Jump to content

Кумбха Мела

Кумбха Мела / Кумбха Мела
Жанр Паломничество
Частота Каждые двенадцать лет
Местоположение(а) Альтернативно в Праяградже , Харидваре , Нашике и Удджайне.
Кумбха Мела
Страна Индия
Домены Религиозное паломничество, ритуалы, социальные практики и праздничные мероприятия.
Ссылка 01258
Область Азия и Тихоокеанский регион
История надписи
Надпись 2017 г. (12-я сессия)
Список Представитель
Марка 2019 года, посвященная Кумбха Меле.

Кумбха Мела или Кумбха Мела ( / ˌ k ʊ m b ˈ m l ə / ) — крупное паломничество и фестиваль в индуизме . 4 февраля 2019 года Кумбха Мела стала свидетелем крупнейшего общественного собрания. [1] Он отмечается примерно в 12-летнем цикле, чтобы отметить каждую революцию, которую завершает Брихаспати ( Юпитер ), в четырех местах паломничества на берегах рек: Праяградж ( Ганг , Ямуна и Сарасвати слияние рек ), Харидвар (Ганг), Нашик ( Годавари ), и Удджайн ( Шипра ). [1] [2] Фестиваль отмечен ритуальным купанием в воде, но это также праздник общественной торговли с многочисленными ярмарками, образованием, религиозными беседами святых, массовыми собраниями монахов и развлечениями. [3] [4] Искатели верят, что омовение в этих реках является средством прайашчитты (искупления, покаяния, восстановительного действия) за прошлые ошибки. [5] и что это очищает их от грехов. [6]

Фестиваль традиционно приписывается индуистскому философу VIII века и святому Ади Шанкаре как часть его усилий по организации крупных индуистских собраний для философских дискуссий и дебатов вместе с индуистскими монастырями по всему Индийскому субконтиненту. [1] Однако исторических литературных свидетельств об этих массовых паломничествах под названием «Кумбха Мела» до XIX века не существует. имеется множество свидетельств. В исторических рукописях [7] и надписи [8] ежегодной Магха Мелы в индуизме – с периодическими более крупными собраниями через 6 или 12 лет – когда паломники собирались в огромных количествах и где один из ритуалов включал священное омовение в реке или священном резервуаре. По словам Камы Маклина, социально-политические события в колониальную эпоху и реакция на ориентализм привели к ребрендингу и повторной мобилизации древней Магха Мела в современную Кумбха Мелу, особенно после индийского восстания 1857 года . [2]

Недели, в течение которых проводится фестиваль, меняются на каждом месте примерно раз в 12 лет. [примечание 1] основан на индуистском лунно-солнечном календаре и относительном астрологическом положении Юпитера , Солнца и Луны. Разница между фестивалями Праяг и Харидвар составляет около 6 лет, и в обоих есть Маха (большая) и Ардха (половина) Кумбха Мела. Точные годы – особенно для Кумбха Мела в Удджайне и Нашике – были предметом споров в 20 веке. Фестивали Нашик и Удджайн отмечаются в один и тот же год или с разницей в один год. [10] обычно примерно через 3 года после Аллахабада / Праяграджа Кумбха Мелы. [11] В других частях Индии аналогичные, но меньшие по размеру общественные праздники паломничества и купания называются Магха Мела, Макар Мела или эквивалентные им. Например, в Тамил Наду Магха Мела с ритуалом омовения водой — праздник древности. Этот фестиваль проводится у резервуара Махамахам (недалеко от реки Кавери) каждые 12 лет в Кумбаконаме , привлекает миллионы южноиндийских индуистов и называется тамильской Кумбх Мела. [12] [13] Другие места, где омовенное паломничество и ярмарки Магха-Мела или Макар-Мела назывались Кумбха Мела, включают Курукшетру, [14] [15] Сонипат , [16] и Панаути (Непал). [17]

Кумбха Мела проводится в три даты, в которые принимает участие значительное большинство паломников, а сам фестиваль длится от одного до одного часа. [18] и три месяца вокруг этих дат. [19] Каждый фестиваль привлекает миллионы людей: самое большое собрание происходит в Праяг Кумбха Мела, а второе по величине — в Харидваре. [20] По данным Британской энциклопедии и властей Индии, на Кумбха-мелу в 2019 году собралось более 200 миллионов индуистов, в том числе 50 миллионов в самый многолюдный день фестиваля. [1] Фестиваль является одним из крупнейших мирных собраний в мире и считается «крупнейшим в мире собранием религиозных паломников». [21] Он был внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО . [22] [23] Фестиваль отмечается в течение многих дней, при этом день Амавасьи собирает наибольшее количество людей за один день. Власти Кумбха Мелы заявили, что самая большая однодневная посещаемость Кумбха Мелы составила 30 миллионов человек 10 февраля 2013 года. [24] [25] и 50 миллионов 4 февраля 2019 года. [26] [27] [28]

Этимология и номенклатура

[ редактировать ]

Кумбха в Кумбха Меле буквально означает «кувшин, кувшин, горшок» на санскрите . [29] В этом смысле оно встречается в ведических текстах, часто в контексте удерживания воды или в мифических легендах о нектаре бессмертия. [29] Слово Кумбха или его производные встречаются в Ригведе (1500–1200 гг. до н.э.), например, в стихе 10.89.7; стих 19.16 Яджурведы , стих 6.3 Самаведы , стих 19.53.3 Атхарваведы и другая ведическая и постведическая древняя санскритская литература. [30] В астрологических текстах этот термин также относится к знаку зодиака Водолей . [29] Астрологическая этимология датируется концом I тысячелетия нашей эры, вероятно, под влиянием идей греческого зодиака. [31] [32] [33]

Слово мела на санскрите означает «объединяться, присоединяться, встречаться, двигаться вместе, собираться, соединяться», особенно в контексте ярмарок, общественных праздников. Это слово также встречается в Ригведе и других древних индуистских текстах. [29] [34] Таким образом, Кумбха Мела означает «собрание, встреча, союз» вокруг «воды или нектара бессмертия». [29]

Горшок ( кумбха ), содержащий амриту, был одним из творческих произведений легенды о Самудра Мантане в древних индуистских текстах.
Большие толпы людей у ​​Ганги (Ганга) в главный день омовения на Кумбха Меле 2019 года.

Мифология

[ редактировать ]

Многие индуисты верят, что Кумбха Мела возникла в незапамятные времена и подтверждается индуистской мифологией о Самудра Мантане ( букв. « Пахтание океана»), найденной в ведических текстах. [35] Историки, напротив, отвергают эти утверждения, поскольку ни один из древних или средневековых текстов, в которых упоминается легенда о Самудре Мантхане, никогда не связывал ее с «мелой» или фестивалем. По словам Джорджио Бонаццоли, исследователя санскритских Пуран, это анахронические объяснения, адаптация ранних легенд к более поздней практике «маленького круга приверженцев», которые искали корни очень популярного паломничества и фестиваля. [35] [36]

Первая страница рукописи Праяг Снана Видхи (санскрит, сценарий деванагари). В нем описаны методы совершения омовения в Праяге. Рукопись (1674 г. н.э.) имеет колофон , в котором говорится: «Скопировано Сарвоттамой, сыном Вишванатхи Бхатты, Самват 1752 г.». [37]

Эта индуистская легенда описывает создание «горшка с амритой (нектаром бессмертия)» после того, как силы добра и зла пахтали океан творения. Боги и демоны сражаются за этот горшок с нектаром, « кумбху », чтобы обрести бессмертие. В более позднем дополнении легенды горшок проливается в четырех местах, и это является источником четырех Кумбха Мел. Истории различаются и противоречивы: некоторые называют Вишну аватаром Мохини , другие утверждают, что Дханавантари , Гаруда или Индра разлили горшок. [2] Это «разливание» и связанная с ним история Кумбха Мелы не встречается в самых ранних упоминаниях оригинальной легенды о Самудра Мантане (взбалтывании океана), таких как тексты ведической эпохи (до 500 г. до н. э.). [38] [39] Эта история также не встречается в Пуранах более поздней эпохи (3-10 века н.э.). [2] [38]

Хотя фраза Кумбха Мела не встречается в текстах древних или средневековых эпох, в индуистских текстах можно найти многочисленные главы и стихи о фестивале омовения, священном слиянии рек Ганга , Ямуна и мифического Сарасвати в Праяге, а также паломничестве в Праяг. Они представлены в форме ритуала Снаны (омовения) и в форме Праяг Махатмьи (величия Праяг, исторических гидов на санскрите). [40]

