Паттадакал
Паттадакаллу | |
Храмы Паттадакала | |
Расположение | Район Багалкот , Карнатака , Индия |
---|---|
Координаты | 15 ° 57'05 "N 75 ° 48'53" E / 15,95139 ° N 75,81472 ° E |
Тип | Культурный |
Критерии | III, IV |
Назначен | 1987 (11-я сессия ) |
Справочный номер. | 239 |
Область | Азиатско-Тихоокеанский регион |
Паттадакал , также называемый Рактапура , представляет собой комплекс индуистских и джайнских храмов VII и VIII веков нашей эры в северной Карнатаке , Индия . расположен на западном берегу реки Малапрабха в районе Багалкот . Этот ЮНЕСКО объект Всемирного наследия [1] [2] находится в 23 км (14 миль) от Бадами и примерно в 9,7 км (6 миль) от Айхоле , оба из которых являются исторически значимыми центрами памятников Чалукья . [3] [4] Памятник является охраняемым объектом в соответствии с индийским законодательством и находится в ведении Археологической службы Индии (ASI). [5]
ЮНЕСКО описала Паттадакал как «гармоничную смесь архитектурных форм северной и южной Индии» и иллюстрацию «эклектического искусства» на пике его развития. [2] Индуистские храмы обычно посвящены Шиве элементы теологии и легенд вайшнавизма и шактизма , но также присутствуют . Фризы в индуистских храмах отображают различные ведические и пуранические концепции, изображают истории из Рамаяны , Махабхараты , Бхагавата-пураны , а также элементы других индуистских текстов, таких как Панчатантра и Киратарджуния . [2] [6] Джайнский храм посвящен только одному Джину. [7] Самые сложные храмы со сложными фризами и сочетанием северного и южного стилей находятся в храмах Папанатха и Вирупакша. [8] [9] Храм Вирупакши — действующий дом индуистского поклонения. [10]
Река Маллапрабха, приток реки Кришна, протекающая через долину, окруженную горами и равнинами, имеет большое значение и место в этой истории южной Индии. Эта река берет свое начало в Канакумби, район Белагави, в районе западных Гат и течет в восточном направлении. Всего за один километр (0,62 мили) до достижения Паттадакала он начинает течь с юга на север. Согласно индуистской традиции, река, текущая в северном направлении, также называется Уттарвахини Ганга .
Расположение
[ редактировать ]Памятники Паттадакал расположены в индийском штате Карнатака , в 265 километрах , примерно в 165 километрах (103 миль) к юго-востоку от Белгаума (165 миль) к северо-востоку от Гоа , в 14 милях (23 км) от Бадами , по шоссе SH14 штата Карнатака и примерно Расположен в 6 милях (9,7 км) от Айхоле , среди песчаниковых гор и долины реки Малапрабха. сохранилось более 150 индуистских, джайнских и буддийских памятников, а также археологические находки, датируемые 4-10 веками нашей эры, а также доисторические дольмены и наскальные рисунки. Всего на территории Паттадакал-Бадами-Айхоле [11] [12]
Аэропорты рядом с Паттадакалом
- Самбра Аэропорт Белгаум (код IATA: IXG), расположенный в 3 часах езды на запад, выполняет ежедневные рейсы в Мумбаи , Бангалор и Ченнаи . [13] [14]
- Аэропорт Хуббалли также находится в 3 часах езды от Паттадкала. Аэропорт Хуббалли имеет хорошее сообщение с Бангалором, Мумбаи, Ченнаи, Кочи, Дели.
Добраться до объекта можно также на поезде Индийских железных дорог, который останавливается в Бадами на линии Хуббалли-Солапур. [3]

История
[ редактировать ]Паттадакал («Камень коронации») считался святым местом, поскольку находился там, где река Малапрабха поворачивала на север в сторону Гималаев и горы Кайлаша ( уттара-вахини ). Как следует из названия, он использовался во времена династии Чалукья для церемоний коронации, таких как коронация Винаядити в 7 веке нашей эры. [3] [4] Другими названиями, под которыми это место было известно, были Кисуволал, что означает «долина красной почвы», Рактапура, что означает «город красного цвета», и Паттада-Кисуволал, что означает «долина красной почвы для коронации». [3] [15] [16] Это место, как утверждает Археологическая служба Индии, упоминается в текстах Шривиджая и упоминается Птолемеем как «Петиргал» в его « Географии » . [3]
Ранними правителями Чалукьи в V-VI веках были вайшнавы (сообщество, которое верит и возносит молитвы Господу Вишну, последователи вайшнавизма), а затем превратились в шиваитов (сообщество, которое верит и возносит молитвы Господу Шиве, и последователи Шиваизм). Следовательно, храмы внутри и вокруг этого комплекса посвящены Господу Шиве.
