Jump to content

Каннада литература

Надпись на старом каннаде, датированная 578 г. н. э. (династия Бадами Чалукья) возле пещерного храма Бадами № 3.

Литература каннада совокупность письменных форм языка каннада , на котором говорят преимущественно в индийском штате Карнатака и пишут письмом каннада . [1]

Засвидетельствования в литературе охватывают полтора тысячелетия. [2] [3] [4] [5] [6] с некоторыми конкретными литературными произведениями, сохранившимися в богатых рукописных традициях, простирающихся с 9 века до наших дней. [7] Язык каннада обычно делится на три лингвистические фазы: древнюю (450–1200 гг. н.э.), среднюю (1200–1700 гг. н.э.) и современную (1700 г. – настоящее время); [8] и его литературные характеристики классифицируются как джайнизм , лингаятизм и вайшнавизм , что признает выдающуюся роль этих трех конфессий в придании формы и содействии классическому выражению языка до наступления современной эпохи. [9] [10] [11] Хотя большая часть литературы до XVIII века была религиозной, некоторые светские произведения также были написаны в письменной форме. [12] [13]

Начиная с «Кавираджамарги» ( ок. 850 г. ), и до середины XII века литература на каннаде почти исключительно составлялась джайнами , нашедшими ревностных покровителей в Чалукье , Ганге , Раштракуте , Хойсале. [14] [15] и цари Ядавы . [16] Хотя «Кавираджамарга» , написанная во время правления короля Амогхаварши , является старейшим из сохранившихся литературных произведений на этом языке, современные учёные в целом согласны с тем, что прозаические, стиховые и грамматические традиции должны были существовать раньше. [17] [18] [19]

Движение лингаятизма XII века создало новую литературу, которая процветала наряду с произведениями джайнов. [20] в XIV веке С ослаблением джайнского влияния в империи Виджаянагара новая вайшнавская в XV веке быстро росла литература; религиозное движение странствующих святых Харидасов ознаменовало высшую точку этой эпохи. [21]

После упадка империи Виджаянагара в 16 веке литература каннада поддерживалась различными правителями, в том числе водеарами Королевства Майсур и наяками Келади . В 19 веке из английской литературы были заимствованы некоторые литературные формы, такие как прозаическое повествование, роман, рассказ. Современная литература каннада в настоящее время широко известна и признана: за последние полвека авторы, говорящие на языке каннада, получили восемь Джнанпитха премий , 63 награды Сахитья Академи и 9 стипендий Сахитья Академи в Индии. [22] [23] [24]

Надпись Халмиди , обычно датируемая пятым веком, является самым ранним примером письменности каннада. [25]

Содержание и жанр

[ редактировать ]
Родная просодия каннада VII века н.э.
Литература Период
Трипади 7 век
Чаттана до 9 века
Бедандегаббам до 9 века
Мелваду до 9 века
Баджанегаббам до 9 века
Гадьякатха до 9 века
Аккара до 9 века
Рагале 10 век
Вачана 11 век
Шара Шатпади 11 век
Кусума Шатпади 11 век
Бхога Шатпади 11 век
Бхамини Шатпади 11 век
Семья Шатпади 11 век
Вардхака Шатпади 11 век
Бедагу 1160
Хадугабба 1160
Очень так 1232
Воды 16 век
Вы боретесь 16 век
Мундиге 16 век

В ранний период и начало средневекового периода, между IX и XIII веками, писателями были преимущественно джайны и лингаяты . Джайны были первыми известными культиваторами литературы каннада, в которой они доминировали до XII века, хотя несколько произведений лингаятов того периода сохранились. [26] Джайнские авторы писали о Тиртханкарах и других аспектах религии. Авторы Вирашайвы писали о Шиве , его 25 формах и изложениях шиваизма . Поэты-лингаяты, принадлежащие к традиции вачана сахитья, продвигали философию басавы с 12 века. [20]

В период между 13 и 15 веками наблюдался упадок джайнских сочинений и увеличение количества произведений лингаятской традиции; были также статьи писателей-вайшнавов. лингаяты и вайшнавы После этого в литературе каннада доминировали писатели- . Писатели-вайшнавы сосредоточили свое внимание на индуистских эпосах – Рамаяне , Махабхарате и Бхагавате , а также на Веданте и других сюжетах пуранических традиций. [12] [26] [27] Преданные песни поэтов Харидаса , исполняемые под музыку , впервые были отмечены в 15 веке. [28] Сочинения на светские темы оставались популярными на протяжении всего этого периода. [27]

Важным изменением в период «преданности» бхакти , начавшийся в XII веке, стал упадок придворной литературы и рост популярности более коротких жанров, таких как вачана и киртан , форм, которые были более доступны для простого человека. [29] Сочинений, восхваляющих королей, полководцев и духовных героев, стало меньше, пропорционально увеличилось использование местных жанров. Литература каннада приблизилась к устным и певческим народным традициям, причем ее отличительной чертой стала музыкальность, хотя некоторые поэты продолжали использовать древнюю форму письма чампу даже в 17 веке. [30]

Поэзия каннада на камне - Каппе Арабхатта VII века. надпись

Санскритский размер чампу чампу (стихи в стихах разного размера, перемежающиеся абзацами прозы, также известный как -кавья ) был самой популярной письменной формой, начиная с 9 века, хотя в 12 веке он начал выходить из употребления. [31] Другими используемыми санскритскими размерами были саптапади (стих из семи строк), аштака (стих из восьми строк) и шатака (стих из ста строк). [32] [33] [34] Существовали многочисленные переводы и адаптации санскритских писаний на каннада и, в меньшей степени, с каннады на санскрит. [35] В средневековый период развивались литературные размеры, присущие языку каннада. К ним относятся трипади (трехстрочный стих, используемый с VII века), один из старейших местных размеров; шатпади ; (шестистрочный стих, впервые упомянутый Нагавармой I в Чхандомбудхи около 984 года и используемый с 1165 года), которых существует шесть типов рагале ( лирические повествовательные композиции, используются с 1160 г.); сангатья (композиции , предназначенные для пения на музыкальном инструменте, используемые с 1232 года) и аккара , которые стали использоваться в некоторых сочинениях на телугу . [31] [36] [37] [38] Были также редкие взаимодействия с тамильской литературой. [35]

Хотя религиозная литература занимала видное место, популярными были литературные жанры, включая романы, художественную литературу, эротику, сатиру, народные песни, басни и притчи, музыкальные трактаты и музыкальные композиции. Темы литературы каннада включали грамматику, философию, просодию, риторику , хроники, биографию, историю, драму и кухню, а также словари и энциклопедии. [27] [39] По словам критика Джозефа Т. Шипли, на языке каннада написано более пятидесяти работ по научным темам, включая медицину, математику и астрологию. [40]

Литература каннада этого периода в основном писалась на пальмовых листьях. более 30 000 более прочных надписей на камне (известных как шилашасана ) и медных пластинах (известных как тамрашасана ), которые информируют современных студентов об историческом развитии литературы каннада. Однако сохранилось [41] Надпись Шраванабелагола Нандисены (7 век), [42] Надпись Каппе Арабхатта (ок. 700 г.) и надписи Хуммача и Сораба (ок. 800 г.) являются хорошими примерами поэзии в трипади- метре. [43] (964 г.) в Джуре ( Джабалпур ) а надпись короля Кришны III считается эпиграфической вехой классической композиции каннада, содержащей поэтическую дикцию в канда- метре, форме, состоящей из группы строф или глав. [44]

Элегические стихи на сотнях веерагаллу и маастигаллу ( камней-героев ), написанные неизвестными поэтами в метре канда и вритта (комментарии), оплакивают смерть героев, пожертвовавших своей жизнью, и храбрость женщин, совершивших сати . [45] По словам ученого Т.В. Венкатачала Шастри , в книге «Карнатака Кавичаритре» , составленной ученым-каннадистом Р. Нарасимхачаром, перечислено более тысячи анонимных произведений каннада-литературы, которые охватывают множество тем, относящихся к религиозным и светским категориям. Около пятидесяти поэтов вачана известны только под псевдонимами ( анкита ), используемыми в их стихах. Большинство джайнских сочинений, включенных в список, относятся к периоду 1200–1450 гг. н.э., а лингаятские и вайшнавские сочинения относятся к более поздним периодам. Светские темы включают математику, медицину, науку о лошадях и слонах, архитектуру, географию и гидрологию. [46]

Темпы перехода к более современным литературным стилям набрали обороты в начале 19 века. Писатели каннада изначально находились под влиянием современной литературы на других языках, особенно на английском. [47] Современное английское образование и либерально-демократические ценности вдохновили социальные изменения, переплетенные с желанием сохранить лучшее из традиционных способов. [48] Новые жанры, включая рассказы, романы, литературную критику и эссе, были приняты по мере продвижения прозы каннада в сторону модернизации. [49]

Классический период

[ редактировать ]

Раштракута суд

[ редактировать ]
Строфа из Кавираджамарги (ок. 850 г.) на каннаде, восхваляющая людей за их литературные способности.

