Ямайские мароны
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Ямайка Сьерра-Леоне | |
Языки | |
Ямайский патуа , Хроманти | |
Религия | |
Религия ямайских маронов | |
Родственные этнические группы | |
Короманти , ямайцы африканского происхождения , креолы Сьерра-Леоне , мароны |
Ямайские мароны происходят от африканцев, освободившихся от рабства в колонии Ямайка и основавших общины свободных чернокожих людей во внутренних горных районах острова, прежде всего в восточных приходах . Африканцы, попавшие в рабство во время испанского правления Ямайкой (1493–1655 гг.), возможно, были первыми, кто создал такие общины беженцев.
Англичане, вторгшиеся на остров в 1655 году , продолжали ввозить порабощенных африканцев для работы на плантациях сахарного тростника . Африканцы на Ямайке постоянно сопротивлялись порабощению, и многие из тех, кто освободился, стали маронами. Восстания разрушили сахарную экономику на Ямайке и сделали ее менее прибыльной. Восстания уменьшились после того, как британские колониальные власти подписали договоры с подветренными маронами в 1739 году и наветренными маронами в 1740 году, которые требовали от них поддержки института рабства. Важность маронов для колониальных властей снизилась после отмены рабства в 1838 году .
Наветренные мароны и жители Страны Кокпита сопротивлялись завоеванию в Первой Маронской войне ( ок. 1728–1740), которую колониальное правительство завершило в 1739–1740 годах, заключив договоры о предоставлении земель и уважении маронской автономии в обмен на мир. и помощь колониальной милиции в случае необходимости против внешних врагов. Напряженность между губернатором Александром Линдсеем и большинством подветренных маронов привела к Второй маронской войне с 1795 по 1796 год. Хотя губернатор обещал снисходительность, если мароны сдадутся, позже он предал их и, при поддержке Ассамблеи , настоял на депортации почти 600 маронов в британские поселения в Новой Шотландии , куда также были переселены порабощенные афроамериканцы, бежавшие из США. Депортированные мароны были недовольны условиями в Новой Шотландии, и в 1800 году большинство уехало, получив проход во Фритаун через восемь лет после того, как компания Сьерра-Леоне основала его в Западной Африке (на территории современной Сьерра-Леоне ) в качестве британской колонии, где они сформировал Сьерра-Леоне Креольская этническая идентичность. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Происхождение
[ редактировать ]Слово « бордовый » происходит от французского слова cimarrón , что означает «дикий» или «неприрученный». Это слово обычно относилось к беглецам, потерпевшим кораблекрушение или потерпевшим кораблекрушение; те, кто остался в одиночестве, вероятно, никогда не вернутся. Происхождение испанского слова cimarrón неизвестно. [8]
Когда англичане вторглись на Ямайку в 1655 году, большинство испанских колонистов бежали. Многие из их рабов сбежали, и вместе со свободными чернокожими и мулатами , бывшими рабами, и некоторыми местными таино , [9] [10] [11] объединились в ряд этнически разнообразных групп во внутренних районах Ямайки. [12]
История
[ редактировать ]Испанские мароны
[ редактировать ]Некоторые испанские мароны создали паленки или горные фермы с частоколами, сначала в долине Луидас , в современном приходе Святой Екатерины , под руководством Хуана де Боласа (также известного как Луболо). Ближе к западной оконечности Страны Кокпитов располагались «негры Вармахали или Кармахали» под руководством Хуана де Серраса . Возможно, существовала третья группа, которая действовала в районе Поруса , в современном Манчестерском приходе ; и четвертый в Голубых горах . [12] [13] В течение первого десятилетия английского правления эти группы действовали от имени испанцев. Но поскольку становилось все более очевидным, что британцы удержат свое завоевание, группа под руководством де Боласа изменила свою позицию.
