Дравья
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Дравья ( санскрит : द्रव्य ) означает субстанцию или сущность. Согласно джайнской философии , Вселенная состоит из шести вечных субстанций: чувствующих существ или душ ( дживы ), неживой субстанции или материи ( пудгала ), принципа движения ( дхарма ), принципа покоя ( адхарма ), пространства. ( акаша ) и время ( кала ). [1] [2] Последние пять объединены в адживу (неживое). Согласно санскритской этимологии, дравья означает субстанцию или сущность, но может также означать реальные или фундаментальные категории. [2]
Джайнские философы отличают вещество от тела или вещи, объявляя первое простым элементом или реальностью, а второе — соединением одного или нескольких веществ или атомов. Они утверждают, что возможно частичное или полное разрушение тела или вещи, но никакая дравья не может быть уничтожена. [3] Школа индийской философии Вайшешика также занимается концепцией дравьи . [4]
Классификация и значение в джайнизме
[ редактировать ]Дравья в джайнизме — это фундаментальные сущности, называемые астикая (буквально «совокупность, которая существует»). [5] Считается, что они вечны и являются онтологическими строительными блоками, которые составляют и объясняют все существование, независимо от того, воспринимается оно или нет. [5] [6] Согласно традициям джайнизма Шветамбара и Дигамбара, существует шесть вечных субстанций: Душа ( джива ), Материя ( пудгала ), Пространство ( акаша ), движение ( Дхарма ), покой ( Адхарма ) и «Время» ( кала ). [7] [а] [5] [9] В обеих традициях субстанция пространства концептуализируется как «мировое пространство» ( локакаша ) и «немировое пространство» ( алокиакаша ). Далее и душа, и материя рассматриваются как активные онтологические субстанции, а остальные – как неактивные. [7] Другая категоризация, встречающаяся в джайнской философии, - это джива и аджива , причем последняя представляет собой все дравья , которые не являются дживой . [5] [6]
Из шести дравий пять, за исключением времени, были описаны как астикаи , то есть расширения или конгломераты. Поскольку, как и конгломераты, они имеют множество пространственных точек, их называют астикая . В чувствующей субстанции и в средах движения и покоя есть бесчисленные точки пространства, а в пространстве — бесчисленные точки; в материи они троичны (т.е. исчислимы, бесчисленны и бесконечны). Время имеет только одно; поэтому это не конгломерат. [10] Поэтому соответствующие конгломераты или расширения называются — дживастикая (расширение или конгломерат души), пудгаластикайя (конгломерат материи), дхармастикайя (конгломерат движения), адхармастикайя (конгломерат покоя) и акастикая (космические конгломераты). Вместе они называются панкастикая или пять астикая . [11]
Джива (живое существо)
[ редактировать ]Джива в джайнизме означает «душа», ее также называют дживатман . [12] Это основная концепция и фундаментальный фокус джайнской теологии. [5] [13] Считается, что душа вечна и представляет собой субстанцию, которая претерпевает постоянные изменения в каждой жизни, после каждого возрождения живого существа. [5] [14] По джайнской мысли, джива состоит из чистого сознания, обладает врожденной «свободной волей», которая заставляет ее действовать, но считается неосязаемой и бесформенной. [5] Именно душа испытывает существование и обретает знание, а не разум и тело, которые считаются кучей материи. [15] [16] Джайнская философия далее считает, что душа является механизмом перерождения и накопления кармы. Он одинакового размера у всех живых существ, таких как человек, крошечное насекомое и большой слон. джива присутствует повсюду, наполняя и пропитывая каждую мельчайшую часть всей локи (царства существования). Согласно джайнизму, [15] Душа обладает потенциалом достичь всеведения и вечного блаженства, а также положить конец циклам перерождений и связанных с ними страданий, что является целью джайнской духовности. [15] [17]
Согласно джайнской философии , эта вселенная состоит из бесконечных джив или душ, которые не созданы и существуют всегда. Есть две основные категории душ: неосвобожденные мирские воплощенные души, которые все еще подвержены переселениям и перерождениям в этой самсаре из-за кармического рабства , и освобожденные души , свободные от рождения и смерти. Все души по своей сути чисты, но находятся в рабстве кармы с безначальных времен. Душа должна приложить усилия, чтобы искоренить карму, обрести свою истинную и чистую форму.