Правление имперских Раштракутов и их могущественных феодалов Гангов знаменует собой начало классического периода письменности на языке каннада под королевским покровительством и конец эпохи санскритского эпоса. [50]

Особое внимание уделялось принятию санскритских моделей при сохранении элементов местных литературных традиций - стиля, который преобладал в литературе каннада на протяжении всего классического периода. [51] Кавираджамарга , написанная в этот период, представляет собой трактат о людях, говорящих на каннада, их поэзии и языке. [52] Часть письма можно отнести к практической грамматике. В нем описываются дефектные и корректирующие примеры («что можно и что нельзя») стилей стихосложения и родной композиции, признанных более ранними поэтами ( пуратана кавис ). Этими размерами композиции являются беданде , чаттана и гадьякатха — композиции, написанные различными размерами с вкраплениями . термин пуравчарьяр , который может относиться к предыдущим грамматикам или риторам. В некоторых контекстах также упоминался [3] [26] [53] Некоторые историки приписывают Кавираджамаргу царю Раштракута Амогхаварше I , но другие полагают, что книга, возможно, была вдохновлена ​​царем и соавтором или полностью написана Шривиджая, теоретиком языка каннада и придворным поэтом. [54] [55] [56]

Самым ранним существующим прозаическим произведением на старой каннаде является Ваддарадхане («Поклонение старейшинам», 9 век) Шивакотиачарьи . [57] Он содержит 19 длинных рассказов, некоторые из которых представлены в форме басен и притч, например «Мудрец и обезьяна». Вдохновленный более ранним санскритским произведением «Брихаткатха Коша» , он посвящен джайнским принципам и описывает вопросы возрождения , кармы , тяжелое положение людей на земле, а также социальные проблемы того времени, такие как образование, торговля и коммерция, магия, суеверия и состояние здоровья. женщин в обществе. [58]

Произведения джайнских писателей Адикави Пампы , Шри Понны и Ранны , которых все вместе называют «тремя жемчужинами литературы каннада», ознаменовали эпоху классической каннада в 10 веке. [39] [57] Пампа, написавший «Адипурану» в 941 году, считается одним из величайших писателей каннада. [59] Написанная в стиле чампу , Адипурана повествует историю жизни первого джайнского Тиртанкара, Ришабхадевы . В этой духовной саге душа Ришабхадева проходит через серию рождений, прежде чем достичь освобождения в поисках освобождения своей души от цикла жизни и смерти. [60] Другой классический труд Пампы, «Викрамарджуна Виджая» (или «Пампа Бхарата» , 941), во многом основан на индуистском эпосе « Махабхарата» . [57] [61] [62]

Шри Понна, которому покровительствовал король Кришна III , написал Сантипурану (950 г.), биографию 16-го джайнского Тиртханкара Шантинатхи. Он заслужил титул Убхая Кавичакравати («высший поэт на двух языках») за владение каннада и санскритом. [63] [64] [65] Хотя Шри Понна в значительной степени заимствовал из Калидаса более ранних работ , его Сантипурана считается важной джайнской пураной . [66]

Чалукья суд

[ редактировать ]
Надписанный почерк поэта X века Ранны читает Кави Ратну ( драгоценность среди поэтов ) в Шраванабелаголе.

С конца X века литература каннада добилась значительного прогресса под покровительством новых повелителей Декана , западных Чалукья и их феодалов: Хойсала , южных Калачурисов Каляниса , Сеуна Ядавов Девагири и Силхаров Карада . [67] [68] Мастерство поэтов каннада ценилось в далеких странах. Король малва в центральной Индии Бходжа подарил писателю Нагаварме I , стихов и классических романов, лошадей в знак своего восхищения. [68]

Ранна был придворным поэтом царей Западной Чалукья Тайлапы II и Сатьяшрайи . Ему также покровительствовала Аттимаббе , набожная джайнская женщина. [57] Поэтические произведения Ранны достигли своего апогея с Сахаса Бхима Виджая («Победа смелого Бхимы», также называемая Гада Юдда или «Битва треф», 982), который описывает конфликт между Бхимой и Дурьодханой в его версии эпоса Махабхараты, одного из из самых ранних поэтических элегий на языке каннада. [66] [69] [70] В отличие от Пампы, прославлявшего в своих произведениях Арджуну и Карну , Ранна восхвалял своего покровителя царя Сатьяшрая и благосклонно сравнивал его с Бхимой, которого он короновал в конце войны Махабхараты. Другое его известное произведение — « Аджита-пурана» (993 г.), в котором рассказывается о жизни второго джайнского Тиртханкара Аджитанатхи. [71] Ранна получил титул Кави Чакравати («Император среди поэтов») от своего короля-покровителя. [57]

Среди грамматиков Нагаварма-II , Катакачарья (поэт-лауреат) царя Чалукья Джагадекамаллы II внес значительный вклад своими работами в области грамматики, поэзии, просодии и словарного запаса; это стандартные авторитетные источники, и их важность для изучения языка каннада общепризнана. [72] [73] Среди других его работ «Кавьявалокана» по грамматике и риторике и « Карнатака Бхашабхушана » (1145 г.) по грамматике. исторически значимыми являются [74] Однако открытие Вардхамана Пуранам (1042 г.), которое некоторые ученые приписывают Нагаварме II, создало неопределенность относительно его реальной жизни, поскольку предполагает, что он мог жить на столетие раньше и ему покровительствовал Джаясимха II . [75]

Период Хойсала

[ редактировать ]
Камень героя ( виргал ) со старой элегической надписью на каннаде (1220 г.) в храме Ишвара в Арасикере , Карнатака

В конце XII века Хойсалас , могущественное горное племя из региона Малнад на юге Карнатаки, воспользовалось политической нестабильностью в Декане, чтобы получить господство в регионе к югу от реки Кришна на юге Индии. [76] Была принята новая хронологическая эра, были заявлены императорские титулы, и литература каннада процветала благодаря таким известным ученым, как Джанна , Харихара , Рудрабхатта , Рагхаванка , Кешираджа и другие. [77] Важным достижением этого периода стало установление в литературе родных размеров ( рагале , трипади , сангатья и шатпади ). [31]

Два известных философа, жившие в это время, Рамануджачарья и Мадхвачарья , оказали влияние на культуру региона. [78] Обращение царя Хойсалы Вишнувардханы в начале XII века из джайнизма в вайшнавизм впоследствии обернулось неудачей для джайнской литературы. В последующие десятилетия писатели-джайны столкнулись с конкуренцией со стороны Вирашайвов, на которую они ответили опровержением: [79] а с XV века - у писателей-вайшнавов. Эти события навсегда изменили литературный ландшафт региона, говорящего на каннада. [80] [81]

Один из первых писателей-вирашаива, не принадлежавший к литературной традиции вачана , поэт Харихара (или Харисвара) происходил из семьи карников (бухгалтеров) и работал под покровительством царя Нарасимхи I. Он написал «Гириджакальяну» из десяти разделов, следуя традиции Калидаса , используя старый джайнский стиль чампу , с историей, ведущей к свадьбе Шивы и Парвати . [82] [83] Отклоняясь от нормы, Харихара избегал прославления святых смертных. Ему приписывают более 100 стихотворений размером рагале , называемых « Намбиянана рагале» (или «Шиваганада рагале» , 1160 г.), восхваляющих святого Намбияну и Вирупакшу (форму индуистского бога Шивы). [84] За свой поэтический талант он получил почетное звание «утсава кави» («поэт изобилия»). [85]

