Дао физики
Автор | Фритьоф Капра |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Физика |
Опубликовано | 1975 |
Издатель | Публикации Шамбалы |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 356 стр. (Твердый переплет) |
ISBN | 978-0704501423 |
С последующим | Поворотный момент |
«Дао физики: исследование параллелей между современной физикой и восточным мистицизмом» — книга физика Фритьофа Капры , вышедшая в 1975 году . Бестселлер в США, он переведен на 23 языка. Капра резюмировал свою мотивацию к написанию книги: «Наука не нуждается в мистицизме, а мистицизм не нуждается в науке. Но человеку нужно и то, и другое».
Источник
[ редактировать ]Согласно предисловию к первому изданию, переизданному в последующих изданиях, Капра изо всех сил пытался примирить теоретическую физику и восточный мистицизм , и сначала ему «помогали на моем пути «энергетические растения» или психоделики , причем первый опыт «настолько ошеломлял, что я расплакался, при этом, мало чем отличаясь от Кастанеды , излил свои впечатления на листок бумаги». (с. 12, 4-е изд.)
Позже Капра обсудил свои идеи с Вернером Гейзенбергом в 1972 году, как он упомянул в следующем отрывке из интервью:
У меня было несколько дискуссий с Гейзенбергом. Я тогда жил в Англии [около 1972 года], несколько раз навещал его в Мюнхене и показывал ему всю рукопись, глава за главой. Он был очень заинтересован и очень открыт, и он рассказал мне кое-что, что, я думаю, не известно публично, потому что он никогда не публиковал это. Он сказал, что ему хорошо известны эти параллели. Работая над квантовой теорией, он поехал в Индию читать лекции и был гостем Тагора . Он много говорил с Тагором об индийской философии. Гейзенберг сказал мне, что эти беседы очень помогли ему в его работе в области физики, поскольку они показали ему, что все эти новые идеи в квантовой физике на самом деле не такие уж и безумные. Он понял, что на самом деле существует целая культура, придерживающаяся очень похожих идей. Гейзенберг сказал, что это было для него большим подспорьем. Нильс Бор пережил аналогичный опыт, когда отправился в Китай. [1]
Бор принял символ инь-ян как часть своего герба, когда был посвящен в рыцари в 1947 году. [2] в книге утверждается, что это было результатом влияния востоковедов.
За «Дао физики» последовали другие книги того же жанра, такие как «Скрытая связь» , «Поворотный момент» и «Сеть жизни» , в которых Капра расширил аргументы о том, как восточный мистицизм и современные научные открытия соотносятся и как восточный мистицизм мог бы также иметь влияние. лингвистические и философские инструменты, необходимые для решения некоторых из крупнейших остающихся научных задач.
Послесловие к третьему изданию
[ редактировать ]В послесловии к третьему изданию (опубликованному в 1982 г., стр. 360–368 издания 1991 г.) Капра предлагает шесть предложений по созданию новой парадигмы в науке.
- Считайте, что часть и целое более симметрично обусловливают друг друга.
- Замените мышление с точки зрения структуры мышлением с точки зрения процесса.
- Замените «объективную науку» на «эпистемологическую науку», где подход к решению того, что считать знанием, адаптируется к изучаемому предмету.
- Замените идею знаний как зданий, основанных на фундаменте, идеей знаний как сетей.
- Откажитесь от поиска истины ради поиска лучших приближений.
- Откажитесь от идей господства над природой в пользу сотрудничества и ненасилия.
Капра воссоединяет эту новую парадигму с теориями живых и самоорганизующихся систем, возникшими в кибернетике . Здесь он цитирует Илью Пригожина , Грегори Бейтсона , Умберто Матурану и Франсиско Варелу (стр.372 издания 1991 года).
