Он сломан
Часть серии о |
Шиваизм |
---|
Портал индуизма |
Часть серии о |
индуизм |
---|
Традиция Капалика была тантрической , непуранической формой шиваизма , зародившейся в средневековой Индии между 4 и 8 веками нашей эры. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] Это слово происходит от санскритского термина капала , что означает «череп», а капалика можно перевести как «люди-черепы» или «носители черепов». [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
История [ править ]
Капалики были вымершей сектой шиваитских аскетов, посвященных индуистскому богу Шиве , восходящей к 4 веку нашей эры, которые традиционно носили трезубец с черепом на вершине ( кхатванга ) и пустой человеческий череп в качестве чаши для подаяний. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] Другими атрибутами, связанными с капаликами, было то, что они почитали жестокую форму Шивы Бхайравы , подражая его поведению и характеристикам. [1] [2] [3] [4] [5] [6] вымазали свое тело пеплом с места кремации , [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] носили волосы длинные и спутанные , [2] [3] [4] [5] [6] [7] и участвовали в трансгрессивных ритуалах, таких как половые сношения с из низшего сословия женщинами , человеческие жертвоприношения , употребление мяса и алкогольных напитков , а также подношения, включающие оргиастическую сексуальность и сексуальные жидкости. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
По словам Дэвида Лоренцена, первоисточников о капаликах мало, а историческую информацию о них можно получить из художественных произведений и других традиций, которые их унижают. [2] [3] [5] В различных индийских текстах утверждается, что капалики свободно пили спиртные напитки как по ритуалу, так и по привычке. [2] Китайский паломник в Индию в VII веке нашей эры Сюань Цанг в своих мемуарах о территории нынешнего Северо-Западного Пакистана писал о буддистах, живших с обнаженными аскетами, которые покрывали себя пеплом и носили костяные венки на головах, но Сюань Цанг не называет их Капалики или любое конкретное имя. Историки индийских религий и ученые- индуисты по-разному интерпретировали этих аскетов как капаликов, джайнских монахов-дигамбаров и пашупатов . [2]
В своем шедевре «Йога: бессмертие и свобода» (1958) румынский историк религии и профессор Мирча Элиаде отмечает, что « агхори являются лишь преемниками гораздо более древнего и широко распространенного аскетического ордена капаликов, или «носителей черепов». [5] Капалики были скорее монашеским орденом, утверждает Лоренцен, а не сектой с текстовой доктриной. [2] Традиция Капалика дала начало Куламарге , подразделу тантрического шиваизма, который сохраняет некоторые отличительные черты традиции Капалика. [9] Некоторые практики Капалика Шайвы можно найти в буддизме Ваджраяны . [5] и ученые расходятся во мнениях относительно того, кто на кого повлиял. [10] Сегодня традиция Капалика сохранилась в своих шиваитских ответвлениях: ордене Агхори , Каула и Трика . традициях [3] [5]
Литература [ править ]
Марк С.Г. Дычковски считает, что « Гаха Саттасай» , поэма-пракрит, написанная Халой (3-4 века н.э.), является одним из первых дошедших до нас литературных упоминаний о раннем индийском аскете-капалике:
Одно из самых ранних упоминаний о капалике можно найти в поэме Халы «Пракрит» «Гатхасапташати» (третий-пятый века нашей эры) в стихе, в котором поэт описывает молодую женщину-капалику, которая вымазывает себя пеплом из погребального костра своего возлюбленного. Варахамихира ( ок. 500–575 ) неоднократно упоминает капаликов, тем самым ясно доказывая их существование в шестом веке. Действительно, с этого времени упоминания об аскетах-капаликах становятся довольно обычным явлением в санскрите ... [11]
