Яки
Общая численность населения | |
---|---|
в. 38 652 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мексика ( Сонора , Синалоа ) | 16,240 (2019) [1] [2] |
США ( Аризона) [1] ) | 22 412, самоидентифицированные (2003 г.) [3] |
Языки | |
Яки (Ёем Ноки) , [2] английский, испанский | |
Религия | |
Пейотизм , христианство ( католицизм ) | |
Родственные этнические группы | |
Другие юто-ацтекоязычные народы, особенно майо. |
Голодный | |
---|---|
Человек | Хиаки / Ёэме |
Люди | Яки / Йоэмем |
Язык | Йоэм Ноки |
Страна | Хиаким |
Яки . , Хиаки или Ёэме — коренные народы Мексики и индейское племя , говорящие на языке яки , утто-ацтекском языке [2]
Их основная родина находится в Рио-Яки. долине [4] в северо-западном мексиканском штате Сонора . [1] Сегодня в Соноре восемь яки-пуэбло. [4] [1]
Некоторые яки бежали от насилия со стороны государства и поселились в Аризоне . [1] Они сформировали племя Пасхальных яки в Аризоне. [4] [1] базируется в Тусоне, штат Аризона , и является единственным признанным на федеральном уровне племенем яки в Соединенных Штатах. [5]
Многие яки в Мексике живут на заповедных землях в штате Сонора. Остальные живут в Синалоа. [2] и других регионах, образуя кварталы в различных городах. Отдельные яки и люди происхождения яки живут в других местах Мексики и США.
Язык
[ редактировать ]Язык яки , или Йоэм Ноки, принадлежит к юто-ацтекской языковой семье. [2] Яки говорят на кахитанском языке, группе из примерно 10 взаимопонятных языков, на которых раньше говорили в большей части штатов Сонора и Синалоа . Большинство кахитанских языков вымерли; только яки и майо все еще говорят на своем языке. [6] Около 16 000 человек говорят на яки, в основном в Соноре, Синалоа и Аризоне. [2] Примерно 15 000 говорящих на яки живут в Мексике и 1 000 в США, в основном в Аризоне . [7]
Яки — тональный язык, с тональным ударением либо на первом, либо на втором слоге слова. Слоги, следующие за этим тоном, все высокие. Это так называемый язык с высотным акцентом .
Имя
[ редактировать ]Яки называют себя Хиаки или Ёэме , что на языке яки означает «человек» ( yoemem или yo'emem означает «люди»). [8] Яки называют свою родину Хиаким , от чего, по мнению некоторых, произошло название «Яки».
Испанский миссионер-иезуит Андрес Перес де Рибас (1576–1655) сначала написал «Яки» и «Хиаки» , позже — «Хиаки» . [9] Другой иезуит начала 17-го века впервые записал термин Каита , который относится к хиаки, майо и теуэко. [9] Мексиканские ученые середины XIX века использовали яки и хиаки как синонимы и расширили термин кахита , чтобы относиться к большему количеству региональных народов. [9]
История
[ редактировать ]1530–1820-е годы: конкистадоры и миссионеры.
[ редактировать ]Когда испанцы впервые вступили в контакт с яки в 1533 году, яки заняли территорию в нижнем течении реки Яки . По оценкам, их численность составляла 30 000 человек, живущих в 80 деревнях на территории длиной около 60 миль (100 км) и шириной 15 миль (25 км). Некоторые яки жили недалеко от устья реки и жили за счет ресурсов моря. Большинство из них жили в сельскохозяйственных общинах, выращивая бобы , кукурузу и тыкву на землях, ежегодно затопляемых рекой. Другие жили в пустынях и горах и зависели от охоты и собирательства. [10]
Капитан Диего де Гусман, руководитель экспедиции по исследованию земель к северу от испанских поселений, столкнулся с яки в 1533 году. Большое количество воинов яки противостояло испанцам на ровной равнине. Их лидер, старик, провел черту в грязи и велел испанцам не переходить ее. Он отклонил просьбу испанцев о еде. Завязался бой. Испанцы заявили о своей победе, хотя и отступили. Так началась 40-летняя борьба яки, часто вооруженная, за защиту своей культуры и земель.
