Jump to content

Кинич Меня

Кинич Ахау как правитель, классический период

Кинич Ахау ( майя : [kʼiː.nitʃ a'haw] XVI веком ) — юкатекское имя бога Солнца майя, датируемое как Бог G. , обозначаемое в кодексах В классический период бог Г изображается в виде мужчины средних лет с орлиным носом, большими квадратными глазами, косоглазым и подпиленным резцом в верхнем ряду зубов. Обычно присутствует инфикс «кин» («солнце»), иногда в самых глазах. Среди южных лакандонов Кинич Ахау продолжал играть роль в повествовании вплоть до второй половины двадцатого века.

Кинич Ахау — это юкатекское и лакандонское имя бога Солнца. Элемент k'inich , который обычно означает «солнечноглазый», по-видимому, широко использовался в качестве королевского титула в классический период. Кинич Ахау не следует путать с Ах Кин или Ах Кин Чоб. Ах Кин на юкатекском языке означает «тот, кто имеет дело с днем ​​(днями)», причем слова «день» и «солнце» совпадают. Этот термин относится к священникам юкатекского календаря и священникам в целом. Что касается Ах Кин Чоба, Дж. Э. Томпсон предположил, что это имя божества Лакандона (чередующееся с Кан Чоб и Чи Чак Чоб) может относиться к солнечному божеству, [1] но мифология Ах Кин Чоба этого не подтверждает. [2] Хотя элемент чоб был переведен как «косоглазый», что является иконографической особенностью классического солнечного божества, единственным источником для этого перевода является одно утверждение Тоззера. [3]

Юкатан XVI века

[ редактировать ]

Кинич Ахау был покровителем одного из четырех лет 52-летнего цикла (Ланда). В ритуалах, представленных в этом году, исполнялись военные танцы. [4] Кинич Ахау, по-видимому, считался аспектом высшего бога Ицамны . Предположительно, он может быть связан с божеством-покровителем Изамаля, Кинич Какмо «Огненным попугаем», который, как сообщалось, спускался на землю, когда солнце стояло в зените, чтобы съесть подношения ( Коголлудо ).

Классический период

[ редактировать ]

Появления Бога Джи в классическом искусстве майя , пожалуй, наиболее известны по большим лепным маскам, украшающим пирамиды. Однако по сравнению с божествами, связанными с плодородием сельского хозяйства, Бог G довольно редко встречается в других средствах массовой информации, кроме лепнины, и редко является частью повествовательных событий. Можно отметить, что герои-близнецы , Хун-Ахпу и Шбаланке, хотя и заявлены как превратившиеся в Солнце и Луну, никогда не показаны ассимилированными с Богом Г.

Земля восхода солнца: Восточный рай

[ редактировать ]

Бог Солнца ассоциируется с водным восточным раем, [5] где он может принять облик химерической водоплавающей птицы, [6] или быть изображенным молодым человеком, плывущим на каноэ. [7] Подобные образы могут напоминать лирическую религиозную поэзию, сравнимую с ацтекскими образами «цветочного рая» (Таубе).

Предки солнечных королей

[ редактировать ]

Солнечное божество может быть изображено как король ( аджау ), восседающий высоко на подушке трона (как в знаменитой повествовательной «Кроличьей вазе» из Наранхо ), или как правитель, несущий двуглавый «церемониальный брусок». И наоборот, царь майя неоднократно уподобляется божеству Солнца. Символическая двойная птица раннего копанского царя, Якса Куку Мо, «Великого попугая Кецаля», изображает в клюве голову солнечного божества. Цари-предки майя, уподобляемые солнечному божеству, иногда изображались вертикально спускающимися из зенита (как на стеле Такалик-Абадж 2 и стеле Тикаль 31). В частности, в Яшчилане король-предок восседает в солнечном картуше, а его жена - в лунном полумесяце. Солнечный аспект короля часто подразумевает апофеоз и жизнь после смерти.

Календарь

[ редактировать ]

Иероглифически бог Солнца является покровителем единицы дня ( къин 'день, солнце'), месяца Якшкин 'сухой сезон' и числа Четыре (параллельно дню Ахау).

Связи с другими божествами

[ редактировать ]

Несколько других божеств имеют большие глаза, например, Бог Д (Ицамна), Чаак (его брат) и различные боги-ягуары . Совместное использование атрибутов (включая инфикс кин ) происходит в основном с так называемым Богом-ягуаром подземного мира и океанским божеством с человеческим лицом, ушами-ракушками, плавниками возле рта и жертвенным шилом, вставленным во рту. [8] «Бог-Ягуар подземного мира» учёные традиционно называют «Ночным Солнцем», то есть формой, предположительно принимаемой солнцем во время его подземного путешествия с Запада на Восток. Было высказано предположение, что три только что упомянутых божества, участвующие в разделении атрибутов, возможно, могут представлять различные стадии ежедневного цикла Солнца. [9]

Мифология и ритуал

[ редактировать ]

Недавняя мифология майя в основном связана с детством Солнца и конфликтами, приведшими к его фактической солнечной трансформации. Хотя для обозначения пути солнца используются определенные образы (например, солнце, которое несут через подземный мир на плечах своего господина), [10] почти нет никаких историй о зрелом солнечном божестве, за исключением южных лакандонов. По их мнению, Кинич Ахау, старший брат высшего бога, положит конец этому миру, спустившись с неба и заставив своих ягуаров сожрать человечество. [11] О конкретных солнечных ритуалах также мало что известно, хотя Кинич Ахау регулярно встречается в Дрезденском кодексе , который в основном посвящен ритуальным вопросам.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Томпсон 1970: 241.
  2. ^ см. Боремансе 1986: 113–118, 186–187, 196–197.
  3. ^ Тоззер 1907: 95n.1
  4. Ланда, в Тоззере, 1941: 144.
  5. ^ Таубе 2004: 78 и далее.
  6. ^ Хельмут 1987: инжир. 354Д, 359
  7. ^ Хельмут 1987: рис. 167
  8. ^ Хельмут 1987: 283-286, 292-296.
  9. ^ например, Хельмут 1987: 284.
  10. ^ Томпсон 1970: 240.
  11. ^ Бореманс 1986: 279-280.

Библиография

[ редактировать ]
  • Boremanse, Contes et Mythologie des Indies Lacandons. 1986.
  • Хельмут, монстры и люди в искусстве майя. 1987.
  • Ланда, см. Тоззер
  • Милбрат, Звездные Боги Майя.
  • Стюарт и Стюарт, Паленке, Вечный город майя. Темза и Гудзон, 2008 г.
  • Таубе , Цветочная гора. Рез. 45 (2004): 69–98.
  • Таубе и Миллер, Боги и символы Древней Мексики и майя.
  • Томпсон, История и религия майя. 1970.
  • Тоззер, Сравнительное исследование майя и лакандонов. Нью-Йорк 1907 год.
  • Тоззер, Отношение Ланды к вещам Юкатана. 1941 год.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b540f13e35e4482ac6a81660681cd6f__1722481440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/6f/3b540f13e35e4482ac6a81660681cd6f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kinich Ahau - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)