Ришабханатха
Тиртханкара Ришабханатха | |
---|---|
1-й Тиртханкара | |
Член Тиртханкары , Шалакапуруша , Арихант и Сиддха | |
Другие имена | • Адинатха и Адешвара (первый завоеватель) • Адарша Пуруша (совершенный человек) • Икшваку |
Почитается в | Джайнизм |
Предшественник | Сампратти (последний Тиртханкара предыдущего временного цикла ) |
Преемник | Аджитанатха |
Мантра | Ом Ришабхадева Намах Ом Шри Адинатхая Намах |
Символ | Бык |
Высота | 500 дхануш (1500 метров) [1] |
Возраст | 8,4 миллиона грязи (592,704 х 10 18 годы) [1] [2] [3] |
Дерево | Баньян |
Цвет | Золотой |
Тексты | Ади Пурана Махапурана Бхактамара Стотра |
Пол | Мужской |
Фестивали | Акшая Тритья |
Генеалогия | |
Рожденный | Ршабха |
Умер | |
Родители | |
Супруг | Сумангала в Сунанде [4] [5] |
Дети | • 100 сыновей (в том числе: Чакраварти Бхарата , принц Нами и Камадева Бахубали ) • 2 дочери: Махасати Брахми и Махасати Сундари. Ссылка: [6] |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Ришабханатха ( Деванагари : ऋषभभनाथ), также Ришабхадева ( Деванагари: ऋषभभदेव, ) , Ришабха (Деванагари: ऋषभ, Ṛṣabha ) или Икшваку (Деванагари: Ṛṣabhadeva ), первый тиртханкара (Верховный проповедник) джайнизма . [7] [8] Он был первым из двадцати четырех учителей нынешнего полупериода времени в джайнской космологии, и его называли «создателем брода», потому что его учение помогало пересечь море бесконечных перерождений и смертей . Легенды описывают его как жившего миллионы лет назад. Он был духовным преемником Сампратти Бхагвана, последнего Тиртханкара предыдущего временного цикла. [6] [9] Он также известен как Адинатха (букв. «Первый Господь»), [9] а также Адишвара (первый Джина), Югадидева (первый дэв юги), Пратхамараджешвара (первый Бог-царь) и Набхейя (сын Набхи). [10] [11] Он также известен как Икшваку , основатель династии Икшваку . Наряду с Махавирой , Паршванатхом , Неминатхом и Шантинатхом , Ришабханатха является одним из пяти Тиртханкаров, которые привлекают наибольшее преданное поклонение среди джайнов. [12]
Согласно традиционным источникам, он родился у короля Набхи и королевы Марудеви в северном индийском городе Айодхья , также называемом Винита. [6] У него было две жены, Сумангала и Сунанда. Сумангала описывается как мать его девяноста девяти сыновей (включая Бхарату ) и одной дочери Брахми. Сунанда изображается как мать Бахубали и Сундари. Внезапная смерть Ниланджаны, одного из танцоров, посланных Индрой в зал суда, напомнила ему о преходящей природе мира, и у него появилось желание отречься.
После его отречения легенды, описанные в основных джайнских текстах, таких как » Хемачандры «Тришашти-Шалакапуруша-Чаритра и Адинатчаритра, написанные Ачарьей Вардхамансури, утверждают, что Ришабханатха путешествовал без еды в течение 400 дней. [13] [14] [15] День, в который он получил свою первую ахару (пищу), джайны отмечают как Акшая Тритья . В преданности Ришабханатхе шветамбара-джайны соблюдают 400-дневный пост, во время которого они принимают пищу через день. Эта религиозная практика известна как Варшитап. Пост прерывается в Акшая Тритью . [16] [17] Он достиг Мокши на горе Астхапада (Кайлас). Тексты «Ади-пурана» , Джинасены « Аадесварчаритра» в «Тришашти-Шалакапуруша-чаритре» представляют Хемачандры собой отчеты о событиях его жизни и учения. Его иконография включает в себя древние идолы, такие как храмы Кулпак Тирт и Палитана, а также колоссальные статуи, такие как статуя Ахимсы , Бавангаджи и те, что установлены на холме Гопачал . Его иконы включают одноименного быка в качестве его эмблемы, дерево Ньягродха , Гомукху (бычьего лица) Якшу и Чакрешвари Якши .
