Jump to content

Уичоль

Уичоль
( Виксарика )
Женщины и дети уичоли
Регионы со значительной численностью населения
Мексика (Сьерра- Наярит , Халиско , Дуранго и пустыни Сакатекас и Сан-Луис-Потоси ), США ( Калифорния , Аризона , Нью-Мексико и Техас )
Языки
Уичоль , испанский , английский
Религия
Шаманизм , Анимизм , Пейотизм , Свидетели Иеговы , Католицизм
Родственные этнические группы
Кора , тепеуан , тараумара , хопи и другие юто-ацтекоязычные народы.

Уичоль ( Испанское произношение: [ˈwit͡ʃo̞l] ) или Wixárika ( Произношение уичоль: [wiˈraɾika] ) [1] коренные народы Мексики и США, проживающие в западной части хребта Сьерра-Мадре в штатах Наярит , Халиско , Сакатекас и Дуранго , а также в США в штатах Калифорния , Аризона , Нью-Мексико и Техас. . В остальном мире они наиболее известны как уичоли они называют себя виксаритари («народ») , хотя на своем родном языке уичоли . Прилагательная форма Wixáritari и название их собственного языка — Wixárika .

Виксарика говорят на языке группы Виксарикан, который тесно связан с группой Науатль . Более того, они получили мезоамериканское влияние, что отражается в том, что Виксарика имеет черты, типичные для мезоамериканской языковой области .

Их духовность традиционно включает сбор и употребление пейота ( Lophophora williamsii ), кактуса , который обладает галлюциногенными эффектами из-за своих психоактивных алкалоидов , таких как мескалин .

Расположение

[ редактировать ]
Расположение уичолей на западе Мексики

Уичоли говорят, что по большей части они возникли в штате Сан-Луис-Потоси , а также в других частях Мексики и США. [ нужна ссылка ] . Раз в год некоторые уичоли возвращаются в Сан-Луис , на родину своих предков, чтобы провести церемонию «Митоте» пейоте (Хикури в Виксарике).

Три основные общины Уичоль принадлежат муниципалитету Мескитик , Халиско , и называются Сан-Себастьян Тепоноуастлан ( Ваутуа в Уичоле), Санта-Мария-Куэкскоматитлан ( Туапури в Уичоле) и Сан-Андрес Кохамиата ( Татей Кие в Уичоле). Другие общины Виксарика включают Гуадалупе Окотан (в Наярите), а также Санта-Катарину и Тукспан-де-Боланьос ( Курукси Мануве в Уичоле) в Халиско. Около 13 000 живут в других местах Мексики и США (Калифорния, Аризона, Нью-Мексико и Техас). Третьи живут в Ла-Сьерра-де-ла-Йеска. [2]

Фигура из гробницы Наярита в постоянной коллекции Детского музея Индианаполиса .

Виксарика прибыла в район каньона Боланьос после прибытия тепеуанцев . Среди антропологов и историков существует множество теорий о времени прибытия этой этнической группы в регион, но, согласно устной истории Вихарики, когда они прибыли в регион, который они в настоящее время считают своим домом, этот регион уже был заселен другой этнической группой. Устная история Тепекано также подтверждает, что деревни, в которых в настоящее время живут Вихарика, такие как Санта-Катарина, в прошлом были деревнями Тепекано. [3] Кроме того, не существует никаких историй о завоевании или доминировании Виксарики тепеканосами. Что касается происхождения Виксарики, то они происходят из региона Сан-Луис-Потоси и что до своей миграции в регион каньона Боланьос они считали себя частью Этническая группа гуачичил . Центральное место в традиционной религии Виксарика занимает сбор хикури (галлюциногенного кактуса) в месте, которое они называют Вирикута , расположенном в регионе Реал-де-Каторсе в штате Сан-Луис-Потоси. Хикури не растет в районе Виксарика, но в изобилии встречается в Сан-Луис-Потоси, территории, которая до прихода испанцев была центром владычества гуачичиле. Гуачичиле были известны своей воинственностью и яростной защитой своей территории. [4] Маловероятно, что гуачичиле позволили бы виксарикам мирно пройти через свою территорию для сбора пейота, если бы они не признали их частью своей собственной этнической группы. Это подтверждается устной историей Вихарики, [5] а также сходство между языком Виксарика и вымершим языком гуачичилов по сравнению с их нынешними соседями, кора. [6]

