Кинич Меня

Кинич Ахау ( майя : [kʼiː.nitʃ a'haw] XVI веком ) — юкатекское имя бога Солнца майя, датируемое как Бог G. , обозначаемое в кодексах В классический период бог Г изображается в виде мужчины средних лет с орлиным носом, большими квадратными глазами, косоглазым и подпиленным резцом в верхнем ряду зубов. Обычно присутствует инфикс «кин» («солнце»), иногда в самых глазах. Среди южных лакандонов Кинич Ахау продолжал играть роль в повествовании вплоть до второй половины двадцатого века.
Имена
[ редактировать ]Кинич Ахау — это юкатекское и лакандонское имя бога Солнца. Элемент k'inich , который обычно означает «солнечноглазый», по-видимому, широко использовался в качестве королевского титула в классический период. Кинич Ахау не следует путать с Ах Кин или Ах Кин Чоб. Ах Кин на юкатекском языке означает «тот, кто имеет дело с днем (днями)», причем слова «день» и «солнце» совпадают. Этот термин относится к священникам юкатекского календаря и священникам в целом. Что касается Ах Кин Чоба, Дж. Э. Томпсон предположил, что это имя божества Лакандона (чередующееся с Кан Чоб и Чи Чак Чоб) может относиться к солнечному божеству, [1] но мифология Ах Кин Чоба этого не подтверждает. [2] Хотя элемент чоб был переведен как «косоглазый», что является иконографической особенностью классического солнечного божества, единственным источником для этого перевода является одно утверждение Тоззера. [3]
Юкатан XVI века
[ редактировать ]Кинич Ахау был покровителем одного из четырех лет 52-летнего цикла (Ланда). В ритуалах, представленных в этом году, исполнялись военные танцы. [4] Кинич Ахау, по-видимому, считался аспектом высшего бога Ицамны . Предположительно, он может быть связан с божеством-покровителем Изамаля, Кинич Какмо «Огненным попугаем», который, как сообщалось, спускался на землю, когда солнце стояло в зените, чтобы съесть подношения ( Коголлудо ).
Классический период
[ редактировать ]Появления Бога Джи в классическом искусстве майя , пожалуй, наиболее известны по большим лепным маскам, украшающим пирамиды. Однако по сравнению с божествами, связанными с плодородием сельского хозяйства, Бог G довольно редко встречается в других средствах массовой информации, кроме лепнины, и редко является частью повествовательных событий. Можно отметить, что герои-близнецы , Хун-Ахпу и Шбаланке, хотя и заявлены как превратившиеся в Солнце и Луну, никогда не показаны ассимилированными с Богом Г.
Земля восхода солнца: Восточный рай
[ редактировать ]Бог Солнца ассоциируется с водным восточным раем, [5] где он может принять облик химерической водоплавающей птицы, [6] или быть изображенным молодым человеком, плывущим на каноэ. [7] Подобные образы могут напоминать лирическую религиозную поэзию, сравнимую с ацтекскими образами «цветочного рая» (Таубе).
Предки солнечных королей
[ редактировать ]Солнечное божество может быть изображено как король ( аджау ), восседающий высоко на подушке трона (как в знаменитой повествовательной «Кроличьей вазе» из Наранхо ), или как правитель, несущий двуглавый «церемониальный брусок». И наоборот, царь майя неоднократно уподобляется божеству Солнца. Символическая двойная птица раннего копанского царя, Якса Куку Мо, «Великого попугая Кецаля», изображает в клюве голову солнечного божества. Цари-предки майя, уподобляемые солнечному божеству, иногда изображались вертикально спускающимися из зенита (как на стеле Такалик-Абадж 2 и стеле Тикаль 31). В частности, в Яшчилане король-предок восседает в солнечном картуше, а его жена - в лунном полумесяце. Солнечный аспект короля часто подразумевает апофеоз и жизнь после смерти.
Календарь
[ редактировать ]Иероглифически бог Солнца является покровителем единицы дня ( къин 'день, солнце'), месяца Якшкин 'сухой сезон' и числа Четыре (параллельно дню Ахау).
Связи с другими божествами
[ редактировать ]Несколько других божеств имеют большие глаза, например, Бог Д (Ицамна), Чаак (его брат) и различные боги-ягуары . Совместное использование атрибутов (включая инфикс кин ) происходит в основном с так называемым Богом-ягуаром подземного мира и океанским божеством с человеческим лицом, ушами-ракушками, плавниками возле рта и жертвенным шилом, вставленным во рту. [8] «Бог-Ягуар подземного мира» учёные традиционно называют «Ночным Солнцем», то есть формой, предположительно принимаемой солнцем во время его подземного путешествия с Запада на Восток. Было высказано предположение, что три только что упомянутых божества, участвующие в разделении атрибутов, возможно, могут представлять различные стадии ежедневного цикла Солнца. [9]
Мифология и ритуал
[ редактировать ]Недавняя мифология майя в основном связана с детством Солнца и конфликтами, приведшими к его фактической солнечной трансформации. Хотя для обозначения пути солнца используются определенные образы (например, солнце, которое несут через подземный мир на плечах своего господина), [10] почти нет никаких историй о зрелом солнечном божестве, за исключением южных лакандонов. По их мнению, Кинич Ахау, старший брат высшего бога, положит конец этому миру, спустившись с неба и заставив своих ягуаров сожрать человечество. [11] О конкретных солнечных ритуалах также мало что известно, хотя Кинич Ахау регулярно встречается в Дрезденском кодексе , который в основном посвящен ритуальным вопросам.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томпсон 1970: 241.
- ^ см. Боремансе 1986: 113–118, 186–187, 196–197.
- ^ Тоззер 1907: 95n.1
- ↑ Ланда, в Тоззере, 1941: 144.
- ^ Таубе 2004: 78 и далее.
- ^ Хельмут 1987: инжир. 354Д, 359
- ^ Хельмут 1987: рис. 167
- ^ Хельмут 1987: 283-286, 292-296.
- ^ например, Хельмут 1987: 284.
- ^ Томпсон 1970: 240.
- ^ Бореманс 1986: 279-280.
Библиография
[ редактировать ]- Boremanse, Contes et Mythologie des Indies Lacandons. 1986.
- Хельмут, монстры и люди в искусстве майя. 1987.
- Ланда, см. Тоззер
- Милбрат, Звездные Боги Майя.
- Стюарт и Стюарт, Паленке, Вечный город майя. Темза и Гудзон, 2008 г.
- Таубе , Цветочная гора. Рез. 45 (2004): 69–98.
- Таубе и Миллер, Боги и символы Древней Мексики и майя.
- Томпсон, История и религия майя. 1970.
- Тоззер, Сравнительное исследование майя и лакандонов. Нью-Йорк 1907 год.
- Тоззер, Отношение Ланды к вещам Юкатана. 1941 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Кинич Ахау , на Викискладе?