Уичоль
![]() Женщины и дети уичоли | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Мексика (Сьерра- Наярит , Халиско , Дуранго и пустыни Сакатекас и Сан-Луис-Потоси ), США ( Калифорния , Аризона , Нью-Мексико и Техас ) | |
Языки | |
Уичоль , испанский , английский | |
Религия | |
Шаманизм , Анимизм , Пейотизм , Свидетели Иеговы , Католицизм | |
Родственные этнические группы | |
Кора , тепеуан , тараумара , хопи и другие юто-ацтекоязычные народы. |
Уичоль ( Испанское произношение: [ˈwit͡ʃo̞l] ) или Wixárika ( Произношение уичоль: [wiˈraɾika] ) [1] — коренные народы Мексики и США, проживающие в западной части хребта Сьерра-Мадре в штатах Наярит , Халиско , Сакатекас и Дуранго , а также в США в штатах Калифорния , Аризона , Нью-Мексико и Техас. . В остальном мире они наиболее известны как уичоли они называют себя виксаритари («народ») , хотя на своем родном языке уичоли . Прилагательная форма Wixáritari и название их собственного языка — Wixárika .
Виксарика говорят на языке группы Виксарикан, который тесно связан с группой Науатль . Более того, они получили мезоамериканское влияние, что отражается в том, что Виксарика имеет черты, типичные для мезоамериканской языковой области .
Их духовность традиционно включает сбор и употребление пейота ( Lophophora williamsii ), кактуса , который обладает галлюциногенными эффектами из-за своих психоактивных алкалоидов , таких как мескалин .
Расположение
[ редактировать ]
Уичоли говорят, что по большей части они возникли в штате Сан-Луис-Потоси , а также в других частях Мексики и США. [ нужна ссылка ] . Раз в год некоторые уичоли возвращаются в Сан-Луис , на родину своих предков, чтобы провести церемонию «Митоте» пейоте (Хикури в Виксарике).
Три основные общины Уичоль принадлежат муниципалитету Мескитик , Халиско , и называются Сан-Себастьян Тепоноуастлан ( Ваутуа в Уичоле), Санта-Мария-Куэкскоматитлан ( Туапури в Уичоле) и Сан-Андрес Кохамиата ( Татей Кие в Уичоле). Другие общины Виксарика включают Гуадалупе Окотан (в Наярите), а также Санта-Катарину и Тукспан-де-Боланьос ( Курукси Мануве в Уичоле) в Халиско. Около 13 000 живут в других местах Мексики и США (Калифорния, Аризона, Нью-Мексико и Техас). Третьи живут в Ла-Сьерра-де-ла-Йеска. [2]
История
[ редактировать ]
Виксарика прибыла в район каньона Боланьос после прибытия тепеуанцев . Среди антропологов и историков существует множество теорий о времени прибытия этой этнической группы в регион, но, согласно устной истории Вихарики, когда они прибыли в регион, который они в настоящее время считают своим домом, этот регион уже был заселен другой этнической группой. Устная история Тепекано также подтверждает, что деревни, в которых в настоящее время живут Вихарика, такие как Санта-Катарина, в прошлом были деревнями Тепекано. [3] Кроме того, не существует никаких историй о завоевании или доминировании Виксарики тепеканосами. Что касается происхождения Виксарики, то они происходят из региона Сан-Луис-Потоси и что до своей миграции в регион каньона Боланьос они считали себя частью Этническая группа гуачичил . Центральное место в традиционной религии Виксарика занимает сбор хикури (галлюциногенного кактуса) в месте, которое они называют Вирикута , расположенном в регионе Реал-де-Каторсе в штате Сан-Луис-Потоси. Хикури не растет в районе Виксарика, но в изобилии встречается в Сан-Луис-Потоси, территории, которая до прихода испанцев была центром владычества гуачичиле. Гуачичиле были известны своей воинственностью и яростной защитой своей территории. [4] Маловероятно, что гуачичиле позволили бы виксарикам мирно пройти через свою территорию для сбора пейота, если бы они не признали их частью своей собственной этнической группы. Это подтверждается устной историей Вихарики, [5] а также сходство между языком Виксарика и вымершим языком гуачичилов по сравнению с их нынешними соседями, кора. [6]

