Карлос Кастанеда
Карлос Кастанеда | |
---|---|
Рожденный | Карлос Сезар Сальвадор Арана 25 декабря 1925 г. Кахамарка , Перу |
Умер | 27 апреля 1998 г. Лос-Анджелес , Калифорния, США | ( 72 года
Занятие | Антрополог, писатель |
Национальность | Американский |
Образование | Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе ( бакалавр , доктор философии ) |
Предмет | Антропология , этнография , шаманизм , художественная литература |
Карлос Кастанеда (25 декабря 1925 г.) [номер 1] — 27 апреля 1998) — американский антрополог и писатель. Начиная с 1968 года Кастанеда опубликовал серию книг, описывающих обучение шаманизму , которое он получил под опекой « Человека Знания» яки по имени Дон Хуан Матус. Хотя работа Кастанеды была принята многими как факт, когда книги были впервые опубликованы, обучение, которое он описал, теперь обычно считается вымышленным. [номер 2]
Первые три книги — «Учение дона Хуана: путь познания яки» , «Отдельная реальность» и «Путешествие в Икстлан» — были написаны, когда он был студентом -антропологом в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA). Кастанеда получил степени бакалавра и доктора на Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе основе работы, которую он описал в этих книгах. [6]
На момент его смерти в 1998 году книги Кастанеды были проданы тиражом более восьми миллионов экземпляров и были опубликованы на 17 языках. [3]
Ранняя жизнь и образование
Согласно записи о рождении, Карлос Кастаньеда родился Карлосом Сезаром Сальвадором Араной 25 декабря 1925 года в Кахамарке , Перу, в семье Сесара Араны и Сусанны Кастаньеды. [7] Иммиграционные записи подтверждают дату и место рождения, указанные в записи о рождении. Кастанеда переехал в Соединенные Штаты в 1951 году и стал натурализованным гражданином 21 июня 1957 года. [8] Кастанеда изучал антропологию и получил бакалавра и степени доктора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. [6]
Карьера
Первые три книги Кастанеды — «Учение дона Хуана: путь познания яки» , «Отдельная реальность » и «Путешествие в Икстлан» — были написаны, когда он был студентом -антропологом в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA). Он писал, что эти книги представляли собой этнографические отчеты, описывающие его обучение у традиционного «Человека знания», которого называли доном Хуаном Матусом , коренным народом яки из северной Мексики. Достоверность этих книг подвергалась сомнению с момента их первоначальной публикации, и многие ученые считают их вымышленными. [6] [9] [10] [11] Кастанеда получил степени бакалавра и доктора на основе работ, описанных в этих книгах. [6]
В 1974 году его четвертая книга « Сказки о силе » описала конец истории его ученичества у Матуса. Несмотря на опубликованные вопросы и критику, Кастанеда продолжал пользоваться популярностью среди читающей публики, и появились последующие публикации, описывающие дальнейшие аспекты его обучения с доном Хуаном. [ нужна ссылка ]
Кастанеда писал, что дон Хуан признал в нем нового нагваля , или лидера группы видящих его линии. Он сказал, что Матус также использовал термин «нагваль» для обозначения той части восприятия, которая находится в сфере неизвестного, но все еще доступна человеку, подразумевая, что для его собственной партии видящих Матус был связью с этим неизвестным. Кастанеда часто называл эту неизвестную реальность «необычной реальностью». [ нужна ссылка ]
Хотя Кастанеда был известным деятелем культуры, он редко появлялся на общественных форумах. Он был предметом первой статьи в выпуске журнала Time от 5 марта 1973 года , в которой он описывался как «загадка, окутанная тайной, завернутая в лепешку». Возникли разногласия, когда выяснилось, что Кастанеда мог использовать суррогатную мать для своего портрета на обложке. Корреспондент Сандра Бертон, по-видимому, не подозревая о принципе Кастанеды о свободе от личной истории, заявила ему о неточностях в его описании своей жизни. Он ответил: «Просить меня подтвердить мою жизнь, предоставив вам мою статистику… все равно, что использовать науку для подтверждения колдовства. Это лишает мир его магии и делает нас всех важными». После этого интервью Кастанеда полностью ушел из поля зрения общественности. [1] до 1990-х годов. [12]
