Jump to content

Джайнские термины и понятия

Основные положения джайнизма

[ редактировать ]
  • У каждого живого существа есть душа.
  • Каждая душа потенциально божественна и обладает врожденными качествами бесконечного знания, бесконечного восприятия, бесконечной силы и бесконечного блаженства. Будьте доброжелательны ко всем живым существам..
  • Поэтому относитесь к каждому живому существу как к самому себе и никому не причиняйте вреда.
  • Каждая душа рождается небесным, человеческим, недочеловеческим или адским существом в соответствии со своей кармой.
  • Каждая душа является архитектором своей жизни, здесь или в будущем.
  • Когда душа освобождается от кармы, она обретает сознание Бога (бесконечное знание, бесконечное восприятие, бесконечная сила и бесконечное блаженство) и становится освобожденной.
  • Правильный взгляд, правильное знание и правильное поведение (тройные жемчужины джайнизма) открывают путь к этой реализации.
  • Ненасилие (ахимса) является основой правильной веры, условием правильного знания и ядром правильного поведения.
  • Контролируйте свои чувства.
  • Ограничьте свое имущество и ведите чистую жизнь, приносящую пользу себе и другим. Владение объектом само по себе не является собственничеством; однако привязанность к объекту - это собственничество
  • Наслаждайтесь обществом святых и более достойных, будьте милостивы к страждущим и будьте терпимы к тем, кто склонен к разврату.
  • Душе трудно достичь четырех вещей: человеческого рождения, познания закона, веры в него и следования по правильному пути.
  • Важно не тратить человеческую жизнь на зло. Вместо этого нам следует стремиться подняться по лестнице духовной эволюции. [1]

Фундаментальные принципы (таттвы)

[ редактировать ]

Джайнскую философию можно описывать по-разному, но наиболее приемлемой традицией является описание ее с точки зрения Таттв или основ. [2] Не зная их, невозможно продвинуться к освобождению. Они есть:

  1. Джива – Души и живые существа
  2. Аджива – Неживые существа
  3. Ашрава – Приток кармы.
  4. Бандха – рабство кармы.
  5. Самвара – прекращение притока кармы.
  6. Нирджара – избавление от кармы.
  7. Мокша – освобождение или спасение

Каждый из этих фундаментальных принципов подробно обсуждается и объясняется джайнскими учеными. [3] Есть два примера, которые можно использовать для интуитивного объяснения вышеуказанного принципа.

(1) Мужчина плывет на деревянной лодке, чтобы добраться до другого берега реки. Теперь человек — это Джива, лодка — это аджива. Теперь лодка течет, и вода течет внутрь. Приток воды — это Ашрава, а накопление — Бандх. Теперь мужчина пытается спасти лодку, блокируя дыру. Эта закупорка — Самвара , а выплеск воды наружу — Нирджара. Теперь мужчина пересекает реку и достигает пункта назначения — Мокши.

Девять веществ

[ редактировать ]

Девять веществ объясняются как:Рассмотрим семью, живущую в доме. Однажды они наслаждались свежим прохладным ветерком, проникающим в открытые двери и окна дома. Однако погода внезапно изменилась и превратилась в ужасную пыльную бурю. Семья, поняв, что гроза, закрыла двери и окна. Но к тому времени, как они смогли закрыть все двери и окна, часть пыли уже успела попасть в дом. Закрыв двери и окна, они принялись убирать попавшую пыль, чтобы снова сделать дом чистым.

Этот простой сценарий можно интерпретировать следующим образом:

  1. Дживы представлены живыми людьми.
  2. Аджива представлен домом.
  3. Пунья представляет собой наслаждение от прохладного ветерка.
  4. Пап представлен дискомфортом, вызванным штормом.
  5. Ашрава представлена ​​притоком пыли.
  6. Бандх символизирует скопление пыли в доме.
  7. Самвара символизирует закрытие дверей и окон, чтобы остановить накопление пыли.
  8. Нирджара представляет собой уборку уже собранной пыли в доме.
  9. Мокша представлена ​​очищенным домом, что аналогично сбрасыванию с души всех кармических частиц.

