Индуистские божества
Часть серии о |
индуизм |
---|
Индуистские божества — это боги и богини в индуизме . Божества в индуизме так же разнообразны, как и его традиции, и индуист может выбрать политеиста , пантеиста , монотеиста , мониста и даже агностика , атеиста или гуманиста . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Термины и эпитеты божеств в различных традициях индуизма различаются и включают Деву , Деви , Ишвару , Ишвари , Бхагавана и Бхагавати . [ 4 ] [ 5 ] [ примечание 1 ]
Божества индуизма развивались от ведической эпохи (2-е тысячелетие до н. э.) до средневековой эпохи (1-е тысячелетие н. э.), на региональном уровне в Непале , Пакистане , Индии и Юго-Восточной Азии , а также в различных традициях индуизма. [ 6 ] [ 7 ] Концепция индуистского божества варьируется от личного бога, как в йоги школе индуистской философии . [ 8 ] [ 9 ] тридцати трем главным божествам Вед , [ 10 ] сотням божеств, упомянутых в Пуранах индуизма. [ 11 ] Изображения главных божеств включают Вишну , Лакшми , Шиву , Парвати , Брахму и Сарасвати . Эти божества имеют разные и сложные личности, но их часто рассматривают как аспекты одной и той же Высшей Реальности, называемой Брахманом . [ 12 ] [ примечание 2 ] С древних времен идея эквивалентности лелеялась для всех индуистов в их текстах и в скульптуре начала 1-го тысячелетия с такими концепциями, как Харихара (Половина Вишну, Половина Шива). [ 13 ] и Ардханаришвара (наполовину Шива, наполовину Парвати), [ 14 ] с мифами и храмами, которые объединяют их, заявляя, что они одинаковы. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Главные божества вдохновили свои собственные индуистские традиции, такие как вайшнавизм , шиваизм и шактизм , но с общей мифологией , ритуальной грамматикой, теософией, аксиологией и полицентризмом. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Некоторые индуистские традиции, такие как смартизм середины I тысячелетия нашей эры, включали несколько главных божеств как генотеистические проявления Сагуна Брахмана и как средство реализации Ниргуна Брахмана. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] В санкхья философии Дэвата или божества считаются «естественными источниками энергии», у которых Саттва является доминирующей Гуной . [ 24 ]
Индуистские божества представлены различными иконами и аниконами в скульптурах и картинах, называемых Мурти и Пратима . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Некоторые индуистские традиции, такие как древние чарваки , отвергали все божества и концепции бога или богини. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] в то время как движения британской колониальной эпохи 19-го века, такие как Арья Самадж и Брахмо Самадж, отвергали божества и принимали монотеистические концепции, аналогичные авраамическим религиям . [ 31 ] [ 32 ] Индуистские божества были приняты в других религиях, таких как джайнизм , [ 33 ] и в регионах за пределами Индии, таких как преимущественно буддийский Таиланд и Япония , где их продолжают почитать в региональных храмах или искусствах. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
В древних и средневековых текстах индуизма человеческое тело описывается как храм, [ 37 ] [ 38 ] а божества описываются как части, обитающие внутри него, [ 39 ] [ 40 ] в то время как Брахман (Абсолютная Реальность, Бог) [ 21 ] [ 41 ] описывается как имеющий ту же или подобную природу, что и Атман (Я), который, по мнению индуистов, вечен и находится внутри каждого живого существа. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
Должен и должен
[ редактировать ]Божества в индуизме называются Дэва (мужское начало) и Деви (женское начало). [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Корень этих терминов означает «небесный, божественный, все превосходное». [ 48 ]
В самой ранней ведической литературе все сверхъестественные существа называются асурами . [ 49 ] [ 50 ] К позднему ведическому периоду (ок. 500 г. до н.э.) доброжелательные сверхъестественные существа стали называть Дэва-Асуры . В постведических текстах, таких как Пураны и Итихасы индуизма, Дэвы олицетворяют добро, а асуры — зло. [ 6 ] [ 7 ] В некоторой средневековой индийской литературе дэвов также называют сурами и противопоставляют их столь же могущественным, но злобным аналогам, называемым асурами. [ 51 ]
Индуистские божества являются частью индуистской мифологии , и Дэвы, и Дэви фигурируют в одной из многих космологических теорий индуизма. [ 52 ] [ 53 ]
Характеристики божеств ведической эпохи
[ редактировать ]В ведической литературе Дэвы и Дэви представляют силы природы, а некоторые представляют моральные ценности (например, Адитьи , Варуна и Митра ), каждый из которых символизирует воплощение специализированного знания, творческой энергии, возвышенных и магических сил ( Сиддхи ). [ 54 ] [ 55 ]
Наиболее упоминаемыми Дэвами в Ригведе являются Индра , Агни (огонь) и Сома , причем «огненное божество» называется другом всего человечества. Индра и Сома - двое, которые отмечаются в огненном ритуале яджны , который отмечает основные индуистские церемонии. Савитр , Вишну , Рудра (позже получивший исключительный эпитет Шивы ) и Праджапати (позже Брахма ) — боги и, следовательно, Дэвы. [ 34 ]
Веды ( разрушение описывают ряд важных Дэви, таких как Ушас (рассвет), Притхви (земля), Адити (космический моральный порядок), Сарасвати (река, знание), Вак (звук), Нирити ), Ратри (ночь), Араньяни. (лес), а также богини щедрости, такие как Динсана, Рака, Пурамдхи, Паренди, Бхарати, Махи и другие, упомянутые в Ригведе . [ 58 ] Шри, также называемая Лакшми, появляется в поздних ведических текстах, относящихся к добуддийским временам, но стихи, посвященные ей, не предполагают, что ее характеристики полностью развились в ведическую эпоху. [ 59 ] В ведические времена различались все боги и богини, но в постведических текстах (ок. 500 г. до н. э. — 200 г. н. э.), и особенно в литературе эпохи раннего средневековья, они в конечном итоге рассматриваются как аспекты или проявления одного Брахмана , Верховная власть. [ 59 ] [ 60 ]
Ананда Кумарасвами утверждает, что Дэвы и Асуры в ведических знаниях подобны Ангелам-Теоям-Богам и Титанам греческой мифологии, оба могущественны, но имеют разные ориентации и наклонности: Дэвы представляют силы Света, а Асуры представляют силы Тьмы. в индуистской мифологии. [ 61 ] [ 62 ] Согласно интерпретации Кумарасвами Дэвов и Асуров, обе эти природы существуют в каждом человеке, тиран и ангел находятся внутри каждого существа, лучшее и худшее в каждом человеке борется перед выбором и своей природой, а индуистская формулировка Дэвов и Асуров Асуры – это вечный танец между ними внутри каждого человека. [ 63 ] [ 64 ]
Дэвы и Асуры, Ангелы и Титаны, силы Света и силы Тьмы в Ригведе, хотя и различны и противоположны по своему действию, по своей сути единосущны, их различие является вопросом не сущности, а ориентации, революции или трансформации. В этом случае Титан потенциально является Ангелом, Ангел по своей природе все еще Титан; Тьма в действии — это Свет, Свет в потенции — Тьма; отсюда обозначения Асура и Дэва могут быть применены к одной и той же Личности в соответствии с способом действия, как в Ригведе 1.163.3: «Трита есть ты (Агни) посредством внутреннего действия».