Тенсегрити
В 1990-х годах Кастанеда снова начал появляться на публике, чтобы пропагандировать Тенсегрити, описанную в рекламных материалах как «модернизированную версию некоторых движений, называемых магическими пассами, разработанных местными шаманами, жившими в Мексике во времена, предшествовавшие испанскому завоеванию». [12]
Кастанеда вместе с Кэрол Тиггс, Флориндой Доннер-Грау и Тайшей Абеляр создали в 1995 году компанию Cleargreen Incorporated, заявленной целью которой было «спонсировать семинары, классы и публикации по Тенсегрити». Семинары по Тенсегрити, книги и другие товары продавались через Cleargreen. [13]
Личная жизнь
Согласно мемуарам Раньяна, Кастанеда женился на Маргарет Рунян в Мексике в 1960 году. Он указан как отец в свидетельстве о рождении сына Руньяна Си Джей Кастанеды, хотя биологическим отцом был другой мужчина. [14] В интервью Рунян сказала, что они с Кастанедой были женаты с 1960 по 1973 год; однако Кастанеда не уточнил, состоялся ли брак. [3] и в его свидетельстве о смерти указано, что он никогда не был женат. [14]
Смерть
Кастанеда умер 27 апреля 1998 года. [3] в Лос-Анджелесе из-за осложнений гепатоцеллюлярного рака . Государственной службы не было; он был кремирован, а прах отправлен в Мексику . О его смерти внешний мир не знал почти до двух месяцев спустя, 19 июня 1998 года, когда появился некролог «Тихая смерть писателя-мистика Карлоса Кастанеды», написанный штатным писателем Дж. Р. Мерингером в газете Los Angeles Times . [15]
ученики Кастанеды
После того, как Кастанеда ушел из поля зрения общественности в 1973 году, он купил большой многоквартирный дом в Лос-Анджелесе, который он делил с некоторыми из своих последователей, в том числе с Тайшей Абеляр (ранее Мэриэнн Симко) и Флориндой Доннер-Грау (ранее Регина Таль). Как и Кастанеда, Абеляр и Доннер-Грау изучали антропологию в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Каждая впоследствии написала книгу о своем опыте учения Кастанеды/дона Хуана с женской точки зрения: «Магический переход: путешествие женщины» Тайши Абеляр и «Быть во сне: Посвящение в мир магов» Флоринды Доннер. Кастанеда одобрил обе эти книги как достоверные отчеты о магическом опыте мира дона Хуана. [16]
Примерно в то время, когда Кастанеда умер, его спутники Доннер-Грау, Абеляр и Патриция Партин сообщили друзьям, что отправляются в долгое путешествие. Амалия Маркес (также известная как Талия Бей) и инструктор Тенсегрити Кайли Лундал также покинули Лос-Анджелес. Несколько недель спустя красный Ford Escort Партина был найден брошенным в Долине Смерти. Луис Маркес, брат Бея, обратился в полицию в 1999 году по поводу исчезновения своей сестры, но не смог убедить их в том, что это дело заслуживает расследования. [6]
В 2003 году выгоревший на солнце скелет Партина был обнаружен парой туристов в районе Панаминтовых дюн Долины Смерти и идентифицирован в 2006 году с помощью анализа ДНК. Следственные органы сочли причину смерти неустановленной. [6] [17] Однако Кастанеда часто говорил о самоубийстве, и его коллеги полагают, что женщины покончили с собой после смерти Кастанеды. [6]
Прием
Достоверность этих книг и существование дона Хуана подвергались сомнению с момента их первоначальной публикации. [6] и теперь среди критиков и учёных существует согласие в том, что эти книги в значительной степени, если не полностью, являются вымышленными. [9] [10] [11]
Ранние ответы
В первые годы после публикации первой книги Кастанеды « Учение дона Хуана: путь познания яки» (1968) его работа получила значительное положительное освещение и вызвала интерес.
Журнал Time опубликовал обзор « Учения дона Хуана» вскоре после его публикации. Рецензия признала противоречия и скептицизм вокруг рассказа Кастанеды, но подчеркнула привлекательность книги, назвав ее «экстраординарным повествованием». Газета New York Times опубликовала рецензию, в которой высоко оценила увлекательное повествование книги и изображение Дон Хуана как «замечательной, почти легендарной фигуры». Журнал Life включил тематическую статью о Кастанеде и его опыте общения с доном Хуаном, назвав книгу «захватывающей дух» и сосредоточив внимание на интриге его шаманского путешествия.
