Jump to content

Шастра слеук беги

Sastrā sleuk rith ( кхмерский : សាស្ត្រា ស្លឹក រឹត ), или кхмерские рукописи , написанные на пальмовых листьях, представляют собой шастры , которые составляют основную часть литературы Камбоджи наряду с кхмерскими надписями, хранящимися со времен основания Кхмерской империи в Юго-Восточной Азии .

Производство

[ редактировать ]

Кхмерские шастры написаны на языке пали , а некоторые и на кхмерском , на самых разных материалах.

Шастры дерева составлены из высушенных пальмовых листьев пальмы Corypha lecomtei или, чаще, из траенг , также известного как пальма талипота и по научному названию corypha umbraculifera . [ 1 ] После того, как листья срезаны с дерева, их упорядочивают, очищают, нагревают, выпрямляют и связывают в так называемую книгу олла или рукопись на пальмовых листьях . [ 2 ]

Процесс надписи также выполняется по традиционным технологиям. Лишь немногие из них являются оригинальными сочинениями, но большинство из них являются точными копиями старых рукописей по форме, форме и размеру. Текст вырезан на пальмовом листе. Его можно увидеть и прочитать только после того, как он будет обработан легкой смолой, извлеченной из смолистого дерева, называемого чир-чирок , или Dipterocarpus alatus , используемым для заполнения резьбы, и нанесением сажи, чтобы буквы выглядели. Только после этого рукописи следует очистить с помощью мелкого песка или отрубей, чтобы стереть излишки чернил. [ 2 ]

Археологические свидетельства утраченных ангкорских рукописей

[ редактировать ]

От Кхмерской империи не сохранилось ни одной кхмерской рукописи. Однако другие археологические находки подтверждают, что они широко использовались с древних времен. Традиция производства книг олла в Камбодже восходит к влиянию индийской цивилизации в регионе , а традиция кхмерских шастр , по крайней мере, совпадает с появлением буддизма и других религий индийского происхождения в кхмерском королевстве. Об их присутствии в Камбодже с уверенностью свидетельствует барельеф XII века в храме Ангкор-Ват , изображающий апсару (женский дух), держащую книгу олла. Китайский гость Чжоу Дагуань , посетивший кхмерскую столицу в 1292 году, также рассказывает в своем путешествии , что монахи читали ежедневные молитвы, читаемые из книг, сделанных из «очень равномерно сложенных пальмовых листьев». [ 3 ]

Кхмерские рукописи эпохи Удонга

[ редактировать ]

В 13 веке Кхмерская империя постепенно пришла в упадок, большая часть королевства была завоевана соседними культурами, такими как сиамцы и чамы , в результате чего было основано то, что стало Королевством Аюттхая (предшественник современного Таиланда) и Южным Вьетнамом соответственно. В то же время официальная государственная религия кхмеров сменилась с индуизма и буддизма Махаяны на буддизм Тхеравады . В результате большая часть прежнего наследия кхмерских шастр была поглощена тайской культурой или была забыта.

В 16 веке в камбоджийских храмах была создана значительная часть буддийской литературы. В более поздние времена, вплоть до настоящего времени, пагоды служили библиотечными хранилищами кхмерских шастр и литературных произведений. [ 4 ]

Культурцид рукописей при красных кхмерах

[ редактировать ]

В ходе гражданской войны в Камбодже и последующих переворотов режима красных кхмеров в 1960-х и 1970-х годах примерно в 80% камбоджийских пагод были разрушены библиотеки, а также погибло большое количество монахов. За эти годы было потеряно более половины кхмерского литературного наследия, существовавшего до 1975 года. [ 5 ] Сохранившиеся кхмерские шастры сейчас хранятся в камбоджийских пагодах, Национальной библиотеке Камбоджи и множестве институтов по всему миру, включая Национальную библиотеку Франции . Лишь немногие монахи в современной Камбодже обладают экспертными знаниями в области создания шастр. [ 6 ]

Сохранение наследия кхмерских рукописей с 1990-х годов

[ редактировать ]

С 1980-х годов несколько групп, организаций и институтов в Камбодже и за рубежом работают над сохранением кхмерских шастр для будущего. Многие древние рукописи теперь оцифрованы. [ 7 ] [ 8 ] Усилия почти исключительно направлены на сохранение прежних кхмерских шастр , и очень немногие люди создают новые. [ 6 ] [ 9 ]

Классификация

[ редактировать ]

Кхмерская литература обычно делится на три основные категории: Тес , содержащая священные буддийские знания, Састра лбаенг с литературными стихами с богатым словарным запасом для общего развлечения и техническая Кбуон, содержащая знания в области медицины, фармакопеи, астрономии, права, хроник, магии и т. д. гадание или демонология.

Помимо книг шастра олла, древние кхмеры также делали бумажные книги (из тутового дерева коры ), известные как краинг , и писали на камне, металлах и человеческой коже (татуировки), но редко использовали шкуры или шкуры животных.