Жизнь
[ редактировать ]Ришабханатха известен под многими именами, включая Адинатху, Адишвару, Югадеву и Набхею. [10] Ади-пурана , основной джайнский текст, описывает жизнеописание Ришабханатхи, а также десяти предыдущих воплощений в соответствии с традицией дигамбара. [18] Биография Ришабханатхи в соответствии с традицией Шветамбары встречается в нескольких текстах, таких как » Хемачандры «Тришашти-Шалакапуруша-Чаритра и «Адинатчаритра», написанные Ачарьей Вардхамансури. [15] Джайнская традиция связывает жизнь тиртханкары с пятью благоприятными событиями, называемыми панча кальянака . К ним относятся гарбха (беременность матери), джанма (рождение), дикша (посвящение), кевалягьяна (всеведение) и мокша (освобождение). [2] [19] [20]
Согласно джайнской космологии , Вселенная не имеет временного начала и конца. Это «Всеобщая история». [21] делит цикл времени на две половины ( авасарпини и усарпини ) с шестью арас (спицами) в каждой половине, и циклы продолжают повторяться постоянно. Двадцать четыре Тиртханкары появляются в каждой половине , первый Тиртханкара, основавший джайнизм, каждый раз после разрушения дхармы в конце каждого полупериода времени. Это похоже, но не полностью, на идею разрушения дхармы в конце Кали-юги в индуистской мифологии . В нынешнем временном цикле Ришабханатха считается первым тиртханкарой . Обычно все тиртханкары рождаются в четвертой спице полуцикла. Однако Ришабханатха является исключением, поскольку он родился в конце третьей половины (известной как сукхама-дукхама э ра ). [4] [22] [23]
Ришабханатха считается основателем джайнизма в нынешнем Авсарпини (временном цикле) всеми субтрадициями и сектами джайнизма. [4] [8] Джайнская хронология помещает Ришабханатху в исторические рамки как человека, жившего миллионы лет назад. [6] [9] [24] Считается, что он родился 10 224 лет назад и прожил 8 400 000 пурва (592,704 × 10 18 годы). [1] [2] Его рост описан в джайнских текстах как 500 луков (1312 локтей ), или около 4920 футов/1500 метров. [1] Подобные описания нечеловеческого роста и возраста также встречаются для следующих 21 тиртханкара в джайнских текстах и, по словам Кристи Уайли – ученого из Калифорнийского университета в Беркли, известной своими публикациями по джайнизму. Большинство индологов и ученых считают все первые 22 из 24 Тиртханкар доисторическими. [25] или исторический и часть джайнской мифологии. [1] [26] Однако среди джайнских писателей и некоторых индийских ученых некоторые из первых 22 Тиртханкаров считаются отражением исторических личностей, при этом некоторые признают, что завышенная биографическая статистика является мифом. [27]
По словам Сарвепалли Радхакришнана , профессора сравнительного религиоведения и философии в Оксфорде, который позже стал вторым президентом Индии , есть свидетельства того, что Ришабдеве поклонялись еще в первом веке до нашей эры. Яджурведа [а] упоминает имена трех Тиртханкаров - Ришабхи, Аджитанатхи и Ариштанеми , утверждает Радхакришнан, и « Бхагавата-пурана подтверждает точку зрения, что Ришабха был основателем джайнизма». [28]
Рождение
[ редактировать ]Ришабханатха родился у Набхи и Марудеви , короля и королевы Айодхьи , в девятый день темной половины месяца Чайтра ( caitra krişna navamĩ ). [4] [29] [30] Его связь с Айодхьей делает его священным городом для джайнов, как в индуизме это место рождения Рамы . [6] В джайнской традиции рождение тиртханкары отмечается 14 благоприятными снами матери. Считается, что Марудеви увидела их во второй день Ашадхи (месяца джайнского календаря ) Кришны (новолуния). сны означали рождение чакравартина или тиртханкары . Согласно предполагаемому объяснению Индры Марудеви, [31]
