Jump to content

Дональд Бартельм

Дональд Бартельм
Рожденный Дональд Бартельм мл.
( 1931-04-07 ) 7 апреля 1931 г.
Филадельфия , Пенсильвания, США
Умер 23 июля 1989 г. ) ( 1989-07-23 ) ( 58 лет
Хьюстон , Техас, США
Занятие Писатель, профессор
Образование Хьюстонский университет
Период 1961–1989
Жанр Новелла
Литературное движение Постмодернистская литература
Родственники Дональд Бартельм-старший
Фредерик Бартельм
Стивен Бартельм

Дональд Бартельм-младший (произносится как BAR-thəl-mee или BAR-təl-mee ; 7 апреля 1931 — 23 июля 1989) — американский писатель рассказов и романист, известный своим игривым, постмодернистским стилем короткометражных произведений . Бартельм также работал репортером газеты Houston Post , был управляющим редактором журнала Location , директором Музея современного искусства в Хьюстоне (1961–1962), соучредителем Fiction (совместно с Марком Мирски и при содействии Макса и Марианны Фриш). ) и профессор различных университетов. [1] Он также был одним из первых основателей Программы творческого письма Хьюстонского университета .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Дональд Бартельм родился в Филадельфии в 1931 году. Его отец и мать были сокурсниками Пенсильванского университета . Семья переехала в Техас два года спустя, и отец Бартельма стал профессором архитектуры в Хьюстонском университете , где Бартельм позже будет изучать журналистику. [2] Бартельм получил премию за написание коротких рассказов в 1949 году, когда учился в средней школе Ламара в Хьюстоне. (Бартельм также учился в католической средней школе Св. Фомы в Хьюстоне.) [2]

В 1951 году, будучи студентом, он написал свои первые статьи для « Houston Post» . Два года спустя Бартельма призвали в армию США , и он прибыл в Корею 27 июля 1953 года, в день подписания Соглашения о перемирии в Корее , положившего конец Корейской войне . Назначенный во 2-ю пехотную дивизию , он некоторое время работал редактором армейской газеты и отдела общественной информации 8-й армии, прежде чем вернуться в Соединенные Штаты и работать в Houston Post .

Вернувшись, он продолжил обучение в Хьюстонском университете, изучая философию. Во время учебы в университете он основал литературный журнал под названием «Форум », в котором публиковались многие будущие «громкие имена», в том числе Норман Мейлер , Уокер Перси , Маршалл Маклюэн и Уильям Х. Гасс . [2] Хотя Бартельм продолжал посещать занятия до 1957 года, ученой степени он так и не получил. [2] Большую часть своего свободного времени он проводил в черных джаз-клубах Хьюстона, слушая музыкальных новаторов, таких как Лайонел Хэмптон и Пек Келли , и этот опыт повлиял на его дальнейшее творчество. [3]

Бартельм некоторое время преподавал в Бостонском университете , Университете Буффало и Городском колледже Нью-Йорка , где он работал в качестве выдающегося приглашенного профессора с 1974 по 1975 год.

В 1961 году он стал директором Музея современного искусства Хьюстона ; в том же году он опубликовал свой первый рассказ . Его публикация в журнале New Yorker «L'Lapse», пародия на Микеланджело Антониони фильм «L'Eclisse » ( «Затмение »), последовала в 1963 году. Журнал продолжал публиковать большую часть ранних произведений Бартельма, включая такие теперь известные рассказы. как «Я и мисс Мандибула», рассказ о 35-летнем человеке, которого отправили в начальную школу либо из-за технической ошибки, либо из-за неудачи в работе страхового оценщика, либо из-за неудачи в браке. Написанный в октябре 1960 года, это был первый опубликованный его рассказ. [4] «Золотой дождь», еще один ранний рассказ, изображает скульптора, который соглашается появиться в экзистенциалистском игровом шоу « Кто я?» . В 1964 году Бартельм собрал свои ранние рассказы в «Вернись, доктор Калигари» , за что получил признание критиков как новатор формы рассказа. Его стиль - вымышленные и популярные персонажи в абсурдных ситуациях, например, вдохновленный Бэтменом «Величайший триумф Джокера». [а] - породил множество подражателей и помог определить следующие несколько десятилетий короткометражной художественной литературы.