Самое раннее упоминание о Праяге и омовенном паломничестве встречается в Ригведе Паришиште (дополнении к Ригведе ). [41] Это также упоминается в палийских канонах буддизма , например, в разделе 1.7 Маджхима Никаи , где Будда утверждает, что омовение в Паяге (санскр. Праяга) не может смыть жестокие и злые поступки, напротив, добродетельный человек должен быть чист сердцем. и справедлив в действии. [42] Махабхарата ( искупления упоминает омовение в Праяге как средство праяшчитты , покаяния) за прошлые ошибки и вину. [5] В «Тиртхаятре Парве» , перед великой войной, в эпосе говорится: «Тот, кто соблюдает твердые [этические] обеты, омывшись в Праяге во время Магхи, о лучший из Бхарат, становится незапятнанным и достигает небес». [43] В Анушасана Парве , после войны, эпос развивает это омовенное паломничество как «географическую тиртху», которая должна сочетаться с Манаса-тиртхой (тиртхой сердца), посредством которой человек живет такими ценностями, как истина, милосердие, самообладание, терпение и другие. [44]

В древних индийских текстах есть и другие упоминания о Праяге и фестивалях на берегу реки, в том числе в местах, где проводятся современные Кумбха-мелы, но точный возраст Кумбха-мелы неизвестен. Китайский путешественник-буддист VII века Сюаньцзан (Хиуэнь Цанг) упоминает короля Харшу и его столицу Праяг, который, по его словам, является священным индуистским городом с сотнями « храмов дэвов » и двумя буддийскими учреждениями. Он также упоминает индуистские ритуалы купания на слиянии рек. [45] По мнению некоторых ученых, это самое раннее сохранившееся историческое описание Кумбха Мелы, которая состоялась в современном Праяге в 644 году нашей эры. [46] [47] [48]

Кама Маклин – индолог , опубликовавший статьи о Кумбха Меле, преимущественно на основе колониальных архивов и англоязычных СМИ, [49] утверждает, основываясь на электронных письмах других ученых и более поздней интерпретации мемуаров Сюаньцзана VII века, событие Праяг происходило каждые 5 лет (а не 12 лет), включало статую Будды, включало раздачу милостыни и могло быть буддийским фестивалем. . [50] В отличие от Ариэля Глюклиха, исследователя индуизма и антропологии религии, мемуары Сюаньцзана включают, несколько насмешливо, репутацию Праяга как места, где люди (индусы) когда-то совершали суеверное религиозное самоубийство, чтобы освободить свои души, и как брамин из более ранняя эпоха успешно положила конец этой практике. Эта и другие детали, такие как названия храмов и бассейнов для купания, позволяют предположить, что Сюаньцзан представил индуистские практики в Праяге в VII веке со своей буддийской точки зрения и, возможно, чтобы «развлечь свою аудиторию еще в Китае», утверждает Глюклих. [45]

Другие ранние описания значения Праяг для индуизма можно найти в различных версиях Праяг Махатмьи , датированных концом I тысячелетия нашей эры. Эти индуистские тексты в жанре Пураны описывают его как место, «кишащее паломниками, священниками, торговцами, нищими, гидами» и местными жителями, занятыми вдоль слияния рек ( Сангам ). [40] [51] Эти санскритские путеводители по Индии средневековой эпохи обновлялись в своих изданиях, вероятно, священниками и гидами, которые были взаимными заинтересованы в экономической прибыли от приезжающих паломников. Один из самых длинных разделов, посвященных рекам Праяг и их значению для индуистского паломничества, находится в главах 103–112 Матсья Пураны . [40]

Эволюция более ранних мел в Кумбха-мелы

[ редактировать ]

Чрезвычайно древнее паломничество
Существует достаточно свидетельств, позволяющих предположить, что, хотя Магх Мела – или, по крайней мере, традиция религиозного праздника в тривени [Прайяг] – чрезвычайно стара, Кумбха Мела в Аллахабаде возникла гораздо позже.

Маклин (2008) , с. 91

По мнению Джеймса Лохтефельда – исследователя индийских религий, фраза Кумбха Мела и исторические данные о ней отсутствуют в ранних индийских текстах. Однако, как утверждает Лохтефельд, эти исторические тексты «явно показывают крупные, хорошо зарекомендовавшие себя купальные фестивали», которые были либо ежегодными, либо основанными на двенадцатилетнем цикле планеты Юпитер. [52] В рукописях, посвященных индуистским аскетам и монахам-воинам – ахарам, сражавшимся с исламскими султанатами и эпохой Империи Великих Моголов, упоминаются купальные паломничества и большие периодические собрания индуистов на религиозных праздниках, связанных с купанием, раздачей подарков, торговлей и организацией. [52] Ранний отчет о Харидваре Кумбха Мела был опубликован капитаном Томасом Хардвиком в 1796 году нашей эры. [52]

Индуистские паломники направляются к месту Кумбха Мела

По словам Джеймса Мэллинсона , исследователя рукописей индуистской йоги и монастырских учреждений, фестивали купаний в Праяге с большими собраниями паломников засвидетельствованы «по крайней мере, с середины первого тысячелетия нашей эры», в то время как существуют текстовые свидетельства подобных паломничеств в других крупных священных местах. реки со средневекового периода. [19] Четыре из них трансформировались под брендом Кумбха Мела во время правления Ост-Индской компании (британская колониальная эпоха), когда она стремилась контролировать склонных к войне монахов, а также прибыльные налоги и доходы от торговли на этих индуистских паломнических фестивалях. [19] Кроме того, священники обратились к британской администрации с просьбой признать фестиваль и защитить их религиозные права. [19]

XVI века В «Рамчаритманасе» Тулсидаса упоминается ежегодная Мела мусульманского историка в Праяге, как и в «Айн-и-Акбари» (ок. 1590 г. н.э.). [53] Последний персидский текст эпохи Акбара называет Праяг (пишет его Прияг ) «королем святынь» для индусов и упоминает, что он считается особенно священным в индуистский месяц Магха . [53] конца XVI века В «Табакат-и-Акбари» также упоминается ежегодный фестиваль купаний в Праяг-Сангаме, куда «различные классы индусов приезжали со всех концов страны, чтобы искупаться, в таком количестве, что джунгли и равнины [вокруг него] были не в силах их удержать». [53]

Кумбха Мела в Харидваре кажется оригинальной Кумбха Мелой, поскольку она проводится в соответствии с астрологическим знаком «Кумбха» ( Водолей ), а также потому, что для нее есть несколько упоминаний о 12-летнем цикле. Тексты более поздней эпохи Империи Великих Моголов, которые содержат термин «Кумбха Мела» в контексте Харидвара, включают Хуласат-ут-Таварих (1695–1699 гг. Н. Э.), [53] и Чахар Гульшан (1759 г. н.э.). [54] Хуласат -ут-Таварих также упоминает ежегодный фестиваль омовения в Праяге, но не называет его Кумбхом. [53] В обоих этих текстах эпохи Великих Моголов термин «Кумбха Мела» используется для описания только ярмарки Харидвара, при этом упоминается аналогичная ярмарка, проводившаяся в Праяге и Нашике. Хуласат -ут-Таварих перечисляет следующие мела: ежегодная мела и Кумбха-мела каждые 12 лет в Харидваре ; мела, проводимая в Тримбаке , когда Юпитер входит во Льва (то есть один раз в 12 лет); и ежегодная мела, проводимая в Праяге (в современном Праяградже) в Магхе . [55] [54]

Как и Праяг-мела, мела-паломничество с омовением в Насике и Удджайне имеет значительную древность. Однако их называли Сингхаст мела , а фраза «Кумбха мела» еще не встречалась в литературе до 19 века. Такие фразы, как «Маха Кумбх» и «Ард Кумбх» в контексте древних религиозных фестивалей паломничества с другим названием в Праяге, Насике и Удджайне, очевидно, относятся к более современной эпохе. [56]

Столп Ашоки (фото около 1900 г.) содержит множество надписей, начиная с III века до нашей эры. Где-то около 1575 года н.э. Бирбал эпохи Акбара добавил надпись, в которой упоминается «Маг Мела в Праяг Тиртх Радж». [41] [57]