Брак и дети
[ редактировать ]Считается, что у Ришабханатхи было две жены: Сунанда и Сумангала. [4] [32] Утверждается, что Сумангала является матерью девяноста девяти сыновей (включая Бхарату ) и одной дочери Брахми. [4] [33] Считается, что Сунанда является матерью Бахубали и Сундари. [10] В джайнских текстах говорится, что Ришабханатха обучал своих дочерей Брахми и Сундари письменности брахми и науке чисел ( Анк-Видья ) соответственно. [4] Паннавана -сутра (2-й век до н.э.) и Самаваянга-сутра (3-й век до н.э.) аагамов, за которыми следует Шветамбара , перечисляют многие другие письменные сценарии, известные в древней джайнской традиции, из которых сценарий Брахми, названный в честь дочери Ришабхи, возглавляет список. [34] Утверждается, что его старший сын Бхарата правил древней Индией из своей столицы Айодхьи. [35] В джайнских текстах он описывается как справедливый и добрый правитель, не привязанный к богатству или порокам. [36]
Правило, администрация и учение
[ редактировать ]Ришабханатха родился в бхога-бхуми , в эпоху вездесущего счастья. [4] [21] [37] Далее предполагается, что никому не приходилось работать из-за чудесных деревьев, исполняющих желания, называемых калпаврикшас . [4] [21] [37] Утверждается, что люди обратились к королю за помощью из-за того, что с течением времени эффективность деревьев снизилась. [4] [21] [38] Говорят, что Ришабханатха научил их шести основным профессиям. Это были: (1) Аси (владение мечом для защиты), (2) Маси (навыки письма), (3) Криши (сельское хозяйство), (4) Видья (знания), (5) Ваниджья (торговля и коммерция) и (6) ) Шип (поделки). [39] [40] [41] Другими словами, ему приписывают введение карма-бхуми (эпохи действия), основав искусства и профессии, позволяющие домохозяевам поддерживать себя. [21] [42] [43] В джайнизме Ришабханатхе приписывают изобретение и обучение огню, кулинарии и всем навыкам, необходимым для жизни человека. В общей сложности Ришабханатха, как говорят, научил семидесяти двум наукам мужчин и шестидесяти четырем женщинам. [6] Утверждается, что институт брака возник после того, как его брак с Сунандой стал приоритетом. [4] [42] По мнению Пола Дандаса , Ришабханатха в джайнизме, таким образом, является не просто духовным учителем, но тем, кто основал знание в его различных формах. [21] Он изображен как своего рода культурный герой текущего космологического цикла. [21]
Традиционные источники утверждают, что Ришабханатха был первым царем, основавшим свою столицу в Винитанагаре (Айодхья). [39] Утверждается, что он издал первые законы для управления королем. [39] Говорят, что он установил тройную систему варн , основанную на профессиях, состоящих из кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (ремесленников). [21] [39] [44] Говорят, что Бхарата добавил четвертую варну , брамина . к системе [45]
Отречение
[ редактировать ]Джайнские легенды рассказывают о танце небесных танцоров, организованном в зале царских собраний Ришабханатхи Индрой , небесным царем первых небес. [46] Говорят, что Ниланджана, один из танцоров, умер во время серии энергичных танцевальных движений. [45] [47] [48] Говорят, что внезапная смерть Ниланджаны напомнила Ришабханатхе о преходящей природе мира, побудив его отказаться от своего королевства, семьи и материального богатства. [45] [46] [49] Считается, что затем он разделил свое королевство между сотней своих сыновей. [45] Предположительно, Бхарата получил город Айодхья, а Бахубали, как полагают, получил город Таксилу и королевство Гандхара (согласно традиции Шветамбары ). [50] [51] [52] или Поданапур (согласно традиции Дигамбара). [45] [48] Считается, что он стал монахом в саду Сиддхарта, на окраине Айодхьи, под деревом Ашока в девятый день месяца Чайтра Кришна (индуистский календарь). [45] Тиртханкары обычно при посвящении вырывают пять пучков своих волос. Шветамбары В тексте «Тришасти-салака-пуруша-чаритра» упоминается, что Ришабханатха оторвал себе всего четыре пригоршни волос. Как раз в тот момент, когда он собирался вытащить и оторвать пятую пригоршню, Индра попросил его не делать этого, потому что оставшиеся волосы «блестели, как изумруд, на его золотых насадках». [53]