X века Джайнский монах Немичандра описывает душу в Дравьясамграхе : [18]
Чувствующая субстанция (душа) характеризуется функцией понимания, бестелесна, совершает действия (деятель), соразмерна собственному телу. Это наслаждающийся (своими действиями), находящийся в мире перерождения (сансары) (или) освобожденный ( мокша ) (и) обладающий внутренним движением вверх.
- Дравьясамграха (2)
Качества души — четана (сознание) и упйога (знание и восприятие). Хотя душа переживает и рождение, и смерть, на самом деле она не уничтожается и не создается. Распад и возникновение относятся соответственно к исчезновению одного состояния и появлению другого состояния, и это всего лишь состояния души. Таким образом, Джива со своими атрибутами и модусами, блуждая в сансаре (вселенной), может потерять свою особую форму и принять новую. Опять же, эта форма может быть утрачена, а оригинал приобретен. [19]
дживы Считается, что бывают двух типов: стационарные и мобильные. Иллюстрацией первых являются растения, тогда как движущиеся дживы включают в себя такие примеры, как люди, животные, боги, адские существа и насекомые. [20] В джайнской философии дживы далее классифицируются по определенному количеству чувств, которое варьируется от одного до пяти органов чувств. [20] Инертный мир, такой как воздух, огонь или ком земли, который в современной науке считается бессмысленным, в исторических текстах джайнизма утверждается как живой и обладающий чувственными способностями. [21]
Аджива (пять неживых существ)
[ редактировать ]в джива Считается, что своем функционировании полагается на другую дравью . [5] Джайнская философия полностью отделяет тело (материю) от души (сознания). [7] Души обитают в телах и бесконечно путешествуют через самсару (то есть сферы существования через циклы перерождений и повторных смертей). [22] Аджива состоит из всего, кроме дживы . [23] В джайнизме считается, что жизненные процессы, такие как дыхание, средства познания, такие как язык, все эмоциональные и биологические переживания, такие как удовольствие и боль, состоят из пудгалы (материи). Они взаимодействуют с таттвой или реальностью, создавая, связывая, уничтожая или освобождая частицы кармы от души. [24] [25] По мнению Дандаса, Дхарму как метафизическую субстанцию в джайнской философии можно понимать как «то, что несет», а не буквальный смысл обычного физического движения. Таким образом, дхарма включает в себя всю речевую и умственную деятельность, способствующую карме и очищению души. [20]
Пудгала (материя)
[ редактировать ]Материя подразделяется на твердую, жидкую, газообразную, энергетическую, тонкую кармическую материю и сверхтонкую материю, то есть первичные частицы. Параману , или высшая частица (атомы или субатомные частицы), является основным строительным блоком всей материи. Оно во все времена обладает четырьмя качествами, а именно: цветом ( варна ), вкусом ( раса ), запахом ( гандха ) и определенным видом осязаемости ( спарша , прикосновение). [26] Одним из качеств параману и пудгалы является постоянство и неразрушимость. Он комбинирует и меняет свои виды, но его основные качества остаются прежними. [27] Ее нельзя ни создать, ни уничтожить, и общее количество материи во Вселенной остается прежним.