Газета Los Angeles Times положительно оценила книгу, подчеркнув ее влияние на читателей и исследование сознания и реальности. « Субботний обзор» подчеркнул яркость описаний Кастанеды и его изображение учения дона Хуана как заставляющее задуматься и преобразующее. Рецензия на книгу, опубликованная The Guardian, признала мастерство Кастанеды как писателя и его способность создавать ощущение погружения в свое повествование.
Более поздние ответы
Достоверность работ Кастанеды подвергалась сомнению с момента их первоначальной публикации, хотя рецензенты хвалили их написание и повествование. [6] Например, хотя Эдмунд Лич хвалил «Учение дона Хуана» как «произведение искусства», он сомневался в его фактической подлинности. [10] Антрополог Э. Х. Спайсер дал несколько неоднозначную рецензию на книгу, подчеркнув выразительную прозу Кастанеды и его яркое описание своих отношений с доном Хуаном. Однако Спайсер отметил, что события, описанные в книге, не согласуются с другими этнографическими отчетами о культурных практиках яки, заключив, что маловероятно, что дон Хуан когда-либо участвовал в жизни группы яки. Спайсер также написал: «[Совершенно необоснованно подчеркивать, как это делает подзаголовок, любую связь между предметом книги и культурными традициями яки». [11]
В серии статей Р. Гордон Уоссон , этноботаник, прославивший психоактивные грибы, аналогичным образом похвалил работу Кастанеды, хотя и выразил сомнение в ее точности. [18]
Ранний неопубликованный обзор антрополога Уэстона Ла Барра был более критическим и поставил под сомнение точность книги. Рецензия, первоначально подготовленная The New York Times Book Review , была отклонена и заменена более положительной рецензией антрополога Пола Рисмана. [6]
Начиная с 1976 года, Ришар де Милль опубликовал серию критических статей, которые выявили несоответствия в полевых заметках Кастанеды, а также 47 страниц явно заимствованных цитат. [6]
Те, кто знаком с культурой яки, также подвергли сомнению показания Кастанеды, в том числе антрополог Джейн Холден Келли. [19] Другая критика работы Кастанеды включает полное отсутствие словарного запаса яки или терминов для описания любого из его опытов, а также его отказ защитить себя от обвинений в том, что он получил докторскую степень в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе путем обмана. [20]
Современные перспективы
По словам Уильяма В. Келли, заведующего кафедрой антропологии Йельского университета:
Я сомневаюсь, что вы найдете антрополога моего поколения, который считал бы Кастанеду кем-то иным, кроме как умным мошенником. Это была мистификация, и, конечно же, дон Хуан никогда не существовал в образе, напоминающем его книги. Возможно, для многих это забавное примечание к легковерности наивных ученых, хотя для меня это остается тревожным и непростительным нарушением этики. [6]
Социолог Дэвид Сильверман видит ценность этой работы, хотя и считает ее вымышленной. В «Читая Кастанеду» он описывает очевидный обман как критику полевой антропологической работы в целом — области, которая в значительной степени опирается на личный опыт и обязательно рассматривает другие культуры через призму. Он сказал, что описания путешествий с пейотом и вымышленный характер произведения были призваны поставить под сомнение другие работы по антропологии. [21]
Дональд Вибе цитирует Кастанеду, чтобы объяснить проблему инсайдера/аутсайдера применительно к мистическим переживаниям, признавая при этом вымышленный характер работ Кастанеды. [22]
Существование дона Хуана Матуса