Столкнувшись с открытием и поражением в 1659 году, де Болас объединился с англичанами и возглавил их войска в набеге, который привел к окончательному изгнанию испанцев в 1660 году. Взамен в 1663 году губернатор сэр Чарльз Литтелтон, 3-й баронет, подписал первый темно-бордовый договор. договор, предоставивший де Боласу и его людям землю на тех же условиях, что и английским поселенцам. [12] Колониальные власти заплатили людям де Боласа за охоту на сторонников де Серраса и недавних беглецов. [14] Однако в конце концов де Болас был убит в засаде, вероятно, устроенной маронами, принадлежавшими де Серрасу. В то время как мароны, принадлежавшие де Боласу, исчезли из истории, английским властям не удалось подчинить себе маронов Кармахали. [15]
Другие группы маронов оставались независимыми в горных районах Ямайки, выживая за счет натурального хозяйства и периодических набегов на плантации. Эти первоначальные группы маронов исчезли из записей колониальной истории, возможно, мигрировав в более гористые или отдаленные районы внутренних районов страны. Другие, возможно, объединились, чтобы сформировать ядро того, что позже будет названо Наветренными маронами. [12] Со временем беглые рабы увеличили численность маронов, которые в конечном итоге стали контролировать большие территории горных районов Ямайки. [16]
В 1670-х и 1680-х годах в качестве владельца большой плантации рабов бывший пират , а ныне вице-губернатор Ямайки сэр Генри Морган возглавил три кампании против маронов Кармахали из де Серраса. Морган добился определенного успеха против маронов, которые отошли дальше в Голубые горы, где им удалось остаться вне досягаемости Моргана и его войск. Возможно, мароны де Серраса объединились с наветренными маронами. [17]
Создание подветренных и наветренных маронов
[ редактировать ]Между 1673 и 1690 годами произошло несколько крупных восстаний рабов, в основном спровоцированных вновь прибывшими высоко военизированными группами Фанте или Короманти из Кейп-Коста и Империи Ашанти . 31 июля 1690 года восстание с участием 500 рабов из поместья Саттон в округе Кларендон привело к формированию самой стабильной и наиболее организованной группы маронов на Ямайке. Хотя некоторые из них были убиты, взяты в плен или сдались, более 200 человек, включая женщин и детей, остались на свободе после окончания восстания. [18]
Они установили Ашанти, в стиле государство базирующееся в западных частях Страны Кокпитов , особенно в городе Каджо (Трелони-Таун) ; самым известным правителем западных маронов был Каджо . Посторонних они включали только после того, как новички прошли строгий испытательный срок. [19]
В это время лидерами, появившимися среди восточных маронов, были Квао и королева Нэнни . [20] Наветренные мароны, обитавшие в более диких частях восточной Ямайки, всегда состояли из отдельных, очень мобильных и культурно неоднородных групп. [21] Вполне возможно, что беглые рабы из группы де Серраса «Мароны Кармахали» сформировали первоначальное ядро «Наветренных маронов». [22] С самого начала губернаторы Ямайки считали свои поселения препятствием для английского развития внутренних территорий. Они заказывали набеги на поселения маронов в 1686 и 1702 годах, но без особого эффекта. [23]
Примерно к 1720 году более сильное сообщество Наветренной стороны сформировалось вокруг культурно африканизированной группы из трех деревень, известной как Город Нэнни , под духовным руководством королевы Нэнни , женщины Ашанти, иногда в союзе, а иногда и в конкуренции с другими группами Наветренной стороны. [24] Она была известна своими исключительными лидерскими качествами, особенно в партизанской войне во время Первой Маронской войны . Одна из тактик, специфичная для ямайских маронов, заключалась в искусстве маскировки с использованием растений. Ее останки, по общему мнению, похоронены в «Бамп-Могиле» в Мур-Тауне , главном городе наветренных маронов, которые сконцентрированы в долине Рио-Гранде и вокруг нее в северо-восточном округе Портленда . Королева-няня , также известная как бабушка-няня (умерла около 1750-х годов), — единственная женщина, удостоенная звания одного из национальных героев Ямайки . Она увековечена в песнях и легендах. [25]
Мароны в 18 веке
[ редактировать ]Первая Маронская война 1728–1739 гг.
[ редактировать ]Обеспокоенные рейдами на плантации, колониальные власти Ямайки хотели искоренить общины маронов, чтобы способствовать развитию британских поселений. Их стратегия, начиная с 1730-х годов, заключалась в том, чтобы разорвать линии связи между наветренными и подветренными маронами, а затем сначала уничтожить менее организованных наветренных маронов. На практике владение маронскими войсками территорией и умение вести партизанскую войну давали им сильное преимущество перед колониальными силами. [26]
После долгих боев британцы взяли и разрушили Нэнни-Таун в 1734 году, но большая часть наветренных маронов просто рассеялась и образовала новые поселения. [27] Однако на этом этапе боевые действия переместились на подветренную сторону, где британские войска имели столь же ограниченный успех против хорошо обученных и организованных сил Каджо . [28]
К середине 1730-х годов война оказалась дорогостоящей как для маронов, так и для британцев и зашла в тупик. Каджо отклонил предложения о заключении договора в 1734 и 1736 годах, но к 1738 году согласился на переговоры с Джоном Гатри. Этого местного плантатора и офицера милиции мароны знали и уважали. [29] В 1739 году договор, подписанный при британском губернаторе Эдварде Трелони, предоставил маронам Каджо 1500 акров земли между их опорными пунктами Трелони-Таун и Аккомпонг в Кокпит-Кантри, а также определенную политическую автономию и экономические свободы, в обмен на которые мароны должны были предоставить военная поддержка в случае вторжения или восстания, а также возвращение беглых рабов в обмен на награду в два доллара за каждого. Этот последний пункт договора вызвал напряженность между маронами и порабощенным чернокожим населением, хотя время от времени беглецы с плантаций все же проникали в поселения маронов. [30]
Кроме того, в каждом маронском городе должен был быть назначен британский суперинтендант. [30] В 1740 году аналогичные договоры подписали Квао и Нэнни, главные лидеры наветренных маронов. [31] Первоначально «Наветренные мароны» располагались в Кроуфордс-Тауне и новом Нэнни-Тауне (теперь называемом Мур-Таун ). Всего около 600 маронов пришли к соглашению с британскими властями посредством этих двух договоров. [32]
Не все мароны приняли договоры. В последующие годы в общинах маронов произошли восстания. После договоров белые суперинтенданты, назначенные губернаторами, в конечном итоге взяли под свой контроль города маронов. [33] В 1740-х годах некоторые подветренные мароны, выступавшие против договора 1739 года, подняли восстание, но Каджо подавил эти восстания. [34]
В 1754 году Квао попытался свергнуть Эдварда Кроуфорда, нового лидера маронов наветренного города маронов, и в результате конфликта город Кроуфорда был разрушен. Губернатор Чарльз Ноулз восстановил контроль над восстанием с помощью других маронов. Затем он приказал переселить маронов из города Кроуфорд в новые, близлежащие наветренные марунские города Чарльз-Таун и Скоттс-Холл . [35]
Население маронов выросло с 664 человек в 1739 году до 1288 человек в 1796 году, в то время как и рабское население, и общины белых поселенцев были опустошены болезнями. [36]
Вмешательство в войну Тэки, 1760 г.