Исторические документы указывают на то, что в 16 веке виксарика уже прибыли в регион, который сегодня является северным Халиско. В трудах Алонсо Понсе, датированных 1587 годом, указывается, что провинцию Тепеке населяла этническая группа, которая объединялась с гуачичиле для совершения нападений и вторжений на испанские поселения и караваны. [8] Испанцы, исследовавшие регион, который позже стал Хересом, писали, что это были группы гуачичиле в этом регионе, которые вытеснили ранее проживавших там сакатекасов. [9] На основании этих исторических свидетельств можно предположить, что виксарика прибыли в район каньона Боланьос примерно в то же время, что и испанцы. Прибытие испанцев на территории гуачичиле в Сакатекасе и Сан-Луис-Потоси, безусловно, привело к эпидемиям среди коренных общин, члены которых не имели устойчивости к болезням Европы. Кроме того, те туземцы, которые не умерли от эпидемий, пострадали из-за концентраций и энкомьенд, проводимых испанцами для разработки недавно открытых рудников региона. Этот опыт также задокументирован в устной истории виксаритари. [10]
Виксарика прибыли в район каньона Боланьос в поисках убежища и поселились среди уже существовавших там поселений тепекано. Вполне вероятно, что между этническими группами происходило смешение, о чем свидетельствуют многочисленные традиции и ритуалы (например, использование чималеев, или ораторских деревьев, а также использование пейота в их церемониях), общие для всех групп. Ясно, что две этнические группы объединятся под единым лидером, чтобы защитить себя от испанских вторжений и поднять восстание против испанского колониального правительства. Существуют исторические свидетельства восстания, организованного совместно двумя этническими группами в Эль-Теуле в 1592 году. [11] и еще один в Ностике в 1702 году.
Язык
[ редактировать ]Язык уичоль , виксарика, — уто-ацтекский язык (корачольская ветвь), родственный кора . Слова уичоль соответствуют четырем моделям в зависимости от их склонения: слова типа I, в основном глаголы, изменяются по лицу и модусу, а слова типа II, в основном существительные, могут склоняться по числу и владению. Слова типа III включают квантификаторы и изменяются по падежу и, опционально, по полу и лицу. Слова типа IV не изменяются. [12] Основные типы предложений уичоли включают переходные, непереходные, дополненные переходные и дополненные. Дополненные предложения содержат объектные составляющие, называемые дополнениями. Истинные объекты не находятся в перекрестной ссылке с каким-либо аффиксом в глаголе. К дополнениям относятся кавычные словосочетания и прямые дополнения двойных переходных предложений. Типы второстепенных предложений уичоли — это звательные и восклицательные падежи. [12]
Образ жизни
[ редактировать ]
Летом, когда идут дожди, они живут на своих ранчо (фермах) в крошечных ранчериях (деревнях) и делают сыр из молока своего скота, которого забивают и едят обычно только во время праздников. [13] По большей части их рацион состоит из лепешек , приготовленных из синей, красной, желтой или белой «священной кукурузы», фасоли, риса и макарон, изредка курицы или свиньи (из которых делают « чичарроны »), перца чили, дополненный дикими фруктами и овощами региона, такими как «колорины», бобовые, собранные с деревьев, или «цируэла» (дикие сливы) и гуаяба ( гуава ).
Браки заключаются родителями, когда дети еще совсем маленькие. Уичоли обычно женятся в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет. Большие семьи уичоли живут вместе в поселениях ранчо. Эти небольшие поселения состоят из отдельных домов, принадлежащих нуклеарной семье. В каждом поселении есть общая кухня и семейная святыня, называемая ксирики, посвященная предкам ранчо. Здания окружают центральный внутренний дворик. Отдельные дома традиционно строятся из камня или самана с соломенными крышами.
Район связанных ранчо известен как храмовый район. [14] Все храмовые округа являются членами более крупного общественного округа. Каждым общинным районом управляет совет кавитеруцикси , старейшин, которые обычно также являются шаманами.
Ремесла уичоли включают вышивку , вышивку бисером, сомбреро (шляпы), снаряжение для стрельбы из лука , молитвенные стрелы и ткачество, а также «кучури», тканые или вышитые сумки.