Мужчина уичоли в повседневной одежде (ок. 1898 г.) [7]

Исторические документы указывают на то, что в 16 веке виксарика уже прибыли в регион, который сегодня является северным Халиско. В трудах Алонсо Понсе, датированных 1587 годом, указывается, что провинцию Тепеке населяла этническая группа, которая объединялась с гуачичиле для совершения нападений и вторжений на испанские поселения и караваны. [8] Испанцы, исследовавшие регион, который позже стал Хересом, писали, что это были группы гуачичиле в этом регионе, которые вытеснили ранее проживавших там сакатекасов. [9] На основании этих исторических свидетельств можно предположить, что виксарика прибыли в район каньона Боланьос примерно в то же время, что и испанцы. Прибытие испанцев на территории гуачичиле в Сакатекасе и Сан-Луис-Потоси, безусловно, привело к эпидемиям среди коренных общин, члены которых не имели устойчивости к болезням Европы. Кроме того, те туземцы, которые не умерли от эпидемий, пострадали из-за концентраций и энкомьенд, проводимых испанцами для разработки недавно открытых рудников региона. Этот опыт также задокументирован в устной истории виксаритари. [10]

Виксарика прибыли в район каньона Боланьос в поисках убежища и поселились среди уже существовавших там поселений тепекано. Вполне вероятно, что между этническими группами происходило смешение, о чем свидетельствуют многочисленные традиции и ритуалы (например, использование чималеев, или ораторских деревьев, а также использование пейота в их церемониях), общие для всех групп. Ясно, что две этнические группы объединятся под единым лидером, чтобы защитить себя от испанских вторжений и поднять восстание против испанского колониального правительства. Существуют исторические свидетельства восстания, организованного совместно двумя этническими группами в Эль-Теуле в 1592 году. [11] и еще один в Ностике в 1702 году.

Язык уичоль , виксарика, — уто-ацтекский язык (корачольская ветвь), родственный кора . Слова уичоль соответствуют четырем моделям в зависимости от их склонения: слова типа I, в основном глаголы, изменяются по лицу и модусу, а слова типа II, в основном существительные, могут склоняться по числу и владению. Слова типа III включают квантификаторы и изменяются по падежу и, опционально, по полу и лицу. Слова типа IV не изменяются. [12] Основные типы предложений уичоли включают переходные, непереходные, дополненные переходные и дополненные. Дополненные предложения содержат объектные составляющие, называемые дополнениями. Истинные объекты не находятся в перекрестной ссылке с каким-либо аффиксом в глаголе. К дополнениям относятся кавычные словосочетания и прямые дополнения двойных переходных предложений. Типы второстепенных предложений уичоли — это звательные и восклицательные падежи. [12]

Образ жизни

[ редактировать ]
Фотография женщины и ребенка Уичоли.

Летом, когда идут дожди, они живут на своих ранчо (фермах) в крошечных ранчериях (деревнях) и делают сыр из молока своего скота, которого забивают и едят обычно только во время праздников. [13] По большей части их рацион состоит из лепешек , приготовленных из синей, красной, желтой или белой «священной кукурузы», фасоли, риса и макарон, изредка курицы или свиньи (из которых делают « чичарроны »), перца чили, дополненный дикими фруктами и овощами региона, такими как «колорины», бобовые, собранные с деревьев, или «цируэла» (дикие сливы) и гуаяба ( гуава ).

Браки заключаются родителями, когда дети еще совсем маленькие. Уичоли обычно женятся в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет. Большие семьи уичоли живут вместе в поселениях ранчо. Эти небольшие поселения состоят из отдельных домов, принадлежащих нуклеарной семье. В каждом поселении есть общая кухня и семейная святыня, называемая ксирики, посвященная предкам ранчо. Здания окружают центральный внутренний дворик. Отдельные дома традиционно строятся из камня или самана с соломенными крышами.

Район связанных ранчо известен как храмовый район. [14] Все храмовые округа являются членами более крупного общественного округа. Каждым общинным районом управляет совет кавитеруцикси , старейшин, которые обычно также являются шаманами.

Ремесла уичоли включают вышивку , вышивку бисером, сомбреро (шляпы), снаряжение для стрельбы из лука , молитвенные стрелы и ткачество, а также «кучури», тканые или вышитые сумки.

