Килива люди
Ко'лиу | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Нижняя Калифорния | |
Языки | |
язык килива , испанский | |
Родственные этнические группы | |
Ньякипа |
Килива проживающий ( Kiliwa : Ko'leu ) — коренной народ Мексики, в северной части Нижней Калифорнии . Исторически они занимали территорию, лежащую между кочими на юге и пайпай на севере и простирающуюся от Сан-Фелипе в Калифорнийском заливе до Сан-Квинтина на побережье Тихого океана. Их традиционный язык — язык килива .
Ньякипа иногда отличали от килива как отдельную этнолингвистическую группу в юго-западной части того, что здесь считается территорией килива. Ограниченные лингвистические данные, доступные для ньякипа, указывают на то, что они говорили на том же языке, что и восточные килива.
Предыстория
[ редактировать ]На территории Киливы пока проведено мало археологических исследований. Частичным исключением является программа выборочного систематического обследования вдоль западного побережья между Эль-Росарио и Сан-Квинтин, проведенная Джерри Д. Муром.
Радиоуглеродные даты и точки Хлодвига с юга полуострова предполагают, что первоначальное заселение севера должно было произойти ранее 11 000 лет назад.
История
[ редактировать ]Килива впервые столкнулись с европейцами, когда Хуан Родригес Кабрильо достиг района Сан-Квинтин в 1542 году. В течение следующих двух столетий последующих контактов было мало. Миссионер иезуит -исследователь- Венцеслав Линк прибыл по суше с юга на восточную часть территории Киливы в 1766 году. Экспедиция по основанию испанских поселений в Калифорнии под руководством Гаспара де Портола и Хуниперо Серра прошла через западные части.
миссия Доминиканская Санто - Доминго была основана на территории Киливы недалеко от побережья в 1775 году. За ней последовала внутренняя миссия Сан-Педро-Мартир в 1794 году. Примерно ко времени независимости Мексики в 1821 году население миссий Киливы резко сократилось. .
В 1929 году Мейгс сообщил, что тогда проживало всего 36 взрослых килива, в основном в трех поселениях вокруг Арройо-Леона, Сан-Исидоро и Валле-Тринидад. Двадцать лет спустя, в 1949 году, Хоэнталь нашел 30 взрослых килива, живущих в четырех поселениях, включая Арройо-Леон, Агуа-Кальенте, Ла-Парра и Тепи.
Население
[ редактировать ]Мейгс предположил, что аборигенное население Киливы составляло около 1300 особей, или плотность около 0,3 человека на квадратный километр. Он исключил юго-западную территорию «Ньякипа» из своих оценок, в результате чего общее число увеличилось как минимум до 2000. Мейгс считал свою оценку «консервативной». Однако Роджер К. Оуэн утверждал, что оценки численности населения Мейгса были существенно завышены. В настоящее время они проживают в муниципалитете Энсенада (поселения Арройо-де-Леон (Эхидо Киливас), Эхидо Сан-Франциско Р. Серрано (Долина Сан-Матиас), Энсенада, Франсиско Сарко (Гуадалупе), Хунтас Неджи, Ла Зорра, Лазаро Карденас (Долина Тринидад), лицензиат Густаво Диас Ордас, участок № 19 (семья Кастро Эхидо Налта) и ранчо лас Пинсас). [1]
Культура
[ редактировать ]Информация о культурных обычаях Киливы до контакта поступает из множества источников. К ним относятся отчеты первых исследователей, таких как Хуан Родригес Кабрильо и Себастьян Вискайно ; от наблюдателей конца восемнадцатого и начала девятнадцатого века, таких как Луис Салес и Хосе Лонгинос Мартинес ; и от этнографов двадцатого века, в том числе Певерила Мейгса , Уильяма Д. Хоенталя и Хесуса Анхеля Очоа Зазуэта.
Пропитание
[ редактировать ]Средства существования аборигенов Килива основывались на охоте и собирательстве природных животных и растений, а не на сельском хозяйстве. По меньшей мере два десятка различных растений служили пищевыми ресурсами, а многие другие использовались в медицине или в качестве материала для строительства или ремесленных изделий. Жареная в яме агава (мескаль; маал ) была самым важным растительным продуктом питания. В осенний сезон основным видом деятельности был сбор желудей и кедровых орехов на высокогорных участках территории Килива.
