Таттва (джайнизм)
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Классические элементы |
---|
Джайнская философия объясняет, что девять ( традиция Шветамбара ) или семь (традиция Дигамбара) таттв (истин или фундаментальных принципов) составляют реальность. [1] Это: [2]
- джива – душа, характеризующаяся сознанием
- аджива – не-душа
- пунья (дело милостыни) – которое очищает душу и приносит счастье другим.
- папа (греховные поступки) – которые оскверняют душу
- асрава (приток) – приток благоприятной и злой кармической материи в душу.
- бандха (рабство) – взаимное смешение души и кармы .
- самвара (остановка) – препятствие притоку кармической материи в душу.
- нирджара (постепенная диссоциация) – отделение или отпадение частей кармической материи от души.
- мокша (освобождение) – полное уничтожение всей кармической материи (связанной с какой-либо конкретной душой).
Говорят, что знание этих реалий необходимо для освобождения души. Секта Дигамбара верит только в 7 таттв (все перечисленные, кроме пунья и папа) , тогда как секта Шветамбара верит во все 9 из них. Однако секта дигамбаров включает в себя две таттвы внутри ашравы и бандхи. Таким образом, верования и философия обеих сект остаются прежними.
Обзор
[ редактировать ]Первые две — это две онтологические категории душевной дживы и недушевной адживы , а именно аксиома их существования. Третья истина заключается в том, что, совершая полезные (позитивные) действия или положительную карму , человек испытывает комфорт и счастье в будущем или будущем рождении. Четвертая истина является полной противоположностью третьей – совершение негативной кармы приводит к невзгодам и боли в будущем. Пятая истина заключается в том, что посредством взаимодействия, называемого йогой , между двумя субстанциями, душой и недушой, кармическая материя втекает в душу ( ашраву ), цепляется за нее, превращается в карму , а шестая истина действует как фактор связывание ( бандха ), ограничивающее проявление присущего ему сознания. Седьмая истина гласит, что остановка ( самвара ) новой кармы возможна посредством аскетизма, практики правильного поведения, веры и знания. Усиление аскетизма сжигает имеющуюся карму – эта восьмая истина выражается словом нирджара . Последняя истина заключается в том, что когда душа освобождается от влияния кармы, она достигает цели учения джайнов, а именно освобождения или mokṣaмокша [3] В Шветамбары текстах пунья , или духовные заслуги, и папа , или духовные недостатки, причисляются к фундаментальным истинам. [4] В текстах Дигамбары число таттв равно семи, поскольку и пунья , и папа включены в ашраву или бандху . [5] Согласно дигамбарскому тексту, Сарвартхасиддхи , переводит С.А. Джайн:
Нет необходимости включать их (достоинства и недостатки), поскольку они подразумеваются под притоком и рабством. Если бы это было так, то упоминание о притоке и т. д. было бы излишним, поскольку они включены в душу и не-душу. Нет, это не является ненужным. Здесь освобождение является основной темой произведения. Так что об этом надо упомянуть. И этому (освобождению) предшествует цикл рождений и смертей. Приток и рабство являются основными причинами переселения. Остановка и постепенное разъединение — главные причины освобождения. Поэтому они упоминаются по отдельности, чтобы указать главные причины и следствия. Известно, что частное, заключенное в общем, упоминается отдельно по необходимости. [2]
Однако в шветамбарских текстах, а также в шветамбарской версии Таттвартха -сутры последние две таттвы учитываются отдельно, а не внутри какой-либо другой таттвы, поскольку они также считаются фундаментальными истинами. Это просто потому, что у них может не быть другого определения, и это важные соображения. [6]
Джива
[ редактировать ]Джайнизм верит, что души ( дживы ) существуют как реальность, имея отдельное существование от тела, в котором они обитают. Джива характеризуется четаной (сознанием) и упайогой (знанием и восприятием). [7] Хотя душа переживает и рождение, и смерть, на самом деле она не уничтожается и не создается. Распад и возникновение относятся соответственно к исчезновению одного состояния души и появлению другого состояния, причем это всего лишь состояния души. [8]
Айва
[ редактировать ]Адживы — это пять неживых субстанций, которые вместе с дживой составляют вселенную . Они есть:
- Пудгала ( материя ). Материя подразделяется на твердую, жидкую, газообразную, энергетическую, тонкие кармические материалы и сверхтонкую материю или высшие частицы. [9] Параману, или первичные частицы, считаются основным строительным блоком всей материи. Одним из качеств Параману и Пудгалы является постоянство и неразрушимость. Он комбинирует и меняет свои виды, но его основные качества остаются прежними. Согласно джайнизму, его нельзя ни создать, ни уничтожить.
