Шастра
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
Связанные индуистские тексты |
Шастра ( санскрит : शास्त्र , латинизировано : Шастра произносится [ɕaːstrɐ] ) — санскритское слово, означающее «наставление, правила, руководство, сборник, книга или трактат» в общем смысле. [1] Это слово обычно используется как суффикс в контексте индийской литературы для обозначения технических или специализированных знаний в определенной области практики. [2]
Шастра имеет аналогичное значение английской логике , например, экологии, психологии , что означает научные и базовые знания по определенному предмету. Примеры современных неологизмов включают:
- бхаутикашастра 'физика',
- расашастра 'химия',
- дживашастра 'биология',
- вастушастра 'архитектурная наука',
- шилпашастра «наука о механическом искусстве и скульптуре»,
- артхашастра «наука о политике и экономике», [3] и
- нитишастра «сборник этики или правильной политики».
В западной литературе Шастра иногда пишется как Шастра . [4] отражающее неправильное понимание символа IAST «ś», который соответствует английскому «sh».
Этимология
[ редактировать ]Слово Шастра буквально означает «то, что было наставлено/предписано», от корня Шасана, что означает «наставление/приказ». [5] [6]
Терминология
[ редактировать ]«Шастра» обычно относится к трактату или тексту в определенной области знаний. В ранней ведической литературе это слово обозначало любую заповедь, правило, учение, ритуальную инструкцию или указание. [1] и постведической литературе индуизма В поздней Шастра относилась к любому трактату, книге или учебному пособию, любому руководству или сборнику по любому предмету в любой области знаний, включая религиозные. [1] Часто это суффикс, добавляемый к теме трактата, например:
- Йога -шастра,
- Ньяя -шастра,
- Дхарма -шастра,
- Кока- или Кама -шастра, [7]
- Мокша -шастра,
- Артха -шастра,
- Аламкара-шастра (риторика),
- Кавья-шастра (поэтика),
- Сангита - Шастра (музыка),
- Натья -шастра (театр и танец) и другие. [1] [2]
В буддизме «шастра» часто представляет собой комментарий, написанный позднее для объяснения более раннего писания или сутры . Например, Ютан Линь говорит, что текст, написанный им, а не данный Буддой, не может называться «Сутрой»; это называется «Шастра». В буддизме буддистам разрешено высказывать свои тезисы, если они соответствуют Сутрам, и они называются «Шастрами». [8]
В джайнизме этот термин означает то же, что и в индуизме . Примером Джайна-шастры является Йога-шастра Хемчандрачарьи XII века . [9]
Шастра иногда является корнем сложных санскритских слов. Хранителя Шастры , например, зовут Шастрадхари ( санскрит : शास्त्रधारी). [10]
Ссылки в ранних текстах
[ редактировать ]Этот термин встречается в нескольких отрывках из Ригведы (2-е тысячелетие до н.э.), например, в гимне VIII.33.16.
Не то чтобы твоего нет в моих писаниях , а в лесу другом.
который привел нас к герою.
В этом стихе Ригведы этот термин означает правило или указание.
Майтри Упанишада (середина-конец 1-го тысячелетия до н.э.) аналогичным образом упоминает материалистов Чарваков и Брихаспати, которые не согласились с тем, что Веды являются трактатом знаний, и вместо этого предлагают релятивизм в следующем отрывке: [12]
Брихаспати, будучи Венерой, создал это невежество из страха перед Индрой и для уничтожения демонов.
При этом Шиву называют Шивой, Шива — это Шива, а Веды и другие писания говорят: «Пусть будет медитация на жестокую религию».
Этот термин встречается в других Упанишадах, а также в Бхагавад-гите , например, в стихах 15.20, 16.23–16.24 и 17.1. [14]
Ригведапратишахья ( 11.36 ; 14.30) использует термин Шастра для обозначения традиции пратишакхьи . Катьяяна , Патанджали и Панини Аштадхьяи используют этот термин. Точно так же Ведангаджйотиша использует этот термин для обозначения астрономических трактатов. Термин ведангашастранам к шастрам Веданги относится .
Термин « шастра » встречается в Яски » «Нирукте (1.2, 14), где имеется в виду Нирукта (этимология). Раннее использование термина шастра в отношении литературы по дхарме встречается в варттике Катьяяны . , который использует выражение дхармашастра [15]
Хронология и подлинность
[ редактировать ]Шастры — это преимущественно постведическая литература, то есть примерно после 500 г. до н.э. Однако неясно, когда были составлены и завершены различные Шастры. Подлинность рукописей также неясна, поскольку существует множество версий одного и того же текста, некоторые из которых имеют существенные различия. Патрик Оливель , которому приписывают перевод Ману Дхарма-шастры в 2005 году, опубликованный издательством Оксфордского университета, выражает обеспокоенность постмодернистской науки по поводу предполагаемой аутентичности и надежности рукописей следующим образом (в сокращении): [16]
MDh , ( Манусмрити ) был первым индийским юридическим текстом, представленным западному миру посредством перевода сэра Уильяма Джонса в 1794 году. (...) Все издания MDh за исключением издания Джолли, воспроизводят текст, найденный в [ Калькутта] рукопись, содержащая комментарий Куллуки. Я назвал это « вульгатной версией». Именно версию Куллуки переводили неоднократно: Джонс (1794 г.), Бернелл (1884 г.), Бюлер (1886 г.) и Донигер (1991 г.). (...) Вера в подлинность текста Куллуки была открыто сформулирована Бернеллом (1884, xxix): «Тогда нет никаких сомнений в том, что textus receptus, а именно текст Куллуки Бхатты, принятый в Индии и Европе, ученых, в целом очень близок к оригинальному тексту».