Уичоли стремятся к автономии на своей земле, но имеют два правительства: одно родное для Уичоли, а другое подчиняется правительству Мексики через «муниципальных агентов» в более крупных поселениях. Правительство без особого успеха открывало школы в зоне Уичоль в течение последних 40 лет, как церковные, так и государственные. Частная неполная средняя школа привела к некоторым трениям между «Городом» и «Платьем» среди членов племени. Трения существуют также между новообращенными в христианство .
Со строительством дорог в зоне Уичоль за последние десять лет. [ на момент? ] , новые влияния влияют на социальную структуру уичоли. Если мулы раньше основными видами транспорта были , лошади и ослики, то грузовики становятся все более заметными, импортируя продукты питания, лекарства и пиво. Хотя это, конечно, может быть полезно, но это также унижает культуру в целом. [ предположение? ] В 1986 году уичоли продолжали вести изолированную жизнь, очень традиционную во всех аспектах, но после этого контакта внутри их собственной страны им пришлось адаптироваться и измениться, чтобы стать более современными. [15]
Религия и мифология
[ редактировать ]
Их религия состоит из четырех основных божеств: троицы Кукурузы, Синего Оленя, Пейота и Орла, которые произошли от их Бога Солнца «Тао Джрику». Большинство уичоли сохраняют традиционные верования и сопротивляются переменам.
- «Уичоли думают, что в мире существуют две противоположные космические силы: огненная, представленная Таяупой, «Нашим Отцом» Солнцем, и водная, представленная Накаве, Богиней дождя». [16] «Орлы-звезды, светящиеся создания нашего Отца, бросаются в лагуны и… водяные змеи Накаве… поднимаются в небо, создавая облака». [17]

- «По уичоли [верованию], Солнце создало земные существа своей слюной, которая появилась в виде красной пены на поверхности океанских волн». [18] «Новые вещи рождаются из «сердец» или сущностей, которые уичоли видят в пене красного моря, истекающей от Нашего Отца Солнца... Само Солнце имеет «сердце», которое является его предшественником. Оно принимает форму птица, тау кукай . Птица вышла из подземного мира и поставила крест на океане. Родился Отец Солнце, взобрался на крест,... таким образом убивая мировую тьму своими ударами». [19]
- «Кацивали - это... богиня кукурузы. Ветер отнес ее на вершину горы, которая была предоставлена ей в качестве жилища». [20] «Дождевые змеи Качивали превращаются в рыб». [21]
- «Коматеаме -... богиня... акушерок. И у нее, и у Отуанаки [еще одной богини] есть крошечные дети человеческого облика, мужского и женского пола». [22] «Стулувиакаме несет ответственность за то, чтобы давать людям детей, а Наалеваеми… дает животным их детенышей». [23]
- Татеи Кукуру 'Уимари... Наша Мать-Голубь, которая также была матерью мальчика, ставшего Солнцем. [24]
- Татеи Верика... связана с Солнцем и часто изображается в виде двуглавого орла. [24]
- Татеи Ниветукаме... покровительница детей, определяющая пол ребенка еще до его рождения и отдающая ему душу (купури). [24]
Пейот
[ редактировать ]Как и многие коренные народы Америки, уичоли традиционно использовали кактус пейот (хикури) в религиозных ритуалах. отражает доколумбовую Практика уичоли, кажется, особенно точно практику. Эти ритуалы включают пение, плач и контакт с духами предков.«Это Вирикута, куда уичоли каждый год отправляются собирать пейот». [25] «Прежде чем достичь Вирикуты, своего конечного пункта назначения, они проходят мимо священных источников Татеи Матиньери («Где живет наша мать»), дома восточной богини дождя. Они пересекают степи. Первые из них — Облачные врата, вторые — Там, где открываются облака». [26] Это паломничество совершается ежегодно как желание вернуться туда, где зародилась жизнь, и исцелить себя. Уичоли принимают на себя роли богов на тропе, по которой они обычно идут пешком. По прибытии в Вирикуту начинается охота, и первый найденный кактус раздается всем. Затем они собирают достаточно пейота на год (поскольку они совершают путешествие только один раз в году). После завершения работы они съедают достаточно пейота ( галлюциногена ), чтобы у них были видения . Уичоли утверждают, что из-за видений и эффектов растения шаман может говорить с богами и обеспечивать регенерацию душ Уичоли. [27]