Акшая Тритья
[ редактировать ]Джайны считают, что люди не знали, как предлагать еду монаху, поскольку Ришабханатха был первым. [54] [55] Его правнук, Шрейанса, царь Гаджапура (ныне Хастинапур ), вспомнив свое предыдущее рождение, в котором он предлагал еду джайнскому монаху, принимая во внимание все диетические ограничения и готовя ее без всех недостатков, предложил ему сахарный тростник. сок ( икшу-раса ) с необходимой процедурой для прерывания 400-дневного поста . [55] [56] Джайны празднуют это событие как Акшая трития каждый год в третий день светлой половины месяца Вайшака (обычно апрель). [55] [57] Считается, что это начало ритуала ( ахараданы подношения еды) от мирян нищим. [21]
Всеведение
[ редактировать ]Говорят, что Ришабханатха провел тысячу лет, выполняя аскезы, прежде чем достиг кевала-гьяны (всеведения) под баньяновым деревом в 11-й день фалгун -кришны (месяца по традиционному календарю) после уничтожения всех четырех своих гхати- карм . [6] [55] [58] ( после этого дэвы Предполагается, что небесные существа) создали для него божественные залы для проповедей, известные как самавасараны . [2] Считается, что он дал пять главных обетов для монахов и 12 малых обетов для мирян. [59] Считается, что он основал сангху (четырехкратный религиозный орден), состоящую из нищих и учеников мужского и женского пола. [2] [60] упоминается, что его религиозный орден В Кальпа Сутре состоял из 84 000 садху (монахов-мужчин) и 3 000 000 садхви (монахов-женщин). [61]
Нирвана Кальянака
[ редактировать ]Говорят, что Ришабханатха повсюду проповедовал принципы джайнизма. [60] [62] Предполагается, что он достиг нирваны или мокши , уничтожив все четыре своей агати- кармы . [63] Это отмечается как освобождение его души от бесконечного цикла перерождений, чтобы вечно оставаться на сиддхалоке . В джайнизме считается, что его смерть произошла на Аштападе (также известной как гора Кайлас ) на четырнадцатый день Магха Кришны (индуистский календарь). [62] [64] [65] Предполагается, что его общий возраст на тот момент составлял 84 лакх пурва года, при этом до третьей эры оставалось три года и восемь с половиной месяцев . [49] Согласно джайнским текстам средневековья, Ришабханатха совершал аскетизм в течение миллионов лет, затем вернулся в Аштападу, где постился и выполнял внутреннюю медитацию для своей мокши. Далее они утверждают, что после этого Индра пришел со своими собратьями-богами с небес, чтобы совершить ритуалы того места, где Ришабханатха достиг мокши . [66]
В литературе
[ редактировать ]Ади -пурана поэма IX века — санскритская . [18] X века на языке каннада и комментарий к нему поэта Адикави Пампы (ок. 941 г. н. э.), написанный в стиле Чампу , представляющий собой смесь прозы и стихов и состоящий из шестнадцати песен, повествующий о десяти жизнях Ришабханатхи и двух его сыновей. . [67] [68] В 11 веке монах Шветамбара Ачарья Вардхамансури написал Адинатхчарит , биографию Ришабханатхи длиной в 11 000 стихов на пракрите. Жизнь Господа Ришабханатхи также подробно описана в «Махапуране Джинасены » , «Тришасти-салака-пуруша-чаритре» монаха -шветамбара Ачарьи Хемачандры , «Кальпа-сутре» ( шветамбара -джайнском