Племянник Харихары, Рагхаванка, был первым, кто ввел размер шатпади в литературу каннада в своем эпосе «Харишчандра Кавья» (1200), считающемся классическим, несмотря на то, что время от времени нарушал строгие правила грамматики каннада . [83] [86] Опираясь на его мастерство драматурга, история Рагхаванки о царе Харишчандре ярко описывает столкновение личностей между мудрецом Вишвамитрой и мудрецом Вашиштом , а также между Харишчандрой и Вишвамитрой. Считается, что такая интерпретация истории Харишчандры уникальна для индийской литературы. Сочинение является оригинальным и не следует никаким устоявшимся эпическим традициям. [85] Помимо покровительства Хойсалы, Рагхаванку удостоил чести царь Какатии Пратапарудра I. [68]

Рудрабхатта, смартха -брамин (верующий в монистическую философию), был первым известным писателем -брахманом , находившимся под покровительством Чандрамули, министра короля Виры Баллалы II. [83] Основываясь на более ранней работе «Вишну-пураны » , он написал «Джаганнатха Виджая» (1180 г.) в стиле чампу , повествуя о жизни Господа Кришны, предшествовавшей его борьбе с демоном Банасурой . [87]

В 1209 году джайнский ученый и командующий армией Джанна написал «Яшодхара Чарите» — уникальный сборник историй, посвященных извращениям. В одной из историй король намеревался совершить ритуальное жертвоприношение двух мальчиков Мариамме, местному божеству. Услышав рассказ мальчиков, король решает освободить их и отказаться от практики человеческих жертвоприношений. [88] [89] титул Кавичакраварти («Император среди поэтов») В честь этого произведения Джанна получил от короля Виры Баллалы II . [83] Другая его классическая книга, «Анатханатха-пурана» (1230 г.), посвящена жизни 14-го Тиртханкара Анантанатхи. [66]

Период Виджаянагара

[ редактировать ]
Король Кришнадеварайя , покровитель литературы каннада.

В 14 веке произошли серьезные потрясения в геополитике южной Индии, когда мусульманские империи вторглись с севера. Империя Виджаянагара выступила оплотом против этих вторжений и создала атмосферу, способствующую развитию изобразительного искусства. [90] В золотой век литературы каннада конкуренция между писателями-вайшнавами и вирашайвами была жесткой, и литературные споры между двумя сектами были обычным явлением, особенно при дворе короля Дева Рая II . Острое соперничество привело к «организованным шествиям» в честь классиков, написанных поэтами соответствующих сект. [91] Сам король был не меньшим писателем, романтические повести Собагина Соне ( букв. «Дождь красоты») и Амарука . ему принадлежат [92] [93]

К этому периоду принадлежал Кумара Вьяса (псевдоним Наранаппа), старейшина средневековых эпических поэтов и один из самых влиятельных поэтов-вайшнавов того времени. Он был особенно известен своим изощренным использованием метафор и даже заслужил титул Рупака Самраджья Чакраварти («Император страны метафор»). В 1430 году он написал « Гадугина Бхарата» , широко известную как Карната Бхарата Катхаманджари или Кумаравьяса Бхарата в традиции Вьяса . Работа представляет собой перевод первых десяти глав эпоса «Махабхарата» и подчеркивает божественность и милость Господа Кришны , изображая всех персонажей, за исключением Кришны, страдающими от человеческих слабостей. [62] Интересным аспектом произведения является чувство юмора, проявленное поэтом и его героем Кришной. Это произведение ознаменовало переход литературы каннада к более современному жанру и возвестило новую эпоху, сочетающую поэтическое совершенство с религиозным вдохновением. [87] Остальные парвы (главы) Махабхараты были переведены Тимманной Кави (1510 г.) при дворе короля Кришнадеварайи . Поэт назвал свое произведение «Кришнарая Бхарата» в честь своего царя-покровителя. [87]

Кумара Валмики (1500) написал первую полную брахманическую адаптацию эпоса «Рамаяна» , названную «Тораве Рамаяна» . По мнению автора, написанный им эпос просто повествует о разговоре Бога Шивы с его супругой Парвати. Это сочинение оставалось популярным на протяжении веков и вдохновляло народные театры, такие как « Якшагана» , которые использовали его стихи в качестве сценария для разыгрывания эпизодов великого эпоса. [94] В версии эпоса Вальмики царь Равана изображен как один из женихов на ( Ситы Сваямваре букв . церемония «выбора мужа»). Его неспособность добиться руки невесты приводит к ревности к Раме, будущему жениху. По мере развития сюжета Хануман за все свои заслуги перед Рамой возводится в ранг «следующего творца». Ближе к концу повествования, во время войны с Рамой, Равана понимает, что его противник — не кто иной, как бог Вишну, и спешит умереть от его рук, чтобы добиться спасения. [94]

Чамараса , поэт-вирашайва, был соперником Кумара Вьясы при дворе Деварайи II. Его хвалебная речь святому Алламе Прабху под названием «Прабхулинга Лиле » (1430 г.) позже была переведена на телугу и тамильский язык по велению его короля-покровителя. В этой истории святая считалась воплощением индуистского бога Ганапати, а Парвати приняла образ принцессы Банаваси. [91]

Взаимодействие между литературами каннада и телугу, тенденция, начавшаяся в период Хойсала, усилилось. Стали популярными переводы классических произведений с каннада на телугу и наоборот. Известными двуязычными поэтами этого периода были Бхима Кави, Пидупарти Соманатха и Нилакантачарья. , настолько хорошо владели каннада Фактически, некоторые поэты на телугу, в том числе Дхурджати , что свободно использовали многие термины каннада в своих сочинениях на телугу. Именно из-за этого «знакомства» с каннада известный писатель Шринатха даже назвал свой телугу «Каннада». Этот процесс взаимодействия между двумя языками продолжался и в XIX веке в виде переводов двуязычных писателей. [95]

Мистическая литература

[ редактировать ]

Вирашайва

[ редактировать ]
Пальмовый лист со стихами вачана XI–XII веков на старой каннаде.
Акка Махадеви, поэтесса XII века.
Бюст Басавешвары, открытый в Лондоне в 2015 году, обращен к парламенту Великобритании.

В конце 12 века Калачури успешно восстали против своих повелителей, западных Чалукья, и аннексировали столицу Кальяни . В этот неспокойный период возникла новая религиозная вера под названием вирашаивизм (или лингаятизм) как восстание против существующего социального порядка индуистского общества. Некоторые из последователей этой веры написали литературу под названием Вачана Сахитья («Литература Вачана») или Шарана Сахитья («литература преданных»), состоящую из уникальной и местной формы поэзии вольным стихом, называемой Вачана . [20] [96] Басаванна (или Басава, 1134–1196), премьер-министр короля Калачури Биджалы II , обычно считается вдохновителем этого движения. [97] Преданные собрались, чтобы обсудить свои мистические переживания в центре религиозных дискуссий под названием Анубхава Мантапа («зал опыта») в Кальяни. [98] Здесь они выразили свою преданность Богу Шиве в простых вачана стихах . Эти стихи представляли собой спонтанные высказывания ритмичной, эпиграмматической, сатирической прозы, подчеркивающей никчёмность богатств, ритуалов и книжного учения, демонстрируя драматический характер, напоминающий диалоги Платона . [99] [100]

Басаванна, Аллама Прабху , Девара Дасимайя, Чаннабасава , Сиддхарама (1150 г.) и Кондагули Кешираджа — наиболее известные среди многочисленных поэтов (так называемых Вачанакаров ), писавших в этом жанре. Акка Махадеви занимала видное место среди нескольких женщин-поэтов; Помимо поэзии, ей приписывают два коротких произведения: «Мантрогопья» и «Йогангатривидхи» . Сиддхараме приписывают сочинения трипади- метра и 1379 дошедших до нас стихотворений (хотя он заявил об авторстве 68 000 стихотворений). [83] [101] [102] [103]

