Целтальцы
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
589,144 (2020) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Целталь и испанский | |
Религия | |
Христианство (преимущественно римско-католическое и пятидесятническое ) и традиционная религия. | |
Родственные этнические группы | |
Коренные жители Америки |
Цельталь — народ майя в Мексике, в основном проживающий в горной местности штата Чьяпас . Целтальский язык принадлежит к целталанской подгруппе языков майя . Большинство цельтальцев живут общинами примерно в двадцати муниципалитетах в рамках мексиканской системы под названием « usos y Costumbres », которая стремится уважать традиционную власть и политику коренных народов. Женщин часто можно увидеть в традиционных хуипильах и черных юбках, но мужчины обычно не носят традиционную одежду. Цельтальская религия синкретически объединяет черты католической и местной систем верований. Шаманизм и традиционная медицина практикуются до сих пор. Многие зарабатывают на жизнь сельским хозяйством и/или ремеслами , в основном текстильной промышленностью ; и многие также работают за зарплату, чтобы удовлетворить потребности семьи.
Происхождение и история
[ редактировать ]Целталы — одни из потомков майя , одной из ранних и крупнейших мезоамериканских культур. Эта группа оставила после себя большое количество археологических памятников, таких как Тикаль и Паленке , а лингвистическая группа майя — одна из крупнейших лингвистических групп в Америке, подразделяющаяся на уастеков , юкатеков , восточных майя и западных майя. [ 2 ] Цивилизация майя достигла своего расцвета в классический период мезоамериканской хронологии , но с 900 по 1200 год нашей эры пережила период упадка, превратившись в более мелкие, конкурирующие города-государства, причем почти все города были полностью заброшены к 15 веку. Западным ученым неизвестно, почему цивилизация майя рухнула. [ 3 ] [ 4 ] С этого момента различные народы, говорящие на диалекте майя, сформировали родственные, но разные культуры с различными родственными языками. Испанцы завоевали территорию майя в начале-середине 16 века, включая территорию нынешнего штата Чьяпас. На протяжении большей части колониального периода до Мексиканской революции эта и другие группы коренного населения были вынуждены работать на шахтах, мельницах и гасиендах штата за небольшую плату или вообще бесплатно. Даже в течение 20-го века экономическая и политическая маргинализация оставалась серьезной, кульминацией которой стало восстание сапатистов в 1994 году, в котором многие целтальцы участвовали вместе с другими группами коренных народов. [ 2 ] [ 3 ]
В середине 20 века численность населения штата и горных районов росла, опережая местные ресурсы. [ 5 ] С 1930-х годов многие цельталы вместе с другими коренными народами и метисами мигрировали из высокогорных районов в джунгли Лакандон . Эти мигранты пришли в джунгли, чтобы вырубить лес, вырастить урожай и развести скот, особенно крупный рогатый скот. Сейчас в низинах есть группы цецалей, живущие вместе с представителями других групп коренного населения. [ 6 ] [ 7 ] Этот процесс захвата «пустых джунглей» для создания поселений для групп коренных народов высокогорного Чьяпаса продолжался при поддержке сапатистов, которых Цеталы в целом поддерживали, ставя их в конфликт с коренным народом Лакандон и экологическими группами этого района. [ 6 ] [ 8 ]
Цельталь сегодня
[ редактировать ]
Цельталы называют себя Winik atel, что на их языке означает «Рабочие», или «бацильоп», или «те, кто имеет оригинальное слово», имея в виду устную традицию майя. [ 2 ] [ 9 ] Это крупнейшая коренная этническая группа: 278 577 человек в возрасте пяти лет и старше в штате Чьяпас говорят на этом языке, согласно переписи 2000 года, и, по оценкам, 500 000 человек, что составляет 34,41% от общей численности коренного населения Чьяпаса. [ 10 ] [ 11 ] За ними следуют близкие цоциль-майя , которые также живут в регионе Лос-Альтос недалеко от Сан-Кристобаля. [ 9 ] Целталь расположены в муниципалитетах Сан-Хуан-Канкук , Шанал , Ощук , Тенехапа , Альтамирано , Ситала , Сокольтенанго , Яхалон , Чилон , Окосинго , Аматенанго-дель-Валле и Агуакатенанго . [ 9 ] Территория Целталь граничит с территорией цоцилей на западе, чолов на севере и северо-востоке и тохолабалов на юго-востоке. Цеталы в основной своей концентрации больше отличаются от «ладино» (испаноговорящих, обычно смешанной расы) и от коренных жителей более сельских районов. [ 12 ] В основном это связано с историей социально-экономического угнетения и конфликтов с колониальными, а затем государственными и федеральными властями. Однако многие практики целитальцев сохранились до наших дней из-за многочисленности этой группы по сравнению с испанцами и ладино, что дает ей определенную силу противостоять аккультурации в европейскую культуру. [ 13 ]
