Jump to content

Яки

Яки
Йоме
Музыканты яки на «Танце оленей яки», II фестивале культур коренных народов, 2015 г.
Общая численность населения
в. 38 652
Регионы со значительной численностью населения
Мексика ( Сонора , Синалоа ) 16,240 (2019) [1] [2]
США ( Аризона) [1] ) 22 412, самоидентифицированные (2003 г.) [3]
Языки
Яки (Ёем Ноки) , [2] английский, испанский
Религия
Пейотизм , христианство ( католицизм )
Родственные этнические группы
Другие юто-ацтекоязычные народы, особенно майо.
Голодный
Человек Хиаки / Ёэме
Люди Яки / Йоэмем
Язык Йоэм Ноки
Страна Хиаким

Яки . , Хиаки или Ёэме коренные народы Мексики и индейское племя , говорящие на языке яки , утто-ацтекском языке [2]

Их основная родина находится в Рио-Яки. долине [4] в северо-западном мексиканском штате Сонора . [1] Сегодня в Соноре восемь яки-пуэбло. [4] [1]

Некоторые яки бежали от насилия со стороны государства и поселились в Аризоне . [1] Они сформировали племя Пасхальных яки в Аризоне. [4] [1] базируется в Тусоне, штат Аризона , и является единственным признанным на федеральном уровне племенем яки в Соединенных Штатах. [5]

Многие яки в Мексике живут на заповедных землях в штате Сонора. Остальные живут в Синалоа. [2] и других регионах, образуя кварталы в различных городах. Отдельные яки и люди происхождения яки живут в других местах Мексики и США.

Карта, показывающая приблизительное местонахождение народа яки.
Поселения яки

Язык яки , или Йоэм Ноки, принадлежит к юто-ацтекской языковой семье. [2] Яки говорят на кахитанском языке, группе из примерно 10 взаимопонятных языков, на которых раньше говорили в большей части штатов Сонора и Синалоа . Большинство кахитанских языков вымерли; только яки и майо все еще говорят на своем языке. [6] Около 16 000 человек говорят на яки, в основном в Соноре, Синалоа и Аризоне. [2] Примерно 15 000 говорящих на яки живут в Мексике и 1 000 в США, в основном в Аризоне . [7]

Яки — тональный язык, с тональным ударением либо на первом, либо на втором слоге слова. Слоги, следующие за этим тоном, все высокие. Это так называемый язык с высотным акцентом .

Яки называют себя Хиаки или Ёэме , что на языке яки означает «человек» ( yoemem или yo'emem означает «люди»). [8] Яки называют свою родину Хиаким , от чего, по мнению некоторых, произошло название «Яки».

Испанский миссионер-иезуит Андрес Перес де Рибас (1576–1655) сначала написал «Яки» и «Хиаки» , позже — «Хиаки» . [9] Другой иезуит начала 17-го века впервые записал термин Каита , который относится к хиаки, майо и теуэко. [9] Мексиканские ученые середины XIX века использовали яки и хиаки как синонимы и расширили термин кахита , чтобы относиться к большему количеству региональных народов. [9]

1530–1820-е годы: конкистадоры и миссионеры.

[ редактировать ]

Когда испанцы впервые вступили в контакт с яки в 1533 году, яки заняли территорию в нижнем течении реки Яки . По оценкам, их численность составляла 30 000 человек, живущих в 80 деревнях на территории длиной около 60 миль (100 км) и шириной 15 миль (25 км). Некоторые яки жили недалеко от устья реки и жили за счет ресурсов моря. Большинство из них жили в сельскохозяйственных общинах, выращивая бобы , кукурузу и тыкву на землях, ежегодно затопляемых рекой. Другие жили в пустынях и горах и зависели от охоты и собирательства. [10]

Капитан Диего де Гусман, руководитель экспедиции по исследованию земель к северу от испанских поселений, столкнулся с яки в 1533 году. Большое количество воинов яки противостояло испанцам на ровной равнине. Их лидер, старик, провел черту в грязи и велел испанцам не переходить ее. Он отклонил просьбу испанцев о еде. Завязался бой. Испанцы заявили о своей победе, хотя и отступили. Так началась 40-летняя борьба яки, часто вооруженная, за защиту своей культуры и земель.