Кролики и олени были наиболее важными источниками пищи для животных, но охотились и на множество других животных, включая вилорогую антилопу, снежного барана, млекопитающих среднего размера, таких как пумы, многие виды мелких млекопитающих, птиц, рептилий, рыб и моллюсков. . На зайцев и перепелов охотились коллективно, загоняя их в сети. Были совершены походы в Сан-Фелипе на восточном побережье для ловли рыбы и моллюсков, а также для сбора соли.
В исторический период были внедрены растениеводство и животноводство. Еще одним ценным пищевым ресурсом, появившимся в тот исторический период, был дикий мед.
Материальная культура
[ редактировать ]Традиционная материальная культура килива не была настолько сложной, как можно было бы ожидать от сезонно мобильной группы.
- Постройки включали полуподземные дома с ивовыми столбами и соломенной крышей, рамады и парилки.
- Охотничье снаряжение включало ивовые луки; стрелы с древками из тростника карризо, деревянными древками и каменными наконечниками; деревянные палки для метания; и сетки из волокон агавы.
- Обрабатывающее оборудование включало манос и метатес для измельчения семян, деревянные сверла и очаги для разведения огня, а также гончарные и плетёные изделия для приготовления пищи, хранения и транспортировки.
- одежды Мужчинам вообще не хватало . Женщины носили фартуки из оленьих шкур и тростниковые шапки. Оба пола носили сандалии из волокна агавы. Одеяла из кроличьей шкуры согревали, а в церемониях использовались накидки из человеческого волоса. Колыбели использовались для перевозки младенцев.
Социальная организация
[ редактировать ]Традиционные руководящие роли в общинах и родственных группах передавались по наследству, но при условии оценки компетентности отдельного лидера. Авторитет лидеров, похоже, не был обширным.
Родство и членство в сообществе, по-видимому, в значительной степени определялись на основе отцовской наследственности . Были признаны два уровня отцовства (или кланов, сибсов), соответствующие шимулам других групп западного Юмана. Маселква были меньшими и более локализованными группами. Несколько маселква могут вместе составлять итиупу . В самом широком смысле считалось, что все килива произошли от четырех мифических братьев, сыновей создателя.
Социальные развлечения включали в себя разнообразные игры: гонки с мячами, шинни, волчок, стрельбу из лука, кости, игру в угадайку и, самое главное, пеон. Музыка создавалась посредством пения и инструментов, в том числе флейт, погремушек, трещоток и трещоток.
Церемонии
[ редактировать ]Считалось, что шаманы способны магически лечить болезни или травмы или вызывать их. Они председательствовали на некоторых религиозных церемониях и считались, что они превращались в животных или птиц и вызывали дождь.
Большинство задокументированных церемоний Килива были связаны с обрядами перехода в жизни людей:
- Рождение налагало различные табу или особые требования, но в первую очередь это было частное семейное дело. Отец наблюдал куваду .
- Посвящение мальчиков в группы мальчиков в возрасте около 15 лет ознаменовалось церемонией прокалывания носа ( мипипса ) и другими мероприятиями, продолжавшимися в течение двух месяцев.
- Посвящение девочек во время первой менструации заключалось в том, что их запекали в пепле в течение пяти дней, мыли в холодной воде в течение пяти дней и заставляли соблюдать различные предписания и табу.
- Брак включал в себя небольшую церемонию, за исключением того, что жених дарил подарки родителям невесты. Разрешался брак до двух жен, и развод был легким для любой из сторон.
- Смерть была в центре внимания самых сложных церемоний Килива, происходящих как сразу после смерти человека, так и в качестве последующих коллективных траурных обрядов. Разговор с умершим и сжигание его имущества относятся к формальным действиям.
Традиционные повествования
[ редактировать ]Традиционные повествования условно классифицируются как мифы, легенды, сказки и устные истории. Устная литература, записанная для килива, включает повествования, которые можно отнести к каждой из этих категорий.
