Чаак

Чаак (также пишется Чак или, в классическом языке майя , Чаак [t͡ʃaːhk] ) — имя майяского бога дождя, грома и молнии. Своим молниеносным топором Чаак поражает облака, заставляя их вызывать гром и дождь. Чаак соответствует Тлалоку у ацтеков .
Божества дождя и создатели дождя
[ редактировать ]
Как и другие боги майя, Чаак одновременно един и многообразен. Четыре Чаака базируются по сторонам света и носят направленные цвета. Восток, где восход солнца, красный, север, зенит полудня, представлен белым, запад представлен черным для заката, а юг представлен желтым. Есть пятый цвет, который связан с центральной точкой, — это зеленый. [ 1 ] На Юкатане XVI века направленный Чаак на востоке назывался Чак Ксиб Чаак «Красный Человек Чаак», только цвета трех других были разными. [ 2 ]
Современные фермеры майя Юкатека различают гораздо больше аспектов дождя и облаков и персонифицируют их как различных иерархически упорядоченных божеств дождя. Чорти-майя сохранили важный фольклор о процессе вызывания дождя, в котором божества дождя поражали своими топорами змей, несущих дождь.
У божеств дождя были свои человеческие аналоги. В традиционном сообществе майя (и мезоамериканского) одной из наиболее важных функций была функция вызывателя дождя, которая предполагала близкое знакомство с божествами дождя (и, следовательно, посвящение ими), а также знание их мест и движений. [ 3 ] Согласно позднепостклассической юкатекской традиции, Чак Шиб Чаак (божество дождя востока) был титулом короля Чичен-Ицы . [ 4 ] аналогичные титулы были присвоены и классическим правителям (см. Ниже).
Ритуалы дождя
[ редактировать ]Среди ритуалов божеств дождя юкатекская церемония Ча Чаак с просьбой о дожде сосредоточена на церемониальном банкете в честь божеств дождя. В него входят четыре мальчика (по одному на каждую сторону света), играющие и поющие в роли лягушек. Просьба о дожде и урожае также была целью ритуалов 16-го века в сенотах Юкатана. [ нужна ссылка ]
Мифология
[ редактировать ]
Божество дождя – покровитель земледелия. Хорошо известный миф, в котором Чааки (или родственные ему божества Дождя и Молнии) играют важную роль, касается открытия горы, в которой была спрятана кукуруза. В мифологии цоциль божество дождя также фигурирует как отец замужних женщин, олицетворяющих кукурузу и овощи. В некоторых версиях мифа Кекчи о Солнце и Луне божество дождя Чок (или Чокл) «Облако» является братом Солнца; вместе они побеждают свою престарелую приемную мать и ее любовника. Позже Чаак совершает прелюбодеяние с женой своего брата и подвергается должному наказанию; его слезы агонии порождают дождь. Версии этого мифа [ 5 ] покажите божество дождя Чак в его воинственной ярости, преследующее убегающих Солнце и Луну и атакующее их своими молниями.
В некоторых мифологиях считается, что вода и облака образуются на Земле в пещерах и сенотах, а затем переносятся в небо такими божествами, как Чаак. [ 6 ] Источники майя классического периода также предполагают, что Чаак был богом, который открыл гору, содержащую кукурузу, с помощью своего молниеносного топора Кавиля. [ 7 ]
Иконография
[ редактировать ]
Чаак обычно изображается с человеческим телом с чешуей рептилии или амфибии, а также с нечеловеческой головой, демонстрирующей клыки, и длинным висячим носом. В классическом стиле украшением ушей служит ракушка. Он часто носит с собой щит и топор-молнию, причем топор олицетворяет близкородственное божество, бог К , которого на Юкатеке зовут Болон Дзакаб. Классический Чаак иногда демонстрирует черты из Центральной Мексики ( Теотиуакан предшественника Тлалока ).
Дождь
[ редактировать ]Большая часть одного из четырех сохранившихся кодексов майя, Дрезденского кодекса , посвящена чаакам, их местонахождению и деятельности. [ 8 ] Он иллюстрирует интимные отношения, существующие между Чааками, Бакабами и старой богиней Икшель . Главный источник по юкатекским майя XVI века, епископ Диего де Ланда , объединяет четырех чааков с четырьмя бакабами и пауахтунами в одну концепцию. Бакабы были древними божествами, управлявшими подземной сферой и ее водными ресурсами.
