Jump to content

Китайский счетчик

Координаты : 16 ° 42'43 "с.ш. 89 ° 14'10" з.д.  /  16,712 ° с.ш. 89,236 ° з.д.  / 16,712; -89,236

Территория Чинамита
ок. 16 век – ок. 1700 г.
Физическая карта Белиза и северной Гватемалы, на которой наиболее общепринятое местоположение территории Чинамита отмечено темно-серым цветом (к востоку от Нойпетена, на реке Мопан, между Нойпетеном и Типу), а три альтернативных местоположения отмечены светло-серым цветом (все к западу от Нойпетен, (а) на Рио-Сан-Педро, (б) в Кордильере между Рио-Усумасинта и Рио-Сан-Педро и (в) на Рио-де-ла-Пасион)
Расположение территории Чинамита в 17 веке / наиболее распространенное местоположение выделено темно-серым цветом, альтернативные - светло-серым / карта 2023 года на основе стипендии / через Commons
Статус Растворенный
Капитал Тулумки / вероятно
Общие языки Мопан Майя / вероятно
Религия
Политеизм майя
Демон(ы) Китайский счетчик; Тулумки
Правительство Конфедерация поселений с аристократическими и теократическими чертами / возможно
Историческая эпоха От испанского до доколониального / вероятно
• Учредил
около 16 века
• Упразднено
около 1700
Сегодня часть Белиз / вероятно
Гватемала / наверняка
Даты основания и роспуска согласно Jones 1998 , стр. 19–20 и Palka 2005 , стр. 1–2. Капитал на рис и рис, 2009 г. , стр. 13 и Джонс 1998 , стр. 19–20. Общий язык согласно Rice & Rice 2009 , стр. 12–13 и Jones 1998 , стр. 20–21, хотя см. Thompson 1977 , p. 13 за несогласие. Демоним согласно Rice & Rice 2009 , стр. 13 и Джонс 1998 , стр. 20–21, 433–434. Правительство согласно Jones 1998 , стр. 20–22.

Чинамитас , или Тулумки ( науатль чинамитль , Мопан тулумки ), вероятно, были народом мопан-майя составлявшим бывшую территорию Чинамита , раннее колумбийское государство низменностей майя , вероятно, на территории современных Белиза и Гватемалы . В начале 17 века территория, вероятно, располагалась вдоль реки Мопан в восточной части бассейна Петен и соседних частях западного Белиза, таким образом располагаясь к востоку от Ицы Нойпетена Типуджа , к югу от озер Якша и Сакнаб и к западу от .

Этимология

[ редактировать ]

Термин «Чинамита» происходит от языка науатль «чинамитль », что означает «изгородь из тростника». Это было эквивалентно мопанскому термину тулум ки , что означает «стена из агавы », что было названием столицы Чинамита. [ 1 ] Испанский летописец Хуан де Вильягутьерре Сото-Майор описал чинамитас и тулунки как два разных народа; однако чинамитль — это всего лишь перевод на науатль майяского тулум ки . [ 2 ]

Территория

[ редактировать ]

Чаще всего считается, что эта территория располагалась вдоль реки Мопан на северо-востоке Гватемалы и юго-западе Белиза, втиснута между Нойпетеном и Типу и, таким образом, подчинялась территории Мопан или составляла ее часть . [ 3 ] [ номер 1 ] Однако некоторые ученые предполагают, что территория скорее расположена на северо- западе Гватемалы. [ 4 ] [ номер 2 ]

Основным поселением чинамитов был город Тулумки. [ 1 ] а народ Чинамита также называли Тулумкис или Тулункиес. [ 5 ] Говорят, что в начале 17 века в Тулумках проживало 8000 человек; [ номер 3 ] Сообщается, что в состав населения входили испанцы как мужского, так и женского пола, захваченные чинамитами. По описаниям, город был защищен рвом и живой изгородью из магуи , и в него можно было попасть через узкий вход. [ 2 ]

Отношения с Ицей

[ редактировать ]

Отношения Ица-Чинамита были довольно натянутыми, поскольку первый «вел непрекращающиеся войны» против второго. [ 6 ] в то время как чинамиты были взаимно враждебны по отношению к своим соседям из Ицы и своим союзникам. [ 7 ] В 1618 году воины Ицы сообщили францисканским миссионерам Бартоломе де Фуэнсалида и Хуану де Орбита, что они всегда путешествуют вооруженными, посещая своих союзников в Типудже, опасаясь столкнуться со своими жестокими врагами-чинамитами. [ 1 ] По словам Фуэнсалиды, чинамитас имели репутацию каннибалов. [ 2 ] Когда монах-францисканец Андрес де Авенданьо-и-Лойола посетил Ицу в 1696 году, [ 8 ] он понимал, что Тулунции являются частью королевства Ица. [ 9 ]

Наследие

[ редактировать ]

По состоянию на 2009 год территория и ее жители оставались «практически неизвестными материально и геополитически, за исключением документальных упоминаний или лингвистических реконструкций». [ 10 ] Наряду с жителями бывшей территории Мопан, чинамиты считаются предками современного народа мопан-майя в Белизе и Гватемале.