- Дхарма-таттва (среда движения ) и Адхарма-таттва (среда покоя). Они также известны как Дхармастикая и Адхармастикая . Они уникальны для джайнской мысли и описывают принципы движения и покоя. Говорят, что они пронизывают всю вселенную. Дхарма-таттва и адхарма-таттва сами по себе не являются движением или покоем, но опосредуют движение и покой в других телах. Без дхармастикаи движение невозможно, а без адхармастикаи невозможен покой во Вселенной.
- Акаша (пространство). Пространство — это субстанция, вмещающая в себя души, материю, принцип движения, принцип покоя и время. Оно всепроникающее, бесконечное и состоит из бесконечных точек пространства.
- Кала (время). время Согласно джайнизму, — это реальная сущность, и все действия, изменения или модификации могут быть достигнуты только во времени. В джайнизме время сравнивается с колесом с двенадцатью спицами, разделенным на нисходящую и восходящую половины с шестью ступенями, каждая из которых имеет огромную продолжительность, оцениваемую в миллиарды сагаропамы или океанских лет. [10] Согласно джайнам, печаль увеличивается на каждой прогрессивной стадии нисхождения, а счастье и блаженство возрастают на каждой прогрессивной стадии восхождения.
Пунья
[ редактировать ]Совершение полезных действий приводит к привязке пуньи (хорошей кармы ) к душе. Священные писания Шветамбары описывают несколько преимуществ привязки пуньи к душе. Душа может переродиться в знатном доме или хорошей семье (высокая готра-карма ), как в случае с Тиртханкарами . Душа может достичь высокого статуса или превосходной и праведной жизни. Это лишь несколько случаев из многих, которые являются положительными результатами выполнения пуньи. Причина, по которой шветамбары считают ее фундаментальной истиной, заключается в том, что она не имеет другого определения и является важным принципом в достижении окончательной истины мокши. [11]
Папа
[ редактировать ]Папа относится к карме , которая связывает душу при совершении греховных действий. Считается, что любое действие, которое по своей сути греховно, как описано в агамах, привязывает папу к душе. Совершая негативные действия, которые приводят к привязке папы к душе, душе становится трудно достичь просветления и возможной мокши. Последствия связывания папы заставляют душу страдать от боли и невзгод в будущих или будущих рождениях. несколько негативных последствий привязки папы описано В канонических писаниях к душе . Некоторые из них включают рождение в бедной семье, немощи, практически полное отсутствие доступа к знаниям и ложное поклонение. [12]
Ашрава
[ редактировать ]Ашрава (приток кармы ) относится к влиянию тела и ума, заставляющему душу генерировать карму. Это происходит, когда кармические частицы притягиваются к душе из-за вибраций, создаваемых деятельностью ума, речи и тела. [13]
Ашрава , то есть приток кармы , происходит, когда кармические частицы притягиваются к душе из-за вибраций, создаваемых деятельностью ума, речи и тела. [14] В Таттвартха-сутре , 6:1–2 говорится: [15] «Деятельность тела, речи и ума называется йогой . Это тройное действие приводит к ашраве, или притоку кармы». [16]
Кармический приток за счет йоги , движимый страстями и эмоциями, вызывает долговременный приток кармы, продлевающий цикл перевоплощений. С другой стороны, кармические наплывы из-за действий, не обусловленных страстями и эмоциями, имеют лишь преходящий, кратковременный кармический эффект. [17] [18]
Бандха
[ редактировать ]Кармы имеют эффект только тогда, когда они связаны с сознанием. Эта привязка кармы к сознанию называется бандхой . Однако йога или занятия сами по себе не создают рабства. Из многих причин рабства страсть считается главной причиной рабства. Кармы буквально связаны из-за липкости души из-за существования различных страстей или умственных предрасположенностей. [13]
Самвара
[ редактировать ]Самвара – это остановка кармы . Первый шаг к освобождению или реализации себя — это увидеть, что все каналы, по которым карма текла в душу, были перекрыты, чтобы никакая дополнительная карма не могла накапливаться. Это называется остановкой притока кармы ( самвара ). [19] Есть два вида самвары : та, которая связана с умственной жизнью ( бхава-самвара ), и та, которая относится к удалению кармических частиц ( дравья-самвара ). Эта остановка возможна благодаря самоконтролю и свободе от привязанностей. Практика обетов, осторожность, самоконтроль, соблюдение десяти видов дхармы, медитация и устранение различных препятствий, таких как голод, жажда и страсть, останавливают приток кармы и защищают душу от нечистот свежего. карма.
