Кекчи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2017 г. ) |
![]() Дети майя Кекчи, Белиз | |
Общая численность населения | |
---|---|
1,370,007 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 1,370,007 [ 1 ] |
![]() | 11,143 |
![]() | 2,963 [ 2 ] |
![]() | 245 |
![]() | ? |
Языки | |
Кекчи , испанский , криол , английский | |
Религия | |
Римско-католическая, евангелическая , меннонитская , религия майя , недавние небольшие общины восточно-православных и восточно-православных в Западной Гватемале. [ 3 ] |
К'екчи ( /qʼeqt͡ʃiʔ/ ) (Кекчи в прежней орфографии или просто Кекчи во многих англоязычных контекстах, например, в Белизе) — народ майя в Гватемале , Белизе и Мексике . Их коренным языком является язык кекчи .
До начала испанского завоевания Гватемалы в 1520-х годах поселения Кекчи были сосредоточены на территории нынешних департаментов Альта -Верапас и Баха-Верапас . В течение последующих столетий серия перемещений земель, переселений, преследований и миграций привела к более широкому расселению общин Кекчи в другие регионы Гватемалы ( Исабаль , Петен , Эль-Киче ), южный Белиз ( район Толедо ) и меньшее количество на юге Мексики ( Чьяпас , Кампече ). [ 4 ] Наиболее заметно они присутствуют в северной части Альта-Верапаса и южном Петене. [ 5 ] Современные носители языка кекчи являются наиболее широко распространёнными географически из всех народов майя в Гватемале. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Кекчи первоначально произошли в результате крупной зарегистрированной миграции, которая началась из центральной Мексики в сторону горной местности Гватемалы, где они поселились и развивались как оседлое общество, характеризующееся выращиванием кукурузы, в частности, это было в современном департаменте Альта. Верапас, где они имели свое доиспанское развитие. [ 7 ]
О жизни и истории народа Кекчи до его завоевания испанскими конкистадорами известно немногое; однако известно, что это была группа майя, обитавшая в центральных высокогорьях и северных низменностях Гватемалы. Их земля раньше была известна как Тезулутлан, или «земля войны», а народом Кекчи управлял король и имел свои собственные законы и правительство. Когда испанцы начали свое завоевание, Кекчи было трудно контролировать из-за рассредоточенного населения. Бартоломе де лас Касас получил разрешение попытаться обратить народ Кекчи в христианство, однако лишь небольшая часть была обращена, и церковь потеряла всякую способность управлять. Кекчи Это привело к эксплуатации Кекчи владельцами плантаций и работорговцами. [ 8 ]
В девятнадцатом веке плантационное сельское хозяйство составляло большую часть жизни народа Кекчи. Это привело к захвату общинных земель Кекчи плантациями и использованию Кекчи обработки плантаций. К 1877 году вся общинная землевладение было отменено правительством, что побудило некоторых кекчи переехать в Белиз . Этот захват общинных земель наряду с последствиями испанского завоевания привел к длительной бедности среди народа Кекчи. [ 8 ]
Религия и культура
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Традиционно народ Кекчи верит в Цуултака (сочетание цуул «холм» и така «долина»), мужских и женских божеств-хранителей, населяющих местные горы. [ 9 ] Однако они смешали эти убеждения с убеждениями католической церкви. Некоторые кекчи верят в христианского Бога, а те, кто исповедует католицизм, почитают святых. Они также верят, что Цуултака правят природой и обитают в горных пещерах. У них также есть три конкретных религиозных специалиста, принадлежащих к стороне цуултака их религии. Это:
- Илонел . или аджи илонел (от ilok «видеть»), целитель, использующий различные виды трав и церемоний
- aj q'e (от q'ehik «предсказывать»), провидец, который дает советы и предсказывает.
