майянство
Нью Эйдж Верования Список тем Нью Эйдж |
---|
Концепции |
Духовные практики |
Доктрины |
Майянство — это некодифицированный эклектичный сборник верований Нью Эйдж , частично находящийся под влиянием доколумбовой мифологии майя и некоторых народных верований современных народов майя . [1] [2]
Современный майанизм уделяет меньше внимания контактам между древними майя и затерянными землями , чем в работах ранних писателей, таких как Годфри Хиггинс , Шарль Этьен Брассер де Бурбур и Огюст Ле Плонжон , вместо этого ссылаясь на возможные контакты с внеземной жизнью . Однако он продолжает включать ссылки на Атлантиду . [3] Представления о внеземном влиянии на майя можно найти в книге « Колесницы богов?» Эрих фон Деникен , чьи древние теории астронавтов, в свою очередь, находились под влиянием работ Питера Колосимо и особенно команды Жака Бержье и Луи Паувелса , авторов книги «Утренняя волшебница» . Эти последние писатели были вдохновлены фантастической литературой Лавкрафта . [4] и публикации Чарльза Форта . Тем не менее, остаются элементы увлечения потерянными континентами и потерянными цивилизациями, особенно популяризированными научной фантастикой XIX века и спекулятивной фантастикой таких авторов, как Жюль Верн , Эдвард Бульвер-Литтон и Х. Райдер Хаггард .
Майянство пережило возрождение в 1970-х годах благодаря работам Фрэнка Уотерса , писателя, пишущего на тему мифологии хопи . [5] Его Книга хопи отвергается «традиционалистами хопи как в значительной степени эрзац». [6] В 1970 году Уотерс получил грант Фонда Рокфеллера на поддержку исследований в Мексике и Центральной Америке. Результатом этого стала его книга 1975 года « Тайна Мексики: грядущий шестой мир сознания», в которой обсуждается мезоамериканская культура, сильно окрашенная верованиями Уотерса в астрологию , пророчества и затерянный континент Атлантиду . [7] Оно приобрело новый импульс в контексте феномена 2012 года , особенно в работе Нью Эйдж автора Джона Мейджора Дженкинса Maya» утверждает, что майя является «основными идеями или учениями религии и философии майя». , который в своей книге 2009 года «The История 2012 года: мифы, заблуждения и правда, стоящие за самой интригующей датой в истории. [8]
Майянство обрело новую силу благодаря псевдонаучной научной литературе таких авторов, как Эрих фон Деникен , Захария Ситчин и Грэм Хэнкок , чьи теории варьируются от призыва древних астронавтов и других инопланетян из космоса до возрождения идеи о том, что древние народы из затерянных земель принесли мудрость. и технологии для майя. Следствием этого является то, что майя имели доступ к аспектам древних знаний, спиритуализма, философии и религии, которые полезны для того, чтобы справиться с современным миром, будь то избегание Армагеддона , принятие мистического Апокалипсиса или построение будущей Утопии .
Майя имеет сложную историю, которая опирается на множество различных источников, находящихся на периферии основной археологии . Он привлек растущее внимание благодаря своему влиянию на популярную культуру посредством криминального чтива , научной фантастики , фэнтезийной литературы , а в последнее время — кино , графических романов , фэнтезийных ролевых игр и видеоигр . Он также черпал вдохновение из успеха «Селестинского пророчества» Джеймса Редфилда , романа, в котором говорится о вымышленном открытии доколумбовой рукописи самопомощи в Южной Америке.
Майянство пропагандировалось конкретными издательствами, в первую очередь Inner Traditions – Bear & Company , которое выпустило ряд книг на тему 2012 года таких авторов, как Хосе Аргуэльес , Джон Мейджор Дженкинс , Карл Йохан Каллеман и Барбара Хэнд Клоу. Компания Джереми П. Тарчер, Inc. опубликовала работы авторов движения «Новый век» Дэниела Пинчбека и Джона Мейджора Дженкинса , которые еще больше способствовали растущему интересу к майянству.