Маг Мела в Праяге, вероятно, является самой старой из четырех современных Кумбха Мел. Он датируется первыми веками нашей эры, поскольку он упоминается в нескольких ранних Пуранах . [55] Однако название Кумбха для этих более древних омовений, вероятно, датируется серединой 19 века. Д. П. Дубей утверждает, что ни в одном из древних индуистских текстов ярмарка Праяг не называется «Кумбха Мела». Кама Маклин утверждает, что в ранних британских записях не упоминается название «Кумбха Мела» или 12-летний цикл ярмарки Праяг. Первое британское упоминание о Кумбха Меле в Праяге встречается только в отчете 1868 года, в котором упоминается необходимость усиления паломничества и санитарного контроля на «Кумбской ярмарке», которая состоится в январе 1870 года. По словам Маклина, священники-праягвалы- брахманы Праяга включил легенду и бренд Кумбхи в ежегодный Праяг Магх Мела, учитывая социально-политические обстоятельства XIX века. [2]

Кумбха Мела в Удджайне началась в 18 веке, когда маратхов правитель Раноджи Шинде пригласил аскетов из Нашика в Удджайн на местный фестиваль. [55] Подобно священникам в Праяге, священники в Нашике и Удджайне, конкурируя с другими местами за священный статус, возможно, переняли традицию Кумбхи для своих ранее существовавших Магха-мел. [2]

Ахарас: монахи-воины, вербовка и логистика

[ редактировать ]

Одной из ключевых особенностей Кумбха-мелы были лагеря и шествия садху ( монахов). [58] К 18 веку многие из них объединились в одну из тринадцати акхар (воинских аскетических отрядов, монашеского ополчения), десять из которых были связаны с индуизмом, а три - с сикхизмом . Семь принадлежали к традиции шиваизма , три — к вайшнавизму , двое — к Удаси (основанному сыном Гуру Нанака) и один — к Нирмаласу . [58] Эти традиции солдат-монахов были устоявшейся чертой индийского общества, и они являются характерной чертой Кумбха-мелы. [58]

Харидвар Кумбха Мела английского художника Дж. М. У. Тернера . Гравюра на стали, ок. 1850-е годы.

До правления Ост-Индской компании Кумбха Мелас (Магха Мелас) управлялись этими акхарами . Они обеспечивают материально-техническое обеспечение, охрану правопорядка, вмешиваются и разрешают любые споры, а также собирают налоги. Они также были центральной достопримечательностью и остановкой для основных индуистов, которые ищут даршана (встречи, взгляда), а также духовного руководства и благословений. [58] Кумбха Мела были одним из мест их вербовки и посвящения, а также местом торговли. [19] [59] Эти акхары имеют корни в традиции индуистских монахов -нагов (голых), которые шли на войну без одежды. [58] Эти монашеские группы традиционно приписывают Кумбху-мелу индуистскому философу 8-го века Ади Шанкаре как часть его усилий по созданию монашеских институтов ( матха ). [60] и крупные индуистские собрания для философских дискуссий и дебатов. [1] Однако нет никаких исторических литературных свидетельств того, что он действительно начал Кумбху-мелас. [56]

В 17 веке акхары боролись за ритуальное первенство, приоритетное право на то, кто омывается первым или в самое благоприятное время, а также за известность, приводившую к жестоким конфликтам. [58] В записях эпохи правления Ост-Индской компании сообщается о насилии между акхарами и многочисленных смертях. [59] [61] [62] На Кумбха Меле 1760 года в Харидваре вспыхнуло столкновение между шиваитами -госайнами и вайшнавами- байрагами (аскетами), в результате которого погибли сотни людей. Надпись на медной пластине маратхов - пешвы утверждает, что 12 000 аскетов погибли в столкновении между шиваитскими саньяси и вайшнавскими байрагами в Нашик Кумбха Мела в 1789 году. Спор начался из-за порядка купания, который тогда указывал на статус ахара . [61] На Кумбха Меле 1796 года в Харидваре вспыхнуло насилие между шиваитами и удаси из-за логистики и прав на кемпинг. [63] [62]

Повторяющиеся столкновения, боеготовность монахов-воинов, а также прибыльные налоговые и торговые возможности в Кумбха-Мелас в 18 веке привлекли внимание чиновников Ост-Индской компании. [19] Они вмешались, разбили лагеря, торговые площади и установили порядок купания для каждой ахара. После 1947 года правительства штатов взяли на себя эту роль и обеспечили инфраструктуру для Кумбха-мелы в своих штатах. [19] [64]

Кумбха-мелы привлекают многих садху (монахов)-одиночек, не принадлежащих ни к каким акхарам. Из тех, кто действительно принадлежит к группе, тринадцать активных акхар были: [65]

  • 7 Шайвских акхар: [примечание 2] Маханирвани, Атал, Ниранджани, Ананд, Джуна, Авахан и Агни.
  • 3 вайшнавские акхары: [примечание 3] Нирвани, Дигамбар и Нирмохи
  • 3 сикхских ахара: Бара Панчаяти Удасины, Чота Панчаяти Удасины и Нирмал.

Десять акхар Шайвы и Вайшнавов также известны как Дасанами, и они верят, что их основал Ади Шанкара, и одной из их традиционных обязанностей является дхарма-ракша (защита веры). [66]

Значение и влияние

[ редактировать ]
Кумбха-мел включает в себя множество торговых, ярмарок, благотворительных мероприятий, общинного пения, религиозных декламаций и развлекательных представлений. Слева: мероприятие Анны Дана в Праяг Кумбхе, кормление монахов и бедняков; Справа: танцевальное представление.

Кумбха-мелы прошлого, хотя и имели разные региональные названия, привлекали большое количество людей и на протяжении веков имели религиозное значение для индуистов. Однако для индуистской общины они были больше, чем просто религиозным событием. Исторически Кумбха-Мелы были также крупными коммерческими мероприятиями , посвящением новобранцев в акхары , молитвами и коллективным пением, духовными дискуссиями, образованием и зрелищем. [3] [4] Во время колониального правления Ост-Индской компании ее чиновники рассматривали индуистское паломничество как средство сбора огромных сумм доходов за счет «налога на паломничество» и налогов на торговлю, которая происходила во время фестиваля. По словам Дубея, а также Маклина, исламская энциклопедия «Ядгар-и-Бахадури» , написанная в 1834 году в Лакхнау , описала фестиваль Праяг и его святость для индусов. [53] [67] Британские чиновники, утверждает Дубей, подняли налог до суммы, превышающей средний ежемесячный доход, и посещаемость резко упала. [67] [68] Согласно колониальным записям, панды Праягвала сначала согласились, но позже оказали сопротивление, поскольку влияние религиозного налога на паломников стало очевидным. В 1938 году лорд Окленд отменил налог на паломничество, и после этого огромное количество людей вернулись к паломничеству. По мнению Маклина, колониальные записи этого периода на Праяг Меле представляют собой предвзятый материалистический взгляд, поскольку они были написаны колонизаторами и миссионерами. [68]

Баптистский миссионер Джон Чемберлен, посетивший Ард Кумбха Мела в Харидваре в 1824 году, заявил, что большое количество посетителей приезжало туда с целью торговли. Он также включает письмо 1814 года от своего друга-миссионера, который раздавал копии Евангелия и пытался обратить некоторых из них в христианство. паломникам [69] Согласно отчету о Харидваре Кумбха Мела британского государственного служащего Роберта Монтгомери Мартина в 1858 году , среди посетителей ярмарки были люди разных рас и стран. Наряду со священниками, солдатами и религиозными нищими на ярмарке присутствовали торговцы лошадьми из Бухары , Кабула , Туркестана , а также арабы и персы. На фестивале присутствовали придорожные торговцы продовольственным зерном, кондитеры, одежда, игрушки и другие товары. Тысячи паломников на всех видах транспорта, а также пешком направились к месту паломничества, одетые в яркие костюмы, некоторые без одежды, время от времени вместе выкрикивая «Махадео Бол» и «Бол, Бол». Ночью берега рек и стоянки освещались масляными фонарями, над рекой взрывались фейерверки, а вниз по течению реки плыли бесчисленные плавучие фонари, установленные паломниками. несколько индуистских раджей , сикхских правителей и мусульманских навабов Ярмарку посетили . Европейцы наблюдали за толпами людей, и лишь немногие христианские миссионеры распространяли свою религиозную литературу на Хардвар Мела, писал Мартин. [70]

Пандал культурной программы в Праяг Кумбха Мела (2019 г.)

