Венгерская родная вера
Венгерская коренная вера ( венгерский : Ősmagyar vallás ), также называемая венгерским неоязычеством , — это современное языческое новое религиозное движение, на представление этнической религии венгров и , вдохновленное талтосизмом (венгерским шаманизмом), древней мифологией направленное более поздним фольклором . разработки XVIII и XIX веков Движение «Венгерская коренная вера» уходит корнями в просветительские и романтические , а также в этнологию начала XX века. [1] Создание национальной венгерской религии было одобрено в межвоенных туранистских кругах (1930–1940-е годы), и, в конечном итоге, в Венгрии после падения Советского Союза расцвели движения венгерской коренной веры . [2]
Границы между группами венгерской коренной веры часто прослеживаются по их разным представлениям об этногенетическом происхождении венгров, которые исторически были предметом споров. [3] Постоянный консенсус состоит в том, что венгры произошли от уральских народов . Однако некоторые венгерские группы коренной веры развивают дальнейшие связи со скифами , шумерами , [4] тюркский [5] и другие культуры.
Помимо разработок, разработанных в интеллектуальных кругах, массовое развитие венгерской коренной веры во многом опирается на работу отдельных шаманов или неошаманов , талто , которые стали популярны в Венгрии с 1980-х годов. [2] Некоторые венгерские организации Native Faith поддерживаются политическими партиями правого толка, в том числе «Фидес» и «Йоббик» . [6]
Обзор и основные функции [ править ]
венгерской Корни веры родной
Начиная с XVIII и XIX веков, на протяжении всего периода Просвещения и особенно романтизма , изучение древней религии венгров было связано со спорами об их этногенезе и природе их языка . [7] Этот поиск происхождения венгров продолжал быть продуктивным и в двадцатом веке, особенно как средство построения сильной национальной идентичности. По мнению ученых, этот поиск был вызван опытом венгров под иностранными державами, а именно под австрийским и советским господством. [8] Тема национальной венгерской религии была также дорога венгерским туранистским кругам в 1930-х и 1940-х годах, которые искали доказательства родства между венгерскими и тюркскими народами и вообще происхождения этих « туранских » популяций в Центральной Азии . [5] Протестантский священник Бела Муракози в 1921 году предсказал, что туранизм с его антизападными уклонами и увлечением Востоком примет религиозное направление, пытаясь возродить «древнее язычество». [9] Когда Венгрия была оккупирована советскими войсками в 1945 году, многие туранисты эмигрировали в западные страны и продолжали работать там над своими идеями, чтобы вновь представить их в Венгрии, начиная с 1990-х годов, после распада Советского Союза. [10]
Теории о скифском и шумерском происхождении поддерживались многими этнологами-туранистами. [11] На рубеже двадцатого века первым, кто популяризировал понятие туранской языковой семьи, включающей венгерский и шумерский языки, был Дьюла Ференци. [12] В послевоенный период прямое происхождение венгров от шумеров теоретизировали Тибор Барат, Виктор Падани, Андраш Закар, [12] и особенно Ида Бобула, хотя наиболее известным сторонником этой теории является Ференц Бадиньи-Йош, эмигрировавший в Аргентину, согласно которому первоначальная неразделенная шумеро-венгерская этническая группа базировалась в Карпатских горах . [13] Эта теория оказала длительное влияние на движение «Венгерская коренная вера», поскольку Бадини-Йош был одним из первых, кто предложил конституцию этнической «Венгерской церкви». [14] Другие учёные предполагали родство венгров с евреями , персами , древними египтянами и другими, даже с японцами , китайцами , греками и другими народами. [1]
