Jump to content

Дравья

(Перенаправлено с Дравья (джайнизм) )

Классификация шести вечных субстанций

Дравья ( санскрит : द्रव्य ) означает субстанцию ​​или сущность. Согласно джайнской философии , Вселенная состоит из шести вечных субстанций: чувствующих существ или душ ( дживы ), неживой субстанции или материи ( пудгала ), принципа движения ( дхарма ), принципа покоя ( адхарма ), пространства. ( акаша ) и время ( кала ). [1] [2] Последние пять объединены в адживу (неживое). Согласно санскритской этимологии, дравья означает субстанцию ​​или сущность, но может также означать реальные или фундаментальные категории. [2]

Джайнские философы отличают вещество от тела или вещи, объявляя первое простым элементом или реальностью, а второе — соединением одного или нескольких веществ или атомов. Они утверждают, что возможно частичное или полное разрушение тела или вещи, но никакая дравья не может быть уничтожена. [3] Школа индийской философии Вайшешика также занимается концепцией дравьи . [4]

Классификация и значение в джайнизме

[ редактировать ]
Таблица, показывающая классификацию дравьи и астикаи

Дравья в джайнизме — это фундаментальные сущности, называемые астикая (буквально «совокупность, которая существует»). [5] Считается, что они вечны и являются онтологическими строительными блоками, которые составляют и объясняют все существование, независимо от того, воспринимается оно или нет. [5] [6] Согласно традициям джайнизма Шветамбара и Дигамбара, существует шесть вечных субстанций: Душа ( джива ), Материя ( пудгала ), Пространство ( акаша ), движение ( Дхарма ), покой ( Адхарма ) и «Время» ( кала ). [7] [а] [5] [9] В обеих традициях субстанция пространства концептуализируется как «мировое пространство» ( локакаша ) и «немировое пространство» ( алокиакаша ). Далее и душа, и материя рассматриваются как активные онтологические субстанции, а остальные – как неактивные. [7] Другая категоризация, встречающаяся в джайнской философии, - это джива и аджива , причем последняя представляет собой все дравья , которые не являются дживой . [5] [6]

Из шести дравий пять, за исключением времени, были описаны как астикаи , то есть расширения или конгломераты. Поскольку, как и конгломераты, они имеют множество пространственных точек, их называют астикая . В чувствующей субстанции и в средах движения и покоя есть бесчисленные точки пространства, а в пространстве — бесчисленные точки; в материи они троичны (т.е. исчислимы, бесчисленны и бесконечны). Время имеет только одно; поэтому это не конгломерат. [10] Поэтому соответствующие конгломераты или расширения называются — дживастикая (расширение или конгломерат души), пудгаластикайя (конгломерат материи), дхармастикайя (конгломерат движения), адхармастикайя (конгломерат покоя) и акастикая (космические конгломераты). Вместе они называются панкастикая или пять астикая . [11]

Джива (живое существо)

[ редактировать ]

Джива в джайнизме означает «душа», ее также называют дживатман . [12] Это основная концепция и фундаментальный фокус джайнской теологии. [5] [13] Считается, что душа вечна и представляет собой субстанцию, которая претерпевает постоянные изменения в каждой жизни, после каждого возрождения живого существа. [5] [14] По джайнской мысли, джива состоит из чистого сознания, обладает врожденной «свободной волей», которая заставляет ее действовать, но считается неосязаемой и бесформенной. [5] Именно душа испытывает существование и обретает знание, а не разум и тело, которые считаются кучей материи. [15] [16] Джайнская философия далее считает, что душа является механизмом перерождения и накопления кармы. Он одинакового размера у всех живых существ, таких как человек, крошечное насекомое и большой слон. джива присутствует повсюду, наполняя и пропитывая каждую мельчайшую часть всей локи (царства существования). Согласно джайнизму, [15] Душа обладает потенциалом достичь всеведения и вечного блаженства, а также положить конец циклам перерождений и связанных с ними страданий, что является целью джайнской духовности. [15] [17]

Согласно джайнской философии , эта вселенная состоит из бесконечных джив или душ, которые не созданы и существуют всегда. Есть две основные категории душ: неосвобожденные мирские воплощенные души, которые все еще подвержены переселениям и перерождениям в этой самсаре из-за кармического рабства , и освобожденные души , свободные от рождения и смерти. Все души по своей сути чисты, но находятся в рабстве кармы с безначальных времен. Душа должна приложить усилия, чтобы искоренить карму, обрести свою истинную и чистую форму.

X века Джайнский монах Немичандра описывает душу в Дравьясамграхе : [18]

Чувствующая субстанция (душа) характеризуется функцией понимания, бестелесна, совершает действия (деятель), соразмерна собственному телу. Это наслаждающийся (своими действиями), находящийся в мире перерождения (сансары) (или) освобожденный ( мокша ) (и) обладающий внутренним движением вверх.