Джайвс (душа)

[ редактировать ]
Классификация самсари-джив (переселенцев душ) в джайнизме. Согласно священному джайнскому тексту Сарвартхасиддхи : «Неподвижные существа ( стхавара-дживы ) обладают четырьмя жизненными силами: органом чувств осязания, силой тела или энергии, дыханием и продолжительностью жизни. [4]

Существует пять классов существ:

Одночувственные существа ( Экендрия Джива ) обладают:

  • Чувство осязания

Двучувственные существа (Бейндрия Джива) обладают:

  • Чувство осязания
  • Чувство вкуса

Трехчувственные существа (Триндрия Джива) обладают:

  • Чувство осязания
  • Чувство вкуса
  • Обоняние

Четырёхчувственные существа (Чатурендрия Джива) обладают:

  • Чувство осязания
  • Чувство вкуса
  • Обоняние
  • Чувство зрения

Пятичувственные существа (Панчендрия Джива) обладают:

  • Чувство осязания
  • Чувство вкуса
  • Обоняние
  • Чувство зрения
  • Чувство слуха

Среди пятичувственных существ есть две подкатегории:Санджни — С умом;Асанджни – Без ума

Жизнеспособность

[ редактировать ]

Прана (жизненные силы ) — это присущая дживе способность совершать определенное действие. Вот 10 пран:

  1. Шротрендрия Прана – способность слышать.
  2. Чаксурендрия Прана – способность видеть.
  3. Гранендрия Прана – способность чувствовать запахи.
  4. Расанендрия Прана – способность ощущать вкус.
  5. Спаршанендрия Прана – способность прикосновения.
  6. Манабала Прана – способность мыслить.
  7. Вачанабала Прана – способность говорить.
  8. Каябала Прана – Физические способности
  9. Швасочвасабала Прана – способность дышать.
  10. Аюшьябала Прана – Способность жить.

(Говорят, что любое живое существо живет лишь до тех пор, пока ему позволяет его/ее Аюшьябала Прана.)

Типы Кая (Тела)

[ редактировать ]
  • Притхвикая Джива — класс существ, тело которых состоит из Земли. Они подпадают под категорию одночувственных существ.
  • Джалакая Джива — класс существ, тело которых состоит из воды. Они подпадают под категорию одночувственных существ.
  • Агникайя Джива — класс существ, тело которых состоит из огня. Они подпадают под категорию одночувственных существ.
  • Ваюкая Джива — класс существ, тело которых состоит из воздуха. Они подпадают под категорию одночувственных существ.
  • Ванаспатикая Джива — класс существ, тело которых состоит из растительности. Они подпадают под категорию одночувственных существ.
  • Трасакая Джива — Класс существ, которые подвижны. Они подпадают под категорию существ с двумя, тремя, четырьмя и пятью чувствами.

Пять Индрий, или 5 чувств:

  1. Спаршана Индрия – Чувство осязания.
  2. Расана Индрия – Чувство вкуса.
  3. Грана Индрия – Обоняние.
  4. Чакшу Индрия – чувство зрения.
  5. Карна или Шротра Индрия – Чувство слуха

Париаптис

[ редактировать ]

Парьяпти или достаточности, которые определяются наличием частиц кармина в каждой душе в момент ее нового рождения. Париапти бывают 6 видов:

  1. Ахара Парьяпти — Наличие кармических частиц, определяющих способность дживы есть.
  2. Шарира Парьяпти – Наличие кармических частиц, определяющих способность дживы иметь тело.
  3. Индрия Парьяпти — Наличие кармических частиц, определяющих способность дживы обладать органами чувств, а именно осязанием, вкусом, обонянием, слухом и зрением.
  4. Швасочваса Парьяпти — наличие кармических частиц, которые позволяют дживе дышать.
  5. Бхаша Парьяпти — наличие кармических частиц, которые позволяют дживе говорить.
  6. Мана Парьяпти — наличие кармических частиц, которые позволяют дживе мыслить рационально и различать хейя (неизбежного), джнею (познаваемую, но неосуществимую) и упадейю (достойную подражания).

