Квантовый мистицизм
Нью Эйдж Верования Список тем Нью Эйдж |
---|
Концепции |
Духовные практики |
Доктрины |
Квантовый мистицизм , иногда уничижительно называемый квантовым шарлатанством или квантовым ву , [1] представляет собой набор метафизических верований и связанных с ними практик, которые стремятся связать сознание , интеллект, духовность или мистические мировоззрения с идеями квантовой механики и ее интерпретациями . [2] [3] [4] [5] [6] [7] считают квантовый мистицизм лженаукой и шарлатанством . Эксперты по квантовой механике [8] [9] [10] [11] [12]
До 1970-х годов этот термин обычно использовался в отношении интерпретации фон Неймана-Вигнера , но позже был более тесно связан с якобы псевдонаучными взглядами, поддерживаемыми мыслителями Нью-Эйдж, такими как Фритьоф Капра и другие члены Группы фундаментальной физики , которые были влиятельными в популяризации современной формы квантового мистицизма. [10]
История [ править ]
Многие ранние квантовые физики проявляли некоторый интерес к традиционной восточной метафизике . Физики Вернер Гейзенберг и Эрвин Шрёдингер , двое из главных пионеров квантовой механики в 1920-х годах, интересовались восточным мистицизмом , но неизвестно, напрямую ли они связывали одно с другим. Фактически, оба поддержали копенгагенскую интерпретацию квантовой механики.
Олав Хаммер сказал, что « исследования Шрёдингером индуистского мистицизма никогда не заставляли его следовать тем же курсом, что и квантовые метафизики, такие как Дэвид Бом или Фритьоф Капра ». Биограф Шредингера Уолтер Дж. Мур сказал, что два интереса Шредингера - квантовая физика и индуистский мистицизм - были «странным образом разобщены». [11]
В своей статье 1961 года «Замечания по вопросу разума и тела» Юджин Вигнер предположил, что сознательный наблюдатель играет фундаментальную роль в квантовой механике. [12] [13] : 93 концепция, которая является частью интерпретации фон Неймана-Вигнера . Хотя его статья послужила источником вдохновения для более поздних мистических работ других авторов, [12] Идеи Вигнера были в первую очередь философскими и не считались откровенно псевдонаучными, как последовавший за этим мистицизм. [14] К концу 1970-х годов Вигнер изменил свою позицию и отверг роль сознания в квантовой механике. [15] Гарвардский историк Хуан Мигель Марин предполагает, что «сознание [было] введено гипотетически при зарождении квантовой физики, [и] термин «мистический» также использовался ее основателями, чтобы аргументировать за и против такого введения». [16]
Против мистицизма выступал Альберт Эйнштейн . Часто ошибочно полагали, что теории Эйнштейна поддерживают мистические интерпретации квантовой теории. Эйнштейн сказал относительно квантового мистицизма: «Ни один физик в это не верит. В противном случае он не был бы физиком». [16] Он обсуждает несколько аргументов в пользу одобрения мистицизма, даже предлагая Бору и Паули поддерживать и придерживаться позитивной веры в мистицизм, которую он считает ложной.
Нильс Бор отрицал квантовый мистицизм и отверг гипотезу о том, что квантовая теория требует сознательного наблюдателя еще в 1927 году. [16] несмотря на то, что он «сочувствовал гипотезе о том, что понимание сознания может потребовать расширения квантовой теории для учета законов, отличных от законов физики». [16]
В мысли Нью Эйдж [ править ]
В начале 1970-х годов культура Нью Эйдж начала включать идеи квантовой физики , начиная с книг Артура Кестлера , Лоуренса Лешана и других, в которых предполагалось, что предполагаемые парапсихологические явления могут быть объяснены с помощью квантовой механики. [13] : 32
В этом десятилетии группа Fundamental Fysiks возникла . Эта группа физиков охватила квантовый мистицизм, парапсихологию, Трансцендентальную Медитацию и различные нью-эйдж и восточные мистические практики. [17]
Частично вдохновленный исследованием Вигнером интерпретации фон Неймана-Вигнера , [12] Фритьоф Капра , член группы Fundamental Fysiks, [17] написал «Дао физики: исследование параллелей между современной физикой и восточным мистицизмом» (1975), [18] который поддерживал квантовую физику Нью-Эйдж; книга пользовалась популярностью среди ненаучной публики. [13] : 32 В 1979 году Гэри Зукав [19] неученый и «самый успешный из последователей Капры», опубликовал «Танцующие мастера У Ли» . [13] : 32 Говорят, что группа Fundamental Fysiks и книга Капры оказали большое влияние на возникновение квантового мистицизма как псевдонаучной интерпретации квантовой механики. [17]
Современное использование и примеры [ править ]
В отличие от мистицизма начала 20 века, сегодня квантовый мистицизм обычно относится к верованиям Нью Эйдж , которые сочетают древний мистицизм с языком квантовой механики. [20] Названная псевдонаукой и «похищением» квантовой физики, она опирается на «случайное сходство языка, а не на подлинную связь» с квантовой механикой. [9] Физик Мюррей Гелл-Манн придумал фразу «квантовая болтовня», чтобы обозначить неправильное использование и неправильное применение квантовой физики к другим темам. [21]