- Дравьясамграха (2)

Качества души — четана (сознание) и упйога (знание и восприятие). Хотя душа переживает и рождение, и смерть, на самом деле она не уничтожается и не создается. Распад и возникновение относятся соответственно к исчезновению одного состояния и появлению другого состояния, и это всего лишь состояния души. Таким образом, Джива со своими атрибутами и модусами, блуждая в сансаре (вселенной), может потерять свою особую форму и принять новую. Опять же, эта форма может быть утрачена, а оригинал приобретен. [19]

дживы Считается, что бывают двух типов: стационарные и мобильные. Иллюстрацией первых являются растения, тогда как движущиеся дживы включают в себя такие примеры, как люди, животные, боги, адские существа и насекомые. [20] В джайнской философии дживы далее классифицируются по определенному количеству чувств, которое варьируется от одного до пяти органов чувств. [20] Инертный мир, такой как воздух, огонь или ком земли, который в современной науке считается бессмысленным, в исторических текстах джайнизма утверждается как живой и обладающий чувственными способностями. [21]

Аджива (пять неживых существ)

[ редактировать ]

в джива Считается, что своем функционировании полагается на другую дравью . [5] Джайнская философия полностью отделяет тело (материю) от души (сознания). [7] Души обитают в телах и бесконечно путешествуют через самсару (то есть сферы существования через циклы перерождений и повторных смертей). [22] Аджива состоит из всего, кроме дживы . [23] В джайнизме считается, что жизненные процессы, такие как дыхание, средства познания, такие как язык, все эмоциональные и биологические переживания, такие как удовольствие и боль, состоят из пудгалы (материи). Они взаимодействуют с таттвой или реальностью, создавая, связывая, уничтожая или освобождая частицы кармы от души. [24] [25] По мнению Дандаса, Дхарму как метафизическую субстанцию ​​в джайнской философии можно понимать как «то, что несет», а не буквальный смысл обычного физического движения. Таким образом, дхарма включает в себя всю речевую и умственную деятельность, способствующую карме и очищению души. [20]

Пудгала (материя)

[ редактировать ]

Материя подразделяется на твердую, жидкую, газообразную, энергетическую, тонкую кармическую материю и сверхтонкую материю, то есть первичные частицы. Параману , или высшая частица (атомы или субатомные частицы), является основным строительным блоком всей материи. Оно во все времена обладает четырьмя качествами, а именно: цветом ( варна ), вкусом ( раса ), запахом ( гандха ) и определенным видом осязаемости ( спарша , прикосновение). [26] Одним из качеств параману и пудгалы является постоянство и неразрушимость. Он комбинирует и меняет свои виды, но его основные качества остаются прежними. [27] Ее нельзя ни создать, ни уничтожить, и общее количество материи во Вселенной остается прежним.

Дхармастикаай

[ редактировать ]

Дхармастикаай означает принципы Движения, пронизывающие всю вселенную. Дхармастика и Адхармастика сами по себе не являются движением или покоем, но опосредуют движение и покой в ​​других телах. Без Дхармастики движение невозможно. Среда движения помогает материи и разумным существам, склонным к движению, двигаться, как вода (помогает) рыбам. Однако оно не приводит в движение тех, кто не движется. [28]

Адхармастикаай

[ редактировать ]

Без адхармастики во Вселенной невозможны покой и стабильность. Принцип покоя помогает материи и разумным существам, которые склонны оставаться неподвижными, как тень помогает путешественникам. Оно не стабилизирует тех, кто движется. [29] По словам Чампат Рай Джайн :

Необходимость адхармастики как сопутствующей причины покоя, то есть прекращения движения, ясно увидит всякий, кто задаст себе вопрос, как дживы и материальные тела поддерживают себя, придя в состояние покоя из состояния движения. . Очевидно, что гравитация не подойдет, поскольку она связана с определением направления, в котором может двигаться движущееся тело... [30]

Акаша (пространство)

[ редактировать ]

Пространство – это субстанция, вмещающая в себя живые души, материю, принцип движения, принцип покоя и время. Оно всепроникающее, бесконечное и состоит из бесконечных точек пространства. [31]

деньги (время)

[ редактировать ]

Согласно джайнизму, Кала — это реальная сущность, и считается, что она является причиной преемственности и преемственности. Чампат Рай Джайн в своей книге «Ключ знания» писал: [30]

...Время как субстанция, помогающая другим вещам совершать их «временные» вращения, можно представить только в виде вращающихся столбов. Что эти вращающиеся столбы, как мы назвали единицы Времени, ни в коем случае не могут быть поняты как части вращающихся вокруг них субстанций, это ясно из того факта, что они необходимы для существования всех других субстанций, включая души и атомы материи, которые являются простыми конечными единицами, и их нельзя представить как несущие булавку, каждая из которых могла бы вращаться. Следовательно, время следует рассматривать как отдельную субстанцию, которая помогает другим субстанциям и вещам в их непрерывном движении.

