Харихара
Харихара | |
---|---|
![]() Картина Харихара, около 1825 года. | |
Другие имена | Шанкаранараяна |
Харихара ( санскрит : हरिहर) — двойное представление индуистских божеств Вишну (Хари) и Шивы (Хара). Харихара также известен как Шанкаранарайана («Шанкара» — Шива, а «Нараяна» — Вишну).
Харихара также иногда используется как философский термин для обозначения единства Вишну и Шивы как разных аспектов одной и той же Высшей Реальности , известной как Брахман . Эта концепция эквивалентности различных богов как одного принципа и «единства всего существования» обсуждается как Харихара в текстах Адвайта Веданта школы индуистской философии . [1]
Некоторые из самых ранних скульптур Харихара, одна половина которых изображает Вишну, а другая половина — Шиву, найдены в сохранившихся пещерных храмах Индии, например, в пещере 1 и пещере 3 пещерных храмов Бадами VI века . [2] [3]
Концепция
[ редактировать ]Разнообразие внутри индуизма способствует широкому разнообразию верований и традиций, из которых две важные и крупные традиции связаны с Вишну и Шивой. Некоторые школы сосредотачиваются на Вишну (включая связанных с ним аватарах, таких как Рама и Кришна) как Верховном Боге, а другие - на Шиве (включая его различные аватары, такие как Махадева и Пашупата). Пураны Брахмана различные индуистские традиции рассматривают Шиву и Вишну как разные аспекты единого и . Харихара является символическим представлением этой идеи. Подобная идея, называемая Ардханаришвара или Наранари , объединяет мужские и женские божества как одно и эквивалентное представление в индуизме. [4]
В зависимости от того, какие Священные Писания (и переводы) цитируются, доступны доказательства в поддержку каждого из различных аргументов. В большинстве случаев, даже если одна личность считается превосходящей другую, поклонники другой все равно оказывают большое уважение как Вишну, так и Шиве (т. е. Шива по-прежнему считается находящимся выше уровня обычной дживы и «величайшим вайшнавов вайшнавами, поклоняющимися только Вишну). [5]
Сваминараян считает, что Вишну и Шива — разные аспекты одного и того же Бога. [6] [7] [8]
Легенды
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о Харихаре, вероятно, можно увидеть в Вишну Парве Харивамши , где Маркандейа обсуждает это существо. [9]
Согласно одной легенде, когда Вишну предстал перед Шивой в образе чародейки Мохини , тот влюбился в нее и попытался обнять ее. В этот момент Мохини вернулась к истинной форме Вишну, после чего два божества слились в одно существо, Харихару. [10]
Согласно «Сканда-пуране» , преданные Шивы вступили в спор с преданными Вишну относительно верховенства их божеств. Чтобы положить конец этой проблеме, Шива и Вишну слились в одно существо, Харихару. [11]
Изображения
[ редактировать ]Харихара изображается в искусстве разделенным посередине: одна половина представляет Шиву, а другая половина представляет Вишну. [12] Половина Шивы будет иметь спутанные локоны мастера йоги, уложенные высоко на голову, а иногда будет носить шкуру тигра, предназначенную для самых почитаемых аскетов. Бледную кожу Шивы можно считать покрытой пеплом в его роли аскета. Половина Вишну будет носить высокую корону и другие украшения , символизирующие его ответственность за поддержание мирового порядка. Черная кожа Вишну символизирует святость. В широком смысле эти различия служат отражением двойственности скромного религиозного влияния аскетического и авторитетной светской власти короля или домохозяина. [13] Однако в других аспектах Шива также занимает авторитетную позицию домохозяина, позицию, которая прямо противоречит аскетической позиции, изображенной в его проявлении Харихара. [ нужна ссылка ]
Харихара был частью храмовой иконографии по всей Южной и Юго-Восточной Азии, некоторые иллюстрации перечислены в следующей таблице. В некоторых штатах концепция Харихара проявляется через альтернативные имена и их потомки.
Название храма | Расположение | Харихара -мурти Свидание | Ссылка |
---|---|---|---|
Пещерные храмы Бадами | Карнатака | 6 век | [14] |
Дхармараджа Ратха | Тамил Наду | 7 век | [15] |
Храм Шри Ранганатхи Перумала, Намаккал | Тамил Наду | 6-8 века | [16] |
Храм Бирасини | Мадхья-Прадеш | ||
Храм Харихарешвара | Карнатака | 13 век | [17] |
Оссианские храмы | Раджастан | два из 8 века, один 9 век | [18] [19] |
Храм Деопани | Ассам | два из 9, 10 веков | [20] |
Храм Муктешвара | Одиша | 9-10 века н.э. | |
Храм Саугал-тол | Непал | статуя: 6 век храм: 12-16 века | [21] |
Храм Пуранди | Непал | 11 век | [22] |
Прасат Другое | Камбоджа | с конца 7-го до начала 8 век | [23] [24] |
Храм Симпинга | Индонезия | 13 или 14 век | [25] |
Храм Байджнатх | Химачал-Прадеш | 13 век | [26] |
Храм Харихарнатх | Бихар | Точные даты не известны. | Сонпур, Бихар |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Лиминг (2001), Словарь азиатской мифологии, Oxford University Press, ISBN 978-0195120530 , стр. 67.