- Ананда Кумарасвами, Журнал Американского восточного общества. [ 62 ]
Характеристики божеств средневековья
[ редактировать ]В Пуранах и Итихасах с включенной в них Бхагавад-Гитой Дэвы олицетворяют добро, а асуры – зло. [ 6 ] [ 7 ] Согласно Бхагавад-гите (16.6–16.7), все существа во вселенной обладают как божественными качествами ( даиви-сампад ), так и демоническими качествами ( асури-сампад ). [ 7 ] [ 65 ] В шестнадцатой главе Бхагавад-гиты говорится, что чистые богоподобные святые редки, как и чистые демоноподобные злые личности среди людей. Напротив, большая часть человечества многохарактерна и имеет несколько или множество недостатков. [ 7 ] По словам Джинин Фаулер, «Гита» утверждает, что желания, отвращения, жадность, потребности, эмоции в различных формах «являются аспектами обычной жизни». Только когда они обращаются к похоти, ненависти, тяге, высокомерию, тщеславию, гневу, резкости, лицемерию, насилию, жестокости и подобным тенденциям, склонным к негативу и разрушению, естественные человеческие наклонности превращаются в нечто демоническое (Асуры). [ 7 ] [ 65 ]
Эпосы и тексты средневековой эпохи, особенно Пураны , создали обширную и разнообразную мифологию, связанную с индуистскими божествами, включая их генеалогии. [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ] Некоторые тексты Пуран названы в честь главных индуистских божеств, таких как Вишну, Шива и Деви. [ 66 ] Другие тексты и комментаторы, такие как Ади Шанкара, объясняют, что индуистские божества живут или управляют космическим телом, а также в храме человеческого тела. [ 37 ] [ 69 ] Они отмечают, что божество Солнца — это глаза, Вайю — нос, Праджапати — половые органы, Локапала — уши, Чандра — ум, Митра — внутреннее дыхание, Варуна — внешнее дыхание, Индра — руки, Брихаспати — речь, Вишну. чья походка велика — это стопы, а Майя — это улыбка. [ 69 ]
Символизм
[ редактировать ]Эдельманн утверждает, что боги и антибоги индуизма являются символами духовных концепций. Например, бог Индра (Дэва) и антибог Вирочана (Асура) спрашивают мудреца, чтобы узнать о познании себя. [ 70 ] Вирочана уходит с первым полученным ответом, полагая, что теперь он может использовать эти знания как оружие. Напротив, Индра продолжает давить на мудреца, взбалтывать идеи и узнавать о средствах внутреннего счастья и силы. Эдельманн предполагает, что дихотомии Дэва-Асуры в индуистской мифологии можно рассматривать как «повествовательное изображение тенденций внутри нас». [ 70 ] Индуистские божества ведической эпохи, утверждает Махони, - это художники, обладающие «мощными внутренними преобразовательными, эффективными и творческими умственными способностями». [ 71 ]
В индуистской мифологии каждый человек начинается как Асура, рожденный от одного отца. «Асуры, которые остаются асурами», разделяют характер могущественных существ, жаждущих большей власти, большего богатства, эгоизма, гнева, беспринципной природы, силы и насилия. [ 72 ] [ 73 ] «Асуры, ставшие дэвами», напротив, движимы внутренним голосом, ищут понимания и смысла, предпочитают умеренность, принципиальное поведение, соответствующее Рите и Дхарме , знанию и гармонии. [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ]
Бог (Дева) и антибог (Асура), утверждает Эдельманн, также символически являются противоречивыми силами, которые мотивируют каждого человека и людей, и, таким образом, дихотомия Дэва-Асуры - это духовная концепция, а не просто генеалогическая категория или вид бытия. [ 75 ] В «Бхагавата-пуране» святые и боги рождаются в семьях асуров, таких как Махабали и Прахлада , что передает символику того, что мотивы, убеждения и действия, а не рождение и семейные обстоятельства человека, определяют, является ли он Дэва-подобным или Асуроподобным. [ 75 ]
Ишвара
[ редактировать ]Другой индуистский термин, который иногда переводится как божество, - это Ишвара , или различные божества описываются, как утверждают Сораджакул и др., как «олицетворения различных аспектов одного и того же Ишвары». [ 76 ] Термин Ишвара имеет широкий спектр значений, которые зависят от эпохи и школы индуизма. [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] В древних текстах индийской философии Ишвара означает высшее Я, Брахмана (Высшую Реальность), правителя, царя или мужа в зависимости от контекста. [ 77 ] В текстах средневековой эпохи Ишвара означает Бога, Высшее Существо, личного бога или особое «Я», в зависимости от школы индуизма. [ 5 ] [ 79 ] [ 80 ]
Среди шести систем философии индуистской санкхья и мимамса не считают концепцию Ишвары , то есть высшего существа, актуальной. йоги , вайшешики , веданты и ньяи Школы индуизма обсуждают Ишвару, но придают ей разные значения.
Ученые ранней школы ньяя рассматривали гипотезу о божестве как о Боге-творце, обладающем силой даровать благословения, дары и плоды; но эти ранние ученые ньяи затем отвергли эту гипотезу и стали нетеистами или атеистами. [ 29 ] [ 81 ] Позже ученые школы Ньяя пересмотрели этот вопрос и предложили контраргументы в пользу того, что такое Ишвара, а также различные аргументы, доказывающие существование всеведущего, вездесущего и всемогущего божества (Бога). [ 82 ]
Школа индуизма Вайшешика, основанная в Канаде в I тысячелетии до нашей эры, не требовала божества-создателя и не полагалась на него. [ 83 ] [ 30 ] Позже школа Вайшешика приняла концепцию Ишвары , утверждает Клаус Клостермайер , но как вечного Бога, который сосуществует во вселенной с вечными субстанциями и атомами, но Он «заводит часы и позволяет им идти своим чередом». [ 83 ]
Ученые индуизма древней Мимамсы задавались вопросом, что такое Ишвара (божество, Бог)? [ 84 ] Они считали концепцию божества ненужной для последовательной философии и мокши (сотериологии). [ 84 ] [ 85 ]
В школе индуистской философии санкхья Ишвара не является ни Богом-творцом, ни Богом-спасителем. [ 86 ] Некоторые ученые называют это одной из нескольких основных атеистических школ индуизма. [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ] Другие, такие как Якобсен , утверждают, что санкхью точнее описать как нетеистическую. [ 90 ] В школе индуистской философии санкхья божество считается несущественным понятием, не определяемым и не отрицаемым. [ 12 ]
В школе йоги индуизма это любое «личное божество» (Ишта Дева или Ишта Девата). [ 91 ] или «духовное вдохновение», но не Бог-творец. [ 80 ] [ 87 ] Уичер объясняет, что, хотя краткие стихи Патанджали в «Йогасутрах» можно интерпретировать как теистические, так и нетеистические, концепция Ишвары Патанджали в философии йоги действует как «преобразующий катализатор или руководство, помогающее йогину на пути к духовному освобождению». [ 92 ]
Школа индуизма Адвайта Веданта утверждала, что не существует дуалистического существования божества (или божеств). [ 12 ] [ 93 ] нет инаковости или различия Между Дживой и Ишварой . [ 94 ] [ 95 ] Бог (Ишвара, Брахман) идентичен Атману (Я) внутри каждого человека в школе Адвайта Веданты. [ 96 ] и существует монистическое Универсальное Абсолютное Единство, которое соединяет всех и вся. [ 43 ] [ 95 ] [ 97 ]
В Двайта подшколе веданта-индуизма Ишвара определяется как Бог-творец, отличный от Дживы (индивидуального «Я» в живых существах). [ 44 ] В этой школе Бог создает индивидуальное «Я» (Атман), но индивидуальное «Я» никогда не было и никогда не станет единым с Богом; лучшее, что он может сделать, — это испытать блаженство, бесконечно приблизившись к Богу. [ 23 ]
Количество божеств
[ редактировать ]Янтры или мандалы (показаны) представляют собой трехмерные изображения. [ 98 ] В Тантре, традиции меньшинства в индуизме, [ 99 ] они считаются тождественными божеству. [ 100 ] Подобные тантрические янтры встречаются в джайнизме и буддизме . также [ 101 ] |
Яска , самый ранний из известных языковедов Индии (ок. 500 г. до н. э.), отмечает Уилкинс, упоминает, что существует три божества ( Дэва согласно Ведам ): « Агни (огонь), место которого на земле; Ваю (ветер) чье место — воздух; и Сурья (солнце), чье место — в небе». [ 102 ] Этот принцип трех миров (или зон) и его множеств впоследствии встречается во многих древних текстах. Самхиты насчитывают , которые являются старейшим слоем текста в Ведах, 33 дэва. [ примечание 3 ] либо по 11 для трёх миров, либо как 12 Адитьев , 11 Рудр , 8 Васу и 2 Ашвина в слое Брахманов ведических текстов. [ 106 ] [ 48 ]
Ригведа утверждает в гимне 1.139.11:
Одиннадцать полубогов , обитающих на райских планетах, расположены в центре Земли.
О дэваты, вы, облитые водой в течение одиннадцати месяцев, принесите это жертвоприношение. [ 107 ]
О вы, одиннадцать богов, чей дом — небеса, о вы, одиннадцать, делающие землю своим жилищем,
Вы, одиннадцать могучих, живущих в водах, с удовольствием примите эту жертву, о боги.
- Перевод Ральфа Т.Х. Гриффита [ 108 ]
Боги, которых одиннадцать на небесах; которым одиннадцать на земле;
и которые одиннадцать обитают со славой в воздухе; пусть вы будете довольны этой нашей жертвой.