Типы телосложения

[ редактировать ]

Мирские души (души, не достигшие освобождения) сопровождаются 5 типами телосложения:

  1. Аударика Шарира – Физическое тело, состоящее из кожи, костей, мяса, крови и т. д. Это тело есть у всех живых существ, живших на Земле.
  2. Вайкрияка Шарира – Тело небесных существ и адских существ. Не подчиняется физическим законам Земли. Считается, что такое телосложение может трансформироваться в различные формы.
  3. Ахарака Шарира – это особый тип телосложения, который могут сформировать только особые аскеты, чрезвычайно сведущие в Древних текстах (Пурвах).
  4. Тайджас Шарира – Такое телосложение имеет каждое живое существо, поскольку оно необходимо для усвоения пищи, которую мы едим, жидкостей, которые пьем, и воздуха, которым мы дышим. Его сравнивают с огнем, поскольку огонь может поглотить все, что находится перед ним.
  5. Кармана Шарира. Такое телосложение имеет каждое не освобожденное живое существо, живет ли оно в аду, на небесах или на Земле. Это телосложение создано из карм.

Пятнадцать йог (сумма действий) состоят из четырех манойоги (умственной деятельности), четырех вакана-йоги (вербальной деятельности) и семи кайя-йоги (физической деятельности).

Четыре Манойоги:

  • Сатья Манойога – Истинная Умственная Деятельность,
  • Асатья Манойога - Ложная умственная деятельность,
  • Мишра Манойога — Умственная деятельность, частично истинная, частично ложная.
  • Вьявахара Манойога – Практическая умственная деятельность.

Четыре Ваканаяги:

  • Сатья Ваканаяга – Правдивая речевая деятельность,
  • Асатья Ваканаяга – Ложная речевая деятельность,
  • Мишра Ваканаяга – Вербальная деятельность, частично истинная, частично ложная.
  • Вьявахара Ваканаяга – Практическая речевая деятельность.

Семь Каяйоги:

  • Аударика Каяйога,
  • Аударика Мишра Каяйога,
  • Вайкрияка Каяйога,
  • Вайкрияка Мишра Каяйога,
  • Согласно Каяйоге,
  • По словам Мишры Каяйоги,
  • Karmana Kayayoga.

Теория кармы

[ редактировать ]

Религия джайнов уделяет большое внимание карме . По сути, это означает, что все дживы пожинают то, что посеяли. Счастливое или несчастное существование зависит от действий в предыдущих рождениях. Эти результаты могут не произойти в одной и той же жизни, и то, что мы сеем, не ограничивается физическими действиями. Физическая, вербальная и умственная деятельность влияет на будущие ситуации. Карма уже давно является важным компонентом джайнизма и других индийских религий, таких как буддизм , индуизм и сикхизм . Обычно считается, что всеведущий Тиртханкар может предвидеть все сущее задолго до науки.

Виды кармы

[ редактировать ]
  • Четыре Гхатия-кармы
  1. Гхатки-кармы — это те кармы, которые препятствуют врожденным способностям души всеведения, всевосприятия, высшего блаженства и всемогущества.
  2. Джнянаваранийя карма - Кармы, которые препятствуют внутренней способности души знать все (всеведение).
  3. Даршанаварания карма - Кармы, которые препятствуют внутренней способности души видеть все (всевосприятие).
  4. Мохания карма – обманчивая карма, которая препятствует внутренней способности души испытывать высшее блаженство.
  5. Антарайя карма - кармы, вызывающие препятствия, которые препятствуют внутренней высшей силе души (всемогуществу).
  • Четыре Агатия-кармы
  1. Аагхатки-карма – это карма, которая вызывает временные ограничения.
  2. Ведания карма – Кармы, вызывающие чувство счастья и несчастья.
  3. Нама-карма – Кармы, определяющие тип тела, в котором родится душа.
  4. Аюшья карма – Кармы, определяющие продолжительность жизни тела, в котором родится душа.
  5. Готра карма - Кармы, которые определяют, рождается ли человек в семье с высоким статусом или в семье с низким статусом.