- Ай туул (от туулак «околдовывать»), колдун, умеющий произносить заклинания. [ 10 ]
Они также верят в ритуалы, аналогичные ритуалам в других странах Латинской Америки, например, в празднование Дня мертвых . Они также практикуют погребальный ритуал, заключающийся в обертывании тела петатом ( циновкой из пальмовых ветвей). Затем их хоронят вместе с вещами, которые им понадобятся для путешествия в загробную жизнь. [ 11 ]
Свадьба
[ редактировать ]Браки в культуре Кекчи заключаются родителями детей. Родители обоих детей со временем встречаются, и если все идет хорошо, дети женятся. Это происходит в возрасте от 12 до 15 лет у женщин и от 15 до 18 лет у мужчин. После этого семья будет очень похожа на обычную семейную картину; мать, отец и пара детей. Когда дело доходит до наследства, родители обычно передают имущество и активы ребенку, который предлагает заботиться о родителях в течение его жизни. [ 12 ]
Продовольствие и сельское хозяйство
[ редактировать ]Традиционное блюдо мексиканского народа Кекчи из Кампече - это Чаджомик , блюдо из сливочного масла, чеснока, помидоров, лука, кориандра и сушеного перца чили. Только в важные даты, такие как городские праздники, они готовят и употребляют традиционное блюдо. по имени Какик . [ 13 ]
Сельскохозяйственное производство народа Кекчи состоит в основном из натурального хозяйства. Это означает, что они занимаются сельским хозяйством только для нужд своих семей, а не для внешних рынков. Сначала Кекчи были поликультурными. Растения, которые они выращивали, представляли собой съедобные сорняки, банановые растения и другие сопутствующие культуры. Часть пищи они также добывают из диких растений, а в некоторых деревнях до сих пор охотятся. Однако для большинства современных людей Кекчи пища поступает с кукурузных полей. В основном это происходит в то время, когда плантации доминировали в обществе Кекчи. С 1880-х по 1940-е годы владельцы плантаций запрещали выращивать любые культуры, кроме кукурузы и бобов, чтобы они могли легко определить, какие культуры им принадлежат. Это привело к тому, что диета народа Кекчи стала зависеть от кукурузы. [ 12 ]
Хотя кукуруза не очень выгодна для экономики Кекчи или их рациона, у нее есть и другие преимущества. Кекчи используют сельское хозяйство как способ общения с Богом-творцом на физическом и духовном уровне. Это был способ почувствовать себя соавтором, сажая новую жизнь в почву. Все части посадки, выращивания и сбора урожая — это ритуалы и поклонение в их религии. [ 14 ]
Современные проблемы
[ редактировать ]QHA, Ассоциация целителей Кекчи, представляет собой ассоциацию местных целителей, которые собрались вместе, чтобы поделиться своими методами охраны природы и ботаники. QHA вместе с Институтом обучения коренных народов Белиза профинансировали проект по созданию традиционного лечебного сада и культурного центра. Здесь целители Кекчи поделились своими аналогичными методами, которые были переданы им в надежде сохранить редкую растительную жизнь и просвещать свое сообщество. Они сохраняют биоразнообразие своего региона, придумывая различные варианты, помимо сбора урожая в дикой природе, а также размножая и культивируя многие редкие виды растений. [ 15 ]
Известные участники
[ редактировать ]- Кристина Кок возглавила 39 деревень на юге Белиза, добившись знаменательного решения о правах на их традиционные земли и получив Премию Экватора. [ 16 ]
- Родриго Тот , награжден премией Goldman Environment Prize в 2017 году.
- Оскар Сантис
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Результаты переписи населения 2018 года» (PDF) . Национальный институт статистики Гватемалы . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ «ОХРАНА МОБИЛЬНОЙ СЛУЖБЫ – КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ КОНЦЕССИОНЕРАМИ В 2022 ГОДУ» (PDF) . ift.org.mx (на испанском языке) . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ «Карта» . Православие Майя . Архивировано из оригинала 6 мая 2017 г. Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ См. Кан (2006, стр. 34–49) для описания миграционной истории Кекчи и стимулов, стоящих за этими движениями, и, в частности, стр. 41–42.
