Шастра слеук беги
Sastrā sleuk rith ( кхмерский : សាស្ត្រា ស្លឹក រឹត ), или кхмерские рукописи , написанные на пальмовых листьях, представляют собой шастры , которые составляют основную часть литературы Камбоджи наряду с кхмерскими надписями, хранящимися со времен основания Кхмерской империи в Юго-Восточной Азии .
Производство
[ редактировать ]Кхмерские шастры написаны на языке пали , а некоторые и на кхмерском , на самых разных материалах.
Шастры дерева составлены из высушенных пальмовых листьев пальмы Corypha lecomtei или, чаще, из траенг , также известного как пальма талипота и по научному названию corypha umbraculifera . [ 1 ] После того, как листья срезаны с дерева, их упорядочивают, очищают, нагревают, выпрямляют и связывают в так называемую книгу олла или рукопись на пальмовых листьях . [ 2 ]
Процесс надписи также выполняется по традиционным технологиям. Лишь немногие из них являются оригинальными сочинениями, но большинство из них являются точными копиями старых рукописей по форме, форме и размеру. Текст вырезан на пальмовом листе. Его можно увидеть и прочитать только после того, как он будет обработан легкой смолой, извлеченной из смолистого дерева, называемого чир-чирок , или Dipterocarpus alatus , используемым для заполнения резьбы, и нанесением сажи, чтобы буквы выглядели. Только после этого рукописи следует очистить с помощью мелкого песка или отрубей, чтобы стереть излишки чернил. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Археологические свидетельства утраченных ангкорских рукописей
[ редактировать ]От Кхмерской империи не сохранилось ни одной кхмерской рукописи. Однако другие археологические находки подтверждают, что они широко использовались с древних времен. Традиция производства книг олла в Камбодже восходит к влиянию индийской цивилизации в регионе , а традиция кхмерских шастр , по крайней мере, совпадает с появлением буддизма и других религий индийского происхождения в кхмерском королевстве. Об их присутствии в Камбодже с уверенностью свидетельствует барельеф XII века в храме Ангкор-Ват , изображающий апсару (женский дух), держащую книгу олла. Китайский гость Чжоу Дагуань , посетивший кхмерскую столицу в 1292 году, также рассказывает в своем путешествии , что монахи читали ежедневные молитвы, читаемые из книг, сделанных из «очень равномерно сложенных пальмовых листьев». [ 3 ]
Кхмерские рукописи эпохи Удонга
[ редактировать ]В 13 веке Кхмерская империя постепенно пришла в упадок, большая часть королевства была завоевана соседними культурами, такими как сиамцы и чамы , в результате чего было основано то, что стало Королевством Аюттхая (предшественник современного Таиланда) и Южным Вьетнамом соответственно. В то же время официальная государственная религия кхмеров сменилась с индуизма и буддизма Махаяны на буддизм Тхеравады . В результате большая часть прежнего наследия кхмерских шастр была поглощена тайской культурой или была забыта.
В 16 веке в камбоджийских храмах была создана значительная часть буддийской литературы. В более поздние времена, вплоть до настоящего времени, пагоды служили библиотечными хранилищами кхмерских шастр и литературных произведений. [ 4 ]
Культурцид рукописей при красных кхмерах
[ редактировать ]В ходе гражданской войны в Камбодже и последующих переворотов режима красных кхмеров в 1960-х и 1970-х годах примерно в 80% камбоджийских пагод были разрушены библиотеки, а также погибло большое количество монахов. За эти годы было потеряно более половины кхмерского литературного наследия, существовавшего до 1975 года. [ 5 ] Сохранившиеся кхмерские шастры сейчас хранятся в камбоджийских пагодах, Национальной библиотеке Камбоджи и множестве институтов по всему миру, включая Национальную библиотеку Франции . Лишь немногие монахи в современной Камбодже обладают экспертными знаниями в области создания шастр. [ 6 ]
Сохранение наследия кхмерских рукописей с 1990-х годов
[ редактировать ]С 1980-х годов несколько групп, организаций и институтов в Камбодже и за рубежом работают над сохранением кхмерских шастр для будущего. Многие древние рукописи теперь оцифрованы. [ 7 ] [ 8 ] Усилия почти исключительно направлены на сохранение прежних кхмерских шастр , и очень немногие люди создают новые. [ 6 ] [ 9 ]
Классификация
[ редактировать ]Кхмерская литература обычно делится на три основные категории: Тес , содержащая священные буддийские знания, Састра лбаенг с литературными стихами с богатым словарным запасом для общего развлечения и техническая Кбуон, содержащая знания в области медицины, фармакопеи, астрономии, права, хроник, магии и т. д. гадание или демонология.
Помимо книг шастра олла, древние кхмеры также делали бумажные книги (из тутового дерева коры ), известные как краинг , и писали на камне, металлах и человеческой коже (татуировки), но редко использовали шкуры или шкуры животных.