Движение Вирашайва потерпело неудачу после убийства короля Биджалы и изгнания шаран ( преданных) из Кальяни; Дальнейший рост поэзии вачана был свернут до 15 века, когда началась новая волна сочинений под покровительством правителей Виджаянагара . [98] Вождь Ниджагуна Шивайоги создал новую философию под названием Кайвалья , основанную на адвайтхе (монистической) философии Ади Шанкары , синтезированной с ответвлением веры Вишайва. Плодовитый писатель, Шивайоги сочинял религиозные песни, известные под общим названием Кайвалья сахитья (или Таттва Падагалу , буквально «песни пути к освобождению»). [104] Его песни были задумчивыми, философскими и посвященными йоге . Шивайоги также написал весьма уважаемую научную энциклопедию под названием « Вивекачинтамани »; он был переведен на язык маратхи в 1604 году и на санскрит в 1652 году и снова в 18 веке. Энциклопедия включает статьи по 1500 темам и охватывает широкий круг предметов, включая поэтику, танец и драму, музыковедение и эротику. [105]

Среди других известных святых-поэтов традиции Вирашайва - Муппина Садакшари, современник Шивайоги, чей сборник песен называется Субодхасара , Чидананда Авадхута 17 века и Сарпабхушана Шивайоги 18 века. Этот объем литературы настолько огромен, что большую ее часть еще предстоит изучить. [104]

Канака Даса (ок. 1509–1609)

Движение вайшнавов- бхакти (преданного) с участием известных Харидасов (святых-преданных) того времени оставило неизгладимый след в литературе каннада, начиная с 15 века, вдохновив на создание произведения под названием Харидаса Сахитья («Литература Харидаса»). Под влиянием вирашаивизма XII века это движение затронуло жизни миллионов людей своим сильным потоком преданности. Харидасы передали послание ведантического философа Мадхвачарьи простому человеку посредством простого языка каннада в форме деваранам и киртанов (благочестивых песен, восхваляющих бога). [21] [104] Философию Мадхвачарьи распространяли такие выдающиеся ученики, как Нарахаритиртха , Джаятиртха , Вьясатиртха , Шрипадарайя , Вадираджатиртха , Пурандара дас и Канака дас . [28] Чайтанья Махапрабху , выдающийся святой из далекой Бенгалии , посетил этот регион в 1510 году, что еще больше стимулировало движение преданности. [21]

Пурандара дас (1484–1564), странствующий бард, как полагают, сочинил 475 000 песен на языках каннада и санскрите , хотя сегодня известно лишь около 1000 песен. Состоящие из различных раг и часто заканчивающиеся приветствием индуистскому божеству Виттале , его сочинения представляли суть Упанишад и Пуран простым , но выразительным языком. Он также разработал систему, с помощью которой обычный человек мог изучать музыку Карнатика , и систематизировал музыкальных композиций формы сваравали , аланкары («фигуры речи») и гитхамы . Благодаря такому вкладу Пурандара дас получил почетное звание Карнатака Сангита Питамаха («Отец карнатической музыки»). [106] [107] [108]

Канака Даса (чье имя при рождении было Тиммаппа Наяка, 1509–1609) из Кагинеле (в современном районе Хавери ) был аскетом и духовным искателем, автором важных произведений, таких как Моханатарангини («Река восторга»), история индуистского бога Кришны. в сангатья- метре; Нрисимхастава , произведение, посвященное славе бога Нарасимхи ; Налачарита , история Налы , известная своим повествованием; и Хари Бхактисара , спонтанное сочинение о преданности в шатпади- метре. Последнее сочинение, посвященное нити (морали), бхакти (преданности) и вайрагье (отречению), стало популярным в качестве стандартной книги для обучения детей. [109] Канака дас является автором уникальной аллегорической поэмы под названием «Рамадханья Чаритре» («История о зерне, избранном Рамой»), в которой раги превозносится над рисом . [21] Помимо этой классики, сегодня доступно около 240 песен, написанных Канака Дасом. [110]

Движение Харидаса вернуло себе известность в 17-19 веках, породив около 300 поэтов этого жанра; среди них хорошо известны Виджая Дас (1682–1755), Гопала Дас (1721–1769), Джаганнатха Дас (1728–1809), Махипати Дас (1750), Хелаванакатте Гириамма и другие. [104] [111] Со временем религиозные песни движения вдохновили создание формы религиозного и дидактического вайшнавов на исполнительского искусства, называемой Харикатха («Истории Хари»). Подобные события наблюдались среди последователей веры Вирашайва, которые популяризировали Шивакатху («Истории о Шиве»). [112]

Период Майсура и Келади

[ редактировать ]
Король Чикка Девараджа Водеяр (1673–1704), писатель и покровитель литературы каннада.

С упадком Империи Виджаянагара Королевство Майсур (ಮೈಸೂರು ಸಾಮ್ರಾಜ್ಯ) (1565–1947) и королевство Келади Наякас к власти в южных и западных регионах современной Карнатаки пришли (1565–1763) соответственно. При этих дворах процветало производство литературных текстов на различные темы. [113] Майсурский двор украшали выдающиеся писатели, авторы энциклопедий, эпосов и религиозных комментариев, а также композиторы и музыканты. Суд Келади более известен своими трудами по доктрине Вирашайвы. [114] Сами короли Майсура преуспели в изобразительном искусстве и внесли важный вклад. [115] [116] [117] уникальная и самобытная форма поэтической литературы с драматическим изображением - Якшагана . В XVIII веке приобрела популярность [117] [118]

Гита Гопала , известный трактат о музыке, приписывается королю Чикке Деварадже Водеяру (1673–1704), самому раннему композитору династии, известному под именем Сахитья Видьяникаша Прастхарам («Знаток в области литературы»). [119] Вдохновленный «Гитой Говиндой» Джаядевы на санскрите, он был написан размером саптапади . Это первое произведение, пропагандирующее веру вайшнавов на языке каннада. [33]

Также писал в этот период [120] [121] был Сарваджна ( букв. «Всезнающий») — нищий и бродячий поэт-вирашайва, который оставил глубокий след в регионе, говорящем на каннада, и его людях. Его дидактические вачаны , написанные трипади- метром, представляют собой одни из самых знаменитых произведений каннада. За исключением некоторых ранних стихов, его произведения посвящены его духовным поискам бродяги. [122] В содержательных «Вачанах» содержатся его наблюдения об искусстве жизни, целях жизни и образе жизни. [123] Ему не покровительствовала королевская семья, и он не писал ради славы; его главной целью было научить людей нравственности. [124]

Сочинение писателя-брамина Лакшмисы (или Лакшмиши), известного рассказчика и драматурга, датируется серединой 16 или концом 17 века. [34] [125] « Джаймини Бхарата» , его версия эпоса «Махабхарата», написанная шатпади- метром, является одним из самых популярных стихотворений периода позднего средневековья. [120] Поэма представляет собой сборник рассказов, в который входит рассказ о Сите Паритьяге («Отрицание Ситы»). Автор успешно превратил религиозную историю в очень человечную историю; он остается популярным даже в наше время. [126]

В этот период также наблюдался прогресс в драматических произведениях. Хотя есть свидетельства того, что театр был известен с 12 века или ранее, современный театр каннада восходит к возникновению якшагана (разновидность полевой игры), появившегося в 16 веке. [127] Золотой век композиций Якшагана был связан с правлением короля Кантиравы Нарасараджи Водеяра II (1704–1714). Полиглот, он написал 14 якшаганов на разных языках, хотя все они написаны каннада. [128] Ему приписывают самые ранние Якшаганы , в которые входили сангита (музыка), натака (драма) и натья (танец). [129]

Муммади Кришнараджа Водеяр 1794–1868), правитель княжеского государства Майсур ( , был еще одним плодовитым писателем той эпохи. [130] Ему приписывают более 40 произведений, в том числе поэтический роман «Саугандика Париная», написанный в двух версиях: сангатье и драме. [131] Его правление ознаменовало переход от классических жанров к современной литературе, которая должна была быть дополнена влиянием колониального периода Индии.

Современный период

[ редактировать ]
Махараджа и писатель Джаячамараджа Водеяр Бахадур (1940–1947) с королевой Елизаветой II

Развитие современной литературы каннада можно проследить до начала 19 века, когда Махараджа Кришнараджа Водеяр III и его придворные поэты отошли от древней формы прозы чампу к прозаическому исполнению санскритских эпосов и пьес. Кемпу Нараяны «Мудраманджуша» («Шкатулка с печатью», 1823 г.) - первый современный роман, написанный на каннада.