Философы-джайны называют субстанцию ​​Времени Нишчайским Временем, чтобы отличить ее от вьявхара (практического) Времени, которое является мерой продолжительности — часов, дней и тому подобного. [30]

Атрибуты Дравьи

[ редактировать ]

Эти вещества имеют некоторые общие свойства или гуны, такие как: [32]

  • Аститва (существование): нерушимость; постоянство; способность, благодаря которой вещество не может быть разрушено.
  • Вастутва (функциональность): способность, благодаря которой вещество выполняет функцию.
  • Дравятва (изменяемость): способность, с которой он всегда меняется в модификациях.
  • Прамеятва (познаваемость): способность, благодаря которой что-то известно кому-то или является предметом знания.
  • Агурулахутва (индивидуальность): способность, благодаря которой один атрибут или субстанция не становится другим и субстанция не теряет атрибутов, группировка которых образует саму субстанцию.
  • Прадешатва (пространственность): способность иметь какое-то местоположение в пространстве.

Есть некоторые специфические признаки, отличающие дравья друг от друга: [32]

  • Четанатва (сознание) и амуртавта (нематериальность) являются общими атрибутами класса субстанций души или дживы.
  • Ачетанатва (несознание) и муртатва (материальность) являются атрибутами материи.
  • Ачетанатва (несознание) и амуртавта (нематериальность) являются общими для Движения, Покоя, Времени и Пространства.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Онтологические категории и определение дхармы как движения и адхармы как покоя являются уникальными для джайнизма среди индийских религий. [8] Однако, как и в других индийских религиях, дхарма в джайнизме также означает «моральная добродетель», тогда как адхарма также означает «безнравственность, неэтичное поведение». [7]
  1. ^ Ачарья Немичандра; Налини Бальбир (2010) с. 1 Введения
  2. ^ Перейти обратно: а б Граймс, Джон (1996). Стр.118–119.
  3. ^ Чампат Рай Джайн 1917 , с. 15.
  4. ^ «Вайшешика | Атомизм, Реализм, Дуализм | Британника» . www.britanica.com . Проверено 2 апреля 2024 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Дандас 2002 , стр. 93–94.
  6. ^ Перейти обратно: а б Джайни 1998 , стр. 81–89.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д «Дравья – джайнизм» , Британская энциклопедия , заархивировано из оригинала 1 апреля 2016 г. , получено 12 мая 2016 г.
  8. ^ Дандас 2002 , с. 95.
  9. ^ Донигер 1999 , с. 551.
  10. ^ Ачарья Немичандра; Налини Бальбир (2010), стр. 12–13.
  11. ^ JC Sikdar (2001) стр. 1107
  12. ^ Лонг 2013 , стр. 83–85.
  13. ^ Джайни 1998 , стр. 97–101.
  14. ^ Лонг 2013 , стр. 122–125.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Дандас 2002 , стр. 94–95.
  16. ^ Чампат Рай Джайн 1929b , стр. 15–16.
  17. ^ Джайни 1998 , с. 97–106.
  18. ^ Ачарья Немичандра; Налини Бальбир (2010) с. 4
  19. ^ Наянар, проф. А. Чакраварти (2005). стихи 16–21
  20. ^ Перейти обратно: а б с Дандас 2002 , стр. 95–96.
  21. ^ Кристофер Ки Чаппл (2001), Живой космос джайнизма: традиционная наука, основанная на экологической этике. Архивировано 16 августа 2015 г. в Wayback Machine , Daedalus , MIT Press, Vol. 130, № 4, стр. 207–224.
  22. ^ Уайли 2009 , с. 91.
  23. ^ Дандас 2002 , стр. 93–96.
  24. ^ Дандас 2002 , стр. 96–98.
  25. ^ Звуки 2000 , стр. 75–88.
  26. ^ Джайни 1998 , с. 90.
  27. ^ Граймс, Джон (1996). п. 249
  28. ^ Ачарья Немичандра; Налини Балбир (2010) стр.10
  29. ^ Ачарья Немичандра; Налини Бальбир (2010) стр.11
  30. ^ Перейти обратно: а б с Джайн, Чампат Рай (1975). Ключ знаний (Третье изд.). Нью-Дели: принтеры сегодня и завтра. п. 520 –530.
  31. ^ Ачарья Немичандра; Налини Балбир (2010), стр. 11–12.
  32. ^ Перейти обратно: а б Ачарья Немичандра; Дж. Л. Джайни (1927) с. 4 (введение)

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e2b09bf20c1be8a604b0cd75faf14eaf__1719879960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/af/e2b09bf20c1be8a604b0cd75faf14eaf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dravya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)