Jump to content

Ванапрастха

Ванапрастха, картина Нихарранджана Сена Гупты

Ванапрастха ( санскрит : वानप्रस्थ ), буквально означающий «лесной путь» или «лесная дорога», является третьей стадией «Чатурашрамы». [ 1 ] система индуизма. Он представляет собой третий из четырех ашрамов (стадий) человеческой жизни, остальные три — это Брахмачарья (студент-бакалавр, 1-я ступень), Грихастха (женатый домохозяин, 2-я стадия) и Саньяса (аскет-отречение, 4-я ступень). [ 2 ]

Ванапрастха является частью ведической системы ашрамов , которая начинается, когда человек передает домашние обязанности следующему поколению, берет на себя роль консультанта и постепенно уходит из мира. [ 3 ] [ 4 ] Эта стадия обычно следует за Грихастхой (домохозяином), но мужчина или женщина могут решить пропустить стадию домохозяина и войти в Ванапрастху сразу после стадии Брахмачарьи (ученика), как прелюдию к санньясе (аскетическому) и духовным занятиям. [ 5 ] [ 6 ]

Стадия ванапрастхи считается переходной фазой от жизни домохозяина с большим упором на артху и каму (стремления, связанные с богатством и удовольствиями) к жизни с большим упором на мокшу (духовное освобождение). [ 4 ]

Этимология

[ редактировать ]

Ванапрастха (वानप्रस्थ) — составное слово с корнями вана (वन), означающими «лес, далекая земля». [ 7 ] и прастха (प्रस्थ), что означает «собираться, пребывать, путешествовать». [ 8 ] Составное слово буквально означает «уходя в лес». [ 9 ]

Виджери [ 10 ] утверждает, что Ванапрастха является синонимом Араньяки (санскрит: आरण्यक) в исторической индийской литературе, в которой обсуждаются четыре этапа человеческой жизни.

Обсуждение

[ редактировать ]

Ванапрастха является частью древнеиндийской концепции Чатурашрама , которая определяла четыре стадии человеческой жизни с явными различиями, основанными на естественных человеческих потребностях и побуждениях. Первой стадией жизни была Брахмачарья (студент-бакалавр), продолжавшаяся около 25 лет жизни, второй стадией был Грихастха (женатый домохозяин) и продолжавшаяся примерно 50 лет. [ 11 ] Ванапрастха представляла собой третью стадию и обычно отмечалась рождением внуков, постепенной передачей обязанностей домохозяина следующему поколению, все более отшельническим образом жизни и большим упором на общественные работы и духовные поиски. [ 11 ] [ 12 ] Стадия ванапрастхи в конечном итоге перешла в саньясу , стадию полного отречения и посвящения духовным вопросам.

Ванапрастха, согласно ведической системе ашрамов , длилась в возрасте от 50 до 74 лет. [ нужна ссылка ]

Нугтерен [ 4 ] утверждает, что Ванапрастха на практике был метафорой и руководством. Это поощряло постепенный переход социальной ответственности, экономических ролей, личного внимания к духовности, от роли центра действия к более консультативной второстепенной роли, фактически не требуя от кого-либо фактического перемещения в лес с партнером или без него. [ 4 ] В то время как некоторые буквально отказались от своей собственности и имущества, чтобы переехать в далекие страны, большинство остались со своими семьями и общинами, но взяли на себя переходную роль и с возрастом изящно принимают меняющуюся роль. [ 4 ] Дхавамони [ 13 ] определяет стадию Ванапрастхи как стадию «отстраненности и возрастающего уединения», но обычно он служит советником, миротворцем, судьей, учителем молодежи и советником людям среднего возраста.

Хотя стадии жизни Грихастхи и Ванапрастхи были рекомендованы, они не были обязательными. Любой брахмачарья может, если он или она хочет, пропустить стадию домохозяина и выхода на пенсию и сразу перейти к стадии жизни санньясы, тем самым отрекаясь от мирских и материалистических занятий и посвятив свою жизнь духовным поискам. [ 12 ]

Литература

[ редактировать ]
История

Джеймисон и Витцель заявляют [ 14 ] В ранних ведических текстах не упоминается ни жизнь в отставке, ни ванапрастха , ни система ашрама , в отличие от концепций брахмачарина и грихастхи , которые можно различить. [ 15 ] Самое раннее упоминание связанной концепции в Ригведе - это Антигриха (अन्तिगृह, как сосед) в гимне 10.95.4, где контекст и содержание предполагают, что старейшины не уходили в лес, а продолжали жить как часть большой семьи. с внешней ролью, в древней Индии. [ 14 ] В более позднюю ведическую эпоху и с течением времени появились Ванапрастха и другие новые концепции, в то время как старые идеи развивались и расширялись. Концепция ванапрастхи и санньясы возникла примерно в 7 веке до нашей эры или позже, когда мудрецы, такие как Ягьявалкья, покинули свои дома и бродили как духовные отшельники и вели свой образ жизни Правраджика (бездомный). [ 16 ]