Уичоли стремятся к автономии на своей земле, но имеют два правительства: одно родное для Уичоли, а другое подчиняется правительству Мексики через «муниципальных агентов» в более крупных поселениях. Правительство без особого успеха открывало школы в зоне Уичоль в течение последних 40 лет, как церковные, так и государственные. Частная неполная средняя школа привела к некоторым трениям между «Городом» и «Платьем» среди членов племени. Трения существуют также между новообращенными в христианство .

Со строительством дорог в зоне Уичоль за последние десять лет. [ на момент? ] , новые влияния влияют на социальную структуру уичоли. Если мулы раньше основными видами транспорта были , лошади и ослики, то грузовики становятся все более заметными, импортируя продукты питания, лекарства и пиво. Хотя это, конечно, может быть полезно, но это также унижает культуру в целом. [ предположение? ] В 1986 году уичоли продолжали вести изолированную жизнь, очень традиционную во всех аспектах, но после этого контакта внутри их собственной страны им пришлось адаптироваться и измениться, чтобы стать более современными. [15]

Религия и мифология

[ редактировать ]
Изображение бога Кауюмари (Синего оленя)

Их религия состоит из четырех основных божеств: троицы Кукурузы, Синего Оленя, Пейота и Орла, которые произошли от их Бога Солнца «Тао Джрику». Большинство уичоли сохраняют традиционные верования и сопротивляются переменам.

  • «Уичоли думают, что в мире существуют две противоположные космические силы: огненная, представленная Таяупой, «Нашим Отцом» Солнцем, и водная, представленная Накаве, Богиней дождя». [16] «Орлы-звезды, светящиеся создания нашего Отца, бросаются в лагуны и… водяные змеи Накаве… поднимаются в небо, создавая облака». [17]
Алтарь мертвых в школе Виксарика.
  • «По уичоли [верованию], Солнце создало земные существа своей слюной, которая появилась в виде красной пены на поверхности океанских волн». [18] «Новые вещи рождаются из «сердец» или сущностей, которые уичоли видят в пене красного моря, истекающей от Нашего Отца Солнца... Само Солнце имеет «сердце», которое является его предшественником. Оно принимает форму птица, тау кукай . Птица вышла из подземного мира и поставила крест на океане. Родился Отец Солнце, взобрался на крест,... таким образом убивая мировую тьму своими ударами». [19]
  • «Кацивали - это... богиня кукурузы. Ветер отнес ее на вершину горы, которая была предоставлена ​​ей в качестве жилища». [20] «Дождевые змеи Качивали превращаются в рыб». [21]
  • «Коматеаме -... богиня... акушерок. И у нее, и у Отуанаки [еще одной богини] есть крошечные дети человеческого облика, мужского и женского пола». [22] «Стулувиакаме несет ответственность за то, чтобы давать людям детей, а Наалеваеми… дает животным их детенышей». [23]
  • Татеи Кукуру 'Уимари... Наша Мать-Голубь, которая также была матерью мальчика, ставшего Солнцем. [24]
  • Татеи Верика... связана с Солнцем и часто изображается в виде двуглавого орла. [24]
  • Татеи Ниветукаме... покровительница детей, определяющая пол ребенка еще до его рождения и отдающая ему душу (купури). [24]
Лофофора Вильямса pm 2

Как и многие коренные народы Америки, уичоли традиционно использовали кактус пейот (хикури) в религиозных ритуалах. отражает доколумбовую Практика уичоли, кажется, особенно точно практику. Эти ритуалы включают пение, плач и контакт с духами предков.«Это Вирикута, куда уичоли каждый год отправляются собирать пейот». [25] «Прежде чем достичь Вирикуты, своего конечного пункта назначения, они проходят мимо священных источников Татеи Матиньери («Где живет наша мать»), дома восточной богини дождя. Они пересекают степи. Первые из них — Облачные врата, вторые — Там, где открываются облака». [26] Это паломничество совершается ежегодно как желание вернуться туда, где зародилась жизнь, и исцелить себя. Уичоли принимают на себя роли богов на тропе, по которой они обычно идут пешком. По прибытии в Вирикуту начинается охота, и первый найденный кактус раздается всем. Затем они собирают достаточно пейота на год (поскольку они совершают путешествие только один раз в году). После завершения работы они съедают достаточно пейота ( галлюциногена ), чтобы у них были видения . Уичоли утверждают, что из-за видений и эффектов растения шаман может говорить с богами и обеспечивать регенерацию душ Уичоли. [27]