Защита правительства Мексики
[ редактировать ]В ритуалах уичоли используется галлюциногенный кактус, известный как пейот. Из-за желания использовать это традиционное растение в рекреационных целях (после нежелательной огласки книг Карлоса Кастанеды ) правительство Мексики с помощью международных организаций приняло законы, разрешающие его использование только в религиозных практиках и любых других целях. использование или хранение может быть преступлением, достойным лишения свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет. [28] Коренным народам становилось все труднее и труднее найти свое священное растение, и им пришлось просить правительства Мексики о вмешательстве, чтобы защитить часть их тропы. Как заявил Педро Медельин, руководитель правительственного исследования популяции пейота в священных районах Уичоль: «Если пейот исчезнет, то исчезнет и вся их культура». [29]
Анимизм
[ редактировать ]Уичоли традиционно верили, что в ритуалах они взаимодействуют с первобытными духами-предками огня, оленей и других элементов природного мира.«Новорожденный, отделенный от пуповины, все еще будет иметь ... растение агавы , в котором была закопана пуповина. Когда дети вырастают, им нужно получить черенки от своего защитника, чтобы они могли похоронить под собой пуповины своих детей». [30] «Уичоль… хранит… души предков, вернувшихся в мир в форме горных кристаллов». [31]
Искусство
[ редактировать ]
В традиционных общинах уичоли важным ритуальным артефактом является нилика : небольшая квадратная или круглая табличка с отверстием в центре, покрытая с одной или обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, в которую впрессованы нити пряжи. Ниели'ка можно найти в большинстве священных мест уичоли, таких как домашние святилища ( ксирики ), храмы, источники и пещеры.
За последние тридцать лет около четырех тысяч уичоли мигрировали в города, в первую очередь Тепик , Наярит , Гвадалахару и Мехико . Именно эти урбанизированные уичоли привлекли внимание к своей богатой культуре посредством своего искусства. Чтобы сохранить свои древние верования, они начали создавать подробные и сложные картины из пряжи , что является развитием и модернизацией ниелика.


Однако для уичоли роспись пряжей — это не только эстетическая или коммерческая форма искусства; Символы на этих картинах возникли из культуры уичоли и ее шаманских традиций. От маленьких вышитых бисером яиц и голов ягуаров до современных подробных картин из пряжи в психоделических цветах — каждое из них связано с частью традиций и верований уичоли. В более современные времена они смогли развивать эти формы искусства так, как не могли раньше. Цвета и сложность пряжи и материалов для бисера более доступны, что позволяет создавать более подробные и красочные произведения искусства. Раньше изделия из бисера изготавливались из кости, семян, нефрита, керамики и других подобных материалов, а теперь уичоли имеют доступ к стеклянным бусинам разных цветов. Современная пряжа, которую использует Huichols, сплетена намного плотнее и тоньше, что позволяет продемонстрировать больше деталей, а цвета являются коммерческими, что обеспечивает гораздо большее разнообразие. До того, как эти материалы стали доступны в городах, уичоли использовали растительные красители . [32]
Первые большие картины из пряжи были выставлены в Гвадалахаре в 1962 году и были простыми и традиционными. В настоящее время, благодаря доступности более широкого спектра коммерческой окрашенной и синтетической пряжи, картины из более тонкой пряжи превратились в высококачественные произведения искусства.
Искусство бисероплетения является относительно новой инновацией и создается с использованием стеклянных, пластиковых или металлических бусин, напрессованных на деревянную форму, покрытую пчелиным воском. Распространенные формы искусства из бисера включают маски, чаши и фигурки. Как и все искусство уичоли, изделия из бисера изображают выдающиеся узоры и символы религии уичоли.
Некоторые шаманы-художники Уичоли приобрели некоторую известность и коммерческий успех: известный художник пряжи Уичоль Хосе Бенитес Санчес провел выставку своих работ в США.