Признание и критика
[ редактировать ]По словам Капры, Вернер Гейзенберг был согласен с основной идеей книги: [3]
Я показывал ему рукопись по главам, кратко излагая содержание каждой главы и особо подчеркивая темы, связанные с его собственной работой. Гейзенберга больше всего интересовала вся рукопись, и он был готов выслушать мои идеи. Я сказал ему, что вижу две основные темы, проходящие через все теории современной физики, которые также являются двумя основными темами всех мистических традиций: фундаментальную взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений и внутреннюю динамическую природу реальности. Гейзенберг согласился со мной в том, что касается физики, и он также сказал мне, что ему хорошо известен акцент на взаимосвязанности в восточной мысли. Однако он не знал о динамическом аспекте восточного мировоззрения и был заинтригован, когда я показал ему на многочисленных примерах из моей рукописи основные санскритские термины, используемые в индуистской и буддийской философии — брахман, рита, лила, карма, самсара, и т. д. – имели динамический подтекст. В конце моего довольно длинного изложения рукописи Гейзенберг сказал просто: «В принципе, я с вами полностью согласен».
Книга стала бестселлером в США. Он получил положительный отзыв от New York журнала :
Блестящий бестселлер... Ясно анализирует принципы индуизма, буддизма и даосизма, чтобы показать их поразительные параллели с новейшими открытиями в области циклотронов.
Виктор Н. Мэнсфилд, профессор физики и астрономии в Колгейтском университете , написавший множество собственных статей и книг, связывающих физику с буддизмом , а также с юнгианской психологией . [4] похвалил Дао физики в журнале Physics Today : [5] [6]
«Фритьоф Капра в «Дао физики » стремится… объединить математическое мировоззрение современной физики и мистические видения Будды и Кришны . Там, где другие с треском провалились в попытках объединить эти, казалось бы, разные мировоззрения, Капра, теоретик высоких энергий, добился превосходных результатов. Я настоятельно рекомендую эту книгу как непрофессионалам, так и ученым».
Однако не обошлось и без критиков. Джереми Бернштейн , профессор физики Технологического института Стивенса , [7] отчитал Дао физики : [8]
В основе дела лежит методология г-на Капры – использование им того, что мне кажется случайным сходством языка, как если бы они каким-то образом были свидетельством глубоко укоренившихся связей. Таким образом, я согласен с Капрой, когда он пишет: «Наука не нуждается в мистицизме, а мистицизм не нуждается в науке, но человеку нужны и те, и другие». На мой взгляд, эта поверхностная и глубоко вводящая в заблуждение книга никому не нужна.
Леон М. Ледерман , лауреат Нобелевской премии по физике и нынешний почетный директор Фермилаборатории , раскритиковал как «Дао физики» , так и Гэри Зукава книгу «Танцующие мастера У Ли» в своей книге 1993 года «Частица Бога: если Вселенная является ответом, то что?» Вопрос? [9]
Начав с разумных описаний квантовой физики, он конструирует сложные расширения, совершенно не понимая, насколько тщательно переплетаются эксперимент и теория и сколько крови, пота и слез уходит на каждое болезненное достижение.
Философ науки Эрик Шерри критикует Капру, Зукава и подобные книги. [10]
Питер Войт , физик-математик из Колумбийского университета , раскритиковал Капру за то, что он продолжал строить свои доводы в пользу параллелей физики и мистики на бутстреп-модели взаимодействий сильных сил , изложенной в конце книги: [6] спустя много времени после того, как Стандартная модель была полностью признана физиками как лучшая модель: [11]
Дао физики было завершено в декабре 1974 года, и последствия Ноябрьской революции, произошедшей месяцем ранее, которая привела к драматическим подтверждениям стандартной модели квантовой теории поля, явно не осознались Капрой (как и многими другими в то время). Труднее понять то, что книга выдержала уже несколько изданий, и в каждом из них Капра оставил нетронутой устаревшую физику, включая новые предисловия и послесловия, которые с невозмутимым лицом отрицают произошедшее. В предисловии ко второму изданию 1983 года говорится: «Для меня было очень приятно, что ни одно из этих недавних событий не лишило законной силы ничего из того, что я написал семь лет назад. ни в каком отношении к реальности, что в 1983 году стандартная модель была почти повсеместно принята в физическом сообществе, а теория начальной загрузки была мертвой идеей... Даже сейчас книга Капры, с ее сумасшедшими отрицаниями того, что произошло в теории частиц, можно найти хорошо продающимся в каждом крупном книжном магазине. К ней присоединились некоторые другие книги на ту же тему, в первую очередь Гэри Зукава. Мастера Танца У-Ли . Философия бутстрепа, несмотря на свою полную неудачу как физическая теория, продолжает жить как часть смущающего культа Нью-Эйдж, последователи которого отказываются признать то, что произошло.
