Харихара (поэт)
Харихара | |
---|---|
Рожденный | 12 век н.э. |
Умер | 12 или 13 век н.э. |
Род занятий | Поэт, Писатель |
Работает | Гириджа-Кальяна |
Заголовок | Утсава Кави |
Харихара (или Харисвара) ( каннада : ಹರಿಹರ ) был известным поэтом и писателем каннада XII века. Уроженец Халебиду современного Хасанского района , происходил из семьи бухгалтеров ( Карникас ). [1] и первоначально служил в этом качестве при дворе Хойсалы короля Нарасимхи I (годы правления 1152–1173 гг. Н. Э.). [2] Позже он переехал в Хампи и написал множество знаковых классических произведений. Среди его важных произведений Гириджакальяна , написанная размером чампу (смешанная проза и стих), считается одной из непреходящих классических произведений языка каннада . [3]
Известные произведения
[ редактировать ]Известные поэты и писатели каннада в империи Хойсала. (1100-1343 гг. н. э.) | |
Нагачандра | 1105 |
И | 1108 |
Раджадитья | 12-е. с |
Харихара | 1160–1200 |
Удаядитья | 1150 |
Вритта Виласа | 1160 |
Керея Падмараса | 1165 |
Немичандра | 1170 |
Суманобана | 1175 |
Рудрабхатта | 1180 |
торопиться | 1189 |
Палкурики Соманатха | 1195 |
Суджаноттамса (Боппана) | 1180 |
Жесткий лайк | 12 в. |
Девакави | 1200 |
Рагхаванка | 1200–1225 |
Бхандуварма | 1200 |
Балачандра Кави | 1204 |
Паршва Пандит | 1205 |
Будьте готовы | 1209 |
Жанна | 1209–1230 |
Пулигере Соманатха | 13 в. |
задыхаясь | 13 в. |
Чандрама | 13 в. |
Сомараджа | 1222 |
Гунаварма II | 1235 |
Полалваданданатха | 1224 |
Андайя | 1217–1235 |
Согласен | 1232 |
Модель поезда | 1245 |
Нарахаритиртха | 1281 |
Кумара Падмараса | 13 в. |
Махабала Кави | 1254 |
Царство | 1260 |
В глуши | 1275 |
Начираджа | 1300 |
Ратта Кави | 1300 |
Нагараджа | 1331 |
Известные поэты и писатели каннада в Королевстве Сеуна Ядава. | |
Камалабхава | 1180 |
Ачанна | 1198 |
Амугидева | 1220 |
Чаундараса | 1300 |
Отличная работа
[ редактировать ]Харихара, хотя и был одним из первых писателей Вирашайвы , не принадлежал к знаменитой литературной традиции Вачана . Он писал под покровительством короля Нарасимхи I. Он написал свой выдающийся опус « Гириджакальяна» («Брак богини, рожденной в горах») в традиции Калидаса , хотя и с использованием старого джайнского стиля чампу , с историей, ведущей к свадьбе Бога Шивы и его супруги Парвати , в десяти разделах. [1] [4] Харихара раскрывает свою способность повествования, описывая плач Рати по Каме , а также сильную любовь и преданность Парвати Шиве. [5] [6]
Хотя он известен своим выдающимся произведением , его поэтический талант нашел полное выражение в его лирических и повествовательных стихах- рагале . Именно Харихара популяризировал рагале (куплеты в белом стихе), размер, родной для языка каннада. [7] В отличие от нормы того времени, Харихара избегал прославления знаменитых смертных и продолжил джайнскую традицию «прославления духа» и «победы зла внутри себя». [8] Так против восхваления земных смертных был Харихара, легенда гласит, что он физически оскорбил своего протеже Рагхаванку за то, что он написал о царе Харишчандре в произведении Харишчандра Кавья (ок. 1200 г.). [9]
Другие поэтические произведения
[ редактировать ]Шиваганада рагале
Харихаре приписывают сборник из более чем ста стихотворений размером рагале , названный Намбиянана рагале (также называемый Шиваганада рагале или Сараначаритаманаса - « Святое озеро жизней преданных», ок. 1160 г.) в честь святого Намбияны. В этом сочинении, которое представляет собой восхваление 63 святых раннего шиваизма (преданности Богу Шиве), более поздних социальных реформаторов, таких как Басаванна , Аллама Прабху и Акка Махадеви , а также Бога Вирупакши (форма индуистского бога Шивы), Харихара выражал эмоции так, как могли немногие поэты. В этой статье упоминается тамильский эпос «Перияпуранам» . [1] [10] [11]
Басавараджадевара рагале
