Белизские креолы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2024 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
ок. 260 000 (в том числе 21% населения Белиза) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Преимущественно белизский криол , английский , испанский. | |
Религия | |
Преимущественно протестантизм , Католицизм , растафари меньшинства | |
Родственные этнические группы | |
Никарагуанские креолы , афроямайцы , баймены , караколесы, раисалесы , афрокарибцы , жители Вест-Индии , афроамериканцы , креолы Луизианы , креолы Сьерра-Леоне , жители Западной Африки |
Белизские креолы , также известные как криолы , являются креольской этнической группой, проживающей в Белизе .
Белизские креолы - это, прежде всего, смешанной расы потомки порабощенных жителей Западной и Центральной Африки , которые были привезены в Британский Гондурас (современный Белиз вдоль Гондурасского залива ), а также английских и шотландских лесорубов, известных как баймены , которые их продавали . [2] [3] На протяжении многих лет они также вступали в брак с мискито из Никарагуа , ямайцами и другими карибскими народами , метисами , европейцами , гарифунас , майя , китайцами и индейцами . Последние были привезены в Белиз в качестве наемных рабочих. Большинство криолов ведут свое происхождение от нескольких из вышеупомянутых групп.
На языке белизского криола , первоначально возникшем в результате взаимодействия африканцев и европейцев, исторически говорили только они. Креолы составляли большинство населения до 1980-х годов и стали синонимом национальной идентичности Белиза. В 21 веке креолы проживают преимущественно в городских районах, таких как Белиз-Сити , а также в большинстве прибрежных городов и деревень.
Этническая принадлежность
[ редактировать ]годов белизские креолы составляли около 60% населения Белиза До начала 1980- х . Однако демографическая ситуация в стране заметно изменилась. Из-за совокупного эффекта иммиграции в Белиз людей из других стран Центральной Америки и эмиграции примерно 85 000 креолов, в основном в Соединенные Штаты, в начале 21 века креолы составляли лишь около 25% населения Белиза. [3] В результате многовекового смешанного происхождения люди, идентифицирующие себя как креолы, демонстрируют широкий спектр физических особенностей: от темной кожи и курчавых волос до светлой кожи и светлых волос со многими промежуточными градациями. Термин «креольский» обозначает этническую культуру, а не какой-либо узкий стандарт внешнего вида. [3]
В Белизе креольский язык является стандартным термином для любого человека, по крайней мере частичного чернокожего африканского происхождения, который не является Гаринагу , или любого человека, который говорит на криоле как на первом или единственном языке. Таким образом, иммигранты из Африки и Вест-Индии, поселившиеся в Белизе и вступившие в брак с местными жителями, также могут идентифицировать себя как креолы. Концепция креолов как смешанной расы охватывает практически любого человека, имеющего афроевропейское происхождение в сочетании с любой другой этнической принадлежностью, включая метисов или майя. [ нужна ссылка ]
Когда Национальный совет криола начал стандартизировать орфографию криола, он решил продвигать написание криол только для языка, но продолжать использовать написание креольского языка для обозначения людей на английском языке. [4] [5]
История
[ редактировать ]Согласно местным исследованиям, белизские креолы произошли от союзов пиратов -полиглотов и европейских поселенцев, которые развили торговлю бревнами в 17 веке, а также африканских рабов, которых они похитили и использовали в качестве порабощенных рабочих для рубки и транспортировки бревен. Национальный совет криолов Белиза сообщает, что чернокожие рабы использовались в качестве рабочих на побережье Центральной Америки с 16 века и раньше, а также использовались испанцами дальше по побережью. К 1724 году британцы тоже приобретали рабов с Ямайки и других мест для рубки бревен, а затем и красного дерева . [3] Самое раннее упоминание об африканских рабах в британском поселении Белиз появилось в отчете испанского миссионера 1724 года, в котором говорилось, что британцы недавно импортировали их с Ямайки и Бермудских островов . Европейцы подвергли сексуальному насилию рабынь, в результате чего на свет появилось множество детей смешанной расы.
Во второй половине восемнадцатого века численность рабов колебалась около 3000 человек, что составляло около трех четвертей всего населения. [6] Большинство рабов, даже если они были привезены через рынки Вест-Индии , родились в Африке, в первую очередь из Ганы ( га и эве , люди [7] Ашанти - Фанте [8] ), вокруг залива Бенин и залива Биафра ; Нигерия ( йоруба , игбо , Эфик [7] ); Конго и Ангола . Другие рабы были взяты у народов волоф , фула , хауса и конго . [7]
Игбо (известные как Эбоэ или Ибо) , по-видимому, были особенно многочисленны; одна часть города Белиз в первой половине 19 века все еще была известна как город Эбоэ. Поначалу многие рабы сохраняли африканскую этническую принадлежность и культурные обычаи. Однако постепенно они объединили некоторые свои культуры, а также приспособились к элементам европейских; в этом процессе креолизации их потомки создали новую синкретическую креольскую культуру. [9]
По большинству оценок, рабы в Белизе жили лучше, чем большинство рабов в Вест-Индии, но с ними по-прежнему плохо обращались. Многие бежали в соседние испанские колонии или основали небольшие бордовые поселения в лесу. По общему мнению, эти рабы помогали защищать молодое поселение на протяжении большей части конца 18 века, особенно в битве 1798 года при острове Сент-Джордж-Кей . [3] Эта история обсуждается и вызывает споры в Белизе.