До 1838 года британские чиновники собирали налоги, но не предоставляли паломникам никакой инфраструктуры или услуг. [67] [68] Ситуация особенно изменилась после 1857 года. По словам Амны Халида, Кумбха Мелас превратился в одно из мест социальной и политической мобилизации, и колониальное правительство начало следить за этими событиями после индийского восстания 1857 года. Правительство направило полицию для сбора этой информации в низовой уровень Кумбха Мелы. [71] Британские официальные лица в сотрудничестве с местной полицией также предприняли попытки улучшить инфраструктуру, движение паломников во избежание давки, выявление болезней и санитарные условия в Меласе. Сообщения о холере заставили чиновников отменить паломничество, но паломники продолжили «пассивное сопротивление» и заявили, что предпочитают умереть, чем подчиниться официальным приказам. [71] [72]

Резня, давки и скандалы

[ редактировать ]

Кумбха Мела были местом трагедий. По словам Шараф ад-Дина Али Язди – историка и биографа тюрко-монгольского налётчика и завоевателя Тимура , его войска разграбили Харидвар и уничтожили собравшихся паломников. Безжалостно убитые паломники, вероятно, были теми, кто присутствовал на Кумбхе-меле 1399 года. [73] [74] [75] В рассказах Тимура упоминается ритуал массового омовения вместе с бритьем головы, священная река Ганг, благотворительные пожертвования, место находилось у горного истока реки и что паломники верили, что купание в священной реке приведет к их спасению. [74]

несколько давок На Кумбха Меласе произошло . После давки в Харидваре в 1820 году, в которой погибло 485 человек, правительство Компании приступило к масштабным инфраструктурным проектам, включая строительство новых гатов и расширение дорог, чтобы предотвратить дальнейшие давки. [76] Различные мела Кумбхи в XIX и XX веках были свидетелями спорадических давок, каждая трагедия приводила к изменениям в том, как управлялся поток паломников к реке и гатам и обратно. [77] В 1986 году в давке погибли 50 человек. [78] Праяг Кумбха Мела в 1885 году стала источником скандала, когда мусульманин по имени Хусейн был назначен менеджером Кумбха Мелы, а в сообщениях индийских газет говорилось, что Хусейн «организовал флотилию украшенных гирляндами лодок для удовольствия европейских дам и джентльменов и развлекал их». их с танцовщицами, спиртным и говядиной», наблюдая за купающимися паломниками. [79]

Восстание 1857 года и движение за независимость

[ редактировать ]

Согласно колониальным архивам, община Праягвал, связанная с Кумбха Мела, была одной из тех, кто сеял и увековечивал сопротивление и восстание 1857 года против колониального правления. [80] Праягвалс возражал и выступал против колониального правительства, которое поддерживало христианских миссионеров и чиновников, которые относились к ним и паломникам как к «невежественным единоверцам» и которые агрессивно пытались обратить индуистских паломников в христианскую секту. Во время восстания 1857 года полковник Нил нацелился на участок Кумбха-мела и обстрелял регион, где жили Праягвали, разрушив его, что Маклин описывает как «заведомо жестокое умиротворение Аллахабада». [80] «Праягвалы напали и уничтожили миссионерскую прессу и церкви в Аллахабаде». Как только британцы восстановили контроль над регионом, Праягвалы подверглись преследованиям со стороны колониальных властей, некоторые были осуждены и повешены, в то время как другие, в отношении которых у правительства не было достаточных доказательств для осуждения, подверглись преследованиям. Большие участки земель Кумбха-мелы возле слияния Ганга-Ямуны были конфискованы и присоединены к правительственному городку. В годы после 1857 года толпы паломников Праягвалов и Кумбха Мелы несли флаги с изображениями, намекающими на восстание и расовые преследования. Британские СМИ сообщили об этих собраниях паломников и протестах на более поздней Кумбха Меле как о странно «враждебных» и «недоверчивых», утверждает Маклин. [80]

Кумбха Мела продолжала играть важную роль в движении за независимость до 1947 года как место, где коренные жители и политики периодически собирались в больших количествах. В 1906 году Санатан Дхарм Сабха собрался в Праяг Кумбха Мела и решил открыть индуистский университет Банарас под руководством Мадана Мохана Малавии. [81] Кумбха-Мелас также был одним из центров хиндутвы движения и политики . В 1964 году Вишва индуистский паришад . в Харидваре Кумбха Мела был основан [82]

Рост посещаемости и масштаба

[ редактировать ]
Кумбха Мела – купание в водах – один из ключевых ритуалов.

Исторические и современные оценки посещаемости сильно различаются в разных источниках. Например, Имперский географический справочник Индии колониальной эпохи сообщил, что от 2 до 2,5 миллионов паломников посетили Кумбху-мелу в 1796 и 1808 годах, а затем добавил, что эти цифры могут быть преувеличением. Между 1892 и 1908 годами, в эпоху сильного голода, холеры и эпидемий чумы в Британской Индии, количество паломников упало до 300 000–400 000 человек. [83]

Во время Второй мировой войны колониальное правительство запретило проведение Кумбха Мелы, чтобы сохранить дефицитные запасы топлива. Запрет в сочетании с ложными слухами о том, что Япония планировала бомбить и совершить геноцид на месте Кумбха-мелы, привел к резкому снижению посещаемости Кумбх-мелы 1942 года по сравнению с предыдущими десятилетиями, когда, по оценкам, на каждой Кумбх-меле собиралось от 2 до 4 миллионов паломников. [84] После обретения Индией независимости посещаемость резко возросла. В амавасью - одну из трех ключевых дат омовения - Кумбху 1954 года посетило более 5 миллионов человек, Кумбху 1977 года посетило около 10 миллионов человек, а Кумбху 1989 года привлекло около 15 миллионов человек. [84]

По данным редакторов Гималайской академии, 14 апреля 1998 года 10 миллионов паломников посетили Кумб Мелу в Харидваре в самый загруженный день. [85] В 2001 году спутниковые снимки IKONOS подтвердили очень большое скопление людей. [86] [87] официальные лица оценивают фестиваль в 70 миллионов человек, [87] в том числе более 40 миллионов в самый загруженный день, по данным BBC News. [88] По другой оценке, около 30 миллионов человек посетили Кумбха-мелу 2001 года только в самый загруженный день мауни амавасья . [84]

Кулинария на Кумбха Меле в 2019 году

В 2007 году около 70 миллионов паломников посетили 45-дневную Ардха Кумбха Мелу в Праяградже . [89] В 2013 году Кумбха Мелу в Праяградже посетили 120 миллионов паломников. [25] Насик зарегистрировал максимальное количество посетителей - 75 миллионов. [6]

Маха Кумбха в Праяградже — крупнейшая в мире, посещаемость и масштабы подготовки которой растут с каждым последующим праздником. к Ардх Кумбхе в Праяградже в 2019 году Подготовка фунтов стерлингов включает в себя строительство временного города стоимостью 42 000 миллионов (что эквивалентно 52 миллиардам фунтов стерлингов или 630 миллионам долларов США в 2023 году) площадью более 2500 гектаров со 122 000 временных туалетов и различными вариантами размещения от простых общежитий до 5-звездочных палаток. , 800 специальных поездов Индийских железных дорог , искусственное интеллектуальное видеонаблюдение и аналитика от IBM , наблюдение за болезнями , управление речным транспортом от Управления внутренних водных путей Индии и приложение для помощи посетителям. [90]

Кумбха-мела «широко считается крупнейшим религиозным собранием в мире», утверждает Джеймс Лохтефельд. [91] По словам Камы Маклина, координаторы и сами участники заявляют, что часть славы фестиваля Кумбха заключается в том «чувстве братства и любви», когда миллионы людей мирно собираются на берегах рек в гармонии и чувстве общего наследия. [92]

Календарь, локации и подготовка

[ редактировать ]

Кумбха Мела подразделяются на: [93]

  • Пурна Кумбха Мела (иногда называемая просто Кумбха или «полная Кумбха») происходит каждые 12 лет в определенном месте.
  • Ардх Кумбха Мела («полукумбха») происходит примерно каждые 6 лет между двумя Пурна Кумбха Мела в Праяградже и Харидваре. [93]
  • Маха Кумбха, которая происходит каждые 12 Пурна Кумбха Мел, то есть каждые 144 года. [ нужна ссылка ]

2019 года Что касается Праяградж Кумбха Мела , главный министр штата Уттар-Прадеш Йоги Адитьянатх объявил, что Ардх Кумбха Мела (организуемая каждые 6 лет) будет называться просто «Кумбха Мела», а Кумбха Мела (организуемая каждые 12 лет) будет называться «Кумбха Мела». «Маха Кумбха Мела» («Великая Кумбха Мела»). [94]

Кумбха Мела в Харидваре
Нашик Паломники собираются в Шахи Снан (царскую баню) в Рамкунде на реке Дакшин Ганга , ок. 1991 год