В 1565 году Франсиско де Ибарра попытался, но безуспешно, основать испанское поселение на территории яки. Что, вероятно, спасло яки от раннего вторжения испанцев, так это отсутствие серебра и других драгоценных металлов на их территории. В 1608 году яки и 2000 их союзников из числа коренных народов, в основном майо, одержали победу над испанцами в двух битвах. Мирное соглашение 1610 года принесло подарки от испанцев, а в 1617 году яки пригласили иезуитов миссионеров- остаться и обучать их. [11]

Яки жили во взаимовыгодных отношениях с иезуитами на протяжении 120 лет. Большинство из них обратились в христианство, сохранив при этом многие традиционные верования. Правление иезуитов над яки было суровым, но яки сохранили свою землю и свое единство как народ. Иезуиты познакомили яки с пшеницей, крупным рогатым скотом и лошадьми.

Яки процветали, и миссионерам было разрешено расширить свою деятельность дальше на север. Успеху иезуитов способствовало то, что ближайшее испанское поселение находилось в 100 милях и яки могли избежать взаимодействия с испанскими поселенцами, солдатами и шахтерами. Важным также было то, что эпидемии европейских болезней, уничтожившие многие коренные народы, похоже, не оказали серьезного воздействия на яки. Репутация яки как воинов, а также защита, предоставляемая иезуитами, возможно, защищали яки от испанских работорговцев. Иезуиты убедили яки поселиться в восьми городах: Бакум , Бенем , Кокорит , Уирибис [ эс ] , Потам [ эс ] , Рахум , Торим и Викам . [12]

Однако к 1730-м годам испанские поселенцы и шахтеры вторглись на земли яки, и испанское колониальное правительство начало менять отношения на расстоянии вытянутой руки. Это вызвало волнения среди яки и привело к краткому, но кровавому восстанию яки и майо в 1740 году. Тысяча испанцев и 5000 коренных американцев были убиты, но враждебность сохранялась. Миссии пришли в упадок, и процветание прежних лет так и не было восстановлено. Иезуиты были изгнаны из Мексики в 1767 году, а пришедшие им на смену францисканские священники так и не завоевали доверия яки.

Непростой мир между испанцами и яки сохранялся в течение многих лет после восстания, при этом яки сохраняли свою сплоченную организацию и большую часть своей независимости от испанского, а после 1821 года и мексиканского правления. [13]

1820–1920-е годы: войны яки и порабощение.

[ редактировать ]
Генерал Обрегон и персонал яки, ок. 1910 год

Во время борьбы Мексики за независимость от Испании в начале 19 века яки показали, что они по-прежнему считают себя независимыми и самоуправляющимися. После того как Мексика завоевала независимость, яки отказались платить налоги новому правительству. Восстание яки в 1825 году возглавил Хуан Бандерас . Бандерас хотел объединить народы майо, опата , пима и яки в государство, которое было бы автономным или независимым от Мексики. Объединенные силы коренных народов изгнали мексиканцев с их территорий, но Бандерас в конечном итоге был побежден и казнен в 1833 году. Это привело к череде восстаний, поскольку яки сопротивлялись попыткам мексиканского правительства получить контроль над яки и их землями.

Яки поддерживали французов во время недолгого правления Максимилиана I Мексики в 1860-х годах. Под руководством Хосе Марии Лейвы, известного как Кахеме , яки продолжали борьбу за сохранение своей независимости до 1887 года, когда Кахеме был пойман и казнен. Война сопровождалась чередой жестокостей со стороны мексиканских властей, включая резню в 1868 году, в ходе которой армия сожгла заживо 150 яки в церкви. [ нужна ссылка ]

Яки обеднели в результате новой серии войн, поскольку мексиканское правительство приняло политику конфискации и распределения земель яки. [14] [15] Некоторые перемещенные яки пополнили ряды отрядов воинов, которые остались в горах, ведя партизанскую кампанию против мексиканской армии.

