Вотан
Вотан [ произношение? ] — легендарная или мифологическая фигура, упомянутая в ранних европейских отчетах о цивилизации майя .
Истоки истории Вотана
[ редактировать ]История Вотана в Мексике восходит как минимум к концу 17 века. Впервые он был опубликован в епархиальных конституциях епископства Чьяпаса (1702 г.) ла Вега , епископом Чьяпаса. Франсиско Нуньесом де По словам Франсиско Хавьера Клавихеро :
Ф. Нуньес де ла Вега, епископ Чьяпы, говорит в предисловии к своим Синодальным конституциям , что во время посещения своей епархии в конце прошлого века (то есть в конце 1600-х годов) он нашел множество древних календарей. чиапанцев, и старинная рукопись на языке этой страны, сделанная самими индейцами, в которой говорилось, согласно их древней традиции, что некий человек по имени Вотан. при этом присутствовал великое здание, которое было построено по приказу его дяди, чтобы вознестись до небес; что тогда каждому народу был дан свой язык, и что самому Вотану Бог поручил произвести раздел земель Анауака . Далее прелат добавляет, что в его время в Теопикске существовало большое поселение этой епархии, семья по фамилии Вотан, которые считались потомками этого древнего населения. Мы здесь не пытаемся придать древность населению Америки на основании веры кьяпанцев, а просто хотим показать, что американцы считали себя потомками Ноя. [ 1 ]
В своем отчете епископ Нуньес де Вега также утверждает, что Вотан принадлежал к королевскому роду «Чам» (вероятно, «чан» или змея) и что он основал королевство под названием «На Чан» (Змеиный дом) на реке Усумасинта , которое в конечном итоге простирался через Чьяпас и Соконуско до Тихоокеанского побережья. [ 2 ] Дополнительную информацию можно найти в публикации Антонио дель Рио 1786 года. [ 3 ] который цитирует те же источники, что и Клавихеро, и подробно рассуждает о личности Вотана и путешествует в Старый Свет.
В то время, когда истоки доколумбовых культур были плохо изучены, эти священнослужители связывали Вотана с библейскими историями о Вавилонской башне и Ное , предполагая, что он пришел в Мексику из Старого Света . Эта традиция была увековечена дополнительными фантастическими предположениями, которые подверглись резкой критике со стороны последующих ученых. Сюда входит ассоциация Вотана с Паленке Рамоном де Ордоньесом-и-Агиларом, священником, который жил недалеко от этого места и написал одно из самых ранних описаний руин в 1773 году. Ордоньес, по-видимому, включил в себя часть информации, которая была собрана ранее епископом. Нуньеса де ла Веги в документ под названием Probanza de Votan . «Эта странная работа содержала некоторые фрагменты из Хименеса и запутанный рассказ о Вотане, культурном герое народа Целталь , который, по словам Ордоньеса, построил Паленке. Фантастические подробности описали четыре путешествия Вотана обратно на Ближний Восток». [ 4 ] Цельталь — этническая группа, населяющая регион, включающий Теописку, штат Чьяпас, примерно в 113 км к юго-востоку от Паленке. Говорят, что в конце 17 века в Комитлане проживало двести целтальских семей «предков Вотана». [ 2 ]
Утверждение о родстве Вотана и Одина встречается в работе выдающегося географа Александра фон Гумбольдта , который писал в «Vues des Cordilleres» (1810):
Мы обратили особое внимание наших читателей на этого Вотана, или Водана, американца, который появляется в одной семье с Водами или Одинами готов и людей кельтского происхождения. Поскольку, согласно ученым исследованиям сэра Уильяма Джонса , Один и Будда, вероятно, являются одним и тем же человеком, любопытно видеть имена Бондвара , Водансдага и Вотана, обозначающие в Индии, Скандинавии и Мексике день короткого периода. . [ 5 ]
В «Истории цивилизованных наций Мексики и Центральной Америки » (1857) Шарль Этьен Брассер де Бурбур утверждал, что Вотан был древним финикийским законодателем , который мигрировал с Ближнего Востока в район майя, победил расу, называемую квинам, построил город Паленке и основал империю под названием Шибальба , которая, как постулировал Брассер де Бурбур, когда-то охватили всю Мексику и часть Соединенных Штатов. Последующие исследования майя не нашли поддержки контактам финикийцев с древней Мезоамерикой и идентифицировали Шибальбу как мифическое место, а не как политическое образование.
Влияние на мормонизм
[ редактировать ]Обширный анализ истории Вотана появился в качестве комментария Пауля Феликса Кабреры к работе Антонио дель Рио в 1822 году. [ 6 ] Критики церкви СПД [ ВОЗ? ] утверждали, что работа Кабреры оказала сильное влияние на Джозефа Смита и Оливера Каудери , основателей движения Святых последних дней . [ нужна ссылка ] Смит сообщил, что в 1823 году у него было видение, которое в конечном итоге привело его к заявленному открытию золотых пластин , на которых задокументировано путешествие группы древних израильтян в Америку, 960-летняя история их потомков и их отношения с богом израильтян. Эти листы являются источником Книги Мормона .
