Аджива
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Аджива ( санскрит ) — это все, что не имеет души или жизни, полная противоположность « дживе » (душе). Поскольку аджива не имеет жизни, она не накапливает карму и не может умереть. Примеры адживы включают стулья, компьютеры, бумагу, пластик и т. д.
Пять категорий адживы
[ редактировать ]В джайнизме существует пять категорий, адживу . к которым можно отнести [1] Из них четыре категории: Дхарма (среда движения), Адхарма (среда покоя), Акаша (пространство) и Пудгала (материя) описываются как асти-кая дравья (субстанции, составные части которых простираются в пространстве), тогда как пятой категории Кала – это анасти-кая дравья (не имеющая протяженности в пространстве). [2]
Дхарма-Астикая
[ редактировать ]Дхармастикайя образована из двух слов: Дхарма и Астикайя. Дхарма здесь относится не к религии, а к средству движения. Сам Астикай состоит из двух слов: Асти и Кая. Асти означает пространство, тело или модус, а Кая означает сбор. Итак, Астикайя означает совокупность пространств или регионов. Дхармастикайя обозначает среду движения вещей во вселенной. В отсутствие этой среды живые существа (т.е. джива ) не смогли бы двигаться.
Адхарма-Астикая
[ редактировать ]Адхармастикайя также образована из двух слов: Адхарма и Астикайя. Адхарма в данном случае означаетсредство покоя. В отсутствие этой среды живые существа или джива постоянно двигались бы.
Акаша-Астикая
[ редактировать ]Бесконечность пространства, называемая на санскрите акашей , разделена джайнской философией на две части, а именно: локакаша (лока+акаша), то есть пространство, занимаемое вселенной, и алокакаша (не и локакаша), часть за пределами вселенной. Локакаша — это часть, в которой находятся остальные пять субстанций, то есть Дживы , Материя, Время, Дхарма и Адхарма; но алокакаша — это область чистого пространства, не содержащего никакой другой субстанции и лежащего, простирающегося во все стороны за пределы трёх миров (вся вселенной). [3] На вершине локаши находится Сиддхашила ( обитель освобожденных душ). [4]
Пудгала-Астикая
[ редактировать ]Слово Пудгала состоит из двух терминов: Пуд означает дополнение (интеграция) и Гала означает распад (разделение). Другими словами, то, что постоянно изменяется путем дополнения и/или разделения ( пурайанти галанти ча ), называется Пудгалой или материей . Вся материя во Вселенной называется Пудгала. Пудгала имеет форму и форму . Пудгалу можно ощутить, прикоснувшись, попробовав, понюхав или увидев. [5] [6] Как и Джива, Пудгала также подвижна. Согласно джайнизму кармы , частицы , которые прикрепляются к нашим душам, также являются Пудгалой. Пудгалу можно разделить и подразделить только до определенной степени, и дальнейшее разделение ее невозможно. Эта неделимая часть Пудгалы, которая отделена от главной Пудгалы, называется Параману. Параману гораздо более мелкий, чем даже атом . Когда Параману прикреплен к главной пудгале, его называют Прадешей. Эти субатомные Параманусы слишком малы, чтобы их можно было обнаружить обычным зрением, но их можно комбинировать. Таким образом, когда параману объединяется с одним или несколькими другими параманами, они называются скандхами и более или менее похожи на молекулы . Часть скандхи называется деша. Такие скандхи могут быть большими или маленькими. Маленькие скандхи могут быть невидимы для глаза, но их можно увидеть, когда комбинации крупнее.
Кала
[ редактировать ]Кала относится к времени, которое приносит изменения. Прошлое, настоящее и будущее представляют собой разные виды времени и измеряются годами, месяцами, днями, часами, минутами или секундами. Для практических целей секунда оказывается лучшей мерой времени. Однако джайнизм признает очень малую меру времени, известную как самайя , которая составляет бесконечно малую долю секунды .
Кала (время) бесконечна, но существуют циклы ( калачакры в ней ). Каждый цикл, имеющий две эры равной продолжительности, описывается как авасарпини и утсарпини . Первая — это нисходящая эпоха, в которой добродетель постепенно уменьшается. Последняя представляет собой эпоху восхождения, в которой происходит обратное. Нынешняя эпоха считается прежней. [7]
Indivisible time = 1 Samaya (smallest unit of measurement)
Бесчисленные Самайи = 1 Авалика
16 777 216 Публикаций = 1 Мухурт (48 минут)
30 Мухурт = 1 день и ночь.
15 дней и ночей = 1 Пакша
2 Пакши = 1 месяц
12 месяцев = 1 год
Бесчисленные годы = 1 Палиопам
1 000 000 000 000 000 (один квинтиллион) Палиопама = 1 Сагаропама; один квинтиллион это 1 000 000 000 000 000 000
1 000 000 000 000 000 Сагаропамов = 1 Утсарпини или Авасарпини
1 Утсарпини или Авасарпини = 1 Кальчакра (один временной цикл)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джордж 2008 , с. 328.
- ^ Шарма, К. (1997). Критический обзор индийской философии , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0365-5 , стр.62.
- ^ Джайн, Чампат Рай (1975). Ключ знаний (Третье изд.). Нью-Дели: принтеры сегодня и завтра. стр. 518–520.
- ^ Шарма, К. (1997). Критический обзор индийской философии , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0365-5 , стр.64
- ^ Джайни 1998 , с. 90.
- ^ «Спаршарасагандхаварнавантах пудгалах» - Умасвати , Таттвартхадхигама-сутра , т.23
- ^ Друзья, М. (1993, переиздание 2000 г.). Очерки индийской философии , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-1099-6 , стр. 159–60.
Источники
[ редактировать ]- Джордж, Венсус А. (2008), Пути к божественному: древние и индийские , том. XII, Совет по исследованию ценностей и философии , ISBN 978-1-56518-248-6
- Джайни, Падманаб С. (1998) [1979], Путь очищения джайнов , Дели : Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1578-5