Уже в 1770 году Янош Сайнович продемонстрировал родство венгерского языка с уральскими языками , опубликовав «Demonstratio idioma Ungarorum et Lapponum idem esse» . [8] В девятнадцатом веке, с появлением новых исследований фольклора, академические круги приветствовали идею о том, что древняя венгерская религия была по сути шаманской и связана с уральскими и сибирскими традициями. Тем временем Арнольд Иполи, епископ Оради , опубликовал свой монументальный труд Magyar Mythológia ( Венгерская мифология ), законченный в 1854 году, целью которого было соответствовать братьев Гримм » «Немецкой мифологии . [15]
В 1960-х годах Матьяш Ено Фехер, еще один эмигрант в Аргентину, историк церкви и бывший доминиканец , представил плодотворную точку зрения на постхристианскую Венгрию. С 1967 года он опубликовал несколько книг о Kassai Kódex или Collectio Dominicana . Он утверждал, что в 1944 году нашел в Кошице ранее неизвестный средневековый кодекс с протоколами инквизиционных судов. В кодексе задокументированы многовековые усилия христианской церкви по истреблению талтосов, венгерских шаманов, представителей дохристианской венгерской религии, чья роль заключалась в сохранении целостности нации. Хотя академические ученые считают его подделкой, этот документ является одним из ориентиров для сторонников венгерской коренной веры, иллюстрирующих высокую мораль местной религии и ее представителей. [16]
Тальтозизм [ править ]
«Тальтосизм» — это венгерский шаманизм, практикуемый талтосами ( английское множественное число «талтос»). [17] ), то есть венгерских шаманов, и является важным элементом венгерской коренной веры. Венгерские хроники XIII века все еще сообщают о «магах» (талтосах), которые практиковали свои обряды на благо общества. [18] Венгерский талтосизм сохранялся до Второй мировой войны в сельской местности, где некоторые люди все еще считались талтосами в местных общинах, хотя они практиковали только погодную магию. [18]
Идеи об этническом венгерском шаманизме как определяющей характеристике венгерской сущности изучались в рамках психоанализа Гезой Рохаймом в 1920-х годах, а затем Вилмошем Диосеги во время полевых работ в Сибири в 1950-х и 1960-х годах. [11] Шаманский характер первоначальной венгерской религии признается большинством современных ученых и находится в центре внимания большинства новых исследований. [19]
Исследование талтозов [ править ]
Диосеги описал талтосов как специалистов, способных пережить контролируемый экстаз ( rejtezés ). [20] Талтосом становятся по наследственности или по призванию, и процесс становления включает типичные стадии психофизического заболевания, принятия и исцеления: после первоначального сопротивления призванию и различных симптомов «шаманской болезни», избранный богами, наконец, принимает свою роль и наделен своими способностями. [20] Талтосы приобретают превосходные знания в молодом возрасте - обычно в семь лет - посредством шаманских путешествий, происходящих в многодневных снах, в которых главная цель - подняться на égig érő fa («высокое в небо дерево»), также называемое élet fa. (« дерево жизни »), világ fa (« мировое дерево ») или tetejetlen fa («дерево без вершины»). [20] Диосеги считал, что многие элементы венгерского талтошизма свойственны венгерской этнической принадлежности и не встречаются в шаманских традициях Центральной Азии. [20] Он описал роль талто как «признание и выполнение дел, требуемых сообществом, но нерешенных из-за ограничения его собственных [властей сообщества]». [21]
Современные венгерские религиоведения, прежде всего академический круг, вращающийся вокруг Михая Хоппала, приобрели важную роль в международном изучении шаманизма. [22] Венгерский этнологический дискурс представляет талтосов и шаманов в целом как тех, чья социально-религиозная роль заключается в исцелении, пророчестве и сохранении целостности культурных традиций путем соединения прошлого и настоящего и, таким образом, проецирования в будущее, интеграции личности и личности. сообщество, человечество и боги. [22] По словам Хоппала, шаманизм изображается как «мост и символ, поскольку он соединяет традиции прошлого с настоящим и закрепляет будущее традиций». [22] Задачи шамана - «руководить общиной, охранять этническое самосознание, быть (жертвенным) жрецом». [21]
