Движение за человеческий потенциал
Движение за человеческий потенциал ( HPM ) возникло из контркультуры 1960-х годов. [1] и сформировалась вокруг концепции необычайного потенциала, который, по мнению ее сторонников, заложен в основном неиспользованным во всех людях. Движение исходит из веры в то, что благодаря развитию своего «человеческого потенциала» люди могут испытать , счастье и творчество и самореализация , что такие люди будут направлять свои действия в обществе на помощь другим в раскрытии своего потенциала . Приверженцы полагают, что коллективный эффект отдельных людей, развивающих свой собственный потенциал, приведет к положительным изменениям в обществе в целом.
Корни
[ редактировать ]
HPM имеет много общего с гуманистической психологией в том смысле, что Абрахама Маслоу теория самореализации сильно повлияла на ее развитие. Институты развития человеческого потенциала , основанные в 1955 году Гленном Доманом и Карлом Делакато, были ранним предшественником движения за человеческий потенциал и оказали на него влияние, о чем свидетельствует утверждение Домана о том, что «каждый рожденный ребенок в момент рождения имеет , более высокий потенциал интеллекта, чем когда-либо использовал Леонардо да Винчи». [2]
В середине 1960-х годов Джордж Леонард проводил исследование по Соединенным Штатам на тему человеческого потенциала для журнала Look . В своем исследовании он взял интервью у 37 психиатров, исследователей мозга и философов на тему человеческого потенциала. Он обнаружил, что «ни один из них не сказал, что мы используем более 10% нашей мощности». [3] распространенное заблуждение, которое с тех пор оказалось ложным. [4]
В ходе своих исследований Леонард познакомился с Майклом Мерфи , соучредителем зарождающегося Института Эсален (основанного в 1962 году), который в то время проводил образовательные программы для взрослых на тему «человеческих возможностей». Леонард и Мерфи стали близкими друзьями и вместе «выдвинули идею о том, что должно быть движение за человеческий потенциал». [5]
Социальное влияние
[ редактировать ]Некоторые считали, что HPM связан с психоделической культурой, такой как хиппи и Лето любви . [6] По словам автора Эндрю Гранта Джексона, Джорджем Харрисоном принятие индуистской философии и индийских инструментов в его песнях с «Битлз» в середине 1960-х годов, а также широко разрекламированное исследование группы « Трансцендентальная медитация » «по-настоящему положило начало» движению за человеческий потенциал. . [7]
Как пишет Элизабет Путтик в «Энциклопедии новых религий» :
Движение за человеческий потенциал (HPM) зародилось в 1960-х годах как контркультурное восстание против господствующей психологии и организованной религии. Это не религия сама по себе, новая или какая-то другая, а психологическая философия и структура, включая набор ценностей, которые сделали ее одной из наиболее значимых и влиятельных сил в современном западном обществе. [8]
Авторы и эссеисты
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2023 г. ) |
Аристотель использовал принципы потенциальности и действительности. [9] анализировать причинность , движение , биологию, физиологию , человеческую психологию и этику в своих трактатах «Физика» , «Метафизика» , «Никомахова этика» и «De Anima» .
Абрахам Маслоу опубликовал свою концепцию иерархии потребностей в статье в 1943 году. Он утверждал, что по мере того, как основные потребности людей в выживании удовлетворяются, их желание расти в умственном и эмоциональном измерениях возрастает. Он также ввел термин «метамотивация» для описания мотивации людей, которые выходят за рамки основных потребностей и стремятся к постоянному совершенствованию. [ нужна ссылка ]
Майкл Мерфи и Дик Прайс основали Институт Эсален в 1962 году, прежде всего как центр изучения и развития человеческого потенциала, и некоторые люди продолжают считать Эсален географическим центром движения и сегодня. [update].
Олдос Хаксли читал лекции о «человеческом потенциале» в Эсалене в начале 1960-х годов. Его труды и лекции о мистических аспектах психоделиков и о том, что он называл « вечной философией », имели основополагающее значение. Более того, его призыв к созданию учреждения, которое могло бы преподавать «невербальные гуманитарные науки» и развивать «человеческие возможности», служил рабочей миссией раннего Эсалена. [10]
Кристофер Лэш отмечает влияние движения человеческого потенциала через терапевтический сектор : «Новые методы лечения, порожденные движением человеческого потенциала, по мнению Питера Марина, учат, что «индивидуальная воля всесильна и полностью определяет его судьбу»; таким образом, они усиливают «изоляция себя». [11]
Джордж Леонард , писатель и редактор журнала, проводивший исследование для статьи о человеческом потенциале, оказал большое влияние на Эсален. Леонард утверждает, что он придумал фразу «Движение человеческого потенциала» во время мозгового штурма с Майклом Мерфи и популяризировал ее в своей книге 1972 года « Трансформация: Путеводитель по неизбежным изменениям в человечестве» . [12] Впоследствии Леонард тесно сотрудничал с Институтом Эсален, а в 2005 году стал его президентом.