В 1565 году Франсиско де Ибарра попытался, но безуспешно, основать испанское поселение на территории яки. Что, вероятно, спасло яки от раннего вторжения испанцев, так это отсутствие серебра и других драгоценных металлов на их территории. В 1608 году яки и 2000 их союзников из числа коренных народов, в основном майо, одержали победу над испанцами в двух битвах. Мирное соглашение 1610 года принесло подарки от испанцев, а в 1617 году яки пригласили иезуитов миссионеров- остаться и обучать их. [11]
Яки жили во взаимовыгодных отношениях с иезуитами на протяжении 120 лет. Большинство из них обратились в христианство, сохранив при этом многие традиционные верования. Правление иезуитов над яки было суровым, но яки сохранили свою землю и свое единство как народ. Иезуиты познакомили яки с пшеницей, крупным рогатым скотом и лошадьми.
Яки процветали, и миссионерам было разрешено расширить свою деятельность дальше на север. Успеху иезуитов способствовало то, что ближайшее испанское поселение находилось в 100 милях и яки могли избежать взаимодействия с испанскими поселенцами, солдатами и шахтерами. Важным также было то, что эпидемии европейских болезней, уничтожившие многие коренные народы, похоже, не оказали серьезного воздействия на яки. Репутация яки как воинов, а также защита, предоставляемая иезуитами, возможно, защищали яки от испанских работорговцев. Иезуиты убедили яки поселиться в восьми городах: Бакум , Бенем , Кокорит , Уирибис , Потам , Рахум , Торим и Викам . [12]
Однако к 1730-м годам испанские поселенцы и шахтеры вторглись на земли яки, и испанское колониальное правительство начало менять отношения на расстоянии вытянутой руки. Это вызвало волнения среди яки и привело к краткому, но кровавому восстанию яки и майо в 1740 году. Тысяча испанцев и 5000 коренных американцев были убиты, но враждебность сохранялась. Миссии пришли в упадок, и процветание прежних лет так и не было восстановлено. Иезуиты были изгнаны из Мексики в 1767 году, а пришедшие им на смену францисканские священники так и не завоевали доверия яки.
Непростой мир между испанцами и яки сохранялся в течение многих лет после восстания, при этом яки сохраняли свою сплоченную организацию и большую часть своей независимости от испанского, а после 1821 года и мексиканского правления. [13]
1820–1920-е годы: войны яки и порабощение.
[ редактировать ]Во время борьбы Мексики за независимость от Испании в начале 19 века яки показали, что они по-прежнему считают себя независимыми и самоуправляющимися. После того как Мексика завоевала независимость, яки отказались платить налоги новому правительству. Восстание яки в 1825 году возглавил Хуан Бандерас . Бандерас хотел объединить народы майо, опата , пима и яки в государство, которое было бы автономным или независимым от Мексики. Объединенные силы коренных народов изгнали мексиканцев с их территорий, но Бандерас в конечном итоге был побежден и казнен в 1833 году. Это привело к череде восстаний, поскольку яки сопротивлялись попыткам мексиканского правительства получить контроль над яки и их землями.
Яки поддерживали французов во время недолгого правления Максимилиана I Мексики в 1860-х годах. Под руководством Хосе Марии Лейвы, известного как Кахеме , яки продолжали борьбу за сохранение своей независимости до 1887 года, когда Кахеме был пойман и казнен. Война сопровождалась чередой жестокостей со стороны мексиканских властей, включая резню в 1868 году, в ходе которой армия сожгла заживо 150 яки в церкви. [ нужна ссылка ]
Яки обеднели в результате новой серии войн, поскольку мексиканское правительство приняло политику конфискации и распределения земель яки. [14] [15] Некоторые перемещенные яки пополнили ряды отрядов воинов, которые остались в горах, ведя партизанскую кампанию против мексиканской армии.
