
Красные кхмеры характеризовали камбоджийцев как принадлежащих к одному из нескольких классов: [1]
- Феодальный класс (члены королевской семьи и высшие государственные или военные чиновники). [1]
- Класс капиталистов (деловые люди). [1]
- Мелкая буржуазия (государственные служащие, специалисты, мелкие предприниматели, учителя, слуги и священнослужители). [1]
- Класс крестьян (богатые, средние и бедные, в зависимости от того, могли ли они нанять людей для обработки своей земли и было ли у них достаточно еды). [1]
- Рабочий класс (независимый рабочий, промышленный рабочий и члены партии). [1]
- «Особые» классы (революционная интеллигенция, военные и полицейские, буддийские монахи). [1]
Современная Камбоджа [ править ]
Социальное неравенство возросло с 1990-х годов, при этом увеличился разрыв между городскими и сельскими районами. [2] [3] Коррупция и деградация окружающей среды являются постоянными проблемами. В отчете 2016 года камбоджийцы были разделены на три социальных класса: небольшой класс нового богатства, средний класс и группу с низким доходом, которая составляет 62% населения. [4]
Лингвистические различия [ править ]
Кхмерский язык отражает несколько иную классификацию общества, основанную на более традиционной модели и характеризующуюся разными языковыми обычаями. Эта классификация разделила камбоджийское общество на три широкие категории: члены королевской семьи и дворянство, духовенство и миряне. Кхмерский язык имел — и в меньшей степени до сих пор имеет — частично разные лексиконы для каждой из этих групп. Например, ញ៉ាំ nhăm (есть) использовалось, когда говорили о себе или о людях, находящихся на более низком социальном уровне; ពិសា pĭsa (есть) использовалось, когда вежливо говорили о ком-то другом; ឆាន់ chhăn (есть) использовался буддийским духовенством, а សោយ saôy (есть) использовался королевской семьей. [5]
В Камбодже общество организовано иерархически. В языке местоимения слов не относятся к полу, но произносятся в зависимости от уровня общества, в котором находится человек, это проявляется в форме уважения. [5] « Красные кхмеры» пытались покончить с различными лексиками и создать единый для всех; например, они попытались заменить все вышеперечисленные слова одним сельским словом ហូប hob (есть). [1]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Федеральный исследовательский отдел . Рассел Р. Росс, изд. «Социальная стратификация и социальная мобильность». Камбоджа: страновое исследование. Исследование завершено в декабре 1987 года. В эту статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе.
- ^ «О Камбодже» . Программа развития ООН . Проверено 15 июля 2018 г.
- ^ «Состояние человеческой безопасности в Камбодже» . Дипломат . Проверено 15 июля 2018 г.
- ^ BritCham, EuroCham и UK DIT (2016). Возможности продажи потребительских товаров в Камбодже (PDF) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Женщины в камбоджийском обществе» . www.seasite.niu.edu . Проверено 14 ноября 2019 г.