Многочисленные места и ярмарки на местном уровне называются Кумбха-мелами. Из них четыре места широко известны как Кумбха Мелас: Праяградж, Харидвар, Тримбак-Нашик и Удджайн. [95] [93] Другие места, которые иногда называют Кумбха мела – с ритуалом омовения и значительным участием паломников – включают Курукшетру , [96] и Сонипат . [16]

Даты празднования каждого места рассчитываются заранее в соответствии с особой комбинацией зодиакальных положений Брихаспати ( Юпитера ), Сурьи ( Солнца ) и Чандры ( Луны ). Относительные годы различаются между четырьмя участками, но цикл повторяется примерно каждые 12 лет. Поскольку орбита Юпитера завершается за 11,86 года, корректировка календарного года происходит примерно за 8 циклов. Таким образом, примерно раз в столетие Кумбха-мела возвращается на это место через 11 лет. [9]

Место Река Зодиак [97] Сезон, мес. Первое свидание в купании [9] Второе свидание [9] Третье свидание [9]
Харидвар ходить Юпитер в Водолее, Солнце в Овне Весна, Чайтра (январь – апрель). Шиваратри Чайтра Амавасья (новолуние) Меш Санкранти
Праяградж [примечание 4] Ганги и Ямуны Соединение Юпитер в Овне, Солнце и Луна в Козероге; или Юпитер в Тельце, Солнце в Козероге Зима, Магха (январь – февраль) Макар Санкранти Маг Амавасья Васант Панчами
Тримбак - Нашик Годавари Юпитер во Льве; или Юпитер, Солнце и Луна входят в Рак в лунном соединении. Лето, Бхадрапада (август – сентябрь). Симха Санкранти Бхадрапада Амавасья Девоттхаян экадаши
Удджайн Шипра Юпитер во Льве и Солнце в Овне; или Юпитер, Солнце и Луна в Весах на Картике Амавасье Весна, Вайсакха (апрель – май). Чайтра Пурнима Чайтра Амавасья Вайсакх Пурнима

Прошлые годы

[ редактировать ]

Кумбха Мела в Праяградже празднуется примерно через 3 года после Кумбхи в Харидваре и за 3 года до Кумбхи в Нашике и Удджайне (оба праздника отмечаются в один и тот же год или с разницей в один год). [97]

Год Праяградж Харидвар Тримбак (Нашик) Удджайн
1980Kumbh MelaKumbh Mela
1981
1982
1983
1984Ardh Kumbh Mela
1985
1986Kumbh Mela
1987
1988
1989Kumbh Mela
1990
1991
1992Ardh Kumbh MelaKumbh MelaKumbh Mela
1993
1994
1995Ardh Kumbh Mela
1996
1997
1998Kumbh Mela
1999
2000
2001Maha Kumbh Mela
2002
2003Kumbh Mela
2004Ardh Kumbh MelaKumbh Mela
2005
2006
2007Ardh Kumbh Mela
2008
2009
2010Kumbh Mela
2011
2012
2013Kumbh Mela
2014
2015Kumbh Mela
2016Ardh Kumbh MelaKumbh Mela
2017
2018
2019Ardh Kumbh Mela
2020
2021[98]Kumbh Mela
2022
2023
2024
2025Kumbh Mela
2026
2027Kumbh Mela
2028Kumbh Mela

Управление историческим фестивалем

[ редактировать ]

Кумбха Мела привлекает десятки миллионов паломников. Обеспечение безопасного и приятного временного пребывания на площадке фестиваля – сложная и ответственная задача. Размещение палаток (сантх/акхара), еда, вода, санитария, неотложная медицинская помощь, пожарные службы, охрана правопорядка, подготовка к ликвидации последствий стихийных бедствий, передвижение людей требуют тщательного предварительного планирования. [99] Кроме того, помощь людям с особыми потребностями и потерявшимся членам семьи через Бхуле-Бхатке Кендра требует активного взаимодействия и координации на месте. [99] В частности, в случае с Праягом место проведения фестиваля преимущественно затоплено в сезон дождей. На то, чтобы начать и завершить строительство всей временно необходимой паломникам инфраструктуры, у работников фестивальной администрации есть всего два с половиной месяца, что еще больше усложняет задачу. [99]

В 2013 году индийские правительственные органы в сотрудничестве с волонтерами севы , монахами и индийскими компаниями создали 11 секторов с 55 лагерями, обеспечивающими круглосуточную первую помощь, скорую помощь, аптеку, уборку секторов, санитарию, питание и распределение воды (прокладка 550 километров (340 миль) трубопроводов, управляемых 42 насосами), приготовление топлива и другие услуги. По словам Баранвала и др., их 13-дневное полевое исследование Кумбха-мелы 2013 года показало, что «комитет Мела и все другие агентства, участвующие в управлении Мелой, успешно контролировали мероприятие и сделали его удобным, эффективным и безопасным». [99] Оценка, предоставленная американским Центром по контролю заболеваний в отношении мелы Насик Кумбха. [100]

Купание и шествия

[ редактировать ]
Нага садху на процессии Кумбхи (1998)
Купание в воде на фестивале Кумбха

Купание, или окунание в речные воды с молитвой, является центральным ритуалом Кумбха-Мелас для всех паломников. Традиционно в амавасью – самый почитаемый день для омовения – индуистские паломники приветствуют и ждут, пока тринадцать садху-акхар совершят омовение первыми. Это событие, называемое шахи снан или раджйоги снан , отмечается праздничным шествием со знаменами, флагами, слонами, лошадьми и музыкантами, а также обнаженными или полураздетыми монахами. [примечание 5] некоторые намазаны бхасмой (пеплом). [65] [101] Эти монашеские учреждения происходят из разных частей Индии, имеют определенный эмблемный символ и божество (Ганеша, Даттатрея, Хануман и т. д.). [65] [102] Самый крупный контингент - это Джуна-акхара, восходящая к Ади Шанкаре, представляющая собой разнообразную смесь из четырех крупнейших индуистских монастырей Индии со штаб-квартирами в Шрингери, Дварке, Джьотирматхе и Говардхане. Маханирбани и Ниранджани — другие крупные отряды, и у каждой акхары есть своя линия святых и учителей. Большие толпы собираются в благоговении и приветствуют эту процессию монахов. Как только эти монахи искупаются, фестивальный день открывается для купания паломников со всего места и издалека. [65] [101] [103]

Ритуал омовения паломников может сопровождать священник Праягвал или, возможно, простое омовение в частном порядке. При необходимости ритуалы могут начинаться с мундана (бритья головы), молитв с подношениями, такими как цветы, синдур (киноварь), молоко или кокос, а также чтение гимнов с шрадхой (молитвы в честь своих предков). [104] Более сложные церемонии включают яджну (хому), проводимую священником. [104] После этих прибрежных ритуалов паломник окунается в воду, встает, некоторое время молится, а затем выходит из речных вод. Затем многие продолжают посещать старые индуистские храмы неподалеку от этого места. [104]

Мотивов для ритуала купания несколько. Наиболее значимым является убеждение, что тиртха (паломничество) к местам Кумбха Мелы и последующее омовение в этих священных реках имеет спасительное значение, мокша – средство освобождения от цикла перерождений ( сансары ). [105] В индуистских текстах паломничество также рекомендуется тем, кто совершил ошибки или согрешил, раскаивается в своих ошибках, а также как средство праяшчитты (искупления, покаяния) за эти ошибки. [5] [106] Паломничество и омовение в священных реках с мотивацией покаяния и как средство самоочищения имеют ведические прецеденты и обсуждаются в ранней дхарма- литературе индуизма. [106] Его эпосы, такие как « Махабхарата», описывают Юдхиштхиру в состоянии, полном печали и отчаяния после участия в жестокой великой войне, унесшей жизни многих людей. Он идет к святому, который советует ему совершить паломничество в Праяг и совершить омовение в реке Ганг в качестве средства покаяния. [107]

Застолья, гулянья и беседы

[ редактировать ]
Культурное мероприятие в пандале Кумбха Мела.