Это далеко от истины. Действительно, одним из величайших сюрпризов моей редакционной работы стало открытие, как мало из более чем пятидесяти рукописей, которые я сопоставил, действительно следуют Вульгате в ключевых прочтениях.- Патрик Оливель , Кодекс законов Ману (2005) [16]
Литература конца 1-го тысячелетия до нашей эры, такая как Артхашастра , [17] и шастры различных областей знаний периода начала 1-го тысячелетия представляют большой интерес, поскольку они способствовали возникновению различных школ и распространению индийских религий, таких как индуизм и буддизм, в Южной Азии и за ее пределами . [3] [18] [19]
Шастры носят как описательный, так и предписывающий характер. Среди различных шастр свод законов Ману был одним из наиболее изученных, поскольку колониальное британское правительство пыталось установить в Британской Индии различные законы, основанные на шариате для мусульман и своде законов Ману. [20] [21] [22]
Шастры не являются последовательными или единогласными документами. Дхарма-шастры, например, содержат противоположные взгляды и противоречивые теории. Частично это связано с тем, что они представляют собой идеал человеческого поведения, но в то же время признают необходимость учитывать возможные недостатки. Шастры не представляют жизнь такой, какой она была. Скорее они раскрывают представление о том, какой должна быть жизнь. Тексты шастр составляют один из величайших массивов литературы древнего мира. [23]
Сутра
[ редактировать ]Сутры — еще один жанр индийских текстов, возникший в I тысячелетии до нашей эры, особенно после 600 года до нашей эры. [24] Сутра (буквально «связывающая нить») обозначает тип литературного произведения, отличный от Шастры. На санскрите «сутра» обычно относится к одному или нескольким афоризмам ; поэтому в сутрах используются короткие, афористические, вызывающие воспоминания высказывания. Напротив, Шастра обычно длиннее, содержит больше деталей и объяснений. Примером сутры являются Патанджали » «Йогасутры (считающиеся классическим индуистским трактатом), а примером шастры — «Йогасастра» Хемачандры (считающаяся классическим шветамбара-джайнским трактатом), обе посвященные йоге . [25]
Шастры и сутры входят в число многочисленных других жанров литературы, сохранившихся от древней и средневековой Индии . Другие жанры включают Веды , Упанишады , Веданги , Итихасы , Пураны , Бхасьи и Субхашиты . [26]
Основные шастры по темам
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении: прочитайте скрытый комментарий редактирования, нажав «Изменить», разверните, добавив однострочное описание каждого элемента в списке, разверните список и т. д. Вы можете помочь, добавив в него . ( май 2020 г. ) |
- Васту Шастра (трактаты по архитектуре)
- Вайманика Шастра , санскритский текст начала 20 века по «науке воздухоплавания».
- Дхарма Шастра :
Это жанр санскритских богословских текстов, относящийся к трактатам ( шастрам ) индуизма о дхарме . Существует множество Дхармашастр, число которых по разным оценкам составляет от 18 до примерно 100, с разными и противоречивыми точками зрения. [27] [примечание 1] Каждый из этих текстов существует во многих различных версиях, и каждый основан на текстах Дхармасутры, датированных 1-м тысячелетием до нашей эры, которые возникли в результате исследований Кальпы (Веданги) в ведическую эпоху. [29] [30] - Камашастра (Кама Шастра)
- Йога Васиштха
- Мокшопайя (махаяна уттаратантра шастра)
- Артха Шастра , финансовые дела
- Natya Shastra , performing arts
- Сурья Сиддантха , астрономия
- Буддийские шастры Махаяны
- Самудрика Шастра
- Шилпа Шастра
См. также
[ редактировать ]- Вайманика Шастра
- Дхармашастра
- Камашастра (Кама Шастра)
- Йога Васиштха
- Мокшопайя (махаяна уттаратантра шастра)
- Арташастра
- Сутры Махаяны
- Самудрика Шастра
- Шилпа Шастры
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Пандуранг Ваман Кейн упоминает более 100 различных текстов Дхармашастры, которые были известны в средние века в Индии, но большинство из них утеряны для истории, и их существование подтверждается цитатами и цитатами в бхашье и сохранившихся дайджестах. [28]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Монье Уильямс, Санскритско-английский словарь Монье Уильямса, Oxford University Press , статья о zAstra
- ^ Jump up to: а б Джеймс Лохтефельд (2002), «Шастра» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, том. 2: Новая Зеландия, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 626
- ^ Jump up to: а б Боше, Роджер (январь 2003 г.). Каутильи « Артхашастра о войне и дипломатии в Древней Индии» . Журнал военной истории . 67 (1). Общество военной истории: 9–37. дои : 10.1353/jmh.2003.0006 . ISSN 0899-3718 .