Защита правительства Мексики

[ редактировать ]

В ритуалах уичоли используется галлюциногенный кактус, известный как пейот. Из-за желания использовать это традиционное растение в рекреационных целях (после нежелательной огласки книг Карлоса Кастанеды ) ​​правительство Мексики с помощью международных организаций приняло законы, разрешающие его использование только в религиозных практиках и любых других целях. использование или хранение может быть преступлением, достойным лишения свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет. [28] Коренным народам становилось все труднее и труднее найти свое священное растение, и им пришлось просить правительства Мексики о вмешательстве, чтобы защитить часть их тропы. Как заявил Педро Медельин, руководитель правительственного исследования популяции пейота в священных районах Уичоль: «Если пейот исчезнет, ​​то исчезнет и вся их культура». [29]

Уичоли традиционно верили, что в ритуалах они взаимодействуют с первобытными духами-предками огня, оленей и других элементов природного мира.«Новорожденный, отделенный от пуповины, все еще будет иметь ... растение агавы , в котором была закопана пуповина. Когда дети вырастают, им нужно получить черенки от своего защитника, чтобы они могли похоронить под собой пуповины своих детей». [30] «Уичоль… хранит… души предков, вернувшихся в мир в форме горных кристаллов». [31]

Искусство

[ редактировать ]
Уичоль Роспись пряжей

В традиционных общинах уичоли важным ритуальным артефактом является нилика : небольшая квадратная или круглая табличка с отверстием в центре, покрытая с одной или обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, в которую впрессованы нити пряжи. Ниели'ка можно найти в большинстве священных мест уичоли, таких как домашние святилища ( ксирики ), храмы, источники и пещеры.

За последние тридцать лет около четырех тысяч уичоли мигрировали в города, в первую очередь Тепик , Наярит , Гвадалахару и Мехико . Именно эти урбанизированные уичоли привлекли внимание к своей богатой культуре посредством своего искусства. Чтобы сохранить свои древние верования, они начали создавать подробные и сложные картины из пряжи , что является развитием и модернизацией ниелика.

На этом синем медвежонке из бисера Уичоль изображены символы пейота , скорпиона и кукурузы.
Художник Уичоль с большой скульптурой льва, покрытой хрустальными бусинами.
Художник Wixarika с большой скульптурой льва, покрытой хрустальными бусинами, в Arte Marakame . галерее

Однако для уичоли роспись пряжей — это не только эстетическая или коммерческая форма искусства; Символы на этих картинах возникли из культуры уичоли и ее шаманских традиций. От маленьких вышитых бисером яиц и голов ягуаров до современных подробных картин из пряжи в психоделических цветах — каждое из них связано с частью традиций и верований уичоли. В более современные времена они смогли развивать эти формы искусства так, как не могли раньше. Цвета и сложность пряжи и материалов для бисера более доступны, что позволяет создавать более подробные и красочные произведения искусства. Раньше изделия из бисера изготавливались из кости, семян, нефрита, керамики и других подобных материалов, а теперь уичоли имеют доступ к стеклянным бусинам разных цветов. Современная пряжа, которую использует Huichols, сплетена намного плотнее и тоньше, что позволяет продемонстрировать больше деталей, а цвета являются коммерческими, что обеспечивает гораздо большее разнообразие. До того, как эти материалы стали доступны в городах, уичоли использовали растительные красители . [32]

Первые большие картины из пряжи были выставлены в Гвадалахаре в 1962 году и были простыми и традиционными. В настоящее время, благодаря доступности более широкого спектра коммерческой окрашенной и синтетической пряжи, картины из более тонкой пряжи превратились в высококачественные произведения искусства.

Искусство бисероплетения является относительно новой инновацией и создается с использованием стеклянных, пластиковых или металлических бусин, напрессованных на деревянную форму, покрытую пчелиным воском. Распространенные формы искусства из бисера включают маски, чаши и фигурки. Как и все искусство уичоли, изделия из бисера изображают выдающиеся узоры и символы религии уичоли.