Паттадакал стал, наряду с близлежащими Айхоле и Бадами, крупным культурным центром и религиозным центром инноваций в архитектуре и экспериментирования идей. [3] Правление Империи Гуптов в V веке привело к периоду политической стабильности, во время которого Айхоле стал центром научных исследований. Эксперименты в архитектуре распространились и на Бадами в течение следующих двух столетий. Эта культура обучения охватила Паттадакал в 7 веке и стала связующим звеном, где сливались идеи северной и южной Индии. [3] [17] Именно в этот последний период империя Чалукья построила многие храмы в регионе Айхоле-Бадами-Паттадакал. [1] [18]
После падения Империи Чалукья этот регион был аннексирован королевством Раштракута , которое правило регионом до 10 века. В 11 и 12 веках регион находился под властью Поздних Чалукья ( Империя Западная Чалукья , Чалукья Кальяни), ответвления Империи Ранней Чалукья. [19] [20] Хотя этот район не был столичным регионом и не находился вблизи него, многочисленные источники, такие как надписи, тексты того времени и архитектурный стиль, указывают на то, что с 9 по 12 века продолжали строиться новые индуистские, джайнские и буддийские храмы и монастыри. в районе Паттадакал. Историк Джордж Мичелл объясняет это наличием значительной численности населения и его растущим богатством. [19]
В начале 14 века Паттадакал, долина Малапрабха, а также большая часть региона Декан подвергались набегам и грабежам со стороны армий Делийского султаната , которые опустошили регион. [19] [21] Этот период закончился с возвышением Виджаянагарской империи . Он отвечал за строительство фортов для защиты памятников, о чем свидетельствуют надписи в форте в Бадами . Паттадакал был частью приграничного региона, ставшего свидетелем войн между Виджаянагарой и султанатами на севере. После распада империи Виджаянагара в 1565 году Паттадакал был аннексирован султанатом Биджапур, которым управляла династия Адил Шахи . [19] В конце 17 века Империя Великих Моголов под руководством Аурангзеба получила контроль над Паттадакалом у султаната. После распада Империи Великих Моголов Паттадакал перешёл под контроль Империи Маратхов. Позже он снова перешел из рук в руки, когда Хайдер Али и Типу Султан вырвали контроль над ним в конце 18 века, но потеряли его, когда британцы победили Типу Султана и аннексировали регион. [19]
Памятники в Паттадакале являются свидетельством существования и истории взаимодействия ранних северных и южных стилей индуистского искусства. [22] По словам Т. Ричарда Блёртона, история храмового искусства в северной Индии неясна, поскольку этот регион неоднократно подвергался разграблению захватчиками из Центральной Азии, особенно во время мусульманских вторжений, начиная с 11 века. Последующая «война значительно сократила количество сохранившихся экземпляров». Памятники Паттадакала, построенные в VII и VIII веках, являются одними из самых ранних сохранившихся примеров этого раннего религиозного искусства и идей. [22] [23]
Доисторические памятники
Основываясь на некоторых недавних открытиях археолога и доисторика профессора Рави Корисеттара, опубликованных для Национального института передовых исследований Индии, ремесленники раннего Чалукья не были первыми, кто построил памятники в долине Малапрабха. В Бачиннагудде, всего в паре километров к западу от Паттадакаллу, вдоль дороги, ведущей в Бадами, находится грубоватый памятник, предположительно относящийся к железному веку (приблизительно 1200–500 гг. до н. э.). Этот памятник, называемый дольменом, принадлежит к классу сооружений, называемых мегалитами, которые возводились по всей южной Индии, главным образом, в железный век и последующий ранний исторический период. [24] [25]
Описание
[ редактировать ]Макет сайта
[ редактировать ]В Паттадакале есть десять крупных храмов, девять индуистских и один джайнский, а также множество небольших святилищ и постаментов . Восемь главных храмов сгруппированы вместе: девятый примерно в полукилометре к югу от этого кластера, а десятый, джайнский храм, расположен примерно в километре к западу от основного кластера. Все индуистские храмы соединены пешеходной дорожкой, а к джайнскому храму имеется подъездная дорога. [3]
Стиль
[ редактировать ]Памятники Паттадакала отражают слияние двух основных индийских архитектурных стилей: одного из северной Индии (Рекха-Нагара-Прасада), а другого из южной Индии (Дравида-Вимана). Четыре храма были построены в стиле Чалукья- Дравида , четыре — в Нагара стиле Северной Индии , а храм Папанатха представляет собой сплав этих двух храмов. Все девять индуистских храмов посвящены Шиве и расположены на берегах реки Малапрабха. Самый старый из этих храмов — Сангамешвара, построенный во времена правления Виджаядитьи Сатьяшрайи, между 697 и 733 годами нашей эры. Самый большой из этих храмов в Паттадакале — храм Вирупакша , построенный между 740 и 745 годами нашей эры. [3]
Последним храмом, построенным в Группе памятников, является джайнский храм, известный в местном масштабе как храм Джайн Нараяна, который, вероятно, был построен в 9 веке во время правления Кришны II из Раштракутаса . [1] Его стиль повторяет стиль храма Кайласанатха в Канчипураме. [1] [26]
Храмовые конструкции были построены с использованием песчаника, в изобилии найденного в Паттадаккале. Некоторые скульптуры вырезаны из полированного черного гранита .