Примером такого использования является «квантовая теория» гуру Нью Эйдж Дипака Чопры о том, что старение вызывается разумом, изложенная в его книгах «Квантовое исцеление» (1989) и «Нестареющее тело, вневременной разум» (1993). [21] В 1998 году Чопра был удостоен пародийной Шнобелевской премии в категории «физика» за «его уникальную интерпретацию квантовой физики применительно к жизни, свободе и стремлению к экономическому счастью». [22] В 2012 году Стюарт Хамерофф и Чопра предположили, что «квантовая душа» может существовать «отдельно от тела» и «в геометрии пространства-времени, вне мозга, распределенной нелокально». [23]
Фильм 2004 года «Что мы знаем!?» занимался рядом идей Нью Эйдж в отношении физики. Оно было произведено Школой просветления Рамты , основанной Дж. З. Найт , ченнелером , который сказал, что ее учение основано на беседе с 35 000-летней бестелесной сущностью по имени Рамта . [24] При участии члена Fundamental Fysiks Group Фреда Алана Вольфа , [17] в фильме неправильно использованы некоторые аспекты квантовой механики, включая принцип неопределенности Гейзенберга и эффект наблюдателя , а также биологии и медицины. [25] Многочисленные критики отвергли фильм за использование лженауки . [26] [27]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Мориарти, Филип (12 июня 2018 г.). «Вау и вау» . Мир физики . Архивировано из оригинала 21 февраля 2022 г. Проверено 21 февраля 2022 г.
Если вы, как и я, ожидали, что «Квантовый смысл и нонсенс» станет версией квантового ву, перекликающейся со стилем и подходом «Модной чепухи» , то вы можете быть слегка разочарованы новой книгой Брикмонта.
- ^ Атерн, Д. (1994). Научный нигилизм: об утрате и восстановлении физического объяснения (серия SUNY по философии). Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- ^ Эдис, Т. (2005). Наука и неверие . Нью-Йорк: Гринвуд Пресс.
- ^ Стенджер, Виктор (2003), Нашла ли наука Бога? Последние результаты в поисках цели во Вселенной , Книги Прометея , с. 373, ISBN 978-1-59102-018-9 , заархивировано из оригинала 19 октября 2014 г.
- ^ Эдис, Т. (2002). Призрак во Вселенной: Бог в свете современной науки . Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея.
- ^ Складка, Р.П. (1993). Игра природы (Серия Индианы по философии технологий). Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- ^ Сигер, В. (1999). Теории сознания: Введение (Философские проблемы науки). Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Грим, Патрик (1982). Философия науки и оккультизма . СУНИ Пресс. п. 87. ИСБН 9781438404981 . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 года . Проверено 22 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коллинз, Тим (2 марта 2010 г.). За утраченным символом . Группа Пингвин США. п. 87. ИСБН 9781101197615 . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 года . Проверено 22 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аскари, Маурицио (1 марта 2009 г.). «От спиритуализма к синкретизму: псевдонаука двадцатого века и поиски целостности». Междисциплинарные научные обзоры . 34 (1): 9–21. Бибкод : 2009ISRv...34....9A . дои : 10.1179/174327909X421425 . ISSN 0308-0188 . S2CID 144655823 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хаммер, Олав (1 сентября 2003 г.). Претендуя на знание: стратегии эпистемологии от теософии до Нового времени . БРИЛЛ. п. 279. ИСБН 90-04-13638-Х . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 года . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Зыга, Лиза (8 июня 2009 г.). «Квантовый мистицизм: ушел, но не забыт» . Физика.орг . Архивировано из оригинала 30 апреля 2015 года . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лин, Элизабет (2007). Чтение популярной физики: дисциплинарные стычки и текстовые стратегии . Эшгейт Паблишинг, Лимитед. ISBN 9780754658504 . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Швебер, Сильван (сентябрь 2011 г.). «Как хиппи спасли физику: наука, контркультура и квантовое возрождение». Физика сегодня . 64 (9): 59–60. Бибкод : 2011ФТ....64и..59С . дои : 10.1063/PT.3.1261 .
- ^ Майкл Эсфельд, (1999), Обзор эссе: взгляд Вигнера на физическую реальность. Архивировано 1 февраля 2014 г. в Wayback Machine , опубликовано в журнале «Исследования по истории и философии современной физики», 30B, стр. 145–154, Elsevier Science Ltd.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Марин, Хуан Мигель (01 июля 2009 г.). « Мистика» в квантовой механике: забытый спор». Европейский журнал физики . 30 (4): 807–822. Бибкод : 2009EJPh...30..807M . дои : 10.1088/0143-0807/30/4/014 . ISSN 0143-0807 . S2CID 122757714 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кайзер, Дэвид (2011). Как хиппи спасли физику: наука, контркультура и квантовое возрождение . WW Нортон и компания. ISBN 978-0393082302 .