– Перевод Х. Х. Уилсона [ 109 ]- Ригведа 1.139.11
Единение или единство
[ редактировать ]Тридцать три коти (33 высших) божества упоминаются в других древних текстах, таких как Яджурведа . В первую очередь это богини штатов Фулстон и Эбботт, что свидетельствует о том, «насколько важны и популярны богини» в индуистской культуре. [ 110 ] Ученые утверждают, что все божества обычно рассматриваются в индуизме как «эманации или проявление бесполого принципа, называемого Брахманом , представляющего многие грани Абсолютной Реальности». [ 110 ] [ 111 ] [ 112 ] В индуизме концепция заключается в том, что «Бог, вселенная, люди и все остальное, по сути, представляют собой одно целое», и существует связанное единство, при котором один и тот же Бог пребывает внутри каждого человека как Атман , вечное «Я». [ 112 ] [ 113 ]
Иконография и практики
[ редактировать ]Индуистская молитва перед тем, как срубить дерево для Мурти
О, Дерево! вы были избраны для поклонения божеству,
Приветствую вас!
Я поклоняюсь вам по правилам, пожалуйста, примите это.
Пусть все, кто живет на этом дереве, найдут пристанище в другом месте,
Да простят они нас теперь, мы им поклоняемся.
Индуизм имеет древнюю и обширную традицию иконографии, особенно в форме Мурти ( санскрит : मूर्ति, IAST: Мурти), или Виграхи или Пратимы . [ 26 ] Мурти . сам по себе не является богом в индуизме, но является образом бога и представляет собой эмоциональную и религиозную ценность [ 119 ] Буквальный перевод Мурти как идола неверен, утверждает Джинин Фаулер, когда идол понимается как суеверная цель сама по себе. [ 119 ] Точно так же, как фотография человека не является реальным человеком, Мурти — это изображение в индуизме, но не реальная вещь, но в обоих случаях изображение напоминает зрителю что-то, имеющее эмоциональную и реальную ценность. [ 119 ] Когда человек поклоняется Мурти , предполагается, что оно является проявлением сущности или духа божества, через него размышляются духовные идеи и потребности поклоняющегося, однако идея высшей реальности или Брахмана не ограничивается им. [ 119 ]
Мурти индуистского божества обычно изготавливается путем резьбы по камню, дереву, литью металла или керамике. Тексты средневековой эпохи, описывающие их правильные пропорции, положения и жесты, включают Пураны , Агамы и Самхиты , особенно Шилпа Шастры . [ 25 ] Выражения в Мурти различаются в различных индуистских традициях, начиная от символики Югры , выражающей разрушение, страх и насилие ( Дурга , Парвати , Кали ), а также символики Саумья , выражающей радость, знание и гармонию (Парвати, Сарасвати, Лакшми). . Изображения саумья наиболее распространены в индуистских храмах . [ 120 ] Другие формы Мурти, встречающиеся в индуизме, включают Линга . [ 121 ]
Для некоторых индуистов Мурти — это воплощение божественного, Высшей Реальности или Брахмана . [ 25 ] В религиозном контексте их можно встретить в индуистских храмах или домах, где к ним могут относиться как к любимым гостям и служить участниками ритуалов Пуджи в индуизме. [ 122 ] Мурти устанавливают священники в индуистских храмах во время церемонии Прана Пратиштха . [ 123 ] согласно утверждениям Гарольда Кауарда и Дэвида Гоа, «божественная жизненная энергия космоса вселяется в скульптуру», и тогда божественное приветствуют, как приветствовали бы друга. [ 124 ] В других случаях он служит центром внимания в ежегодных праздничных процессиях, которые называются Утсава Мурти . [ 125 ]
Храм и богослужение
[ редактировать ]В индуизме божества и их иконы можно размещать в индуистском храме, дома или в качестве амулета. Поклонение, совершаемое индуистами, известно под несколькими региональными названиями, такими как Пуджа . [ 129 ] Эта практика перед мурти может быть разработана в больших храмах или представлять собой простую песню или мантру, произносимую дома, или подношение восходу солнца или реке, или символическое изображение божества. [ 130 ] [ 131 ] [ 132 ] Археологические свидетельства поклонения божествам в индуистских храмах связывают Пуджи ритуалы с эпохой Империи Гуптов (около 4 века н.э.). [ 133 ] [ 134 ] В индуистских храмах ежедневно в разное время дня могут проводиться различные пуджи; в других храмах это может быть случайным. [ 135 ] [ 136 ]
Практика Пуджи структурирована как акт приветствия, приема и почитания выбранного божества в качестве почетного гостя. [ 137 ] и помнить о духовном и эмоциональном значении, которое божество представляет для преданного. [ 119 ] [ 129 ] Ян Гонда , а также Диана Л. Эк , утверждают, что типичная Пуджа включает в себя один или несколько из 16 шагов ( Шодаша Упачара ), восходящих к древним временам: божество приглашается в качестве гостя, преданный принимает божество и заботится о нем, как почетному гостю божеству предлагается восхваление (гимны) с Дхупой или Аарти вместе с едой ( Найведхья ), после выражения любви и уважения хозяин уходит и с нежностью прощается с божеством. [ 138 ] [ 139 ] Практика поклонения может также включать в себя размышления над духовными вопросами, при этом образ служит поддержкой для такой медитации. [ 140 ]
Поклонение божествам ( бхакти ), посещение храмов и обряды пуджи не являются обязательными и не являются обязательными в индуизме; это выбор индуса, для некоторых индусов это может быть рутинным ежедневным делом, периодическим ритуалом или нечастым для некоторых. [ 141 ] [ 142 ] Практики поклонения в индуизме столь же разнообразны, как и его традиции, и индуист может выбрать политеист, пантеист, монотеист, монистик, агностик, атеист или гуманист. [ 143 ]
Преданные вступают с божествами в более персонализированные отношения. Рамануджа различает три типа преданных: ищущие силы, ищущие освобождения и те, кто ищет любви и общения с божеством. Хотя все три считаются дхармическими, они не одинаково важны с точки зрения освобождения. Искатели власти преследуют цели ради общей выгоды, а искатели освобождения стремятся к единению с божественным. Высшая форма преданности характеризуется бескорыстной любовью к божественному. [ 144 ]
Примеры
[ редактировать ]Главные божества вдохновили обширный жанр литературы, такой как тексты Пуран и Агам , а также их собственные индуистские традиции, но с общей мифологией , ритуальной грамматикой, теософией , аксиологией и полицентризмом. [ 19 ] [ 20 ] Вишну и его аватары лежат в основе вайшнавизма , Шива для шиваизма , Деви для шактизма и некоторых индуистских традиций, таких как традиции смарта, которые почитают несколько главных божеств (пять) как генотеистические проявления Брахмана (абсолютной метафизической Реальности). [ 111 ] [ 145 ] [ 146 ]
Хотя в индуизме существуют разнообразные божества, утверждает Лоуренс, «эксклюзивизм, утверждающий, что только собственное божество реально», редко встречается в индуизме. [ 111 ] Юлиус Липнер и другие ученые заявляют, что плюрализм и «полицентризм» - когда другие божества признаются и почитаются представителями разных «конфессий» - были индуистским этосом и образом жизни. [ 19 ] [ 147 ]
Тримурти и Тридеви
[ редактировать ]Концепция Триады (или Тримурти , Троицы ) появилась в индуистской литературе относительно поздно, во второй половине I тысячелетия до нашей эры. [ 148 ] Идея триады, играющей три роли в космических делах, обычно ассоциируется с Брахмой, Вишну и Шивой (также называемым Махеш ); однако это не единственная триада в индуистской литературе. [ 149 ] Другие триады включают Тридеви , состоящую из трех богинь – Лакшми, Сарасвати и Парвати в тексте Деви Махатмья , в традиции Шакта, которые далее утверждают, что Деви – это Брахман (Высшая Реальность), и именно ее энергия наделяет силой Брахму, Вишну и Шиву. [ 148 ] Другие триады, сформулированные как божества в древнеиндийской литературе, включают Солнце (создатель), Воздух (поддерживающий) и Огонь (разрушитель); Прана (создатель), Еда (поддерживающая сила) и Время (разрушитель). [ 148 ] Эти триады, утверждает Ян Гонда , в некоторых мифологиях сгруппированы вместе, не образуя Троицы, а в других случаях представлены как равные, единство и проявления одного Брахмана. [ 148 ] В Пуранах, например, идея тройственной «ипостасности» выражается следующим образом:
Они [Брахма, Вишну, Шива] существуют друг через друга и поддерживают друг друга; они являются частями друг друга; они существуют друг через друга; они ни на мгновение не разлучены; они никогда не покидают друг друга.