Современный талтозизм [ править ]
Современное движение талтос зародилось в 1980-х годах, начиная с 1986 года развивая связи с Майклом Харнером и другими представителями основного шаманизма в Соединенных Штатах . [23] существуют существенные различия Однако между американским неошаманизмом и современным венгерским талтосизмом . В то время как американское движение стремится представить транскультурную технику, адаптированную к различным культурным контекстам и ориентированную на расширение собственных возможностей и применение исцеления, венгерский талтозизм является, прежде всего, этнической религиозной техникой. [24] Михай Хоппал поддержал возрождение талтос в своей стране как средство консолидации венгерской коренной веры и, следовательно, этнического омоложения. [25]
Конгрегации талтосов и их последователей еженедельно проводят ритуальные и целительные собрания, а также организуют паломничества к святым местам. Ритуалы, практикуемые приверженцами венгерской коренной веры, включают ритуалы инициации и перехода, а также ритуалы плодородия, исцеления и очищения как для окружающей среды, сообщества верующих, так и для всей венгерской нации. Они могут включать в себя парилки, хождение по огню, игру на барабанах и техники медитации. [26] Хотя церемонии обычно возглавляют талтосы, активное участие в них принимает сообщество верующих. [26]
Среди известных современных талто Золтан Надь Шойомфи, Иштван Шомодьи, Фехерхолло Оску и Андраш Ковач-Мадьяр. [26] Другими посредниками традиции являются Мате Имре, Аттила Хеффнер, Тамаш Эрвай и Габор Семзо. [21] Хотя они принадлежат к разным организациям, они согласны с монотеизмом богословия Венгерской коренной веры и с ролью талто. По их мнению, талтос функционирует как «мост между небесным и земным мирами, между иррациональным и разумным, бесконечным и конечным». Тальтосы — интерпретаторы трансцендентного. [21]
Согласно определению Аттилы Хеффнера: [21]
Тальтосы открылись, расширили свое сознание до этого мира, который не воспринимается в обычном состоянии ума. Во время так называемого путешествия души... они приносили ответы на вопросы, исцеление болезней, видение событий прошлого и будущего с помощью целенаправленного, целенаправленного действия в этом более широком горизонте существующего мира.
Талтосы делятся своими знаниями, выступая в качестве инструкторов, обучая своим идеям в организованных рамках (например, Школа Древнего Источника Шойомфи или Школа Талтос Ковача), посредством лекций или в дискуссионных кружках. Техники соприкосновения с трансцендентным ( révülés ) осуществляются посредством активного участия в церемониях и ритуалах. Талтосы являются религиоведами, и роль целителей у них особенно выражена; например, важную роль в их практике играют упражнения направленной медитации, вызванные игрой на барабанах, для устранения вредных мыслей. [21]
В своей ответственности за всю нацию и своей роли хранителей и пробуждающих национальную сущность современные талтосы часто заявляют о своей связи с королевским домом Арпадов — первой династией, правившей Венгрией, — и с Иисусом , интерпретируемым как шаманская фигура. По словам Аттилы Хеффнера: [27]
[Хотя] шаманские качества характерны для системы общечеловеческой культуры, ... талтос является именно хранителем и исполнителем гуннского, секейского и венгерского человеческого мира и традиций. В то время как шаман может быть представителем любой культуры... талтос явно существует в соответствии с духовностью нашей венгерской культуры, пропитанной признанием Иисуса.