Во время 34-летнего правления мексиканского диктатора Порфирио Диаса правительство неоднократно провоцировало оставшихся в Соноре яки на восстание, чтобы захватить их земли для эксплуатации инвесторами как для добычи полезных ископаемых, так и для сельскохозяйственных нужд. [14] Многие яки были проданы по 60 песо за голову владельцам сахарного тростника плантаций в Оахаке и табачным плантаторам долины Насьональ , а еще тысячи были проданы владельцам плантаций хенекен на Юкатане . [14]
К 1908 году не менее 5000 яки были проданы в рабство. [14] [15] В Valle Nacional порабощенные яки работали до самой смерти. [14] Хотя время от времени случались побеги, беглецы находились далеко от дома, и без поддержки и помощи большинство из них умерло от голода, выпрашивая еду по дороге из долины в сторону Кордовы . [14]
В Гуаймасе еще тысячи яки были посажены на лодки и отправлены в Сан-Блас , где им пришлось пройти более 200 миль до Сан-Маркоса и его железнодорожного вокзала. [14] Многие женщины и дети не выдержали трехнедельного путешествия по горам, и их тела были оставлены на обочине дороги. [14] Правительство Мексики создало большие концентрационные лагеря в Сан-Маркосе, где оставшиеся семьи яки были разбиты и изолированы. [14] Затем людей продавали в рабство на станции и помещали в вагоны, которые доставляли их в Веракрус , где их снова отправляли в портовый город Прогресо на Юкатане. Там их перевезли в конечный пункт назначения — на близлежащие плантации хенекен. [14]
На плантациях яки были вынуждены работать в тропическом климате местности от рассвета до заката. [14] Женщинам яки разрешалось выходить замуж только за рабочих-некоренных китайцев. [14] Из-за недостатка еды рабочих избивали, если им не удавалось срезать и обрезать хотя бы 2000 листьев хенекена в день, после чего каждую ночь их запирали. [14] Большинство мужчин, женщин и детей яки, отправленных на рабский труд на плантации, умерли там, причем две трети прибывших умерли в течение года. [14]
В это время сопротивление яки продолжалось. К началу 1900-х годов, после того как «истребление, военная оккупация и колонизация» не смогли остановить сопротивление яки мексиканскому правлению, многие яки приняли идентичность других племен и слились с мексиканским населением Соноры в городах и на гасиендах. [15] Другие уехали из Мексики в Соединенные Штаты, основав анклавы на юге Техаса, Нью-Мексико, Аризоны и Калифорнии. [14]
Многие яки, живущие в южной Аризоне, регулярно возвращались в Сонору после работы и заработков в США, часто с целью контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов тем яки, которые все еще борются с мексиканским правительством. [14] Стычки продолжались до 1927 года, когда последнее крупное сражение между мексиканской армией и яки произошло у горы Серро-дель-Галло. Используя тяжелую артиллерию, пулеметы и самолеты мексиканских ВВС для обстрелов, бомбардировок и обстрелов деревень яки, мексиканские власти в конечном итоге одержали победу. [16]
Цель яки и их частых союзников, народа майо , оставалась прежней на протяжении почти 400 лет взаимодействия с иезуитами и правительствами Испании и Мексики: независимое местное самоуправление и управление собственными землями.
1920–1930-е годы: независимость Карденаса и яки.
[ редактировать ]В 1917 году генерал Ласаро Карденас из армии конституционалистов разгромил яки. Но в 1937 году, будучи президентом республики, он зарезервировал 500 000 гектаров исконных земель на северном берегу реки Яки, приказал построить плотину для обеспечения яки оросительной водой, [17] и предоставил современное сельскохозяйственное оборудование и водяные насосы. [18] Таким образом, яки продолжали сохранять определенную степень независимости от мексиканского правления. [19]
9 января 1918 года 10-й кавалерийский полк США участвовал в перестрелке с индейцами яки к западу от Ногалеса, штат Аризона, также известной как битва в Медвежьей долине . Отряд E перехватил группу американских яки, направлявшихся для оказания помощи мексиканским яки Соноры, которые находились в разгаре длительной войны с мексиканцами. У Якиса было 1 убитый и 9 военнопленных. Американцы заявили о своей победе; однако это была успешная задержка Яки.