- Ваю Пурана , 5.17, Перевод Яна Гонды [ 148 ]
Триада появляется в Майтраяния-упанишаде , впервые в признанных и известных с тех пор ролях, где они используются для представления концепции трех Гун – врожденной природы, тенденций и внутренних сил, обнаруженных внутри каждого существа и всего, чей баланс преобразуется и сохраняется. изменение человека и мира. [ 149 ] [ 150 ] Именно в средневековых пуранических текстах концепции Тримурти появляются в различном контексте: от ритуалов до духовных концепций. [ 148 ] Бхагавад-гита в стихах 9.18, 10.21-23 и 11.15 утверждает, что триада или троица является проявлением одного Брахмана, которым утверждает себя Кришна. [ 151 ] Однако, предполагает Бейли, мифология триады «не является ни влиятельной, ни самой важной» в индуистских традициях, скорее, идеологии и духовные концепции развиваются на своей собственной основе. [ 149 ] Триада, в которой Брахма творит, Вишну сохраняет и Шива разрушает, уравновешивает функционирование всей вселенной.
Аватары индуистских божеств
[ редактировать ]Индуистская мифология взрастила концепцию аватара ( аватара ), которая представляет собой нисхождение божества на землю. [ 152 ] [ 153 ] Это понятие обычно переводится как « воплощение ». [ 152 ] и является «видимостью» или «проявлением». [ 154 ] [ 155 ]
Концепция аватара наиболее развита в традиции вайшнавизма и связана с Вишну , особенно с Рамой и Кришной . [ 156 ] [ 157 ] Вишну принимает многочисленные аватары в индуистской мифологии. Он становится женщиной во время Самудра Мантаны в образе Мохини , чтобы разрешить конфликт между дэвами и асурами . Его мужские аватары включают Матсью , Курму , Вараху , Нарасимху , Ваману , Парашураму , Раму , Кришну , Будду и Калки . [ 157 ] В некоторых списках Баларама заменяет Будду. [ 158 ] В различных текстах, особенно в « Бхагавад-гите» , обсуждается идея появления аватара Вишну для восстановления космического баланса всякий раз, когда сила зла становится чрезмерной и вызывает постоянное угнетение в мире. [ 153 ]
В традициях шактизма эта концепция появляется в легендах как различные проявления Дэви , принципа божественной матери в индуизме. [ 159 ] К аватарам Деви или Парвати относятся Дурга и Кали , особо почитаемые в восточных штатах Индии , а также традиции Тантры. [ 160 ] [ 161 ] [ 162 ] Двадцать один аватар Шивы также описан в текстах шиваизма , но в отличие от традиций вайшнавов, традиции Шайвы сосредотачиваются непосредственно на Шиве, а не на концепции аватара. [ 152 ]
Основные региональные и паниндийские индуистские божества
[ редактировать ]Имя | Другие имена | Аватары или ассоциированные божества | География | Изображение | Раннее иллюстративное искусство |
---|---|---|---|---|---|
Вишну | Нараяна , Венкатешвара , Джаганнатха Даттатрея , Хари , другие имена Рамы и Кришны. |
Матсья , Курма , Вараха , Нарасимха , Вамана , Парашурама , Рама , Кришна , Калки , Витхоба , Перумал , Баларама , Мохини , Будда , Хаягрива | Индия, Непал, Шри-Ланка, Индонезия | 2 век до нашей эры | |
Шива | Махадева, Пашупати , Трипурантака , Вишванатха, Дакшинамурти , Калантака , Бхайрава , Рудра , Натараджа , Садашива , Даттатрея |
Батара Гуру (Индонезия) [ 163 ] [ 164 ] Ачаланатха (Япония) [ 165 ] [ 166 ] |
Индия, Непал, Шри-Ланка, Китай | 1 век до нашей эры [ 167 ] | |
в Брахме | Ади Праджапати, Виринчи, Вайдьянатха, Вачпати, Вариштадева, Камаладжа, Шрашта, Карта, Дхата | Меха (Япония), [ 168 ] Пхра Пром (Таиланд) |
Индия, Непал, Шри-Ланка, Юго-Восточная Азия. | 6 век н.э. | |
Ганеша | Ганапати, Винаяка , Ламбодара, Гаджанана | Кангитен (Япония) | Индия, Непал, Шри-Ланка | 7 век н.э. | |
Картикея | Сканда, Муруган, Мангала, Кумара, Субрахманья, Шанмукха | Индия, Шри-Ланка, Малайзия, Непал | 2 век до нашей эры | ||
Перегруженный | Ума, Деви , Гаури, Дурга , Кали , Аннапурна |
Умахи (Умахи, Япония) [ 169 ] |
Индия, Непал, Шри-Ланка | 5 век н.э. | |
Лакшми | Шридеви, Бхаргави, Камаласана, Падмавати, Чанчала | Сита , Радха , Рукмини , Кисётен (Япония) Деви Шри (Индонезия) Нанг Квак (Таиланд) [ 170 ] |
Индия, Непал, Шри-Ланка | 1 век до нашей эры | |
Сарасвати | Вагишвари, Винапани, Шарада | Бензайтен (Япония), Китай (Китай), Туратади ( Мьянма ), Суратсавади (Таиланд) [ 171 ] |
Индия, Непал, Ява, Бали, Шри-Ланка. | 10 век н.э. | |
В Дурге | Парвати , Кали , Махишасурамардини |
Бетари Дурга ( Индонезия ) [ 172 ] | Индия, Непал, Шри-Ланка, Бангладеш | 8 век н.э. | |
Ждать | Дурга , Парвати | Индия, Непал, Шри-Ланка, Бангладеш | 12 век н.э. | ||
Мариамман | Дурга , Парвати | Индия (в основном в Южной Индии), Юго-Восточная Азия, Шри-Ланка |
10 век н.э. | ||
Харихара (половина Вишну – половина Шива) | Шанкаранараяна | Индия, Шри-Ланка, Непал | 6 век н.э. | ||
Ардханаришвара (ПолуШива – Половина Парвати) | Индия, Непал, Шри-Ланка | 1 век н.э. | |||
Хануман | Анжанея, Марути, Баджарангабали, Санкатамочана, Паванасута | Индия, Непал, Шри-Ланка | 11 век н.э. |
См. также
[ редактировать ]- Индуистские конфессии
- Индуистская иконография
- Индуистская мифология
- Пураны
- Список индуистских божеств
- Ригведические божества
Примечания
[ редактировать ]- ^ О переводе слова дева в форме существительного единственного числа как «божество, бог» и во множественном числе как «боги» или «небесные или сияющие» см.: Monier-Williams 2001 , p. 492 и Рену 1964 , с. 55
- ^ [а] Слушай, Лиза; ДеЛиссер, Гораций (2011). Достижение культурной компетентности . Джон Уайли и сыновья.
Три бога: Брахма, Вишну и Шива, а также другие божества считаются проявлениями Брахмана и им поклоняются как воплощения Брахмана.
[b] Торопов и Баклс 2011 : Члены различных индуистских сект поклоняются ошеломляющему количеству конкретных божеств и следуют бесчисленным обрядам в честь конкретных богов. Однако, поскольку это индуизм, его последователи видят изобилие форм и практик как выражение одной и той же неизменной реальности. Совокупность божеств понимается верующими как символы единой трансцендентной реальности.
[д] Орландо О. Эспин, Джеймс Б. Николофф (2007). Вводный словарь теологии и религиоведения . Литургическая пресса.Хотя индуисты верят во множество дэвов, многие из них являются монотеистами до такой степени, что признают только одно Высшее Существо, Бога или Богиню, которое является источником и правителем дэвов.
- ^ Список ведических дэвов несколько различается в рукописях, найденных в разных частях Южной Азии, особенно с точки зрения наставников (Асвинов) и персонифицированных дэвов. Один список, основанный на Книге 2 «Айтерея Брахмана»: [ 103 ] [ 104 ]
- Олицетворенные Дэвы: Индра ( Шакра ), Варуна , Митра , Арьяман , Бхага , Амша , Видхатр ( Брахма ), [ 105 ] Тваштр , Пушан , Вивасват , Савитри (Дхатр), Вишну .
- Дэвы как абстракции или внутренние принципы: Ананда (блаженство, внутреннее удовлетворение), Виджняна (знание), Манас (ум, мысль), Прана (жизненная сила), Вак (речь), Атма (Я внутри каждого человека) и пять проявлений. Рудры /Шивы – Ишана , Татпуруша, Агхора, Вамадева, Садьоджата.