Текущие проблемы
[ редактировать ]Религиозная свобода
[ редактировать ]
Виксаритари относительно хорошо известны среди антропологов своей давней традицией отрицания католического влияния и продолжения традиционных шаманских практик. [33] Действительно, Виксаритари, наряду с лакандонами и другими этническими меньшинствами в стране, боролись за свою религиозную и культурную свободу с момента прибытия испанских завоевателей . [34] [35] [36] Эти этнические меньшинства часто изображаются несуществующими или крайне маргинальными из-за стереотипа о коренных жителях Мексики как о ярых католиках. Жители Виксарики также становились жертвами дискриминации. [37] прав коренных народов нарушения [38] и даже были лишены своих земель на том основании, что они не разделяют одну и ту же религиозную веру. Пару десятилетий назад культура Виксарика стала свидетелем растущего влияния Соединенных Штатов -евангелистов протестантов , которые, строя церкви и помогая сообществу финансово, проникли в традиции Виксарики.
Воздействие на окружающую среду
[ редактировать ]Горное дело
[ редактировать ]В настоящее время одна из их священных гор, Серро Кемадо ( Леунаксю ), важная для церемониальной миграции, охоты на пейот и танцев оленей, приобретается для добычи серебра канадской горнодобывающей компанией First Majestic Silver . [39] 27 октября 2000 года Организация Объединенных Наций по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) объявила это место охраняемой территорией из-за его важности как культурного маршрута и эндемичных видов флоры и фауны. Перед собранием 60 000 человек на фестивале Wirikuta Fest 26 мая 2012 года компания First Majestic Silver объявила, что вернула некоторые из своих горнодобывающих концессий в национальный горнодобывающий резерв, чтобы защитить Вирикуту, но региональный совет Виксарики разоблачил это как фарс. [40] Позже, 9 июня 2001 года, он был объявлен Национальным священным местом в соответствии с Законом штата Сан-Луис-Потоси об охране природы. Канадская корпорация First Majestic Silver Corp все же решила 13 ноября 2009 года приобрести права на добычу полезных ископаемых, при этом 80% ее доли находится в пределах охраняемой земли.
Текущие методы компании включают добычу полезных ископаемых открытым способом и выщелачивание цианидом с использованием двух килограммов NaCN на тонну руды. В то время как добыча полезных ископаемых открытым способом уничтожает целые среды обитания и ландшафты, добавление цианида натрия NaCN является смертельным методом, требующим всего 0,2 грамма, чтобы убить человека. [39] В апреле 2010 года компания также открыла новый завод по цианированию в Коауиле, Мексика, где начала производить 3500 тонн цианида в день, чтобы помочь им расширить свою деятельность по добыче полезных ископаемых. [41] В настоящее время [ когда? ] Уичоле пытаются найти внешние группы, которые помогут им в сохранении своей земли и культуры, защищая эту гору, а также обращаются к президенту с просьбой соблюдать его соглашение по защите их святых мест. [42]
Дороги
[ редактировать ]Помимо конфликтов в горнодобывающей отрасли, община Виксарика столкнулась с дополнительными проблемами из-за строительства дороги в Халиско в 2008 году. [43] [44] Сообщество ясно дало понять, что лица, участвующие в проекте, не имеют никаких прав на использование земель Виксарики для каких-либо целей; следовательно, они совершают нарушение международно признанных прав коренных народов .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Дидактическая грамматика уичоли: фонологическое письмо и система письма, Том 1» . Функция . XIV (19–20). 1999 год . Проверено 28 марта 2011 г.
- ^ Фил Вейганд, цитируется в: «Уичоль: Виксарика». Архивировано 21 сентября 2017 г. в Wayback Machine Хуаном Негрином, Исследовательский центр Виксарика (веб-сайт), 2003.
- ^ Шефер, Стейси Б. и Ферст, Питер Т., Люди Пейота. Альбукерке, Новая Мексика, 1996 г., с. 49
- ^ Шефер, Стейси Б. и Ферст, Питер Т., Люди пейота. Альбукерке, Новая Мексика, 1996 г., с. 43
- ^ Томас, Сайрус. Индийские языки Мексики и Центральной Америки. Вашингтон, округ Колумбия, 1911, с. 48
- ^ Томас, Сайрус. Индийские языки Мексики и Центральной Америки. Вашингтон, округ Колумбия, 1911, с. 23
- ^ Лумгольц, Карл (1898). «Индейцы Уичоль в Мексике» . Бюллетень АМНХ . 10 (статья 1).