Акт III Прабодхи Чандродая , санскрите и махараштри-пракрите, пьесы на написанной современником Кирттивармана Шри Кришной Мишрой (11-12 века), представляет аскета-мужчину-капалика и его супругу, [5] женщина Капалини, [5] срыв спора об «истинной религии» между нищим буддийским странником и джайнским монахом-дигамбаром . [5] [12] Последние, убежденные парой капаликов отказаться от своих обетов целомудрия и отречения, выпивая красное вино и предаваясь чувственным удовольствиям с женщинами , в конечном итоге отвергают свои прежние религии и обращаются в шиваизм после того, как приняли веру капаликов в Шиву Бхайраву как Верховный Бог и его жена Парвати . [12]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Тёржок, Юдит (2020). «Почему носителей черепов (капаликов) зовут Сома?». В Гудолл, Доминик; Хэтли, Шаман; Исааксон, Харунага; Раман, Шрилата (ред.). Шиваизм и тантрические традиции: очерки в честь Алексиса Г. Дж. С. Сандерсона . Гонда Индологические исследования. Том. 22. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 33–46. дои : 10.1163/9789004432802_004 . ISBN 978-90-04-43280-2 . ISSN 1382-3442 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Лоренцен, Дэвид Н. (2020) [1972]. «Глава I: Четыре шиваитские секты» . Капалики и Каламукхи: две потерянные шиваитские секты . Центр исследований Южной и Юго-Восточной Азии (1-е изд.). Беркли и Лос-Анджелес : Издательство Калифорнийского университета . стр. XI–XIII, 1–16. дои : 10.1525/9780520324947-003 . ISBN 9780520324947 . OCLC 1224279234 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Барретт, Рональд Л. (2008). "Введение" . Медицина Агхора: загрязнение, смерть и исцеление в Северной Индии (1-е изд.). Беркли , Лос-Анджелес и Лондон : Калифорнийский университет Press . стр. 1–28. ISBN 9780520941014 . LCCN 2007007627 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Урбан, Хью Б. (2007) [2003]. «Самое темное сердце Индии: Тантра в литературном воображении» . Тантра: секс, секретность, политика и власть в изучении религии (1-е изд.). Беркли и Дели : Издательство Калифорнийского университета / Мотилал Банарсидасс . стр. 106–133. дои : 10.1525/Калифорния/9780520230620.003.0004 . ISBN 9780520236561 . JSTOR 10.1525/j.ctt1pp4mm.9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Элиаде, Мирча (1969) [1958]. «Глава VIII: Йога и аборигены Индии — Агхори, Капалики» . Йога: бессмертие и свобода . Мифы: Серия Принстон/Боллинген в мировой мифологии . Том. ЛВИ. Бухарест , Чикаго и Принстон : Издательство Принстонского университета / Бухарестский университет / Издательство Чикагского университета . стр. 296–298. ISBN 9780691142036 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Джеймс Дж. Лохтефельд (2001). Иллюстрированная энциклопедия индуизма, том 1 . Издательская группа Розен. п. 349. ИСБН 978-0-8239-3179-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Гэвин Флуд (2008). Блэквеллский спутник индуизма . Джон Уайли и сыновья. стр. 212–213. ISBN 978-0-470-99868-7 .
- ^ Бир, Роберт (2003). Справочник тибетских буддийских символов . Публикации Сериндии. п. 102. ИСБН 1-932476-03-2 . Проверено 3 февраля 2010 г.
- ^ Сандерсон, Алексис. «Шайвская литература». Архивировано 4 марта 2016 г. в журнале индологических исследований Wayback Machine (Киото), № 24 и 25 (2012–2013 гг.), 2014 г., стр. 4–5, 11, 57.
- ^ Рональд Дэвидсон (2002), Индийский эзотерический буддизм , издательство Колумбийского университета. страницы 202-218
- ^ Дычковский, Марк С.Г. (1988). Канон Шайвагамы и Кубджики: Тантры западной традиции Каулы . СУНИ Пресс . ISBN 978-0-88706-494-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тейлор, Дж. (2023) [1872]. «Акт III» . Прабодха Чандродайя, или Восход Луны интеллекта (Переиздание). Франкфурт : Outlook Verlag. стр. 47–57. ISBN 9783368149635 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Словарь индуистских преданий и легенд ( ISBN 0-500-51088-1 ) Анны Л. Даллапиккола (Лондон: Thames & Hudson, 2002).
- Капалики и Каламукхи: две потерянные шиваитские секты ( ISBN 0-520-01842-7 ) Дэвида Н. Лоренцена (Беркли: University of California Press, 1972).
- Маттавиласапрахасана Мани Мадхава Чакьяра
- Анкалапарамекувари : богиня Тамилнаду, ее мифы и культ ( ISBN 3-515-04702-6 ) Эвелин Мейер (Штутгарт: Steiner Verlag Wiesbaden GMBH, 1986)
- Блэквеллский спутник индуизма. Гэвин Флуд. 2003. Молден: Блэквелл.
- Индийский эзотерический буддизм. Рональд Дэвидсон. 2002. Издательство Колумбийского университета.