История
[ редактировать ]Майянство можно проследить до таких источников, как книга Утопия» « Томаса Мора шестнадцатого века , который разработал концепцию утопии в Новом Свете (идея, впервые исследованная Христофором Колумбом в его «Книге пророчеств» 1501 года ). В восемнадцатом веке спекуляции о происхождении древней цивилизации майя стремились связать историю майя с библейскими историями о Ноевом ковчеге , Вавилонской башне и десяти потерянных коленах Израиля. Сюда входили предположения о легендарных героях культуры, таких как Вотан и Кетцалькоатль . [9] [10]
В начале девятнадцатого века Александр фон Гумбольдт и лорд Кингсборо внесли дальнейший вклад в подобные предположения. Гумбольдта и Кингсборо, в свою очередь, цитировал Годфри Хиггинс , чей «Анакалипсис» (1833) способствовал возникновению вечной философии и утверждает, что все религии имели общее древнее происхождение в Золотом веке далекого прошлого. [11] [12]
В конце девятнадцатого века Шарль Этьен Брассер де Бурбур внес значительный научный вклад (включая повторное открытие Пополь -Вух ), но к концу своей карьеры пришел к убеждению, что древнюю культуру майя можно проследить до затерянного континента Атлантида. . Например, в 1857 году Брассер идентифицировал Вотана как финикийского правителя, основавшего Паленке , и в статье, опубликованной в 1872 году, приписывал мифологические мезоамериканские катаклизмы ранней версии теории сдвига полюсов . Работы Брассера, некоторые из которых были проиллюстрированы талантливым, но очень неточным Жаном-Фредериком Вальдеком , повлияли на другие произведения лженауки и псевдоистории , такие как исследования Дезире Шарне , Огюста Ле Плонжона , Игнатиуса Л. Доннелли и Джеймса Черчворда . Ле Плонжон и Доннелли, в свою очередь, повлияли на творчество таких писателей, как мадам Блаватская. [13] который принес неверные представления о древних майя в ранние круги Нью Эйдж. [14] Эти идеи стали частью системы убеждений, выдвинутой экстрасенсом Эдгаром Кейси в начале двадцатого века и позже популяризированной в 1960-х годах писателем Джессом Стерном . Одним из примеров раннего майя является создание группы под названием «Храм майя» Гарольдом Д. Эмерсоном из Бруклина, самопровозглашенным священником майя , который в период с 1933 по 1941 год редактировал серийное издание под названием «Майя, посвященные духовному просвещению и научной религии» . [15] Попытки синтеза религии и науки, общая тема майя, являются одним из вкладов теософии , в то время как Эмерсон мог бы стать ранним примером пластического шамана в майянизме.
Основные убеждения
[ редактировать ]У майя нет центральной доктрины. Однако основная предпосылка заключается в том, что древние майя понимали аспекты человеческого опыта и человеческого сознания, которые остаются плохо понятыми в современной западной культуре . Это включает в себя понимание космологии и эсхатологии, а также утраченные знания о передовых технологиях и экологии , которые, если они станут известны, могут быть использованы для улучшения условий жизни человека и создания будущей Утопии. Однако, как система верований Нью-Эйдж, майя пренебрегает академической наукой, отдавая предпочтение знаниям, полученным через откровение и пророчество , а также традиционным знаниям . [16] Верования майя, как правило, характеризуются сочетанием эзотеризма и синкретизма , а не являются результатом формальных контролируемых полевых исследований или детальных научных исследований, основанных на широком спектре первоисточников. [17]
21 декабря 2012 г.