На поминках 2019 года в честь физика Джеффри Чу , одного из «отцов бутстрапа», Капра ответил на критику, подобную критике Войта:
Однако стандартная модель не включает гравитацию и, следовательно, не может объединить все известные частицы и силы в единую математическую структуру. В настоящее время наиболее популярным кандидатом на такую концепцию является теория струн , которая представляет все частицы как различные колебания математических «струн» в абстрактном 9-мерном пространстве. Математическая элегантность теории струн неотразима, но у этой теории есть серьезные недостатки. Если эти трудности сохранятся, и если теория «квантовой гравитации» продолжит оставаться неуловимой, идея бутстрепа вполне может когда-нибудь возродиться в той или иной математической формулировке. [12]
Издания
[ редактировать ]- Дао физики , Фритьоф Капра, Shambhala Publications, 1975.
- Шамбала, 2-е издание 1983 г.: ISBN 0-394-71612-4 Bantam, переиздание 1985 г.: ISBN 0-553-26379-X
- Шамбала, 3-е издание 1991 г.: ISBN 0-87773-594-8
- Шамбала, 4-е издание 2000 г.: ISBN 1-57062-519-0
- Шамбала, 5-е издание 2010 г.: ISBN 978-1590308356
- Аудио Ренессанс, аудиокассета 1990 года: ISBN 1-55927-089-6
- Audio Renaissance, аудиокомпакт-диск 2004 г. (в сокращении) ISBN 1-55927-999-0
См. также
[ редактировать ]- Квантовый мистицизм
- Квантовая реальность
- Танцующие мастера У Ли
- Поворотный момент
- Война мировоззрений
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Фритьоф Капра, интервью Рене Вебер в книге «Голографическая парадигма» , Шамбала/Random House. 1982. страницы 217–218. ISBN 0-394-71237-4
- ^ Аэсеруд, Финн (2015). «Дополнительные отношения: Нильс Бор и Китай *» (PDF) . Berliner China-Hefte/Китайская история и общество . 46 : 69–76 – через Архив Нильса Бора, Копенгагский университет.
- ^ Капра, Фритьоф (1989). Вой с волками. Вернер Гейзенберг, из «Необыкновенная мудрость: беседы с замечательными людьми». Торонто; Нью-Йорк: Bantam Books. http://www4.westminster.edu/staff/brennie/wisdoms/uncowisd.htm
- ^ «Вик Мэнсфилд» . Темплтон Пресс . Проверено 14 декабря 2014 г.
- ^ «Исследование параллелей между современной физикой и восточным мистицизмом» . Архивировано из оригинала 9 октября 2010 года . Проверено 13 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Капра, Фритьоф (1991). Дао физики (3-е обновленное издание) в мягкой обложке – 13 августа 1991 г. ISBN 0877735948 .
- ^ «Джереми Бернштейн» . Край . Проверено 14 декабря 2014 г.
- ^ Джереми Бернштейн (1982). Наука наблюдалась . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 333–340 . ISBN 0-465-07340-9 .
- ^ Леон Ледерман (1993). Частица Бога: если Вселенная — это ответ, то в чем вопрос? . Нью-Йорк: Бантам Даблдей. стр. 189–193 . ISBN 0-385-31211-3 .
- ^ Эрик Р. Шерри (1989). «Восточный мистицизм и предполагаемые параллели с физикой». Американский журнал физики . 57 (8): 687–692. Бибкод : 1989AmJPh..57..687S . дои : 10.1119/1.15921 . S2CID 121572969 .
- ^ Питер Войт (2006). Даже не так: провал теории струн и поиск единства в физическом законе . Основные книги. стр. 141–145. ISBN 978-0-465-09275-8 .
- ^ «Памяти Джеффри Чу 1924-2019» . fritjofcapra.net . Проверено 21 октября 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Голографическая парадигма и другие парадоксы , под редакцией Кена Уилбера , Боулдер, Колорадо: Шамбала, 1982, ISBN 0-394-71237-4
- Войт, Питер (2006). Даже не так: провал теории струн и поиск единства в физическом законе . Основные книги. ISBN 0-465-09275-6 .
- Сиу, Р.Г.Х., Дао науки: очерк западных знаний и восточной мудрости , Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1957, ISBN 978-0-262-69004-1 / LCCN 57--13460