- Дэвы как силы или принципы природы – Притхиви (земля), Агни (огонь), Антарикша (атмосфера, пространство), Джал (вода), Ваю (ветер), Дьяуш (небо), Сурья (солнце), Накшатра (звезды), Сома (луна)
- Дэвы как наставник или творческая энергия – Васаткара, Праджапати.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джулиус Дж. Липнер (2009), Индусы: их религиозные верования и практики, 2-е издание, Routledge, ISBN 978-0-415-45677-7 , с. 8; Цитата: «(...) не обязательно быть религиозным в минимальном описанном смысле, чтобы индусы приняли его как индуиста, или вполне обоснованно описывать себя как индуиста. Человек может быть политеистом или монотеистом, монистом или пантеистом, даже агностиком, гуманистом или атеистом, и при этом считаться индуистом».
- ^ Лестер Курц (ред.), Энциклопедия насилия, мира и конфликтов, ISBN 978-0123695031 , Академическое издательство, 2008 г.
- ^ М.К. Ганди, Сущность индуизма, редактор: В.Б. Кхер, Navajivan Publishing, см. стр. 3; По словам Ганди, «человек может не верить в Бога и при этом называть себя индуистом».
- ^ Радхакришнан и Мур (1967, перепечатано в 1989 г.), Справочник по индийской философии, Princeton University Press, ISBN 978-0691019581 , стр. 37-39, 401-403, 498-503
- ^ Перейти обратно: а б Мирча Элиаде (2009), Йога: бессмертие и свобода, Princeton University Press, ISBN 978-0691142036 , стр. 73-76
- ^ Перейти обратно: а б с Николас Гир (2000), Духовный титанизм: индийские, китайские и западные перспективы, State University of New York Press, ISBN 978-0791445280 , стр. 59-76
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джинин Д. Фаулер (2012), Бхагавад-Гита, Sussex Academic Press, ISBN 978-1845193461 , стр. 253-262
- ^ Реноу 1964 , с. 55
- ^ Майк Берли (2012), Классическая санкхья и йога - индийская метафизика опыта, Routledge, ISBN 978-0415648875 , стр. 39-41;
Ллойд Пфлюгер , Чистота и сила личности в Йогасутре, в книге «Теория и практика йоги» (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832329 , стр. 38-39;
Ковур Т. Беханан (2002), Йога: ее научная основа, Дувр, ISBN 978-0486417929 , стр. 56-58 - ^ Скарборо, Джек (2000). Истоки культурных различий и их влияние на менеджмент . Издательская группа Гринвуд. п. 131. ИСБН 978-1-56720-439-1 .
- ^ Санджукта Гупта (2013), Лакшми Тантра: Текст Панчаратры, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120817357 , с. 166
- ^ Перейти обратно: а б с Кнут Якобсен (2008), Теория и практика йоги: «Очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона, Мотилала Банарсидасса, ISBN 978-8120832329 , стр. 77-78
- ^ Дэвид Лиминг (2001), Словарь азиатской мифологии , Oxford University Press, ISBN 978-0195120530 , с. 67
- ^ Эллен Голдберг (2002), Господь, наполовину женщина: Ардханаришвара с индийской и феминистской точки зрения , State University of New York Press, ISBN 0-791453251 , стр. 1–4
- ^ Т. А. Гопинатха Рао (1993), Элементы индуистской иконографии , Vol. 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120808775 , стр. 334-335
- ^ Фред Кляйнер (2012), Искусство Гарднера на протяжении веков: глобальная история, Cengage, ISBN 978-0495915423 , стр. 443-444
- ^ Синтия Пакерт Атертон (1997), Скульптура раннего средневекового Раджастана, Брилл, ISBN 978-9004107892 , стр. 42-46
- ^ Лэнс Нельсон (2007), Вводный словарь теологии и религиоведения (редакторы: Орландо О. Эспин, Джеймс Б. Николофф), Liturgical Press, ISBN 978-0814658567 , стр. 562-563
- ^ Перейти обратно: а б с Джулиус Дж. Липнер (2009), Индусы: их религиозные верования и практики, 2-е издание, Routledge, ISBN 978-0-415-45677-7 , стр. 371-375
- ^ Перейти обратно: а б Фрейзер, Джессика (2011). Спутник континуума индуистских исследований . Лондон: Континуум. стр. 1–15 . ISBN 978-0-8264-9966-0 .
- ^ Перейти обратно: а б О школе дуализма в индуизме см.: Фрэнсис X. Клуни (2010), Индуистский Бог, Христианский Бог: Как разум помогает сломать границы между религиями, Oxford University Press, ISBN 978-0199738724 , стр. 51-58, 111-115;
О монистической школе индуизма см.: Б. Мартинес-Бедар (2006), Типы причин у Аристотеля и Шанкары, Диссертация - Департамент религиоведения (консультанты: Кэтрин МакКлимонд и Сандра Дуайер), Университет штата Джорджия, стр. 18–35. - ^ Майкл Майерс (2000), Брахман: сравнительное богословие, Routledge, ISBN 978-0700712571 , стр. 124-127
- ^ Перейти обратно: а б Томас Падият (2014), Метафизика становления, Де Грюйтер, ISBN 978-3110342550 , стр. 155-157
- ^ Шарма 1990 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с Клаус Клостермайер (2010), Обзор индуизма , State University of New York Press, ISBN 978-0791470824 , стр. 264-267
- ^ Перейти обратно: а б «пратима (индуизм)» . Британская энциклопедия . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ ПК Ачарья, Энциклопедия индуистской архитектуры , Oxford University Press, стр. 426
- ^ В. В. Раман (2012), Индуизм и наука: некоторые размышления, Zygon - Journal of Religion and Science, 47 (3): 549–574, Цитата (стр. 557): «Помимо нетеистических школ, таких как Санкхья, существуют также были явно атеистическими школами индуистской традиции. Одной из яростно антисверхъестественных систем является так называемая школа Чарвака».
- ^ Перейти обратно: а б Джон Клейтон (2010), Религии, причины и боги: очерки межкультурной философии религии, Cambridge University Press, ISBN 978-0521126274 , с. 150
- ^ Перейти обратно: а б Гоэл (1984), Индийская философия: Ньяя-Вайшешика и современная наука, Стерлинг, ISBN 978-0865902787 , страницы 149-151;
Р. Коллинз (2000), Социология философии , издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0674001879 , с. 836 - ^ Найду, Тиллайвель (1982). Движение Арья Самадж в Южной Африке . Мотилал Банарсидасс . п. 158.ISBN 81-208-0769-3 .
- ^ Глин Ричардс (1990), Религии мира: Религии Азии (редактор: Фридхельм Харди), Routledge, ISBN 978-0415058155 , стр. 173-176
- ^ Джон Э. Корт (1998), Открытые границы: джайнские сообщества и культуры в истории Индии, State University of New York Press, ISBN 978-0791437865 , стр. 218-220
- ^ Перейти обратно: а б Хадзиме Накамура (1998), Сравнительная история идей, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120810044 , стр. 26-33
- ^ Эллен Лондон (2008), Таиланд вкратце: 2000 лет истории и культуры , Маршалл Кавендиш, ISBN 978-9812615206 , с. 74
- ^ Труди Ринг и др. (1996), Международный словарь исторических мест: Азия и Океания , Рутледж, ISBN 978-1884964046 , с. 692
- ^ Перейти обратно: а б Джин Холм и Джон Боукер (1998), Священное место, Блумсбери Академик, ISBN 978-0826453037 , стр. 76-78
- ^ Майкл Куган (2003), Иллюстрированный путеводитель по мировым религиям , Oxford University Press, ISBN 978-0195219975 , с. 149
- ^ Ален Даниэлу (2001), Индуистский храм: обожествление эротизма , ISBN 978-0892818549 , стр. 82-83
- ^ Патрик Оливель (1992), Самньяса Упанишады , Oxford University Press, ISBN 978-0195070453 , стр. 147-148 со сносками 2 и 5.
- ^ Бродд, Джеффри (2003). Мировые религии . Вайнона, Миннесота: Пресса Сент-Мэри. ISBN 978-0-88489-725-5 .
