Jump to content

Майкл Харнер

Страница полузащищенная

Майкл Харнер
Рожденный ( 1929-04-27 ) 27 апреля 1929 г.
Умер 3 февраля 2018 г. (03.02.2018) (88 лет)
Род занятий Антрополог, педагог и автор

Майкл Джеймс Харнер (27 апреля 1929 — 3 февраля 2018) — американский антрополог, педагог и писатель. Его книга 1980 года « Путь шамана: руководство к силе и исцелению» [1] сыграл основополагающую роль в развитии и популяризации основного шаманизма как нью-эйдж пути личного развития для приверженцев неошаманизма . [2] Он также основал Фонд шаманских исследований.

Карьера

Харнер родился в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1929 году. [3] Первоначально он работал в области археологии, в том числе изучал район Нижнего Колорадо. [4] Будучи аспирантом в 1956-57 годах, он проводил полевые исследования культуры народа хиваро (шуар) эквадорской Амазонки. [5] и начал делать карьеру этнолога . Его докторская диссертация «Мачете, дробовики и общество: исследование социального воздействия технологических изменений среди индейцев дживаро» (Университет Калифорнии-Беркли, 1963) стала основой для его книги « Хиваро: люди священных водопадов» . [6]

В 1960-61 годах он сообщил об экспериментах с амазонским растительным лекарственным средством аяуаска с народом конибо перуанской Амазонки. [5] о чем он писал в статьях «Шум текущей воды» (1968). [7] и «Роль галлюциногенных растений в европейском колдовстве» (1973). [8] Харнер вернулся в Хиваро в 1964, 1969 и 1973 годах, где он научился использовать энтеоген майкуа ( Datura brugmansia ). [5]

В 1966 году, преподавая в Калифорнийском университете в Беркли и работая заместителем директора Музея антропологии Лоуи, Харнер стал приглашенным профессором в Йельском и Колумбийском университетах , а в 1970 году поступил в аспирантуру Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Он был сопредседателем секции антропологии Нью-Йоркской академии наук . [9]

В 1983 году Харнер основал Центр шаманских исследований, который сегодня известен как Фонд шаманских исследований. [5] В 1987 году Харнер покинул академию, чтобы полностью посвятить себя Фонду шаманских исследований. Уолш и Гроб отмечают в своей книге « Высшая мудрость: выдающиеся старейшины исследуют продолжающееся влияние психоделиков »: «Майкл Харнер широко известен как главный мировой авторитет в области шаманизма и оказал огромное влияние как на академический, так и на мирянский мир... То, что Йогананда сделал для индуизма , а Д.Т. Судзуки сделал для дзэн , Майкл Харнер сделал для шаманизма, а именно донес традицию и ее богатство до западного сознания». [10]

Он умер 3 февраля 2018 года в возрасте 88 лет. [11]

Развитие основного шаманизма

После путешествия на Амазонку, где он сообщил, что употреблял галлюциноген аяуаску , Харнер начал экспериментировать с монотонной игрой на барабанах. В начале 1970-х годов он начал проводить обучающие семинары для небольших групп в Коннектикуте. В 1979 году он основал Центр шаманских исследований в Норуолке, штат Коннектикут .

В 1980 году Харнер опубликовал «Путь шамана: руководство к силе и исцелению». [1] на HarperCollins (основное издательство). В книге он представляет свою собственную систему акультурного шаманизма, названную « Основной шаманизм », которую он создал, как сообщается, на основе своего опыта употребления галлюциногенов с шаманами Конибо и Хиваро в Южной Америке. [1] [5] Харнер широко применял термин «шаман» к различным духовным и церемониальным лидерам в культурах, которые не используют этот термин, утверждая, что он также учился у «шаманов» в Северной Америке; он писал, что это были народы Винту , Помо , Береговые Салиш и Лакота , но не назвал ни отдельных лиц, ни конкретных общин. [1] [5] Харнер утверждал, что он описывал общие элементы «шаманской практики», встречающиеся среди коренных народов по всему миру, в культурах, с которыми он никогда не сталкивался, лишив эти элементы специфического культурного содержания, чтобы сделать их доступными для современных западных духовных искателей. [12] Влияние, на которое указывает Харнер, также включало сибирский шаманизм, мексиканскую и гватемальскую культуру и австралийские традиции, а также знакомых духов европейского оккультизма, которые, как говорят, помогают оккультистам в их метафизической работе. [1] Однако его практики не похожи на религиозные практики или верования какой-либо из этих культур. [2] «Базовый шаманизм» был встречен негативной реакцией и критикой со стороны культур, которые Харнер назвал источниками. [2] [5] [13]

Студенты в США и Европе начали посещать его занятия по тому, что он теперь называл « основным шаманизмом ». [14] (в отличие от традиционного эвенкийского шаманизма или других коренных , этнических и исторических практик, которые в антропологических текстах называются «шаманизмом»). Большинство авторов в этой области, особенно критики Харнера, считают, что основной шаманизм Харнера оказал основное влияние и стал основой неошаманского движения. [2] [15] [13] [16]