Некоторые шаманы-художники Уичоли приобрели некоторую известность и коммерческий успех: известный художник пряжи Уичоль Хосе Бенитес Санчес провел выставку своих работ в США.

Текущие проблемы

[ редактировать ]

Религиозная свобода

[ редактировать ]
Уичоль мараакаме (шаман).

Виксаритари относительно хорошо известны среди антропологов своей давней традицией отрицания католического влияния и продолжения традиционных шаманских практик. [33] Действительно, Виксаритари, наряду с лакандонами и другими этническими меньшинствами в стране, боролись за свою религиозную и культурную свободу с момента прибытия испанских завоевателей . [34] [35] [36] Эти этнические меньшинства часто изображаются несуществующими или крайне маргинальными из-за стереотипа о коренных жителях Мексики как о ярых католиках. Жители Виксарики также становились жертвами дискриминации. [37] прав коренных народов нарушения [38] и даже были лишены своих земель на том основании, что они не разделяют одну и ту же религиозную веру. Пару десятилетий назад культура Виксарика стала свидетелем растущего влияния Соединенных Штатов -евангелистов протестантов , которые, строя церкви и помогая сообществу финансово, проникли в традиции Виксарики.

Воздействие на окружающую среду

[ редактировать ]

Горное дело

[ редактировать ]

В настоящее время одна из их священных гор, Серро Кемадо ( Леунаксю ), важная для церемониальной миграции, охоты на пейот и танцев оленей, приобретается для добычи серебра канадской горнодобывающей компанией First Majestic Silver . [39] 27 октября 2000 года Организация Объединенных Наций по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) объявила это место охраняемой территорией из-за его важности как культурного маршрута и эндемичных видов флоры и фауны. Перед собранием 60 000 человек на фестивале Wirikuta Fest 26 мая 2012 года компания First Majestic Silver объявила, что вернула некоторые из своих горнодобывающих концессий в национальный горнодобывающий резерв, чтобы защитить Вирикуту, но региональный совет Виксарики разоблачил это как фарс. [40] Позже, 9 июня 2001 года, он был объявлен Национальным священным местом в соответствии с Законом штата Сан-Луис-Потоси об охране природы. Канадская корпорация First Majestic Silver Corp все же решила 13 ноября 2009 года приобрести права на добычу полезных ископаемых, при этом 80% ее доли находится в пределах охраняемой земли.

Текущие методы компании включают добычу полезных ископаемых открытым способом и выщелачивание цианидом с использованием двух килограммов NaCN на тонну руды. В то время как добыча полезных ископаемых открытым способом уничтожает целые среды обитания и ландшафты, добавление цианида натрия NaCN является смертельным методом, требующим всего 0,2 грамма, чтобы убить человека. [39] В апреле 2010 года компания также открыла новый завод по цианированию в Коауиле, Мексика, где начала производить 3500 тонн цианида в день, чтобы помочь им расширить свою деятельность по добыче полезных ископаемых. [41] В настоящее время [ когда? ] Уичоле пытаются найти внешние группы, которые помогут им в сохранении своей земли и культуры, защищая эту гору, а также обращаются к президенту с просьбой соблюдать его соглашение по защите их святых мест. [42]