Компоненты Самьяктвы

[ редактировать ]
  • Нихшанкитатва – Не сомневающийся в достоверности и правильности учения Джины.
  • Нихканкшитатва — отсутствие мирских желаний в стремлении к духовным целям.
  • Нирвичикитсатва - отсутствие отвращения или смущения в служении джайнским аскетам, несмотря на то, что мужчины-дигамбарские джайнские аскеты не носят одежды и что ни один джайнский аскет любой секты не моется, не чистит зубы и не выполняет другие действия, связанные с украшением тела.
  • Амудхадриштитва – Отсутствие ложного понимания учения Джины.
  • Упабрихана — Приобретение совершенства в духовной деятельности и соблюдении религиозных практик.
  • Штитикарана - Стабилизация веры собратьев-джайнов, которые кажутся шаткими в своей вере в учение джинов, чтобы восстановить их веру в джины.
  • Прабхавана – Ведение жизни таким образом, чтобы прославлять джайнскую религию.
  • Ватсалья - Братство и братство среди собратьев-джайнов.

Бхавана (мысленное созерцание)

[ редактировать ]
  • Анитья – непостоянство. Все непостоянно, кроме души.
  • Ашарана – В этом постоянно меняющемся мире нет прочного прибежища, кроме мокши, или освобождения.
  • Сансара – Временный мир непостоянен. Только Мокша постоянна.
  • Экатва – Единство с душой
  • Аньятва – Инаковость со всеми людьми и вещами, кроме души.
  • Ашучитва – Тело полно грязи. Следовательно, отождествление с этим смертным телом и привязанность к нему бесполезны.
  • Ашрава – Приток. Заблуждающиеся мирские существа страдают от постоянного притока кармы, вызывающей рабство, в душу.
  • Самвара – остановка. Прекращение притока карм, вызывающих рабство, в душу.
  • Нирджара – Исчезновение. Избавление от кармы, вызывающей рабство, из души.
  • Дхармасвахьята – Дхарма самореализуема.
  • Лока – Вселенная во всех ее формах.
  • Бодхидурлабха : Трудно, почти невозможно достичь правильного понимания души и истинного пути к освобождению.

Греховная деятельность

[ редактировать ]

Джайны соблюдают обет ахимсы и воздерживаются от всякого насилия. Рекомендуется искоренить греховную деятельность. Некоторые греховные действия приведены ниже:

  1. Пранатипата/Химса: насилие
  2. Мрушавада: Неправда
  3. Адатадана: Кража
  4. Майтуна: распутное поведение
  5. Париграха : собственничество.
  6. Кродха : Гнев
  7. Мана : Высокомерие
  8. Майя : Иллюзия
  9. Лобха: Жадность
  10. Рага: привязанность
  11. Лицо: Ненависть
  12. Пан: Агитация
  13. Абхьякхьяна : Обвинение
  14. Пайшуня : Сплетни
  15. Рати-Арати : что нравится и что не нравится
  16. Пара-паривада : критика
  17. Маяврушавада: Одержимость
  18. Митхятвашалья --- Неправильное убеждение
  1. ^ Набрал эти баллы во время моего посещения южноиндийского джайнского религиозного места на холме Поннур, Кунд Кунд Нагар, район Тируваннамалай, Тамилнад, PIN-код 604505, Индия. Это логическое объяснение философии джайнизма в краткой форме.
  2. ^ Ума Свами, Таттвартха Сутра , 100-200 гг. до н.э.
  3. ^ Мехта, TU Путь Архата - Религиозная демократия , Том 63, стр. 112, Фаридабад: Пуджья Соханалала Смарака Паршванатха Содхапитха, 1993.
  4. ^ Джайн 1960 , с. 62-63.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Джайн, С.А. (1960), Реальность (английский перевод Сарвартхасиддхи Шримата Пуджьяпадачарьи) (первое издание), Jwalamalini Trust
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 745f8efb11c7f1cb695635a0fb0d9566__1718158800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/66/745f8efb11c7f1cb695635a0fb0d9566.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jain terms and concepts - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)