Креолы селились там, где у них была работа: в основном в Белиз-Тауне (ныне Белиз-Сити ) и по берегам реки Белиз в первоначальных бревенчатых поселениях, включая Баррел Бум , Бермудскую Пристань , Кривое Три , Грейси Рок , Ранчо Долорес , Флауэрс Бэнк , и Бельмопан . Значительное их количество также находилось на плантациях и вокруг них к югу от Белиз-Сити и Пласенсии . Многие креолы занимались торговлей живыми морскими черепахами и другими видами рыболовства. они распространились на все районы, особенно на Дангригу и Манки-Ривер В течение 19 века по мере роста колонии . Их чувство гордости приводило к случайным столкновениям с властями, например, к беспорядкам из-за девальвации валюты в 1894 году, которые предвещали будущие более серьезные конфликты.
В 20 веке креолы взяли на себя инициативу по организации развития поселения. Беспорядки 1919 и 1934 годов в сочетании с ужасными условиями, возникшими в результате разрушительного урагана 1931 года, привели к развитию первых профсоюзов Белиза. В результате этой организации они создали первую политическую партию - Народную объединенную партию (ПНП). Креолы продолжают лидировать в политике страны. Но условия в Белиз-Сити ухудшились после еще одного сильного урагана в 1961 году . Вскоре после этого началась (и продолжается) крупномасштабная эмиграция в США и Англию. Из этих стран работающие люди присылали обратно деньги для помощи семьям, оставшимся дома.
Попытки объединить креолов для развития, такие как Объединенная ассоциация чернокожих за развитие , дали неоднозначные результаты.
Язык
[ редактировать ]Культура
[ редактировать ]В рамках сентябрьских торжеств на территории Дома культуры проводится ежегодный Креольский фестиваль. Фестиваль примечателен тем, что является частью усилий креольского населения Белиза утвердить себя как отдельную группу, богатую своими традициями.
Майский шест
[ редактировать ]Майский шест — праздник, включающий в себя майский шест — высокий деревянный шест, украшенный несколькими длинными цветными лентами, подвешенными к вершине. Это похоже на Пало-де-Майо или Майское дерево в RAAS регионе в Никарагуа . Точного ответа на вопрос, как этот обычай попал в Никарагуа, нет. Многие историки отмечают, что в праздновании есть много различий и что он пришел от никарагуанских креолов , населявших карибское побережье Никарагуа; другие историки полагают, что оно пришло косвенно с Ямайки . Майские шесты исторически также были частью традиционных британских обычаев в Англии. [10]
Традиционный огненный самбай Ламанти Гейлс- Пойнт — необычный креольский танец, сохранившийся с колониальных времен. В тот период рабы собирались в разных частях Белиза в «племена», в зависимости от региона их африканского происхождения, чтобы отпраздновать рождественские праздники. Традиционно группа образовывала ночью большой круг вокруг полной луны в центре квадрата. По одному человеку выходил на середину ринга танцевать. Мужской танец отличается от женского тем, что это танец плодородия. Этот танец знаменует собой время, когда девочки и мальчики, считающиеся половозрелыми, могут танцевать публично в рамках своего перехода к взрослой жизни.
Музыка
[ редактировать ]С колониальных времен музыка и танцы были неотъемлемой частью креольской культуры, как и других культур, способствующих этому. Танцы под управлением барабанов были основной частью Рождества и других праздников в креольских общинах. Стиль музыки под названием «Brukdown» возник из ночных «брамсов» или вечеринок, устраиваемых креольскими семьями; они были сосредоточены как на социальных комментариях, так и на шутках. Брукдаун — жанр белизской музыки . [ нужна ссылка ]
Уилфред Питерс , самый известный современный исполнитель и новатор Брукдауна, считается национальной иконой Белиза . Музыка представляет собой смесь европейских гармоний , африканских синкопированных ритмов и формата призыва и ответа , а также лирических элементов коренных народов этого региона. В своей современной форме брукдаун — это сельская народная музыка, особенно связанная с лесозаготовительными городами внутренних районов Белиза. Традиционные инструменты включают банджо , гитару , барабаны , колокольчик, аккордеон и ослиную челюсть , на которой играют палкой вверх и вниз по зубам. Брукдаун остается сельским, редко записываемым жанром. Эта музыка и связанные с ней общественные мероприятия приходят в упадок по мере того, как молодежь усваивает культуру внешнего мира. [ нужна ссылка ]
Еда и напитки
[ редактировать ]Среди основных продуктов креольского ужина — рис и фасоль с каким-либо мясом, например, тушеная курица, запеченная курица, тушеная свинина, тушеная говядина и т. д.; салат, будь то картофельный, овощной или салат из капусты; морепродукты, в том числе рыба, моллюски, омары; некоторые виды мяса дичи, включая игуану, оленину, пекари и гибнут; и измельченные продукты, такие как маниока, картофель, какао и бананы. Обычно подают свежевыжатый сок или воду, иногда заменяемые безалкогольными и алкогольными напитками (особенно распространены домашние вина из щавеля, ягод, кешью, сороси, грейпфрута и риса). Завтраки обычно включают креольский хлеб и булочку криол, пирожные Джонни и жареные пирожки (также называемые жареными пирожками).