Каждая кхмерская рукопись определена Французской школой Крайнего Востока более подробной классификацией по 6 категориям. [ 10 ]

Сохранение

[ редактировать ]

Библиотеки

[ редактировать ]

В ангкорскую эпоху кхмерские шастры составлялись монахами в кхмерских храмах и хранились в монастырских библиотеках. Построенные из дерева, эти библиотеки иногда оснащались многоярусной крышей, расположенной посреди небольших прудов, чтобы защитить их от термитов . Сведения об этих древних библиотеках были получены только на территории современного Таиланда, который тогда входил в состав Кхмерской империи. Сегодня в Таиланде они известны как хо трай . [ нужна ссылка ]

Пальмовые листья подвергаются воздействию плесени, насекомых, влаги и непогоды, особенно в тропическом климате , и для того, чтобы сохранить кхмерские шастры , буддийские монахи обычно используют стратегию детального копирования. Из-за этой практики большинство нынешних кхмерских шастр , вероятно, были созданы в 19 веке как копии шастр прежних времен . [ 11 ] [ 12 ]

Фонд публикации рукописей в Камбодже

[ редактировать ]

Фонд публикации рукописей в Камбодже — это библиотека, расположенная на территории храма Ват Уналом в Пномпене , где хранятся рукописи из пальмовых листьев со всей страны. Этот исследовательский центр был основан французским археологом Оливье де Берноном из Французской школы Дальнего Востока в 1990 году с целью найти, восстановить, идентифицировать и провести инвентаризацию дошедших до нас рукописей. В 2012 году библиотека перешла в ведение Министерства культуры и изобразительных искусств . [ 13 ]

Политический патронаж

[ редактировать ]

По словам Ванна Бунны из Министерства культов и религий Камбоджи, кхмерское правительство призывает все пагоды и школы сохранить их для будущих поколений. В марте 2017 года премьер-министр Хун Сен пообещал купить столько рукописей шастр слейк рит , сколько сможет изготовить мастерица Сиемреапа. [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лонг, Тон (22 марта 2022 г.). «Рукописи Слейка Рита: сохранение традиций этих хрупких документов» . Камбоджа . Проверено 9 ноября 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Бизо, Франсуа; Беккетти-Бизо, Екатерина (1994). «Древняя рукописная традиция в Камбодже». Новое исследование Камбоджи (на французском языке). Париж: Французская школа Дальнего Востока. п. 57. ИСБН  978-2-85539-600-2 .
  3. ^ «Рукописная традиция в Камбодже» . ЭФЕО. Архивировано из оригинала 14 августа 2022 г. Проверено 9 ноября 2023 г.
  4. ^ Маршалл Кавендиш (2008). Камбоджа, Лаос и Вьетнам . Мир и его народы. Том. 6. Корпорация Маршалл Канведиш.
  5. ^ См. « Камбоджийская культура с 1975 года: Родина и изгнание ».
  6. ^ Перейти обратно: а б Сен Дэвид и Тик Калиянн (19 сентября 2015 г.). «Пальмовые листья, хранящие историю» . Пномпень Пост . Том. 6. Архивировано из оригинала 9 ноября 2023 года . Проверено 9 ноября 2023 г.
  7. ^ «Проект Амади» . Проект АМАДИ. Архивировано из оригинала 09.11.2023 . Проверено 9 ноября 2023 г.
  8. ^ «Обнаружение рукописей in situ и создание исследовательских инструментов» . ЭФЕО. Архивировано из оригинала 14 августа 2022 г. Проверено 9 ноября 2023 г.
  9. ^ Руджая Абхакорн (август 2006 г.). «Проблемы и будущее природоохранной деятельности и сотрудничества в Юго-Восточной Азии» (PDF) . Охрана и консервация в Азии . Архивировано (PDF) из оригинала 09.11.2023 . Проверено 9 ноября 2023 г.
  10. ^ Бернон, Оливье де; Софип, Кун; Кок-Ан, Ленг (2018). Предварительная опись камбоджийских рукописей, вторая часть (на французском языке). Французская школа Дальнего Востока. стр. XXVI. ISBN  978-2-85539-255-4 . Архивировано из оригинала 09.11.2023 . Проверено 9 ноября 2023 г.
  11. ^ Джон Ф. Дин (весна 1990 г.). «Сохранение книг и рукописей в Камбодже» . Американский архивариус . 53 (2): 282–297. дои : 10.17723/aarc.53.2.26824l5408112w76 .
  12. ^ «Слово о возрасте камбоджийских рукописей» . ЭФЕО. Архивировано из оригинала 23 ноября 2016 года . Проверено 22 ноября 2016 г.
  13. ^ Таинг, Ринит (1 января 2023 г.). «Сохранение древнего текста Камбоджи, Слек Рит» . Кхмер Таймс . Проверено 9 ноября 2023 г.
  14. ^ Дэвид, Сен (2 марта 2017 г.). «Художник получает могущественного покровителя» . Почта Пномпеня . Архивировано из оригинала 09.11.2023 . Проверено 9 ноября 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50c9b425046c91899502029eff19bdc9__1724577780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/c9/50c9b425046c91899502029eff19bdc9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sāstrā sleuk rith - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)