- ^ Зауэр, Карл О., Распространение племен и языков аборигенов на северо-западе Мексики. Беркли. КА, 1934, с. 7
- ^ Герхард, Питер, Северная граница Новой Испании, Принстон, Нью-Джерси, 1982, с. 98
- ^ Шефер, Стейси Б. и Ферст, Питер Т., Люди пейота. Альбукерке, Новая Мексика, 1996 г., с. 45
- ^ Герхард, Питер, Северная граница Новой Испании, Принстон, Нью-Джерси, 1982, с. 74
- ^ Jump up to: а б Хейл, Кеннет (1965). «Рецензия на книгу «Уичоль Синтакс»» . Рецензия на книгу . 67 (5): 1340–1341. дои : 10.1525/aa.1965.67.5.02a00560 . Проверено 21 ноября 2013 г.
- ^ «Жизнеобеспечение и коммерческая деятельность уичоли» . Адвамег.
- ^ Шефер, Стейси. «Уичоль» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 декабря 2013 г.
- ^ «Религия Уичоли» . Культурный центр Уичоль ©. Архивировано из оригинала 3 апреля 2014 г.
- ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. С. 169–170, со ссылкой на Zingg 1982, 1:171.
- ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 170, со ссылкой на Zingg 1982, 1:525.
- ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 170, со ссылкой на Zingg 1982, 2:187.
- ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 171, со ссылкой на Zingg 1982, 1:177.
- ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. С. 174–175, со ссылкой на Zingg 1982, 1:555.
- ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 176, со ссылкой на Zingg 1982, 1:432.
- ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 175, со ссылкой на Zingg 1982, 1:558.
- ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 175, со ссылкой на Zingg 1982, 1:548, 556–557.
- ^ Jump up to: а б с Барбара Г. Майерхофф, «Пейот Хант» , издательство Корнельского университета, 1976, стр. 90.
- ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 173, со ссылкой на Furst 1972b.
- ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 174, со ссылкой на Furst 1972b.
- ^ «Уичоль» . 5 марта 2010 г.
- ^ Какела и Рамирес. «Волшебное путешествие» в Вирикуту» . Гетеборгский университет.
- ^ Гарсиа-Наварро, Лурдес. «Мексиканский пейот находится под угрозой исчезновения из-за «туристов-наркологов» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР.
- ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. С. 172–173, со ссылкой на Zingg 1982, 1:263, n. 20
- ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 173, со ссылкой на Furst 1972a.
- ^ Барнетт, Рональд (24 июня 2020 г.). «Искусство уичоли, вопрос выживания II: подлинность и коммерциализация» . Рональд А. Барнетт ©.
- ^ «Что делает их особенно интересными и значимыми для мезоамериканской этнологии , так это, среди прочего, то, что их аборигенная религия, ритуалы и мифология все еще относительно нетронуты, то есть на них совершенно не влияет католическая религия, принесенная испанцами» Стейси Б. Шефер , Питер Т. Ферст, Люди пейота: история, религия и выживание индейцев Уичоль (UNM Press, 1998). ISBN 0-8263-1905-X с. 236
- ^ «Религиозное и идеологическое сопротивление аккультурации и ассимиляции, сдерживаемое приспособлением, является основной характеристикой как уичоли, так и соседей Кора. В течение всего колониального периода отношения между индийской и католической религией были отмечены напряженностью и конфликтами. Это было особенно среди уичолей все усилия по евангелизации и навязыванию католических концепций постоянно срывались целым рядом сознательных и бессознательных механизмов». Стейси Б. Шефер, Питер Т. Ферст (1998), с. 472
- ^ «Эти люди, в отличие от большинства других мексиканских индейцев, не проявляют никаких признаков чувства угнетенности или побежденности». Барбара Г. Майерхофф, Священное путешествие индейцев уичоли (Cornell University Press, 1976), ISBN 0-8014-9137-1
- ^ «Пантеон богов Лакандона и то, как им поклоняются в Нахе сегодня, также происходят напрямую и без христианского или какого-либо другого известного влияния от древних майя». [1]
- ^ Ла Хорнада - Уичолес уже много лет сталкиваются с койотахе и эксплуатацией.