Многие целтальские общины управляются в соответствии с концепцией « usos y Costumbres » (обычаи и обычаи), которая пытается обеспечить сохранение традиционных местных социальных структур. Теоретически это соблюдается, если только оно не противоречит правам, данным Конституцией Мексики . Однако среди Целтала и других групп коренного населения возникли разногласия по поводу «расширения прав и возможностей» женщин, при этом многие женщины страдают от большей бедности, более низкого уровня образования и гораздо более ограниченного доступа к властным должностям, чем мужчины. Один из недавних случаев касается целиталь по имени Сесилия Лопес из Ощука , которая зарегистрировалась в качестве предварительного кандидата от партии ПАН в 2009 году, но чье имя затем было исключено из списков. [ 14 ]
Целтальский язык
[ редактировать ]Языковая группа западных майя доминирует в Чьяпасе, наиболее распространенной разновидностью является цельталь , а также цоциль . [ 2 ] Эти два языка являются частью целталанского подразделения и тесно связаны между собой, по оценкам, они начали разделяться примерно в 1200 году нашей эры. [ 2 ] [ 12 ] Эти два языка связаны с другими западными языками майя в штате, такими как Чонталь , Чол , Тохолабал , Чуй , Канджобал , Акатек , Джакалтек и Мотозинтлек . [ 2 ] Целтальский язык сконцентрирован в двадцати из 111 муниципалитетов Чьяпаса и имеет два основных диалекта; высокогорный (или Ощук) и низменный (или Бахаджонтеко). [ 2 ] [ 10 ] Большинство детей владеют двумя языками: испанским и испанским, хотя многие из их бабушек и дедушек владеют цельтальским языком только на одном языке. [ 11 ]
Социальная система и религия
[ редактировать ]Основной регион Цельталь разделен на три зоны: северную, центральную и южную, с некоторыми демографическими и культурными различиями между этими зонами. [ 12 ] Женщин отличает черная юбка с шерстяным поясом и блузка из неокрашенного хлопка, расшитая цветами. Их волосы перевязаны лентами и покрыты тканью. Большинство мужчин не носят традиционную одежду. [ 11 ] Более важным культурным отличием является небольшая община или деревня, каждая из которых представляет собой отдельную социальную и культурную единицу со своей территорией, диалектом, одеждой и т. д., основанную на системе родства. Эта внутриобщинная лояльность превосходит лояльность на этническом уровне. [ 2 ] [ 10 ] [ 12 ] Эти сообщества основаны на главной деревне или городе, от которых существует ряд более мелких зависимых сообществ. Они часто отражаются в официальной муниципальной системе штата. Это политический, религиозный и коммерческий центр всего сообщества. Это место разделено на два или более квартала, называемых барриос или кальпульс, со своими местными властями, а иногда и со своим святым покровителем. [ 12 ] Более консервативные общины сохраняют наследование земли посредством патриархальной родословной и сложного набора родственной терминологии. Менее традиционные системы, как правило, больше соответствуют практике ладино. Хотя есть некоторые расширенные семьи, нуклеарная семья является скорее нормой. [ 12 ]
Цельтальская религия представляет собой синкретизм католических и местных элементов. Большинство церемоний и фестивалей связаны с Днем святых и организуются спонсорами, называемыми «майордомос», с помощниками, называемыми «альфересес». Майордомо, отвечающие за церемонии, часто являются лидерами в более светских деревенских делах. Эти ритуалы следуют годовому циклу. Шаманизм и магические практики сохранились до сих пор. [ 9 ] [ 12 ] Космология Целталь основана на концепции взаимодействия тела, разума и духа человека и того, как они взаимодействуют с обществом, миром и сверхъестественным. Это имеет большое значение для традиционной медицины, что важно, поскольку она часто является первым источником лечения для большинства целитальцев, а из-за отсутствия современного медицинского оборудования часто является единственным источником. Эта космология приписывает отношениям болезни и здоровья как религиозные, так и магические элементы. Болезнь можно приписать нарушению социальных правил как санкций, наложенных святыми или богами. Это также можно приписать колдовству, совершенному кем-то, стремящимся причинить вред. Чтобы противостоять обоим, существуют ритуалы. Поскольку болезнь считается случаем отсутствия гармонии внутри человека или с человеком и миром/сверхъестественным, исцеление направлено на восстановление этой гармонии. [ 13 ] Они традиционно считают сипух «разносчиками болезней». [ 15 ]