Бартельм продолжил свой успех в форме рассказа « Невыразимые практики, противоестественные действия» (1968). Один рассказ из этого сборника, широко составленный в антологию, «Воздушный шар», похоже, отражает намерения Бартельма как художника. Рассказчик надувает гигантский воздушный шар неправильной формы над большей частью Манхэттена , вызывая самые разные реакции среди населения. Дети играют на его вершине, наслаждаясь игрой буквально на поверхности; взрослые пытаются вложить в него смысл, но их сбивает с толку его постоянно меняющаяся форма; власти пытаются уничтожить его, но терпят неудачу. В последнем абзаце читатель узнает, что рассказчик надул воздушный шар по чисто личным причинам и не видит никакого внутреннего смысла в самом воздушном шаре. [ нужна страница ] Другие известные истории из этого сборника включают «Индейское восстание», безумный коллаж о нападении команчей на современный город, и «Роберт Кеннеди, спасенный от утопления», серию виньеток, показывающих трудности по-настоящему узнать общественного деятеля. Последняя история появилась в печати всего за два месяца до Роберта Кеннеди в 1968 году убийства .

Бартельм написал еще более сотни рассказов, впервые собранных в «Городской жизни » (1970), «Печали» (1972), «Любителях» (1976), «Великих днях» (1979) и «Ночь во многих далеких городах» (1983). Многие из этих рассказов позже были переизданы и слегка переработаны для сборников «Шестьдесят рассказов» (1981), «Сорок рассказов» (1987) и посмертно «Полет в Америку» (2007). Хотя Бартельм в первую очередь известен этими рассказами, он также написал четыре романа: «Белоснежка» (1967), «Мертвый отец» (1975), «Рай» (1986) и «Король» (1990, посмертно).

Бартельм также написал научно-популярную книгу «Виновные удовольствия» (1974). Другие его произведения были посмертно собраны в два сборника: «Учение Дона Б.: Сатиры, пародии, басни, иллюстрированные рассказы и пьесы Дональда Бартельма» (1992) и «Незнание: эссе и интервью» (1997). Вместе со своей дочерью он написал детскую книгу «Слегка неправильная пожарная машина» , которая получила Национальную книжную премию 1972 года в категории «Детские книги» . [5] Он также был директором ПЕН-клуба , Гильдии авторов , и членом Американской академии и Института искусств и литературы .

Личная жизнь

[ редактировать ]

Отношения Бартельма с отцом представляли собой борьбу между мятежным сыном и требовательным отцом. [2] В последующие годы у них возникнут ожесточенные споры о том, какие виды литературы интересовали Бартельма и какую он писал. Хотя во многих отношениях его отец был авангардистом в искусстве и эстетике , он не одобрял школы постмодерна и деконструктивизма .

Его братья Фредерик (род. 1943) и Стивен (род. 1947) также являются уважаемыми писателями-фантастами. [2]

Он женился четыре раза. [2] Его вторая жена, Хелен Мур Бартельм, позже написала биографию под названием «Дональд Бартельм: Генезис крутого звука» , опубликованную в 2001 году. От третьей жены Биргит, датчанки, у него родился первый ребенок, дочь по имени Энн, и около В конце своей жизни он женился на Мэрион Нокс Бартельм, от которой у него родилась вторая дочь Кэтрин. Мэрион и Дональд оставались в браке до его смерти в 1989 году. Мэрион умерла в 2011 году.

Бартельм умер от рака горла в 1989 году.

Стиль и наследие

[ редактировать ]

Некоторые восхваляли художественную литературу Бартельма как глубокую дисциплинированность, а другие высмеивали ее как бессмысленный академический постмодернизм. [6] Мысли и работа Бартельма во многом были результатом тревог 20-го века. [6] поскольку он много читал, например , Паскаля , Гуссерля , Хайдеггера , Кьеркегора , Ионеско , Беккета , Сартра и Камю .