Во время 34-летнего правления мексиканского диктатора Порфирио Диаса правительство неоднократно провоцировало оставшихся в Соноре яки на восстание, чтобы захватить их земли для эксплуатации инвесторами как для добычи полезных ископаемых, так и для сельскохозяйственных нужд. [14] Многие яки были проданы по 60 песо за голову владельцам сахарного тростника плантаций в Оахаке и табачным плантаторам долины Насьональ , а еще тысячи были проданы владельцам плантаций хенекен на Юкатане . [14]

К 1908 году не менее 5000 яки были проданы в рабство. [14] [15] В Valle Nacional порабощенные яки работали до самой смерти. [14] Хотя время от времени случались побеги, беглецы находились далеко от дома, и без поддержки и помощи большинство из них умерло от голода, выпрашивая еду по дороге из долины в сторону Кордовы . [14]

В Гуаймасе еще тысячи яки были посажены на лодки и отправлены в Сан-Блас , где им пришлось пройти более 200 миль до Сан-Маркоса и его железнодорожного вокзала. [14] Многие женщины и дети не выдержали трехнедельного путешествия по горам, и их тела были оставлены на обочине дороги. [14] Правительство Мексики создало большие концентрационные лагеря в Сан-Маркосе, где оставшиеся семьи яки были разбиты и изолированы. [14] Затем людей продавали в рабство на станции и помещали в вагоны, которые доставляли их в Веракрус , где их снова отправляли в портовый город Прогресо на Юкатане. Там их перевезли в конечный пункт назначения — на близлежащие плантации хенекен. [14]

На плантациях яки были вынуждены работать в тропическом климате местности от рассвета до заката. [14] Женщинам яки разрешалось выходить замуж только за рабочих-некоренных китайцев. [14] Из-за недостатка еды рабочих избивали, если им не удавалось срезать и обрезать хотя бы 2000 листьев хенекена в день, после чего каждую ночь их запирали. [14] Большинство мужчин, женщин и детей яки, отправленных на рабский труд на плантации, умерли там, причем две трети прибывших умерли в течение года. [14]

Яки и в Аризоне, ок. 1910 год

В это время сопротивление яки продолжалось. К началу 1900-х годов, после того как «истребление, военная оккупация и колонизация» не смогли остановить сопротивление яки мексиканскому правлению, многие яки приняли идентичность других племен и слились с мексиканским населением Соноры в городах и на гасиендах. [15] Другие уехали из Мексики в Соединенные Штаты, основав анклавы на юге Техаса, Нью-Мексико, Аризоны и Калифорнии. [14]

Многие яки, живущие в южной Аризоне, регулярно возвращались в Сонору после работы и заработков в США, часто с целью контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов тем яки, которые все еще борются с мексиканским правительством. [14] Стычки продолжались до 1927 года, когда последнее крупное сражение между мексиканской армией и яки произошло у горы Серро-дель-Галло. Используя тяжелую артиллерию, пулеметы и самолеты мексиканских ВВС для обстрелов, бомбардировок и обстрелов деревень яки, мексиканские власти в конечном итоге одержали победу. [16]

Цель яки и их частых союзников, народа майо , оставалась прежней на протяжении почти 400 лет взаимодействия с иезуитами и правительствами Испании и Мексики: независимое местное самоуправление и управление собственными землями.

1920–1930-е годы: независимость Карденаса и яки.

[ редактировать ]

В 1917 году генерал Ласаро Карденас из армии конституционалистов разгромил яки. Но в 1937 году, будучи президентом республики, он зарезервировал 500 000 гектаров исконных земель на северном берегу реки Яки, приказал построить плотину для обеспечения яки оросительной водой, [17] и предоставил современное сельскохозяйственное оборудование и водяные насосы. [18] Таким образом, яки продолжали сохранять определенную степень независимости от мексиканского правления. [19]

Солдаты 10-го кавалерийского полка держат пленных яки в своем лагере в Медвежьей долине, 9 января 1918 года.