Помимо конфликтов в горнодобывающей отрасли, община Виксарика столкнулась с дополнительными проблемами из-за строительства дороги в Халиско в 2008 году. [43] [44] Сообщество ясно дало понять, что лица, участвующие в проекте, не имеют никаких прав на использование земель Виксарики для каких-либо целей; следовательно, они совершают нарушение международно признанных прав коренных народов .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Дидактическая грамматика уичоли: фонологическое письмо и система письма, Том 1» . Функция . XIV (19–20). 1999 год . Проверено 28 марта 2011 г.
  2. ^ Фил Вейганд, цитируется в: «Уичоль: Виксарика». Архивировано 21 сентября 2017 г. в Wayback Machine Хуаном Негрином, Исследовательский центр Виксарика (веб-сайт), 2003.
  3. ^ Шефер, Стейси Б. и Ферст, Питер Т., Люди Пейота. Альбукерке, Новая Мексика, 1996 г., с. 49
  4. ^ Шефер, Стейси Б. и Ферст, Питер Т., Люди пейота. Альбукерке, Новая Мексика, 1996 г., с. 43
  5. ^ Томас, Сайрус. Индийские языки Мексики и Центральной Америки. Вашингтон, округ Колумбия, 1911, с. 48
  6. ^ Томас, Сайрус. Индийские языки Мексики и Центральной Америки. Вашингтон, округ Колумбия, 1911, с. 23
  7. ^ Лумгольц, Карл (1898). «Индейцы Уичоль в Мексике» . Бюллетень АМНХ . 10 (статья 1).
  8. ^ Зауэр, Карл О., Распространение племен и языков аборигенов на северо-западе Мексики. Беркли. КА, 1934, с. 7
  9. ^ Герхард, Питер, Северная граница Новой Испании, Принстон, Нью-Джерси, 1982, с. 98
  10. ^ Шефер, Стейси Б. и Ферст, Питер Т., Люди пейота. Альбукерке, Новая Мексика, 1996 г., с. 45
  11. ^ Герхард, Питер, Северная граница Новой Испании, Принстон, Нью-Джерси, 1982, с. 74
  12. ^ Jump up to: а б Хейл, Кеннет (1965). «Рецензия на книгу «Уичоль Синтакс»» . Рецензия на книгу . 67 (5): 1340–1341. дои : 10.1525/aa.1965.67.5.02a00560 . Проверено 21 ноября 2013 г.
  13. ^ «Жизнеобеспечение и коммерческая деятельность уичоли» . Адвамег.
  14. ^ Шефер, Стейси. «Уичоль» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 декабря 2013 г.
  15. ^ «Религия Уичоли» . Культурный центр Уичоль ©. Архивировано из оригинала 3 апреля 2014 г.
  16. ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. С. 169–170, со ссылкой на Zingg 1982, 1:171.
  17. ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 170, со ссылкой на Zingg 1982, 1:525.
  18. ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 170, со ссылкой на Zingg 1982, 2:187.
  19. ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 171, со ссылкой на Zingg 1982, 1:177.
  20. ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. С. 174–175, со ссылкой на Zingg 1982, 1:555.
  21. ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 176, со ссылкой на Zingg 1982, 1:432.
  22. ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 175, со ссылкой на Zingg 1982, 1:558.
  23. ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 175, со ссылкой на Zingg 1982, 1:548, 556–557.
  24. ^ Jump up to: а б с Барбара Г. Майерхофф, «Пейот Хант» , издательство Корнельского университета, 1976, стр. 90.
  25. ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 173, со ссылкой на Furst 1972b.
  26. ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 174, со ссылкой на Furst 1972b.
  27. ^ «Уичоль» . 5 марта 2010 г.
  28. ^ Какела и Рамирес. «Волшебное путешествие» в Вирикуту» . Гетеборгский университет.
  29. ^ Гарсиа-Наварро, Лурдес. «Мексиканский пейот находится под угрозой исчезновения из-за «туристов-наркологов» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР.
  30. ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. С. 172–173, со ссылкой на Zingg 1982, 1:263, n. 20
  31. ^ Альфредо Лопес Остин: Тамоанчан, Тлалокан . У Пр Ко, 1997. с. 173, со ссылкой на Furst 1972a.
  32. ^ Барнетт, Рональд (24 июня 2020 г.). «Искусство уичоли, вопрос выживания II: подлинность и коммерциализация» . Рональд А. Барнетт ©.
  33. ^ «Что делает их особенно интересными и значимыми для мезоамериканской этнологии , так это, среди прочего, то, что их аборигенная религия, ритуалы и мифология все еще относительно нетронуты, то есть на них совершенно не влияет католическая религия, принесенная испанцами» Стейси Б. Шефер , Питер Т. Ферст, Люди пейота: история, религия и выживание индейцев Уичоль (UNM Press, 1998). ISBN   0-8263-1905-X с. 236