В 1939 году яки произвели 3500 тонн пшеницы, 500 тонн кукурузы и 750 тонн бобов; тогда как в 1935 году они произвели только 250 тонн пшеницы и не произвели ни кукурузы, ни бобов. [20]
Согласно официальному правительственному отчету о сексенио (шестилетний срок) Карденаса, отдел Департамента по делам коренных народов (который Карденас учредил в качестве должности на уровне кабинета министров в 1936 году) заявил, что население яки составляет 10 000 человек; 3000 из них были детьми младше 5 лет.
Сегодня мексиканский муниципалитет Кахеме назван в честь павшего лидера яки . [13]
Образ жизни
[ редактировать ]В прошлом яки существовали за счет сельского хозяйства, выращивания бобов , кукурузы и тыквы (как и многие коренные народы региона). Яки, жившие в регионе Рио-Яки и в прибрежных районах Соноры и Синалоа, занимались рыбной ловлей и земледелием. Яки также производили изделия из хлопка . Яки всегда были умелыми воинами . Исторически индейцев яки описывали как довольно высоких людей. [21]
Традиционно дом яки состоял из трех прямоугольных секций: спальни, кухни и гостиной, называемой «порталом». Полы будут сделаны из деревянных опор, стены - из плетеного тростника, а крыша - из тростника, покрыта толстым слоем глины для изоляции. Ветви можно использовать при строительстве гостиной для циркуляции воздуха; здесь проводилась большая часть дня, особенно в жаркие месяцы. В доме также будет внутренний дворик. Со времени принятия христианства у многих яки перед домом ставят деревянный крест, причем его размещению и состоянию во время Варесмы (Великого поста) уделяется особое внимание. [22]
Космология и религия яки
[ редактировать ]Представления о мире яки значительно отличаются от представлений их европейско-мексиканцев и европейско-американских соседей. Например, многие Ёэме верят, что Вселенная состоит из перекрывающихся, но отдельных миров или мест, называемых аниам . девять или более различных аниам Распознаются :
- морская ания : цветочный мир,
- йо ания : заколдованный мир,
- Тенку Аня : мир грез
- тука ания : ночной мир,
- хуя ания : мир дикой природы,
- нет аня : мир кукурузных початков,
- горный мир : горный мир
- ваве ания : мир под водой,
- Тика Аня : мир с неба через вселенную.
Каждый из этих миров имеет свои собственные качества, а также силы, и Ёэме связывает танец оленей с тремя из них, поскольку олень выходит из йо ания , заколдованного дома, в мир дикой природы, хуя ания , и танцует в цветке. мир sea ania , доступ к которому можно получить через танец оленей. [23] Многие ритуалы яки сосредоточены на совершенствовании этих миров и устранении вреда, нанесенного им, особенно людьми. Многие яки объединили такие идеи со своей практикой католицизма и верят, что существование мира зависит от их ежегодного выполнения постных и пасхальных ритуалов. [21]
Религия яки, которая представляет собой синкретическую религию старых верований и обычаев яки, а также христианских учений миссионеров -иезуитов , опирается на песни, музыку, молитвы и танцы, исполняемые назначенными членами общины. Они вплели многочисленные римско-католические традиции в старые обычаи и наоборот. [21] Например, песня оленя яки ( maso bwikam ) сопровождает танец оленей , который исполняет танцовщица паскола (Пасха, от испанского pascua ), также известная как «танцовщица оленей». Пасколы выполняют религиозно-общественные мероприятия много раз в году, но особенно во время Великого поста и Пасхи. [21] Ритуал песни оленей яки во многом похож на ритуалы песни оленей соседних юто-ацтекских народов, таких как майо . Песня оленя яки занимает более важное место в культе народа и тесно связана с римско-католическими верованиями и обычаями. Среди народа яки существуют различные общества, которые играют значительную роль в проведении церемоний яки, в том числе:
- молитвенные лидеры,
- Киётейс , женщины-помощницы церкви,
- Вантеареом , женщины-знаменосцы,
- Анхейлтом , ангелы,
- Кохтумвре Джеймс , фарисей Общества,
- Канторас , певицы,
- Официиос , общества пако'ола и танца оленей,
- Вико Яура , общество и
- Матачиним , танцоры общества матачин).