в Нирьяре
[ редактировать ]Нирджара – это избавление или разрушение уже накопившейся кармы. Нирджара бывает двух типов: психический аспектудаления кармы ( бхава-нирджара ) и разрушения частицкарма ( дравья-нирджара ). [19] Карма может истощить себя в своем естественном ходе, когда ее плоды полностью исчерпаны. При этом никаких усилий не требуется. Оставшуюся карму необходимо устранить посредством покаяния ( авипака-нирджара ). Душа подобна зеркалу, которое выглядит тусклым, когда на его поверхность оседает пыль кармы. Когда карма устраняется разрушением, душа сияет в своей чистой и трансцендентной форме. Тогда он достигает цели мокши .
Мокша
[ редактировать ]Мокша ( мокша ) означает освобождение, спасение или освобождение души. Согласно джайнизму , мокша — это достижение совершенно иного состояния души, полностью свободного от кармического рабства, свободного от сансары (цикла рождения и смерти). Это означает удаление всех нечистот кармической материи и тела, характеризующегося присущими душе качествами, такими как знание и блаженство, свободное от боли и страданий. [20] Правильная вера, правильное знание и правильное поведение (вместе) составляют путь к освобождению. [21] Говорят, что освобожденная душа достигла своей истинной и первозданной природы бесконечного блаженства, бесконечного знания и бесконечного восприятия. В джайнизме это высшая и благороднейшая цель, к достижению которой должна стремиться душа. Фактически, это единственная цель, которую должен иметь человек; другие цели противоречат истинной природе души. Вот почему джайнизм также известен как мокшамарга или «путь к освобождению».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джайн 1992 , с. 6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джайн 1992 , с. 7.
- ^ * Сони, Джаяндра (1998). Крейг, Э. (ред.). «Джайнская философия» . Философская энциклопедия Рутледжа . Лондон: Рутледж. Архивировано из оригинала 22 июля 2006 года . Проверено 5 марта 2008 г.
- ^ «Упрощенный джайнизм, глава 2 - Нав Таттвы» . public.websites.umich.edu . Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Сангви, Сухлал (1974). Таттвартха Сутра Умара Святых Отца Перевод К.К. Дикшита. Ахмадабад: Институт индологии LD.
- ^ Джаганнатха Арья. Кальпа Сутра и Нава Таттва Стивенсон Дж. 1848 .
- ^ Наянар, проф. А. Чакраварти (2005). Панчастикаясара Ачарьи Кундакунды . Нью-Дели: принтер и издатель сегодня и завтра. ISBN 81-7019-436-9 . , в Гате 16
- ^ Наянар, проф. А. Чакраварти (2005). Панчастикаясара Ачарьи Кундакунды . Нью-Дели: принтер и издатель сегодня и завтра. ISBN 81-7019-436-9 . , в Гате 18
- ^ Шах, Натубхай (1998). Джайнизм: Мир завоевателей . Том I и II. Сассекс: Издательство Sussex Academy Press. ISBN 1-898723-30-3 .
- ^ Джеймс, Эдвин Оливер (1969). Сотворение и космология: историческое и сравнительное исследование . Нидерланды: БРИЛЛ. ISBN 90-04-01617-1 . п. 45
- ^ Джаганнатха Арья. Кальпа Сутра и Нава Таттва Стивенсон Дж. 1848 .
- ^ Джаганнатха Арья. Кальпа Сутра и Нава Таттва Стивенсон Дж. 1848 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джайни, Падманабх (1998), Путь очищения джайнов , Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс, стр. 112, ISBN 81-208-1578-5
- ^ Джайни, Падманабх (1998). Джайнский путь очищения . Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1578-5 . стр.112
- ^ Кун, Герман (2001). Карма, Механизм: Создай свою судьбу . Вунсторф, Германия: Издательство Crosswind. ISBN 3-9806211-4-6 . п. 26
- ^ Татиа, Натмал (1994). Таттвартха Сутра: То, что принадлежит Вачака Умасвати (на санскрите и английском языке). Лэнхэм, доктор медицины: Роуман Альтамира. ISBN 0-7619-8993-5 . стр.151
- ^ Татиа, Натмал (1994) стр.152
- ^ Кун, Герман (2001). стр.33
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Т.Г. Калхатги, Философия Востока и Запада, Vol. 15, № 3/4 (июль – октябрь 1965 г.), стр. 229–242 University of Hawai Press.
- ^ Джайн 1992 , с. 2.
- ^ Джайн 2011 , с. 2.
Источники
[ редактировать ]- Джайн, С.А. (1992), Реальность , Jwalamalini Trust,
не защищено авторскими правами
- Джайн, Виджай К. (2011), Таттвартсутра Ачарьи Умасвами , Vikalp Printers, ISBN 978-81-903639-2-1 ,
Без авторских прав