Некоторые паломники проходят значительные расстояния и приходят босиком, что является частью их религиозной традиции. Большинство паломников остаются на день или два, но некоторые остаются на весь месяц Магх во время фестиваля и ведут аскетический образ жизни во время пребывания. Они посещают духовные беседы, постятся и молятся в течение месяца, и этих паломников Кумбхи называют калпаваси . [108]

Сайт фестиваля строго вегетарианский. [108] по традиции, так как насилие над животными считается недопустимым. Многие паломники практикуют частичную (один прием пищи в день) или полную врату (дневной пост), некоторые воздерживаются от изысканной еды. [104] Эти ритуальные практики перемежаются праздничными пиршествами, на которых огромное количество людей сидят рядами и делят совместную трапезу – махапрасад , приготовленную добровольцами на благотворительные пожертвования. По традиции семьи и компании спонсируют мероприятия анна дана (благотворительная еда), особенно для монахов и бедных паломников. [104] Руководство открыло несколько продуктовых ларьков, предлагающих деликатесы из разных штатов Индии. [109] [110]

Другие мероприятия мелы включают религиозные дискуссии ( правачан ), религиозное пение ( киртан ) и религиозные собрания, на которых обсуждаются и стандартизируются доктрины ( шастрартха ). [6] На территории фестиваля также проводится широкий спектр культурных мероприятий в течение месяца празднования. К ним относятся калаграмма (места кала , индийского искусства), лазерные световые шоу, классические танцы и музыкальные представления из разных уголков Индии, тематические ворота, отражающие историческое региональное архитектурное разнообразие, прогулки на лодках, туристические прогулки к историческим местам у реки, а также возможности посетить монастырские лагеря, чтобы наблюдать за адептами йоги и духовными беседами. [111]

Садху в Маха Кумбхе, 2013 г.

Даршан, или просмотр, является важной частью Кумбха Мелы. Люди совершают паломничество к Кумбха Меле специально для того, чтобы увидеть и испытать как религиозные, так и светские аспекты этого события. Две основные группы, участвующие в Кумбха Меле, включают садху (индуистских святых) и паломников. Посредством своих постоянных йогических практик садху выражают преходящий аспект жизни. Садху едут на Кумбха Мелу, чтобы стать доступными для большей части индуистской общественности. Это позволяет представителям индуистской общественности взаимодействовать с садху и получать «даршан». Они могут «искать наставлений или советов в своей духовной жизни». Даршан фокусируется на визуальном обмене, при котором происходит взаимодействие с религиозным божеством, и поклоняющийся может визуально «выпить» божественную силу. Кумбха Мела проводится в лагерях, которые предоставляют индуистским верующим доступ к садху. Даршан важен для опыта Кумбха Мелы, и поэтому поклоняющиеся должны быть осторожны, чтобы не вызвать недовольство религиозных божеств. Посещение садху тщательно организовано, и верующие часто оставляют жетоны у их ног. [6]

В культуре

[ редактировать ]

Кумбха Мела была темой многих документальных фильмов, в том числе «Короли с соломенными циновками» (1998) режиссера Айры Коэна , «Кумбха Мела: Величайшее шоу на Земле » (2001) режиссера Грэма Дэя, [112] Короткий путь к нирване: Кумбха Мела (2004), режиссер Ник Дэй и продюсер «Маурицио Бенаццо», [113] Кумбха Мела: Песни реки (2004) Надима Уддина, [114] Призыв, Кумбха Мела (2008), Кумбха Мела 2013: Жизнь с Махатиаги (2013) Украинского проекта религиоведения Ахамот, [115] и Кумбха Мела: Прогулка с нагами (2011), Амрит: Нектар бессмертия (2012), режиссеры Йонас Шой и Филипп Эйер. [116]

В 2007 году National Geographic снял и показал документальный фильм о Праяг Кумбха Меле под названием «Внутри нирваны » под руководством Карины Холден с ученым Камой Маклином в качестве консультанта. [108] В 2013 году National Geographic вернулся и снял фильм « Внутри Махакумбхи» . Индийские и зарубежные средства массовой информации регулярно освещали Кумбха Мелу. 18 апреля 2010 года популярное американское утреннее шоу CBS News Sunday Morning широко освещало Кумбха Мелу Харидвара, назвав его «крупнейшим паломничеством на Земле». 28 апреля 2010 года BBC опубликовала аудио- и видеорепортаж о Кумбха-меле под названием «Кумбха-мела: «величайшее шоу на земле»». [ нужна ссылка ] 30 сентября 2010 года Кумбха Мела была показана во втором эпизоде Sky One ​​телесериала «Идиот за границей» , Карл Пилкингтон . фестиваль посетил [ нужна ссылка ]

Разлучение молодых братьев и сестер на Кумбха Меле когда-то было постоянной темой в фильмах на хинди . [117] Амрита Кумбхер Сандхане , бенгальский художественный фильм 1982 года режиссера Дилипа Роя, также документирует Кумбха Мелу.