Храм Кадасиддхешвара
[ редактировать ]
Относительно небольшой храм, Археологическая служба Индии датирует его примерно серединой VII века нашей эры. [27] но Джордж Мичелл датирует это началом 8 века. [28] Храм обращен на восток и построен вокруг квадратной гарбха-грихи (святилища). [27] находится лингам На питхе (платформе) ; Вокруг центра крестца находится мантапа. Большая часть храма подверглась эрозии или была повреждена в последующие столетия. Шикхара . (шпиль) представляет собой северный стиль Нагара (Реханагара) с выступом суканаса на востоке У суканасы есть поврежденный Натараджа в сопровождении Парвати. [27]
На внешних стенах святилища Када Сиддхешвара изображены изображения Ардханаришвары (наполовину Шива, наполовину Парвати) на севере, Харихара (наполовину Шива, наполовину Вишну) на западе и Лакулиша на юге. [27] [28] На перемычке у входа в святилище установлены Шива и Парвати, окруженные Брахмой и Вишну с обеих сторон. Ступеньки у входа в святилище окружены речными богинями Гангой и Ямуной со служителями. [27]
Храм Джамбулингешвара
[ редактировать ]
Другой небольшой храм, храм Джамбулингешвара, также называемый храмом Джамбулинга, по разным оценкам ASI и Мичелла, был построен между серединой 7-го и началом 8-го века соответственно. [29] [28] Храм построен вокруг квадратной гарбха-грихи (святилища), [27] внешние стены которого украшены сложной девакоштой ( нишами с перемычками , украшенными рамами с хамсой и мифическими макарами). Внутри рамок находятся изображения Вишну на севере, Сурьи (бога Солнца) на западе и Лакулишы на юге. [29] Храм также экспериментирует с идеей проецирования суканасы из шихары впереди над мандапой. Храм по-прежнему обращен на восток, приветствуя восход солнца. На Нанди также имеется приподнятая платформа, которая находится в руинах, а на изображении Нанди наблюдаются признаки эрозии. [29] [28] Лучше сохранился танцующий Шива Натараджа с Парвати и Нанди рядом с ним на фронтальной арке суканаса. [28]
Стиль храма — северная рекаха-нагара с криволинейным профилем квадратов, уменьшающихся по мере подъема к небу. Однако амалака . и калаша северного стиля повреждены и не стоят на месте Вход в мандапу Джамбулингешвара украшен тремя шакхами, у каждой из которых под капителями расположены пурнакумбхи. Лебединый фриз покрывает проход со слабыми остатками резных изображений лебедей, кут и салас. [29]
Храм Галаганатхи
[ редактировать ]Храм Галаганатха расположен к востоку от храма Джамбулингешвара. В отличие от двух предыдущих храмов, по оценкам ASI, этот храм был построен в середине 8-го века. [29] тогда как Мичелл утверждает, что это, вероятно, относится к концу 7 века. [30] Храм построен в северном стиле рекха-нагара с лингамом и вестибюлем (антарала) внутри храмового святилища (гарбха гриха). Снаружи храма сидит Нанди, обращенный лицом к святилищу. [29]
В святилище есть крытая обходная тропа ( прадакшина патха ), что указывает на то, что эта индуистская традиция прочно утвердилась к 7-8 векам. В этом храме существуют различные мандапы, такие как общественный или общественный зал ( сабха мантапа ), используемый для церемониальных функций, и мукха мантапа , от которого остался только фундамент. [29] [30] Вход в мантапу окружен речными богинями Гангой и Ямуной. [30]
Храм Галагатхи по большей части находится в руинах, за исключением южной части, на которой находится резная плита, изображающая восьмирукого Шиву, убивающего демона Андхаку, при этом он носит гирлянду из черепов в качестве яджнопавиты (священной нити на груди). [29] [30]
По словам Мичелла, храм Галаганатха примечателен тем, что является почти точной копией храма Сварга Брахмы в Алампуре в Андхра-Прадеше , храма, датируемого 689 годом нашей эры. Учитывая, что и Алампур, и Паттадакал были частью королевства Бадами Чалукья, обмен идеями вполне вероятен. [30] Цоколь восточной лепнины примечателен изображением фризов басен Панчатантры , таких как басня о озорной обезьянке и басня о двуглавой птице. [29]
Храм Чандрашекхара
[ редактировать ]
Храм Чандрашекхара — небольшой храм без башни, обращенный на восток. Он расположен на южной стороне храма Галаганатхи. [31] Мичелл датировал этот храм концом 9 или началом 10 века. [31] тогда как ASI датирует его серединой 8 века. [32]
В храме есть гарбха-гриха с шива-лингамом и закрытый зал; Нанди сидит на платформе на востоке лицом к лингаму. [31] Он расположен на пространстве длиной 33,33 фута и шириной 17,33 фута на адхиштхане (платформе, основанной на определенных правилах дизайна в индуистских текстах). [32] Детальные пилястры, но лишенные орнамента, украшают внешние стены храма. [31] есть девакостха В стенах по обе стороны святилища храма Чандрашекхара (ниша). В храме нет перемычки, но есть дварапала с каждой стороны входа (страж); дверные коробки украшены резьбой шаха . [32]
Храм Сангамешвара
[ редактировать ]Храм Сангамешвара, также называемый храмом Виджаешвара, представляет собой большой храм в стиле Дравида, обращенный на восток, расположенный на южной стороне храма Чандрашекхара. [31] Надписи в храме и другие свидетельства датируют его периодом между 720 и 733 годами нашей эры. Смерть его короля-покровителя Виджаядитьи в 734 году н.э. привела к тому, что храм остался незавершенным, хотя в последующие века работы продолжались с перерывами. [33] [34] Во время правления Бадами Чалукья, между 543 и 757 годами нашей эры, были построены другие важные храмы Сангамешвары, например, храм в КуДавелли; в наше время этот храм был перенесен в Алампур после обширных реставрационных работ. [35] В надписях, найденных в этом и других храмах, упоминаются имена спонсоров разных веков, в том числе имена индуистских королев, что позволяет предположить, что они активно поддерживали храмовую архитектуру и искусство. [36] [37]