Ученые также спорят, «действительно ли Кастанеда был учеником предполагаемого колдуна яки дона Хуана Матуса или же он придумал всю одиссею». [9] Книги Кастанеды классифицируются их издателем как научно-популярные, хотя критики сходятся во мнении, что они в значительной степени, если не полностью, являются вымышленными. [23] [24] [6]
Критик Кастанеды Ришар де Милль опубликовал две книги — «Путешествие Кастанеды: Сила и аллегория» и «Записки Дон Хуана» , — в которых он утверждал, что дон Хуан был воображаемым, [25] [26] на основании ряда аргументов, в том числе того, что Кастанеда не сообщил о названии яки ни одного растения, о котором он узнал, и что он и дон Хуан «совершенно не страдают от вредителей, которые обычно мучают туристов по пустыне». [6] «Путешествие Кастанеды» также включает 47 страниц цитат, приписываемых Кастанедой дону Хуану, которые на самом деле были взяты из множества других источников, включая статьи в антропологических журналах и даже статьи таких известных писателей, как Людвиг Витгенштейн и К.С. Льюис . [6] защитил В ответ Кастанеду в письме в редакцию изобретатель Основного Шаманизма Харнер Майкл . [27] [28] Уолтер Шелберн утверждает, что «хроника Дон Жуана не может быть буквально правдивым рассказом». [29]
По словам Йеруна Боеховена, Кастанеда провел некоторое время с Рамоном Мединой Сильвой. [30] Уичоль (шаман) и художник, который, возможно , мараакаме вдохновил персонажа дона Хуана. Сильва был убит во время драки в 1971 году. [31]
Связанные писатели и влияние
- Майкл Корда , главный редактор Simon & Schuster, был редактором первых восьми книг Кастанеды и обсуждает их совместную работу в эссе в книге « Другая жизнь: мемуары других людей» . [6]
- Джордж Лукас заявил, что Йода и Люк Скайуокер были частично вдохновлены доном Хуаном и Кастанедой. [32]
- Октавио Пас , лауреат Нобелевской премии, поэт и дипломат, написал пролог к испаноязычному изданию « Учения Дона Хуана» . [33]
- Эми Уоллес написала «Ученик чародея: Моя жизнь с Карлосом Кастанедой» , рассказ о своем личном опыте общения с Кастанедой и его последователями. [34]
Публикации
Книги
- Учение дона Хуана: путь познания яки , 1968. ISBN 978-0-520-21757-7 . (Лето 1960 г. - октябрь 1965 г.)
- Отдельная реальность : Дальнейшие разговоры с доном Хуаном , 1971. ISBN 978-0-671-73249-3 . (Апрель 1968 г. по октябрь 1970 г.)
- Путешествие в Икстлан : Уроки Дон Жуана , 1972. ISBN 978-0-671-73246-2 . (Лето 1960 г. - май 1971 г.)
- Сказки о силе , 1974. ISBN 978-0-671-73252-3 . (Осень 1971 года, «Заключительная встреча» с доном Хуаном Матусом в 1973 году.)
- Второе кольцо власти , 1977. ISBN 978-0-671-73247-9 . (Встреча со своими товарищами-учениками после «Последней встречи»).
- Дар орла , 1981. ISBN 978-0-671-73251-6 . (Продолжает со своими товарищами-учениками, а затем наедине с Ла Гордой.)
- Огонь изнутри , 1984. ISBN 978-0-671-73250-9 . (Учение Дона Хуана «Второе внимание» вплоть до «Заключительной встречи» в 1973 году.)
- Сила молчания: Дальнейшие уроки Дон Хуана , 1987. ISBN 978-0-671-73248-6 . («Абстрактные ядра» уроков дона Хуана.)
- Искусство мечтать , 1993. ISBN 978-0-06-092554-3 . (Обзор уроков дона Хуана по сновидению.)
- Магические пассы: Практическая мудрость шаманов Древней Мексики , 1998. ISBN 978-0-06-017584-9 . (Движения тела для преодоления барьеров нормального восприятия.)
- Колесо времени: шаманы Древней Мексики, их мысли о жизни, смерти и Вселенной , 1998. ISBN 978-0-9664116-0-7 . (Избранные цитаты из первых восьми книг.)
- Активная сторона бесконечности , 1999. ISBN 978-0-06-019220-4 . (Памятные события из его жизни.)
Интервью
- Бертон, Сандра (5 марта 1973 г.). «Магия и реальность». Время .