Ашиша Авикунтхака на бенгальском Полнометражный художественный фильм языке «Калкимантхакатха» (2015) был снят в Праяг Кумбха Мела в 2013 году. В этом фильме два персонажа ищут десятый аватар и последний аватар Господа Вишну - Калки в строках «В Сэмюэля Беккета » ожидании Годо . [118] [119]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Примерно раз в столетие Кумбха Мела возвращается через 11 лет. Это связано с тем, что орбита Юпитера составляет 11,86 года. В каждом 12-летнем цикле по грузинскому календарю корректировка календарного года происходит примерно за 8 циклов. [9]
  2. ^ Их еще называют госайнами. [66]
  3. ^ Их еще называют Байрагис. [66]
  4. ^ Место сангама известно как Праяг, иногда Тиртхарадж ( букв. «Царь паломничества»).
  5. ^ Право быть нагой, или обнаженным, считается признаком отделения от материального мира. [6]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кумбха Мела: индуистский фестиваль . Британская энциклопедия. 2015. Кумбха Мела длится несколько недель и является одним из крупнейших фестивалей в мире, собрав более 200 миллионов человек в 2019 году, в том числе 50 миллионов в самый благоприятный день фестиваля.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Маклин, Кама (2003). «Заставить колониальное государство работать на вас: современное начало древней Кумбха Мела в Аллахабаде». Журнал азиатских исследований . 62 (3): 873–905. дои : 10.2307/3591863 . JSTOR   3591863 . S2CID   162404242 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Диана Л. Эк (2012). Индия: Священная география . Книги Гармонии. стр. 153–155. ISBN  978-0-385-53190-0 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уильямс Сокс (2005). Линдси Джонс (ред.). Энциклопедия религии, 2-е издание . Том. 8. Макмиллан. стр. 5264–5265. , Цитата: «Часто говорят, что особая сила Кумбха Мелы частично объясняется присутствием большого количества индуистских монахов, и многие паломники стремятся получить даршан (санскр. даршан; благоприятное взаимное видение) этих святых людей. Другие слушают религиозные беседы, участвуют в религиозном пении, привлекают священников-брахманов для проведения личных ритуалов, организуют массовые кормления монахов или бедняков или просто наслаждаются зрелищем. Ритуальное омовение является сочетанием времени и места. центральное событие Кумбха Мелы».
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кейн 1953 , стр. 55–56.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Маклин, Кама (сентябрь 2009 г.). «Видеть, быть увиденным и не быть увиденным: паломничество, туризм и уровни взгляда на Кумбха Мелу». Перекрестные течения . 59 (3): 319–341. дои : 10.1111/j.1939-3881.2009.00082.x . S2CID   170879396 .
  7. ^ Маклин, Кама (2003). «Заставить колониальное государство работать на вас: современное начало древней Кумбха Мела в Аллахабаде». Журнал азиатских исследований . 62 (3): 877–879. дои : 10.2307/3591863 . JSTOR   3591863 . S2CID   162404242 .
  8. ^ Моника Хорстманн (2009). Покровительство и популяризация, паломничество и шествие: каналы транскультурной трансляции и передачи в Южной Азии раннего Нового времени . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 135–136 со сносками. ISBN  978-3-447-05723-3 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Джеймс Лохтефельд (2008). Кнут А. Якобсен (ред.). Религии Южной Азии на выставке: религиозные шествия в Южной Азии и в диаспоре . Рутледж. стр. 40, сноска 3. ISBN  978-1-134-07459-4 .
  10. ^ Мэтью Джеймс Кларк (2006). Дашанами-санньяси: интеграция аскетических линий передачи в орден . Брилл. п. 294. ИСБН  978-90-04-15211-3 .
  11. ^ К. Шадананан Наир (2004). «Мела» (PDF) . Труды Ол'ТГК. UNI-SCO/1 AI IS/I Wl IA Симпозиум, состоявшийся в Риме, декабрь 2003 г. IAHS: 165. Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2020 года . Проверено 7 декабря 2017 г.
  12. ^ Маклин 2008 , с. 102.
  13. ^ Диана Л. Эк (2012). Индия: Священная география . Книги Гармонии. стр. 156–157. ISBN  978-0-385-53190-0 .
  14. ^ Перепись Индии, 1971: Харьяна, Том 6, Часть 2, Страница 137.
  15. ^ 1988, Отчет об обследовании города: Харьяна, Танесар, округ Курукшетра , стр. 137-.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мадан Прасад Безбаруа, доктор. Кришна Гопал, Пхал С. Гирота, 2003 г., Ярмарки и фестивали Индии: Чандигарх, Дели, Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир, Пенджаб, Раджастхан, Уттаранчал, Уттар-Прадеш .
  17. ^ Джерард Тоффин (2012). Филлис Гранофф и Коичи Синохара (ред.). Грехи и грешники: взгляды азиатских религий . БРИЛЛ Академик. стр. 330 со сноской 18. ISBN.  978-90-04-23200-6 .
  18. ^ Джеймс Лохтефельд (2008). Кнут А. Якобсен (ред.). Религии Южной Азии на выставке: религиозные шествия в Южной Азии и в диаспоре . Рутледж. п. 29. ISBN  978-1-134-07459-4 .
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Джеймс Мэллинсон (2016). Рэйчел Дуайер (ред.). Ключевые понятия в современных индийских исследованиях . Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 150–151. ISBN  978-1-4798-4869-0 .
  20. ^ Маклин 2008 , стр. 225–226.
  21. ^ Маха Кумбха Мела 2001 indianembassy.org
  22. ^ [ =00103&multinational=1#2021 Кумбха Мела] Официальный список нематериального всемирного наследия ЮНЕСКО.
  23. Кумбха Мела в списке нематериальных ценностей ЮНЕСКО. Архивировано 7 декабря 2017 г. в Wayback Machine , Economic Times , 7 декабря 2017 г.
  24. ^ «Более 3 миллионов человек окунулись в Сангаме на Мауни Амавасья» . Индия Таймс . 10 февраля 2013 г. Архивировано из оригинала 22 января 2016 г.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рашид, Омар (11 февраля 2013 г.). «Более трех миллионов преданных окунаются в Сангаме» . Индус . Ченнаи.
  26. ^ Джа, Моника (23 июня 2020 г.). «Глаза в небо. Индийским властям пришлось управлять 250 миллионами посетителей фестивалей. Поэтому они построили высокотехнологичное мини-государство для наблюдения» . Остальной мир . Проверено 23 июня 2020 г.
  27. ^ «Мауни Амавасья: пять миллионов паломников совершают святое омовение в Кумбхе до 17:00» , Times of India , 4 февраля 2019 г. , дата обращения 24 июня 2020 г.
  28. ^ «Кумбху-2019 посетило рекордное количество туристов — более 24 миллионов человек, что больше, чем общее количество туристов в УП в 2014–2017 годах» . Индостан Таймс . 21 мая 2019 года . Проверено 15 марта 2022 г.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Нитьянанда Мишра (2019). Кумбха: традиционно современная мела . Академик Блумсбери. стр. 1–2. ISBN  978-93-88414-12-8 .
  30. ^ Ригведа 10.89.7 Wikisource, Яджурведа 6.3 Wikisource; Переводы см.: Стефани Джеймисон; Джоэл Бреретон (2014). Ригведа: Трехтомник . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-972078-1 .
  31. ^ Пингри 1973 , стр. 2–3.
  32. ^ Юкио Охаси 1999 , стр. 719–721.
  33. ^ Николас Кэмпион (2012). Астрология и космология в мировых религиях . Издательство Нью-Йоркского университета . стр. 110–111. ISBN  978-0-8147-0842-2 .
  34. ^ Монье Монье Уильямс (обновлено в 2006 г.), Санскритско-английский словарь с этимологией, Мел, Мелака, Мелана, Мела
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нитьянанда Мишра (2019). Кумбха: традиционно современная мела . Академик Блумсбери. стр. 3–5. ISBN  978-93-88414-12-8 .
  36. ^ Джорджо Бонаццоли (1977). «Праяга и ее Кумбха Мела» Пурана 19 : 84–85, ссылка: 81–179.
  37. ^ Праяагаснаанавидхи , Рукопись UP No. 140, Полеман нет. 3324, Санскритский архив Пенсильванского университета.
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маклин, 2008 , стр. 88–89.
  39. ^ Коллинз, Чарльз Диллард (1988). Иконография и ритуал Шивы в Элефанте . СУНИ Пресс. п. 36. ISBN  978-0-88706-773-0 .
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ариэль Глюклих (2008). Шаги Вишну: индуистская культура в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета. стр. 146–147. ISBN  978-0-19-971825-2 .
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кришнасвами и Гош 1935 , стр. 698–699, 702–703.
  42. ^ Бхиккху Нанамоли (Тр); Бхиккху Бодхи (Тр) (1995). Учение Будды: Маджхима Никайя . п. 121 . ISBN  978-0861710720 .
  43. ^ Диана Л. Эк (2013). Индия: Священная география . Три Риверс Пресс. п. 153. ИСБН  978-0-385-53192-4 .
  44. ^ Дайан Эк (1981), Индийские «Тиртхи: «Пересечения» в священной географии, История религий , Том 20, № 4, стр. 340–341 со сноской
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ариэль Глюклих (2008). Шаги Вишну: индуистская культура в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета. стр. 145–146. ISBN  978-0-19-971825-2 .
  46. ^ Дилип Кумар Рой; Индира Деви (1955). Кумбха: вечный фестиваль Индии . Бхаратия Видья Бхаван. п. XXII.
  47. ^ Марк Талли (1992). Никаких полных остановок в Индии . Пингвин Букс Лимитед. стр. 127 –. ISBN  978-0-14-192775-6 .
  48. ^ Марк Юргенсмейер; Уэйд Кларк Руф (2011). Энциклопедия мировой религии . Публикации SAGE. стр. 677–. ISBN  978-1-4522-6656-5 .
  49. ^ Кристиан Ли Новецке (2010). «Обзор паломничества и власти: Кумбха Мела в Аллахабаде, 1765–1954» . Журнал междисциплинарной истории . 41 (1): 174–175.
  50. ^ Маклин, Кама (2003). «Заставить колониальное государство работать на вас: современное начало древней Кумбха Мела в Аллахабаде». Журнал азиатских исследований . 62 (3): 877. дои : 10.2307/3591863 . JSTOR   3591863 . S2CID   162404242 .
  51. ^ Людо Роше (1986). Пураны . Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 71–72 со сносками. ISBN  978-3-447-02522-5 .
