Супаршванатха
Супаршванатха | |
---|---|
7-й Джайн Тиртханкара | |
Почитается в | Джайнизм |
Предшественник | Падмапрабха |
Преемник | Чандрапрабха |
Символ | Свастика |
Высота | 200 луков (600 метров) |
Возраст | 2 000 000 пурва (141,12 квинтиллиона лет) |
Цвет | Золотой |
Генеалогия | |
Рожденный | |
Умер | |
Родители |
|
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Супаршванатха ( санскрит : सुपार्श्वनाथ Супаршванатха ), также известный как Супаршва , был седьмым джайном Тиртханкарой нынешнего века ( авасарпини ). Он родился у короля Пратиштхи и королевы Притхви в Варанаси 12 Джестха Шукла в клане Икшваку . Говорят, что он достиг мокши в Шикхарджи в шестой день темной половины месяца Пхалгуна .
Джайнская биография
[ редактировать ]Жизнь до отречения
[ редактировать ]Супаршванатха был седьмым джайнским Тиртханкаром нынешнего века ( авасарпини ). [ 1 ] Он родился у короля Пратиштхи и царицы Притхви в Варанаси 12 Джестха Шукла в клане Икшваку . [ 2 ] построен храм, посвященный Супаршванатхе . В Бхадаини, Варанаси, в память о рождении Супаршванатхи [ 3 ] [ 4 ] За девять месяцев до рождения Супаршванатхи царице Притхиви привиделись шестнадцать самых благоприятных снов . [ 5 ] Супаршванатха провел 5 лакх пурва в юности ( кумара кала ) и правил Своим царством 14 лакх пурва и 20 пурванга ( раджья кала ). [ 6 ] Супаршванатха был женат и правил после своего отца, царя Пратиштхи. Он вел дела государства и заботился о благополучии личности. [ 7 ]
Отречение
[ редактировать ]Согласно джайнским легендам, когда он увидел, как опадают листья с деревьев и увядают цветы, он отказался от мирской жизни. Он отдал свое королевство своему сыну и стал джайнским аскетом. Через 9 месяцев затем обрел Кевала Джняну (всеведение). Говорят, что после многих лет распространения своих знаний он достиг нирваны в Саммеде Шикхарджи в шестой день темной половины месяца Пхалгуна . [ 7 ] [ 6 ]
Ученики
[ редактировать ]Согласно джайнским текстам, Балладатта Свами был лидером учеников Супаршванатхи и за 20 тысяч лет он также достиг нирваны. [ 6 ]
Как историческая личность
[ редактировать ]также Говорят, что в Яджурведе упоминается имя Супаршванатхи, но его значение другое. Это эпитет Бога, который означает «Пречистый Господь».
« Махавагга» В книге Кхандхака (1.22.13), буддийском тексте , упоминается храм Супаршванатхи, расположенный в Раджгире во времена Гаутамы Будды . [ 8 ]
В Матхуре есть старая ступа с надписью 157 г. н.э. Эта надпись сообщает, что изображение тиртханкара Аранатхи было установлено у ступы, построенной богами. Однако Сомадева Сури заявил в «Яштилаке» и «Джинапрабха Сури» в «Вивидха Тиртха Кальпа» , что ступа была возведена для Супаршванатхи. [ 8 ]
Поклонение
[ редактировать ]Сваямбхустотра Ачарьи Самантабхадры — это поклонение двадцати четырех Тиртханкаров . Его пять шлок ( афоризмов ) посвящены Тиртханкаре Супаршванатхе . [ 9 ]
Как неодушевленное оборудование (например, транспортное средство) требует для своего функционирования одушевленного существа (человека), так и тело, которое душа принимает в качестве своей оболочки, требует для своего функционирования души. Тело отвратительно, дурно пахнет, тленно и является источником беспокойства, и поэтому бесполезно иметь к нему привязанность. О Господь Супаршванатха, это твоя милостивая заповедь.
- Сваямбхустотра (7-2-32) [ 10 ]
Супаршванатха связан с эмблемой Нандаварты (Диг.) и Свастики (Св.), деревом Сириша, Варанандином (Диг.) и Матангой (Св.), Якшей , Кали (Диг.) и Сантой (Св.) Якши . [ 11 ] [ 12 ]
В литературе
[ редактировать ]Супаснатх Чарьям был составлен во время правления Мокхала в 1422–1423 годах в Дилваре. [ 13 ]
Иконография
[ редактировать ]Супаршванатху обычно изображают в позе лотоса или кайотсарги. Статуи и картины изображают его голову, защищенную многоголовой змеей, развернутой веером, как зонтик. [ 14 ]
Иконография змеиного капюшона не уникальна для Супаршванатхи; он также встречается над иконами Паршванатхи , 23-го из 24 тиртханкар , но с небольшим отличием. [ 15 ] Змеиный капюшон Супаршванатхи имеет пять голов, а на иконах Паршванатхи встречается семиголовый (или более) змей. Статуи обоих тиртханкар со змеиными капюшонами были найдены в Уттар-Прадеше и Тамилнаде и датируются V-X веками. [ 16 ] [ 17 ]
В отличие от Паршванты, который изображается со змеиными кольцами позади тела, Супаршва изображается со змеиным капюшоном только над головой. Свастичная эмблема Супаршвы вырезана (или отштампована) под его ногами в качестве идентификатора иконы. [ 18 ] [ 12 ] [ 19 ]
-
Супаршванатха, ок. 900 г. н.э., Музей Нортона Саймона.