[ редактировать ]В апреле 1760 года правительство Ямайки призвало маронов соблюдать свои договоры и прийти им на помощь во время крупного восстания рабов, возглавляемого лидером Фанте Тэки, в приходе Сент-Мэри, Ямайка . Первыми были мобилизованы «Наветренные мароны». Их вмешательство поначалу казалось вялым: мароны Скоттс-холла начали с требования непогашенной задолженности по наградам, в то время как мароны Чарльз-Тауна в бухте Даун якобы укрылись, когда напали повстанцы. Однако маронские воины использовали тактику партизанской войны, которая противоречила британской военной традиции идти под встречный огонь. [37]
В конце концов, именно Марон из Скоттс Холла, лейтенант Дэви Бордовый , убил Тэки во время стычки. Потеря лидерства Тэки, по сути, положила конец первоначальному восстанию. [38]
На западе Ямайки Апонго возглавил еще одно восстание рабов, вдохновленное восстанием Тэки, которое длилось с апреля 1760 года по октябрь 1761 года. Хорошо обученные силы Каджо были мобилизованы, чтобы помочь справиться с ними и с некоторым успехом. [39]
Мароны и общины беглецов в Голубых горах
[ редактировать ]В годы, последовавшие за восстанием Тэки, многие маронские офицеры, такие как Сэмюэл Грант , предположительно сын Дэви, сделали карьеру на охоте на беглых рабов для колониальных властей. Эти беглые рабы сформировали неформальные сообщества маронов, созданные по образцу официальных сообществ маронов, прежде чем они пришли к соглашению. [40] [41]
В 18 веке мароны также охотились и убивали печально известных беглых рабов и их заместителей, таких как Анкома, Трехпалый Джек и Кинжал. Однако, хотя им удалось схватить и убить некоторых беглецов и их лидеров, большинство членов общин беглых маронов продолжали процветать под руководством новых лидеров. [42]
Белые суперинтенданты взяли на себя командование маронскими городами, а маронские офицеры были переданы в подчинение. После войны Тэки губернатор назначил отдельного суперинтенданта для каждого из пяти маронских городов. Эти суперинтенданты подчинялись генеральному суперинтенданту, который, в свою очередь, подчинялся губернатору. Генеральные суперинтенданты всех маронских городов были следующими:
- 1770–ок. 1772 Уильям Росс
- 1772–ок. 1779 Роберт Бреретон
- в. 1779 Джон Фергюссон
- 1779–1792/3 Джон Джеймс [43]
Вторая Маронская война 1795–1796 гг.
[ редактировать ]Вторая Маронская война началась в 1795 году на фоне британско-ямайских плантаторов, паникующих из-за эксцессов Французской революции и соответствующего начала восстания рабов в соседнем Сен-Доминго , закончившегося независимостью Гаити в 1804 году. В то же время растущий земельный голод среди расширяющихся общин маронов на Ямайке совпал с несколькими более непосредственными и непосредственными причинами недовольства среди маронов города Каджо (Трелони-Таун) . [44]
Договоры, заключенные после Первой маронской войны, предусматривали назначение белого «суперинтенданта» в каждой маронской общине. Трелони-Таун возражал против недавно назначенного к ним чиновника и в конце концов исключил его. [45] При этом новый, бескомпромиссный губернатор Балькаррес послал Уильяма Фитча маршем на Трелони-Таун с военными силами, чтобы потребовать их немедленного подчинения. Балькаррес проигнорировал совет местных плантаторов, которые предложили дать маронам еще немного земли, чтобы избежать конфликта. Вместо этого губернатор потребовал от маронов безоговорочной капитуляции, спровоцировав конфликт, которого можно было избежать. [46] Мароны Трелони, возглавляемые своим полковником Монтегю Джеймсом , решили сражаться и поначалу добились успеха, ведя партизанскую войну небольшими отрядами под командованием нескольких капитанов, наиболее известными из которых были Джонсон, Паркинсон и Палмер. [47]
Потери, понесенные Фитчем и его людьми, были значительно выше, чем потери маронов Трелони-Тауна. [48] Когда Мароны Трелони-Тауна убили Фитча, нескольких его офицеров, нескольких следопытов Аккомпонга Маронов и многих солдат ополчения в засаде, Балкаррес назначил нового генерала, Джорджа Уолпола . [48] Этот новый генерал терпел еще больше неудач, пока в конце концов не решил осадить Страну Кокпитов , окружив ее сторожевыми постами, обстреливая снарядами с большого расстояния и намереваясь уничтожить или отрезать все базы снабжения маронов. массово [49] Тем временем попытки Маронов вербовать рабов на плантациях встретили неоднозначную реакцию, хотя большое количество беглых рабов получили свободу, сражаясь за Трелони-Таун. [50] [51] Другие общины маронов сохраняли нейтралитет, но Аккомпонг-Таун, однако, сражался на стороне колониальных ополченцев против Трелони-Таун. [52]
Несмотря на признаки того, что осада удалась, Балькаррес потерял терпение и отправил на Кубу сотню охотничьих собак и дрессировщиков. Их репутация была настолько устрашающей, что их прибытие быстро привело к капитуляции большей части сил Трелони. [53] Однако мароны сложили оружие только при условии, что их не депортируют, и Уолпол дал слово, что так и будет. [48] К ужасу Уолпола, Балькаррес отказался сотрудничать с побежденными маронами и депортировал их с Ямайки сначала в Новую Шотландию, затем в новую британскую колонию Сьерра-Леоне , а также присоединился к афроамериканским основателям , основавшим колонию Сьерра-Леоне и поселение Фритаун, Сьерра-Леоне . [54] [55] [56]
