Джайнские термины и понятия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2014 г. ) |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Основные положения джайнизма
[ редактировать ]- У каждого живого существа есть душа.
- Каждая душа потенциально божественна и обладает врожденными качествами бесконечного знания, бесконечного восприятия, бесконечной силы и бесконечного блаженства. Будьте доброжелательны ко всем живым существам..
- Поэтому относитесь к каждому живому существу как к самому себе и никому не причиняйте вреда.
- Каждая душа рождается небесным, человеческим, недочеловеческим или адским существом в соответствии со своей кармой.
- Каждая душа является архитектором своей жизни, здесь или в будущем.
- Когда душа освобождается от кармы, она обретает сознание Бога (бесконечное знание, бесконечное восприятие, бесконечная сила и бесконечное блаженство) и становится освобожденной.
- Правильный взгляд, правильное знание и правильное поведение (тройные жемчужины джайнизма) открывают путь к этой реализации.
- Ненасилие (ахимса) является основой правильной веры, условием правильного знания и ядром правильного поведения.
- Контролируйте свои чувства.
- Ограничьте свое имущество и ведите чистую жизнь, приносящую пользу себе и другим. Владение объектом само по себе не является собственничеством; однако привязанность к объекту - это собственничество
- Наслаждайтесь обществом святых и более достойных, будьте милостивы к страждущим и будьте терпимы к тем, кто склонен к разврату.
- Душе трудно достичь четырех вещей: человеческого рождения, познания закона, веры в него и следования по правильному пути.
- Важно не тратить человеческую жизнь на зло. Вместо этого нам следует стремиться подняться по лестнице духовной эволюции. [1]
Фундаментальные принципы (таттвы)
[ редактировать ]Джайнскую философию можно описывать по-разному, но наиболее приемлемой традицией является описание ее с точки зрения Таттв или основ. [2] Не зная их, невозможно продвинуться к освобождению. Они есть:
- Джива – Души и живые существа
- Аджива – Неживые существа
- Ашрава – Приток кармы.
- Бандха – рабство кармы.
- Самвара – прекращение притока кармы.
- Нирджара – избавление от кармы.
- Мокша – освобождение или спасение
Каждый из этих фундаментальных принципов подробно обсуждается и объясняется джайнскими учеными. [3] Есть два примера, которые можно использовать для интуитивного объяснения вышеуказанного принципа.
(1) Мужчина плывет на деревянной лодке, чтобы добраться до другого берега реки. Теперь человек — это Джива, лодка — это аджива. Теперь лодка течет, и вода течет внутрь. Приток воды — это Ашрава, а накопление — Бандх. Теперь мужчина пытается спасти лодку, блокируя дыру. Эта закупорка — Самвара , а выплеск воды наружу — Нирджара. Теперь мужчина пересекает реку и достигает пункта назначения — Мокши.
Девять веществ
[ редактировать ]Девять веществ объясняются как:Рассмотрим семью, живущую в доме. Однажды они наслаждались свежим прохладным ветерком, проникающим в открытые двери и окна дома. Однако погода внезапно изменилась и превратилась в ужасную пыльную бурю. Семья, поняв, что гроза, закрыла двери и окна. Но к тому времени, как они смогли закрыть все двери и окна, часть пыли уже успела попасть в дом. Закрыв двери и окна, они принялись убирать попавшую пыль, чтобы снова сделать дом чистым.
Этот простой сценарий можно интерпретировать следующим образом:
- Дживы представлены живыми людьми.
- Аджива представлен домом.
- Пунья представляет собой наслаждение от прохладного ветерка.
- Пап представлен дискомфортом, вызванным штормом.
- Ашрава представлена притоком пыли.
- Бандх символизирует скопление пыли в доме.
- Самвара символизирует закрытие дверей и окон, чтобы остановить накопление пыли.
- Нирджара представляет собой уборку уже собранной пыли в доме.
- Мокша представлена очищенным домом, что аналогично сбрасыванию с души всех кармических частиц.
Джайвс (душа)
[ редактировать ]
Существует пять классов существ:
Одночувственные существа ( Экендрия Джива ) обладают:
- Чувство осязания
Двучувственные существа (Бейндрия Джива) обладают:
- Чувство осязания
- Чувство вкуса
Трехчувственные существа (Триндрия Джива) обладают:
- Чувство осязания
- Чувство вкуса
- Обоняние
Четырёхчувственные существа (Чатурендрия Джива) обладают:
- Чувство осязания
- Чувство вкуса
- Обоняние
- Чувство зрения
Пятичувственные существа (Панчендрия Джива) обладают:
- Чувство осязания
- Чувство вкуса
- Обоняние
- Чувство зрения
- Чувство слуха
Среди пятичувственных существ есть две подкатегории:Санджни — С умом;Асанджни – Без ума
Жизнеспособность
[ редактировать ]Прана (жизненные силы ) — это присущая дживе способность совершать определенное действие. Вот 10 пран:
- Шротрендрия Прана – способность слышать.
- Чаксурендрия Прана – способность видеть.
- Гранендрия Прана – способность чувствовать запахи.