Позже Харнер интегрировал свой Центр шаманских исследований в некоммерческий Фонд шаманских исследований. Фонд получал финансовую поддержку в основном от курсов и семинаров по базовому шаманизму, которые он проводил, а также от частных пожертвований. С начала 1980-х годов он пригласил нескольких своих студентов присоединиться к международному факультету, чтобы выйти на все более широкий рынок. В 1987 году Харнер оставил свою профессорскую должность, чтобы полностью посвятить себя работе фонда. [17] Он практически прекратил публиковаться, за исключением редких статей в издании «Шаманизм». [18] [19]

См. также

Библиография

  • Харнер, Майкл, Пещера и Космос: встречи шаманов с другой реальностью (North Atlantic Books, 2013)
  • Харнер, Майкл (редактор), Галлюциногены и шаманизм (Oxford University Press, 1973)
  • Харнер, Майкл, Хиваро: Люди священных водопадов (Калифорнийский университет Press, 1972)
  • Харнер, Майкл, Путь шамана (HarperOne, 1990), ориг. 1980 год
  • Харнер, Майкл и Мейер, Альфред, Каннибал . Нью-Йорк: Морроу, 1979. (роман об ацтеках)
  • Харнер, Майкл, «Загадка ацтекского жертвоприношения». стр. 46–51. Естественная история , Том 86 (№ 4), апрель 1977 г.
  • Хэвиленд, Уильям А., Харальд Э. Л. Принс, Банни МакБрайд и Дана Уолрат, «Выдающийся антрополог: Майкл Дж. Харнер» Культурная антропология: человеческий вызов (14-е изд.) (Уодсворт, 2013 г.)

Ссылки

  1. ^ Jump up to: а б с д и Харнер, Майкл (1990). Путь Шамана . Сан-Франциско, Калифорния: Харпер. ISBN  0-06-250373-1 . ОЛ   4804365W
  2. ^ Jump up to: а б с д Ноэль, Дэниел К. (1997). Душа шаманизма: западные фантазии, воображаемая реальность . Лондон, Англия: Международная издательская группа Continuum . ISBN  0-8264-1081-2 .
  3. ^ Чарльз С., Гроб; Уолш, Роджер. « Мой путь в шаманизме» — интервью с Майклом Харнером» . Шаманизм.org . Издательство государственного университета Олбани, Нью-Йорк . Проверено 23 апреля 2015 г.
  4. ^ Например, Кребер, А.Л. и Майкл Дж. Харнер. (1955) «Керамика Мохаве», Антропологические отчеты , Беркли: Калифорнийский университет.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Уоллис, Роберт Дж. (2003). Шаманы/нео-шаманы: экстази, альтернативная археология и современные язычники . Рутледж. ISBN  978-0415302036 .
  6. ^ Харнер, Майкл Дж. (1972) Хиваро: Люди священных водопадов. Нью-Йорк: Пресса естественной истории. Второе издание 1984 г., Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
  7. ^ Харнер, Майкл Дж. (1968) «Звук текущей воды». Естественная история 77 (6).
  8. ^ Харнер, Майкл Дж., изд. и участник (1973) Галлюциногены и шаманизм . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Оксфордского университета. ОЛ   5702197М
  9. ^ Хэвиленд, Уильям А., Харальд Э. Л. Принс, Банни МакБрайд и Дана Уолрат (2013). Известные антропологи: Майкл Дж. Харнер. Культурная антропология: человеческий вызов (14-е изд., стр. 307). Бельмонт: Уодсворт. ISBN   978-1-133-95597-9 .
  10. ^ Уолш, Роджер и Чарльз С. Гроб, ред. (2005) Высшая мудрость: выдающиеся старейшины исследуют продолжающееся воздействие психоделиков , стр. 159, 160. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. Олбани.
  11. ^ Памяти: Майкл Дж. Харнер (1929-2018)
  12. ^ Фонд шаманских исследований. «Биография Майкла Харнера» . Фонд шаманских исследований . Фонд шаманских исследований . Проверено 10 сентября 2015 г.
  13. ^ Jump up to: а б Олдред, Лиза, « Пластмассовые шаманы и танцы солнца на астротурфе: коммерциализация духовности коренных американцев в стиле Нью-Эйдж» в: The American Indian Quarterly, выпуск 24.3 (2000), стр. 329–352. Линкольн: Издательство Университета Небраски.
  14. ^ Харнер, Майкл (2005) «История и работа Фонда шаманских исследований», Шаманизм 18: 1 и 2, стр. 7.
  15. ^ Хобсон, Г. «Возвышение Белого Шамана как новая версия культурного империализма». в: Хобсон, Гэри, изд. Вспомнившаяся Земля . Альбукерке, Нью-Мексико: Red Earth Press; 1978: 100–108.
  16. ^ « Белые шаманы и пластические знахари. Архивировано 7 сентября 2019 г. в Wayback Machine », Терри Мэйси и Дэниел Харт, Местные голоса , документальный фильм коренных народов в Вашингтонском университете.
  17. ^ Харнер, Майкл (2005) «История и работа Фонда шаманских исследований», Шаманизм 18: 1 и 2, стр. 5.
  18. ^ Харнер, Майкл и Сандра Харнер (2000) «Основные практики шаманского лечения болезней». Шаманизм 13 (1 и 2), стр. 19-30.
  19. ^ Харнер, Майкл (2010) «Основная шаманская теория снов». Шаманизм 23, стр. 2-4.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 34946d023c11d0027ab90bc805cc99f6__1716089340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/f6/34946d023c11d0027ab90bc805cc99f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Michael Harner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)