- ^ Монье-Вильямс 1974 , стр. 20–37
- ^ Перейти обратно: а б Джон Коллер (2012), Routledge Companion to Philosophy of Religion (редакторы: Чад Мейстер, Пол Копан), Routledge, ISBN 978-0415782944 , стр. 99-107
- ^ Перейти обратно: а б Р Прасад (2009), Исследование истории и развития классической индийской философии морали, Concept Publishing, ISBN 978-8180695957 , стр. 345-347
- ^ Монье Монье-Вильямс, Санскритско-английский словарь, этимологически и филологически организованный для родственных индоевропейских языков, Мотилал Банарсидасс, стр. 496
- ^ Джон Страттон Хоули и Донна Мари Вульф (1998), Деви: Богини Индии, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814912 , с. 2
- ^ Уильям К. Махони (1997), Искусная Вселенная: Введение в ведическое религиозное воображение, State University of New York Press, ISBN 978-0791435809 , с. 18
- ^ Перейти обратно: а б Монье Монье-Вильямс, Санскритско-английский словарь, этимологически и филологически подготовленный для родственных индоевропейских языков, Мотилал Банарсидасс, стр. 492
- ^ Уош Эдвард Хейл (1999), Асура в ранней ведической религии, Мотилал Барнарсидасс, ISBN 978-8120800618 , стр. 5-11, 22, 99-102
- ^ Монье Монье-Вильямс, Санскритско-английский словарь, этимологически и филологически организованный для родственных индоевропейских языков, Мотилал Банарсидасс, стр. 121
- ^ Британская энциклопедия
- ^ Дон Хандельман (2013), Один Бог, Две Богини, Три Исследования Южно-индийской космологии, Brill Academic, ISBN 978-9004256156 , стр. 23-29
- ^ Венди Донигер (1988), Текстовые источники для изучения индуизма, Manchester University Press, ISBN 978-0719018664 , с. 67
- ^ Джордж Уильямс (2008), Справочник по индуистской мифологии, Oxford University Press, ISBN 978-0195332612 , стр. 24-33
- ^ Бина Гупта (2011), Введение в индийскую философию, Routledge, ISBN 978-0415800037 , стр. 21-25
- ^ Стелла Крамриш (1994), Присутствие Шивы, Princeton University Press, ISBN 978-0691019307 , стр. 338-339
- ^ М. Чакраварти (1995), Концепция Рудра-Шивы на протяжении веков, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120800533 , стр. 59-65
- ^ Дэвид Кинсли (2005), Индуистские богини: видение божественной женственности в индуистских религиозных традициях, University of California Press, ISBN 978-8120803947 , стр. 6–17, 55–64
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Кинсли (2005), Индуистские богини: видение божественной женственности в индуистских религиозных традициях, University of California Press, ISBN 978-8120803947 , стр. 18, 19
- ^ Кристофер Джон Фуллер (2004), Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии, Princeton University Press, ISBN 978-0691120485 , с. 41
- ^ Уош Эдвард Хейл (1999), Асура в ранней ведической религии, Мотилал Барнарсидасс, ISBN 978-8120800618 , с. 20
- ^ Перейти обратно: а б Ананда Кумарасвами (1935), «Ангел и Титан: очерк ведической онтологии», Журнал Американского восточного общества , том 55, стр. 373–374, JSTOR 594758 .
- ^ Ананда Кумарасвами (1935), «Ангел и Титан: очерк ведической онтологии», Журнал Американского восточного общества , том 55, стр. 373–418
- ^ Николас Гир (1995), Индуистский титанизм , Философия Востока и Запада, Том 45, Номер 1, стр. 76, см. также 73–96.
- ^ Перейти обратно: а б Кристофер К. Чаппл (2010), Бхагавад-гита: издание к двадцатипятилетию, State University of New York Press, ISBN 978-1438428420 , стр. 610-629
- ^ Перейти обратно: а б Людо Роше (1986), Пураны, Издательство Отто Харрассовица, ISBN 978-3447025225 , стр. 1–5, 12–21
- ^ Грег Бейли (2001), Энциклопедия азиатской философии (редактор: Оливер Лиман), Routledge, ISBN 978-0415172813 , стр. 437-439
- ^ Грегори Бейли (2003), Исследование индуизма (редактор: Арвинд Шарма), The University of South Carolina Press, ISBN 978-1570034497 , с. 139
- ^ Перейти обратно: а б Ален Даниэлу (1991), Мифы и боги Индии, книги Принстона/Боллингена в мягкой обложке, ISBN 978-0892813544 , стр. 57-60
- ^ Перейти обратно: а б Джонатан Эдельманн (2013), Индуистская теология как взбалтывание скрытого, Журнал Американской академии религии, том 81, выпуск 2, стр. 439-441.
- ^ Уильям К. Махони (1997), Искусная Вселенная: Введение в ведическое религиозное воображение, State University of New York Press, ISBN 978-0791435809 , стр. 17, 27, 32
- ^ Перейти обратно: а б Николас Гир (1995), Индуистский титанизм , Философия Востока и Запада, Том 45, Номер 1, стр. 76-80
- ^ Перейти обратно: а б Стелла Крамриш и Раймонд Бернье (1986), Индуистский храм, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120802230 , стр. 75-78
- ^ Уильям К. Махони (1997), Искусная Вселенная: Введение в ведическое религиозное воображение, State University of New York Press, ISBN 978-0791435809 , стр. 50, 72-73
- ^ Перейти обратно: а б Джонатан Эдельманн (2013), Индуистская теология как взбалтывание скрытого, Журнал Американской академии религии, том 81, выпуск 2, стр. 440-442.
- ^ Сиродж Сорайджакул, Марк Карр и Джулиус Нам (2009), Мировые религии, Routledge, ISBN 978-0789038135 , с. 38
- ^ Перейти обратно: а б Монье Уильямс, Санскритско-английский словарь, Извара , Цифровой лексикон санскрита, Кёльнский университет, Германия
- ^ Джеймс Лохтефельд, «Ишвара», Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Том. 1: AM, Rosen Publishing. ISBN 0-8239-2287-1 , с. 306
- ^ Перейти обратно: а б Дейл Рипе (1961, перепечатано в 1996 г.), Натуралистическая традиция в индийской мысли, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120812932 , стр. 177–184, 208–215
- ^ Перейти обратно: а б Ян Уичер, «Целостность йога-даршана», Издательство Государственного университета Нью-Йорка, ISBN 978-0791438152 , стр. 82-86
- ^ Дж. Оберхаммер (1965), К проблеме доказательства Бога в индийской философии, Нумен, 12: 1-34.
- ^ Фрэнсис X. Клуни (2010), Индуистский Бог, Христианский Бог: Как разум помогает сломать границы, Oxford University Press, ISBN 978-0199738724 , стр. 18–19, 35–39
- ^ Перейти обратно: а б Клаус Клостермайер (2007), Обзор индуизма, третье издание, Государственный университет Нью-Йорка, ISBN 978-0791470824 , с. 337
- ^ Перейти обратно: а б FX Clooney (1997), Что такое бог? Поиски правильного понимания деваты в теории брахманических ритуалов (Мимамса), Международный журнал индуистских исследований, август 1997 г., том 1, выпуск 2, стр. 337-385.
- ^ П. Билимория (2001), Индуистские сомнения в Боге: на пути к деконструкции мимамсы, в книге «Философия религии: индийская философия» (редактор: Рой Перретт), том 4, Routledge, ISBN 978-0-8153-3611-2 , стр. 87-106
- ^ Малинар (2014), Современные подходы: статьи по ключевым темам, в The Bloomsbury Companion to Hindu Studies (редактор: Джессика Фрейзер), Bloomsbury Academic, ISBN 978-1472511515 , с. 79
- ^ Перейти обратно: а б Ллойд Пфлюгер, Чистота личности и сила в Йогасутре, в теории и практике йоги (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832329 , стр. 38-39
- ^ Майк Берли (2012), Классическая санкхья и йога - индийская метафизика опыта, Routledge, ISBN 978-0415648875 , с. 39
- ^ Ричард Гарбе (2013), Философия санкхьи, Индийская философия, том 11, ISBN 978-1484030615 , стр. 25–27 (на немецком языке)
- ^ Кнут Якобсен (2008), Теория и практика йоги: «Очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона, Мотилала Банарсидасса, ISBN 978-8120832329 , стр. 15-16
- ^ Орландо Эспин и Джеймс Николофф (2007), Вводный словарь теологии и религиоведения , Liturgical Press, ISBN 978-0814658567 , с. 651
- ^ Ян Уичер (1999), Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги, State University of New York Press, ISBN 978-0791438152 , с. 86
- ^ Дж. Н. Моханти (2001), Исследования в области философии, Том 1 (редактор: Бина Гупта), Oxford University Press, стр. 107-108.
- ^ Пол Хакер (1978), Особенности учения и терминологии Шанкары: Авидья, Намарупа, Майя, Ишвара, в небольших сочинениях (редактор: Л. Шмитхаузен), Франц Штайнер Верлаг, Вайсбаден, стр. 101-109 (на немецком языке) , также стр. 69-99.