Миф о сотворении килива заметно расходится с мифами других юманоязычных групп. Однако имя создателя Килива, Метипа, напоминает аналогичные фигуры в других юманских мифах.
Источники традиционных повествований
[ редактировать ]- Мейгс, Певерил, III. 1939. Индейцы килива Нижней Калифорнии . Iberoamericana № 15. Калифорнийский университет в Беркли. (Мифы, рассказанные Эмилиано Учурте и Хосе Эспиноса, ок. 1928–1936, стр. 64–82.)
- Микско, Маурисио Дж. 1976. «Тексты Килива». Международный журнал американской лингвистики, серия текстов коренных американцев 1: 92–101.
- Микско, Маурисио Дж. 1983. Тексты Киливы: «Когда я надел свой звездный герб», Антропологические документы Университета Юты № 107. Солт-Лейк-Сити. (Мифы и легенды, рассказанные Руфино Ошурте и Браулио Эспиноза после 1966 года.)
- Микско, Маурисио Дж. 1993. «Традиции горных овец Килива». В книге «Подсчет овец: двадцать способов увидеть пустынных снежных баранов » под редакцией Гэри Пола Набхана, стр. 37–41.
- Очоа Засуэта, Иисус Ангел. 1978. Килива и мир стал таким . Национальный институт коренных народов, Мехико. (Рассказ Очоа о традициях Килива несовместим с данными Мейгса и другими отчетами Юмана, и его подлинность была подвергнута сомнению Mixco.)
Ссылки
[ редактировать ]- Хоенталь, Уильям Д. младший, 2001. Этнографические заметки Типай: индейская община Нижней Калифорнии в середине века . Под редакцией Томаса Блэкберна. Ballena Press, Менло-Парк, Калифорния.
- Маганья Мансильяс, Марио Альберто Херардо. 1995. «Накипа: вымершая коренная группа Нижней Калифорнии». Пограничные исследования 35/36:205-213.
- Мейгс, Певерил, III. 1939. Индейцы килива Нижней Калифорнии . Ибероамерика № 15. Калифорнийский университет, Беркли.
- Микельсен, Ральф К. 1977. «Строительство дома Килива». Ежеквартальный журнал археологического общества Тихоокеанского побережья 10 (1): 39-47.
- Микско, Маурисио Дж. 1971. Грамматика Килива . доктор философии диссертация на факультете лингвистики Калифорнийского университета в Беркли.
- Микско, Маурисио Дж. 1977. «Лингвистическая принадлежность ньякипа и якаквала Нижней Калифорнии». Международный журнал американской лингвистики 43:189-200.
- Микско, Маурисио Дж. 1985. Словарь Килива . Антропологические документы Университета Юты № 109. Солт-Лейк-Сити.
- Микско, Маурисио Дж. 1996. Килива из Арройо Леон, Нижняя Калифорния . Архив языков коренных народов Мексики № 18. Colegio de México, Мехико.
- Микско, Маурисио Дж. 2000. Килива . Линком, Мюнхен, Германия.
- Микско, Маурисио Дж. 2006. «Языки коренных народов». В «Предыстории Нижней Калифорнии: достижения в археологии забытого полуострова » под редакцией Дона Лейландера и Джерри Д. Мура, стр. 24–41. Университетское издательство Флориды, Гейнсвилл.
- Мур, Джерри Д. 1999. «Археология на Забытом полуострове: доисторическое поселение и существование в Северной Нижней Калифорнии». Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна 21:17–44.
- Мур, Джерри Д. 2006. «Регион Сан-Квинтин-Эль-Росарио». В «Предыстории Нижней Калифорнии: достижения в археологии забытого полуострова » под редакцией Дона Лейландера и Джерри Д. Мура, стр. 179–195. Университетское издательство Флориды, Гейнсвилл.
- Очоа Сасуэта, Хесус Анхель. 1978. Килива и мир стал таким . Национальный институт коренных народов, Мехико.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список слов Килива Свадеш (из Викисловаря)
- AULEX испанско-киливский словарь