Хотя храм не является самым большим среди храмов в Паттадакале, он, тем не менее, имеет внушительные размеры. [33] Храм имеет квадратную планировку, [38] со святилищем, выходящим на восток. Святилище, окруженное крытой прадакшина патхой (обходной тропой), освещенной тремя резными окнами. Внутри святилища находится Шива-лингам. Перед святилищем находится вестибюль, окруженный с каждой стороны меньшими святынями. В этих святилищах когда-то находились резные изображения Ганеши и Дурги, но с тех пор эти изображения пропали. [33] Дальше к востоку от зала находится сидящий Нанди. За вестибюлем находится мандапа, внутри которой расположены шестнадцать массивных колонн, установленных группами по четыре, которые, возможно, были добавлены после завершения строительства храма. [33] [34]
Надстройка вимана над храмом и внешние стены храма хорошо сохранились. [33] Вимана представляет собой двухъярусное сооружение, увенчанное квадратной кута-сихарой и калашей . Стены храма содержат множество девакостх (ниш), на которых вырезаны изображения Вишну и Шивы, некоторые из которых находятся на разных стадиях завершения. [34] Храм построен на приподнятом лепном основании с декоративными фризами с изображением слонов, мифических существ яли и макара. [33] Над капотой (карнизом) расположены детальные фризы с изображением гана (игривых карликов), которые изображены так, будто изо всех сил пытаются удержать вес храмовой конструкции. На парапете изображены хара (различные виды веревок в текстах индуистских храмов) различных стилей, включая карнакуты (квадратные) и саласы (продолговатые), которые перетекают в рисунок под ними и украшены куду . [34] [33]
Темы шиваизма, вайшнавизма и шактизма представлены в резьбе храма. Иконография Шайвы включает танцующего Натараджу, Ардханаришвару (наполовину Шиву, наполовину Парвати как неотъемлемые половинки друг друга), Шиву с Бхринги, Шиву, пронзающего демона Андхаку, и йогина Лакулишу. Иконография вайшнавов включает аватары Вишну, такие как Вараха, поднимающая богиню земли (Бхудеви). [33]
Раскопки фундамента разрушенного зала, проведенные в 1969 и 1971 годах, выявили археологически значимое открытие кирпичного храмового сооружения под залом. Это открытие привело к предположению, что Сангамешвара была построена на месте более старого храма, возможно, датируемого III веком нашей эры. [39]
Храм Каши Вишванатха
[ редактировать ]
Храм Каши Вишванатха, также известный как Кашивишвешвара, является еще одним из небольших храмов в Паттадакале. Храм по разным причинам датируется концом 7 века, началом 8 века или серединой 8 века. [40] [41] [42]
Как и в других храмах, сердцем храма Каши Вишванатха является квадратная гарбха гриха (святилище), в которой находится лингам. К востоку от гарбха-грихи находится лепная платформа Нанди-мантапы с изображением сидящего Нанди. В храме также есть пранала , каменное сооружение, используемое для слива воды, используемой во время религиозных мероприятий, и антарала , или фойе, соединяющееся с мантапой с разрушенным входным крыльцом. Речные богини Ганга и Ямуна до сих пор видны у входа в мантапу. [42] [40] Храм расположен на приподнятой платформе с пятью слоями лепнины, украшенной резными изображениями лошадей, слонов, львов, павлинов и цветочными узорами виноградной лозы VIII века. Поверхности стен имеют пары пилястр, поддерживающих арки в стиле чайтья. [42] [40] изображены Шайва дварапала (хранитель). На входной двери с каждой стороны [42]
Скульптуры Ардханаришвары (полуШива-полуПарвати) и Лакулиши высечены на северной стене храма-мантапы, но они были повреждены и испорчены. [40] Капота ; (карниз) украшена мотивами и вырезана ганами (игривыми карликами), несущими гирлянды в скобках показаны летающие пары и киртимуха . [42] [40]
Надстройка, демонстрирующая хорошо развитый североиндийский стиль Рекха-Нагара, представляет собой поднимающуюся пятиступенчатую проекцию центрированных квадратов со сложным узором из переплетающихся гавакш . [40] но амалака и калаша теперь отсутствуют. [42] Суканаса . , установленная на шпиле перед храмом, представляет собой танцующую Уму-Махешвару (Парвати-Шиву), установленную внутри арки чайтьи [42] [40]
Внутри храма расположены колонны и пилястры, украшенные замысловатой резьбой с фризами, изображающими Бхагавата-пурану (вайшнавизм), Шива-пурану (шиваизм) и Рамаяну . На одном фризе изображен демон Равана, поднимающий гору Кайлашу , другие показывают игривые шалости Кришны , а другой повествует о Кальянсундармурти (браке Шивы и Парвати). [42] [40] На одном рельефе, в частности, изображен Шива, выходящий из цилиндрического лингама. [40] На потолке мандапы вырезаны изображения Шивы, Нанди и Парвати, держащих Картикею. Это изображение концентрически окружено ашта-дикпалами (восемь стражей направлений). [42] [40]
Храм Трайлокешвара
[ редактировать ]Храм Триллокешвара — это храм Шивы середины 8-го века, спонсируемый королевой Трайлокьямахадеви. [43] Он расположен к югу от храма Каши Вишванатха, к юго-западу от храма Сангамешвара и в непосредственной близости от Вирупакши. [44] Храм был построен примерно в то же время, что и храм Вирупакша, имеет аналогичный дизайн и планировку, но несколько меньше по размеру и имеет несколько важных отличий. [45]
Храм отражает полностью развитую архитектуру южноиндийского стиля вимана. Его гарбха грия (святилище) имеет Шива-лингам и имеет обходной путь ( прадакшина патха ). Перед святилищем находится прихожая ( антарала ) с небольшими святилищами Дурги, когда Махишасурамардини убивает демона-буйвола, и еще одним святилищем Ганеши с каждой стороны, оба в настоящее время пусты. Нанди-мантапа находится в храме, обращенном к святилищу. [43] Доступ в святилище осуществляется через сабха-мантапу (общественный зал) с колоннами, входными крыльцами, ограждениями ( пракара ) и воротами ( пратоли ). [43]