[ редактировать ]Значение этой даты в майянстве проистекает из окончания текущего бактунов цикла календаря майя в 2012 году, что, как многие полагали, приведет к глобальному «сдвигу сознания» и началу новой эпохи. Это стало известно как феномен 2012 года . Слухи об этой дате восходят к первому изданию «Майя» (1966) Майкла Д. Коу , в котором он предложил дату 24 декабря 2011 года как дату, когда, по мнению майя, «Армагедон настигнет выродившиеся народы мир и все творение». [18] Эта дата стала предметом спекуляций Фрэнка Уотерса , который посвятил две главы ее интерпретации, включая обсуждение астрологической карты для этой даты и ее связи с пророчествами хопи в книге «Тайна Мексики: Грядущий шестой мир сознания» (1975). [7] Значение 2012 года (но не конкретного дня) было кратко упомянуто Хосе Аргуэльесом в книге «Преобразующее видение: размышления о природе и истории человеческого самовыражения» (1975). [19] и (без ссылки на древних майя) Теренса МакКенны и Денниса МакКенны в книге «Невидимый ландшафт: разум, галлюциногены и И Цзин» (1975). [20]
Книга Уотерса вызвала дальнейшие предположения в середине 1980-х годов, включая пересмотр даты Маккеннами, Аргуэльесом и Джоном Мейджором Дженкинсом на дату, соответствующую зимнему солнцестоянию в 2012 году. Интерпретации даты стали предметом дальнейших спекуляций Хосе Аргуэльеса. в книге «Фактор майя: путь за пределы технологий» (1987), выдвинутой на премию «Гармоническая конвергенция» 1987 года . Дальнейшее развитие она получила в теории новизны Теренса Маккенны . Предполагаемое предсказание астрономического соединения черной дыры в центре галактики Млечный в день зимнего солнцестояния Путь с Солнцем 21 декабря 2012 года, о котором упоминает Дженкинс в книге «Космогенез майя 2012: истинное значение конечной даты календаря майя » ( 1998) [21] и Галактическое выравнивание: трансформация сознания согласно майянским, египетским и ведическим традициям (2002) [22] как предсказывали древние майя и другие, это долгожданное событие в майяизме. Хотя Дженкинс предполагает, что знания древних майя об этом событии были основаны на наблюдениях за Темным разломом в Млечном Пути, видимым с Земли (этот темный разлом, как утверждают некоторые ученые майя, некоторые майя считали одним из входов в к Шибальбе ), другие видят в этом свидетельство знаний, переданных через древний контакт с внеземным разумом . Соответствие современных наблюдений Темного Разлома доколумбовым и традиционным верованиям майя активно обсуждается, и академические археологи отвергают все теории, касающиеся контактов с инопланетянами, но очевидно, что пропаганда майя через интерес в 2012 году способствует эволюции религиозного синкретизма. в современных общинах майя. психонавтов Автор Дэниел Пинчбек популяризировал концепции Нью Эйдж об этой дате, связывая ее с представлениями о кругах на полях , похищениях инопланетянами и личными откровениями, основанными на использовании энтеогены и медиумизм в своей книге 2006 года « 2012: Возвращение Кетцалькоатля» . [23]
Карл Йохан Каллеман отличается тем, что считает ключевой датой окончания 28 октября 2011 года, а не 21 декабря 2012 года. Каллеман считает эту дату не апокалипсисом, а медленной трансформацией сознания, когда люди начинают испытывать более высокое «сознание единства». [24]
Майанизм, шаманизм и «тольтеки»
[ редактировать ]Шаманизм стал важным компонентом майя, отчасти благодаря научной интерпретации древних правителей майя как шаманов и популярности Карлоса Кастанеды , в чьих книгах описывалось его обучение у яки колдуна . Однако работа Кастанеды рассматривается как вымышленная, неточная, вводящая в заблуждение и плагиат , и существуют существенные доказательства, подтверждающие интерпретацию того, что и «Карлос» (персонаж в книгах Кастанеды), и дон Хуан (колдун) являются вымышленными творениями. [25] [26] [27] Хотя яки являются коренными жителями региона пустыни Сонора на севере Мексики и юга Аризоны, вдали от региона майя, майя часто смешивает концепцию тольтеков (Кастанеды) с тольтеками , которые взаимодействовали с древними майя. Это происходит из спекуляций Брассера и Шарне в XIX веке о тольтеках как о белой арийской расе , которая принесла развитую цивилизацию в Америку либо посредством миграции из Азии через Берингов пролив (согласно Шарне), либо эмиграции с затерянного континента Атлантида ( по Брассёру). [28]
См. также
[ редактировать ]- Дэвид Айк
- Dreamspell — календарь, изобретенный Хосе Аргуэльесом и являющийся современной интерпретацией календаря майя .
- Список тем, характеризуемых как лженаука
Примечания
[ редактировать ]- ^ Александр 1999
- ^ Обручи 2011
- ^ Дженкинс 2009 , стр. 304–6.
- ^ Колавито 2005 г.