С 1830-х годов некоторые мароны (или их потомки) вернулись на Ямайку, чтобы работать в качестве свободных рабочих, и многие из них поселились в деревне Флагстафф, недалеко от старого города Трелони-Таун (хотя некоторые из этих вернувшихся переселились в Сьерра-Леоне). [57] (см. Ямайские мароны в Сьерра-Леоне ). Потомки вернувшихся маронов живут сегодня во Флагстаффе (см. Город Каджо (Трелони-Таун) ). Те, кто остался в Сьерра-Леоне, сформировали новую креольскую этническую группу Сьерра-Леоне , которая основала общины диаспоры вдоль берегов Западной Африки от Сьерра-Леоне до Гамбии и Фернандо По . [58]
Мароны в 19 веке
[ редактировать ]Мароны в последние годы рабства
[ редактировать ]Трелони-Таун был крупнейшим городом маронов, поэтому их депортация значительно сократила численность маронов на Ямайке. Однако в девятнадцатом веке общая численность населения четырех оставшихся маронских городов выросла с 853 человек в 1808 году до 1563 человек в 1841 году. [59] Численность маронских городов росла в то время, когда численность как черных рабов, так и белых рабовладельцев сокращалась из-за болезней. Один историк утверждает, что это связано с более здоровой окружающей средой в городах маронов. [60]
Когда колониальные власти депортировали маронов из Трелони-Тауна, они оставили пустоту, которую заполнили общины беглых рабов. Мароны из небольшого городка Аккомпонг не смогли справиться с растущим числом беглецов на западе Ямайки, которые нашли убежище в других местах Страны Кокпитов. Мароны Аккомпонга пытались, но безуспешно пытались рассеять беглую общину, основанную Каффи в Стране Кокпитов в 1798 году. [61] Когда бордовая группа Каффи исчезла из колониальных записей, их место заняла другая группа беглецов, обосновавшаяся в Стране Кокпитов в 1812 году. Бордовая община Ме-но-сен-ты-не-приходи также сопротивлялась попыткам Сопровождайте маронов и колониальные ополчения, чтобы разогнать их в 1820-х годах. [62]
Большая группа беглых рабов бордового цвета обосновалась недалеко от пляжа Хеллшир на юге Ямайки и процветала там в течение многих лет, пока в 1819 году не была окончательно рассеяна партией наветренных маронов. [63]
Мароны сыграли значительную роль в помощи колониальным властям в подавлении восстания Сэмюэля Шарпа в 1831–1832 годах под руководством белых суперинтендантов, таких как Александр Файф (Файфф). [64]
Шарпа Баптистская война убедила британское правительство положить конец системе рабства, что оно и сделало в годы после восстания. После этого колониальным властям стали не нужны мароны, и они приняли Закон о маронских наделах в 1842 году и упразднили должность суперинтенданта в 1850-х годах. Их попытки разделить общинные земли маронов, хотя и частично успешные в Чарльз-Тауне и Скоттс-Холле, встретили сопротивление маронов в Аккомпонг-Тауне и Мур-Тауне. [65] [66]
Вернувшиеся мароны Флагстаффа
[ редактировать ]После Второй Маронской войны колониальные власти превратили Трелони-Таун в военные казармы и переименовали его в Марун-Таун на Ямайке . Поначалу мароны Трелони процветали в Сьерра-Леоне, но вскоре их положение ухудшилось, и они подали петиции британскому правительству с просьбой разрешить им вернуться на Ямайку. Эти ходатайства были отклонены. [67]
Однако в 1831 году 224 марона Сьерра-Леоне подали британскому правительству еще одну петицию, и на этот раз власти Ямайки уступили. В ответ они заявили, что не будут чинить никаких препятствий на пути возвращения маронов на Ямайку, но не будут платить ни за проезд, ни за покупку земель на острове. [68]
В 1839 году первые мароны перебрались из Сьерра-Леоне на Ямайку. Мэри Браун и ее семья, в которую входили ее дочь Сара МакГейл и зять-испанец, продали свою собственность в Сьерра-Леоне, купили шхуну и отправились на Ямайку. К ним присоединились еще двое маронов из Сьерра-Леоне, Мэри Рикеттс и ее дочь Джейн Брайан. В 1841 году эта группа добралась до города Трелони, который теперь называется Марун-Таун, но они по-прежнему настаивали на том, чтобы называть его городом Каджо. Их потомки до сих пор живут там, в деревне под названием Флагстафф, среди группы, известной как «Вернувшиеся мароны». [69]
В 1841 году первым кораблем, прибывшим в Сьерра-Леоне в поисках африканских рабочих, был « Гектор» , и несколько маронов настолько отчаянно пытались покинуть Сьерра-Леоне, что не стали ждать, пока корабль причалит, а поплыли навстречу ему на своих каноэ. В общей сложности 64 марона покинули Сьерра-Леоне и направились на Ямайку только на « Гекторе» . Большинство маронов Сьерра-Леоне проживало во Фритауне, и между 1837 и 1844 годами население маронов Фритауна сократилось с 650 до 454 человек, что позволяет предположить, что около 200 маронов вернулись на Ямайку. [68]
Около трети маронов Сьерра-Леоне вернулись на Ямайку в 1840-х годах. [70]
Вмешательство в восстание в Морант-Бей, 1865 г.