- ^ Согласно данным SIL за 1998 г. , см. «Кекчи: язык Гватемалы» . в «Этнологе» (Гордон, 2005).
- ^ Кан (2006, стр.34)
- ^ «Атлас коренных народов Мексики: Кекчис - История» .
- ^ Jump up to: а б Ноултон, Осень. «Кекчи майя и миф о «постконфликтной» Гватемале». Латиноамериканские перспективы 44, вып. 4 (июль 2017 г.): 139–151. Полный текст социальных наук (HW Wilson)
- ^ Уилсон, Ричард (1993). «Закрепленные сообщества: идентичность и история майя-кекчи » . Мужчина . 28 (1): 121–138. дои : 10.2307/2804439 . ISSN 0025-1496 . JSTOR 2804439 .
- ^ Мишель Дж.Л., Касерес А., Махади ГБ. Этномедицинское исследование и обзор репродуктивного здоровья женщин майя Кекчи в районе озера Исабаль в Гватемале: прошлые, настоящие и будущие перспективы. Дж Этнофармакол. 3 февраля 2016 г.; 178: 307-22. дои: 10.1016/j.jep.2015.12.006. Epub, 9 декабря 2015 г. PMID: 26680589; PMCID: PMC4729212.
- ^ «Религия и выразительная культура - Кекчи» . www.everycultural.com . Проверено 22 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Кекчи». Энциклопедия мировых культур. . Энциклопедия.com. (1 ноября 2017 г.). http://www.encyclepedia.com/humanities/encyclepedias-almanacs-transcripts-and-maps/qeqchi
- ^ «Атлас коренных народов Мексики: Кекчис - Гастрономия» .
- ^ "Сельское хозяйство Кекчи". Сообщество охраны облачных лесов. По состоянию на 1 ноября 2017 г. http://cloudforestconservation.org/knowledge/community/qeqchi-agricultural/ .
- ^ Пабло, Санчес-Виндас и др. «Поддержание растений тропических лесов, людей и глобального здравоохранения: модель изучения традиций комплексного укрепления здоровья и сохранения природы на уровне общин, реализованная целителями майя Кекчи, горы Майя, Белиз». Устойчивое развитие, Том 2, Выпуск 11, стр. 3383-3398 (2010), вып. 11 (2010): 3383. Справочник журналов открытого доступа.
- ^ Фернандес, Ингрид (18 декабря 2015 г.). «Альянс лидеров майя получает премию Экватора 2015 в Париже» . Белиз-Сити, Белиз: The Reporter (Белиз) . Архивировано из оригинала 7 декабря 2016 года . Проверено 7 декабря 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Гордон, Раймонд Дж. младший, изд. (2005). Этнолог: Языки мира (онлайн-версия) (Пятнадцатое изд.). Даллас, Техас: SIL International . ISBN 1-55671-159-Х . OCLC 60338097 . Проверено 30 мая 2008 г.
- Кан, Хилари Э. (2006). Видеть и быть увиденным: майя-кекчи из Ливингстона, Гватемалы и за его пределами . Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-71348-2 . OCLC 68965681 .
- Уилк, Ричард (1997). Бытовая экология: экономические изменения и домашняя жизнь майя Кекчи в Белизе . ДеКалб, Иллинойс: Издательство Университета Северного Иллинойса . ISBN 978-0-87580-575-7 . ОСЛК 97031713 .
- Уилсон, Ричард (1995). Возрождение майя в Гватемале: опыт Кекчи . Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-2690-6 . ОСЛК 31172908 .
- Уилсон, Майкл Роберт |year=1972 |title=Народ горных майя и их среда обитания | доктор философии диссертация | http://www.quantamike.ca/content/phd.html