- ^ «puebloindigena.com» . Архивировано из оригинала 29 июня 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «СПАСЕМ ВИРИКУТУ » 2010.
- ^ «Пресс-релиз регионального совета Виксарика | Фронт обороны Вирикуты ТАМАТСИМА ВАХАА» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2013 г. Проверено 28 декабря 2014 г.
- ^ Хилл, Лизель (8 апреля 2010 г.). «ТОРОНТО. First Majestic сообщает о коммерческом производстве на новом заводе по цианированию» . Горный еженедельник.
- ^ Трейси Л. Барнетт. «Битва за «родину солнца» в Мексике» .
- ^ Ла Хорнада - Уичольс просят рассмотреть проект строительства шоссе в Халиско
- ^ админ. «Вода для бедных» .
Ссылки
[ редактировать ]- Бенитес, Фернандо (1968 и 1971) «Уичоли». В «Los Indios de México», том I. México DF, Мексика: Ediciones ERA.
- Бенитес, Фернандо (1968 и 1971) «В волшебной стране пейота». Мехико, Мексика: ERA Editions.
- Ферст, Питер Т. (1972a). «Концепция души уичоли». В мифах и искусстве уичоли . под ред. Ферст, П.Т. и Нахмад, С. стр. 7–113. Мексика: сентябрь 70-х , 50.
- Ферст, Питер Т. (1972b). «Найти нашу жизнь». В: - Пейот среди уичолей . ред. Нахмад, С.; Клайнберг, О.; Фурст, П.Т. и Майерхоф, Б.Г. стр. 109–194. Мексика: сентября . 29
- Лумгольц, Карл (1900). «Символика индейцев уичоли», «Декоративное искусство индейцев уичоли». Мемуары Американского музея естественной истории, том III. Нью-Йорк.
- Лумгольц, Карл (1903). Неизвестная Мексика – Том I и II. Лондон: MacMillan & Company Ltd. Перепечатано Rio Grande Press. 1973 год
- Негрин, Хуан (1976). «Сотворение мира Уичоли». Художественная галерея Э.Б. Крокера, Сакраменто, Калифорния.
- Негрин, Хуан (1977). «Современное искусство Уичоли». Университет Гвадалахары, INAH, Региональный музей Гвадалахары, Мексика.
- Негрин, Хуан (1979). «Уичоль: доколумбовая культура в Мексике сегодня». Париж: Курьер ЮНЕСКО.
- Негрин, Хуан (1979). «Священные цвета Уичоли». Портфолио (Журнал визуальных искусств). Нью-Йорк.
- Негрин, Хуан (1985). «Исторический и субъективный подход к Уичоли». Университет Гвадалахары, Мексика.
- Негрин, Хуан (2001). «Признание культуры уичоли». Энтеос (Журнал психоделической духовности). Сан-Диего, Калифорния.
- Негрин, Хуан (2005). «Сердце, память и видения». Искусство Мексики (номер 75). Мехико, Мексика.
- Негрин, Хуан (2005). «Главные герои искусства Уичоли». Искусство Мексики (номер 75), Мехико, Мексика.
- Зингг, Роберт М. (1938) «Уичоле: художники-примитивисты». Нью-Йорк: GE Stechert and Company.
- Зингг, Роберт М. (1982). Уичоли. 2 тома. перевод Пашеро, К. Мексика: Национальный институт коренных народов.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Исследовательский центр Виксарика
- Фронт обороны Вирикуты (на испанском языке)
- Уичоль Музыка
- Трейлер художественного фильма «Уичолес: Последние хранители пейота» о паломничестве в Вирикуту и угрозах его выживанию.
- Центр культурного выживания и традиционного искусства Уичоль
- Портал Wixarika – веб-сайт племени Wixarika, созданный Национальной комиссией по развитию коренных народов Мексики. (на испанском языке)
- Индийская культура и история уичоли
- История искусства и культуры Уичоли
- Уичоли и пестициды Проект «Уичоли и пестициды»]
- Уичоль и табак
- Литература уичоли , Indian.org: Литература коренных народов
- Региональный совет Виксарика (на испанском языке)
- Wixárika(Уичоль)-испанский переводчик (на испанском языке)