Сходство с Вотаном
[ редактировать ]Сходство имен Вотан и Вотан также стало источником большой путаницы. Глава IV книги «Атлантида: Допотопный мир » (1882) Игнатия Л. Доннелли , озаглавленная «Бог Один, Воден или Вотан», повторяет ссылку Клавихеро в контексте предположений об Атлантиде и (вслед за Брассером де Бурбуром) также предполагает, что Вотан построил Паленке. Доннелли цитирует Клавихеро, говорящего, что Вотан «провел семь семей из Валум-Вотана на этот континент и выделил им земли». [ 7 ] и подразумевает, что «Валум-Вотан» могло быть ссылкой на Атлантиду . [ 8 ] История Вотана была далее связана с легендой об Атлантиде Льюиса Спенса в книге «Атлантида в Америке» (1925), который идентифицирует Вотана как «местное имя Кетцалькоатля» и дает краткий обзор рассказа Нуньеса де ла Веги. [ 9 ]
Пакаль Вотан
[ редактировать ]Ассоциации Вотана с Паленке побудили Нью Эйдж духовного лидера Хосе Аргуэльеса назвать Пакаля Великого «Пакаль Вотаном» и назвать себя эманацией «Валум Вотан». Однако в надписях Паленке не было обнаружено никаких упоминаний о Вотане, несмотря на значительный прогресс в расшифровке обширных надписей майя, известных для этого места. [ 10 ]
Культурный герой?
[ редактировать ]
Более критическая оценка предполагает, что Вотан был культурным героем Целталь , чья история может быть основана на истории правителя, жившего в окрестностях Теописки, штат Чьяпас, в постклассический период. Его называли «Повелителем горизонтального деревянного барабана» и «богом тьмы-ягуара» ( акбал ). [ 11 ] и его имя было одним из двадцати названий дней в календаре Целталь. [ 1 ] Ритуальные предметы, связанные с Вотаном, были вывезены из святилища и сожжены на главной площади Уэуэтлана епископом Нуньесом де ла Вега в 1691 году. [ 12 ] [ 13 ]
Сапата голосует
[ редактировать ]Вотан часто называют «сердцем» коренных жителей Чьяпаса. Качества культурного героя и глубокого чувства выражены в личности Вотана Сапаты, легендарного проявления духа Эмилиано Сапаты, почитаемого членами Сапатистской Армии национального освобождения (EZLN). [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Клавигеро 1787, с. 204
- ^ Jump up to: а б Мэггед 1996, с. 26
- ^ Рио [1786] (1822)
- ^ Мейс 1973, с. 300
- ^ Гумбольдт 1810, с. 148
- ^ Река [1786] (1822).
- ^ Доннелли 1882, с. 314
- ^ Доннелли 1882, с. 316
- ^ Спенс 1925, стр. 55-56.
- ^ Например, во всестороннем сборнике эпиграфических знаний о надписях Паленке « Согласие с надписями Паленке» (Рингл и Смит-Старк, 1996) нет упоминания или индексной записи для вотана .
- ^ Томпсон 1970, с. 326
- ^ Спенс 1925, с. 55
- ^ Меггед 1996, с. 28
Ссылки
[ редактировать ]- Бринтон, Дэниел Г. (1882). Американские мифы о героях: исследование коренных религий Западного континента ( онлайн-воспроизведение электронной книги Project Gutenberg ) . Филадельфия: HC Watts and Co. OCLC 2461981 . Проверено 31 января 2008 г.
- Бринтон, Дэниел Г. (1883). Авторы-аборигены Америки и их произведения; Особенно на родном языке. Глава истории литературы ( онлайн-воспроизведение электронной книги Project Gutenberg ) . Филадельфия: Д. Г. Бринтон. ОСЛК 2987103 .
- Клавигеро, Франческо Саверио (1787). История Мексики. Собрано из материалов испанских и мексиканских историков, из рукописей и древних картин индейцев. Иллюстрировано диаграммами и другими медными пластинами. К этому добавляются критические рассуждения о земле, животных и жителях Мексики. Аббат Д. Франческо Саверио Клавигеро., 2 тома . Перевод Чарльза Каллена. Лондон: GGJ и Дж. Робинсон. ОСЛК 2671015 .
- Доннелли, Игнатий (1882). Атлантида: Допотопный мир (воспроизведено онлайн в Интернет-архиве священных текстов [2003], отредактировано и с предисловием Дж. Б. Хэра) . Нью-Йорк: Харпер и братья . ОСЛК 37995012 . Проверено 1 февраля 2008 г.
- Гумбольдт, Александр фон (1810а). Виды Кордильер и памятники коренных народов Америки (на французском языке). Париж: Ф. Шолль. OCLC 15335414 .