Еще одно важное письмо (хотя и частично доступное) в размере рагале — это рагале Басавараджадевара . Речь идет о жизни Басаванны, в которой подчеркивается сострадание главного героя к преданным бога Шивы. Эта работа представляет собой самую раннюю биографию Басаванны , из которой доступны 13 из 25 разделов, и она считается важной, поскольку автор был почти современником своего главного героя и задал направление будущим биографам. Таким образом, Харихара стал первым поэтическим биографом на языке каннада. [12] Харихара рассказывает интересные подробности жизни Басаванны, некоторые из которых противоречат общепринятым убеждениям. Автор, судя по всему, не знакомый лично со своим главным героем, смешал факты с некоторыми мифологическими деталями. В то время как популярная теория утверждает, что Басаванна покинул свое родное место из-за разногласий со своим отцом относительно брахманического ритуала инициации («церемония священного шнура»), в отчете Харихара говорится, что Басаванна рано потерял своих родителей и о нем заботилась бабушка. Позже он выбросил свою нить и уехал в Сангаму, указывая на то, что он уже прошел посвящение. [13] Что касается работы Басаванны при короле Биджале II , хотя популярная теория утверждает, что Басаванна сменил своего умершего дядю по материнской линии (на дочери которого он был женат) на посту казначея короля, согласно Харихаре, Басаванну представил королю действующий казначей Сидхдандадхиса. , которого он позже сменил на этом посту. [13]
Мудигея Аштака
Мудигея аштака (1200 г.) - важное стихотворение аштака (метр из восьми строк) Харихара. Легенда гласит, что однажды, когда Харихара поклонился в молитве своему Богу (Шиве), цветы «Рудракша» в его головном уборе ( мудиге ) упали на пол. Увидев это, собравшиеся там преданные высмеивали Харихару за то, что он носил головной убор. В ответ Харихара сочинил импровизированную аштаку в честь своего божества и включил вызывающую фразу: «Я положил мудиге на пол, позвольте мне посмотреть, кто сможет его поднять». [14]
Другие произведения
Другие работы Харихара включают Пушпа рагале , Маричанана рагале и Пампа сатака (написанные размером шатака , состоящим из 100 стихов), во славу бога Вирупакши из Хампи . [1] [2] [10] За свой поэтический талант он удостоился почетного звания «поэт изобилия» ( утсава кави ). [8]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Шастри (1955), стр. 361–362.
- ^ Перейти обратно: а б Камат (2001), с. 133
- ^ Нарасимхачарья (1988), с. 20
- ^ Нарасимхачарья, (1988), с. 20
- ^ Шива Пракаш (1997), с. 206
- ^ Нагарадж в Поллоке (2003), с. 362
- ^ Райс EP (1921), с. 59
- ^ Перейти обратно: а б Сахитья Академи (1988), с. 1181
- ^ Нагарадж в Поллоке (2003), с. 364
- ^ Перейти обратно: а б Шива Пракаш (1997), с. 205
- ^ Райс EP (1921), с. 60
- ^ Шива Пракаш (1997), с. 179
- ^ Перейти обратно: а б Сахитья Академи (1987), с. 404
- ^ Сахитья Академи (1987), с. 248
Ссылки
[ редактировать ]- Камат, Сурьянат У. (2001) [1980]. Краткая история Карнатаки: от доисторических времен до наших дней . Бангалор: Книги Юпитера. LCCN 80905179 .
- Нагарадж, Д.Р. (2003) [2003]. «Критическая напряженность в истории литературной культуры каннада». В Шелдоне И. Поллоке (ред.). Литературные культуры в истории: реконструкции из Южной Азии . Беркли и Лондон: Издательство Калифорнийского университета. стр. 323–383. ISBN 0-520-22821-9 .
- Нарасимхачарья, Р. (1988) [1934]. История литературы каннада . Майсур: Правительственная пресса. Перепечатано Asian Educational Services, Нью-Дели. ISBN 81-206-0303-6 .
- Райс, EP (1982) [1921]. История канарской литературы . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0063-0 .
- Шастри, К.А. Нилаканта (2002) [1955]. История Южной Индии от доисторических времен до падения Виджаянагара Нью-Дели: Индийское отделение, Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-560686-8 .
- Шива Пракаш, HS (1997). «Каннада». В Айяппапаникере (ред.). Средневековая индийская литература: Антология . Сахитья Академия. ISBN 81-260-0365-0 .
- Разное (1987) [1987]. Энциклопедия индийской литературы – том 1 . Сахитья Академия. ISBN 81-260-1803-8 .
- Разное (1988) [1988]. Энциклопедия индийской литературы – том 2 . Сахитья Академия. ISBN 81-260-1194-7 .
- Разное (1992) [1996]. Энциклопедия индийской литературы – том 5 . Сахитья Академия. ISBN 81-260-1221-8 .