- Корвалан, Грасиела, Путь тольтеков – разговор с Карлосом Кастаньедой , Фишер, 1987, ок. 100р., ISBN 3-596-23864-1
См. также
Ссылки
В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( Июль 2023 г. ) |
Примечания
- ↑ Имя Кастанеды при рождении, а также дата и место его рождения неизвестны. Согласно статье 1973 года в журнале Time , иммиграционные записи США указывают, что Кастанеда родился Карлос Сезар Арана Кастанеда 25 декабря 1925 года в Кахамарке , Перу . [1] В статье цитируется, что Кастанеда сказал, что он взял фамилию «Кастанеда» позже в жизни и что он родился в Сан-Паулу , Бразилия . Он также сообщил дату своего рождения 25 декабря 1935 года. [1] В других источниках он указал дату своего рождения 25 декабря 1931 года. [2] [3] В статье 1981 года в The New York Times говорилось, что Кастанеда «родился Карлосом Араной в перуанском горном городке 66 лет назад», что указывает на то, что он родился в 1915 году. [4] Большинство источников склоняются к дате рождения в Перу и 1925 году. [5]
- ^ Подробные цитаты можно найти на § Приемной .
Цитаты
- ^ Jump up to: а б с Бертон 1973 .
- ^ Эпштейн, Бенджамин (1 марта 1996 г.). «Мой обед с Карлосом Кастанедой» . Психология сегодня . Проверено 23 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Эпплбом, 1998 год .
- ^ Уолтерс, Рэй (11 января 1981 г.). «Разговор в мягкой обложке» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года . Проверено 23 февраля 2015 г.
- ^ Чавес Канделария, Корделия; Гарсия, Питер Дж.; Алдама, Артуро Дж. (2004). Энциклопедия латиноамериканской популярной культуры, том первый . Гринвуд. п. 114. ИСБН 978-0-313-32215-0 . Архивировано из оригинала 26 февраля 2018 года . Проверено 22 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Маршалл 2007 .
- ^ «Свидетельство о рождении Кастаньеды» . astro.com . Проверено 14 августа 2021 г.
- ^ «Индексы рекордов натурализации в США, 1791–1992 годы» . ancestry.com . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Барон, Ларри (весна 1983 г.). «Проскальзывание в трещину между мирами: Карлос Кастанеда, Альфред Шютц и теория множественных реальностей». Журнал гуманистической психологии . 23 (2): 52–69. дои : 10.1177/0022167883232007 . S2CID 143993277 .
- ^ Jump up to: а б с Лич, Эдмунд (5 июня 1969 г.). "Средняя школа" . Нью-Йоркское обозрение книг . 12 (11). ISSN 0028-7504 . Архивировано из оригинала 13 октября 2012 года . Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Спайсер, Эдвард Х. (апрель 1969 г.). «Обзор: Учение дона Хуана: путь познания яки». Американский антрополог . 71 (2): 320–322. дои : 10.1525/aa.1969.71.2.02a00250 .
- ^ Jump up to: а б Эпплбом 1998б .
- ^ "О НАС" . Тенсегрити Карлоса Кастанеды . Архивировано из оригинала 16 февраля 2018 года . Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Ура 2012 .
- ^ «Некролог Кастанеды» . Все учтено . Национальное общественное радио. 19 июня 1998 года. Архивировано из оригинала 7 августа 2015 года . Проверено 23 февраля 2015 г.
- ^ Доннер-Грау 1982 ; Доннер-Грау, 1985 г .; Доннер 1991 ; Абеляр 1992 .
- ^ Флинчам, Робин (10 февраля 2006 г.). «Опознаны останки ученика гуру» . Парамп Вэлли Таймс . Архивировано из оригинала 13 мая 2015 года . Проверено 22 февраля 2015 г.
- ^ Уоссон, Р. Гордон. 1969. (Книга преподобного). Экономическая ботаника, том. 23(2):197. Обзор книги Карлоса Кастанеды «Учение дона Хуана: путь знания яки», Уоссон, Р. Гордон. 1972а. (кн. преп.). Экономическая ботаника, том. 26 (1): 98–99. Рецензия на книгу Карлоса Кастанеды «Отдельная реальность: дальнейшие беседы с доном Хуаном»; Уоссон, Р. Гордон. 1973а. (кн. преп.). Экономическая ботаника, том. 27(1):151–152. Рецензия на книгу Карлоса Кастанеды «Путешествие в Икстлан: Уроки Дон Хуана»; Уоссон, Р. Гордон. . 1974. (Книга преподобного). Экономическая ботаника, том. 28(3):245–246. Рецензия на «Сказки о силе» Карлоса Кастанеды; Уоссон, Р. Гордон. 1977а. (маг., кн. преп.). Глава об. 2 (4): 52–53, 88–94. Ноябрь.
