Jump to content

Килива люди

Килива
Ко'лиу
Регионы со значительной численностью населения
Нижняя Калифорния
Языки
язык килива , испанский
Родственные этнические группы
Ньякипа

Килива проживающий ( Kiliwa : Ko'leu ) — коренной народ Мексики, в северной части Нижней Калифорнии . Исторически они занимали территорию, лежащую между кочими на юге и пайпай на севере и простирающуюся от Сан-Фелипе в Калифорнийском заливе до Сан-Квинтина на побережье Тихого океана. Их традиционный язык — язык килива .

Ньякипа иногда отличали от килива как отдельную этнолингвистическую группу в юго-западной части того, что здесь считается территорией килива. Ограниченные лингвистические данные, доступные для ньякипа, указывают на то, что они говорили на том же языке, что и восточные килива.

Предыстория

[ редактировать ]

На территории Киливы пока проведено мало археологических исследований. Частичным исключением является программа выборочного систематического обследования вдоль западного побережья между Эль-Росарио и Сан-Квинтин, проведенная Джерри Д. Муром.

Радиоуглеродные даты и точки Хлодвига с юга полуострова предполагают, что первоначальное заселение севера должно было произойти ранее 11 000 лет назад.

Килива впервые столкнулись с европейцами, когда Хуан Родригес Кабрильо достиг района Сан-Квинтин в 1542 году. В течение следующих двух столетий последующих контактов было мало. Миссионер иезуит -исследователь- Венцеслав Линк прибыл по суше с юга на восточную часть территории Киливы в 1766 году. Экспедиция по основанию испанских поселений в Калифорнии под руководством Гаспара де Портола и Хуниперо Серра прошла через западные части.

миссия Доминиканская Санто - Доминго была основана на территории Киливы недалеко от побережья в 1775 году. За ней последовала внутренняя миссия Сан-Педро-Мартир в 1794 году. Примерно ко времени независимости Мексики в 1821 году население миссий Киливы резко сократилось. .

В 1929 году Мейгс сообщил, что тогда проживало всего 36 взрослых килива, в основном в трех поселениях вокруг Арройо-Леона, Сан-Исидоро и Валле-Тринидад. Двадцать лет спустя, в 1949 году, Хоэнталь нашел 30 взрослых килива, живущих в четырех поселениях, включая Арройо-Леон, Агуа-Кальенте, Ла-Парра и Тепи.

Население

[ редактировать ]

Мейгс предположил, что аборигенное население Киливы составляло около 1300 особей, или плотность около 0,3 человека на квадратный километр. Он исключил юго-западную территорию «Ньякипа» из своих оценок, в результате чего общее число увеличилось как минимум до 2000. Мейгс считал свою оценку «консервативной». Однако Роджер К. Оуэн утверждал, что оценки численности населения Мейгса были существенно завышены. В настоящее время они проживают в муниципалитете Энсенада (поселения Арройо-де-Леон (Эхидо Киливас), Эхидо Сан-Франциско Р. Серрано (Долина Сан-Матиас), Энсенада, Франсиско Сарко (Гуадалупе), Хунтас Неджи, Ла Зорра, Лазаро Карденас (Долина Тринидад), лицензиат Густаво Диас Ордас, участок № 19 (семья Кастро Эхидо Налта) и ранчо лас Пинсас). [1]

Культура

[ редактировать ]
Корзины из ивы Килива в Музее популярного искусства в Мехико.

Информация о культурных обычаях Киливы до контакта поступает из множества источников. К ним относятся отчеты первых исследователей, таких как Хуан Родригес Кабрильо и Себастьян Вискайно ; от наблюдателей конца восемнадцатого и начала девятнадцатого века, таких как Луис Салес и Хосе Лонгинос Мартинес ; и от этнографов двадцатого века, в том числе Певерила Мейгса , Уильяма Д. Хоенталя и Хесуса Анхеля Очоа Зазуэта.