- ^ Перейти обратно: а б Уильям Индич (2000), Сознание в Адвайта Веданте, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120812512 , с. 5
- ^ Уильям Джеймс (1985), Разнообразие религиозного опыта, издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0674932258 , с. 404 со сноской 28
- ^ Лэнс Нельсон (1996), Живое освобождение в Шанкаре и классической Адвайте, в книге «Живое освобождение в индуистской мысли» (редакторы: Эндрю О. Форт, Патрисия Ю. Мамм), State University of New York Press, ISBN 978-0791427064 , стр. 38–39, 59 (сноска 105).
- ^ Ален Даниэлу (1991), Мифы и боги Индии, Принстон / Боллинген в мягкой обложке, ISBN 978-0892813544 , стр. 350-354
- ^ Серенити Янг (2001), Индуизм, Маршалл Кавендиш, ISBN 978-0761421160 , с. 73
- ^ Дэвид Р. Кинсли (1995), Тантрические видения божественной женственности: Десять Махавидьев, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120800533 , стр. 136–140, 122–128
- ^ RT Вьяс и Умакант Шах, Исследования джайнского искусства, иконографии и смежных предметов, Абхинав, ISBN 978-8170173168 , стр. 23-26
- ^ У. Дж. Уилкинс (2003), Индуистские боги и богини, Дувр, ISBN 978-0486431567 , стр. 9-10
- ^ Герман Ольденберг (1988), Религия Вед, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120803923 , стр. 23-50
- ^ А.А. МакДонелл, Ведическая мифология , с. PA19, в Google Книгах , Oxford University Press, стр. 19–21.
- ^ Фрэнсис X Клуни (2010), Божественная Мать, Благословенная Мать, Oxford University Press, ISBN 978-0199738731 , с. 242
- ^ Джордж Уильямс (2008), Справочник по индуистской мифологии, Oxford University Press, ISBN 978-0195332612 , стр. 90, 112
- ^ Ригведа: Суктам 1.139 санскрит, Wikisource
- ↑ Ригведа/Мандала 1/Гимн 139, стих 11, Ральф Т.Х. Гриффит, Wikisource
- ^ Ригведа Самхита, стих 11, Х. Х. Уилсон (переводчик), Королевское азиатское общество, WH Allen & Co, Лондон
- ^ Перейти обратно: а б Линн Фулстон, Стюарт Эбботт (2009). Индуистские богини: верования и практики . Сассекс Академик Пресс. стр. 1–3, 40–41. ISBN 9781902210438 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвид Лоуренс (2012), The Routledge Companion to Theism (редакторы: Чарльз Талиаферро, Виктория С. Харрисон и Стюарт Гетц), Routledge, ISBN 978-0415881647 , стр. 78-79
- ^ Перейти обратно: а б Джеффри Бродд (2003), Мировые религии: путешествие открытий, Saint Mary's Press, ISBN 978-0884897255 , с. 43
- ^ Кристофер Джон Фуллер (2004), Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии, Princeton University Press, ISBN 978-0691120485 , стр. 30-31, Цитата: «Решающее значение в индуистском политеизме имеют отношения между божествами и человечеством. В отличие от еврейского, христианского и исламского монотеизма, основанного на инаковости Бога и либо его полном отделении от человека и его В единственном воплощении индуизм не постулирует абсолютного различия между божествами и людьми. Идея о том, что все божества на самом деле едины, более того, легко расширить, чтобы провозгласить, что все человеческие существа в действительности также являются формами одного верховного божества - Брахмана, Абсолюта философии. На практике эта абстрактная монистическая доктрина редко принадлежит обычным индуистским утверждениям, но примеры проницаемости между божественным и человеческим можно легко найти в популярном индуизме во многих ничем не примечательных контекстах».
- ^ Абаниндрант Тагор, Некоторые заметки по индийской художественной анатомии , стр. 1-21.
- ^ Стелла Крамриш (1958), Традиции индийских мастеров, Журнал американского фольклора, Том. 71, № 281, стр. 224-230.
- ^ Джон Корт (2011), Джайны в мире, Oxford University Press, ISBN 978-0199796649 , стр. 20–21, 56–58
- ^ Брихат Самхита Варахи Михиры , ПВС Шастри и ВМР Бхат (переводчики), перепечатано Мотилалом Банарсидасом ( ISBN 978-8120810600 ), с. 520
- ^ Санскрит: ( Источник ), стр. 142-143 (обратите внимание, что номер стиха в этой версии — 58.10-11)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джинин Д. Фаулер (1996), Индуизм: верования и практики, Sussex Academic Press, ISBN 978-1898723608 , стр. 41-45
- ^ Гопинатх Рао, Элементы индуистской иконографии Мадраса, Архив Корнельского университета, стр. 17-39.
- ^ Стелла Крамриш (1994), Присутствие Шивы, Princeton University Press, ISBN 978-0691019307 , стр. 179-187
- ^ Майкл Уиллис (2009), Археология индуистского ритуала, издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0521518741 , стр. 96–112, 123–143, 168–172
- ^ Хизер Элгуд (2000), Индуизм и религиозное искусство, Bloomsbury Academic, ISBN 978-0304707393 , стр. 14–15, 32–36
- ^ Гарольд Кауард и Дэвид Гоа (2008), Мантра: «Слушание Божественного в Индии и Америке», Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832619 , стр. 25-30
- ^ Джеймс Лохтефельд (2002), Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM, The Rosen Publishing Group, ISBN 978-0-8239-3180-4 , с. 726
- ^ Стелла Крамриш (1994), Присутствие Шивы, Princeton University Press, ISBN 978-0691019307 , стр. 243-249
- ^ Скотт Литтлтон (2005), Боги, богини и мифология, Том 11, Маршалл Кавендиш, ISBN 978-0761475590 , с. 1125
- ^ Мукул Гоэл (2008), Преданный индуизм: создание впечатлений для Бога, iUniverse, ISBN 978-0595505241 , с. 77
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Лохтефельд (2002), Пуджа в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, том 2, Rosen Publishing, ISBN 0-823922871 , стр. 529–530
- ^ Флуд, Гэвин Д. (2002). Блэквеллский спутник индуизма . Уайли-Блэквелл. стр. 6–7. ISBN 978-0-631-21535-6 .
- ^ Пол Кортрайт (1985), в книге «Боги плоти/Боги камня» (Джоанн Пунцо Вагхорн, Норман Катлер и Васудха Нараянан, ред.), ISBN 978-0231107778 , издательство Колумбийского университета, см. главу 2.
- ^ Линдси Джонс, изд. (2005). Гейл Энциклопедия религии . Том. 11. Томсон Гейл. стр. 7493–7495. ISBN 0-02-865980-5 .
- ^ Уиллис, Майкл Д. (2009). «2:6». Археология индуистского ритуала . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Уиллис, Майкл Д. (2008). «Формирование храмового ритуала в период Гуптов: пуджа и панчамахаяджна» . Праджнядхара: Том поздравлений Гурисвара Бхаттачарьи под редакцией Герда Мевиссена . Герд Мевиссен.
- ^ Пуджа , Британская энциклопедия (2011)
- ^ Хиро Г. Бадлани (2008), Индуизм: путь древней мудрости , ISBN 978-0595436361 , стр. 315-318
- ^ Пол Тиме (1984), «Индийские слова и обычаи», в Small Writers , Vol. 2, стр. 343–370.
- ^ Фуллер, CJ (2004), Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, стр. 66–73, 308, ISBN. 978-069112048-5
- ^ Диана Л. Эк (2008), Даршан: Видение Божественного образа в Индии , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832664 , стр. 47-49
- ^ Диана Л. Эк (2008), Даршан: Видение Божественного образа в Индии , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832664 , стр. 45-46
- ^ Джонатан Ли и Кэтлин Надо (2010), Энциклопедия азиатско-американского фольклора и фольклора, Том 1, ABC, ISBN 978-0313350665 , стр. 480-481
- ^ Джин Холм и Джон Боукер (1998), Поклонение, Bloomsbury Academic, ISBN 978-1855671119 , с. 83, Цитата: «Храмы являются постоянным местом жительства божества, и ежедневное поклонение совершает священник, но большинство индусов посещают храмы только в особых случаях. Поклонение в храмах для них совершенно необязательно».