Цветы очень важны в культуре яки. Согласно учению яки, из капель крови, пролитой при распятии, выросли цветы . Цветы рассматриваются как проявление души. Иногда мужчины яки могут поприветствовать близкого друга-мужчину фразой Хайса сева? («Как цветок?»). [21]
Пасхальное племя яки
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2016 г. ) |
В результате войн между Мексикой и яки многие бежали в США. Большинство из них поселились в городских районах, включая Баррио Либре и Паскуа в Тусоне, а также Гуадалупе и Скоттсдейл в районе Феникса. Яки строили дома из обрезков древесины, железнодорожных шпал и других материалов, зарабатывая на жизнь, прилагая при этом огромные усилия для продолжения церемоний Пасхального поста, столь важных для общественной жизни. Они нашли работу в качестве сельскохозяйственных рабочих-мигрантов и занялись другими сельскими профессиями.
В Гуадалупе, штат Аризона , основанном в 1904 году и зарегистрированном в 1975 году, более 44 процентов населения составляют коренные американцы , и многие из них говорят на трех языках: яки, английском и испанском. Район яки, Пенджамо, расположен в Южном Скоттсдейле , штат Аризона.
В начале 1960-х годов духовный лидер яки Ансельмо Валенсия Тори обратился к антропологу из Университета Аризоны Эдварду Холланду Спайсеру , знатоку яки, и попросил помощи в помощи народу яки. Спайсер, Мюриэль Тайер Пейнтер и другие создали Ассоциацию Паскуа Яки. Представитель США Моррис Удалл согласился помочь яки в обеспечении наземной базы. В 1964 году правительство США предоставило Яки 817 000 м². 2 земли к юго-западу от Тусона, штат Аризона . Он находился в доверительном управлении народа. Под руководством Валенсии и Раймона Ибарры Ассоциация Паскуа Яки построила на этом месте дома и другую инфраструктуру.
В конце 1960-х годов несколько яки в Аризоне, в том числе Ансельмо Валенсия Тори и Фернандо Эскаланте , начали освоение участка земли примерно в 8 км к западу от общины яки в Хуупе, назвав его Нью-Паскуа (по-испански Pascua). Нуэво ). Население этого сообщества (по оценкам на 2006 год) составляет около 4000 человек; большая часть населения Нью-Паскуа среднего возраста говорит на английском, испанском и умеренном количестве яки . Многие пожилые люди свободно говорят на языке яки, и все большее число молодежи изучает язык яки в дополнение к английскому и испанскому языкам. [ нужна ссылка ]
Понимая трудности развития сообщества Нью-Паскуа без преимущества федерального статуса племени, Ибарра и Валенсия встретились с сенатором США Деннисом ДеКончини (демократ от Аризоны) в первые месяцы 1977 года, чтобы убедить его принять закон, обеспечивающий полное федеральное признание народ яки, проживающий на земле, переданной Ассоциации Паскуа Яки Соединенными Штатами на основании Закона от 8 октября 1964 года (78 Закон 1197).
Сенатор ДеКончини представил законопроект о федеральном признании S.1633 7 июня 1977 года. После обширных слушаний и рассмотрения он был принят Сенатом 5 апреля 1978 года и стал публичным законом, PL 95-375, 18 сентября 1978 года. Закон установил межправительственные отношения между Соединенными Штатами и племенем Паскуа Яки и предоставил землям Паскуа Яки статус резервации. Племя Паскуа Яки было последним племенем, признанным до начала Федерального процесса признания BIA, установленного в 1978 году.