- ^ Алиса Бонер (1990), Принципы композиции в индуистской скульптуре: период пещерного храма, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120807051 , страницы 89–95, 115–124, 174–184.
- ^ Т. А. Гопинатха Рао (1993), Элементы индуистской иконографии, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120808775 , страницы 334-335.
- ^ Эллен Голдберг (2002), Господь, наполовину женщина: Ардханаришвара с индийской и феминистской точки зрения, SUNY Press, ISBN 0-791453251 , страницы 1–4.
- ^ «Господь Шамбху [Шива] величайший из вайшнавов и наоборот» из Бхаг-Пураны от 13.12.16. Архивировано 9 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ [1] Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine , стихи 47, 84 их писания, Шикшапатри , [2] Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine , говорится: «И единство Нараяны и Шивы следует понимать как Веды описывают оба как брахмарупу, или форму Брахмана , то есть Сагуна Брахмана , указывая, что Вишну и Шива — это разные формы одного и того же Бога.
- ^ Сваминараян Сатсанг - Священные Писания , заархивировано 16 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ http://www.swaminarayansatsang.com/library/scriptures/scriptureexplanation.asp?IDProduct=762&idcategory=2= [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Суреш, К.М. (1998). Скульптурное искусство Хампи . Управление археологии и музеев. п. 68.
- ^ Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (6 декабря 2021 г.). Энциклопедия древних божеств . МакФарланд. п. 204. ИСБН 978-0-7864-9179-7 .
- ^ www.wisdomlib.org (19 января 2021 г.). «Величие Дерева Ашваттхи [Глава 247]» . www.wisdomlib.org . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Раджараджан, РКК (2021 г.). «Рамагири Тер Харихара и Харихара-Экапада Тримурти» . Журнал индийской истории и культуры . 28 : 187–213.
- ^ Тридцать тысяч лет искусства. Файдон Пресс Лимитед. п. 484
- ^ Т. А. Гопинатха Рао (1993), Элементы индуистской иконографии, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120808775 , страницы 334-335.
- ^ Объекты всемирного наследия - Махабалипурам. Архивировано 12 марта 2013 г. Археологической службой Индии Wayback Machine , правительство Индии (2011 г.), Цитата: «Скульптуры вокруг святилища в угловых блоках изображают простые формы Шивы, Харихара , Брахма-Шаста, Брахма, тонко сбалансированное воплощение Ардханаришвары».
- ^ https://www.tnarch.gov.in/Library%20BOOk%20PDF/NAMAKKAL%20CAVES.pdf .
- ^ Генри Казенс (1996), Чалукьянская архитектура районов Канареза, Археологическая служба Индии, стр. 93
- ↑ Храм Харихара 1. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Осиан, Джодхпур, Индия, Архив Чикагского университета.
- ^ Синтия Пакерт Атертон (1997), Скульптура раннего средневекового Раджастана, BRILL, ISBN 978-9004107892 , страницы 42-46.
- ^ CD Tripathi (2008), Камарупа-Калинга-Митхила: политико-культурное соответствие в Восточной Индии: история, искусство, традиции, IIAS, ISBN 978-8173053276 , страницы 55-57.
- ^ Мэри Слюссер, храм Саугал-тол в Патане , журнал INAS, страницы 40-41 и 46-48 (изображения)
- ^ Мэри Слюссер (1996), Клад Пуранди: Металлические изделия из Непала одиннадцатого века , Artibus Asiae, Vol. 56, № 1/2, стр. 95-137, 139-143
- ^ Фред Кляйнер (2012), Искусство Гарднера на протяжении веков: глобальная история, Cengage, ISBN 978-0495915423 , страницы 443-444.
- ^ Стоящий Хари-Хара, период до Ангкора Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
- ^ Эди Седьявати и др. (2013), Индонезийские храмы: яванская серия, Главное управление культуры, ISBN 978-6021766934 , страницы 246-248.
- ^ «Храм Байджнатх» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Шива и Вишну как одно и то же (dlshq.org)
- Харихара - фотография резьбы из храма Хойсалешвара, Халебид (art-and-archaeology.com)