Дхармастикаай
[ редактировать ]Дхармастикаай означает принципы Движения, пронизывающие всю вселенную. Дхармастика и Адхармастика сами по себе не являются движением или покоем, но опосредуют движение и покой в других телах. Без Дхармастики движение невозможно. Среда движения помогает материи и разумным существам, склонным к движению, двигаться, как вода (помогает) рыбам. Однако оно не приводит в движение тех, кто не движется. [28]
Адхармастикаай
[ редактировать ]Без адхармастики во Вселенной невозможны покой и стабильность. Принцип покоя помогает материи и разумным существам, которые склонны оставаться неподвижными, как тень помогает путешественникам. Оно не стабилизирует тех, кто движется. [29] По словам Чампат Рай Джайн :
Необходимость адхармастики как сопутствующей причины покоя, то есть прекращения движения, ясно увидит всякий, кто задаст себе вопрос, как дживы и материальные тела поддерживают себя, придя в состояние покоя из состояния движения. . Очевидно, что гравитация не подойдет, поскольку она связана с определением направления, в котором может двигаться движущееся тело... [30]
Акаша (пространство)
[ редактировать ]Пространство – это субстанция, вмещающая в себя живые души, материю, принцип движения, принцип покоя и время. Оно всепроникающее, бесконечное и состоит из бесконечных точек пространства. [31]
деньги (время)
[ редактировать ]Согласно джайнизму, Кала — это реальная сущность, и считается, что она является причиной преемственности и преемственности. Чампат Рай Джайн в своей книге «Ключ знания» писал: [30]
...Время как субстанция, помогающая другим вещам совершать их «временные» вращения, можно представить только в виде вращающихся столбов. Что эти вращающиеся столбы, как мы назвали единицы Времени, ни в коем случае не могут быть поняты как части вращающихся вокруг них субстанций, это ясно из того факта, что они необходимы для существования всех других субстанций, включая души и атомы материи, которые являются простыми конечными единицами, и их нельзя представить как несущие булавку, каждая из которых могла бы вращаться. Следовательно, время следует рассматривать как отдельную субстанцию, которая помогает другим субстанциям и вещам в их непрерывном движении.
Философы-джайны называют субстанцию Времени Нишчайским Временем, чтобы отличить ее от вьявхара (практического) Времени, которое является мерой продолжительности — часов, дней и тому подобного. [30]
Атрибуты Дравьи
[ редактировать ]Эти вещества имеют некоторые общие свойства или гуны, такие как: [32]
- Аститва (существование): нерушимость; постоянство; способность, благодаря которой вещество не может быть разрушено.
- Вастутва (функциональность): способность, благодаря которой вещество выполняет функцию.
- Дравятва (изменяемость): способность, с которой он всегда меняется в модификациях.
- Прамеятва (познаваемость): способность, благодаря которой что-то известно кому-то или является предметом знания.
- Агурулахутва (индивидуальность): способность, благодаря которой один атрибут или субстанция не становится другим и субстанция не теряет атрибутов, группировка которых образует саму субстанцию.
- Прадешатва (пространственность): способность иметь какое-то местоположение в пространстве.
Есть некоторые специфические признаки, отличающие дравья друг от друга: [32]
- Четанатва (сознание) и амуртавта (нематериальность) являются общими атрибутами класса субстанций души или дживы.
- Ачетанатва (несознание) и муртатва (материальность) являются атрибутами материи.
- Ачетанатва (несознание) и амуртавта (нематериальность) являются общими для Движения, Покоя, Времени и Пространства.
См. также
[ редактировать ]- Таттва
- Дравьясамграха X века. - джайнский текст
Примечания
[ редактировать ]- ^ Онтологические категории и определение дхармы как движения и адхармы как покоя являются уникальными для джайнизма среди индийских религий. [8] Однако, как и в других индийских религиях, дхарма в джайнизме также означает «моральная добродетель», тогда как адхарма также означает «безнравственность, неэтичное поведение». [7]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ачарья Немичандра; Налини Бальбир (2010) с. 1 Введения
- ^ Перейти обратно: а б Граймс, Джон (1996). Стр.118–119.
- ^ Чампат Рай Джайн 1917 , с. 15.
- ^ «Вайшешика | Атомизм, Реализм, Дуализм | Британника» . www.britanica.com . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Дандас 2002 , стр. 93–94.