Священные Писания [ править ]
В рамках движения «Венгерская коренная вера» два мифопоэтических текста стали основой двух параллельных направлений религиозной доктрины. Этими текстами являются « Арвисура», написанная Золтаном Паалем, и сборник из четырех книг «Йотангрит», написанный Имре Мате. [28] Мифопоэтические темы обоих произведений позже были синтезированы в других средствах массовой информации, таких как длинный анимационный фильм « Сыны Неба» ( Az Ég fiai , 2010). [29] Еще одна длинная анимация, вдохновленная повествованиями венгерской коренной веры, на этот раз основанная на этнографических и исторических данных уральской парадигмы и реализованная при субсидии национального правительства, — это « Песнь о чудесной лани» ( Ének a csodaszarvasról , 2002). [30]
Золтан Паал (1913–1982) был сталеваром, который во время Второй мировой войны был инициирован сибирским шаманом -манси по имени Тура Салаваре, который в то время был солдатом Красной Армии . Паал обобщил полученные им знания в « Арвисуре» , в которой рассказывается история гуннских племен, начиная с мифической предыстории, до их заселения Месопотамии , затем Ордоса и, наконец, до Матиаса Корвина . В книге использованы элементы финно-угорских традиций. [31]
«Ётенгрит » носит более религиозно-философский характер. Ее автором Имре Мате был талтос, или бакса , основатель церкви Йотенгрит. Работа утверждает, что представляет собой верную передачу древних знаний, сохраненных людьми в регионе Рабакоз на западе Венгрии, наследия так называемой «религии Бюун», преследуемой первоначальной веры венгров. Работа и особенно содержащееся в ней «Пророчество Ньирки» — аллегорический текст, который должен был предсказать будущее Венгрии и мировой политики, — стали оплотом национализма и крайне правого оккультизма. [32]
церкви Венгерские веры коренной
Существует множество церквей венгерской коренной веры, отражающих внутреннее разнообразие движения. Эти церкви отличаются друг от друга как своими доктринами, так и характером своей деятельности. [33] Они часто возникают на базе местных сообществ, возглавляемых талто, или создаются талто индивидуально. Их последователи считают этих талтосе действительными духовными лидерами, и хотя некоторые практикуют только в пределах своих местных сообществ, другие приобрели национальную репутацию. [34] Их популярное признание зависит от приписываемых ритуалов и эффективности исцеления. [34]
Есть церкви, которые основывают свои доктрины на откровенном синтезе различных традиций, и церкви, которые заявляют, что представляют чисто местные традиции. [35] В первую группу входят Церковь эзотерических доктрин ( Ezoterikus Tanok Egyháza ) или Церковь Святой Короны ( Szent Korona Egyház ) — основанная в 1996 году и официально зарегистрированная венгерским государством в 1997 году. [36] Церковь Вселенной ( Univerzum Egyháza ) Георгия Петера Пала Кишфалуди и древняя венгерская церковь Талтос Андраша Ковача. [37] Большинство других подпадают под вторую категорию, в том числе Община венгерской религии Аттилы Ковача, Древняя венгерская церковь Ласло Хьяду Нимрода, Церковь Йотенгрита Имре Мате, Барабанный кружок Жар-птицы Талтоса Золтана Шойомфи, Народ Арпада, играющий на барабанах. Круг Лехеля Бакони и традиционная церковь ордена Арпада. [38] Наиболее влиятельными среди них были церковь Йотенгрит и древневенгерская церковь Талтос. [33]
Помимо этих групп, возглавляемых талтосами, существуют талтосы, у которых нет общины, но которые, тем не менее, считаются наиболее харизматичными фигурами венгерской коренной веры. В их число входят Аттила Хеффнер, Тамаш Хервай, «Возвышающий душу Талтос», и Янош Майерчик Огуз. [39]
церковь Талтос Андраша Ковача Древняя венгерская
Древняя венгерская церковь Талтос ( Ősmagyar Táltos Egyház ), основанная Андрашем Ковачем, учеником Кишфалуди, преподает учение венгерской коренной веры, которое, как она утверждает, является первоначальной религией гуннов. Согласно церкви, Бог-Отец — это энергетическая вибрация, которая воплотилась в хозяине, Богородице, породившей Бога Солнца (представлением которого является Иисус). [37] Горы Пилиш являются святым местом согласно древней венгерской церкви Талтос. [33] Ковач также является основателем и директором школы Noetic Taltos . [33]
венгерской Сообщество Аттилы Ковача религии