Рассказы Бартельма обычно избегают традиционных сюжетных структур, вместо этого полагаясь на постоянное накопление, казалось бы, несвязанных между собой деталей. Подрывая ожидания читателя постоянными нелогиками , Бартельм создает фрагментированный словесный коллаж, напоминающий такие модернистские произведения, как Т.С. Элиота » «Бесплодная земля и » Джеймса Джойса , «Улисс чьи лингвистические эксперименты он часто оспаривал. Бартельма Однако фундаментальный скептицизм и ирония отдалили его от веры модернистов в способность искусства реконструировать общество, что побудило большинство критиков классифицировать его как писателя- постмодерниста . Литературные критики отмечают, что Бартельм, как и Стефан Малларме , которым он восхищался, играет значениями слов, полагаясь на поэтическую интуицию, чтобы зажечь новые связи идей, скрытых в выражениях и условных ответах. Критик Джордж Уикс назвал Бартельма «ведущим американским практиком сюрреализма сегодня... чья художественная литература продолжает исследования сознания и эксперименты в его выражении, начавшиеся с Дадаизм и сюрреализм полвека назад». Другой критик, Джейкоб М. Аппель , назвал его «самым влиятельным непрочитанным автором в истории Соединенных Штатов». [3]

Большая часть его работ была опубликована в журнале The New Yorker (где редактор художественной литературы Роджер Энджелл ). его защитником был [2] В 1964 году он начал публиковать сборники рассказов, начиная с « Вернись, доктор Калигари» в 1964 году, за которым следовали «Невыразимые практики», «Неестественные действия» (1968) и «Городская жизнь» (1970). Журнал Time назвал « Городскую жизнь» одной из лучших книг года и охарактеризовал сборник как написанный с «чистотой языка Кафки и отчасти мрачным юмором Беккета». Его формальная оригинальность проявляется в свежей обработке пародийно-драматического монолога в «Школе» или списка из ста пронумерованных предложений и фрагментов в «Стеклянной горе». Джойс Кэрол Оутс прокомментировала это чувство фрагментации в эссе New York Times Book Review 1972 года «На чьей стороне вы?» . Она пишет: «Это от бесспорно гениального писателя, чьи произведения отражают то, что он сам должен чувствовать, книга за книгой, что его мозг состоит из фрагментов… точно так же, как и все остальное». Пожалуй, самое дискретное упоминание об этом фрагменте содержится в «Видите луну?» из «Невыразимых практик» . Рассказчик заявляет и повторяет фразу: «Фрагменты — единственные формы, которым я доверяю». Однако важно не путать настроения цитаты с личной философией Бартельма, поскольку он выразил раздражение по поводу того, что цитата из «фрагментов» так часто приписывалась ему, а не его рассказчику.

Еще один прием Бартельма заключался в том, чтобы разбивать историю иллюстрациями, взятыми из наиболее популярных публикаций XIX века, объединенными в коллажи и дополненными ироническими подписями. Бартельм назвал то, что он вырезал и склеивал фотографии, «тайным пороком, ставшим достоянием общественности». Одна из частей сборника Guilty Pleasures , «Экспедиция», представляла собой полностраничную иллюстрацию столкновения кораблей с подписью «Не наша вина!»

Наследие Бартельма как педагога продолжает жить в Хьюстонском университете , где он был одним из основателей престижной программы творческого письма. В Хьюстонском университете Бартельм стал известен как чуткий, творческий и воодушевляющий наставник для молодых студентов-писателей, даже когда он продолжал писать собственные произведения. Томас Кобб , один из его учеников, опубликовал свою докторскую диссертацию « Безумное сердце» в 1987 году, частично взяв за основу главного героя Бартельма. [7] [б]

В интервью 1971–1972 годов с Джеромом Клинковицем (теперь собранном в журнале «Незнание» ) Бартельм приводит список любимых писателей, как влиятельных фигур прошлого, так и современных писателей, которыми он восхищался. В других интервью того же сборника Бартельм повторяет ряд одних и тех же имен, а также упоминает несколько других, время от времени объясняя, почему эти писатели были важны для него. В интервью Pacifica Radio в 1975 году Бартельм подчеркивает, что для него Беккет — главный среди своих литературных предшественников. [2] говоря: «Я очень впечатлен Беккетом. Я просто поражен Беккетом, как Беккет, я полагаю, был поражен Джойсом». [9] Далее следует неполный список, составленный из интервью.