Пропитание

[ редактировать ]

Средства существования аборигенов Килива основывались на охоте и собирательстве природных животных и растений, а не на сельском хозяйстве. По меньшей мере два десятка различных растений служили пищевыми ресурсами, а многие другие использовались в медицине или в качестве материала для строительства или ремесленных изделий. Жареная в яме агава (мескаль; маал ) была самым важным растительным продуктом питания. В осенний сезон основным видом деятельности был сбор желудей и кедровых орехов на высокогорных участках территории Килива.

Кролики и олени были наиболее важными источниками пищи для животных, но охотились и на множество других животных, включая вилорогую антилопу, снежного барана, млекопитающих среднего размера, таких как пумы, многие виды мелких млекопитающих, птиц, рептилий, рыб и моллюсков. . На зайцев и перепелов охотились коллективно, загоняя их в сети. Были совершены походы в Сан-Фелипе на восточном побережье для ловли рыбы и моллюсков, а также для сбора соли.

В исторический период были внедрены растениеводство и животноводство. Еще одним ценным пищевым ресурсом, появившимся в тот исторический период, был дикий мед.

Материальная культура

[ редактировать ]

Традиционная материальная культура килива не была настолько сложной, как можно было бы ожидать от сезонно мобильной группы.

  • Постройки включали полуподземные дома с ивовыми столбами и соломенной крышей, рамады и парилки.
  • Охотничье снаряжение включало ивовые луки; стрелы с древками из тростника карризо, деревянными древками и каменными наконечниками; деревянные палки для метания; и сетки из волокон агавы.
  • Обрабатывающее оборудование включало манос и метатес для измельчения семян, деревянные сверла и очаги для разведения огня, а также гончарные и плетёные изделия для приготовления пищи, хранения и транспортировки.
  • одежды Мужчинам вообще не хватало . Женщины носили фартуки из оленьих шкур и тростниковые шапки. Оба пола носили сандалии из волокна агавы. Одеяла из кроличьей шкуры согревали, а в церемониях использовались накидки из человеческого волоса. Колыбели использовались для перевозки младенцев.

Социальная организация

[ редактировать ]

Традиционные руководящие роли в общинах и родственных группах передавались по наследству, но при условии оценки компетентности отдельного лидера. Авторитет лидеров, похоже, не был обширным.

Родство и членство в сообществе, по-видимому, в значительной степени определялись на основе отцовской наследственности . Были признаны два уровня отцовства (или кланов, сибсов), соответствующие шимулам других групп западного Юмана. Маселква были меньшими и более локализованными группами. Несколько маселква могут вместе составлять итиупу . В самом широком смысле считалось, что все килива произошли от четырех мифических братьев, сыновей создателя.

Социальные развлечения включали в себя разнообразные игры: гонки с мячами, шинни, волчок, стрельбу из лука, кости, игру в угадайку и, самое главное, пеон. Музыка создавалась посредством пения и инструментов, в том числе флейт, погремушек, трещоток и трещоток.

Церемонии

[ редактировать ]

Считалось, что шаманы способны магически лечить болезни или травмы или вызывать их. Они председательствовали на некоторых религиозных церемониях и считались, что они превращались в животных или птиц и вызывали дождь.

Большинство задокументированных церемоний Килива были связаны с обрядами перехода в жизни людей:

  • Рождение налагало различные табу или особые требования, но в первую очередь это было частное семейное дело. Отец наблюдал куваду .
  • Посвящение мальчиков в группы мальчиков в возрасте около 15 лет ознаменовалось церемонией прокалывания носа ( мипипса ) и другими мероприятиями, продолжавшимися в течение двух месяцев.
  • Посвящение девочек во время первой менструации заключалось в том, что их запекали в пепле в течение пяти дней, мыли в холодной воде в течение пяти дней и заставляли соблюдать различные предписания и табу.
  • Брак включал в себя небольшую церемонию, за исключением того, что жених дарил подарки родителям невесты. Разрешался брак до двух жен, и развод был легким для любой из сторон.
  • Смерть была в центре внимания самых сложных церемоний Килива, происходящих как сразу после смерти человека, так и в качестве последующих коллективных траурных обрядов. Разговор с умершим и сжигание его имущества относятся к формальным действиям.

Традиционные повествования

[ редактировать ]

Традиционные повествования условно классифицируются как мифы, легенды, сказки и устные истории. Устная литература, записанная для килива, включает повествования, которые можно отнести к каждой из этих категорий.