Сообщество венгерской религии ( Magyar Vallas Közössége ) унаследовало те научные исследования девятнадцатого века, которые утверждали, что венгерский и шумерский языки имеют общее происхождение от гипотетической туранской языковой семьи. Основываясь на этих идеях, в 1930-х годах Золтан Бенчи основал Туранское монотеистическое движение. После того, как правительство Миклоша Хорти запретило организацию, некоторые ее члены уехали за границу. Среди них был Отто Янош Хомонней, который в 1960-х годах в Канаде основал Венгерское общество турулов для продвижения туранистских тезисов. В 1979 году, после смерти Омонне, Янош Палл взял на себя руководство группой. в конце концов эта группа разделилась, и была сформирована другая группа под руководством Альбина Иштвана Залезака, автора работы ISA-TEN TAN (Magyar Isme), опубликованной в Торонто в 1986 году. [40]
Сообщество венгерской религии было основано в Венгрии в 1992 году как продолжение Общества Турул. Нынешним лидером является Аттила Ковач, по словам которого, в конце 1990-х годов церковь уже насчитывала около тысячи членов. Церковь не является явно антихристианской, но считала принятие христианства королем Стефаном I в 1000 году нашей эры катастрофой, которая привела к разрушению подлинной венгерской религиозной культуры. [40] Церковь поддерживает гипотезу о родстве венгров и шумеров и поддерживает использование старовенгерского алфавита вместо латиницы. [40]
Йотенгрит Мате Имре Церковь
Церковь Йотенгрит ( Yotengrit Egyház ), полное название которой — Церковь Древнего Духа Бескрайнего Моря ( Tengervégtelen Ős-Szellem Egyháza ), была основана примерно в 2007 году Имре Мате. Он, чье звание в организации было bácsa («хозяин»), эмигрировал в Германию в 1956 году во время революции против коммунистического правительства Венгерской Народной Республики , в которой он участвовал. Находясь в Германии, он работал бизнесменом и поэтом, но вернулся в Венгрию в 2000-х годах, чтобы провести свои последние годы в Бадьогсзовате . [41] Он основал церковь Йотенгрит как представитель древней венгерской религии, так называемой «религии Бюун», переданной через неписаную традицию народа тудо («знающих»), живущего вдоль реки Раба . Мате опубликовал серию из девяти книг под названием «Йотэнгрит» , в которых он объяснил теологию и лингвистическую этимологию. [42] За последние годы церковь Йотенгрит стала одной из самых влиятельных организаций венгерской коренной веры. Хотя его приверженцы считают его верным наследником дохристианских венгерских систем верований, он демонстрирует различные влияния некоренного происхождения. [43]
Богословие церкви Йотенгрит подчеркивает концепцию изначального Бога, называемого Йотенгрит , Тенгрит или Тенгри , который представляет все божества в их еще неразделенном состоянии. На венгерском языке родственное слово тенгер означает «море» и представляет собой изначальную недифференцированность. Затем изначальный Бог проявляется как двойственность мужчины и женщины: Укко, богиня-мать, чей лоб украшает луна и которую в христианизированных народных верованиях называют Болдогасзони ( «Благословенная леди»); и Генюз, солнечноликий бог-отец. [44]
Во время основания церкви Имре Мате провозгласил важность всеобъемлющей концепции Бога: [42]
В этой венгерской религии очень важно, что Бог — очень абстрактное понятие; духовная сила. Его нельзя просто выдать за другого; всякий раз, когда его изображали — Генюза, Укко или Болдогасзони — это всегда было результатом человеческого воображения.
В то же время в теологии подчеркивается характерный для венгров национальный бог Ма-Тун, обожествленный герой народной сказки Фехерлофия («Сын белой лошади»), который изначально был тотемическим животным-предком. [42] Ма-Тун отождествляется с исторической фигурой Маоду , основателя первой империи хунну , а по мнению Матэ, также империи гуннов. [42] Церковь Йотенгрит политически нейтральна, но, как заявил Мате, ее учение может быть «источником разумной, свободной от агрессии национальной политики». [42]
венгерская церковь Нимрода Ласло Древняя
Древняя венгерская церковь ( Ősmagyar Egyház ), венгерская штаб-квартира которой находится в Модьёроде , была впервые основана в Будапеште в 1990-х годах Ласло Хьяду Нимродом и была официально зарегистрирована в 1998 году. [37] Нимрод проводит большую часть года в Соединенных Штатах , а международная штаб-квартира церкви находится в Лос-Анджелесе . [37] Доктрина Древней Венгерской церкви представляет собой синтез древних венгерских, восточноазиатских и христианских верований, хотя все они считаются оригинальными венгерско-туранскими верованиями. [40] В церкви действуют строгие религиозные правила. Например, проповедникам приходится носить белую и фиолетовую одежду с народными узорами. Они отмечают главные праздники христианского календаря, зимнее и летнее солнцестояние, национальные праздники и дни рождения важных венгерских исторических личностей. [40]