  34. ^ «Религиозное и идеологическое сопротивление аккультурации и ассимиляции, сдерживаемое приспособлением, является основной характеристикой как уичоли, так и соседей Кора. В течение всего колониального периода отношения между индийской и католической религией были отмечены напряженностью и конфликтами. Это было особенно среди уичолей все усилия по евангелизации и навязыванию католических концепций постоянно срывались целым рядом сознательных и бессознательных механизмов». Стейси Б. Шефер, Питер Т. Ферст (1998), с. 472
  35. ^ «Эти люди, в отличие от большинства других мексиканских индейцев, не проявляют никаких признаков чувства угнетенности или побежденности». Барбара Г. Майерхофф, Священное путешествие индейцев уичоли (Cornell University Press, 1976), ISBN   0-8014-9137-1
  36. ^ «Пантеон богов Лакандона и то, как им поклоняются в Нахе сегодня, также происходят напрямую и без христианского или какого-либо другого известного влияния от древних майя». [1]
  37. ^ Ла Хорнада - Уичолес уже много лет сталкиваются с койотахе и эксплуатацией.
  38. ^ «puebloindigena.com» . Архивировано из оригинала 29 июня 2008 г.
  39. ^ Jump up to: а б «СПАСЕМ ВИРИКУТУ » 2010.
  40. ^ «Пресс-релиз регионального совета Виксарика | Фронт обороны Вирикуты ТАМАТСИМА ВАХАА» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2013 г. Проверено 28 декабря 2014 г.
  41. ^ Хилл, Лизель (8 апреля 2010 г.). «ТОРОНТО. First Majestic сообщает о коммерческом производстве на новом заводе по цианированию» . Горный еженедельник.
  42. ^ Трейси Л. Барнетт. «Битва за «родину солнца» в Мексике» .
  43. ^ Ла Хорнада - Уичольс просят рассмотреть проект строительства шоссе в Халиско
  44. ^ админ. «Вода для бедных» .
  • Бенитес, Фернандо (1968 и 1971) «Уичоли». В «Los Indios de México», том I. México DF, Мексика: Ediciones ERA.
  • Бенитес, Фернандо (1968 и 1971) «В волшебной стране пейота». Мехико, Мексика: ERA Editions.
  • Ферст, Питер Т. (1972a). «Концепция души уичоли». В мифах и искусстве уичоли . под ред. Ферст, П.Т. и Нахмад, С. стр. 7–113. Мексика: сентябрь 70-х , 50.
  • Ферст, Питер Т. (1972b). «Найти нашу жизнь». В: - Пейот среди уичолей . ред. Нахмад, С.; Клайнберг, О.; Фурст, П.Т. и Майерхоф, Б.Г. стр. 109–194. Мексика: сентября . 29
  • Лумгольц, Карл (1900). «Символика индейцев уичоли», «Декоративное искусство индейцев уичоли». Мемуары Американского музея естественной истории, том III. Нью-Йорк.
  • Лумгольц, Карл (1903). Неизвестная Мексика – Том I и II. Лондон: MacMillan & Company Ltd. Перепечатано Rio Grande Press. 1973 год
  • Негрин, Хуан (1976). «Сотворение мира Уичоли». Художественная галерея Э.Б. Крокера, Сакраменто, Калифорния.
  • Негрин, Хуан (1977). «Современное искусство Уичоли». Университет Гвадалахары, INAH, Региональный музей Гвадалахары, Мексика.
  • Негрин, Хуан (1979). «Уичоль: доколумбовая культура в Мексике сегодня». Париж: Курьер ЮНЕСКО.
  • Негрин, Хуан (1979). «Священные цвета Уичоли». Портфолио (Журнал визуальных искусств). Нью-Йорк.
  • Негрин, Хуан (1985). «Исторический и субъективный подход к Уичоли». Университет Гвадалахары, Мексика.
  • Негрин, Хуан (2001). «Признание культуры уичоли». Энтеос (Журнал психоделической духовности). Сан-Диего, Калифорния.
  • Негрин, Хуан (2005). «Сердце, память и видения». Искусство Мексики (номер 75). Мехико, Мексика.
  • Негрин, Хуан (2005). «Главные герои искусства Уичоли». Искусство Мексики (номер 75), Мехико, Мексика.
  • Зингг, Роберт М. (1938) «Уичоле: художники-примитивисты». Нью-Йорк: GE Stechert and Company.
  • Зингг, Роберт М. (1982). Уичоли. 2 тома. перевод Пашеро, К. Мексика: Национальный институт коренных народов.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 23dc2ad29cc5c8dc793c07af302d7db4__1722009780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/b4/23dc2ad29cc5c8dc793c07af302d7db4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Huichol - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)