Современная литература каннада также была взаимно оплодотворена колониальным периодом в Индии. [132] [133] с переводами произведений и словарей каннада на европейские языки, а также на другие индийские языки и наоборот, а также с созданием газет и периодических изданий в европейском стиле на каннаде. Кроме того, в XIX веке взаимодействие с европейскими технологиями, в том числе новыми методами печати, ускорило развитие современной литературы.

Первая газета каннада под названием «Мангалор Самачара» была издана Германом Мёглингом в 1843 году; и первое периодическое издание на каннаде, Mysuru Vrittanta Bodhini, было опубликовано Бхашьямом Бхашьячарьей в Майсуре примерно в то же время. Герман Мёглинг перевел классику каннада в серию под названием «Библиотека Карнатака» в 1848–1853 годах. [134] в то время как британские офицеры Бенджамин Л. Райс и Дж. Х. Флит редактировали и публиковали критические издания классической литературы, современных народных баллад и надписей. Следуя богатой традиции словарей на каннада с 11 века, первые словари, выражающие значения слов каннада на европейских языках, были опубликованы в 19 веке, наиболее известным из них был Фердинанда Киттеля в 1894 году. каннада-английский словарь [133]

В конце 19 века наблюдался толчок к созданию оригинальных произведений в прозе и стандартизации прозы. [135] Переводы произведений с английского, санскрита и других индийских языков, таких как маратхи и бенгали, продолжались и ускорялись. Лакшмана Гадагкара «Сурьяканта» » Гульвади Венката Рао (1892) и «Индира Бай (1899) ознаменовали переход от сильно стилизованных нравов и эстетики предшествующих произведений каннада к современной прозе, установив современный жанр романа и фундаментально повлияв на жанры эссе, литературной критики и драмы. . [118] [135]

[ редактировать ]
Фердинанд Киттель (1832–1903), христианский миссионер и автор каннада-английского словаря.

На заре 20-го века Б. М. Шрикантайя («Б. М. Шри»), считающийся «отцом современной литературы каннада», [136] призвал к новой эре написания оригинальных произведений на современном каннада, отходя от архаичных форм каннада. Этот парадигматический сдвиг породил эпоху расцвета литературы каннада, которую стали называть периодом Наводая ( букв . «Новый подъем») — периодом пробуждения. Б.М. Шри возглавил этот путь со своей английской Geethagalu («Английские песни») — сборник стихотворений, переведенных с английского, задал тон для большего количества переводов с использованием стандартизации современной письменной идиомы. [137] Наряду с переводами появились оригинальные и плодотворные произведения, во многом основанные на местных и народных традициях. Такие стойкие приверженцы, как С.Г. Нарасимхачар, Пандже Мангеша Рао и Хаттиангади Нараяна Рао, также внесли свой выдающийся вклад. [137] Литературные темы теперь перешли от обсуждения королей и богов к более гуманистическим и светским занятиям. Писатели каннада экспериментировали с несколькими формами западной литературы, в частности с романами и рассказами. Роман нашел своего первого сторонника в лице Шиварам Карант , в то время как другой выдающийся писатель, Масти Венкатеш Айенгар заложил основу для последующих поколений рассказчиков. («Масти»), своими Келаву Санна Категалу («Несколько рассказов», 1920) и Санной Категалу («Рассказы», ​​1924). [138]

Пионером в консолидации современной драматургии стал Т. П. Кайласам с его «Толлу Гатти» («Пустое и твердое», 1918). Кайласам последовал за этим Тали Каттоке Кулин («Заработная плата за связывание Мангалсутры »), критикой системы приданого в браке. [137] Его пьесы в основном были сосредоточены на проблемах, затрагивающих семьи браминов среднего класса : системе приданого, религиозных преследованиях, проблемах в системе расширенной семьи и эксплуатации женщин. [127] Романы начала 20 века способствовали развитию националистического сознания в соответствии с политическими событиями того времени. В то время как Венкатачар и Галаганатх перевели Банким Чандру и Харинараяну Апте соответственно, Гулвади Венката Рао, Керур Васудевачар и М.С. Путтанна своими произведениями положили начало движению к реалистическим романам. Алуру Венкатарао Карнатака Гатха Вайбхава оказала глубокое влияние на движение за объединение Карнатаки . [138]

1925–50 – Золотой урожай.
Статуя Д.В. Гундаппы в парке Бьюгл-Рок, Басаванагуди в Бангалоре район

Если первая четверть 20-го века была периодом экспериментов и инноваций, то последующая четверть стала периодом творческих достижений. В этот период наблюдался подъем признанных лириков , чьи произведения сочетали в себе местные народные песни и мистическую поэзию средневековых вачан и киртанов с влиянием современных английских романтиков. [139] Д. Р. Бендре , со своим сборником из 27 стихотворений, включая такие шедевры, как Гари («Крыло», 1932), Надалиле (1938) и Сахигита (1940), был, пожалуй, самым выдающимся лириком каннада того периода. [140] Его стихи охватывали широкий спектр тем, включая патриотизм, любовь к природе, супружескую любовь, трансцендентный опыт и сочувствие бедным. [141] Говинда Пай рассказал историю распятия Христа в своем произведении «Голгофа» (1931). Успех этой работы побудил Пая написать три панегирика в 1947 году; Вайшакхи , Прабхаса и Дехали рассказали о последних днях Будды , Бога Кришны и Ганди соответственно. [142] Его «Хеббералу » («Большой палец», 1946) драматизирует историю Дроны и Экалавьи , персонажей эпоса «Махабхарата». [143]

К.В. Путтаппа (« Кувемпу »), который впоследствии стал первым лауреатом премии Джнанпитх на языке каннада , продемонстрировал большой талант в написании пустых стихов в своем выдающемся опусе «Шри Рамаяна Даршанам» (1949). [144] Это произведение знаменует собой начало современной эпической поэзии каннада . [126] Работа, используя метафоры и сравнения, фокусируется на идее, что все живые существа в конечном итоге превратятся в совершенные существа. [145] Другими важными работами того периода являются «Наваратри» » П.Т. Нарасимхачара Масти и « Ханате . Д. В. Гундаппы « Манкутиммана Кагга» («Безумие тупого Тхиммы», 1943) отсылает к мудрым стихам поэта позднего средневековья Сарваджны. [146] Знаменитый автор стихов о супружеской любви, К.С. Нарасимхасвами получил признание критиков за книгу «Майсур Маллидж» («Майсурский жасмин», 1942), описание блаженства повседневной супружеской жизни. [143]

Рост поэтической драмы был вдохновлен « Гадаюддха Натакам» Б. М. Шри (1925), адаптацией средневекового эпоса Ранны. В то время как Кувемпу и Б.М. Шри вдохновлялись старой каннада, Масти, а затем и П.Т. Нарасимхачар («Пу. Ти. На») исследовали современные чувства в своих «Яшодхаре» (1938) и «Ахалье» (1940). В 1930-е годы появился Шриранга, который объединил усилия с Самсой и Кайласамом, чтобы написать некоторые из самых успешных пьес на каннаде. [147] Самса завершил свою трилогию о Ранадхире Кантираве, короле Майсура прошлого, своими «Виджаянарасимхой» (1936) и «Мантрашакти» (1938). Мастерство Кайласама над остроумием и сценической риторикой выходит на передний план в его «Гомруле» (1930) и «Вайдьяна Вьяди» («Болезнь врача», 1940), в то время как он исследует свою серьезную сторону в «Бхахишкаре » (1929); в фильме «Сул» («Проститутка», 1945) он выразил свое презрение к устаревшим квазирелигиозным нравам. [147] » Бендре Социальные беды были также рассмотрены в «Нагея Хоге («Дым смеха», 1936) и в « Гарбхагуди » Каранта («Святилище», 1932), в которых осуждалась эксплуатация общества во имя религии. [148]