тексте, написанном Бхадрабаху и содержащем биографии некоторых тиртханкаров), и Джамбудвипа-праджняпти . [69] [70] «Бхактамара Стотра» Ачарьи Манатунги — одна из самых известных молитв, в которых упоминается Ришабханатха. [71] Есть упоминание о Ришабхе в индуистских текстах , например, в Ригведе , Вишну-пуране и Бхагавата-пуране (в 5-й песни). [72] [73] таких как « Бхагаватапурана» , он описывается как аватар Вишну В более поздних текстах , , великого мудреца, известного своей ученостью и аскезами. [69] [74] Ришабханатха также упоминается в буддийской литературе . Здесь говорится о нескольких тиртханкарах и включает в себя Ришабханатху, а также: Падмапрабху , Чандрапрабху , Пушпаданту , Вималанатху , Дхарманатху и Неминатху . Ришабханатха упоминается как В буддийском писании Дхармоттарапрадипа Апта (Тиртханкара). [33]
Иконография
[ редактировать ]Ришабханатху обычно изображают в позе лотоса или кайотсарге , стоячей позе для медитации. Отличительными чертами Ришабханатхи являются его длинные пряди волос, ниспадающие на плечи, и изображение быка в его скульптурах. [75] В соответствии с традицией Шветамбары , почти все идолы, изображающие Ришабханатху, имеют пряди волос на обоих плечах, в соответствии с упоминанием лоха ( выдергивания волос) четырьмя пригоршнями вместо обычных пяти пригоршней в Тришасти-салака-пуруша-чаритре. , что отличает его иконографию от других Тиртханкаров. [53] Большую часть его иконографии, согласно верованиям традиции Шветамбара , можно найти в храмах Палитаны . Волосы Ришабханатхи были изображены на скульптурах первого века нашей эры, найденных в Матхуре и Каузе. [76] Его картины обычно изображают легендарные события его жизни. Некоторые из них включают его женитьбу и выполнение Индрой ритуала, известного как абхишека (посвящение). Иногда его изображают преподносящим чашу своим последователям и обучающим их гончарному искусству, покраске дома или ткачеству. Визит его матери Марудеви также широко показан в живописи. [77] Он также связан с его эмблемой Быка, деревом Ньягродха , Гомукхой (бычьим лицом) Якшей и Чакрешвари Якши . [78]
Статуя Ахимсы , вырезанная из цельной скалы, представляет собой статую Ришабханатхи высотой 108 футов (33 м) (121 фут (37 м), включая постамент) и имеет размер 1840 квадратных футов. Говорят, что это самый высокий джайнский идол в мире. [79] Он расположен на высоте 4343 футов (1324 м) над уровнем моря, на Манги-Тунги холмах недалеко от Нашика (Махараштра). Представители Книги рекордов Гиннеса посетили Манги Тунги и вручили инженеру статуи Ришабхдева высотой 108 футов Ч.Р. Патилу официальный сертификат самого высокого джайнского идола в мире. [80] [81] был установлен 108-футовый идол Ришабхнатхи (Адинатхи) В 2016 году в Палитане . [82]
В Мадхья-Прадеше есть холм Бавангаджа (что означает 52 ярда (156 футов)) недалеко от Барвани с покрытой на вершине фигурой Гомматешвары. Это место важно для джайнских паломников, особенно в день полнолуния в январе. [83] На этом месте есть статуя Ришабанатхи, вырезанная из вулканической породы. [84] Статуя Ришабханатхи высотой 58,4 фута (17,8 м) на холме Гопачал , форт Гвалиор , Мадхья-Прадеш . Тысячи джайнских идолов, в том числе идол Ришабханатхи высотой 58,4 фута, были вырезаны на идоле холма Гопачал с 1398 по 1536 год н.э. правителями династии Томара - Вирамдевом, Дунгаром Сингхом и Кирти Сингхом . [85]
- Статуя Ахимсы , Махараштра , 108 футов (33 м)
- Статуя высотой 108 футов (33 м) в Палитане
- Бавангаджа , Мадхья-Прадеш , 84 фута (26 м)
- Колосс высотой 58,4 фута (17,8 м) на холме Гопачал.
- Идол высотой 45 футов (14 м) в скале в Чандери.
- Идол высотой 25 футов (7,6 м) в Дадабари, Кота.