В 2008 году племя Паскуа Яки насчитывало 11 324 члена с правом голоса. [24]
Непризнанные организации в США
[ редактировать ]Многие потомки яки живут на юго-западе США. Есть также множество непризнанных организаций , которые идентифицируют себя как племена яки. К ним относятся народ яки из Южной Калифорнии в Таузенд-Палмс, Калифорния , [25] и яки Южной Калифорнии в Боррего-Спрингс, Калифорния , [26] и Техасская группа индейцев яки , базирующаяся в Лаббоке, штат Техас . [27] Они не являются племенами, признанными на федеральном или государственном уровне . [5] В 2015 году штат Техас принял SR 989, поздравительную резолюцию в честь техасской группы индейцев яки. [28]
Известный яки
[ редактировать ]- Каджеме (1835–1887), военачальник яки из Песиу, Сонора.
- Лоретта Лусеро Альварес (1892–1996), акушерка Паскуа Яки с 1920-х по 1970-е годы в Тусоне, Аризона.
- Марио Мартинес (Паскуа Яки), художник, живущий в Нью-Йорке. [29]
- Маркос А. Морено (Паскуа Яки), защитник общественного здравоохранения, ученый-медик и первый гражданин Паскуа Яки, окончивший Университет Лиги Плюща. Лауреат национальной премии Фонда Морриса К. и Стюарта Л. Удалла за исследования в области медицины и общественного здравоохранения, работающие с малообеспеченными сообществами. [30]
- Марти Перес (яки / Миссион Индиан), второй игрок с низов и игрок с низов в 1960-х и 1970-х годах за «Калифорния Энджелс», «Атланта Брэйвс», «Сан-Франциско Джайентс» и «Окленд Эйс». Его предки яки были выходцами из Алтаря, Окитоа, и Магдалены де Кино, Сонора. Его сестра, Патрисия Мартинес, работала в Комиссии по человеческим отношениям округа Керн с 1997 по 2001 год и была членом совета директоров округа средних школ Объединенного союза Делано с 2000 по 2004 год.
- Ансельмо Валенсия Тори (Паскуа Яки), духовный лидер и старейшина племени. Возглавил племя в борьбе за федеральное признание Конгресса в 1978 году. [31]
См. также
[ редактировать ]- Трубопровод Агуа Приета
- Битва в Медвежьей долине
- Учение дона Хуана , книга о предполагаемом колдуне яки.
- Восстание яки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж "Якис " Культурная информационная система . Правительство Мексики . Проверено 12 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Яки (Ёем Ноки)» . Омниглот . 23 апреля 2021 г. Проверено 12 февраля 2024 г.
- ^ «Бюро переписи населения США, Статистический обзор Соединенных Штатов: 2003 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 25 ноября 2023 г. Проверено 1 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Проект по правам человека Яки» . Юридический колледж Джеймса Э. Роджерса . Университет Аризоны . Проверено 12 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Племена, признанные на федеральном и государственном уровне» . Национальная конференция законодательных собраний штатов . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ Ху-Дехарт, Эвелин Миссионеры, шахтеры и индейцы: контакты испанцев с народом яки на северо-западе Новой Испании. Тусон: U of AZ Press, 1981, стр. 10
- ^ Герреро, Лилиан. «Грамматическое заимствование в яки» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 27 ноября 2023 г. Проверено 5 мая 2012 г.
- ^ «Яки» . Исследования дальнего света . U*X*L Энциклопедия индейских племен. 2008. Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 14 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Эдвард Х. Спайсер (1983). Стертевант, Уильям К. (ред.). Справочник североамериканских индейцев: Юго-Запад, Том. 10 . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. п. 262. ИСБН 978-1127536511 .
- ^ Ху-Дехарт, стр. 10–11.
- ^ Ху-Дехарт, стр. 15, 19–20, 27–30.
- ^ Спайсер. Эдвард Х. Циклы завоеваний . Тусон: U of AZ Press, 1986, стр. 49–50.
- ^ Jump up to: а б Эдвард Х. Спайсер (1967), Циклы завоеваний: влияние Испании, Мексики и Соединенных Штатов на индейцев юго-запада, 1533–1960 гг. , University of Arizona Press, Тусон, Аризона. п. 55
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Тернер, Джон Кеннет, Варварская Мексика , Чикаго: CH Kerr & Co., 1910, стр. 41–77.