9 января 1918 года 10-й кавалерийский полк США участвовал в перестрелке с индейцами яки к западу от Ногалеса, штат Аризона, также известной как битва в Медвежьей долине . Отряд E перехватил группу американских яки, направлявшихся для оказания помощи мексиканским яки Соноры, которые находились в разгаре длительной войны с мексиканцами. У Якиса было 1 убитый и 9 военнопленных. Американцы заявили о своей победе; однако это была успешная задержка Яки.

В 1939 году яки произвели 3500 тонн пшеницы, 500 тонн кукурузы и 750 тонн бобов; тогда как в 1935 году они произвели только 250 тонн пшеницы и не произвели ни кукурузы, ни бобов. [20]

Согласно официальному правительственному отчету о сексенио (шестилетний срок) Карденаса, отдел Департамента по делам коренных народов (который Карденас учредил в качестве должности на уровне кабинета министров в 1936 году) заявил, что население яки составляет 10 000 человек; 3000 из них были детьми младше 5 лет.

Сегодня мексиканский муниципалитет Кахеме назван в честь павшего лидера яки . [13]

Образ жизни

[ редактировать ]
Маска традиционного танца яки

В прошлом яки существовали за счет сельского хозяйства, выращивания бобов , кукурузы и тыквы (как и многие коренные народы региона). Яки, жившие в регионе Рио-Яки и в прибрежных районах Соноры и Синалоа, занимались рыбной ловлей и земледелием. Яки также производили изделия из хлопка . Яки всегда были умелыми воинами . Исторически индейцев яки описывали как довольно высоких людей. [21]

Традиционно дом яки состоял из трех прямоугольных секций: спальни, кухни и гостиной, называемой «порталом». Полы будут сделаны из деревянных опор, стены - из плетеного тростника, а крыша - из тростника, покрыта толстым слоем глины для изоляции. Ветви можно использовать при строительстве гостиной для циркуляции воздуха; здесь проводилась большая часть дня, особенно в жаркие месяцы. В доме также будет внутренний дворик. Со времени принятия христианства у многих яки перед домом ставят деревянный крест, причем его размещению и состоянию во время Варесмы (Великого поста) уделяется особое внимание. [22]

Космология и религия яки

[ редактировать ]

Представления о мире яки значительно отличаются от представлений их европейско-мексиканцев и европейско-американских соседей. Например, многие Ёэме верят, что Вселенная состоит из перекрывающихся, но отдельных миров или мест, называемых аниам . девять или более различных аниам Распознаются :

  1. морская ания : цветочный мир,
  2. йо ания : заколдованный мир,
  3. Тенку Аня : мир грез
  4. тука ания : ночной мир,
  5. хуя ания : мир дикой природы,
  6. нет аня : мир кукурузных початков,
  7. горный мир : горный мир
  8. ваве ания : мир под водой,
  9. Тика Аня : мир с неба через вселенную.

Каждый из этих миров имеет свои собственные качества, а также силы, и Ёэме связывает танец оленей с тремя из них, поскольку олень выходит из йо ания , заколдованного дома, в мир дикой природы, хуя ания , и танцует в цветке. мир sea ania , доступ к которому можно получить через танец оленей. [23] Многие ритуалы яки сосредоточены на совершенствовании этих миров и устранении вреда, нанесенного им, особенно людьми. Многие яки объединили такие идеи со своей практикой католицизма и верят, что существование мира зависит от их ежегодного выполнения постных и пасхальных ритуалов. [21]

Религия яки, которая представляет собой синкретическую религию старых верований и обычаев яки, а также христианских учений миссионеров -иезуитов , опирается на песни, музыку, молитвы и танцы, исполняемые назначенными членами общины. Они вплели многочисленные римско-католические традиции в старые обычаи и наоборот. [21] Например, песня оленя яки ( maso bwikam ) сопровождает танец оленей , который исполняет танцовщица паскола (Пасха, от испанского pascua ), также известная как «танцовщица оленей». Пасколы выполняют религиозно-общественные мероприятия много раз в году, но особенно во время Великого поста и Пасхи. [21] Ритуал песни оленей яки во многом похож на ритуалы песни оленей соседних юто-ацтекских народов, таких как майо . Песня оленя яки занимает более важное место в культе народа и тесно связана с римско-католическими верованиями и обычаями. Среди народа яки существуют различные общества, которые играют значительную роль в проведении церемоний яки, в том числе:

  • молитвенные лидеры,
  • Киётейс , женщины-помощницы церкви,
  • Вантеареом , женщины-знаменосцы,
  • Анхейлтом , ангелы,
  • Кохтумвре Джеймс , фарисей Общества,
  • Канторас , певицы,
  • Официиос , общества пако'ола и танца оленей,
  • Вико Яура , общество и
  • Матачиним , танцоры общества матачин).

Цветы очень важны в культуре яки. Согласно учению яки, из капель крови, пролитой при распятии, выросли цветы . Цветы рассматриваются как проявление души. Иногда мужчины яки могут поприветствовать близкого друга-мужчину фразой Хайса сева? («Как цветок?»). [21]

Пасхальное племя яки

[ редактировать ]
Мать яки с младенцем, Аризона, ок. 1910 год

В результате войн между Мексикой и яки многие бежали в США. Большинство из них поселились в городских районах, включая Баррио Либре и Паскуа в Тусоне, а также Гуадалупе и Скоттсдейл в районе Феникса. Яки строили дома из обрезков древесины, железнодорожных шпал и других материалов, зарабатывая на жизнь, прилагая при этом огромные усилия для продолжения церемоний Пасхального поста, столь важных для общественной жизни. Они нашли работу в качестве сельскохозяйственных рабочих-мигрантов и занялись другими сельскими профессиями.

В Гуадалупе, штат Аризона , основанном в 1904 году и зарегистрированном в 1975 году, более 44 процентов населения составляют коренные американцы , и многие из них говорят на трех языках: яки, английском и испанском. Район яки, Пенджамо, расположен в Южном Скоттсдейле , штат Аризона.

В начале 1960-х годов духовный лидер яки Ансельмо Валенсия Тори обратился к антропологу из Университета Аризоны Эдварду Холланду Спайсеру , знатоку яки, и попросил помощи в помощи народу яки. Спайсер, Мюриэль Тайер Пейнтер и другие создали Ассоциацию Паскуа Яки. Представитель США Моррис Удалл согласился помочь яки в обеспечении наземной базы. В 1964 году правительство США предоставило Яки 817 000 м². 2 земли к юго-западу от Тусона, штат Аризона . Он находился в доверительном управлении народа. Под руководством Валенсии и Раймона Ибарры Ассоциация Паскуа Яки построила на этом месте дома и другую инфраструктуру.

В конце 1960-х годов несколько яки в Аризоне, в том числе Ансельмо Валенсия Тори и Фернандо Эскаланте , начали освоение участка земли примерно в 8 км к западу от общины яки в Хуупе, назвав его Нью-Паскуа (по-испански Pascua). Нуэво ). Население этого сообщества (по оценкам на 2006 год) составляет около 4000 человек; большая часть населения Нью-Паскуа среднего возраста говорит на английском, испанском и умеренном количестве яки . Многие пожилые люди свободно говорят на языке яки, и все большее число молодежи изучает язык яки в дополнение к английскому и испанскому языкам. [ нужна ссылка ]

Понимая трудности развития сообщества Нью-Паскуа без преимущества федерального статуса племени, Ибарра и Валенсия встретились с сенатором США Деннисом ДеКончини (демократ от Аризоны) в первые месяцы 1977 года, чтобы убедить его принять закон, обеспечивающий полное федеральное признание народ яки, проживающий на земле, переданной Ассоциации Паскуа Яки Соединенными Штатами на основании Закона от 8 октября 1964 года (78 Закон 1197).