- Идол в храме Голакот-Джайн
Храмы
[ редактировать ]Ришабханатха — один из пяти наиболее почитаемых Тиртханкаров, наряду с Махавирой, Паршванатхой, Неминатхой и Шантинатхой. [12] Его изображение изображено в различных джайнских храмовых комплексах по всей Индии, и это важные места паломничества в джайнизме. Гора Шатрунджая , например, представляет собой холмистую часть южного Гуджарата , которая, как полагают, была местом, где проповедовали 23 из 24 тиртханкаров вместе с Ришабхой. [86] Считается, что многочисленные монахи достигли здесь освобождения от циклов перерождений, а большой храм на территории комплекса посвящен Ришабхе в память о его просветлении в Айодхье . Центральная икона Ришабхи этого комплекса называется Адинатха или просто Дада (дедушка). По словам Джона Корта , эта икона является наиболее почитаемой из всех икон муртипуджаки , которая, по мнению некоторых представителей джайнской традиции, обладает чудотворной силой. [86] В джайнских текстах Кунти и пять братьев Пандавов из индуистского эпоса Махабхарата пришли на вершину холма, чтобы выразить почтение, и освятили икону Ришабхи в Шатрунджае. [87] Важные храмовые комплексы Ришабхи включают храмы Палитана , храмы Дилвара , Кулпакджи , Кундальпур , Папораджи , Сониджи Ки Насиан , Ришабдео , Сангхиджи , Ханумантал Бада Джайн Мандир , Трилок Тирт Дхам , Павагад и джайнский храм Сарводая .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Неджайнский индуистский текст
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Глазенапп 1925 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б с д и Якоби 1964 , стр. 284–285.
- ^ Сарасвати 1908 , с. 444.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Джайни 2000 , с. 327.
- ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. 64-66.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Далал 2010b , с. 311.
- ^ Циммер 1953 , с. 208-09.
- ^ Jump up to: а б Сангаве 2001 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б с Британика 2000 .
- ^ Jump up to: а б с Умакант 1987 , с. 112.
- ^ Варадпанде 1983 , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б Дандас 2002 , с. 40.
- ^ Пракаш «Баблу», доктор Рави (11 сентября 2021 г.). Индийская философия и религия . Публикации КК.
- ^ Хендрикс, Стив (6 сентября 2022 г.). Старейшее лекарство в мире: приключения в искусстве и науке голодания . Абрамс. ISBN 978-1-64700-002-8 .
- ^ Jump up to: а б Ятиндрасури, Ачарья. «Мемориальный грант Раджендрасури» . jaiqq.org . Проверено 31 мая 2024 г.
- ^ Чемберс, Джеймс (1 июля 2015 г.). Праздничные символы и обычаи, 5-е изд . Infobase Holdings, Inc. ISBN 978-0-7808-1365-6 .
- ^ Фредрикс, Рэнди (20 декабря 2012 г.). Голодание: исключительный человеческий опыт . АвторДом. ISBN 978-1-4817-2379-4 .
- ^ Jump up to: а б Упиндер Сингх 2016 , с. 26.
- ^ Циммер 1953 , с. 195.
- ^ Джайни 1998 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Дандас 2002 , с. 21.
- ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. xiv.
- ^ Далал 2010a , с. 27.
- ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. хв.
- ^ Уайли 2004 , с. XXIX.
- ^ Jestice 2004 , с. 419.
- ^ Сангаве 2001 , стр. 103–104.
- ^ Радхакришнан 1923 , с. 287.
- ^ Виджей К. Джайн, 2015 , с. 181.
- ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. 83.
- ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. 76-79.
- ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. 64–66.
- ^ Jump up to: а б Сангаве 2001 , с. 105.
- ^ Саломон 1998 , с. 9 со сносками.
- ^ Далал 2010b , с. 42.
- ^ Уайли 2004 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Виджей К. Джайн, 2015 г. , с. 78.
- ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с д Натубхай Шах 2004 , с. 16.
- ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. х.
- ^ Сангаве 2001 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Кайлаш Чанд Джайн, 1991 , с. 5.
- ^ Чампат Рай Джайн 1929 , с. 89.
- ^ Джайни 2000 , стр. 340–341.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Натубхай Шах 2004 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Корт 2010 , стр. 25.
- ^ Виджей К. Джайн, 2015 , с. 181-182.
- ^ Jump up to: а б Титце 1998 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Виджей К. Джайн, 2015 г. , с. 182.
- ^ Далал, Roshen (18 апреля 2014 г.). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Пингвин Великобритания. ISBN 978-81-8475-396-7 .