- ^ Капра, Фритьоф (1975). Дао физики: исследование параллелей между современной физикой и восточным мистицизмом . Бостон, Массачусетс: Публикации Шамбалы.
- ^ Зукав, Гэри (1979). Танцующие мастера У Ли . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания, Inc.
- ^ Стенгер, Виктор Дж. (январь 1997 г.). «Квантовое шарлатанство» . Скептический исследователь . Том. 21, нет. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стенгер, Виктор Дж. (2009). Квантовые боги: творение, хаос и поиск космического сознания . Книги Прометея. п. 8. ISBN 9781615920587 . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ «Лауреаты Шнобелевской премии 1998 года» . Архивировано из оригинала 30 августа 2009 г. Проверено 21 июня 2007 г.
- ^ Хамерофф, Стюарт Р .; Чопра, Дипак (2012). «Квантовая душа»: научная гипотеза». В Морейра-Алмейде, Александр; Сантос, Франклин Сантана (ред.). Исследование границ взаимоотношений разума и мозга . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 79–93. дои : 10.1007/978-1-4614-0647-1_5 . ISBN 978-1-4614-0647-1 .
Когда кровь перестает течь, энергия и кислород истощаются, а микротрубочки инактивируются или разрушаются (например, околосмертный опыт (NDE)/внетелесный опыт (OBE), смерть), вполне возможно, что квантовая информация, составляющая сознание, может измениться. на более глубокие планы и продолжать существовать исключительно в геометрии пространства-времени, вне мозга, распределенного нелокально. Движение сознания на более глубокие планы может объяснить ОСП/ВТО, а также, возможно, существование души отдельно от тела.
- ^ Горенфельд, Джон (16 сентября 2004 г.). « Бип» веры» . Салон . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ Хоббс, Берни (30 июня 2005 г.). — О чем они, черт возьми, говорят? . Австралийская радиовещательная корпорация . Архивировано из оригинала 3 марта 2021 года . Проверено 12 августа 2014 г.
- ^ Уилсон, Элизабет (13 января 2005 г.). "Что, черт возьми, мы знаем?!" . Американское химическое общество . Архивировано из оригинала 21 декабря 2007 г. Проверено 19 декабря 2007 г.
- ^ «Лучшие научные умы Британии выносят нам свои вердикты по поводу фильма о квантовой физике» . Хранитель . 16 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 22 августа 2014 г. Проверено 12 августа 2014 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Публикации, касающиеся квантового мистицизма
- Чопра, Дипак (1989). Квантовое исцеление: исследование границ медицины разума и тела . Бантамские книги. ISBN 978-0553053685 .
- ЛеШан, Лоуренс (1974). Медиум, мистик и физик: к общей теории паранормальных явлений . Викинг Пресс. ISBN 978-0670465668 .
- Талбот, Майкл (1981). Мистика и новая физика . Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0710008312 .
- Талбот, Майкл (1986). За пределами квантов . Макмиллан. ISBN 978-0026162104 .
- Талбот, Майкл (1991). Голографическая Вселенная . Графтон. ISBN 978-0246136909 .
- Тобен, Боб (1975). Пространство-время и за его пределами . Беседа с физиками Джеком Сарфатти и Фредом Аланом Вольфом . Э.П. Даттон. ISBN 0-525-47399-8 .
- Уокер, Эван Харрис (2000). Физика сознания: квантовый разум и смысл жизни . Основные книги. ISBN 0-7382-0436-6 .
- Уилбер, Кен , изд. (1984). Квантовые вопросы: мистические сочинения великих физиков мира . Шамбала. ISBN 978-0394723389 .
- Критика квантового мистицизма
- Джонс, Ричард Х. (2010). Прорывая завесу: сравнение науки и мистики как способов познания реальности . Нью-Йорк: Книги Джексон-Сквер. ISBN 978-1-4392-6682-3 . ОСЛК 651026196 . – критика как с научной, так и с мистической точки зрения
- Шерри, Эрик Р. (1989). «Восточный мистицизм и предполагаемые параллели с физикой». Американский журнал физики . 57 (8). Американская ассоциация учителей физики (AAPT): 687–692. Бибкод : 1989AmJPh..57..687S . дои : 10.1119/1.15921 . ISSN 0002-9505 . S2CID 121572969 .
- Стенгер, Виктор Дж. (1995). Бессознательный квант: метафизика в современной физике и космологии . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 978-1-57392-022-3 . ОСЛК 32820493 . – антимистическая точка зрения
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с квантовым мистицизмом, на Викискладе?