Жар-птицы Талтоса Золтана Барабанный круг Шойомфи
Барабанный кружок Жар-птицы Талтос ( Tűzmadár Táltos Dobkör ) был основан в 2006 году Золтаном Надьем Шойомфи, который также исполнял обязанности руководителя церкви Йотенгрит, когда она была зарегистрирована правительством. Позже он покинул церковь Йотенгрит из-за нераскрытых внутренних разногласий, и, несмотря на его желание вернуться, Мате не разрешил ему этого сделать. [45] Цель группы – возродить древнюю венгерскую духовность, донести ее до общества в современных формах, помочь людям понять самих себя и тем самым исцелить мировое древо, которое проявляется через людей. [45]
Теология Барабанного круга «основана на древневенгерской концепции мира, который есть Единый (Бог), включающий в себя все сущее». [45] Шойомфи учит, что существует два мира: один — «проявленный мир», представленный мировым деревом, а другой — «непроявленное, бесформенное пространство», содержащее «общее сознание» человечества. [45]
В Drum Circle упор делается на практику, а не на доктрину, включая технику игры на барабанах, дыхание и голос. [45] Цель этих практик — расширить сознание, чтобы понять действия Единого и стать подобным Одному. [45] Группа практикует ритуальные церемонии рождения, инициации, брака, смерти и праздников Годового Круга. Школа Древнего Источника ( Ősforrás Iskola ), связанная с церковью, организует лагеря и паломничества. [45]
Ордена Традиционная Арпада церковь
Традиционная церковь Ордена Арпада была основана в 2009 году и имеет свои ориентиры в туранистских эмигрантских идеологах Адорьяне Мадьяре и Викторе Падани, но она также вдохновлена традиционалистской школой , « Новым правом» Алена де Бенуа и реконструированной церковью. Протоиндоевропейская религия . [46]
Гнездо Гаффера Боли [ править ]
Группа под названием Bolyanest («Гнездо Гаффера Боли») была основана в 1979 году Гаффером Болей, учителем профессионально-технического училища под названием Боляпо, входившим в состав самой группы. Первоначальной целью Боли было обеспечить хорошую жизнь своим ученикам, которые составили первоначальный основной состав группы. Центр движения находится в Будапеште и зарегистрирован правительством в 1999 году. [47] Сегодня оно считается одним из самых влиятельных движений венгерской коренной веры, особенно в отношении процесса ремифологизации венгерской истории. [48] Первоначально группа была сосредоточена на религии природы , но в последние десятилетия ее внимание сместилось к дискурсу об этнических корнях. [48]
Боля выступает в роли церемониального лидера группы. Ядро группы насчитывает около ста человек, но ее влияние достигает тысяч человек. В основном это представители среднего класса Будапешта, но есть также фермеры, предприниматели и интеллектуалы. Средний возраст — более пятидесяти пяти лет, и большинство из них высокообразованы. Они открыто идентифицируют себя как нехристиане, хотя и не претендуют на роль продолжателей четко определенной дохристианской религии; скорее, они сознательно создают новую религию, основанную на венгерском фольклоре и элементах коренных религий других культур. [48] Шумерская культура была одним из основных источников, хотя исследуются и другие культуры; например, шумерские молитвы поются вместе с русскими песнями. [49] Некоторые природные объекты, окружающие Будапешт и более отдаленные населенные пункты, такие как Соскут , Борсоджест и Бодрогкёз, они считают своими святыми местами, куда можно совершать паломничество. [50]
Фундаментальным учением Боли является концептуальное различие между «порядком» и «системой», которое остается сутью мысли Болианеста. Первый, порядок, определяет естественный способ существования всего в природе; все взаимосвязано и взаимозависимо, и каждая отдельная часть играет роль в инстинктивном сотрудничестве с другими. Последняя, система, определяет неестественные и искусственные надстройки, которые формируются в обществах, когда отдельные люди и группы окружены растущей паутиной норм и постепенно отчуждаются друг от друга и от своего естественного контекста. Гаффер Боля, вероятно, был вдохновлен исследованиями идей Жан-Жака Руссо и Льва Толстого в развитии этого видения. [51]
и политика Идентичность