- ^ Уотерс 1963
- ^ Бумага, Джордан (2006). Религиозные традиции коренных народов Северной Америки: танцы ради жизни . Прегер. п. 38. ISBN 978-0275990978 .
- ^ Jump up to: а б Уотерс 1975 .
- ^ Дженкинс 2009 .
- ^ Хупс, Джон В. (2011a). «Критическая история мифологии 2012 года» (PDF) . Труды Международного астрономического союза . 7 : 240–248. Бибкод : 2011IAUS..278..240H . дои : 10.1017/S174392131101266X .
- ^ Хупс, Джон В. (2011b). «Майанство приходит из (новой) эпохи». В Джозефе Гелфере (ред.). 2012: Расшифровка контркультурного апокалипсиса . Лондон: Издательство Equinox. стр. 38–59. ISBN 978-1-84553-639-8 .
- ^ Обручи 2011a
- ^ Обручи 2011b
- ^ Коулман, Уильям Эмметт. «Источники сочинений мадам Блаватской» . Blavatskyarchives.com . Проверено 17 июня 2012 г. Первоначально опубликовано в Соловьев, Всеволод Сергеевич (1895). «Приложение С». Современная жрица Исиды . Лондон: Лонгман . стр. 353–66.
- ^ Вашингтон 1993 .
- ^ Томпсон 1970 , стр. 170.
- ^ Обручи 2011
- ^ Обручи 2011
- ^ Коу 1966 .
- ^ Аргуэльес 1975 .
- ^ Маккенна и Маккенна 1975 .
- ^ Дженкинс 1998 .
- ^ Дженкинс 2002 .
- ^ Пинчбек 2006 .
- ^ Каллеман, Карл Иоганн (23 июля 2011 г.). «Календарь Майя – Прогноз на пятый день девятого подземного мира» [Календарь Майя – Прогноз на пятый день девятого подземного мира]. Экзополитика Германии (на немецком языке).
- ^ де Милль 1976 .
- ^ де Милль 1980 .
- ^ Файкс, Джей Кортни (1993). Карлос Кастанеда: академический оппортунизм и психоделические шестидесятые . Виктория, Британская Колумбия: Millennia Press. ISBN 978-0969696001 .
- ^ Эванс 2004 .
Ссылки
[ редактировать ]- Алдана, Херардо (2011). «За астрономическими закономерностями» . Берфруа . Проверено 21 июня 2011 г.
- Александр, Деннис (1999). Майянство: новый взгляд на старую религию . Пинеллас-Парк, Флорида: Sentient Temple Press. ISBN 1-880534-10-Х .
- Аргуэльес, Хосе (1975). Преобразующее видение: размышления о природе и истории человеческого самовыражения . Боулдер, Колорадо: Шамбала. ISBN 0-394-73067-4 .
- Барриос, Карлос (2009). Книга судьбы: раскрытие тайн древних майя и пророчество 2012 года . Нью-Йорк: Издательство HarperCollins. ISBN 9780061574146 . ОСЛК 191931974 .
- Каллеман, Карл Йохан (2000). Разгадка величайшей загадки нашего времени: календарь майя . Гарев Паблишинг Интернэшнл. ISBN 978-0-9707558-0-3 .
- Чиаппари, Кристофер Л. (2002). «К теологии освобождения майя: реформирование« традиционной »религии в глобальном контексте». Журнал научного изучения религии . 41 (1): 47–67. дои : 10.1111/1468-5906.00099 . ISSN 0021-8294 .
- Коу, Майкл Д. (1966). Майя . Praeger Publishers, Inc. Нью-Йорк: ISBN 0-500-05061-9 .
- Коу, Майкл Д .; Марк Л. Ван Стоун (2005). Чтение символов майя . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28553-4 .
- Колавито, Джейсон (2004). «Возничий богов» . Проверено 14 января 2008 г. Первоначально опубликовано как Колавито, Джейсон (2004). «Возничий богов». Скептик . 10 (4).
- де Милль, Ришар (1976). Путешествие Кастанеды: сила и аллегория . Санта-Барбара, Калифорния: Capra Press. ISBN 0-88496-068-4 .