- ^ Наик, профессор Катта Нарасимха Редди, профессор Э. Шива Наги Редди, профессор К. Кришна (31 января 2023 г.). Кальяна Митра: Том 6: Архитектура . Издательство Blue Rose.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ РЕДДИ, профессор д-р ПЕДАРАПУ ЧЕННА (24 февраля 2022 г.). Нагабхарана: последние тенденции в исследованиях джайнизма . Издательство Blue Rose. ISBN 978-93-5611-446-3 .
- ^ Jump up to: а б www.wisdomlib.org (20 сентября 2017 г.). «Часть 1: Посвящение Ришабхи» . www.wisdomlib.org . Проверено 31 мая 2024 г.
- ^ БК Джайн 2013 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с д Натубхай Шах 2004 , с. 18.
- ^ Jestice 2004 , с. 738.
- ^ Титце 1998 , с. 138.
- ^ Кришна и Амирталингам 2014 , с. 46.
- ^ Натубхай Шах 2004 , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б Натубхай Шах 2004 , с. 19.
- ^ Палатка 2001 , стр. 47.
- ^ Jump up to: а б Корт 2010 , стр. 115.
- ^ Далал 2010b , стр. 183, 368.
- ^ Натубхай Шах 2004 , стр. 20–21.
- ^ Корт 2010 , стр. 135.
- ^ Корт 2010 , стр. 121–122.
- ^ Популярные публикации 2000 , с. 78.
- ^ «Попурри Камата: История литературы каннада -II» . kamat.com . Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Джайни 2000 , с. 326.
- ^ Гупта 1999 , с. 133.
- ^ «Шри Бхактамара Мантра (Бхактамара Стотра)» , digambarjainonline.com , заархивировано из оригинала 15 августа 2015 г. , получено 15 августа 2015 г.
- ^ Рао 1989 , стр. 13.
- ^ Донигер 1999 , с. 549.
- ^ Донигер 1993 , с. 243.
- ^ Умакант 1987 , с. 113.
- ^ Вяс 1995 , с. 19.
- ^ Джайн и Фишер 1978 , с. 16.
- ^ Тандон 2002 , с. 44.
- ^ «Джайнское сообщество поздравило Амита Шаха» , The Statesman , Nashik , PTI , 14 февраля 2016 г., заархивировано из оригинала 19 марта 2016 г. , получено 17 декабря 2016 г.
- ^ «Книга рекордов Гиннеса для сертификации кумира Манги Тунги» , The Times of India , 6 марта 2016 г., заархивировано из оригинала 31 мая 2016 г. , получено 17 декабря 2016 г.
- ^ «108-футовый идол Джайн Тиртханкар вошел в «Книгу рекордов Гиннеса» » , The Hindu , 7 марта 2016 г., заархивировано из оригинала 13 мая 2017 г. , получено 17 декабря 2016 г.
- ^ «Палитана, статуя Адинатх дада высотой 108 футов» . Дайник Бхаскар . Проверено 11 марта 2017 г.
- ^ Бхаттачарья 1977 , с. 269.
- ^ Сенгупта 1996 , стр. 596–600.
- ^ «В духовных поисках» , Deccan Herald , 29 марта 2015 г., заархивировано из оригинала 7 ноября 2016 г. , получено 8 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Корт 2010 , стр. 143–144.
- ^ Корт 2010 , стр. 144–145.
Источники
[ редактировать ]- Адишвара-чаритра, книга 1 Тришашти Шалака Пуруша Чаритра , 1931 г.
- Ришабханатха, в Британской энциклопедии , редакторы Британской энциклопедии, 2010 г.