[ редактировать ]В 1865 году свободные чернокожие бедняки во главе с баптистским дьяконом Полом Боглом подняли восстание против колониальных властей в рамках восстания в Морант-Бей . Губернатор в последний раз призвал маронов Мур-Тауна подавить восстание. Файфа снова призвали, чтобы возглавить группу маронов Мур-Тауна, в том числе тех, кто проживал в Хейфилде и Бате, и они совершили ряд злодеяний, прежде чем захватили Богла. Однако их жестокость в подавлении восстания вызвала много критики со стороны методистских миссионеров и жителей прихода Сент-Томас на Ямайке . [71]
Мароны в 21 веке
[ редактировать ]По сей день мароны на Ямайке в некоторой степени автономны и отделены от ямайской культуры. Жители Аккомпонга сохраняют свою землю с 1739 года. Изоляция, использованная их предками в своих интересах, сегодня привела к тому, что их общины стали одними из самых недоступных на острове. [ нужна ссылка ]
Сегодня на Ямайке все еще существуют четыре официальных города маронов: Аккомпонг-Таун, Мур-Таун, Чарльз-Таун и Скоттс-Холл. Они владеют землями, отведенными им по договорам с британцами 1739–1740 годов. [72] Эти мароны до сих пор сохраняют свои традиционные праздники и обычаи, некоторые из которых имеют западноафриканское происхождение. Например, совет поселения маронов называется Асофо. [73] от аканского слова асафо ( « собрание, церковь, общество » ). [74] [75]
Коренным жителям Ямайки и островным туристам разрешено посещать многие из этих мероприятий. Другие, считающиеся священными, хранятся в тайне и окутаны тайной. Пение, танцы, игра на барабанах и приготовление традиционных блюд составляют центральную часть большинства собраний. [76] В своем крупнейшем городе Аккомпонг в приходе Святой Елизаветы у подветренных маронов проживает оживленная община, насчитывающая около 600 человек. Иностранцам предлагаются экскурсии по деревне. [77] Ежегодно 6 января они проводят большой фестиваль в ознаменование подписания мирного договора с британцами после Первой маронской войны. [78] [79]
Город Мур, расположенный между Голубыми горами и горами Джона Кроу в округе Портленд , был повторно внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в 2008 году за свое маронское наследие, особенно музыку. [ нужна ссылка ]
Ямайские договорные города маронов
[ редактировать ]На Ямайке
[ редактировать ]Подветренные мароны
[ редактировать ]- Город Каджо (Трелони-Таун) , которым правил Каджо , и добился признания со стороны британцев после Первой Маронской войны (1728–1740). Большинство маронов Трелони были депортированы после Второй маронской войны в Новую Шотландию, а затем в Сьерра-Леоне. В конце концов, после эмансипации, в 1840-х годах, несколько сотен маронов Трелони вернулись из Сьерра-Леоне и основали сообщество вернувшихся маронов недалеко от города Трелони и назвали его Флагстафф. Вернувшиеся мароны из Трелони-Тауна до сих пор живут во Флагстаффе.
- Марун-Таун, Ямайка , после депортации Трелони-Маронов британское колониальное правительство взяло под свой контроль Трелони-Таун и построило там военные казармы. Он стал известен как Марун-Таун, хотя мароны там больше не жили.
- Аккомпонг , наряду с городом Каджо, Аккомпанг был главным поселением подветренных маронов. Управляется Аккомпонгом, в честь которого был назван город.
Наветренные мароны
[ редактировать ]- Нэнни-Таун , один из двух главных городов Наветренных маронов во время Первой Маронской войны, возглавляемый легендарной королевой Нэнни , расположенный в Голубых горах на востоке Ямайки. Этот город несколько раз переходил из рук в руки во время Первой Маронской войны и в конечном итоге был заброшен в пользу нового места под названием Нью-Нэнни-Таун, также расположенного в Голубых горах.