Храм, хотя и похож на храм Вирупакши, экспериментирует с новыми архитектурными идеями, что делает его особенным. [46] Изображение танцующего Шивы в образе Натараджи в храме Малликарджуна установлено в неглубокой арке суканасы . Другой пример: на самом верхнем этаже надстройки шикара этого храма отсутствуют элементы хара (нити), а его крыша имеет полусферическую форму в отличие от квадратной крыши храма Вирупакша. [43] [46]
Во всем храме широко распространено использование резьбы по камню для рассказывания историй. Легенды индуистских эпосов и Пуран изображены на колоннах храма в зале общины. Эти истории охватывают все основные традиции индуизма, включая шиваизм, вайшнавизм и шактизм. [45] Раса-лила Кришны, истории которой можно найти в « Бхагавата-пуране» , изображена на фризах, как и индуистские басни из « Панчатантры» . [45] [47] Как и в других индуистских храмах, на фризах храма Малликарджуна изображены сцены камы и митхуны, изображающие влюбленные пары. В других местах артхи , такие как рабочий, идущий со слоном, несущим бревно, и одинокие женщины с разными эмоциональными выражениями; на камне высечены сцены [43] [45] одна из этих женщин носит музыкальный инструмент 8-го века. [46]
Храм Вирупакши
[ редактировать ]Храм Вирупакши, расположенный к югу от храма Малликарджуна, является самым большим и сложным из памятников Паттадакала. [48] В надписях он упоминается как «Шри Локешвара Махасила Прасад» в честь его спонсора, царицы Локмахадеви, и датируется примерно 740 годом нашей эры. [10] Он был построен после успешных военных кампаний короля Викрамадитьи II против Паллавов (4-9 вв. н.э.), и в надписи упоминается дар Королевы «музыкантам храма», а также раскрывается личность главного архитектора «Гунда Аниваритачарья». «архитектору и воздав ему честь периджереппу патта королем Викрамадитьей-II. [25] [49] [48] [50] Храм примечателен своим размахом и качеством строительства, отражающим хорошо развитый дравидийский архитектурный стиль, а также вписанными именами художников под панелями, над которыми они работали. [10] [51] [52]
Как и другие храмы в Паттадакале, храм Вирупакши был построен лицом на восток с центром вокруг квадратной гарбха-грихи (святилища) с Шива-лингамом, окруженным крытой обходной тропой ( прадакшина патха ). Перед святилищем находится антарала с двумя небольшими святилищами, внутри которых обращены изображения Ганеши и Парвати в ее аспекте Дурги в образе Махишасурамардини, убивающего демона-буйвола. [10] [51] Внешний павильон Нанди выровнен по оси восток-запад, как и мантапа и прихожая. [53] Площадка храма образует прямоугольник, состоящий из сросшихся квадратов, ограниченных стенами, украшенными резьбой. [51] На территории комплекса находятся небольшие святыни, которых когда-то было 32, судя по планировке фундамента, но с тех пор большинство из них были утеряны. Вход ведет к мантапе с 18 колоннами (4-5-проходы-5-4, с набором 4x4, образующим внутреннюю мантапу, и двумя, ведущими в пространство даршана ). [51]

Башня над святилищем представляет собой трехэтажное пирамидальное сооружение, каждый этаж которого украшен мотивами, отражающими мотивы святилища внизу. Однако для ясности композиции мастера упростили темы в выступах пилястр и сложной резьбе. [54] Третий этаж является самым простым, имеет только парапетные куты , крышу-куту, каждая грань которой украшена кудусом - структурой, распространенной в позднейших дравидийских архитектурных индуистских храмах. Горшок, похожий на калашу, который можно встретить на фестивалях, общественных церемониях и личных ритуалах, таких как свадьбы, венчает храм. Верх этого горшка находится на высоте 17,5 метров (57 футов) над тротуаром храма, что является самым высоким показателем для любого южноиндийского храма до IX века. [54] Суканаса . на башне большая, превышает половину высоты надстройки, что облегчает видимость на расстоянии [55]
Стены святилища, а также близлежащего помещения мантапа украшены сложной резьбой.На этих резных фигурках изображены божества шиваизма, вайшнавизма и шактизма, а также такие темы, как Нарасимха и Вараха (вайшавизм), Бхайрава и Натараджа (шиваизм), Харихара (половина Шива-половина Вишну), Лакулиса (шиваизм), Брахма, Дурга, Сарасвати, Лакшми и другие. [10] [56] [57] По словам Джорджа Мичелла, резьба на стенах и крыльце храма Вирупакша является «средством создания разнообразных скульптурных композиций, которые, безусловно, являются самыми многочисленными из всех памятников раннего Чалукья». [58] Помимо индуистских богов и богинь, на многочисленных панно изображены люди либо как пары, ухаживающие и митхуны, либо как отдельные личности, носящие украшения или несущие рабочие инструменты. [59]

В храме есть множество фризов, охватывающих самые разные темы, такие как, например, борьба двух мужчин, риши с Вишну, риши с Шивой, Вишну, спасающий слона Гаджендры, пойманного крокодилом в пруду с лотосами, сцены отшельников и садху, сидящие в медитативном состоянии. поза йоги. Ведические божества, такие как Сурья, едущий на колеснице с Аруной, Индра на слоне и другие, высечены в камне. [60] На некоторых изображены сцены из Рамаяны , например, Хануман сидит на высоком стуле, сделанном из его собственного волшебного хвоста и выше высоты трона Раваны, золотой олень, Хануман, Сугрива, Вали, Равана и птица Джатаю, похищение Ситы. , борьба Рамы и Лакшмана. На других фризах изображены сцены из «Махабхараты», Васудева, заключенный в тюрьму Камсой, и рождение Шри Кришны, игривая история жизни Кришны в « Бхагавата-пуране» и « Харивамсе» , а также басни из « Панчатантры» и других индуистских текстов. [61] [62] [63]
В храме есть исторически значимые надписи, которые дают представление об обществе и культуре Индии 8-го века. Например, в одной надписи упоминается грант королевы «музыкантам храма». [59]
Знаменитый храм Кайлаша в пещерах Эллора был смоделирован по образцу этого храма, хотя сам храм Вирупакша был смоделирован по образцу храма Кайласанатха в Канчипураме . [10] [64]