Дхармасутры , составленные примерно в середине 1 - и Дхармашастры го тысячелетия до нашей эры и позже, уделяют все большее внимание всем четырем стадиям системы Ашрама , включая Ванапрастху . [ 17 ] Баудхаяна как Дхармасутра в стихах с 2.11.9 по 2.11.12 описывает четыре Ашрама, включая Ванапрастху, «четырехчастное деление Дхармы ». Однако более старые Дхармасутры существенно отличаются в своем подходе к системе Ашрамов от более современных Дхармашастр, поскольку они не ограничивают некоторые из своих ритуалов Ашрама тремя варнами - браминами, кшатриями и вайшьями. [ 17 ] Новые Дхармашастры сильно различаются в своем обсуждении системы Ашрама, включая Ванапрастху, в контексте классов (каст). [ 18 ] некоторые упоминают об этом три, а другие, такие как Вайкханаса Дхармасутра, включают все четыре. [ 19 ]

Оливель [ 19 ] утверждает, что старые Дхармасутры представляют Ашрамы как четыре альтернативных образа жизни и доступных вариантов, но не как последовательный этап, которому должен следовать любой человек. [ 17 ] Оливель также утверждает, что Ванапрастха вместе с системой Ашрама получили широкое научное признание примерно во 2 веке до нашей эры. [ 20 ]

Спектр просмотров

В многочисленных древних и средневековых текстах Индии обсуждаются четыре стадии человеческого существования. Каждый предлагает разные точки зрения. Некоторые из них строги и буквальны, в то время как другие обсуждают эту концепцию в контекстуальных и метафорических терминах. Например, Манусмрити предлагает подробные рецепты радикального отречения, описывая в стихе 6.21, что должен есть пенсионер в лесу. [ 4 ] Напротив, Махабхарата предполагает, что Ванапрастха является символической метафорой, и заявляет, что царь может достичь «цели Ванапрастхи» определенными действиями, не удаляясь в лес. Например, Шанти Парва (Книга мира) индуистского эпоса утверждает: [ 21 ]

Тот царь, о Юдхиштхира , который, насколько это возможно, спасает от бедствия своих родственников, родственников и друзей, достигает цели образа жизни ванапрастхи. Тот царь, который при каждом случае почитает лучших среди людей, достигает цели образа жизни ванапрастхи. Тот царь, о Партха, который ежедневно делает подношения всем живым существам, включая людей, достигает цели того же образа жизни. Тот царь, который перемалывает царства других ради защиты праведников, достигает цели образа жизни ванапрастхи. Тот царь, который вступает в битву с решимостью защитить свое королевство или встретить смерть, достигает цели образа жизни ванапрастхи.

- Махабхарата, Шанти Парва, раздел LXVI. [ 21 ]

Маркандея Пурана предполагает, что домохозяин, позаботившийся о своем потомстве, родителях, своих традициях и очистивший свой ум, готов вступить в третью стадию жизни, или Ванапрастху. На этом этапе он должен вести скромный образ жизни: спать на полу, есть только фрукты и луковицы. Чем больше он отказывается от мирских наслаждений, тем ближе он подходит к познанию своего духа и более готов к последней стадии – саньяса-ашраму, где он отрекается от всего и полностью сосредотачивается на духовных поисках. [ 22 ]

Ванапрастха появляется во многих крупных литературных произведениях древней Индии. Например, многие главы индуистского эпоса «Рамаяна» , как и «Махабхарата» , построены вокруг жизни отшельника в лесу (Ванапрастха). [ 23 ] Точно так же « Абхиджнянашакунталам» (пьеса Шакунтала Калидаса ) вращается вокруг образа жизни отшельника в лесу. Многие из легендарных лесных скитов, упомянутых в различных санскритских произведениях, позже стали местами крупных храмов и индуистского паломничества. [ 24 ]

Нарада Паривраджака Упанишада выделяет четыре характеристики ванапрастхи стадии жизни : Аудумбара (порог дома, леса), Вайкханаса (отшельник), Сампракшали (ритуалы очищения) и Пурнаманаса (удовлетворенный ум). [ 25 ]