Флаг пасхального племени яки в Аризоне

Сенатор ДеКончини представил законопроект о федеральном признании S.1633 7 июня 1977 года. После обширных слушаний и рассмотрения он был принят Сенатом 5 апреля 1978 года и стал публичным законом, PL 95-375, 18 сентября 1978 года. Закон установил межправительственные отношения между Соединенными Штатами и племенем Паскуа Яки и предоставил землям Паскуа Яки статус резервации. Племя Паскуа Яки было последним племенем, признанным до начала Федерального процесса признания BIA, установленного в 1978 году.

В 2008 году племя Паскуа Яки насчитывало 11 324 члена с правом голоса. [24]

Непризнанные организации в США

[ редактировать ]

Многие потомки яки живут на юго-западе США. Есть также множество непризнанных организаций , которые идентифицируют себя как племена яки. К ним относятся народ яки из Южной Калифорнии в Таузенд-Палмс, Калифорния , [25] и яки Южной Калифорнии в Боррего-Спрингс, Калифорния , [26] и Техасская группа индейцев яки , базирующаяся в Лаббоке, штат Техас . [27] Они не являются племенами, признанными на федеральном или государственном уровне . [5] В 2015 году штат Техас принял SR 989, поздравительную резолюцию в честь техасской группы индейцев яки. [28]