- Расанендрия Прана – способность ощущать вкус.
- Спаршанендрия Прана – способность прикосновения.
- Манабала Прана – способность мыслить.
- Вачанабала Прана – способность говорить.
- Каябала Прана – Физические способности
- Швасочвасабала Прана – способность дышать.
- Аюшьябала Прана – Способность жить.
(Говорят, что любое живое существо живет лишь до тех пор, пока ему позволяет его/ее Аюшьябала Прана.)
Типы Кая (Тела)
[ редактировать ]- Притхвикая Джива — класс существ, тело которых состоит из Земли. Они подпадают под категорию одночувственных существ.
- Джалакая Джива — класс существ, тело которых состоит из воды. Они подпадают под категорию одночувственных существ.
- Агникайя Джива — класс существ, тело которых состоит из огня. Они подпадают под категорию одночувственных существ.
- Ваюкая Джива — класс существ, тело которых состоит из воздуха. Они подпадают под категорию одночувственных существ.
- Ванаспатикая Джива — класс существ, тело которых состоит из растительности. Они подпадают под категорию одночувственных существ.
- Трасакая Джива — Класс существ, которые подвижны. Они подпадают под категорию существ с двумя, тремя, четырьмя и пятью чувствами.
Чувства
[ редактировать ]Пять Индрий, или 5 чувств:
- Спаршана Индрия – Чувство осязания.
- Расана Индрия – Чувство вкуса.
- Грана Индрия – Обоняние.
- Чакшу Индрия – чувство зрения.
- Карна или Шротра Индрия – Чувство слуха
Париаптис
[ редактировать ]Парьяпти или достаточности, которые определяются наличием частиц кармина в каждой душе в момент ее нового рождения. Париапти бывают 6 видов:
- Ахара Парьяпти — Наличие кармических частиц, определяющих способность дживы есть.
- Шарира Парьяпти – Наличие кармических частиц, определяющих способность дживы иметь тело.
- Индрия Парьяпти — Наличие кармических частиц, определяющих способность дживы обладать органами чувств, а именно осязанием, вкусом, обонянием, слухом и зрением.
- Швасочваса Парьяпти — наличие кармических частиц, которые позволяют дживе дышать.
- Бхаша Парьяпти — наличие кармических частиц, которые позволяют дживе говорить.
- Мана Парьяпти — наличие кармических частиц, которые позволяют дживе мыслить рационально и различать хейя (неизбежного), джнею (познаваемую, но неосуществимую) и упадейю (достойную подражания).
Типы телосложения
[ редактировать ]Мирские души (души, не достигшие освобождения) сопровождаются 5 типами телосложения:
- Аударика Шарира – Физическое тело, состоящее из кожи, костей, мяса, крови и т. д. Это тело есть у всех живых существ, живших на Земле.
- Вайкрияка Шарира – Тело небесных существ и адских существ. Не подчиняется физическим законам Земли. Считается, что такое телосложение может трансформироваться в различные формы.
- Ахарака Шарира – это особый тип телосложения, который могут сформировать только особые аскеты, чрезвычайно сведущие в Древних текстах (Пурвах).
- Тайджас Шарира – Такое телосложение имеет каждое живое существо, поскольку оно необходимо для усвоения пищи, которую мы едим, жидкостей, которые пьем, и воздуха, которым мы дышим. Его сравнивают с огнем, поскольку огонь может поглотить все, что находится перед ним.
- Кармана Шарира. Такое телосложение имеет каждое не освобожденное живое существо, живет ли оно в аду, на небесах или на Земле. Это телосложение создано из карм.
Йоги
[ редактировать ]Пятнадцать йог (сумма действий) состоят из четырех манойоги (умственной деятельности), четырех вакана-йоги (вербальной деятельности) и семи кайя-йоги (физической деятельности).
Четыре Манойоги:
- Сатья Манойога – Истинная Умственная Деятельность,
- Асатья Манойога - Ложная умственная деятельность,
- Мишра Манойога — Умственная деятельность, частично истинная, частично ложная.
- Вьявахара Манойога – Практическая умственная деятельность.
Четыре Ваканаяги:
- Сатья Ваканаяга – Правдивая речевая деятельность,
- Асатья Ваканаяга – Ложная речевая деятельность,
- Мишра Ваканаяга – Вербальная деятельность, частично истинная, частично ложная.
- Вьявахара Ваканаяга – Практическая речевая деятельность.
Семь Каяйоги:
- Аударика Каяйога,
- Аударика Мишра Каяйога,
- Вайкрияка Каяйога,
- Вайкрияка Мишра Каяйога,
- Согласно Каяйоге,
- По словам Мишры Каяйоги,
- Karmana Kayayoga.
Теория кармы
[ редактировать ]Религия джайнов уделяет большое внимание карме . По сути, это означает, что все дживы пожинают то, что посеяли. Счастливое или несчастное существование зависит от действий в предыдущих рождениях. Эти результаты могут не произойти в одной и той же жизни, и то, что мы сеем, не ограничивается физическими действиями. Физическая, вербальная и умственная деятельность влияет на будущие ситуации. Карма уже давно является важным компонентом джайнизма и других индийских религий, таких как буддизм , индуизм и сикхизм . Обычно считается, что всеведущий Тиртханкар может предвидеть все сущее задолго до науки.