антимультикультурализм Национализм и
Группы венгерской коренной веры обычно уделяют большое внимание рассуждениям об этнических корнях, которые заново мифологизируются. Многие группы венгерской коренной веры придерживаются националистических политических взглядов и организуют свои общины эксклюзивным образом, демонстрируя политическую нетерпимость. [ нужна ссылка ] В то же время плюрализм и мультикультурализм рассматриваются как беспорядки, подрывающие венгерскую идентичность. [39] Популярность этих позиций ученые объясняют резким падением «железного занавеса» , за которым последовал духовный вакуум и ощущение вторжения «многогранного культурного рынка», что привело к кризису идентичности в постсоветских странах. [39] В случае с группами венгерской коренной веры это привело к отказу от постмодернистской гетерогенности и сакрализации национальной идентичности, в которой язык, религия и политика составляют единое целое. [39] Группы венгерской коренной веры считают себя основным меньшинством среди всех венгров, которое представляет собой квинтэссенцию венгерскости. [52]
с христианством Отношения
Отношения между венгерской коренной верой и христианством варьируются от церкви к церкви. Некоторые группы венгерской коренной веры используют христианские темы и терминологию в своих собственных доктринах. [53] или предложить включение самого христианства в венгерскую коренную веру, как, например, в случае групп, возникших после учения Ференца Бадиньи-Йоша. [54] Другие, такие как Сообщество венгерской религии. [40] и Болянест, напротив, являются откровенно антихристианскими. [55]
Фундаментальное понятие венгерской коренной веры заключается в том, что каждая «нация» должна иметь свою собственную «веру», а «христианская Венгрия» представляет собой аномалию, которую необходимо исправить. Это исправление должно произойти в результате ликвидации христианства. [56] Даже среди тех групп венгерской коренной веры, которые питают теплые чувства к Иисусу и считаются совместимыми с местной религией , включая церковь Йотенгрит, христианский религиозный институт, развившийся после Иисуса, — так называемое « павлинское христианство » — в любом случае является воспринимается как коррумпированная организация, которую следует ликвидировать. [57] В частности, среди этих групп именно восточное христианство следует ценить как совместимое с местной религией и считать более близким к тому, что задумал Иисус, в то время как западное христианство (формы, которые исторически доминировали в Венгрии) рассматривается как его антитеза. и как девиантное, злое учение. В этих группах Иисус интерпретируется как могущественный предок и шаман. [58]
Большинство членов Болянеста считают христианство суеверием, направленным на контроль над людьми. Христианские символические мотивы, такие как крест и древо жизни , присваиваются и трактуются вместе с солнцем и луной как символы естественной дохристианской религии, которые позже были присвоены христианскими церквями. Большинство верующих рассматривает христианство как силу, искоренившую эти естественные древние знания, включая исконную венгерскую религию, и как силу, ответственную за расколдовывание мира. [55]
среднеазиатским тенгризмом Отношения с
Те талтосы, которые поддерживают туранистские теории, иногда заявляют о явной принадлежности к тенгрианству , тюркской этнической религии . [59] Это случай Золтана Шойомфи. Эти талтосы обычно характеризуются использованием тюркского имени Тенгри вместо венгерского термина Истен .
В 2012 году девятиметровое элет фа (дерево жизни) было подарено венгерскими группами коренной веры тенгрианцам Казахстана . [60] В том же году шаман из Тувы Оджун Адигжи Зее-оглу был приглашен в здание венгерского парламента для исполнения ритуального танца вокруг Священной Короны Венгрии во благо венгерского народа. [61]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Силарди 2013 , стр. 230–231.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Колози 2012 , стр. 36–62.
- ^ Колози 2012 , с. 66.
- ^ Колози 2012 , стр. 37–38.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Колози 2012 , стр. 43–47.
- ^ Колози 2012 , стр. 64–65.
- ^ Колози 2012 , с. 37; Силарди 2013 , стр. 230–231.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сциларди 2013 , с. 231.
- ^ Колози 2012 , с. 47.
- ^ Колози 2012 , с. 48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Колози 2012 , с. 38.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Силарди 2013 , стр. 232–234.