Бартельм также весьма интересовался и находился под влиянием ряда современных художников, особенно « найденный объект » коллажа техники Роберта Раушенберга . [2]

Избранные произведения

[ редактировать ]

Сборники рассказов

[ редактировать ]
  • Вернитесь, доктор Калигари - Литтл, Браун, 1964
  • Невыразимые действия, противоестественные действия Фаррар, Штраус и Жиру , 1968 г.
  • Городская жизнь - Фаррар, Штраус и Жиру, 1970 г.
  • Грусть - Фаррар, Штраус и Жиру, 1972 г.
  • Любители - Фаррар, Штраус и Жиру, 1976 г.
  • Великие дни - Фаррар, Штраус и Жиру, 1979 г.
  • Ночью во многих далеких городах - Патнэм, 1983 г.
  • Бар Сэма (с иллюстрациями Сеймура Чваста) – Doubleday, 1987
  • Шестьдесят историй - Патнэм, 1981
  • Сорок историй - Патнэм, 1987
  • Полет в Америку: еще 45 историй - Шумейкер и клад, 2007 г.
  • Дональд Бартельм: Сборник рассказов (под редакцией Чарльза МакГрата) – Библиотека Америки, 2021 г.

Научная литература

[ редактировать ]
  • Guilty Pleasures (документальная литература) – Фаррар, Штраус и Жиру, 1974
  • Руководство для сыновей (отрывок из книги «Мертвый отец » с послесловием Рика Муди )
  • Учения Дона Б.: сатиры, пародии, басни, иллюстрированные рассказы и пьесы Дональда Бартелма , под редакцией Кима Херзингера – Turtle Bay Books, 1992
  • Незнание: очерки и интервью Дональда Бартельма , под редакцией Кима Херзингера – Random House, 1997
  • Немного неправильная пожарная машина, или Блуждающий джинн (детская книга), Фаррар, Штраус, 1971
  • 1966 года Стипендия Гуггенхайма
  • 1971 года Time Список лучших книг года журнала по версии журнала City Life.
  • 1972 года Национальная книжная премия , детские книги, за книгу «Слегка необычная пожарная машина или суетящийся джинн» [5]
  • 1972 Премия Мортона Даувена Забеля от Национального института искусств и литературы
  • Премия Джесси Х. Джонса 1976 года от Техасского института литературы за мертвого отца
  • 1982:
  • Премия Ри 1988 года за рассказ

Примечания

[ редактировать ]
  1. Пародия на одноимённую историю из комиксов, написанную Биллом Фингером , нарисованную карандашом Шелдоном Молдоффом и подписанную Чарльзом Пэрисом , опубликованную в Batman # 148 (DC Comics, июнь 1962).
  2. По роману был снят успешный фильм 2009 года « Безумное сердце» . [8]
  1. ^ «История фантастики» . Вымысел . Городской колледж Нью-Йорка . Проверено 2 мая 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Менанд, Луи (15 февраля 2009 г.). «Спасён от утопления» . Критик в целом. Житель Нью-Йорка .
  3. ^ Jump up to: а б Аппель, Джейкоб (зима 2009–2010 гг.). «Преподобный «Скрывающегося человека» Трейси Догерти» . Дождевое такси . 14 . Архивировано из оригинала 18 января 2010 года.
  4. ^ Бартельм, Хелен Мур (1 мая 2001 г.). Дональд Бартельм: Генезис крутого звука . Издательство Техасского университета A&M. п. 90.
  5. ^ Jump up to: а б «Национальная книжная премия – 1972» . Национальный книжный фонд . Проверено 27 февраля 2012 г. (С приветственной речью Бартельма.)
  6. ^ Jump up to: а б Фольта, Александр (1991). Дональд Бартельм как постмодернистский рассказчик: поэтология, литература и общество (на немецком языке). П. Ланг.
  7. ^ ГАРНЕР, ДУАЙТ (29 января 2010 г.). «Жизнь чтения: Джефф Бриджес и «Сумасшедшее сердце»: канал Дональда Бартельма?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 сентября 2010 г.
  8. ^ Рурк, Брайан (22 ноября 2009 г.). «Теперь, когда фильм уже в пути, книга Фостера «Безумное сердце» будет переиздана» . Журнал Провидения . Проверено 22 сентября 2010 г.
  9. ^ Герцингер, Ким, изд. (1997). «Интервью с Чарльзом Руасом и Шерманом, 1975». Незнание:: Очерки и интервью Дональда Бартельма . Контрапункт. п. 226.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ade57fb64180b9a62febc28ebb6fe03e__1716407100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/3e/ade57fb64180b9a62febc28ebb6fe03e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Donald Barthelme - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)