Виды кармы
[ редактировать ]- Четыре Гхатия-кармы
- Гхатки-кармы — это те кармы, которые препятствуют врожденным способностям души всеведения, всевосприятия, высшего блаженства и всемогущества.
- Джнянаваранийя карма - Кармы, которые препятствуют внутренней способности души знать все (всеведение).
- Даршанаварания карма - Кармы, которые препятствуют внутренней способности души видеть все (всевосприятие).
- Мохания карма – обманчивая карма, которая препятствует внутренней способности души испытывать высшее блаженство.
- Антарайя карма - кармы, вызывающие препятствия, которые препятствуют внутренней высшей силе души (всемогуществу).
- Четыре Агатия-кармы
- Аагхатки-карма – это карма, которая вызывает временные ограничения.
- Ведания карма – Кармы, вызывающие чувство счастья и несчастья.
- Нама-карма – Кармы, определяющие тип тела, в котором родится душа.
- Аюшья карма – Кармы, определяющие продолжительность жизни тела, в котором родится душа.
- Готра карма - Кармы, которые определяют, рождается ли человек в семье с высоким статусом или в семье с низким статусом.
Компоненты Самьяктвы
[ редактировать ]- Нихшанкитатва – Не сомневающийся в достоверности и правильности учения Джины.
- Нихканкшитатва — отсутствие мирских желаний в стремлении к духовным целям.
- Нирвичикитсатва - отсутствие отвращения или смущения в служении джайнским аскетам, несмотря на то, что мужчины-дигамбарские джайнские аскеты не носят одежды и что ни один джайнский аскет любой секты не моется, не чистит зубы и не выполняет другие действия, связанные с украшением тела.
- Амудхадриштитва – Отсутствие ложного понимания учения Джины.
- Упабрихана — Приобретение совершенства в духовной деятельности и соблюдении религиозных практик.
- Штитикарана - Стабилизация веры собратьев-джайнов, которые кажутся шаткими в своей вере в учение джинов, чтобы восстановить их веру в джины.
- Прабхавана – Ведение жизни таким образом, чтобы прославлять джайнскую религию.
- Ватсалья - Братство и братство среди собратьев-джайнов.
Бхавана (мысленное созерцание)
[ редактировать ]- Анитья – непостоянство. Все непостоянно, кроме души.
- Ашарана – В этом постоянно меняющемся мире нет прочного прибежища, кроме мокши, или освобождения.
- Сансара – Временный мир непостоянен. Только Мокша постоянна.
- Экатва – Единство с душой
- Аньятва – Инаковость со всеми людьми и вещами, кроме души.
- Ашучитва – Тело полно грязи. Следовательно, отождествление с этим смертным телом и привязанность к нему бесполезны.
- Ашрава – Приток. Заблуждающиеся мирские существа страдают от постоянного притока кармы, вызывающей рабство, в душу.
- Самвара – остановка. Прекращение притока карм, вызывающих рабство, в душу.
- Нирджара – Исчезновение. Избавление от кармы, вызывающей рабство, из души.
- Дхармасвахьята – Дхарма самореализуема.
- Лока – Вселенная во всех ее формах.
- Бодхидурлабха : Трудно, почти невозможно достичь правильного понимания души и истинного пути к освобождению.
Греховная деятельность
[ редактировать ]Джайны соблюдают обет ахимсы и воздерживаются от всякого насилия. Рекомендуется искоренить греховную деятельность. Некоторые греховные действия приведены ниже:
- Пранатипата/Химса: насилие
- Мрушавада: Неправда
- Адатадана: Кража
- Майтуна: распутное поведение
- Париграха : собственничество.
- Кродха : Гнев
- Мана : Высокомерие
- Майя : Иллюзия
- Лобха: Жадность
- Рага: привязанность
- Лицо: Ненависть
- Пан: Агитация
- Абхьякхьяна : Обвинение
- Пайшуня : Сплетни
- Рати-Арати : что нравится и что не нравится
- Пара-паривада : критика
- Маяврушавада: Одержимость
- Митхятвашалья --- Неправильное убеждение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Набрал эти баллы во время моего посещения южноиндийского джайнского религиозного места на холме Поннур, Кунд Кунд Нагар, район Тируваннамалай, Тамилнад, PIN-код 604505, Индия. Это логическое объяснение философии джайнизма в краткой форме.
- ^ Ума Свами, Таттвартха Сутра , 100-200 гг. до н.э.
- ^ Мехта, TU Путь Архата - Религиозная демократия , Том 63, стр. 112, Фаридабад: Пуджья Соханалала Смарака Паршванатха Содхапитха, 1993.
- ^ Джайн 1960 , с. 62-63.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Джайн, С.А. (1960), Реальность (английский перевод Сарвартхасиддхи Шримата Пуджьяпадачарьи) (первое издание), Jwalamalini Trust