- ^ Колози 2012 , стр. 50–52.
- ^ Колози 2012 , с. 53.
- ^ Колози 2012 , с. 38; Сциларди 2013 , с. 231.
- ^ Колози 2012 , стр. 52–53.
- ^ Сциларди, 2013 , пас.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Колози 2012 , с. 39.
- ^ Колози 2012 , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Колози 2012 , с. 40.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Сциларди 2013 , с. 235.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Колози 2012 , с. 41.
- ^ Колози 2012 , с. 42.
- ^ Колози 2012 , стр. 42–43.
- ^ Колози 2012 , стр. 41–42.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Колози 2012 , с. 61.
- ^ Сциларди 2013 , с. 236.
- ^ Хаббс 2013 , с. 229.
- ^ Хаббс 2013 , с. 226, примечание 10.
- ^ Хаббс 2013 , стр. 226–227.
- ^ Хаббс 2013 , стр. 229–230.
- ^ Хаббс 2013 , стр. 230–231.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Колози 2012 , с. 59.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Колози 2012 , стр. 60–61.
- ^ Сциларди 2013 , стр. 238–239.
- ^ Сциларди 2013 , с. 238.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сциларди 2013 , с. 239.
- ^ Сциларди 2013 , стр. 239–244.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сциларди 2013 , с. 244.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Сциларди 2013 , с. 240.
- ^ Колози 2012 , с. 90; Сциларди 2013 , с. 241.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Сциларди 2013 , с. 241.
- ^ Колози 2012 , с. 89.
- ^ Колози 2012 , стр. 89–98; Сциларди 2013 , с. 241.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Сциларди 2013 , с. 242.
- ^ Колози 2012 , с. 60.
- ^ Чажи 2017 , с. 214.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чажи 2017 , с. 215.
- ^ Чажи 2017 , стр. 219–220.
- ^ Чажи 2017 , с. 218.
- ^ Чажи 2017 , с. 216.
- ^ Сциларди 2013 , с. 245.
- ^ Сциларди 2013 , с. 230.
- ^ Колози 2012 , с. 69 и далее.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чажи 2017 , стр. 215–216.
- ^ Колози 2012 , с. 101.
- ^ Колози 2012 , с. 95.
- ^ Колози 2012 , с. 102.
- ^ Колози 2012 , с. 62.
- ^ «Венгрия: возвращение неоязычества» . Хулала . 17 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Баумгартнер, Винсент (28 марта 2012 г.). «Шаман в помощь Венгрии!» . Хулала . Архивировано из оригинала 22 сентября 2015 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
Источники [ править ]
- Бако, Розалия Клэр; Хаббс, Ласло-Аттила (2011). «Сетевая риторика религиозных меньшинств: румынские и венгерские этноязыческие организации» . Журнал изучения религий и идеологий 10 (30): 127–158. ISSN 1583-0039 .
- Чаи, Ласло Коппани (2017). « Я вступил в партию, чтобы держаться подальше от системы». Неоязыческие стратегии выживания в социалистической Венгрии» (PDF) . Открытое богословие . 3 (1). Де Грюйтер: 211–223. дои : 10.1515/opth-2017-0017 . S2CID 172031600 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 апреля 2018 года.
- Хуббс, Ласло Аттила (2013). «Анимированная новая венгерская мифология. Автопортреты нации» (PDF) . Acta Universitatis Sapientiae, Philologica . 5 (2): 223–240. дои : 10.2478/ausp-2014-0016 . S2CID 170309528 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 апреля 2018 года.
- Колози, Адам (2012). «Социальные конструкции родной веры: мифо-исторические нарративы и дискурс идентичности в венгерском неоязычестве» . Программа изучения национализма Центральноевропейских университетов.
- Сциларди, Река (25–27 октября 2007 г.). Пробуждение богов: неоязычество в Венгрии . Гражданская религия, частная духовность. Сегед: Ассоциация изучения религий Re-Dial; Кафедра изучения религий Сегедского университета.
- ——— (2013). «Неоязычество в Венгрии: под чарами корней». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 230–248. ISBN 9781844656622 .