Jump to content

Харихара

Харихара
Картина Харихара, около 1825 года.
Другие имена Шанкаранараяна

Харихара ( санскрит : हरिहर) — двойное представление индуистских божеств Вишну (Хари) и Шивы (Хара). Харихара также известен как Шанкаранарайана («Шанкара» — Шива, а «Нараяна» — Вишну).

Харихара также иногда используется как философский термин для обозначения единства Вишну и Шивы как разных аспектов одной и той же Высшей Реальности , известной как Брахман . Эта концепция эквивалентности различных богов как одного принципа и «единства всего существования» обсуждается как Харихара в текстах Адвайта Веданта школы индуистской философии . [1]

Некоторые из самых ранних скульптур Харихара, одна половина которых изображает Вишну, а другая половина — Шиву, найдены в сохранившихся пещерных храмах Индии, например, в пещере 1 и пещере 3 пещерных храмов Бадами VI века . [2] [3]

Концепция

[ редактировать ]
Вишну (владеющий Сударшана Чакрой ) и Шива (более светлая половина, носящая тигровую шкуру, держащая Тришулу ) объединились в одном Харихара- мурти , иногда называемом Сивакешава и «Харьадхамурти».

Разнообразие внутри индуизма способствует широкому разнообразию верований и традиций, из которых две важные и крупные традиции связаны с Вишну и Шивой. Некоторые школы сосредотачиваются на Вишну (включая связанных с ним аватарах, таких как Рама и Кришна) как Верховном Боге, а другие - на Шиве (включая его различные аватары, такие как Махадева и Пашупата). Пураны Брахмана различные индуистские традиции рассматривают Шиву и Вишну как разные аспекты единого и . Харихара является символическим представлением этой идеи. Подобная идея, называемая Ардханаришвара или Наранари , объединяет мужские и женские божества как одно и эквивалентное представление в индуизме. [4]

В зависимости от того, какие Священные Писания (и переводы) цитируются, доступны доказательства в поддержку каждого из различных аргументов. В большинстве случаев, даже если одна личность считается превосходящей другую, поклонники другой все равно оказывают большое уважение как Вишну, так и Шиве (т. е. Шива по-прежнему считается находящимся выше уровня обычной дживы и «величайшим вайшнавов вайшнавами, поклоняющимися только Вишну). [5]

Сваминараян считает, что Вишну и Шива — разные аспекты одного и того же Бога. [6] [7] [8]

Самое раннее упоминание о Харихаре, вероятно, можно увидеть в Вишну Парве Харивамши , где Маркандейа обсуждает это существо. [9]

Согласно одной легенде, когда Вишну предстал перед Шивой в образе чародейки Мохини , тот влюбился в нее и попытался обнять ее. В этот момент Мохини вернулась к истинной форме Вишну, после чего два божества слились в одно существо, Харихару. [10]

Согласно «Сканда-пуране» , преданные Шивы вступили в спор с преданными Вишну относительно верховенства их божеств. Чтобы положить конец этой проблеме, Шива и Вишну слились в одно существо, Харихару. [11]

Изображения

[ редактировать ]
Статуя Харихара. Эта статуя представляет собой погребальное обожествленное изображение короля Кертараджаса , первого короля Маджапахита (1293–1309) из храма Канди Симпинг на Восточной Яве.
Скульптура Харихара, Британский музей. Левая половина представляет Шиву (с Тришулой), а правая половина представляет Вишну (с Чакрой и Раковиной).

Харихара изображается в искусстве разделенным посередине: одна половина представляет Шиву, а другая половина представляет Вишну. [12] Половина Шивы будет иметь спутанные локоны мастера йоги, уложенные высоко на голову, а иногда будет носить шкуру тигра, предназначенную для самых почитаемых аскетов. Бледную кожу Шивы можно считать покрытой пеплом в его роли аскета. Половина Вишну будет носить высокую корону и другие украшения , символизирующие его ответственность за поддержание мирового порядка. Черная кожа Вишну символизирует святость. В широком смысле эти различия служат отражением двойственности скромного религиозного влияния аскетического и авторитетной светской власти короля или домохозяина. [13] Однако в других аспектах Шива также занимает авторитетную позицию домохозяина, позицию, которая прямо противоречит аскетической позиции, изображенной в его проявлении Харихара. [ нужна ссылка ]

Харихара был частью храмовой иконографии по всей Южной и Юго-Восточной Азии, некоторые иллюстрации перечислены в следующей таблице. В некоторых штатах концепция Харихара проявляется через альтернативные имена и их потомки.