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Пояснительные сноски

[ редактировать ]
  1. ^ Однако Томпсон 1977 , с. 13 отмечает, что вышеупомянутое местоположение территории «заведомо неверно; восточный и юго-восточный Петен, полностью исследованный испанцами [к 1697 году], не содержал такой группы [т. ] типичны для западного, а не восточного Петена». Примечательно, что в 1698 году, после падения Нойпетена , жители Ицы, как сообщается, сообщили испанцам, что территория Чамимита находится в девяти днях езды к востоку от столицы Ицы ( Джонс 1998 , стр. XIX, 20).
  2. ^ Caso Barrera 2006 , первая карта и абз. 5 определяет территорию «возле реки Шокмо [т.е. Рио-де-ла-Пасион ]», а Spores 1986 , стр. 72 относит его к Рио-Сан-Педро , а Томпсон 1977 , с. 13 на Кордильере между Усумасинтой и Сан-Педро. Palka 2005 , стр. 1–2, по-видимому, также помещает территорию на северо-запад Гватемалы, отмечая, что к началу 18 века, как было известно, по крайней мере некоторые жители бывшей территории Чинамита поселились на Усумасинте. Однако Джонс 1998 , с. 432 не согласен со всем вышеперечисленным, отмечая, что они «заведомо неверны, определяя местонахождение Чинамитас к юго-западу, а не к востоку от Нойпетена». Примечание: Caso Barrera 2006 , пар. В статье 5 далее предлагается, чтобы эта территория была частью территории Шокмо, жители которой «вероятно были диссидентской группировкой Ица, основанной недалеко от реки Шокмо». См. Caso Barrera 2006 , первая карта и Köhler & Esponda Jimeno 2004 , p. 122 для идентификации реки Шокмо как Рио-де-ла-Пасион.
  3. ^ Майя считали, используя двадцатеричную систему; указанная численность населения в 8000 человек равна 20x20x20. Вполне вероятно, что цитируемые 8000 просто означают «очень много» ( Thompson 1977 , loc. 500).

Краткие цитаты

[ редактировать ]

Полные цитаты

[ редактировать ]
  • Касо Баррера, Лаура (2006). «Война и фракционность между Ица в колониальный период» . Цивилизации . 55 :52–69. ISSN   2032-0442 .
  • Сесил, Лесли Г. (август 2004 г.). «Эмисионная спектроскопия с индуктивно связанной плазмой и постклассическая керамика Петена: исследование керамических изделий, социальной идентичности и торговли». Археометрия . 43 (3): 385–404. дои : 10.1111/j.1475-4754.2004.00164.x .
  • Джонс, Грант Д. (1998). Завоевание последнего королевства майя . Стэнфорд, Калифорния, США: Издательство Стэнфордского университета . ISBN  978-0-8047-3522-3 .
  • Кёлер, Аксель М.; Эспонда Химено, Виктор М. (2004). «Choles and Chorties Карла Саппера, 1907» . Лиминар . 2 (1): 114–142. дои : 10.29043/LIMINAR.V2I1.147 .
  • Палка, Джоэл (зима 2005 г.). «Наскальные рисунки и священные пейзажи майя Лакандон» . Журнал ПАРИ . В (3): 1–7. ISSN   1531-5398 . Архивировано из оригинала 14 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  • Райс, Пруденс М.; Райс, Дон С., ред. (2009). Ковой: идентичность, миграция и геополитика в позднем постклассическом Петене, Гватемала . Мезоамериканские миры. Боулдер, Колорадо, США: Университетское издательство Колорадо. ISBN  978-0-87081-930-8 . OCLC   225875268 .
  • Симмонс, Скотт Э. (1995). «Сопротивление майя, решимость майя: инструменты автономии Типу, Белиз» . Древняя Мезоамерика . 6 (2). Нью-Йорк, США: Издательство Кембриджского университета : 135–146. дои : 10.1017/s0956536100002145 . ISSN   0956-5361 . OCLC   88427811 . Проверено 9 июля 2014 г.
  • Споры, Рональд, изд. (1986). Этноистория . Дополнение к Справочнику индейцев Средней Америки. Том. 4. Остин, Техас, США: Издательство Техасского университета. ISBN  0-2927-7604-7 . ОЛ   18331655В .
  • Томпсон, Джон Э. (1977). «Предложение о создании культурной и лингвистической подгруппы майя в Петене и прилегающих регионах». В Гранте Д. Джонсе (ред.). Антропология и история на Юкатане . Техасский панамериканский сериал. Остин, Техас, США: Издательство Техасского университета. дои : 10.7560/703148 . ISBN  978-0-292-76678-5 . ОСЛК   2202479 .


16 ° 42'43 "с.ш. 89 ° 14'10" з.д.  /  16,712 ° с.ш. 89,236 ° з.д.  / 16,712; -89,236

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4dd5f7e4b96ff6f1c5fab3f7097ccd6c__1713826320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/6c/4dd5f7e4b96ff6f1c5fab3f7097ccd6c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chinamita - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)