- ^ Келли 1978 , стр. 24–25.
- ^ Харрис 2001 , с. 322.
- ^ Сильверман, Дэвид (1975). Чтение Кастанеды: Пролог к общественным наукам . Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-7100-8146-9 .
- ^ Вибе, Дональд (1999). «Требует ли понимание религии религиозного понимания?». В Маккатчеоне, Рассел Т. (ред.). Проблема «инсайдер/аутсайдер» в изучении религии . Нью-Йорк: Bath Press. п. 263.
- ^ Клементс, Уильям М. (1985). «Учение Дона Хуана Карлоса Кастанеды: Роман посвящения». Критика: исследования современной художественной литературы . 26 (3): 122–130. дои : 10.1080/00111619.1985.9934668 .
- ^ Розенталь, Кэролайн; Шафер, Стефани (2014). «Локл, Стефан: «Самозванец как Трикстер как новатор: перечитывание цикла Дон Хуана Карлоса Кастанеды» » . Поддельная идентичность?: Повествование самозванца в североамериканской культуре . Кампус Верлаг ГмбХ. стр. 81–96. ISBN 978-3-593-50101-7 .
- ^ Сигел, Рональд К. (1982). «Рецензия на книгу: Документы Дон Хуана: Дальнейшие споры о Кастанеде». Журнал психоактивных препаратов . 14 (3): 253–254. дои : 10.1080/02791072.1982.10471937 .
- ^ Де Милль 1976 , с. [ нужна страница ]
- ^ Коллекции 1984 года .
- ^ Харнер, Майкл (7 мая 1978 г.). «В редакцию» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 января 2023 г.
- ^ Шелберн, Уолтер А. (весна 1987 г.). «Карлос Кастанеда: Если этого не произошло, какое это имеет значение?». Журнал гуманистической психологии . 27 (2): 217–227. дои : 10.1177/0022167887272007 . S2CID 143666251 .
- ^ Боеховен 2011 , стр. 210–217.
- ^ Шефер и Ферст 1996 , с. 184.
- ^ Викман 2015 .
- ^ Мир 2014 .
- ^ Уоллес 2007 .
Цитируемые работы
- Эпплбом, Питер (20 июня 1998 г.). «Умер Карлос Кастанеда, мистический и загадочный писатель» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 14 марта 2015 года.
- Эпплбом, Питер (19 августа 1998 г.). «Смерть загадочного человека не может положить конец тайне; борьба за наследие Карлоса Кастанеды» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 июля 2018 г.
- Боеховен, JW (2011). Генеалогии шаманизма: борьба за власть, харизму и авторитет . Нидерланды: Издательство Barkhuis. ISBN 978-90-77922-92-7 .
- Бертон, Сандра; и др. (5 марта 1973 г.). «Дон Жуан и ученик чародея» . Время . Том. 101, нет. 10 . Проверено 15 сентября 2021 г.
- Де Милль, Ришар (1976). Путешествие Кастанеды: сила и аллегория . Капра Пресс. ISBN 978-0-88496-067-6 .
- Харрис, Марвин (2001). Культурный материализм: борьба за науку о культуре . Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс.
- Келли, Джейн Холден (1978). Женщины яки: истории современной жизни . Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-0912-1 .
- Кутте, А.Ф. (1984). «Критический взгляд на критиков Кастанеды». Журнал разума и поведения . 5 (1): 99–108. JSTOR 43853017 .
- Маршалл, Роберт (12 апреля 2007 г.). «Темное наследие Карлоса Кастанеды» . Салон . Салон Медиа Группа . Проверено 14 июля 2018 г.
- Пас, Октавио (2014). «Пролог». Учение дона Хуана: путь познания яки (на испанском языке) (2-е изд., 13-е изд.). Мадрид: Фонд экономической культуры. ISBN 978-968-16-6235-6 . OCLC 1123017633 .
- Шефер, Стейси Б.; Ферст, Питер Т., ред. (1996). Народ пейота: история, религия и выживание индейцев уичоли . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 978-0-8263-1905-0 .
- Уоллес, Эми (2007). Ученик чародея: Моя жизнь с Карлосом Кастанедой . Североатлантические книги. ISBN 978-1-58394-206-2 .