Храм Папанатхи
[ редактировать ]Храм Папанатхи расположен отдельно от основной группы из восьми памятников. Он находится примерно в полукилометре к югу от Вирупакши и датируется концом периода правления раннего Чалукья, примерно серединой 8 века. [65] [66] Храм известен своей новой смесью стилей индуистских храмов Дравида и Нагара. [66] [67]
Необычная планировка храма, возможно, связана с его строительством, которое происходило в три этапа, но эпиграфических свидетельств, подтверждающих эту гипотезу, недостаточно. Его архитектурные и скульптурные детали действительно демонстрируют последовательную и единую тему, что свидетельствует о плане. Храм длиннее и включает в себя две соединенные между собой мантапы: одну с 16 колоннами, а другую с 4 колоннами. [68] Декорации, парапеты и некоторые части планировки выполнены в стиле дравида, а башня и ниши с пилястрами — в стиле нагара. [68]
Как и другие храмы, храм Папанатхи обращен на восток, в сторону восхода солнца, и в его гарбха-грие (святилище) есть Шива-лингам, за исключением отсутствия Нанди-мандапы. находится изображение Нанди . Вместо этого в сабха-мантапе, обращенной к святилищу, [65] [66] Стены храма примечательны резными божествами и темами шиваизма и вайшнавизма; Дурга изображена в одной из ниш. На стенах выставлены замысловатые резные панели, изображающие такие легенды, как Рамаяна и отрывки из Киратарджунии . [65] [66]
Центр потолка украшен искусным изображением Шивы Натараджи , а на других потолочных плитах изображен Вишну; на одной панели он изображен в лежащей позе Анантасаяны. [69] Снаружи, в мандапах, изображены одинокие женщины и пары в процессе ухаживания и на разных стадиях митхуны . На многих панно изображены музыканты с разными типами музыкальных инструментов. [65] [66]
Храм Джайн Нараяна
[ редактировать ]Джайнский храм в Паттадакале был построен в 9 веке, возможно, при финансовой поддержке короля Раштракуты Кришны II или Кальяни Чалукья . В отличие от других девяти храмов, в храме Нараяны отсутствуют индуистские божества и замысловатые панели остальных девяти, но вместо этого есть статуя Джины, вырезанная на карнизе капота с северной стороны . [70] [7]
Как и в индуистских храмах, в этом храме также есть квадратное святилище, обходной путь, прихожая, мантапа и крыльцо. Мантапа . разделена на семь отсеков у северной и южной стен с узкими нишами, в которых сидят джины Ниши выполнены в североиндийском стиле, а на этаже башни есть резная квадратная шихара. [70]
Мантапа имеет ряд колонн из песчаника, выточенных на токарном станке. Какшасана . украшена фигурами танцоров, пурна-гхата, нидхи, вьял, но некоторые произведения искусства завершены лишь частично На входе вырезаны изображения туловища слона с всадниками в натуральную величину. [70] [7] По словам Адама Харди , в нишах этой мантапы джайнского храма ранее могли быть изображения. [71]
Археологическая служба Индии провела на этом месте раскопки, которые выявили доказательства существования более древнего храма и присутствия джайнов. По данным ASI, в ходе раскопок были обнаружены «остатки большого храмового комплекса, построенного из кирпича, а также красивая скульптура Тиртханкары, стоящая в сама-бханге, что указывает на существование храма, вероятно, принадлежавшего до или в начале раннего правления Чалукья». . [70]
Другие памятники и надписи
[ редактировать ]Ряд надписей на старом языке каннада был найден в Паттадакале, особенно в храмах Вирупакша, Сангамешвара и Папанатха. Эти надписи являются важным источником информации о грантах, предоставленных царями Викрамадитьей и Виджаядитьей, различными царицами и другими на строительство и эксплуатацию храма. [72] [73] Они также предоставили ценную информацию об эволюции различных письменных индийских письменностей. Например, одна конкретная колонна 8-го века написана двумя санскритскими письмами: северным индийским письмом Сиддхаматрика. [примечание 1] и южноиндийское письмо каннада. [75]

Другие известные памятники в Паттадакале включают монолитную каменную колонну с многочисленными надписями, храм Наганатхи, храм Махакутешвары, на котором также есть многочисленные надписи, а также несколько небольших святилищ, посвященных Шиве. Рядом с храмами Вирупакша, Сангамешвара и Малликарджуна находится каменный столб Шайвы с эмблемой трезубца. На столбе есть надписи, в которых говорится, что он был установлен Джняной Шивачарьей из Мригатаникахары, расположенной на северном берегу Ганги, и что он подарил Виджаешваре участок земли. [ нужна ссылка ]
В 2008 году Упиндер Сингх написал, что С. Венкатешая, старший археолог ASI, обнаружил карьер, откуда были добыты камни, примерно в 5 километрах от Паттадакала. Сайт примечателен эскизами Шивы, Нанди, Дурги, Ганеши, трезубца, павлина, свастики, символов и надписей. Некоторые из них могут быть эмблемами гильдий ( сангхата ), которые добывали и поставляли камни для храмов. [76]
Значение
[ редактировать ]По словам историка искусства Кэтлин Каммингс, памятники в Паттадакале являются исторически значимым примером религии, общества и культуры, особенно индуистской и джайнской, в регионе Декан и являются выражением индуистской королевской власти и религиозного мировоззрения Индии 8-го века. Она пишет, что ремесленники выражают противоречивые концепции Дхармы (долга, добродетели, праведности) и Мокши (освобождения) в индуистской теологии, особенно в пашупатском шиваизме. Более того, она утверждает, что значение заключается не только в отдельных изображениях, но также в их относительном расположении и последовательности, а также в том, как они выражают историческое напряжение в индуистской религиозной традиции между величественной жизнью домохозяина и жизнью монаха-отшельника. [77]