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джеймс Лохтефельд (2008). Кнут А. Якобсен (ред.). Религии Южной Азии на выставке: религиозные шествия в Южной Азии и в диаспоре . Рутледж. стр. 31–33. ISBN  978-1-134-07459-4 .
  53. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Маклин, 2008 , стр. 90–91.
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джадунатх Саркар (1901). Индия Аурангзеба . Киннера. стр. 27–124 (Харидвар – стр. 124, Тримбак – стр. 51, Праяг – стр. 27).
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джеймс Дж. Лохтефельд (2008). «Шествие Фестиваля Кумбха Мела» . В Кнуте А. Якобсене (ред.). Религии Южной Азии на выставке: религиозные шествия в Южной Азии и в диаспоре . Рутледж. стр. 32–41. ISBN  9781134074594 .
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маклин 2008 , с. 89.
  57. ^ Александр Каннингем (1877). Корпус индийских надписей . Том. 1. стр. 37 -39.
  58. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Джеймс Лохтефельд (2008). Кнут А. Якобсен (ред.). Религии Южной Азии на выставке: религиозные шествия в Южной Азии и в диаспоре . Рутледж. стр. 29–33. ISBN  978-1-134-07459-4 .
  59. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уильям Р. Пинч (1996). «Монахи-солдаты и воинствующие садху» . В Дэвиде Ладдене (ред.). Оспаривание нации . Издательство Пенсильванского университета. стр. 141–156. ISBN  9780812215854 .
  60. ^ Констанс Джонс и Джеймс Д. Райан (2006), Энциклопедия индуизма, Информационная база, стр. 280, ISBN   978-0-8160-7564-5
  61. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймс Лохтефельд (2009). «Ворота богов: идентичность и значение места индуистского паломничества» . Издательство Оксфордского университета. стр. 252–253. ISBN  9780199741588 .
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хари Рам Гупта (2001). История сикхов: Содружество сикхов или Взлет и падение сикхских мислов (Том IV) . Издательство Мунширам Манохарлал. п. 175. ИСБН  978-81-215-0165-1 .
  63. ^ Томас Хардвик (1801 г.). Рассказ о путешествии в Сиринагур . стр. 314–319.
  64. ^ Маклин 2008 , стр. 57–58.
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Маклин 2008 , стр. 226–227.
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маклин 2008 , с. 226.
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с ИП Дубей (2001). Кумбха Город Праяг . ККТТ. стр. 72–73 .
  68. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маклин, 2008 , стр. 92–94.
  69. ^ Джон Чемберлен; Уильям Йейтс (1826 г.). Мемуары г-на Джона Чемберлена, покойного миссионера в Индии . Пресса баптистской миссии. стр. 346–351 .
  70. ^ Роберт Монтгомери Мартин (1858). Индийская империя . Том. 3. Лондонская типография и издательство. стр. 4–5.
  71. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Амна Халид (2008). Бисвамой Патил; Марк Харрисон (ред.). Социальная история здравоохранения и медицины в колониальной Индии . Рутледж. стр. 68–78. ISBN  978-1-134-04259-3 .
  72. ^ Нитьянанда Мишра (2019). Кумбха: традиционно современная мела . Издательство Блумсбери. стр. 155–156. ISBN  978-93-88414-12-8 .
  73. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймс Лохтефельд (2010). Божьи врата: идентичность и значение в месте индуистского паломничества . Издательство Оксфордского университета. стр. 51–52. ISBN  978-0-19-974158-8 .
  74. ^ Сэр Александр Каннингем (1871 г.). Четыре отчета, сделанные за 1862-63-64-65 годы . Центральная правительственная пресса. стр. 229–237. ;
    Траян Пенчук (2014), Глобализация и межкультурный диалог: междисциплинарные перспективы , Архипелаг, Юлиан Болдя (ред.), ISBN   978-606-93691-3-5 , стр. 57–66
  75. ^ Маклин 2008 , с. 61.
  76. ^ Маклин 2008 , стр. 182–185, 193–195, 202–203.
  77. ^ «Пять человек погибли в давке на индуистском банном фестивале» . Би-би-си. 14 апреля 2010 г.
  78. ^ Маклин 2008 , с. 132.
  79. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маклин 2008 , стр. 74–77, 95–98.
  80. ^ Джаганнатх Прасад Мишра (2016). Мадан Мохан Малавия и Индийское движение за свободу . Издательство Оксфордского университета. стр. 40–41. ISBN  978-0-19-908954-3 .
  81. ^ Маклин 2008 , стр. 212–213.
  82. ^ Харидвар Имперский географический справочник Индии , 1909, т. 13, стр. 52–53.
  83. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маклин 2008 , стр. 185–186.
  84. ^ Что такое индуизм?: Современные приключения в глубокой глобальной вере . Публикации Гималайской академии. 2007. стр. 242–243. ISBN  978-1-934145-27-2 .
  85. ^ «Кумбха Мела, снимок из космоса» . Би-би-си . 26 января 2001 года . Проверено 12 марта 2021 г.
  86. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэррингтон, Дамиан (25 января 2001 г.). «Кумбха Мела» . Новый учёный . Проверено 12 марта 2021 г.
  87. ^ Панди, Гита (14 января 2013 г.). «Индийский фестиваль индуистской Кумбха Мела начинается в Аллахабаде» . Новости Би-би-си . Проверено 12 марта 2021 г.
  88. ^ «70 минут на омовение во время Ард Кумбха» . Индостан Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 2 января 2007 г.
  89. Кумбха Мела: Как UP будет управлять одним из крупнейших религиозных фестивалей в мире , Economic Times, 21 декабря 2018 г.
  90. ^ Джеймс Лохтефельд (2008). Кнут А. Якобсен (ред.). Религии Южной Азии на выставке: религиозные шествия в Южной Азии и в диаспоре . Рутледж. п. 29. ISBN  978-1-134-07459-4 .
  91. ^ Маклин 2008 , стр. 43–44.
  92. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дж. К. Родда; Лучио Убертини; Симпозиум по основам цивилизации: наука о воде? (2004). Основа цивилизации – наука о воде? . Международная ассоциация гидрологической науки. стр. 165–. ISBN  978-1-901502-57-2 .
  93. ^ «Губернатор UP представляет логотип Kumbh 2019» . Индус . Пресс Траст Индии. 14 декабря 2017 года . Проверено 19 декабря 2018 г. - через www.thehindu.com.
  94. ^ Дж. С. Мишра (2004). Махакумбха, величайшее шоу на Земле . Публикации Хар-Ананда. п. 17. ISBN  978-81-241-0993-9 .
  95. ^ Г.С. Рандхир, 2016, Сикхские святыни в Индии .
  96. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мела Адхикари Кумбха Мела 2013. «Официальный сайт Кумбха Мела 2013, Аллахабад, Уттар-Прадеш, Индия» . Архивировано из оригинала 29 октября 2019 года . Проверено 24 ноября 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  97. ^ Пионер,. «КМ рассматривает подготовку к Кумбха-меле 2021 года» . Пионер . Проверено 4 июля 2019 г.
  98. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Баранвал, Анну; Ананд, Анкит; Сингх, Равикант; Дека, Мридул; Пол, Абхишек; Боргохайн, Санни; Рой, Нобходжит (2015). «Управление крупнейшим на Земле событием массового скопления людей и условиями WASH: Маха Кумбха Мела (Индия)» . ПЛОС Токи . 7 . Публичная научная библиотека (PLoS). doi : 10.1371/currents.dis.e8b3053f40e774e7e3fdbe1bb50a130d . ПМЦ   4404264 . ПМИД   25932345 .
  99. ^ Индия: Как оставаться здоровым на «самом большом собрании на Земле» , CDC, Global Health Security, США
  100. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Особые даты купания. Архивировано 30 сентября 2019 года в Wayback Machine , официальный представитель Кумбха Мела, правительство Индии (2019).
  101. ^ «Садху верхом на слонах и лошадях в Маха Кумбхе» . Новый Индийский экспресс . 30 января 2010 г. Проверено 19 декабря 2018 г.
  102. ^ Нандита Сенгупта (13 февраля 2010 г.). «Наги-садху затмевают всех в Кумбхе» , TNN
  103. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Маклин 2008 , стр. 228–229.
  104. ^ Саймон Коулман; Джон Элснер (1995). Паломничество: прошлое и настоящее в мировых религиях . Издательство Гарвардского университета. стр. 140–141. ISBN  978-0-674-66766-2 .
  105. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Патрик Оливель; Дональд Ричард Дэвис (2018). Индуистский закон: новая история Дхармашастры . Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 217, 339–347. ISBN  978-0-19-870260-3 .
  106. ^ Диана Л. Эк (2013). Индия: Священная география . Три Риверс Пресс. стр. 146–147. ISBN  978-0-385-53192-4 .
  107. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маклин 2008 , с. 229.
  108. ^ «Прайаградж: продовольственный центр в Кумбхе, предлагающий кухню разных штатов Индии» . НДТВ . АНИ. 14 января 2019 года . Проверено 21 июня 2023 г.
  109. ^ Сенгар, Решам (4 февраля 2019 г.). «5 особых блюд, которые нельзя пропустить на Кумбха-меле в Праяградже» . Таймс оф Индия . Проверено 21 июня 2023 г.
  110. Достопримечательности и культурные мероприятия Кумбхи. Архивировано 30 сентября 2019 г. в Wayback Machine , Официальный представитель Кумбха Мела, правительство Индии (2019).
  111. ^ Кумбха Мела: Величайшее шоу на Земле на IMDb  Отредактируйте это в Викиданных
  112. ^ «Короткий путь к нирване – документальный фильм о духовном фестивале Кумбха Мела» . Мела Фильмс.
  113. ^ Кумбха Мела: Песни реки на IMDb  Отредактируйте это в Викиданных
  114. ^ Агеев. «Кумбха Мела 2013 – жизнь с Махатиаги» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2018 года . Проверено 19 декабря 2018 г.
  115. ^ «Амрит: Нектар бессмертия» . Проверено 24 ноября 2015 г.
  116. ^ «Почему близнецов больше не разлучают на Кумбха Меле» . rediff.com . 15 января 2010 г.
  117. ^ «С широко открытыми глазами» . Индийский экспресс . 29 июля 2015 г.
  118. ^ «Несертифицированный кинопоказ в галерее Калькутты CBFC» . Времена Индии . 17 марта 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 998875b948d1c91bf7ea26c4b25462d3__1721746320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/d3/998875b948d1c91bf7ea26c4b25462d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kumbh Mela - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)