- Викман, Форрест (13 декабря 2015 г.). «Звездные войны — шедевр постмодерна» . Сланец . Проверено 28 мая 2023 г.
- Ву, Элейн (30 января 2012 г.). «Маргарет Раньян Кастанеда, бывшая жена Карлоса Кастанеды, умирает в 90 лет» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 6 июня 2016 года . Проверено 20 июля 2016 г.
- Работы студентов
- Абеляр, Тайша (1992). Волшебный перекрёсток . Викинг Аркана. ISBN 978-0-670-84272-8 .
- Доннер-Грау, Флоринда (1982). Шабоно: посещение отдаленного и волшебного мира тропических лесов Южной Америки . Делакорт Пресс. ISBN 978-0-440-07828-9 .
- Доннер-Грау, Флоринда (1985). Мечта ведьмы . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-55198-8 .
- Доннер, Флоринда (1991). Бытие во сне: посвящение в мир магов . ХарперСанФранциско. ISBN 978-0-06-250233-9 .
Дальнейшее чтение
- Кастанеда, Маргарет Рунян (1996). Волшебное путешествие с Карлосом Кастанедой . Виктория: Милления Пресс. ISBN 978-0-9696960-1-8 .
- Кольер, Ричард (1968). Река, которую забыл Бог . Нью-Йорк: EP Dutton & Co. LCCN 68-12451 . История Хулио Сезара Араны, деспотичного резинового барона, дедушки Карлоса Кастанеды по отцовской линии.
- де Милль, Ришар (1990) [1980]. Документы Дон Хуана: дальнейшие споры о Кастанеде . Бельмонт, Калифорния: Издательская компания Wadsworth. ISBN 0-534-12150-0 .
- Ноэль, Дэниел (1976). Видение Кастанеды: реакция на донжуанские сочинения Карлоса Кастанеды . Книги Перигея.
- Паттерсон, Уильям Патрик (2008). Аллен, Барбара С. (ред.). Жизнь и учение Карлоса Кастанеды . Фэрфакс, Калифорния: Arete Communications. ISBN 978-1-879514-96-6 .
- Сэмпсон, Уоллес (25 июня 2009 г.). «Оригинал: Ришар де Милль, Карлос Кастанеда, литературное шарлатанство» . Научная медицина . Проверено 13 января 2023 г.
- Санчес, Виктор (1995). Учение дона Карлоса: практическое применение произведений Карлоса Кастанеды . Медведь и компания. ISBN 978-1-879181-23-6 .
- Томпсон, Кейт (27 июня 1998 г.). «Карлосу Кастанеде, где бы ты ни был» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 января 2013 г.
- Уильямс, Дональд (1981). Пересечение границ: психологический взгляд на путь познания Карлоса Кастанеды . Книги Внутреннего города.
Пародии
- Бартельм, Дональд (11 февраля 1973 г.). «Учение Дона Б.: Янкиский путь познания». Журнал Нью-Йорк Таймс . стр. 14–15, 66–67.
- Переиздано в: Бартельм, Дональд (2018). Учение Дона Б.: сатиры, пародии, басни, иллюстрированные рассказы и пьесы . Контрапункт Пресс. ISBN 978-1-64009-026-2 .
Внешние ссылки
- «BBC Four – Сказки из джунглей, Серия 1, Карлос Кастанеда, Что происходит, когда антропология портится?» . bbc.co.uk. 29 ноября 2007 года . Проверено 23 января 2013 г.
- Стенограмма: интервью Карлоса Кастанеды с Джейн Хеллисо из Калифорнийского университета, 1968, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
- «Полная свобода – Толтек – Архив статей и интервью – Текст (или аудио, если указано)» . great-grandma.com. 24 июля 2012. Архивировано из оригинала 3 июля 2014 года . Проверено 23 января 2013 г.
- Карлос Кастанеда на IMDb
- Карлос Кастанеда
- 1925 рождений
- 1998 смертей
- Американские писатели XX века
- Американские антропологи XX века
- Американские духовные писатели
- Контркультура 1960-х годов.
- Контркультура 1970-х годов
- Контркультура 1980-х годов
- Контркультура 1990-х годов
- Натурализованные граждане США
- Писатели Нью Эйдж
- Перуанские эмигранты в США
- Люди из Кахамарки
- Выпускники Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
- Смертность от рака печени в Калифорнии