Выражение Дхармы, особенно раджа-дхармы (царской власти и долга), примером которой является Рама и Мокша, можно увидеть во всех храмах Паттадакала. Первый изображен на различных фризах на примерах из истории жизни Рамы из «Рамаяны», второй выражен образами Лакулишы, Натараджи, Йоги и многочисленных аскетов. [78] Другой образ, который особенно распространен в Паттадакале, — это образ между Пурушей и Пракрити , душой и материей, мужским и женским. [79]
Храмы в Паттадакале символизируют склонность Чалукья к интеграции и экспериментам, приводящим к слиянию архитектурных стилей Северной и Южной Индии. Это особенно очевидно, если рассматривать архитектуру Паттадакала, Айхоле и Бадами вместе. Айхоле в V веке служил инкубатором концепций, которые привели к интеграции стилей. Эти концепции получили дальнейшее развитие в Бадами в VI и VII веках. Кульминацией этого является, по определению ЮНЕСКО, «апогей эклектичного искусства, которое в VII и VIII веках достигло гармоничного сочетания архитектурных форм севера и юга Индии». [2] [80]
Музыка и искусство раннего средневековья
[ редактировать ]Среди скульптур в Паттадакале есть одна лютня с длинной шеей (похожая на ситар), датируемая 10 веком. На сайте также представлены фризы с изображением более традиционных музыкальных инструментов, но лютня с длинной шеей предполагает, что существовала традиция, когда музыканты изобретали новые конструкции инструментов. Другим примером являются цитры VII века, найденные вырезанными на барельефе в Махабалипураме в Тамилнаду . [81]
См. также
[ редактировать ]- Айхол
- Группа храмов Алампур , Телангана
- Пещерные храмы Бадами
- Пещеры Эллоры
- Гаджендрагад
- Лаккунди
- Список памятников, охраняемых государством, в Карнатаке
- Храм Махадевы (Итаги)
- Группа храмов Махакута
- Группа памятников Сирпур
- Готов
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Объекты всемирного наследия – Паттадакал» . Археологическая служба Индии . Проверено 21 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Группа памятников в Паттадакале , ЮНЕСКО; См. также Консультативный орган по оценке (ИКОМОС), ЮНЕСКО.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Объекты всемирного наследия - Паттадакал - Подробнее , Археологическая служба Индии, Правительство Индии (2012 г.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мичелл 2017 , стр. 12–19, 110–114.
- ^ Объекты всемирного наследия - Паттадакал; Группа памятников в Паттадакале (1987 г.) , Карнатака; ASI, Правительство Индии
- ^ Мичелл 2017 , стр. 110–131.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мичелл 2017 , с. 136.
- ^ Кэтлин Каммингс, 2014 , стр. 1–7.
- ^ Губы 1967 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Храм Вирупакши. Архивировано 1 ноября 2017 г. в Wayback Machine , ASI India (2011 г.).
- ^ Мичелл 2017 , стр. 12–41.
- ^ Гэри Тарр (1970), Хронология и развитие пещерных храмов Чаукья , Ars Orientalis, Смитсоновский институт и факультет истории искусства, Мичиганский университет, Том. 8, стр. 155-184.
- ^ Аэропорт Белгаум [ постоянная мертвая ссылка ] AAI, правительство Индии; Официальный сайт. Архивировано 1 октября 2017 года в Wayback Machine , Белгаум.
- ↑ Новое здание терминала в аэропорту Белагави , The Hindu (30 сентября 2017 г.)
- ^ «Паттадакал» . Национальный центр информатики. Архивировано из оригинала 11 сентября 2004 года . Проверено 21 июня 2016 г.
- ^ Джордж Мичелл 2002 , стр. 2–7.
- ^ Мичелл 2017 , стр. 12–19, 110–124.
- ^ «Вырезанный на вечность – Паттадакал» . Индус . 6 апреля 2013 года . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Мичелл 2017 , стр. 19–20.
- ^ Герман Кульке; Дитмар Ротермунд (1998). История Индии . Рутледж. стр. 106–113. ISBN 978-0-415-15482-6 .
- ^ Джордж Чайлдс Кон (2013). Словарь войн . Рутледж. стр. 146–147. ISBN 978-1-135-95494-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Т. Ричард Блартон (1993). Индуистское искусство . Издательство Гарвардского университета. стр. 53–55, 212–218. ISBN 978-0-674-39189-5 .
- ^ Кристофер Таджелл (2015). Восток: буддисты, индуисты и сыны неба . Рутледж. стр. 90–95. ISBN 978-1-136-75384-8 .
- ^ «Мегалиты Паттадакала» . Декан Вестник . 26 сентября 2020 г. Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мунши, К. м. (1954). История и культура индийского народа Том 3 (классический век) .
- ^ «Группа памятников в Паттадакале» . ЮНЕСКО . Проверено 1 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Храм Кадасиддхешвара. Архивировано 1 октября 2017 г. в The Wayback Machine , ASI India (2011).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Мичелл 2017 , стр. 110–111.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Храм Джамбулингешвара. Архивировано 23 марта 2018 г. в Wayback Machine , ASI India (2011 г.).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Мичелл 2017 , стр. 111–112.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Мичелл 2017 , с. 112.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Храм Чандрашекхара. Архивировано 23 марта 2018 г. в Wayback Machine , ASI India (2011).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мичелл 2017 , с. 112-114.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Храм Сангамешвара. Архивировано 1 октября 2017 г. в Wayback Machine , ASI India (2011).
- ^ Кэрол Рэдклифф Болон (1985), Храм Дурги, Айхол и храм Сангамешвара, Кудавелли: обзор скульптур , Ars Orientalis, Смитсоновский институт и факультет истории искусства, Мичиганский университет, Том. 15, страницы 47-64
- ^ Мичелл 2017 , с. 113-115.
- ^ Хизер Элгуд 2000 , стр. 165–166.
- ^ Винаяк Бхарн и Крупали Круше 2014 , стр. 65–66.
- ^ Норман Йоффи (2007). Переговоры о прошлом в прошлом: идентичность, память и ландшафт в археологических исследованиях . Издательство Университета Аризоны. стр. 164–167. ISBN 978-0-8165-2670-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мичелл 2017 , стр. 130–131.