- Мур-Таун , новое место проживания жителей Нэнни-Тауна, первоначально называвшееся Нью-Нэнни-Таун.
- Город Кроуфорда , еще один из двух главных городов Наветренных Маронов во время Первой Маронской войны, возглавляемой Квао . После Первой Маронской войны Квао на посту лидера сменил Эдвард Кроуфорд, в честь которого позже был назван город. В 1750-х годах конфликт между двумя фракциями, возглавляемыми этими двумя противоборствующими лидерами, в конечном итоге привел к разрушению города Кроуфорд.
- Чарльз-Таун, Ямайка , был основан в 1750-х годах после разрушения Кроуфорд-Тауна. Большинство его новых жителей были сторонниками Неда Кроуфорда, составлявшего большинство маронов в Кроуфордс-Тауне.
- Скоттс-Холл на Ямайке — небольшой маронский городок, возникший до разрушения Кроуфордс-Тауна. В 1750-х годах сторонники Квао, составлявшие меньшинство маронов в Кроуфордс-Тауне, переехали в Скоттс-Холл.
В Сьерра-Леоне
[ редактировать ]- Марун-Таун, Сьерра-Леоне , стал поселением ямайских маронов в Сьерра-Леоне после того, как мароны Трелони были депортированы с Ямайки.
Известные люди из общин маронов
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Черные новошотландцы
- Черные семинолы
- Короманти
- Dread & Alive — серия комиксов, посвященная бордовым цветам.
- Ямайский бордовый креольский
- Ямайские мароны в Сьерра-Леоне
- Танец Кроманти (религиозный)
- Бордовые (люди)
- Марун-Таун, Сьерра-Леоне
- Сьерра-Леоне, креолы
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тайер, Джеймс Стил (1991). «Несогласный взгляд на креольскую культуру в Сьерра-Леоне» . Cahiers d'Etudes africaines . 31 (121): 215–230. дои : 10.3406/cea.1991.2116 . Архивировано из оригинала 10 августа 2021 года . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ Браун-Дэвис, Найджел (2014). «Сводка источников, касающихся генеалогических исследований народа крио Сьерра-Леоне» . Журнал исследований Сьерра-Леоне . 3 (1). Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ Уокер, Джеймс В. (1992). «Глава пятая: Основание Сьерра-Леоне». Черные лоялисты: поиски земли обетованной в Новой Шотландии и Сьерра-Леоне, 1783–1870 гг . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 94–114 . ISBN 978-0-8020-7402-7 . , первоначально опубликовано издательством Longman & Dalhousie University Press (1976).
- ^ Тейлор, Банколе Камара (февраль 2014 г.). Сьерра-Леоне: земля, ее люди и история . Новая Африка Пресс. п. 68. ИСБН 9789987160389 . Архивировано из оригинала 30 августа 2021 года . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ Грант, Джон Н. (2002). Мароны в Новой Шотландии (мягкая обложка). Формак. п. 203. ИСБН 978-0887805691 .
- ^ Кэмпбелл, Мэвис (1993), Назад в Африку: Джордж Росс и мароны (Трентон: Africa World Press), стр. 48.
- ^ Сивапрагасам, Майкл (2020), «Вернувшиеся мароны из города Трелони», Навигация по перекрестным течениям: транслингвальность, транскультурность и трансидентификация в голландском Карибском бассейне и за его пределами , изд. Николас Фараклас и др. (Кюрасао/Пуэрто-Рико: Университет Кюрасао ), с. 17.
- ^ «Семинол - Происхождение и значение семинола по данным онлайн-словаря этимологии» . www.etymonline.com . Архивировано из оригинала 9 октября 2016 года . Проверено 7 октября 2016 г.
- ^ Мадрилехо, Н.; Ломбард, Х.; Торрес, Дж. Б. (2015). «Происхождение марронажа: митохондриальные линии маронов города Аккомпонг на Ямайке». Являюсь. Дж. Хум. Биол . 27 (3): 432–37. дои : 10.1002/ajhb.22656 . ПМИД 25392952 . S2CID 30255510 .
- ^ Сивапрагасам, Майкл (2018), После договоров: социальная, экономическая и демографическая история маронского общества на Ямайке, 1739–1842 гг. Архивировано 20 мая 2021 г. в Wayback Machine , докторская диссертация, библиотека Африкано-Карибского института Ямайки (Саутгемптон: Саутгемптонский университет), стр. 23–24.
- ^ Агорса, Э. Кофи (1994), «Археология поселений маронов на Ямайке», Маронское наследие: археологические, этнографические и исторические перспективы , изд. Э. Кофи Агорса (Кингстон: Canoe Press Университета Вест-Индии), стр. 180–81.
- ^ Jump up to: а б с д Кратон, Майкл (2009). Испытание цепей: сопротивление рабству в Британской Вест-Индии . Издательство Корнельского университета. стр. 70–74. ISBN 978-0-8014-7528-3 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2020 года . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Кэмпбелл (1988), Мароны Ямайки 1655–1796: история сопротивления, сотрудничества и предательства (Массачусетс: Бергин и Гарви), стр. 25–26.