- ^ Jump up to: а б с Спайсер, стр. 80–82.
- ^ Спайсер, стр. 59–83.
- ^ Шесть лет правления на службе Мексики, 1934–1940 . Мексика: National Printer SA, 1940, 372.
- ^ Шесть лет , с. 376.
- ^ Спайсер, стр. 81–85.
- ^ «Шесть лет», с. 375.
- ^ Jump up to: а б с д и Спайсер, Э.Х. 1980. Яки: история культуры , University of Arizona Press, Тусон, Аризона.
- ^ Макгуайр, Томас Р. (1986). Потам и этническая принадлежность на реке Рио-Яки: новый взгляд на Потам Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. стр. 100-1 52–53. ISBN 0816508933 .
- ^ Шортер, Дэвид Дельгадо (1 декабря 2007 г.). «Охота за историей в Потам-Пуэбло: эпистемология танца индийских оленей йоме (яки)» (PDF) . Фольклор . 118 (3): 282–306. дои : 10.1080/00155870701621780 . S2CID 216643963 . Проверено 29 сентября 2018 г.
- ^ Энрик Воланте, Аризона Дейли Стар (4 июня 2008 г.). «Один действующий президент уволен, двое добавлены в совет Паскуа-Яки» . Аризона Дейли Стар . Архивировано из оригинала 29 января 2024 года . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ «Нация яки Южной Калифорнии» . Открытые корпорации . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ «Яки Южной Калифорнии» . Безналоговый мир . 19 сентября 2023 г. . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ «Техасский оркестр индейцев яки» . ПричинаIQ . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ «SR 989, 84th RS» Справочная законодательная библиотека Техаса . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ «Марио Мартинес: Современная отечественная живопись» . Архивировано из оригинала 19 мая 2022 года . Проверено 17 апреля 2016 г.
- ^ Звезда, Ник О'Гара Arizona Daily (13 мая 2016 г.). «Престижная награда Удалла достается студенту Яки из Тусона» . Архивировано из оригинала 13 октября 2022 года.
- ^ Иннес, Стефани (5 мая 1998 г.). «Яки оплакивают смерть духовного лидера» . Тусонский гражданин . Тусон, Аризона. Архивировано из оригинала 25 ноября 2023 года.
Библиография
[ редактировать ]- Фолсом, Рафаэль Брюстер: Яки и империя: насилие, испанская имперская власть и устойчивость коренных народов в колониальной Мексике. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 2014 г., ISBN 978-0-300-19689-4 . ( Содержание )
- Миллер, Марк Э. «Яки стали« американскими »индейцами». Журнал истории Аризоны (1994).
- Миллер, Марк Э. Забытые племена: непризнанные индейцы и процесс федерального признания (глава, посвященная яки). (2004)
- Шеридан, Т.Э. 1988. Куда зовет голубь: политическая экология крестьянского корпоративного сообщества на северо-западе Мексики. Тусон: Издательство Университета Аризоны.
- Программа изучения американских индейцев и коренных народов
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Автономная школа художественного обучения племени яки , Викам, Сонора.
- Пасхальное племя яки из Аризоны , официальный сайт
- Неофициальный сайт Йоэмема/Яки в Мексике
- Благотворительная организация племени Паскуа Яки
- Вачиам ича Яки куадернос (на английском и испанском языках)
- Версия Vachiam eecha без Flash ( на английском и испанском языках)
- Военные записи Гектора О. Валенсии, заархивированные 17 февраля 2011 г. в Wayback Machine.
- Дарио Н. Мелладо (Изобразительное искусство и иллюстрация )
- Ричард Демерс, Фернандо Эскаланте и Элоиза Елинек, «Выдающееся положение в словах яки» . Международный журнал американской лингвистики , Vol. 65, № 1 (январь 1999 г.), стр. 40–55 (в JSTOR), о тонах яки.