Роман достиг совершеннолетия в этот период, когда Карант ( Чомана Дуди , 1933), Масти ( Суббанна , 1928) и Кувемпу («Суббамма Хеггадати из Канура», 1936) возглавили атаку. [149] Примечательно, что писатели предпочли продолжить с того места, на котором остановились Путтанна, Гульвади и Керур примерно в начале 20-го века, вместо того, чтобы продолжать популярные переводы в стиле Венкатачара и Галаганата. Эстетические соображения заменили дидактику, и развилось чувство формы. [148] Девуду Нарасимха Шастри отличился своими «Антарангой» (1931) и «Маюрой» (1928); первый был широко признанным произведением, в котором исследовалась психология главного героя, а второй представлял собой исторический роман, прослеживающий зарождение династии Кадамба . Каранта Еще одним ярким событием этого периода является « Марали Манниге» (1942), сага о трех поколениях семьи, отражающая социальное, культурное и экономическое развитие за более чем сто лет. [150]

Литературная критика , зародившаяся в первой четверти века, также достигла значительных успехов. Б.М. Шри Особенно примечательны «Каннада Сахитья Чаритре» Гундаппы (1947), «Сахитья Шакти» (1950), «Адикави Валмики» Бендре Масти (1935), «Сахитья Хагу Вимарше» («Литература и критика», 1932) и «Самскрита Натака » Кришны Шастри (1937). Эссе, еще одна форма, заимствованная из западной литературы, широко использовалась А. Н. Мурти Рао ( «Хагалуганасугалу» » Горура Рамасвами Айенгара («Горур») , 1937), юмористической «Халлией Читрагалу » Каранта (1930) и «Хукчу манассина Хатту мухагалу (1948). [151]

Поздняя Наводая и подъем прогрессистов

[ редактировать ]

По мере Наводая развития периода движение Прагатишила (прогрессивное движение), возглавляемое писателем А. Н. Кришной Рао («Анакру»). в начале 1940-х годов набирало обороты [152] Эта левая школа утверждала, что литература должна быть инструментом социальной революции, и считала « Наводаю» продуктом эстетов, слишком пуританским, чтобы иметь какое-либо социальное значение. Это движение привлекло в свои ряды как признанных, так и молодых писателей, и, хотя оно не создало особых поэзии или драмы, его вклад в создание рассказов и романов был заметным. Прагатишиле приписывают расширение кругозора читателей; произведения, созданные в этот период, широко затрагивали предметы повседневной жизни, сельские темы и простого человека. Язык был менее сдержанным, в нем широко использовались разговорная лексика и сленг. Сам Анакру был плодовитым писателем романов, но лучшие произведения этой школы приписывают Т. Р. Субба Рао («Та Ра Су»), Басавараджу Каттимани и Ниранджане. [153] Т. Р. Субба Рао сначала писал короткие рассказы, но позже обратил свой талант на создание романов, которые пользовались популярностью. Его ранние романы «Пурушаватара» и «Муньявининда Мунджаву » рассказывают истории обездоленных, угнетенных и изгоев. [154] Среди его романов, некоторые из которых сосредоточены на его родной Читрадурге , наиболее известны «Масанада Хоову» («Цветок с кладбища»), рассказ о тяжелом положении проституток, и исторический роман «Хамса Гите» («Лебединая песня»), рассказ о самоотверженном музыканте конца 18 века во время аннексии Читрадурги султаном Типу . [152]

Каким бы заметным ни было влияние волны Прагатишилы , к концу 1950-х годов она уже пошла на спад. Легендарные писатели предыдущей эпохи продолжали создавать заметные произведения в стиле Наводая . Бендре «Наку Танти» («Четыре струны», 1964) и « Аникетана В поэзии выделяются » Кувемпу (1964). В.К. Гокак выявил врожденные недостатки более развитых западных культур в «Индилла Нале» (1965). [155] Романы в стиле Наводая продолжали иметь успех благодаря таким примечательным произведениям, как « Мукаджия Канасугалу» Каранта («Видения Мукаджи», 1968), где Карант исследовал истоки веры человека в богиню-мать и этапы эволюции цивилизации. Кувемпу «Магалаллали Мадумагалу» («Невеста холмов», 1967) повествует о любовных отношениях, которые существуют на всех уровнях общества. [156]

Двумя классическими романами Масти этой эпохи были «Чаннабасаванаяка» (1950), в которых описывается поражение вождя Биданура Чаннабасава Наяка (на побережье Карнатаки) Хайдером Али в конце 18 века, и «Чикавирараджендра» (1950), в котором описывается падение крошечного королевства. Курга Ост - (под управлением Чикки Вирараджендры ) Британской Индской компании . [157] Общей темой в обеих работах является деспотизм и тирания действующих местных правителей, приводящие к вмешательству иностранной державы, появляющейся на сцене для восстановления порядка, но со своими собственными империалистическими намерениями. [158]

С. Л. Бхираппа , харизматичный молодой писатель, впервые привлек к себе внимание в 1960-х годах своим первым романом «Дхармасри» , хотя именно его «Вамсаврикша» («Генеалогическое древо», 1966) сделало его центром внимания как одного из самых популярных романистов каннады. Это история уважаемого ученого Шринивасы Шротри, его семьи и их давних ценностей. Молодая овдовевшая невестка главного героя желает снова выйти замуж, подвергая риску свою семейную традицию. [159] Лучшим романом Бхираппы того периода был «Грихабханга» («Разрушение дома», 1970), история женщины, выжившей в трагических обстоятельствах. Герои повести простоваты и часто используют вульгарную лексику. [160] Другой его важный роман — «Парва» , главное произведение в художественной литературе каннада, признанное замечательной попыткой воссоздать жизнь на субконтиненте во времена эпоса «Махабхарата». [161]

Сидят слева направо: Масти Венкатеш Айенгар , Д.В. Гундаппа , Кувемпу , М.В. Ситхарамия , К. Шиварам Карант , А.Н. Кришна Рао (Анакру) и Г.П. Раджаратнам.

В 1950-х годах, когда « Прагатишила» снова вошла в мейнстрим Наводая , возникла новая модернистская писательская школа под названием «Навья» . Хотя формально он был открыт В.К. Гокаком с его Навья Кавитегалу («Современные стихи», 1950), именно Гопалакришна Адига лучше всего олицетворял дух движения. Поэзия, а позднее и рассказ, стали наиболее эффективными средствами движения. С уходом эпохи Ганди и ее влияний наступила новая эра, в которой можно выражать современные чувства. Писатели Навья подвергли сомнению проверенные временем стандарты сюжета « Наводая» ; жизнь рассматривалась не как стремление к уже существующим ценностям, а как интроспективный поиск их, изредка рассказанный в технике потока сознания. События и детали все чаще трактовались метафорически, а рассказ становился ближе к поэзии. [162] [163] Гопалакришна Адига считается отцом этой формы выражения благодаря своей книге «Надеду Банда Дари» («Пройденный путь», 1952), где он искал вдохновения у Т. С. Элиота и У. Х. Одена . Среди других его известных стихотворений - «Гондалапура» («Пандемониум», 1954) и «Бхута» (1959). [164]

Г.С. Шиварудрапа оставил свой след в период Навья произведением Мумбаи Джатака («Гороскоп Бомбея», 1966), в котором более подробно рассматривается урбанизированное общество Мумбаи . [165] Слава Шиварудрапы, протеже Кувемпу, пришлась на пик популярности романтических стихов с его « Самагмой» («Песни невозмутимости», 1951), стихотворениями, отличавшимися идеалистической направленностью. Он продолжал писать стихи в том же духе, хотя в более поздних его стихах наблюдается постепенный переход к социальным проблемам с примесью преклонения перед божьим творением. [166] Его критическое эссе «Ануранана» (1980) посвящено поэтам вачана XII века, их традициям, стилю и влиянию на более поздних поэтов. [166]

К.С. Нарасимхасвами оставался выдающимся человеком на протяжении всей этой эпохи, написав такие знаковые стихотворения, как «Силалате» («Скульптурная лиана», 1958) и «Гадиярадангадия Мунде» («Перед магазином часов»). [167] Чандрашекхара Камбар , Чандрашекар Патил, П. Ланкеш и К.С. Ниссар Ахмед - одни из самых известных поэтов Навиа позднего поколения. [165]

Выдающиеся драматурги этого периода — Гириш Карнад , П. Ланкеш , Чандрашекхара Камбара и Чандрашекар Патил. Карнада «Туглак» (1964) изображает насилие, вызванное сбившимся с пути идеализмом. [165] XIV века считающейся важным произведением театра каннада, изображен султан Дели В пьесе , в контрастных стилях , Мохаммад Туглак тиранический и причудливый правитель и в то же время идеалист, который стремился к лучшему для своих подданных. [168] Темой большинства пьес, написанных Карнадом, является история или мифология с упором на их актуальность для современного общества.