- де Милль, Ришар (1980). Документы Дон Хуана: дальнейшие споры о Кастанеде . Санта-Барбара, Калифорния: Издательство Росс-Эриксон. ISBN 0-534-12150-0 .
- Десмонд, Лоуренс; Мессенджер, Филлис (1988). Сон Майи: Август и Алиса Ле Плонжон на Юкатане девятнадцатого века . Альбукерке, Нью-Мексико: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 0-8263-1000-1 . Архивировано из оригинала (воспроизведение текста в Интернете) 31 мая 2008 г.
- Эванс, Р. Трипп (2004). Романтика майя: мексиканская древность в американском воображении, 1820–1915 гг . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-70247-7 .
- Джове, Джозеф (2007). «Инаугурационное соглашение от 14 января» . CommonPassion.org . Проверено 14 января 2008 г.
- Хупс, Джон В. (2011). «Майанство приходит из (новой) эпохи». В Джозефе Гелфере (ред.). 2012: Расшифровка контркультурного апокалипсиса . Лондон: Издательство Equinox. стр. 38–59. ISBN 978-1-84553-639-8 .
- Дженкинс, Джон Мейджор (1998). Космогенез майя: истинное значение даты окончания календаря майя . Санта-Фе, Нью-Мексико: Bear & Company . ISBN 1-879181-48-7 .
- Дженкинс, Джон Мейджор (2002). Галактическое выравнивание: трансформация сознания согласно майя, египетским и ведическим традициям . Рочестер, Вирджиния: Внутренние традиции . ISBN 1-879181-84-3 .
- Дженкинс, Джон Мейджор (2009). История 2012 года: мифы, заблуждения и правда, стоящие за самой интригующей датой в истории . Нью-Йорк: Джереми П. Тарчер / Пингвин. ISBN 978-1-58542-766-6 .
- Джонсон, Кеннет (1997). Мудрость ягуара: магия календаря майя . Сент-Пол, Миннесота: Публикации Ллуэллина. ISBN 1-56718-372-7 .
- Мейс, Кэрролл Эдвард (1973). «Шарль Этьен Брассер де Бурбур, 1814-1874». В Клайне, Ховард Ф. (ред.). Справочник индейцев Средней Америки . Том. 13. Остин: Издательство Техасского университета. стр. 298–325.
- Маккенна, Теренс; Маккенна, Деннис (1975). Невидимый ландшафт: разум, галлюциногены и И Цзин . Нью-Йорк: Сибери Пресс. ISBN 0-8164-9249-2 .
- Монтгомери, Джон (2004). Как читать иероглифы майя (Практические словари Гиппокрена) . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 978-0-7818-1020-3 .
- Художник Джеймс (6 сентября 2007 г.). «Задание новому президенту Гватемалы» . BBC News Online (международное издание) . Проверено 14 января 2008 г.
- Пинчбек, Дэниел (2006). 2012: Возвращение Кетцалькоатля . Нью-Йорк: Группа Пингвин. ISBN 1-58542-483-8 .
- Ситлер, Роберт К. (2006). «Феномен 2012 года: присвоение нью-эйджем древнего календаря майя». Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 9 (3): 24–38. дои : 10.1525/номер.2006.9.3.024 . ISSN 1541-8480 .
- Томпсон, Дж.С. (1970). История и религия майя . Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0-585-16980-2 .
- Ван Стоун, Марк Л. (2010). 2012: Наука и пророчества древних майя . Калифорния: Тлакаэлел Пресс. ISBN 978-0-9826826-0-9 .
- Ван Стоун, Марк (2008). «Это не конец света: что говорят нам древние майя о 2012 году» . ФАМСИ.
- Вашингтон, Питер (1993). Бабуин мадам Блаватской: история мистиков, медиумов и неудачников, которые принесли спиритуализм в Америку . Нью-Йорк: Schocken Books. ISBN 0-8052-1024-5 .
- Уотерс, Фрэнк (1963). Книга хопи. Рисунки и исходный материал записаны Освальдом Белым Медведем Фредериксом . Нью-Йорк: Викинг Пресс. ISBN 978-0-14-004527-7 .
- Уотерс, Фрэнк (1975). Мистика Мексики: грядущий шестой мир сознания . Чикаго: Sage Books. ISBN 978-0-8040-0922-5 .