- ^ Джулиус Дж. Липнер (2009), Индусы: их религиозные верования и практики, 2-е издание, Routledge, ISBN 978-0-415-45677-7 , с. 8; Цитата: «(...) не обязательно быть религиозным в минимальном описанном смысле, чтобы индусы приняли его как индуиста, или вполне обоснованно описывать себя как индуиста. Человек может быть политеистом или монотеистом, монистом или пантеистом, даже агностиком, гуманистом или атеистом, и при этом считаться индуистом».
- ^ Липнер, Юлиус (2017). Индуистские изображения и поклонение им с особым упором на вайшнавизм: философско-теологическое исследование . Серия исследований индуизма Routledge. Лондон; Нью-Йорк: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Груп. стр. 152–153. ISBN 978-1-138-29113-3 .
- ^ Гай Бек (2005), Альтернативные Кришны: региональные и народные вариации индуистского божества, SUNY Press, ISBN 978-0791464151 , стр. 1-2
- ^ Что такое индуизм? . Гималайская академия. 2007. ISBN 9781934145272 . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ Эндрю Дж. Николсон (2013), Объединение индуизма: философия и идентичность в индийской интеллектуальной истории, Columbia University Press, ISBN 978-0231149877 , стр. 167-168
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ян Гонда (1969), Индуистская Троица , Антропос, 63/64, 1/2, стр. 212-226
- ^ Перейти обратно: а б с Г.М. Бэйли (1979), Трифункциональные элементы в мифологии индуистского Тримурти , Нумен, Том. 26, Фаск. 2, стр. 152-163.
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд, Гуна, в Иллюстрированной энциклопедии индуизма: AM, Vol. 1, Розен Паблишинг, ISBN 9780823931798 , с. 265
- ^ Рудольф В. Д'Суза (1996), Бхагавадгита и Святой Иоанн Креста, Григорианский университет, ISBN 978-8876526992 , стр. 340-342
- ^ Перейти обратно: а б с Джеймс Лохтефельд (2002), Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM, The Rosen Publishing Group, ISBN 978-0-8239-3180-4 , стр. 72-73
- ^ Перейти обратно: а б Шет, Ноэль (январь 2002 г.). «Индуистский аватара и христианское воплощение: сравнение». Философия Востока и Запада . 52 (1 (январь 2002 г.)). Издательство Гавайского университета: 98–125. дои : 10.1353/pew.2002.0005 . JSTOR 1400135 . S2CID 170278631 .
- ^ Мэтчетт, Фреда (2001). Кришна, Господь или Аватара?: отношения Кришны и Вишну . 9780700712816. с. 4. ISBN 978-0-7007-1281-6 .
- ^ Кристофер Хью Партридж , Введение в мировые религии , стр. 148
- ^ Кинсли, Дэвид (2005). Линдси Джонс (ред.). Энциклопедия религии Гейла . Том. 2 (Второе изд.). Томсон Гейл. стр. 707–708. ISBN 0-02-865735-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Брайант, Эдвин Фрэнсис (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. п. 18. ISBN 978-0-19-514891-6 .
- ^ Лазер, Тэмми (15 июля 2014 г.). Боги и богини Древней Индии . The Rosen Publishing Group, Inc. с. 18. ISBN 978-1-62275-390-1 .
- ^ Хоули, Джон Стрэттон; Васудха Нараянан (2006). Жизнь индуизма Издательство Калифорнийского университета. п. 174. ИСБН 978-0-520-24914-1 .
- ^ Дэвид Кинсли (1988), Индуистские богини: видение божественной женственности в индуистских религиозных традициях, University of California Press, ISBN 0-520063392 , стр. 45-48, 96-97
- ^ Салли Кемптон (2013), Пробуждение Шакти: преобразующая сила богинь йоги, ISBN 978-1604078916 , стр. 165-167
- ^ Ева Руди Янсен, Книга индуистских образов: боги, проявления и их значение, Голландия: Бинки Кок, ISBN 978-9074597074 , стр. 133-134, 41
- ^ Хариани Сантико (1997), Богиня Дурга в восточно-яванский период , Азиатские фольклорные исследования, Том. 56, № 2, стр. 209-226.
- ^ Р. Гхош (1966), Шиваизм в Индонезии в индуистско-яванский период, The University of Hong Kong Press, страницы 15-17.
- ^ Дзиро Такей и Марк П. Кин (2001), САКУТЕЙКИ, Таттл, ISBN 978-0804832946 , с. 101
- ^ Миеко Мурасэ (1975), Японское искусство: Избранное из коллекции Мэри и Джексона Берк, Метрополитен-музей (Нью-Йорк), ISBN 978-0870991363 , с. 31
- ^ М. Чакраварти (1995), Концепция Рудры-Шивы на протяжении веков, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120800533 , стр. 148-149
- ^ Роберт Пейн и Александр Сопер (1992), Искусство и архитектура Японии, издательство Йельского университета, ISBN 978-0300053333 , с. 60
- ^ Джо Крибб (1999), Волшебные монеты Явы, Бали и Малайского полуострова, British Museum Press, ISBN 978-0714108810 , с. 77
- ^ Джонатан Ли, Фумитака Мацуока и др. (2015), Азиатско-американские религиозные культуры, ABC, ISBN 978-1598843309 , с. 892
- ^ Кинсли, Дэвид (1988), Индуистские богини: видение божественной женственности в индуистских религиозных традициях, University of California Press, ISBN 0-520-06339-2 , стр. 94-97
- ^ Франсин Бринкгрев (1997), Подношения Дурге и Претиви на Бали , Азиатские фольклорные исследования, том. 56, № 2, стр. 227-251.
Источники
[ редактировать ]- Даниэлу, Ален (1991) [1964]. Мифы и боги Индии . Внутренние традиции, Вермонт, США. ISBN 0-89281-354-7 .
- Фуллер, CJ (2004). Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии . Издательство Принстонского университета, Нью-Джерси. ISBN 0-691-12048-X .
- Харман, Уильям, «Индуистская преданность». В: Современный индуизм: ритуалы, культура и практика , Робин Райнхард, изд. (2004) ISBN 1-57607-905-8 .
- Кашьяп, Р.Л. Основы Кришны и Шукла Яджурведы ; САКСИ, Бангалор, Карнатака ISBN 81-7994-032-2 .
- Паттанаик, Девдатт (2009). 7 секретов индуистского календарного искусства . Вестленд, Индия. ISBN 978-81-89975-67-8 .
- Монье-Вильямс, Монье (1974), Брахманизм и индуизм: или религиозная мысль и жизнь в Индии, основанные на Ведах и других священных книгах индусов , Elibron Classics, Adamant Media Corporation, ISBN 1-4212-6531-1 , получено 8 июля 2007 г.
- Монье-Вильямс, Монье (2001) [впервые опубликовано в 1872 году], словарь английского санскрита , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-206-1509-3 , получено 24 июля 2007 г.
- Рену, Луи (1964), Природа индуизма , Уокер
- Торопов, Брэндон; Баклс, Люк (2011), Путеводитель по мировым религиям , Пингвин
- Шарма, КН (1 марта 1990 г.). «Варна и Джати в индийской традиционной перспективе» . Социологический вестник . 39 (1–2). Sage Publication, Inc.: 15–31. дои : 10.1177/0038022919900102 . JSTOR 23634524 . S2CID 151534129 .
- Свами Бхаскарананда (1994). Основы индуизма. (Вивека Пресс) ISBN 1-884852-02-5 .
- Васту-Силпа Коша, Энциклопедия архитектуры индуистских храмов и Васту . С.К. Рамачандара Рао, Дели, Devine Books (восточная серия Лала Мурари Лал Чхария) ISBN 978-93-81218-51-8 (набор)
- Вернер, Карел. Популярный словарь индуизма . Керзон Пресс, 1994. ISBN 0-7007-0279-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чандра, Суреш (1998). Энциклопедия индуистских богов и богинь . Саруп и сыновья, Нью-Дели, Индия. ISBN 81-7625-039-2 .
- Паттанаик, Девдутт (2003). Индийская мифология: сказки, символы и ритуалы из самого сердца субконтинента . Внутренние традиции / Медведь и компания. ISBN 0-89281-870-0 .
- Кинсли, Дэвид. Индуистские богини: видение божественной женственности в индуистских религиозных традициях . Мотилал Банарсидасс, Нью-Дели, Индия. ISBN 81-208-0379-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Схема главных индуистских божеств (с изображениями)
- Коллекция: «Индуистские боги и богини» из Художественного музея Мичиганского университета.
- Выставка «Божества в камне: индуистская скульптура из коллекций Музея азиатского искусства» в Музее СФО.
- Выставка «Видеть божественное в индуистском искусстве» в Музее искусства и археологии Университета Миссури.