- ^ Перейти обратно: а б Джайни 1998 , стр. 81–89.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Дравья – джайнизм» , Британская энциклопедия , заархивировано из оригинала 1 апреля 2016 г. , получено 12 мая 2016 г.
- ^ Дандас 2002 , с. 95.
- ^ Донигер 1999 , с. 551.
- ^ Ачарья Немичандра; Налини Бальбир (2010), стр. 12–13.
- ^ JC Sikdar (2001) стр. 1107
- ^ Лонг 2013 , стр. 83–85.
- ^ Джайни 1998 , стр. 97–101.
- ^ Лонг 2013 , стр. 122–125.
- ^ Перейти обратно: а б с Дандас 2002 , стр. 94–95.
- ^ Чампат Рай Джайн 1929b , стр. 15–16.
- ^ Джайни 1998 , с. 97–106.
- ^ Ачарья Немичандра; Налини Бальбир (2010) с. 4
- ^ Наянар, проф. А. Чакраварти (2005). стихи 16–21
- ^ Перейти обратно: а б с Дандас 2002 , стр. 95–96.
- ^ Кристофер Ки Чаппл (2001), Живой космос джайнизма: традиционная наука, основанная на экологической этике. Архивировано 16 августа 2015 г. в Wayback Machine , Daedalus , MIT Press, Vol. 130, № 4, стр. 207–224.
- ^ Уайли 2009 , с. 91.
- ^ Дандас 2002 , стр. 93–96.
- ^ Дандас 2002 , стр. 96–98.
- ^ Звуки 2000 , стр. 75–88.
- ^ Джайни 1998 , с. 90.
- ^ Граймс, Джон (1996). п. 249
- ^ Ачарья Немичандра; Налини Балбир (2010) стр.10
- ^ Ачарья Немичандра; Налини Бальбир (2010) стр.11
- ^ Перейти обратно: а б с Джайн, Чампат Рай (1975). Ключ знаний (Третье изд.). Нью-Дели: принтеры сегодня и завтра. п. 520 –530.
- ^ Ачарья Немичандра; Налини Балбир (2010), стр. 11–12.
- ^ Перейти обратно: а б Ачарья Немичандра; Дж. Л. Джайни (1927) с. 4 (введение)
Источники
[ редактировать ]- Донигер, Венди , изд. (1999), Энциклопедия мировых религий , Мерриам-Вебстер, ISBN 978-0-87779-044-0
- Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (второе изд.), Лондон и Нью-Йорк: Routledge, ISBN 978-0-415-26605-5
- Граймс, Джон (1996), Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке , Нью-Йорк: SUNY Press, ISBN 0-7914-3068-5
- Чампат Рай Джайн (1917), Практический путь , Издательство Central Jaina
- Джайн, Чампат Рай (1929), Практическая Дхарма , Индийская пресса,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайни, Падманаб С. (1998) [1979], Путь очищения джайнов , Дели : Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1578-5
- Лонг, Джеффри Д. (2013), Джайнизм: Введение , IB Tauris, ISBN 978-0-85771-392-6
- Наянар, проф. А. Чакраварти (2005), Панкастикаясара Ачарьи Кундакунды , Нью-Дели: принтер и издатель «Сегодня и завтра», ISBN 81-7019-436-9
- Ачарья Немичандра; Налини Бальбир (2010), Дравьясамгрха: Изложение шести субстанций , (на пракрите и английском языке) Pandit Nathuram Premi Research Series (том 19), Мумбаи: хинди Грантх Карьялай , ISBN 978-81-88769-30-8
- Сикдар, Дж.К. (2001), «Понятие материи», в Nagendra Kr. Сингх (редактор), Энциклопедия джайнизма , Нью-Дели: Anmol Publications, ISBN 81-261-0691-3
- Сони, Джаяндра (2000), «Основы джайнской эпистемологии», Philosophy East and West , 50 (3): 367–377, JSTOR 1400179
- Уайли, Кристи Л. (2009), От А до Я джайнизма , том. 38, Пугало, ISBN 978-0-8108-6337-8