- Гумбольдт, Александр фон (1810b). Живописные виды Кордильер и памятники американских народов (онлайн-воспроизведение Курта Штюбера [2002]) (на немецком языке). Тюбинген, Германия: JG Cotta'sche Verlagsbuchhandlung. OCLC 4504586 .
- Гумбольдт, Александр фон (1816). Виды Кордильер и памятники коренных народов Америки; 2 тома (на французском языке) (сокращенно из под ред. Фолио). Париж: греко-латино-немецкий книжный магазин. ОСЛК 15082601 .
- Гумбольдт, Александр фон (1852). Космос: Очерк физического описания Вселенной, Том. 4 . Перевод EC Otte ; БХ Пол. Лондон: Генри Г. Бон . OCLC 8353480 .
- Лафлин, Роберт М. (2003). Остерегайтесь Великого Рогатого Змея!: Чьяпас под угрозой Наполеона . Исследования IMS по культуре и обществу, том. 8. Олбани, штат Нью-Йорк: Институт мезоамериканских исследований , Университет Олбани, SUNY ; распространяется издательством Техасского университета . ISBN 0-942041-19-4 . OCLC 52341702 .
- Леон Касарес, Мария дель Кармен (1993). «Присутствие дьявола в епархиальных конституциях Фрай Франсиско Нуньес де ла Вега» ( PDF , онлайн-факсимиле в электронном журнале, UNAM) . Исследования по истории Новой Испании . 13 . Мехико: Институт исторических исследований, Национальный автономный университет Мексики : 41–71. ISSN 0425-3574 . ОСЛК 1771954 . Архивировано (PDF) из оригинала 16 июля 2011 г.
- Мейс, Кэрролл Эдвард (1973). «Шарль Этьен Брассер де Бурбур, 1814-1874». В Говарде Ф. Клайне (ред.). Справочник индейцев Средней Америки, Vol. 13: Путеводитель по этноисторическим источникам, часть II . Остин: Издательство Техасского университета . стр. 298–325. ISBN 0-292-70153-5 . OCLC 163392725 .
- Меггед, Амос (1996). Экспорт католической реформации: местная религия в раннеколониальной Мексике . Культуры, верования и традиции: народы средневековья и раннего Нового времени, том. 2. Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл . ISBN 90-04-10400-3 . ISSN 1382-5364 . OCLC 34355106 .
- Майлз, Юго-Запад (1971a). «Скульптура нагорья Гватемала-Чьяпас и склонов Тихого океана и связанные с ними иероглифы». В Гордоне Р. Уилли (ред.). Справочник индейцев Средней Америки, Vol. 2: Археология Южной Мезоамерики, Часть I. Остин: Издательство Техасского университета . стр. 237–275. ISBN 0-292-73260-0 . ОСЛК 277126 .
- Майлз, Юго-Запад (1971b). «Краткий обзор этнологии горной местности Гватемала-Чьяпас и тихоокеанских склонов до завоевания». В Гордоне Р. Уилли (ред.). Справочник индейцев Средней Америки, Vol. 2: Археология Южной Мезоамерики, Часть I. Остин: Издательство Техасского университета . стр. 275–287. ISBN 0-292-73260-0 . ОСЛК 277126 .
- Нуньес де ла Вега, Франсиско (1702 г.). Епархиальные конституции епископства Кьяппа . Рим: Каэтано Зеноби. OCLC 79261929 .
- Рингл, Уильям М.; Томас К. Смит-Старк (1996). Согласие с надписями Паленке, Чьяпас, Мексика . Публикации МАРИ, вып. 62. Новый Орлеан, Луизиана: Среднеамериканский исследовательский институт , Тулейнский университет . ISBN 0-939238-93-4 . ОСЛК 25630088 .
- Рио, Антонио дель (1822) [1786]. Пол Феликс Кабрера (ред.). Описание руин древнего города, обнаруженных недалеко от Паленке, в Королевстве Гватемала, в Испанской Америке: перевод оригинального рукописного отчета капитана дона Антонио дель Рио: сопровождается Teatro Crítico Americano; или «Критическое исследование и исследование истории американцев» (онлайн-воспроизведение на сайте OliverCowdery.com) . Лондон: Генри Берту и Саттаби, Эванс и Фокс . OCLC 55254809 .
- Спенс, Льюис (1925). Атлантида в Америке . Лондон: Эрнест Бенн. ОСЛК 1712943 .
- Субкоманданте Маркос (2002). Хуана Понсе де Леон (ред.). Наше слово — наше оружие: Избранные произведения . Нью-Йорк: Seven Stories Press. ISBN 1-58322-036-4 . OCLC 43953940 .
- Томпсон, Дж.С. (1970). История и религия майя . Серия «Цивилизация американских индейцев», № 99. Норман: University of Oklahoma Press . ISBN 0-8061-0884-3 . OCLC 177832 .