- ^ Кэри, Бев (1997), История маронов: подлинная и оригинальная история маронов в истории Ямайки 1490–1880 (Кингстон, Ямайка: Agouti Press), стр. 113.
- ^ Кэмпбелл (1988), Мароны Ямайки , стр. 14–25.
- ^ Сейнсбери, В. Ноэль. «Америка и Вест-Индия». Календарь государственных документов Колониальной Америки и Вест-Индии . 1, 5 (1574–1660, 1661–1668).
- ^ Кэмпбелл (1988), Мароны Ямайки 1655–1796 , стр. 23, 32–33.
- ^ Кратон (1982), стр. 75–76.
- ^ Кратон (1982), стр. 77–78.
- ^ Тикнесс, Филип (1790), Мемуары и анекдоты Филипа Тикнесса (Дублин: Крейсберри и Кэмпбелл), стр. 56–77.
- ^ Кратон (1982), стр. 78–81.
- ^ Кэмпбелл (1988), Мароны Ямайки , стр. 48–49.
- ^ Кратон (1982), стр. 78–79.
- ^ Кратон (1982), с. 81.
- ^ «Министерство образования, молодежи и культуры Ямайки: национальные герои Ямайки» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 18 января 2008 г.
- ^ Кратон, Тестирование цепей (1982), стр. 82–84.
- ^ Кратон (1982), с. 85.
- ^ Кратон (1982), с. 87.
- ^ Кратон (1982), стр. 87–88.
- ^ Jump up to: а б Кратон (1982), стр. 88–90.
- ^ Кратон (1982), стр. 91–92.
- ^ Шивапрагасам (2018), После договоров , с. 56.
- ^ Копытофф, Барбара (1976), «Ямайская политическая организация маронов: последствия договоров», Социальные и экономические исследования , Vol. 25, № 2, стр. 92–97.
- ^ Патерсон, Орландо (1996), «Рабство и восстания рабов: социально-исторический анализ первой маронской войны, 1665–1740», Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке , изд. Ричард Прайс (Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса), с. 273.
- ^ Шивапрагасам (2018), После договоров , стр. 54–57.
- ^ Шива, Майкл (2018). После договоров: социальная, экономическая и демографическая история общества маронов на Ямайке, 1739–1842 гг. (PDF) (доктор философии). Саутгемптон: Саутгемптонский университет. Архивировано (PDF) из оригинала 28 июля 2020 г. Проверено 5 апреля 2019 г. п. 240.
- ^ Кратон (1982), стр. 130–31.
- ^ Кратон (1982), стр. 135–36.
- ^ Браун, Винсент (2020), Восстание Тэки: История войны рабов в Атлантике (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета), стр. 1–2.
- ^ См. страницу обсуждения использования маронов с заглавной буквы «М», чтобы обсудить маронов, пришедших к соглашению, в сравнении с беглыми рабами, которые продолжали формировать сообщества маронов, теперь описываемые общей буквой «м».
- ^ Шивапрагасам (2018), После договоров , стр. 75, 114.
- ^ Шивапрагасам (2018), После договоров , стр. 109–17.
- ^ Шивапрагасам (2018), После договоров , с. 278.
- ^ Кратон (1982), стр. 211–14.
- ^ Кратон (1982), с. 214.
- ^ Кэмпбелл (1988), Мароны Ямайки 1655–1796 , стр. 209–49.
- ^ Кратон (1982), стр. 215, 217–19.
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл (1988), Мароны Ямайки , стр. 209–49.
- ^ Кратон (1982), с. 219.
- ^ Сивапрагасам, Майкл (2019), «Вторая маронская война: беглые рабы, сражающиеся на стороне города Трелони», Рабство и отмена , дои : 10.1080/0144039X.2019.1662683 . Проверено 10 сентября 2019 г.
- ^ Кратон, Тестирование цепей (1982), с. 218.
- ^ Кэмпбелл (1988), Мароны Ямайки 1655–1796 , с. 220.
- ^ Кратон (1982), стр. 220–21.
- ^ Кратон (1982), стр. 222–23.
- ^ «Главная страница USI» . www.understandingslavery.com . Архивировано из оригинала 8 апреля 2022 года . Проверено 15 апреля 2022 г.
- ^ Грант, Джон (1980), Черные новошотландцы . Галифакс: Музей Новой Шотландии.
- ^ Фортин (2006), с. 23.
- ^ Барон, Роберт и Ана К. Кара, Креолизация как культурное творчество , с. 152.
- ^ Шива (2018). После договоров (PDF) (доктор философии). Архивировано (PDF) из оригинала 28 июля 2020 г. Проверено 5 апреля 2019 г. п. 243.
- ^ Шива (2018). После договоров (PDF) (доктор философии). Архивировано (PDF) из оригинала 28 июля 2020 г. Проверено 5 апреля 2019 г. стр. 238–46.
- ^ Шивапрагасам (2018), После договоров , стр. 182–90.
- ^ Шивапрагасам (2018), После договоров , стр. 191–93.
- ^ Шивапрагасам, После договоров , с. 196.