- ^ Винаяк Бхарне и Крупали Круше 2014 , стр. 63.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Храм Касивисвесвара. Архивировано 22 апреля 2018 г. в Wayback Machine , ASI India (2011).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Храм Малликарджуна. Архивировано 23 февраля 2017 г. в Wayback Machine , ASI India (2011).
- ^ Майкл В. Мейстер и Мадхусудан А. Даки 1996 , с. 24.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мичелл 2017 , стр. 128–130.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мичелл 2017 , стр. 128–129.
- ^ Блэкберн, Стюарт (1996). «Брамин и мангуст: повествовательный контекст хорошо пройденной сказки». Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 59 (3). Издательство Кембриджского университета: 494–506. дои : 10.1017/s0041977x00030615 . S2CID 162672939 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мичелл 2017 , стр. 115–125.
- ^ «Храмы Паттадакала» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Джордж Мичелл 2002 , стр. 5, 36–44.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мичелл 2017 , стр. 115–116.
- ^ Кадамби, Хемант (2015). «Кэтлин Каммингс, Расшифровка индуистского храма: королевская власть и религия в иконографической программе храма Вирупакша, Паттадакал». Исследования Южной Азии . 31 (2). Тейлор и Фрэнсис: 266–268. дои : 10.1080/02666030.2015.1094214 . S2CID 194181431 .
- ^ Джордж Мичелл 1977 , стр. 137–140.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мичелл 2017 , стр. 116–117.
- ^ Стелла Крамриш (1993). Индуистский храм Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 241–242 со сносками. ISBN 978-81-208-0223-0 .
- ^ Мичелл 2017 , стр. 115–118.
- ^ Кэтлин Каммингс, 2014 , стр. 73–76, 121–123.
- ^ Мичелл 2017 , с. 117.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мичелл 2017 , стр. 117–118.
- ^ Мичелл 2017 , стр. 117–121.
- ^ Мичелл 2017 , стр. 117–124.
- ^ Липпе 1967 , стр. 5–24.
- ^ Джон Страттон Хоули (1987), Кришна и птицы , Ars Orientalis, Смитсоновский институт и факультет истории искусства, Мичиганский университет, Том. 17, стр. 137-161.
- ^ МК Дхаваликар (1982). «Кайласа — стилистическое развитие и хронология». Бюллетень Исследовательского института Деканского колледжа . 41 : 33–45. JSTOR 42931407 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Храм Папанатха , ASI Индия (2011 г.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Мичелл 2017 , стр. 132–135.
- ^ Джордж Мичелл 2002 , стр. 73–76.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мичелл 2017 , стр. 132–133.
- ^ Мичелл 2017 , стр. 133–134.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Храм Джайны. Архивировано 1 декабря 2015 г. в Wayback Machine , ASI India (2011).
- ^ Адам Харди 1995 , с. 153 примечание 30.
- ^ Джордж Мичелл 2002 , стр. 20, 35–36.
- ^ Джеймс Кэмпбелл (1884 г.). Справочник президентства Бомбея: Биджапур . Центральная правительственная пресса. стр. 669–673.
- ^ Ричард Саломон (1998). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета. стр. 39, сноска 112. ISBN. 978-0-19-509984-3 .
- ^ Ричард Саломон (1998). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета. стр. 39, 71. ISBN. 978-0-19-509984-3 .
- ^ Упиндер Сингх 2008 , с. 631.
- ^ Кэтлин Каммингс, 2014 , стр. 2–5.
- ^ Кэтлин Каммингс, 2014 , стр. 5–9, 184, 236–268.
- ^ Кэтлин Каммингс 2014 , стр. 236–245, 270–278.
- ^ Джордж Мичелл 2002 , стр. 6–17.
- ^ Стивен Славек (1987). Техника Ситара в формах Нибадхи . Мотилал Банарсидасс. стр. 6–7. ISBN 978-81-208-0200-1 .
Библиография
[ редактировать ]- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Открытие заново индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Кембриджские ученые. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- Кэтлин Каммингс (2014). Расшифровка индуистского храма: королевская власть и религия в иконографической программе храма Вирупакша, Паттадакал . Исследования Южной Азии. ISBN 978-0-9834472-6-9 .
- Хизер Элгуд (2000). Индуизм и религиозные искусства . Академик Блумсбери. ISBN 978-0-304-70739-3 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация: традиция Карната-Дравида, 7-13 века . Абхинав. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Стелла Крамриш (1993). Индуистский храм . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Липпе, Ашвин (1967). «Некоторые скульптурные мотивы храмов раннего Калукья». Искусство Азии 29 (1): 5–24. дои : 10.2307/3250288 . JSTOR 3250288 .
- Джордж Мичелл (1977). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-53230-1 .
- Джордж Мичелл (2002). Паттадакал . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-565651-0 .
- Мичелл, Джордж л (2014). Храмовая архитектура и искусство ранних Чалукья: Бадами, Махакута, Айхоле, Паттадакал . Книги Ниёги. ISBN 978-93-83098-33-0 .
- Митчелл, Джордж (2017). Бадами, Айхоле, Паттадакал . Джайко (перепечатано, год выпуска: 2011). ISBN 978-81-8495-600-9 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан А. Даки (1996). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры . Американский институт индийских исследований. ISBN 978-81-86526-00-2 .
- Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образование. ISBN 978-81-317-1677-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Объекты всемирного наследия в Индии
- Индуистские храмы в районе Багалкот
- Туристические достопримечательности в Карнатаке
- Археологические памятники в Карнатаке
- Бывшие столицы Индии
- Индуистские храмы VIII века
- Джайнские храмы VIII века
- Индуистские храмы разграблены в мусульманский период на Индийском субконтиненте