Известный яки

[ редактировать ]
  • Каджеме (1835–1887), военачальник яки из Песиу, Сонора.
  • Лоретта Лусеро Альварес (1892–1996), акушерка Паскуа Яки с 1920-х по 1970-е годы в Тусоне, Аризона.
  • Марио Мартинес (Паскуа Яки), художник, живущий в Нью-Йорке. [29]
  • Маркос А. Морено (Паскуа Яки), защитник общественного здравоохранения, ученый-медик и первый гражданин Паскуа Яки, окончивший Университет Лиги Плюща. Лауреат национальной премии Фонда Морриса К. и Стюарта Л. Удалла за исследования в области медицины и общественного здравоохранения, работающие с малообеспеченными сообществами. [30]
  • Марти Перес (яки / Миссион Индиан), второй игрок с низов и игрок с низов в 1960-х и 1970-х годах за «Калифорния Энджелс», «Атланта Брэйвс», «Сан-Франциско Джайентс» и «Окленд Эйс». Его предки яки были выходцами из Алтаря, Окитоа, и Магдалены де Кино, Сонора. Его сестра, Патрисия Мартинес, работала в Комиссии по человеческим отношениям округа Керн с 1997 по 2001 год и была членом совета директоров округа средних школ Объединенного союза Делано с 2000 по 2004 год.
  • Ансельмо Валенсия Тори (Паскуа Яки), духовный лидер и старейшина племени. Возглавил племя в борьбе за федеральное признание Конгресса в 1978 году. [31]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж "Якис " Культурная информационная система . Правительство Мексики . Проверено 12 февраля 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж «Яки (Ёем Ноки)» . Омниглот . 23 апреля 2021 г. Проверено 12 февраля 2024 г.
  3. ^ «Бюро переписи населения США, Статистический обзор Соединенных Штатов: 2003 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 25 ноября 2023 г. Проверено 1 июня 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б с «Проект по правам человека Яки» . Юридический колледж Джеймса Э. Роджерса . Университет Аризоны . Проверено 12 февраля 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Племена, признанные на федеральном и государственном уровне» . Национальная конференция законодательных собраний штатов . Проверено 16 мая 2022 г.
  6. ^ Ху-Дехарт, Эвелин Миссионеры, шахтеры и индейцы: контакты испанцев с народом яки на северо-западе Новой Испании. Тусон: U of AZ Press, 1981, стр. 10
  7. ^ Герреро, Лилиан. «Грамматическое заимствование в яки» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 27 ноября 2023 г. Проверено 5 мая 2012 г.
  8. ^ «Яки» . Исследования дальнего света . U*X*L Энциклопедия индейских племен. 2008. Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 14 августа 2012 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Эдвард Х. Спайсер (1983). Стертевант, Уильям К. (ред.). Справочник североамериканских индейцев: Юго-Запад, Том. 10 . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. п. 262. ИСБН  978-1127536511 .
  10. ^ Ху-Дехарт, стр. 10–11.
  11. ^ Ху-Дехарт, стр. 15, 19–20, 27–30.
  12. ^ Спайсер. Эдвард Х. Циклы завоеваний . Тусон: U of AZ Press, 1986, стр. 49–50.
  13. ^ Jump up to: а б Эдвард Х. Спайсер (1967), Циклы завоеваний: влияние Испании, Мексики и Соединенных Штатов на индейцев юго-запада, 1533–1960 гг. , University of Arizona Press, Тусон, Аризона. п. 55
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Тернер, Джон Кеннет, Варварская Мексика , Чикаго: CH Kerr & Co., 1910, стр. 41–77.
  15. ^ Jump up to: а б с Спайсер, стр. 80–82.
  16. ^ Спайсер, стр. 59–83.
  17. ^ Шесть лет правления на службе Мексики, 1934–1940 . Мексика: National Printer SA, 1940, 372.
  18. ^ Шесть лет , с. 376.
  19. ^ Спайсер, стр. 81–85.
  20. ^ «Шесть лет», с. 375.
  21. ^ Jump up to: а б с д и Спайсер, Э.Х. 1980. Яки: история культуры , University of Arizona Press, Тусон, Аризона.
  22. ^ Макгуайр, Томас Р. (1986). Потам и этническая принадлежность на реке Рио-Яки: новый взгляд на Потам Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. стр. 100-1 52–53. ISBN  0816508933 .
  23. ^ Шортер, Дэвид Дельгадо (1 декабря 2007 г.). «Охота за историей в Потам-Пуэбло: эпистемология танца индийских оленей йоме (яки)» (PDF) . Фольклор . 118 (3): 282–306. дои : 10.1080/00155870701621780 . S2CID   216643963 . Проверено 29 сентября 2018 г.
  24. ^ Энрик Воланте, Аризона Дейли Стар (4 июня 2008 г.). «Один действующий президент уволен, двое добавлены в совет Паскуа-Яки» . Аризона Дейли Стар . Архивировано из оригинала 29 января 2024 года . Проверено 29 января 2024 г.
  25. ^ «Нация яки Южной Калифорнии» . Открытые корпорации . Проверено 6 марта 2024 г.
  26. ^ «Яки Южной Калифорнии» . Безналоговый мир . 19 сентября 2023 г. . Проверено 13 февраля 2024 г.
  27. ^ «Техасский оркестр индейцев яки» . ПричинаIQ . Проверено 16 мая 2022 г.
  28. ^ «SR 989, 84th RS» Справочная законодательная библиотека Техаса . Проверено 16 мая 2022 г.
  29. ^ «Марио Мартинес: Современная отечественная живопись» . Архивировано из оригинала 19 мая 2022 года . Проверено 17 апреля 2016 г.
  30. ^ Звезда, Ник О'Гара Arizona Daily (13 мая 2016 г.). «Престижная награда Удалла достается студенту Яки из Тусона» . Архивировано из оригинала 13 октября 2022 года.
  31. ^ Иннес, Стефани (5 мая 1998 г.). «Яки оплакивают смерть духовного лидера» . Тусонский гражданин . Тусон, Аризона. Архивировано из оригинала 25 ноября 2023 года.

Библиография

[ редактировать ]
  • Фолсом, Рафаэль Брюстер: Яки и империя: насилие, испанская имперская власть и устойчивость коренных народов в колониальной Мексике. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 2014 г., ISBN   978-0-300-19689-4 . ( Содержание )
  • Миллер, Марк Э. «Яки стали« американскими »индейцами». Журнал истории Аризоны (1994).
  • Миллер, Марк Э. Забытые племена: непризнанные индейцы и процесс федерального признания (глава, посвященная яки). (2004)
  • Шеридан, Т.Э. 1988. Куда зовет голубь: политическая экология крестьянского корпоративного сообщества на северо-западе Мексики. Тусон: Издательство Университета Аризоны.
  • Программа изучения американских индейцев и коренных народов
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63b132d5c0fc9973c73934c6568cfffc__1719828840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/fc/63b132d5c0fc9973c73934c6568cfffc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yaqui - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)