Мартин Селигман делал упор на позитивную психологию во время своего пребывания на посту президента АПА, начиная с 1998 года. [ нужна ссылка ] Позитивная психология фокусируется на культивировании эвдемонии , древнегреческого термина, обозначающего «хорошую жизнь», и концепции размышления о факторах, которые больше всего способствуют хорошо прожитой и полноценной жизни, часто используя термины «субъективное благополучие» и «счастье» как синонимы. .
В Европе
[ редактировать ]
Интерес к концепциям человеческого потенциала растет в Европе благодаря учебным курсам, предназначенным для менеджеров, аспирантов и безработных, которые в основном финансировались Европейским Союзом на курсах государственного развития в 1980-х и 90-х годах. [14] В эти курсы такие модули, как коммуникативные навыки, маркетинг, лидерство и другие в области «мягких навыков», были включены в программы и позволили ознакомиться с большинством концепций человеческого потенциала. Ключевую роль сыграли «Стратегические цели ЕС 3, 4 и 5», которые явно включали сквозные ключевые компетенции, такие как умение учиться, чувство инициативы, предпринимательство и культурная осведомленность». [15]
Эти учебные программы продолжительностью от 900 до 1200 часов [а] направлены на развитие творчества и инноваций, включая предпринимательство, и содержатся на всех уровнях образования и подготовки концепций человеческого потенциала. Одна из основных концепций, иерархия потребностей Маслоу , теория психологического здоровья, основанная на удовлетворении врожденных потребностей человека, стала популярной в Европе в 80-х годах главным образом как поддержка понимания потребностей потребителя и только после ее использования в качестве ключевой маркетинговой концепции. Книга Филипа Котлера «Маркетинговый менеджмент» оказала особенное влияние в 80-х годах на популяризацию нескольких концепций человеческого потенциала, которые были «встроены» в книгу. [16] и вошел в рабочее и управленческое сообщество.
В Европе появились специализированные книги о человеческом потенциале, которые можно найти в трудах конкретных авторов. Для «англо» культурной сферы работы Джона Уитмора [17] содержит резкую критику общепринятых подходов к человеческому потенциалу как к быстрому средству самосовершенствования: «Вопреки привлекательным утверждениям «Одноминутного менеджера» , в бизнесе не существует быстрых решений». [18]
Что касается «латинской» культурной области, ранний подход к человеческому потенциалу можно найти в работах Марии Монтессори . На теорию и философию образования Монтессори повлияли работы Жана Марка Гаспара Итара , Эдуарда Сегена , Фридриха Фребеля , Иоганна Генриха Песталоцци . В ее модели основное внимание уделялось автономному обучению, сенсорному исследованию и обучению детей физической активности, расширению возможностей их чувств и мыслей путем воздействия на них изображений, запахов и тактильных ощущений, а позже включено и решение проблем.
Известные сторонники
[ редактировать ]- Уильям Джеймс (1842–1910), один из первых сторонников
- Джеральд Херд (1889–1971)
- Фриц Перлс (1893–1970)
- Олдос Хаксли (1894–1963)
- Карл Роджерс (1902–1987)
- Моше Фельденкрайз (1904–1984)
- Виктор Франкл (1905–1997)
- Виола Сполин (1906–1994)
- Джошуа Л. Либман (1907–1948)
- Авраам Маслоу (1908–1970)
- Алан Уоттс (1915–1973)
- Харви Джекинс (1916–1999)
- Александр Эверетт (1921–2005)
- Герда Бойсен (1922–2005)
- Джордж Леонард (1923–2010)
- Уильям Шютц (1925–2002)
- Стэн Дейл (1929–2007)
- Майкл Мерфи (р. 1930)
- Гарольд К. Лайон младший (1935–2019)
- Вернер Эрхард (р. 1935)
- Джон Хайдер (1936–2010)
- Джин Хьюстон (р. 1937)
- Чунлян Аль Хуанг (р. 1937)
- Мэрилин Фергюсон (1938–2008)
- Фернандо Флорес (р. 1943)
- Энтони Роббинс (р. 1960)
Известные программы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Культура наркотиков
- Гуманистическая психология
- Личное развитие
- Организации
- Обучение на семинарах Эрхарда (EST, базирующееся в Сан-Франциско, 1971–1984), за которым последовали «Форум» и Landmark Worldwide (с 1991 г.)