-
Бронзовый идол Супаршванатхи XVI века, Художественный музей Гонолулу.
-
Джайнская скульптура чаумукхи с Супаршванатхом и тремя другими тиртханкарами, I век
-
Супаршва посередине и Паршва с обеих сторон, джайнский храм, Деогарх
-
Супаршванатха с якшей Варанандином и якши Кали
-
Супаршватха в храме Биджолии Джайн
Главные храмы
[ редактировать ]- Храм Супаршванатха, Павагадх
- Мандарагири
- Шри Мандавагад Тиртх, Манду
- Супаршаванатх Джайн Басади, Бхадаини
- Супаршаванатх Джайн Басади, Нарлай : предположительно, ему более 1000 лет. [ 20 ]
-
Храм Супаршаванатх в Ранакпуре
-
Храм Супаршванатха возле Джайн-гхата , Варанаси
-
Супаршванатха Басади, Шраванабелагола
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Tukol 1980 , p. 31.
- ^ Сингх 2015 .
- ^ Сингх 2009 , с. 54.
- ^ Лодха 2013 , с. 544.
- ^ Джайн 2015 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б с Джайн 2015 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б Джайн 2009 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б Джайн 2009 , с. 77.
- ^ Джайн 2015 , с. 44-50.
- ^ Джайн 2015 , с. 45.
- ^ Тандон 2002 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Титце 1998 , с. 5.
- ^ Нирадж и Нираджа 1991 , с. 9.
- ^ Корт 2010 , стр. 385.
- ^ Корт 2010 , стр. 278–279.
- ^ Гарвард и Тиртханкара Супаршванатха .
- ^ Пал, Хайлер и Корт 2016 , стр. 204.
- ^ Харрелл 2013 , с. 124-125.
- ^ Шах 1987 , с. 139.
- ^ Мехта 1970 , с. 130.
Источники
[ редактировать ]- Джонсон, Хелен М. (1931), Супаршванатачаритра (Книга 3.5 Тришашти Шалака Пуруша Чаритра) , Восточный институт Барода
- Джайн, Виджай К. (2015), Сваямбхустотра Ачарьи Самантабхадры: Поклонение двадцати четырех тиртханкаров , Vikalp Printers, ISBN 9788190363976 ,
Без авторских прав
- Тандон, Ом Пракаш (2002) [1968], Святыни Джайны в Индии (1-е изд.), Нью-Дели : Отдел публикаций , Министерство информации и радиовещания , правительство Индии , ISBN 81-230-1013-3
- Тукол, Т.К. (1980), Сборник джайнизма , Дхарвад: Университет Карнатаки.
- Джайн, Арун Кумар (2009), Вера и философия джайнизма , Издательство Gyan, ISBN 9788178357232 , получено 23 сентября 2017 г.
- Корт, Джон Э. (2010), Обрамление джины: повествования об иконах и идолах в истории джайнов , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-538502-1
- Шах, Умакант Премананд (1987), Джайна-рупа-мандана: джайнская иконография , том. 1, Публикации Абхинава, ISBN 978-81-7017-208-6
- Пал, Пратападитья; Хайлер, Стивен П.; Корт, Джон Э. (2016), Пуджа и благочестие: индуистское, джайнское и буддийское искусство Индийского субконтинента , University of California Press , ISBN 978-0-520-28847-8
- Гарвард, «Из коллекции Гарвардского художественного музея Тиртханкара Супаршванатха в Кайотсарге, или Стоячая медитация, поза и защита пятиголовой наги» , www.harvardartmuseums.org
- Титце, Курт (1998), Джайнизм: иллюстрированный путеводитель по религии ненасилия , Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-81-208-1534-6
- Сингх, Бинай (25 августа 2015 г.), «Четверо джайнов Тиртханкара, родившихся в Варанаси» , The Times of India
- Нирадж, Джай Сингх; Нираджа, Джаясимха (1991), Великолепие живописи Раджастана , Abhinav Publications, ISBN 9788170172673
- Лодха, Джайн Чанчалмал (2013), История освалов , Panchshil Publications, ISBN 9788192373027
- Сингх, Рана (2009), Банарас: создание города-наследия Индии , Cambridge Scholars Publishing, ISBN 9781443815796
- Мехта, Джод Синха (1970), Абу в Удайпур (от Небесной Симлы до Города Восхода) , Мотилал Банарсидасс
- Харрелл, Д. Фокс (2013), Phantasmal Media: подход к воображению, вычислениям и выражению , MIT Press , ISBN 9780262019330