С конца 20 века креолы переняли продукты других групп, особенно «испанские» блюда, приготовленные из лепешек. Более общая национальная кухня Белиза разработала и приняла традиционные блюда, привезенные многими иммигрантами из Центральной Америки. [11]
Креолы в целом придерживаются относительно сбалансированной диеты. ( Выброс желчи или накипь) описан выше. Другими важными креольскими блюдами являются суп из коровьих лапок, густое рагу с кокоямом и рубцом, а также разнообразные блюда, приготовленные из рыбы. Кокосовое молоко и масло являются обычными ингредиентами, хотя они становятся все более редкими и дорогими. Чума «смертельного пожелтения» убила большую часть кокосовых пальм в 1990-х годах.
В Белизе из маниоки традиционно готовили «бамми», небольшую жареную лепешку из маниоки, родственную хлебу из маниоки Гарифуна . Корень маниоки натирают, хорошо промывают, сушат, солят и прессуют, чтобы сформировать лепешки диаметром около 4 дюймов и толщиной 1/2 дюйма. Лепешки слегка обжаривают, затем обмакивают в кокосовое молоко и снова обжаривают. Бамми обычно подавали в качестве крахмалистого гарнира к завтраку, к рыбным блюдам или отдельно в качестве закуски. Поне из маниоки (Пластиковый пирог) — это традиционный белизский креольский и пан- вест-индийский пирог из муки маниоки, иногда приготовленный с кокосами и изюмом. Другие распространенные десерты включают сладкий картофельный пирог, хлебный пудинг, стретч-ми-кишки (разновидность ириски), таблету (кокосовые чипсы), ванглу (кунжут) и пудровую булочку, а также разнообразные пироги.
Креольские организации
[ редактировать ]- Всеобщая ассоциация улучшения положения негров (UNIA)
- Фонд образования Объединенной черной ассоциации развития (UEF)
- Национальный совет криола (NKC)
- Креольский Гьял Продокшанс (местная продюсерская компания)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Совет по дипломатии «Диаспора Белиза» , Вашингтон, округ Колумбия, и Генеральное консульство Белиза.
- ^ «Территориальный вопрос Белиза и Гватемалы – Глава 1» . Архивировано из оригинала 01 августа 2021 г. Проверено 18 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и (Джонсон, Мелисса А.) Создание расы и места в Британском Гондурасе девятнадцатого века . Экологическая история, Vol. 8, № 4 (октябрь 2003 г.), стр. 598-617 ,
- ^ Декер, Кен (2005) Песня криола: грамматика языка криола Белиза . Белиз Сити: Проект Белиз Криол, стр. 2]
- ^ Кросби, Пол, изд. (2007) Криол-инглиш Дикшинери: Англо-криол словарь . Белиз Сити: Проект Белиз Криол, стр. 196]
- ^ Болланд, Колониальное общество , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с «Белиз Криол» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2008 г. Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ «Популярное музыкальное выражение.... LA PRENSA Никарагуа» . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г. Проверено 28 февраля 2013 г. Популярное музыкальное выражение Центральной Америки и африканское наследие (на испанском языке: Популярное музыкальное выражение Центральной Америки и африканское наследие). Автор: Мануэль Монестель
- ^ Болланд, Найджел. «Белиз: историческая обстановка». В страновом исследовании: Белиз (Тим Меррилл, редактор). Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (январь 1992 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Флорес, Ядира (2004). «Пало де Майо: Танцы вокруг дерева» . El Nuevo Diario (на испанском языке). Архивировано из оригинала 4 июля 2007 г. Проверено 26 июля 2007 г.
- ^ Уилк, Ричард (2006). «Домашняя кухня в глобальной деревне». Издательство Berg, Оксфорд, Великобритания.
- Крон, Лита и Фройла Салам. Чтения по истории Белиза 3-е изд. 2005: Печать Белиз, Белиз.
- Веб-сайт Национального совета криола [1]
- Шоман, Асад. 13 глав истории Белиза. 1994: Ангелус Пресс, Белиз.
- Колледж Святого Иоанна. Заметки и материалы для чтения по вводной антропологии. 2006.