Каждая кхмерская рукопись определена Французской школой Крайнего Востока более подробной классификацией по 6 категориям. [ 10 ]
Сохранение
[ редактировать ]Библиотеки
[ редактировать ]В ангкорскую эпоху кхмерские шастры составлялись монахами в кхмерских храмах и хранились в монастырских библиотеках. Построенные из дерева, эти библиотеки иногда оснащались многоярусной крышей, расположенной посреди небольших прудов, чтобы защитить их от термитов . Сведения об этих древних библиотеках были получены только на территории современного Таиланда, который тогда входил в состав Кхмерской империи. Сегодня в Таиланде они известны как хо трай . [ нужна ссылка ]
Пальмовые листья подвергаются воздействию плесени, насекомых, влаги и непогоды, особенно в тропическом климате , и для того, чтобы сохранить кхмерские шастры , буддийские монахи обычно используют стратегию детального копирования. Из-за этой практики большинство нынешних кхмерских шастр , вероятно, были созданы в 19 веке как копии шастр прежних времен . [ 11 ] [ 12 ]
Фонд публикации рукописей в Камбодже
[ редактировать ]Фонд публикации рукописей в Камбодже — это библиотека, расположенная на территории храма Ват Уналом в Пномпене , где хранятся рукописи из пальмовых листьев со всей страны. Этот исследовательский центр был основан французским археологом Оливье де Берноном из Французской школы Дальнего Востока в 1990 году с целью найти, восстановить, идентифицировать и провести инвентаризацию дошедших до нас рукописей. В 2012 году библиотека перешла в ведение Министерства культуры и изобразительных искусств . [ 13 ]
Политический патронаж
[ редактировать ]По словам Ванна Бунны из Министерства культов и религий Камбоджи, кхмерское правительство призывает все пагоды и школы сохранить их для будущих поколений. В марте 2017 года премьер-министр Хун Сен пообещал купить столько рукописей шастр слейк рит , сколько сможет изготовить мастерица Сиемреапа. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лонг, Тон (22 марта 2022 г.). «Рукописи Слейка Рита: сохранение традиций этих хрупких документов» . Камбоджа . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бизо, Франсуа; Беккетти-Бизо, Екатерина (1994). «Древняя рукописная традиция в Камбодже». Новое исследование Камбоджи (на французском языке). Париж: Французская школа Дальнего Востока. п. 57. ИСБН 978-2-85539-600-2 .
- ^ «Рукописная традиция в Камбодже» . ЭФЕО. Архивировано из оригинала 14 августа 2022 г. Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Маршалл Кавендиш (2008). Камбоджа, Лаос и Вьетнам . Мир и его народы. Том. 6. Корпорация Маршалл Канведиш.
- ^ См. « Камбоджийская культура с 1975 года: Родина и изгнание ».
- ^ Перейти обратно: а б Сен Дэвид и Тик Калиянн (19 сентября 2015 г.). «Пальмовые листья, хранящие историю» . Пномпень Пост . Том. 6. Архивировано из оригинала 9 ноября 2023 года . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ «Проект Амади» . Проект АМАДИ. Архивировано из оригинала 09.11.2023 . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ «Обнаружение рукописей in situ и создание исследовательских инструментов» . ЭФЕО. Архивировано из оригинала 14 августа 2022 г. Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Руджая Абхакорн (август 2006 г.). «Проблемы и будущее природоохранной деятельности и сотрудничества в Юго-Восточной Азии» (PDF) . Охрана и консервация в Азии . Архивировано (PDF) из оригинала 09.11.2023 . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Бернон, Оливье де; Софип, Кун; Кок-Ан, Ленг (2018). Предварительная опись камбоджийских рукописей, вторая часть (на французском языке). Французская школа Дальнего Востока. стр. XXVI. ISBN 978-2-85539-255-4 . Архивировано из оригинала 09.11.2023 . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Джон Ф. Дин (весна 1990 г.). «Сохранение книг и рукописей в Камбодже» . Американский архивариус . 53 (2): 282–297. дои : 10.17723/aarc.53.2.26824l5408112w76 .
- ^ «Слово о возрасте камбоджийских рукописей» . ЭФЕО. Архивировано из оригинала 23 ноября 2016 года . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Таинг, Ринит (1 января 2023 г.). «Сохранение древнего текста Камбоджи, Слек Рит» . Кхмер Таймс . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Дэвид, Сен (2 марта 2017 г.). «Художник получает могущественного покровителя» . Почта Пномпеня . Архивировано из оригинала 09.11.2023 . Проверено 9 ноября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- «Оцифровка и индексация древних рукописей» . Проект АМАДИ. Публичная база данных оцифрованных рукописей.
- Проф. К. Р. Чем и М. Р. Антельме (2004 г.). «Кхмерский медицинский текст « Лечение четырех болезней » Рукопись». Сиксакакр, Журнал исследований Камбоджи . 6 : 33–42.
- Компакт-диск Годакумбура (1983). Каталог камбоджийских и бирманских палийских рукописей . Королевская библиотека (Копенгаген).
- Эбихара, Мортленд и Леджервуд (1994). Камбоджийская культура с 1975 года: Родина и изгнание . Издательство Корнельского университета. ISBN 0801481732 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Оцифровка и индексация древних рукописей» . Проект АМАДИ. Публичная база данных оцифрованных рукописей.
- «Кхмерские рукописи» . ЭФЕО . Публичная база данных оцифрованных рукописей.