- ^ Шивапрагасам (2018), После договоров , стр. 201–03, 277.
- ^ Шивапрагасам (2018), После договоров , стр. 254–55.
- ^ Кэри (1997), Бордовая история , с. 560.
- ^ Шивапрагасам, (2020), «Вернувшиеся мароны из города Трелони», стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б Шивапрагасам (2020), «Вернувшиеся мароны из города Трелони», с. 18.
- ^ Шивапрагасам (2020), «Вернувшиеся мароны из города Трелони», стр. 18–19.
- ^ Шивапрагасам (2020), «Вернувшиеся мароны из города Трелони», стр. 13, 18.
- ^ Хьюман, Гад (1994), Время убийства: восстание в Морант-Бей на Ямайке (Ноксвилл: The University of Tennessee Press), стр. 131–36.
- ^ Кэри (1997), История маронов: подлинная и оригинальная история маронов в истории Ямайки 1490–1880 (Кингстон, Ямайка: Agouti Press, 1997).
- ^ Сангстер, Ян (1973), Ямайка: Путеводитель Бенна по праздникам .
- ^ Библия на английском языке : Асанте, Библейское общество Ганы, Аккра,
- ^ Роттманн, WJ, составитель (1913), Кристо Асафо Абакосум Туи Каса Му (История церкви в Тши), Базель: Базельское евангелическое миссионерское общество.
- ^ «История маронов Ямайки» , The Farin Voice , 3 ноября 2013 г. Архивировано 27 декабря 2013 г. в Wayback Machine .
- ^ «Правительство Аккомпонга» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 года . Проверено 15 апреля 2022 г.
- ^ Кэмпбелл, Мавис Кристин (1988), Мароны Ямайки, 1655–1796: История сопротивления, сотрудничества и предательства , Грэнби, Массачусетс: Бергин и Гарви.
- ^ Эдвардс, Брайан (1796), «Наблюдения за нравами, характером, манерами и образом жизни негров-маронов острова Ямайка; а также подробности происхождения, хода и окончания последней войны между этими люди и белые жители», Эдвардс, Брайан (1801), « Исторический обзор острова Сен-Доминго» , Лондон: Дж. Стокдейл, стр. 303–60.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Мэвис К. Мароны Ямайки, 1655–1796: история сопротивления, сотрудничества и предательства . Грэнби, Массачусетс: Бергин и Гарви, 1988. ISBN 0-89789-148-1
- Кэри, Бев. (1997). История маронов: подлинная и оригинальная история маронов в истории Ямайки, 1490–1880 гг . Серия о наследии маронов и Ямайки. Гордон Таун, Ямайка: Agouti Press.
- Кратон, Майкл. Испытание цепей: сопротивление рабству в Британской Вест-Индии . Издательство Корнельского университета, 1982. ISBN 0-8014-1252-8
- Даллас, Колорадо. История маронов от их происхождения до основания их главного племени в Сьерра-Леоне . 2 тома. Лондон: Лонгман, 1803.
- Фортин, Джеффри А. «Почерневший за пределами нашего родного оттенка: переселение, идентичность и мароны Трелони на окраинах атлантического мира, 1796–1800», Исследования гражданства , Том. 10, № 1, 5–34, февраль 2006 г.
- Томпсон, Элвин О. Бегство к свободе: африканские беглецы и мароны в Америке . Кингстон: Университет Вест-Индии, 2006. ISBN 976-640-180-2
- Шивапрагасам, Майкл (2018). После договоров: социальная, экономическая и демографическая история общества маронов на Ямайке, 1739–1842 гг. (PDF) (доктор философии). Саутгемптон: Саутгемптонский университет.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Билби, Кеннет. «Ямайские мароны на перепутье: потеря связи с традициями», Caribbean Review , осень 1980 г.
- Билби, Кеннет М. (2005). Истиннорожденные мароны . Диаспоры Нового Света. Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды.
- Блейк, Эдит. «Мароны Ямайки» , North American Review , 1898 г., онлайн-текст на Archive.org, через JSTOR.
- Кэмпбелл, Мэвис К. Мароны Ямайки 1655–1796: история сопротивления, сотрудничества и предательства . Грэнби, Массачусетс: Бергин и Гарви, 1988.
- Данэм, Кэтрин. Путешествие в Аккомпонг . Нью-Йорк: Генри Холт и компания, 1946.
- Шивапрагасам, Майкл (2018). После договоров: социальная, экономическая и демографическая история общества маронов на Ямайке, 1739–1842 гг. (PDF) (доктор философии). Саутгемптон: Саутгемптонский университет.
- (Смит, Хоран. Выброшенные в Новой Шотландии – история ямайских маронов в Канаде, America Star, 2010 https://wiredja.com/index.php/categories/newsberg/regions/diaspora/marooned-in-nova-scotia- «История-ямайских-бордов-в-Канаде», автор: Хорейн Смит
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Распространенные лекарственные растения Портленда, Ямайки , культуры маронов/мароконов
- «Королева няня Наветренных маронов» , Иц Карибибиан
- Видео Аккомпанонг – Черные борцы за свободу на Ямайке (1992) . Онлайн-архив Австрийской медиабиблиотеки (Мароны,...)