Экономика
[ редактировать ]Сельское хозяйство является основным видом экономической деятельности цельтальцев. Традиционные мезоамериканские культуры, такие как кукуруза, фасоль, тыква и перец чили множество других культур, включая пшеницу, маниоку , сладкий картофель , хлопок, чайот , некоторые фрукты, другие овощи и кофе. , являются наиболее важными, но также выращивается [ 2 ] [ 10 ] К домашним животным относятся свиньи, ослы, крупный рогатый скот и домашняя птица. Те, кто живет в более крупных деревнях, как правило, специализируются на ремесленном производстве, а излишки продаются через региональную рыночную систему. Эта система связана с более широкой мексиканской экономической системой. [ 12 ] Изделия ручной работы в основном состоят из тканей, сотканных на ткацких станках и украшенных традиционными узорами майя. У женщин наиболее распространенными предметами являются хуипильи , рубашки и скатерти/салфетки, которые затем используются дома или продаются. Лучшие ткани производятся в Тенехапе , Пантельо , Ларраинсаре и Ченалхо . [ 9 ] Однако для многих целитальцев доходов от сельского хозяйства и ремесел недостаточно, чтобы прокормить свои семьи, и многие также работают за зарплату. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ИНЕГИ .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джон П. Шмаль (2004). «Чьяпас – навсегда коренные жители» . Техас: Хьюстонский институт культуры . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Дюмуа, Луис (1 января 2008 г.). «Хронология цивилизации майя» . Информационный бюллетень Mexconnect. ISSN 1028-9089 . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ Стефан Ловгрен (13 марта 2003 г.). «Изменение климата убило цивилизацию майя, говорится в исследовании» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 4 апреля 2003 года . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ Скорость, Шеннон, изд. (2006). Женщины-диссиденты: гендерная и культурная политика в штате Чьяпас . Аида Эрнандес Кастильо и Линн Стивен. Остин, Техас, США: Издательство Техасского университета. стр. 13–14. ISBN 0-292-71417-3 .
- ^ Jump up to: а б Идальго, Маргарита Г., изд. (2006). Вклад в социологию языка: языки коренных народов Мексики на заре двадцать первого века . Берлин: DEU: Walter de Gruyter & Co. Издательство КГ. п. 106. ИСБН 978-3-11-018597-3 .
- ^ «История» [История]. Энциклопедия муниципалитетов и делегаций Мексики, штата Чьяпас (на испанском языке). Мексика: Институт федерализма и муниципального развития INAFED/Секретариат внутренних дел SEGOB. 2010 . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ Марк Стивенсон (Ассошиэйтед Пресс) (14 июля 2002 г.). «Вокруг джунглей формируются необычные боевые линии» . Майами Геральд . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Цельталь» . Sistema de Información Culture (на испанском языке). Мексика: КОНАКУЛЬТА . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Родригес, Жанетт; Фортье, Тед (2007). Культурная память: сопротивление, вера и идентичность . Остин, Техас, США: Издательство Техасского университета. стр. 107–114. ISBN 978-0-292-71663-6 .
- ^ Jump up to: а б с Гонсалес Хименес, Виктор Мануэль, изд. (2009). Чьяпас: Путеводитель по прелестям штата [ Чьяпас: Путеводитель по прелестям штата ] (на испанском языке). Мехико: . Редакция Oceano de México, SA de CV. п. 19. ISBN 978-607-400-059-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лагас, Роберт О.; Эленор С. Суонсон. «Общество-ЦЕЛЬТАЛЬ» . Кентский университет в Кентербери: Центр социальной антропологии и компьютера. Архивировано из оригинала 5 января 2011 года . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Лопес Эрнандес, Хосе Рикардо; Хосе Мануэль Теодор Мендес (2006). «Космовидение коренных народов цоциль и цельталь через связь между здоровьем и болезнью в контексте традиционной медицины коренных народов » (PDF ) Ра Симхай (на испанском языке). 2 (1). Эль Фуэрте, Мексика: Автономный университет коренных народов Мексики: 15–26. дои : 10.35197/rx.02.01.2006.02.jl . ISSN 1665-0441 . Архивировано (PDF) из оригинала 27 октября . Получено 25 . июня
- ^ Севальос, Диего (1 мая 2009 г.). «Мексика: женщины из числа коренного населения претендуют на первые места в Конгрессе» . Глобальная информационная сеть . Нью-Йорк.
- ^ Питарх, Педро (2000). Душа и тело в местной целитальской традиции . Архивы социальных наук о религиях. стр. 31–47.