Самым известным романом той эпохи был «Самаскара» Урананты Мурти (1965). В романе подробно описаны поиски новых ценностей и идентичности главного героя, брамина, вступившего в половую связь с неприкасаемой любовницей своего противника -еретика . [169] Другая известная работа — «Сварупа» (1966) Пурначандры Теджасви . Ананты Мурти «Прасне» (1963) содержит его лучший сборник рассказов, в том числе «Гаташраддху» , в котором с точки зрения мальчика описывается трагедия, постигшая молодую беременную вдову. В его сборник «Моуни» (1973) вошли рассказы «Навилугулу» («Павлины») и «Клип Джойнт» . [170]

Движение Навья не обошлось без критиков. Сомнения, дилеммы и нерешительность на каждом повороте сюжета приводили к все более изощренному и сложному повествованию, которое некоторые читатели находили неинтересным. Его высмеивали как интеллектуальное упражнение интеллигенции среднего класса; Считалось, что в своей чрезвычайной сложности оно утратило связь с реалиями жизни. Это привело к постепенному упадку школы Навья, поскольку ее вытеснили новые волны школ Навьоттара , Бандайя (протест) и далитов . [162]

Постмодернистские тенденции

[ редактировать ]

С начала 1970-х годов часть писателей, в том числе многие писатели «Навья», начали писать романы и рассказы, направленные против «Навья». Этот жанр назывался Навьоттара и стремился выполнять более социально ответственную роль. [171] [172] Самыми известными авторами этой формы письма были Пурначандра Теджасви и Деванур Махадева . В своем предисловии к почтовому отделению Абачурины Теджасви высказал новаторское наблюдение в отношении преобладающих в то время литературных движений. Теджасви получил награду «Самый творческий роман года» за « Карвало» в 1980 году и «Чидамбара Рахасья» в 1985 году от Академии Сахитья. [171] [172]

Модернизация и вестернизация продолжают формировать чувства и порождать новые литературные техники и жанры. [173] Самыми поразительными событиями в последнее время стали подъем прозаической формы до преобладающей позиции — позиции, которую раньше занимала поэзия, — и колоссальный рост драматической литературы. [173] Совсем недавно бандайя (восстание) и далитская литература , в некотором смысле возврат к временам Прагатишила ( прогрессивизма на первый план вышли Махадевы ). Марикондавару («Те, кто продал себя») и Мудала Симели Коле Гиле Итьяди («Убийство в восточном регионе») являются примерами этой тенденции. [173]