- ^ JDM Дерретт (1973), История, Том 1, Редактор серии: Ян Гонда , Брилл, ISBN 978-9004037403 , страницы 34–36.
- ^ «Сеть знаний Амаракоши »
- ^ «Слово на Spokensanskrit.org» .
- ^ Алекс Комфорт и Чарльз Фаукс (1993), Иллюстрированная Кока Шастра: средневековые индийские сочинения о любви, основанные на Камасутре, Саймон и Шустер, ISBN 978-0684839813
- ^ Объединение мудрости и сострадания д-р Ютан Линь
- ^ Амритлал Савчанд Гопани (1989), Йога-шастра Хемчандрачарьи: Путеводитель по джайнской йоге XII века, Академия Пракрита Бхарти, ОСЛК 21760707
- ^ словарное значение Шастрадхари
- ^ перевод. « Ни в твоем указе , ни в моем, но в чужом он радуется, Человек, который довел нас до этого » . Ригведа ऋग्वेदः मण्डल ८ Wikisource
- ^ Jump up to: а б Макс Мюллер, Майтри Упанишад 7.9 , Oxford University Press, стр. 342.
- ^ Майтри Упанишада 7.9 Wikisource
- ^ Санскрит: Это самое сокровенное писание, о котором я говорил тебе, о безгрешный. О потомок Бхараты, зная об этом, человек становится разумным и достигает совершенства в своих обязанностях. 15-20.;
Английский перевод: Уинтроп Сарджант (2009), Бхагавад-гита: издание к двадцатипятилетнему юбилею, State University of New York Press, ISBN 978-0873958318 - ^ Оливель, П. (2006). Исследования ранней истории Дхармашастры в П. Оливелле (ред.) Между империями: общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э. , Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 0-19-568935-6 , стр.169.
- ^ Jump up to: а б Патрик Оливель (2005), Кодекс законов Ману, Oxford University Press, ISBN 978-0195171464 , страницы 353–354, 356–382.
- ^ Патрик Оливель (2013), Король, управление и закон в Древней Индии: Артхашастра Каутильи, Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, ISBN 978-0199891825 , страницы 30–32.
- ^ Роберт Лингат (1973), Классический закон Индии, Калифорнийский университет Press, ISBN 978-0520018983 , стр. 77;
Стивен Коллинз (1993), Дискурс о том, что первично, Журнал индийской философии, том 21, страницы 301–393. - ^ Кей, Джон, Индия, История, Нью-Йорк, Grove Press, 2000.
- ^ Рудольф, Сюзанна Хобер; Рудольф, Ллойд И. (август 2000 г.). «Жизнь с различиями в Индии». Политический ежеквартальный журнал . 71 (с1). Уайли: 20–38. дои : 10.1111/1467-923X.71.s1.4 .
- ^ Габорио, Марк (июнь 1985 г.). «От Аль-Беруни до Джинны: идиома, ритуал и идеология индуистско-мусульманского противостояния в Южной Азии». Антропология сегодня . 1 (3). Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 7–14. дои : 10.2307/3033123 . JSTOR 3033123 .
- ^ Поллок, Шелдон, От дискурса ритуала к дискурсу власти в санскритской культуре, Журнал ритуальных исследований 4:2, 1990, 315-45.
- ^ Донигер, Венди, Индусы, Альтернативная история, Oxford University Press, 2010, ISBN 978-0-19-959334-7 пбк
- ^ Арвинд Шарма (2000), Классическая индуистская мысль: Введение, Oxford University Press, ISBN 978-0195644418 , страницы 205-206.
- ^ Олле Кварнстрём (2002), Йогашастра Хемачандры: Справочник шветамбарского джайнизма двенадцатого века, издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0674009349
- ^ Людвик Штернбах (1973), Субхашита - Забытая глава в истории санскритской литературы, в Indologica Taurinensia, Турин, Том I, страницы 169–254.
- ^ Джон Боукер (2012), Послание и книга: Священные тексты мировых религий, издательство Йельского университета, ISBN 978-0300179293 , страницы 179–180.
- ^ Кейн, П.В. История Дхармашастр Том. 1 р. 304
- ^ Джеймс Лохтефельд (2002), «Дхарма Шастры» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, Vol. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , страницы 191–192.
- ^ Патрик Оливель 1999 , стр. XXIII–XXV.