Храмы с Харихара-мурти (наполовину Вишну, наполовину Шива)
Название храма Расположение Харихара -мурти Свидание Ссылка
Пещерные храмы Бадами Карнатака 6 век [14]
Дхармараджа Ратха Тамил Наду 7 век [15]
Храм Шри Ранганатхи Перумала, Намаккал Тамил Наду 6-8 века [16]
Храм Бирасини Мадхья-Прадеш
Храм Харихарешвара Карнатака 13 век [17]
Оссианские храмы Раджастан два из 8 века,
один 9 век
[18] [19]
Храм Деопани Ассам два из 9, 10 веков [20]
Храм Муктешвара Одиша 9-10 века н.э.
Храм Саугал-тол Непал статуя: 6 век
храм: 12-16 века
[21]
Храм Пуранди Непал 11 век [22]
Прасат Другое Камбоджа с конца 7-го до начала
8 век
[23] [24]
Храм Симпинга Индонезия 13 или 14 век [25]
Храм Байджнатх Химачал-Прадеш 13 век [26]
Храм Харихарнатх Бихар Точные даты не известны. Сонпур, Бихар

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дэвид Лиминг (2001), Словарь азиатской мифологии, Oxford University Press, ISBN   978-0195120530 , стр. 67.
  2. ^ Алиса Бонер (1990), Принципы композиции в индуистской скульптуре: период пещерного храма, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120807051 , страницы 89–95, 115–124, 174–184.
  3. ^ Т. А. Гопинатха Рао (1993), Элементы индуистской иконографии, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120808775 , страницы 334-335.
  4. ^ Эллен Голдберг (2002), Господь, наполовину женщина: Ардханаришвара с индийской и феминистской точки зрения, SUNY Press, ISBN   0-791453251 , страницы 1–4.
  5. ^ «Господь Шамбху [Шива] величайший из вайшнавов и наоборот» из Бхаг-Пураны от 13.12.16. Архивировано 9 октября 2007 г. в Wayback Machine.
  6. ^ [1] Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine , стихи 47, 84 их писания, Шикшапатри , [2] Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine , говорится: «И единство Нараяны и Шивы следует понимать как Веды описывают оба как брахмарупу, или форму Брахмана , то есть Сагуна Брахмана , указывая, что Вишну и Шива — это разные формы одного и того же Бога.
  7. ^ Сваминараян Сатсанг - Священные Писания , заархивировано 16 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  8. ^ http://www.swaminarayansatsang.com/library/scriptures/scriptureexplanation.asp?IDProduct=762&idcategory=2= [ постоянная мертвая ссылка ]
  9. ^ Суреш, К.М. (1998). Скульптурное искусство Хампи . Управление археологии и музеев. п. 68.
  10. ^ Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (6 декабря 2021 г.). Энциклопедия древних божеств . МакФарланд. п. 204. ИСБН  978-0-7864-9179-7 .
  11. ^ www.wisdomlib.org (19 января 2021 г.). «Величие Дерева Ашваттхи [Глава 247]» . www.wisdomlib.org . Проверено 29 октября 2023 г.
  12. ^ Раджараджан, РКК (2021 г.). «Рамагири Тер Харихара и Харихара-Экапада Тримурти» . Журнал индийской истории и культуры . 28 : 187–213.
  13. ^ Тридцать тысяч лет искусства. Файдон Пресс Лимитед. п. 484
  14. ^ Т. А. Гопинатха Рао (1993), Элементы индуистской иконографии, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120808775 , страницы 334-335.
  15. ^ Объекты всемирного наследия - Махабалипурам. Архивировано 12 марта 2013 г. Археологической службой Индии Wayback Machine , правительство Индии (2011 г.), Цитата: «Скульптуры вокруг святилища в угловых блоках изображают простые формы Шивы, Харихара , Брахма-Шаста, Брахма, тонко сбалансированное воплощение Ардханаришвары».
  16. ^ https://www.tnarch.gov.in/Library%20BOOk%20PDF/NAMAKKAL%20CAVES.pdf .
  17. ^ Генри Казенс (1996), Чалукьянская архитектура районов Канареза, Археологическая служба Индии, стр. 93
  18. Храм Харихара 1. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Осиан, Джодхпур, Индия, Архив Чикагского университета.
  19. ^ Синтия Пакерт Атертон (1997), Скульптура раннего средневекового Раджастана, BRILL, ISBN   978-9004107892 , страницы 42-46.
  20. ^ CD Tripathi (2008), Камарупа-Калинга-Митхила: политико-культурное соответствие в Восточной Индии: история, искусство, традиции, IIAS, ISBN   978-8173053276 , страницы 55-57.
  21. ^ Мэри Слюссер, храм Саугал-тол в Патане , журнал INAS, страницы 40-41 и 46-48 (изображения)
  22. ^ Мэри Слюссер (1996), Клад Пуранди: Металлические изделия из Непала одиннадцатого века , Artibus Asiae, Vol. 56, № 1/2, стр. 95-137, 139-143
  23. ^ Фред Кляйнер (2012), Искусство Гарднера на протяжении веков: глобальная история, Cengage, ISBN   978-0495915423 , страницы 443-444.
  24. ^ Стоящий Хари-Хара, период до Ангкора Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
  25. ^ Эди Седьявати и др. (2013), Индонезийские храмы: яванская серия, Главное управление культуры, ISBN   978-6021766934 , страницы 246-248.
  26. ^ «Храм Байджнатх» .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f90d382f88338728dc404adf75405b6c__1720974420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/6c/f90d382f88338728dc404adf75405b6c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Harihara - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)