Война
[ редактировать ]В классический период король часто изображал божество дождя (или связанного с ним дождевого змея), в то время как портретный символ божества дождя мог сопровождать другие имена короля. Возможно, это отражало его роль верховного вызывателя дождя. Однако обычно упор делается на воинственную ярость божества дождя (как и в упомянутом выше мифе). Затем показан король, олицетворяющий божество дождя, несущий военные орудия и захватывающий пленников. [ 9 ] в то время как его действия кажутся приравненными к силе грозы.
Повествование классического периода
[ редактировать ]О роли Чаака в мифологическом повествовании классического периода известно мало. Он присутствует при воскрешении бога кукурузы майя из панциря черепахи, возможно, олицетворяющего землю. Так называемые «сцены противостояния» носят более легендарный характер. На них изображен молодой дворянин и его свита, пробирающиеся по воде и к которым приближаются воины. Один из этих воинов — мужчина, олицетворяющий божество дождя. Вероятно, он представляет короля-предка, и его, кажется, называют Чак Шиб [Чаак]. [ 10 ] Вместе со скелетом Бога Смерти ( Бог А ), Чаак также, кажется, руководит ритуальным превращением посвященного в ягуара.
В наше время
[ редактировать ]Чаак продолжает иметь важное значение для групп майя в Мексике. В 2024 году статуя греческого бога Посейдона, расположенная в Прогресо, Юкатан , вызвала споры среди местных жителей, которые сочли это оскорбительным для своих верований в Чааке.
Все началось с видео влиятельной женщины Вики Вольф, объясняющей, что нет смысла иметь других богов на земле майя и что весь происходящий дождь и хаос произошли из-за этой статуи. Многие местные жители организовались с целью уничтожить статую, потому что она якобы разозлила Чаака. Хотя движение возникло как шутка, многие отнеслись к нему серьезно и попытались осквернить статую. [ 11 ] Адвокаты-активисты добивались удаления статуи, а некоторые люди в Мексике ссылались на тропический шторм «Альберто» и ураган «Берил» как на доказательство того, что Чаак был расстроен «Посейдоном». [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Акцин
- Чак: Бог дождя (1975), фильм, снятый с участием актеров майя.
- Йопаат , близкородственный бог бури южных майя.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хопкинс, Николас. «Направления и разделения в мировоззрении Maya» (PDF) .
- ^ Ланда, в Тоззере, 1941: 137–138.
- ^ Браахейс и Халл, 2014 г.
- ^ Ройс 1967: 67–68.
- ^ Томпсон 1970: 364
- ^ Вейл, Габриель; Эрнандес, Кристина (2013). Воссоздание первобытного времени: фундаментальные ритуалы и мифология в постклассических кодексах майя . Университетское издательство Колорадо. стр. 63–64.
- ^ Вейл, Эрнандес 2013: 66.
- ^ «О кодексе Дрездена» . Всемирная цифровая библиотека . 1200–1250 . Проверено 21 августа 2013 г.
- ^ Гарсиа Барриос, 2009 г.
- ^ Гарсиа Барриос 2009: 18-21
- ^ «Юкатеканцы объединяются, чтобы «разрушить» статую Посейдона; организатор получает угрозы — The Yucatan Times» . 03.07.2024 . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Новости, ABC «Мексика «отменяет» статую греческого бога Посейдона после спора с местным божеством» . Новости АВС . Проверено 12 июля 2024 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка )
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Браахейс, Эдвин и Керри Халл, Плювиальные аспекты героя мезоамериканской культуры. Антропос 2014/2: 449–466.
- Круз Торрес, Марио, Рубельпек .
- Гарсиа Барриос, Ана, Воинственный аспект Чаака, бога дождя, в классический период майя . Испанский журнал американской антропологии 39-1 (2009): 7-29.
- Редфилд, Роберт и Альфонсо Баррера Васкес, Чан Ком .
- Ройс, Ральф Л. , Книга Чилам Балам из Чумаэля . 1967.
- Таубе, Карл, Иллюстрированный словарь богов и символов Древней Мексики и майя .
- Томпсон, Дж. Э., История и религия майя . 1970.
- Тоззер, Альфред, Relacion de las Cosas de Yucatán Ланды, перевод . 1941 год.
- Уиздом, Чарльз, Чорти Майя .