Миф о сотворении килива заметно расходится с мифами других юманоязычных групп. Однако имя создателя Килива, Метипа, напоминает аналогичные фигуры в других юманских мифах.

Источники традиционных повествований

[ редактировать ]
  • Мейгс, Певерил, III. 1939. Индейцы килива Нижней Калифорнии . Iberoamericana № 15. Калифорнийский университет в Беркли. (Мифы, рассказанные Эмилиано Учурте и Хосе Эспиноса, ок. 1928–1936, стр. 64–82.)
  • Микско, Маурисио Дж. 1976. «Тексты Килива». Международный журнал американской лингвистики, серия текстов коренных американцев 1: 92–101.
  • Микско, Маурисио Дж. 1983. Тексты Киливы: «Когда я надел свой звездный герб», Антропологические документы Университета Юты № 107. Солт-Лейк-Сити. (Мифы и легенды, рассказанные Руфино Ошурте и Браулио Эспиноза после 1966 года.)
  • Микско, Маурисио Дж. 1993. «Традиции горных овец Килива». В книге «Подсчет овец: двадцать способов увидеть пустынных снежных баранов » под редакцией Гэри Пола Набхана, стр. 37–41.
  • Очоа Засуэта, Иисус Ангел. 1978. Килива и мир стал таким . Национальный институт коренных народов, Мехико. (Рассказ Очоа о традициях Килива несовместим с данными Мейгса и другими отчетами Юмана, и его подлинность была подвергнута сомнению Mixco.)
  • Хоенталь, Уильям Д. младший, 2001. Этнографические заметки Типай: индейская община Нижней Калифорнии в середине века . Под редакцией Томаса Блэкберна. Ballena Press, Менло-Парк, Калифорния.
  • Маганья Мансильяс, Марио Альберто Херардо. 1995. «Накипа: вымершая коренная группа Нижней Калифорнии». Пограничные исследования 35/36:205-213.
  • Мейгс, Певерил, III. 1939. Индейцы килива Нижней Калифорнии . Ибероамерика № 15. Калифорнийский университет, Беркли.
  • Микельсен, Ральф К. 1977. «Строительство дома Килива». Ежеквартальный журнал археологического общества Тихоокеанского побережья 10 (1): 39-47.
  • Микско, Маурисио Дж. 1971. Грамматика Килива . доктор философии диссертация на факультете лингвистики Калифорнийского университета в Беркли.
  • Микско, Маурисио Дж. 1977. «Лингвистическая принадлежность ньякипа и якаквала Нижней Калифорнии». Международный журнал американской лингвистики 43:189-200.
  • Микско, Маурисио Дж. 1985. Словарь Килива . Антропологические документы Университета Юты № 109. Солт-Лейк-Сити.
  • Микско, Маурисио Дж. 1996. Килива из Арройо Леон, Нижняя Калифорния . Архив языков коренных народов Мексики № 18. Colegio de México, Мехико.
  • Микско, Маурисио Дж. 2000. Килива . Линком, Мюнхен, Германия.
  • Микско, Маурисио Дж. 2006. «Языки коренных народов». В «Предыстории Нижней Калифорнии: достижения в археологии забытого полуострова » под редакцией Дона Лейландера и Джерри Д. Мура, стр. 24–41. Университетское издательство Флориды, Гейнсвилл.
  • Мур, Джерри Д. 1999. «Археология на Забытом полуострове: доисторическое поселение и существование в Северной Нижней Калифорнии». Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна 21:17–44.
  • Мур, Джерри Д. 2006. «Регион Сан-Квинтин-Эль-Росарио». В «Предыстории Нижней Калифорнии: достижения в археологии забытого полуострова » под редакцией Дона Лейландера и Джерри Д. Мура, стр. 179–195. Университетское издательство Флориды, Гейнсвилл.
  • Очоа Сасуэта, Хесус Анхель. 1978. Килива и мир стал таким . Национальный институт коренных народов, Мехико.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 024f608c177b920b57df8f5c60a2c2c9__1704802680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/c9/024f608c177b920b57df8f5c60a2c2c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kiliwa people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)