Писатели каннада были удостоены 8 премий Джнанпитха , 63 премий Сахитья Академии и 9 стипендий Сахитья Академи в Индии, а также множества других национальных и международных наград с момента обретения Индией независимости. [22] [24]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Krishnamurti (2003), p. 78; Steever (1998), p. 129, 131.
  2. ^ Рамануджан, А.К. (1973), Говоря о Шиве Хармондсворте: Пингвин, с. 11, ISBN   0-14-044270-7
  3. ^ Перейти обратно: а б Р. С. Мугали (2006), Наследие Карнатаки , стр. 173–175. ISBN   1-4067-0232-3
  4. ^ Каннада литература . (2008). Британская энциклопедия : «Самые ранние записи на каннада - это полноразмерные надписи, датируемые V веком нашей эры. Самым ранним литературным произведением является Кавираджамарга (ок. 850 г. н. э.), трактат о поэтике, основанный на санскритской модели».
  5. ^ Дэвида Кристала ( Языковой словарь Crystal 2001 , стр. 177), «... с надписями, датируемыми концом 6-го века нашей эры, ...
  6. ^ Другие ученые датировали самую раннюю надпись на каннада 450 годом нашей эры ( Мастер 1944 , стр. 297–307), 500 годом нашей эры ( Мугахи 1975 , стр. 2) и «около 500 годами» ( Поллок 2006 , стр. 331–332). Эпиграфист Г.С. Гай датировал его «концом V века н. э. или началом VI века нашей эры» ( Гай 1992 , с. 300–301); эпиграфист, округ Колумбия Сиркар, до «примерно конца VI века» ( Сиркар 1996 , стр. 48)
  7. ^ Звелебил (2008), стр.2
  8. ^ Стивер, С.Б. (1998), с. 129; Кришнамурти (2003), с. 23; Поллок (2007), с. 81; Сахитья Академи, Энциклопедия индийской литературы, том. 2 (1988), с. 1717 г.
  9. ^ Киттель в Rice EP (1921), с. 14
  10. ^ Шастри 1955, стр. 355–365.
  11. ^ Нарасимхачарья (1934), стр. 17, 61.
  12. ^ Перейти обратно: а б Нарасимхачарья (1934), стр. 61–65.
  13. ^ Райс Э.П., (1921), с. 16
  14. ^ Нарасимхачарья (1934), стр. 1, 65; Шастри (1955), стр. 355–366.
  15. ^ Райс EP (1921), с. 17; Камат (1980), стр. 49–50, 67, 88–90, 114–115, 132–134.
  16. ^ Далби (1998), с. 300; Масика (1993), стр. 45–46; Камат (1980), стр. 143–144.
  17. ^ Сахитья Академи (1988), стр. 1474–1475; Шастри (1955), с. 355; Стивер (1998), с. 4
  18. ^ Н. С. Лакшминараян Бхатта в Кавираджамарге, Энциклопедия индийской литературы, том 3, 1994, стр. 2033–2034 гг.; Мугали (1975), с. 13
  19. ^ Сешагири Рао (1994), стр. 2278–2283; Б.Л.Райс (1897), стр. 496–497; Нарасимхачарья (1934), с. 2; Э.П.Райс: (1921), с. 25
  20. ^ Перейти обратно: а б с Шива Пракаш (1997), стр. 166–187.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Шастри (1955), с. 365
  22. ^ Перейти обратно: а б «Детали лауреатов премии Джнанпит» . Официальный сайт Бхаратия Джнанпитх . Бхаратия Джнанпитх. Архивировано из оригинала 13 октября 2007 года . Проверено 13 февраля 2008 г.
  23. ^ Мурти (1997), с. 190
  24. ^ Перейти обратно: а б «Сахитья Академи - Национальная академия литературы Индии» . Награды и стипендии . Сахитья Академия. Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 года . Проверено 6 ноября 2008 г.
  25. ^ См . Открытие и датировка надписи Хальмиди .
  26. ^ Перейти обратно: а б с Нарасимхачарья (1934), с. 17
  27. ^ Перейти обратно: а б с Нарасимхачарья (1934), стр. 61–64.
  28. ^ Перейти обратно: а б Шива Пракаш (1997), стр. 192–200.
  29. ^ Шива Пракаш (1997) с. 163
  30. ^ Шива Пракаш (1997), стр. 167, 202.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Райс EP (1921), с. 59
  32. ^ Сахитья Академи (1987), с. 248
  33. ^ Перейти обратно: а б Пранеш (2003), с. 21
  34. ^ Перейти обратно: а б Шива Пракаш (1997), с. 210
  35. ^ Перейти обратно: а б Нарасимхачарья (1934), с. 29
  36. ^ Шива Пракаш в Айяппапаникере (1997), с. 203
  37. ^ Нарасимхачарья (1934), с. 27
  38. ^ Сахитья Академи (1996), стр. 4002–4003
  39. ^ Перейти обратно: а б Кармаркар (1947), с. 124
  40. ^ Шипли (2007), с. 528
  41. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1717 г.
  42. ^ «Надписи» . Официальный сайт Центрального института индийских языков правительства Индии . Classicalkannada.org. Архивировано из оригинала 24 июня 2013 года . Проверено 29 февраля 2012 г.
  43. ^ Сахитья Академи (1996), с. 4392
  44. ^ Камат (1980), с. 83
  45. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1150
  46. ^ Сахтия Академи (1987), стр. 183–184
  47. ^ Мурти (1997), с. 167
  48. ^ Камат (2001), стр. 277–278.
  49. ^ Мурти (1997), стр. 189–190.
  50. ^ Камат (1980), с. 89
  51. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1699 г.
  52. ^ Райс Б.Л. (1897), с. 326
  53. ^ Сахитья Академи (1988), стр. 1474–1475 гг.
  54. ^ Райс EP, (1921), стр. 25, 28.
  55. ^ Нарасимхачарья (1934), с. 18
  56. ^ Сахитья Академи (1988), стр. 1474, 1699 гг.
  57. ^ Перейти обратно: а б с д и Шастри (1955), с. 356
  58. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1253
  59. ^ Бхат (1993), с. 105
  60. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1180
  61. ^ Райс EP (1921), с. 31
  62. ^ Перейти обратно: а б Сахитья Академи (1987), с. 37
  63. ^ Нарасимхачарья 1934, с. 18
  64. ^ Камат (1980), с. 90
  65. ^ Райс, EP (1921), стр. 31–32.
  66. ^ Перейти обратно: а б с Сахитья Академи (1987), с. 620
  67. ^ Камат (1980), стр. 114, 132–134, 143–144.
  68. ^ Перейти обратно: а б с Нарасимхачарья (1934), с. 68
  69. ^ Райс EP (1921), с. 32
  70. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1149
  71. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1024
  72. ^ Нарасимхачарья (1934), стр. 64–65,
  73. ^ Райс EP (1921), с. 34
  74. ^ Шастри 1955, с. 358
  75. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1475
  76. ^ Деррет и Коэльо в Камате (1980), стр. 124–126.
  77. ^ Нарасимхачарья (1934), стр. 19–21.
  78. ^ Камат (1980), стр. 50–52, 54–56.
  79. ^ Нагарадж в Поллоке (2003), с. 366
  80. ^ Райс EP (1921), стр. 45–46.
  81. ^ Нарасимхачарья (1934), с. 66
  82. ^ Шастри (1955), стр. 361–362.
  83. ^ Перейти обратно: а б с д и Нарасимхачарья (1988), с. 20
  84. ^ Райс EP (1921), с. 60
  85. ^ Перейти обратно: а б Сахитья Академи (1988), стр. 1181
  86. ^ Шастри (1955), с. 362
  87. ^ Перейти обратно: а б с Шастри (1955), с. 364
  88. ^ Шастри (1955), стр. 358–359.
  89. ^ Райс EP (1921), стр. 43–44.
  90. ^ Камат (1980), с. 157
  91. ^ Перейти обратно: а б Шастри (1955), с. 363
  92. ^ Синополи (2003), стр. 130–131
  93. ^ «Собагина Соне» . Официальный сайт Центрального института индийских языков правительства Индии . Classicalkannada.org . Проверено 26 февраля 2012 г.
  94. ^ Перейти обратно: а б Сахитья Академи (1987), с. 38–39
  95. ^ Шринатха называл себя «Карнатадешакатака» (Нарасимхачарья, 1934, стр. 27–28).
  96. ^ Камат (1980), с. 108
  97. ^ Райс EP (1921), с. 42
  98. ^ Перейти обратно: а б Камат (2001), с. 153
  99. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1324
  100. ^ Сахитья Академи (1987), с. 191
  101. ^ Райс Б.Л. в Шастри, 1955, с. 361
  102. ^ Шива Пракаш 1997, стр. 167–168, 178, 181.
  103. ^ Нагарадж, 2003, с. 348
  104. ^ Перейти обратно: а б с д Сахитья Академи (1987), с. 200
  105. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1165
  106. ^ Мурти (2001), с. 67
  107. ^ Айер (2006), с. 93
  108. ^ Шива Пракаш (1997), стр. 196–197.
  109. ^ Райс EP (1921), с. 80
  110. ^ Шива Пракаш (1997), стр. 198–200.
  111. ^ Шива Пракаш (1997), стр. 200–201.
  112. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1551 г.
  113. ^ Нагарадж (2003) с. 377
  114. ^ Нагарадж (2003), с. 378
  115. ^ Пранеш (2003), предисловие к главе, стр. я – iii
  116. ^ Камат (2001), стр. 229–230.
  117. ^ Перейти обратно: а б Нарасимхачарья (1934), стр. 23–26.
  118. ^ Перейти обратно: а б Камат (1980), с. 281
  119. ^ Пранеш (2003), с. 20
  120. ^ Перейти обратно: а б Нарасимхачарья (1934), с. 24
  121. ^ Прасад (1987), с. 16
  122. ^ Прасад (1987), стр. 9–10.
  123. ^ Шива Пракаш (1997), с. 191
  124. ^ Прасад (1987), стр. 5–6.
  125. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 59
  126. ^ Перейти обратно: а б Сахитья Академи (1988), с. 1182
  127. ^ Перейти обратно: а б Сахитья Академи (1988), с. 1077
  128. ^ Пранеш (2003), с. 37–38
  129. ^ Пранеш (2003), с. 37
  130. ^ Пранеш (2003), с. 53
  131. ^ Нарасимхачарья (1934), с. 26
  132. ^ Мурти в Джордже К.М. (1992), с. 167
  133. ^ Перейти обратно: а б Камат (1980), с. 280
  134. ^ Камат (1980), с. 279
  135. ^ Перейти обратно: а б Мурти (1992), стр. 168–169.
  136. ^ Сахитья Академи (1988), стр. 1077–78
  137. ^ Перейти обратно: а б с Мурти (1992), стр. 170–171.
  138. ^ Перейти обратно: а б Мурти (1992), с. 172
  139. ^ Мурти (1992), с. 173–175
  140. ^ Сахитья Академи (1987), с. 413
  141. ^ Мурти (1992), с. 173
  142. ^ Это (1995), с. 148
  143. ^ Перейти обратно: а б Мурти (1992), с. 175
  144. ^ Мурти (1992), с. 174
  145. ^ Пунекар в Sahitya Academi (1992), стр. 4159–4160
  146. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1057
  147. ^ Перейти обратно: а б Мурти (1992), с. 176
  148. ^ Перейти обратно: а б Мурти (1992), с. 177
  149. ^ Мурти (1992), с. 178
  150. ^ Мурти (1992), с. 178–179
  151. ^ Мурти (1992), с. 179
  152. ^ Перейти обратно: а б Мурти (1992), с. 183
  153. ^ Рост романа в Индии 1950–1980, П.К. Раджан, с. 112, 1989, ISBN   81-7017-259-4
  154. ^ Сахитья Академи (1992), с. 4185
  155. ^ Мурти (1992), стр. 179–180.
  156. ^ Мурти (1992), с. 180
  157. ^ Мурти (1992) с. 181
  158. ^ Сахитья Академи (1987), с. 689
  159. ^ Сахитья Академи (1987), с. 429
  160. ^ Мурти (1992), с. 182
  161. ^ Сахитья Академи (1987), с. 430
  162. ^ Перейти обратно: а б Сахитья Академи (1992), с. 4049
  163. ^ Справочник по литературе Индии двадцатого века, Налини Натараджан, Эммануэль Сампат Нельсон, с. 170, 1996, ISBN   0-313-28778-3
  164. ^ Мурти (1992), с. 184
  165. ^ Перейти обратно: а б с Мурти (1992), с. 185
  166. ^ Перейти обратно: а б Сахитья Академи (1992), с. 4031
  167. ^ Мурти (1992), с. 665
  168. ^ Сахитья Академи (1992), с. 4403
  169. ^ Мурти (1992), с. 187
  170. ^ Сахитья Академи (1987), с. 165
  171. ^ Перейти обратно: а б Сахитья Академи (1992), стр. 4308.
  172. ^ Перейти обратно: а б Сахитья Академи (1992), стр. 4309.
  173. ^ Перейти обратно: а б с Мурти (1992), стр. 189.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7da76f1fef1d2eca7dbee54ea5810fd3__1708072620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/d3/7da76f1fef1d2eca7dbee54ea5810fd3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kannada literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)