глотать [ 11 ] утверждает, что стадия Ванапрастхи представляет собой постепенную эволюцию «семьянина» в «общественного человека», от человека, ищущего «личной выгоды», к человеку, ищущему «лучший мир, благополучие своего сообщества, агапистический альтруизм».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Санджиб К. Гош Чаудхури (1965). «Чатурашрама — составная черта жизни в добуддийской Индии» . Труды Индийского исторического конгресса . 27 :130-133. ISSN   2249-1937 .
  2. ^ Р.К. Шарма (1999), Индийское общество, институты и изменения, ISBN   978-8171566655 , страницы 28, 38–39.
  3. ^ Ральф Тенч и Уильям Сан (2014), «Информирование о корпоративной социальной ответственности: перспективы и практика», ISBN   978-1783507955 , стр. 346.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Альбертина Нугтерен (2005), Вера, щедрость и красота: ритуалы вокруг священных деревьев в Индии, Brill Academic, ISBN   978-9004146013 , страницы 13–21.
  5. ^ Сахебрао Гену Нигал (1986). Аксиологический подход к Ведам . Северный книжный центр. п. 112. ИСБН  81-85119-18-Х .
  6. ^ Манилал Бозе (1998). «5. Грихастха Ашрам, Ванпрастха и Саньяса» . Социальная и культурная история древней Индии . Концептуальное издательство. п. 68. ИСБН  81-7022-598-1 .
  7. ^ Вана Кельн, Германия Университет
  8. ^ Прастха Кельнский университет, Германия
  9. ^ Ванапастха Кёльнский университет, Германия
  10. ^ Албан Г. Виджери (1930), Принципы индуистской этики , Международный журнал этики, 40 (2): 232–245.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Сахебрао Гену Нигал (1986). Аксиологический подход к Ведам . Северный книжный центр. стр. 110–114. ISBN  81-85119-18-Х .
  12. ^ Перейти обратно: а б Что такое индуизм? (Редакция журнала «Индуизм сегодня»), Два благородных пути Дхармы , с. 101, в Google Книгах , Семейная жизнь и монашеская жизнь, глава 10, в частности страница 101,
  13. ^ Мариасусай Дхавамони (1982), Классический индуизм, ISBN   978-8876524820 , стр. 355.
  14. ^ Перейти обратно: а б Джеймисон и Витцель (1992), Ведический индуизм , Архив Гарвардского университета, стр. 47.
  15. ^ Дж. Ф. Спрокхофф (1981), Араньяка и Ванапрастха в ведической литературе, Новые соображения по поводу древней легенды и ее проблем. Венский журнал познания Южной Азии и архив индийской философии Вена, 25, страницы 19–90.
  16. ^ Дж. Ф. Спрокхофф (1976), Санньяса, Источниковедческие исследования аскетизма в индуизме I: Исследования Санньяса Упанишад, Висбаден, ОСЛК   644380709
  17. ^ Перейти обратно: а б с Барбара Холдридж (2004), Дхарма, в индуистском мире (редакторы: Сушил Миттал и Джин Терсби), Routledge, ISBN   0-415-21527-7 , стр. 231
  18. ^ Оливель переводит их как классы на страницах 25–34, например, см. сноску 70; в то время как другие авторы переводят их как касты
  19. ^ Перейти обратно: а б Патрик Оливель (1993), Система ашрама: история и герменевтика религиозного учреждения, Oxford University Press, ISBN   978-0195344783
  20. ^ Патрик Оливель (1993), Система ашрама: история и герменевтика религиозного учреждения, Oxford University Press, ISBN   978-0195344783 , стр. 94.
  21. ^ Перейти обратно: а б К.М. Гангули (переводчик), Санти Парва Махабхарата, раздел LXVI, страницы 211–214.
  22. ^ Б.К. Чатурведи (2004). Маркандейа Пурана . Карманные книги с бриллиантами. п. 55. ИСБН  81-288-0577-0 .
  23. ^ М. Чаттерджи (1986), Концепция Дхармы, в фактах и ​​ценностях (редакторы: Дозер и Краай), Спрингер, ISBN   978-94-010-8482-6 , страницы 177–187.
  24. ^ Н. Л. Дей, Географический словарь древней и средневековой Индии в Google Books , W Newman & Co, страницы 2, 7, 9, 15, 18, 20, 30, 52 и т. д.
  25. ^ К. Н. Айяр (1914), Тридцать малых упанишад, Мадрас, стр. 135, ОСЛК   23013613

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уолтер Кельбер (2004), Ашрама, в «Индуистском мире» (редакторы: Сушил Миттал и Джин Терсби), Routledge, ISBN   978-0415772273 , Глава 17
  • Патрик Оливель (1993), Система ашрама: история и герменевтика религиозного учреждения, Oxford University Press, ОСЛК   466428084
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a595947b4033ab0c8b02ebf312d55222__1716026820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/22/a595947b4033ab0c8b02ebf312d55222.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vānaprastha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)