- Lifespring (основана в 1974 году в южной Калифорнии)
- Десять процентов мифа о мозге
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мартин, Дуглас (18 января 2010 г.). «Джордж Леонард, голос контркультуры 60-х, умер в возрасте 86 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 мая 2014 г.
- ^ «Письмо Гленна Домана» . www.gentlerevolution.com . Проверено 5 октября 2020 г.
- ^ Уэйн, Майкл (2005). Квантовая интегральная медицина: к новой науке исцеления и человеческому потенциалу . Саратога-Спрингс: iThink Books. п. 22 . ISBN 978-0-9766797-0-7 .
«Никто из них не сказал, что мы используем более 10% наших мощностей. Спустя годы я понял, что это была очень консервативная оценка — я думаю, мы используем около 1%. Может быть, меньше.
- ^ «Неужели мы используем только 10 процентов нашего мозга?» . 26 января 2024 г.
- ^ Уэйн, Майкл (2005). Квантовая интегральная медицина: к новой науке исцеления и человеческому потенциалу . Саратога-Спрингс: iThink Books. п. 22 . ISBN 978-0-9766797-0-7 .
Вместе они выдвинули идею о том, что должно быть движение за человеческий потенциал.
- ^ Штейн, Марк А. (21 июня 1987 г.). «20 лет после вторжения хиппи: лето любви, оставившее свой отпечаток в научной фантастике» Los Angeles Times . Проверено 16 сентября 2015 г.
- ^ Джексон, Эндрю Грант (2015). 1965: Самый революционный год в музыке . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги Томаса Данна. п. 282. ИСБН 978-1-250-05962-8 .
- ^ Путтик, Элизабет (2004). «Движение человеческого потенциала» . Хью, Кристофер (ред.). Энциклопедия новых религий . Оксфорд: Лев. стр. 399 . ISBN 978-0-7459-5073-0 .
- ^ dynamis-energeia , переводится на латынь как potentia-actualitas (ранее также возможность-эффективность ). Джорджио Агамбен, Opus Dei: Археология долга (2013), с. 46 .
- ^ Крипал, Джеффри (2007). Эсален Америка и религия без религии . Издательство Чикагского университета.
- ^ Лэш, Кристофер (1979). Культура нарциссизма: американская жизнь в эпоху уменьшающихся ожиданий . Нью-Йорк: Нортон. п. 9 . ISBN 978-0-393-01177-7 . Цитирование Марин, Питер (октябрь 1975 г.). «Новый нарциссизм». Харпер . п. 48.
- ^ Леонард, Джордж (1972). Трансформация: Путеводитель по неизбежным изменениям в человечестве . Тарчер. ISBN 978-0-87477-169-5 .
- ^ «Иерархия потребностей Маслоу» .
- ^ Филлипс, Д.; Эртл, Х, ред. (2003). Реализация политики Европейского Союза в области образования и обучения. Сравнительное исследование проблем в четырех государствах-членах . Спрингер. .
- ^ Официальный журнал Европейского Союза, Заключения Совета от 12 мая 2009 г. о стратегических рамках европейского сотрудничества в области образования и обучения, 2009/C 119/02.
- ^ Котлер, Филип (1984), Управление маркетингом: анализ, планирование и контроль. Опубликовано Prentice-Hall, Inc., первое издание 1984 г. ISBN 978-0-13-557927-5
- ^ Уитмор, Джон (1992), Коучинг для повышения эффективности: рост человеческого потенциала и цели: принципы и практика коучинга и лидерства, Brealey Publishing (первое издание)
- ^ Уитмор, Джон 2010. «Введение». Коучинг для повышения эффективности: рост человеческого потенциала и целей: принципы и практика коучинга и лидерства (4-е изд.). Брили. п. 2.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) .
- ^ Для контекста: 1200 часов соответствуют 150 дням полного обучения по 8 часов в день.
Ссылки
[ редактировать ]- Гроган, Джессика (2013). Встреча с Америкой: гуманистическая психология, культура шестидесятых и формирование современной личности . Многолетник Харпер.
- Салерно, Стив (2005). ШЭМ: Как движение самопомощи сделало Америку беспомощной . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-1-4000-5409-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бендек Сотиллос, Сэмюэл «Прометей и Нарцисс в тени движения за человеческий потенциал», Перспектива AHP , декабрь 2012 г. / январь 2013 г., стр. 6–12.
- Enablers, TC, 2014. «Реализация человеческого потенциала» . Интернет-источник, январь 2015 г.
- Enablers, TC, 2014. Интернет-источник «Самое быстрорастущее новое социальное движение на планете», цитируется в ноябре 2014 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Новое религиозное движение , Викицитатник
Словарное определение движения человеческого потенциала в Викисловаре