- Студенческая Британника Индия , том. 1–5, Популярный Пракашан , 2000, ISBN. 0-85229-760-2
- Бхаттачарья, Пранаб Кумар (1977), Историческая география Мадхья-Прадеша из ранних записей , Мотилал Банарсидасс , ISBN 0-8426-9091-3
- Корт, Джон Э. (2001), Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-803037-9
- Корт, Джон Э. (2010), Обрамление джины: повествования об иконах и идолах в истории джайнов , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-538502-1
- Далал, Roshen (2010a), Индуизм: Алфавитный путеводитель , Penguin Books, ISBN 978-0-14-341421-6
- Далал, Рошен (2010b), Религии Индии: Краткое руководство по девяти основным конфессиям , Книги Penguin , ISBN 978-0-14-341517-6
- Донигер, Венди , изд. (1993), Пурана Переннис: взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах , State University of New York Press , ISBN 0-7914-1381-0
- Донигер, Венди , изд. (1999), Энциклопедия мировых религий , Мерриам-Вебстер , ISBN 0-87779-044-2
- Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (второе изд.), Routledge , ISBN 0-415-26605-Х
- Гупта, Гьян Сваруп (1999), Индия: от цивилизации долины Инда до Маурьев , Concept Publishing Company, ISBN 978-81-7022-763-2
- Якоби, Герман (1964), Джайна Сутра , Мотилал Банарсидасс
- Джайн, Бабу Камтапрасад (2013), Дигамбаратва аур Дигамбар муни , Бхаратия Джнанпитх , ISBN 978-81-263-5122-0
- Джайн, Чампат Рай (1929), Рисабха Дева - основатель джайнизма , Аллахабад : The Indian Press Limited ,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайн, Джьотиндра ; Фишер, Эберхард (1978), иконография Джайны , ISBN 90-04-05260-7
- Джайн, Кайлаш Чанд (1991), Господь Махавира и его времена , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0805-8
- Джайн, Виджай К. (2015), Сваямбхустотра Ачарьи Самантабхадры: Поклонение двадцати четырех тиртханкаров , Vikalp Printers, ISBN 978-81-903639-7-6 ,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайни, Падманаб С. (1998) [1979], Путь очищения джайнов , Дели : Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1578-5
- Джайни, Падманаб С. (2000), Сборник статей по джайнским исследованиям , Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1691-9
- Джестис, Филлис Г. (2004), Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия , ABC-CLIO , ISBN 978-1-57607-355-1
- Кришна, Нандита ; Амирталингам, М. (2014) [2013], Священные растения Индии , Penguin Books , ISBN 978-93-5118-691-5
- Радхакришнан, С. (1923), Индийская философия , The Macmillan Company
- Рао, Рагхунадха (1989), Индийское наследие и культура , Sterling Publishers Pvt., ISBN 978-81-207-0930-0
- Саломон, Ричард (1998), Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-535666-3
- Сангаве, Вилас Адинатх (2001), Грани джайнологии: избранные исследовательские статьи о джайнском обществе, религии и культуре , Мумбаи: Популярный пракашан, ISBN 81-7154-839-3
- Сарасвати, Даянанд (1908), английский перевод Сатьярта Пракаша (перепечатано в 1970 году)
- Сенгупта, Р. (1996), Исследования в области искусства и археологии Южной Азии , Управление археологии и музеев, правительство Западной Бенгалии.
- Шах, Натубхай (2004) [Впервые опубликовано в 1998 году], Джайнизм: Мир завоевателей , том. Я, Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1938-1
- Шах, Умакант П. (1987), Джайна-рупа-мандана: джайнская иконография , Abhinav Publications, ISBN 81-7017-208-Х
- Сингх, Апиндер (2016), История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века , Pearson Education , ISBN 978-93-325-6996-6
- Тандон, Ом Пракаш (2002) [1968], Святыни Джайны в Индии (1-е изд.), Нью-Дели : Отдел публикаций , Министерство информации и радиовещания , правительство Индии , ISBN 81-230-1013-3
- Титце, Курт (1998), Джайнизм: иллюстрированный путеводитель по религии ненасилия , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1534-6
- Варадпанде, Манохар Лаксман (1983), Религия и театр , Abhinav Publications, ISBN 978-0-391-02794-7
- Вяс, RT, изд. (1995), Исследования в области джайнского искусства, иконографии и смежных предметов , директор Восточного института, от имени регистратора, Университет магистратуры Бароды, Вадодара, ISBN 81-7017-316-7
- фон Глазенапп, Хельмут (1925), Джайнизм: индийская религия спасения , Дели : Мотилал Банарсидасс (перепечатано в 1999 г.), ISBN 81-208-1376-6
- Уайли, Кристи Л. (2004), Исторический словарь джайнизма , Scarecrow Press, ISBN 978-0-8108-6558-7
- Циммер, Генрих (1953) [апрель 1952], Джозеф Кэмпбелл (редактор), Философия Индии , Лондон : Routledge & Kegan Paul Ltd, ISBN 978-81-208-0739-6 ,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .