Няня маронов
Королева-няня , бабушка-няня , или няня маронов ОНХ (ок. 1686 — ок. 1760), была борцом за свободу начала 18-го века и лидером ямайских маронов . Она возглавляла сообщество бывших порабощенных беглых рабов, большинство из которых были выходцами из Западной Африки , называемых наветренными маронами, вместе со своими детьми и семьями. [1] В начале 18 века под предводительством Нэнни Наветренные мароны вели партизанскую войну многолетнюю против британских властей в колонии Ямайка , в ходе так называемой Первой маронской войны .
Большая часть того, что известно о Нэнни, исходит из устной истории , поскольку текстовых свидетельств мало. По маронской легенде, королева Нэнни родилась в 1640 году на Ямайке, в дочери принца Накуана Асанте Ганы , взятого в рабство испанцами из . [2]
За годы войны британцы понесли значительные потери в столкновениях с наветренными маронами восточной Ямайки. Мароны объяснили свой успех против британцев успешным использованием Нэнни сверхъестественных способностей, в то время как историки полагают, что мастерство маронов в партизанской войне и обширные знания местности сыграли значительную роль в их успехах. Не сумев победить их на поле боя, британцы потребовали от маронов мира, подписав с ними договор 20 апреля 1740 года. [3] Договор прекратил военные действия, предоставил маронам санкционированную государством свободу и предоставил Нэнни и ее последователям 500 акров (202 га) земли. Деревня, построенная за счет этого гранта на землю, до сих пор стоит и называется Мур-Таун или «Новый» город няни. Современные жители Мур-Тауна отмечают 20 апреля 1740 года как праздник, сегодня неофициально известный в некоторых местах как «4/20» или «четыре двадцать».
В 1975 году правительство Ямайки объявило Нэнни своей единственной женщиной- национальным героем , отметив ее успех в качестве лидера. [4] Ее изображение напечатано на ямайской банкноте в 500 долларов , которая называется «Няня».
Истоки няни
[ редактировать ]Согласно легенде маронов, которую поддерживают мароны города Аккомпонг , Нэнни родилась у народа акан в Голубых горах Ямайки, но также возможно, что она приехала из Западной Африки. Ее отец якобы был одним из 600 людей акан, приехавших на Ямайку в торговую поездку с испанцами, когда они были преданы и проданы в рабство в 1642 году. Легенда утверждает, что в конце концов они сбежали и нашли убежище в Голубых горах, где столкнулись существующие мароны Таино, жившие там со времен Колумба. Однако Няня связана с маронами Мур-Тауна на востоке, а не с Аккомпонгом на западе Ямайки.
Представление о том, что существует несколько версий ее ранней истории, связано с тем фактом, что мароны, как и большинство африканцев, обожествляют своих предков и используют их в качестве персонажей народных сказок. Она часто является героем многих историй о маронах, и поэтому существует множество историй о ее происхождении.
В одной истории маронов Няня приехала на Ямайку в качестве рабыни, но затем сбежала, возможно, даже спрыгнув с корабля, пока он находился в море, в то время как ее сестра Секесу была порабощена. Легенда гласит, что королева Нэнни стала матерью всех маронов, а ее сестра Секесу стала матерью всех порабощенных на Ямайке. Устные предания о ее прибытии на Ямайку утверждают, что она всегда была свободна, а Секесу в конце концов умерла свободной в горах вместе с Нэнни. [3]
В другой истории она пришла как свободная женщина, у которой, возможно, даже были свои рабыни. Другая версия ее жизни гласит, что она была королевской африканской крови и приехала на Ямайку как свободная женщина. Возможно, она была замужем за мароном, возможно, по имени Аду, и у нее был сын по имени Квашкваку по прозвищу Гранфара Кот. [5] [6] Родственники поэта Джона Агарда заявляют о своем происхождении от Нэнни.
Согласно одной маронской легенде, няню тоже звали Сара «Матильда» Роу, но это не подтверждено. Семья Роу с Ямайки заявляет о своем прямом происхождении от Нэнни. Согласно устной истории, ее второго мужа звали Свипплементо, позже известный под англизированным именем Роуз Харрис, ласково называли Па Роуз, затем Па Ро, королева-няня была известна как Шанти Роуз или Ма Ро. Устная традиция гласит, что Ро в конечном итоге стал англизированным как Роу, хотя многие мароны конца 18 века изменили свои африканские имена на европейские, когда обратились в христианство. Легенда маронов гласит, что няню звали Сара, а иногда и Матильда. В устной истории говорится, что от Свипплементо у нее было трое детей; двое сыновей Коджо Роу и Ампонг Роу, а также дочь по имени Нэнни. [7] [8]
Ямайские мароны
[ редактировать ]Мароны — потомки западноафриканцев, преимущественно выходцев из племени акан . Они были известны как Короманти или Короманти и считались свирепыми бойцами. [5] Ряд порабощенных были выходцами из других регионов Африки, включая Нигерию , Конго и Мадагаскар . Однако происхождение по крайней мере половины порабощенного африканца на Ямайке во время ранней английской колонизации острова неясно. [9]
После того, как многие порабощенные африканцы были завезены на Ямайку в ходе трансатлантической работорговли , они бежали из репрессивных условий плантаций и сформировали свои собственные сообщества свободных чернокожих людей на Ямайке в суровых, холмистых внутренних районах острова. Люди, сбежавшие из рабства, присоединились к этим общинам маронов в горах восточной Ямайки или в Стране Кокпитов на западе острова. [5] Вплоть до 1650-х годов под властью Испании порабощенные африканцы бежали и вступали в брак с коренными жителями островов, таино или араваками , в их общинах в Голубых горах (Ямайка) , расположенных в приходах Портленда и приходах Сент-Томас, Ямайка , в восточной части острова. остров. [10] [11]
Многие мароны были беглыми рабами, сбежавшими со своих плантаций, принадлежавших испанцам, когда британцы отобрали у Испании карибский остров Ямайка в 1655 году. Однако многие современные мароны считают, что мароны Нэнни-Тауна принадлежали к отдельной существовавшей группе. в горах до 1655 года. Они утверждают, что мароны королевы Нэнни восходят к таино, бежавшим в Голубые горы, когда испанцы впервые прибыли на Ямайку. Устная история маронов утверждает, что ее семья прибыла в 1640 году и присоединилась к существующим маронам, чья община предположительно существовала примерно за 150 лет до того, как испанцы покинули Ямайку. [12]
Наветренные мароны
[ редактировать ]В 1655 году, после вторжения на Ямайку , англичане захватили Ямайку у испанцев, но многие испанские рабы стали свободными под руководством лидеров испанских маронов, таких как Хуан де Болас и Хуан де Серрас . Испанцы ушли, освободив при этом своих рабов, и присоединились к общинам наветренных маронов. Эти бывшие порабощенные люди, чьи ряды пополнились беглыми и освобожденными рабами, стали ядром Наветренных маронов. Они развернули длительную борьбу против английского порабощения и порабощения. Позже, в 17 веке, еще больше рабов сбежали, присоединившись к двум основным бандам наветренных и подветренных маронов. К началу 18 века эти маронские города возглавлял соответственно Нэнни, который разделил руководство восточными маронами с Квао , а также капитаном Каджо и Аккомпонгом на западе. [13] Наветренные мароны сражались с британцами на восточной стороне острова из своих деревень в Голубых горах Портленда. [3]
Сообщество разводило животных, охотилось и выращивало урожай. Мароны в Нэнни-Тауне и подобных общинах выживали, отправляя торговцев в близлежащие рыночные города для обмена еды на оружие и одежду. Оно было организовано очень похоже на типичное общество Асанте в Африке. С 1655 года и до подписания мирных договоров в 1739 и 1740 годах эти мароны возглавляли большинство восстаний рабов на Ямайке, помогая освобождать рабов с плантаций. Они совершили набеги, а затем повредили земли и здания, принадлежавшие владельцам плантаций. [14]
Мароны также были известны своими набегами на плантации в поисках оружия и еды, сжиганием плантаций и привлечением освобожденных рабов к своим горным общинам. Няня очень преуспела в организации планов по освобождению рабов. За 30 лет ей приписывают освобождение более 1000 рабов и помощь им в переселении в общину маронов. [15]
Первая маронская война
[ редактировать ]К 1720 году Нэнни и Квао , которых иногда называли ее братом, поселились и контролировали территорию в Голубых горах. Позже ему было присвоено название Нэнни-Таун , и он имел стратегическое расположение с видом на Стоуни-Ривер через 900-футовый (270-метровый) хребет, что очень затрудняло внезапную атаку британцев. [15]
Няня стала народным героем среди маронов и рабов. Хотя британцы неоднократно захватывали Нэнни-Таун, они не смогли удержать его из-за многочисленных партизанских атак маронов. Мароны вели успешную войну против британских колониальных сил в течение десятилетия. [14]
Когда Нэнни-Таун был заброшен, Наветренные мароны под командованием Нэнни переехали в Нью-Нэнни-Таун. Между 1728 и 1734 годами, во время Первой маронской войны , Нэнни-Таун и другие поселения маронов часто подвергались нападениям британских колониальных войск. Они хотели остановить набеги и считали, что мароны мешают заселению внутренних районов. По некоторым данным, в 1733 году многие мароны Нэнни-Тауна пересекли остров, чтобы объединиться с подветренными маронами. [15] В 1734 году капитан Стоддарт напал на остатки Нэнни-Тауна, «расположенного на одной из самых высоких гор на острове», по «единственной доступной тропе»: «Он нашел его крутым, каменистым, трудным и недостаточно широким, чтобы допускать проход двух человек в ряд». [16]
Помимо использования оврага, напоминающего то, что ямайцы называют «кабиной», мароны также использовали приманки, чтобы устроить британцам засаду. Несколько маронов выбегали в поле зрения британцев, а затем бежали в направлении других маронов, которые спрятались и атаковали. Попав несколько раз в эти засады, британцы приняли ответные меры. По словам плантатора Брайана Эдвардса , написавшего свое повествование полвека спустя, капитан Стоддарт «нашел хижины, в которых спали негры», и «обстрелял их так резко, что многие были убиты в их жилищах». [16] Однако недавние данные показывают, что количество наветренных маронов, убитых Стоддартом во время его нападения на Нэнни-Таун, исчислялось однозначными числами. [17]
Военная тактика
[ редактировать ]Наветренные мароны добились успеха против гораздо превосходящего и лучше вооруженного противника. Одним из их преимуществ перед британцами была способность дальней связи. Они первыми начали использовать коровий рог, называемый абенг. [4] Этот рупор с отверстием на одном конце использовался для связи на большие расстояния. Его сигналы позволяли наблюдателям Maroon общаться на больших расстояниях, и они не были поняты британцами, у которых не было подобных средств связи. [3]
Солдаты Нэнни были мастерами маскировки. Солдаты были настолько искусны в маскировке своего местоположения, что британцы распространяли истории о том, как деревья в лесу оживали и отрубали голову. Помимо физических аспектов маскировки, мароны научились замедлять дыхание, чтобы не раскрыть свое присутствие кому-либо поблизости. Мароны также разработали способы разжигания скрытного огня, который не был легко заметен. [1] [3]
Наветренные мароны были новаторами в партизанской войне. В борьбе с британцами они использовали внезапность, знание местности и умело выбранные позиции. Их деревня располагалась на пересеченной местности и имела только один вход. Этот единственный вход был узкой тропой, шириной которой мог проехать только один человек. Солдаты, пытавшиеся атаковать, выстроившись в одну шеренгу, легко попали в засаду. Чтобы усилить страх врага, силы Нэнни никогда не уничтожали все атакующие силы. Она всегда позволяла оставшимся в живых вернуться на базу, чтобы рассказать историю и ужас встречи. [3]
договор
[ редактировать ]Когда британцы подписали договор с Каджо в 1739 году, этот успех позволил им предложить менее выгодный договор наветренным маронам. Представители британского губернатора на Ямайке подписали в 1740 году договор с наветренными маронами между колониальными властями и Квао, который впоследствии стал одним из лидеров Кроуфордс-Тауна . [3] В этом договоре между колониальными властями и маронами Квао не упоминалось, сколько земли будет выделено под город Кроуфорд. В результате произошел ряд споров между плантаторами и маронами Кроуфорд-Тауна, а затем и последующих городов Чарльз-Таун и Скоттс-Холл. В ответ Ассамблея Ямайки часто пыталась решить земельные споры в пользу маронов, чтобы сохранить мир. [18]
Кроме того, позже в том же году с Нэнни и маронами Нэнни-Тауна был подписан отдельный грант на землю, который предоставил «Нэнни и людям, проживающим сейчас с ней, и их наследникам… определенный участок земли, содержащий пятьсот акров земли в приход Портленда...». Этот земельный патент состоял из 500 акров (2,4 км²). 2 ) земли, предоставленной правительством маронам Нью-Нэнни-Тауна в соответствии с отдельным документом 1740 года, положившим конец Первой маронской войне. [19] [20] На этом месте был построен восстановленный Нэнни-Таун, позже названный Мур-Тауном. В 1781 году Ассамблея согласилась купить еще 500 акров у соседнего плантатора Чарльза Дугласа, чтобы увеличить коммунальную землю Мур-Тауна до 1000 акров. [21]
Мароны Нью-Нэнни-Тауна, как и мароны Каджо и Квао, согласились не укрывать новых беглых рабов, а помогать ловить их за вознаграждение. Ожидалось, что мароны будут сражаться на стороне британцев в случае нападения французов или испанцев. [14] [22] Подписывая договоры с маронами, британцы не только заключили перемирие с неприятным противником, но и привлекли его к поимке беглых рабов. Колониальные власти первоначально признали два маронских города: Кроуфордс-Таун и Каджо-Таун, которые позже были переименованы в Трелони-Таун. В конце концов, в 18 веке было пять маронских городов - Аккомпонг-Таун, Трелони-Таун, Чарльз-Таун , Скоттс-Холл и Нэнни-Таун (позже Мур-Таун) - живших под управлением своих вождей с британским начальником в каждом городе. Взамен они согласились не укрывать новых беглых рабов, а помогать ловить их за вознаграждение.
Мур-Таун и война Тэки
[ редактировать ]Нью-Нэнни-Таун был переименован в Мур-Таун, возможно, в 1760 году в честь губернатора сэра Генри Мура, 1-го баронета , во время войны Тэки , которую мароны помогли подавить. Первое официальное упоминание о Мур-Тауне в колониальных записях относится к 1760 году. [23]
К 1760 году Нью-Нэнни-Таун, ныне известный как Мур-Таун, находился под командованием белого суперинтенданта по имени Чарльз Свигл, и маронские лидеры этого города, Клэш и Самбо, отчитывались перед Свиглом, когда суперинтендант командовал своими силами против восставших рабов. в Войне Тэки . [24] Не исключено, что Няня к этому времени уже умерла.
Духовная женщина
[ редактировать ]Многие в ее сообществе приписывали лидерские качества Нэнни ее способностям Обиа . [13] Обиа — это религия африканского происхождения, которая до сих пор практикуется в Суринаме , Ямайке, Тринидаде и Тобаго , Гайане , Барбадосе , Белизе и других странах Карибского бассейна. Он связан как с хорошей, так и с плохой магией, чарами, удачей и с мистикой вообще . В некоторых странах Карибского бассейна аспекты Обиа сохранились благодаря синтезу с христианской символикой и практикой, введенной европейскими колонистами и рабовладельцами.
Согласно устной истории Маронов, успех Нэнни в защите своего народа от колониальных сил часто объяснялся ее таинственными сверхъестественными способностями. Согласно легенде, Няня обладала магическими способностями и могла ловить пули, а затем перенаправлять их обратно в стрелявших в нее людей. [1]
Другая маронская легенда утверждает, что если какой-нибудь белый мужчина с прямыми волосами попадет в первоначальный Город Нэнни, его немедленно убьют. [3]
Смерть
[ редактировать ]В Журнале Ассамблеи Ямайки от 29–30 марта 1733 г. есть награда за «решимость, храбрость и верность», присужденную «верным рабам ... под командованием капитана Самбо», а именно Уильяму Каффи, который был награжден за сражавшийся с маронами в Первой маронской войне и которого называют «очень хорошим партийным негром, убившим няню, мятежную старуху-оби». [25] Эти наемные солдаты были известны как «Черные выстрелы». [26]
Однако маловероятно, что Каффи убила няню, которая управляла Нэнни-Тауном, поскольку есть свидетельства того, что Мур-Таун был передан ее людям под ее руководством в 1740 году. [27] [28]
Некоторые утверждают, что королева-няня дожила до старости и умерла естественной смертью в 1760-х годах. Точная дата ее смерти остается загадкой. Частично путаница заключается в том, что «Няня» — это почетный титул, и в Марун-Тауне так называли многих высокопоставленных женщин. Однако мароны непреклонны в том, что «королева-няня» была только одна. [29]
Согласно устной истории Маронов, останки няни похоронены в «Могиле-шишке» в Мур-Тауне . [30]
Похвалы
[ редактировать ]Няня празднуется на Ямайке и за рубежом:
- Правительство Ямайки объявило королеву-няню национальным героем в 1975 году. Полковник К.Л.Г. Харрис из Мур-Тауна, в то время сенатор в верхней палате Ямайки, был движущей силой процесса признания няни национальной героиней. [30]
- Ее портрет изображен на ямайской купюре в 500 долларов, которую в просторечии называют «Няня». [31]
- Няня отмечается каждый октябрь в День национальных героев Ямайки . [32]
- Памятник няне расположен в Мур-Тауне, Портленд, Ямайка. [33]
- Нэннивилл Гарденс , жилой комплекс, расположенный в Кингстоне, Ямайка , был основан в 1977 году и назван в ее честь.
- Центр Гилдера Лермана по изучению рабства, сопротивления и отмены рабства при Йельском университете в США использует портрет Нэнни в своем логотипе. Центр спонсирует исследования и конференции по проблемам рабства в Америке .
- Корабль береговой охраны Сил обороны Ямайки назван в честь Нэнни. HMJS Няня маронов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Билби, Кеннет М. (2005). Истиннорожденные мароны . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. стр. 150–156, 454. ISBN. 0813028736 . OCLC 61821888 .
- ^ Каджо из Ямайки: пионер свободы чернокожих в Новом Свете Милтона К. Макфарлейна. ISBN 9780894900013 страниц = 10 – 25
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Готлиб, Карла Льюис (2000). Мать всех нас: история королевы Нэнни, лидера наветренных ямайских маронов . Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press. п. 95. ИСБН 0865435642 . ОСЛК 38061550 .
- ^ Jump up to: а б Зипсы, Вернер (2011). Воины Асафо няни: африканский опыт ямайских маронов . Кингстон: Издательство Яна Рэндла. п. 70. ИСБН 9789766376659 . OCLC 852941442 .
- ^ Jump up to: а б с «Настоящая королева Ямайки: няня маронов» . Ямайцы.com. 8 августа 2004 г. Проверено 9 декабря 2015 г.
- ^ Билби, Кеннет М. (2005). Истиннорожденные мароны . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. С. 150–156 454. ISBN. 0813028736 . OCLC 61821888 .
- ^ Билби, Кеннет М. (2005). Истиннорожденные мароны . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. п. 454. ИСБН 0813028736 . OCLC 61821888 .
- ^ Шива, Майкл (2018). После договоров: социальная, экономическая и демографическая история общества маронов на Ямайке, 1739–1842 гг. (PDF) (доктор философии). Саутгемптон: Саутгемптонский университет. стр. 214–223.
- ^ Шива, Майкл (2018). После договоров: социальная, экономическая и демографическая история общества маронов на Ямайке, 1739–1842 гг. (PDF) (доктор философии). Саутгемптон: Саутгемптонский университет. стр. 25–29.
- ^ Бернард, Ян (март 2011 г.). «Королева няня маронов» . Blackpast.org . Проверено 9 декабря 2015 г.
- ^ Агорса, Э. Кофи, «Археология маронских поселений на Ямайке», Маронское наследие: археологические, этнографические и исторические перспективы , изд. Э. Кофи Агорса (Кингстон: Университет Вест-Индии Canoe Press, 1994), стр. 180–1.
- ^ История маронов: подлинная и оригинальная история маронов в истории Ямайки 1490–1880 (Кингстон, Ямайка: Agouti Press, 1997), стр. 10–50.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, 1990.
- ^ Jump up to: а б с Бев Кэри, История маронов: подлинная и оригинальная история маронов в истории Ямайки 1490–1880 гг. (Кингстон, Ямайка: Agouti Press, 1997), стр. 117–257.
- ^ Jump up to: а б с Бернард, Ян (март 2011 г.). «Королева няня маронов» . Blackpast.org . Проверено 9 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Эдвардс, том. 1, с. 525.
- ^ Шива, Майкл (2018). После договоров: социальная, экономическая и демографическая история общества маронов на Ямайке, 1739–1842 гг. (PDF) (доктор философии). Саутгемптон: Саутгемптонский университет. стр. 35–39.
- ^ Шива, После договоров (2018), стр. 80–2.
- ^ Брэтуэйт, Эдвард Камау , Войны уважения: няня, Сэм Шарп и борьба за народное освобождение (Кингстон: API, 1977), стр. 10.
- ^ Кэмпбелл, Мэвис Кристин (1990). Мароны Ямайки, 1655–1796: история сопротивления, сотрудничества и предательства . Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press. стр. 177, 175. ISBN. 978-0865430969 . OCLC 21894759 .
- ^ Шива, После договоров (2018), стр. 81–2.
- ^ Шива, После договоров (2018), стр. 40–59.
- ^ Журналы Ассамблеи Ямайки , Том. 5, 3 декабря 1760 г., с. 227.
- ^ Шива, После договоров, стр. 70–71.
- ^ Кэмпбелл, с. 177.
- ^ Кэмпбелл, с. 37.
- ^ Готлиб, 2000.
- ^ Брэтуэйт, с. 10.
- ^ Шива, После договоров , стр. 65–8.
- ^ Jump up to: а б «Няня: герой или умиротворение?» , Daily Gleaner , 16 октября 2012 г., дата обращения 22 сентября 2020 г.
- ^ «О королеве-няне ямайских маронов» . itzcaribbean.com . Проверено 9 декабря 2015 г.
- ^ «Краткая историческая справка о Дне национальных героев на Ямайке» . www.loopjamaica.com . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ «Мароны Муртауна» . Горы Блу и Джон Кроу . Проверено 9 декабря 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Мэвис Кристин (1990). Мароны Ямайки, 1655–1796: история сопротивления, сотрудничества и предательства . Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press. ISBN 978-0865430969 . OCLC 21894759 .
- Готлиб, Карла Льюис (2000). Мать всех нас: история королевы Нэнни, лидера наветренных ямайских маронов . Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press. ISBN 978-0865435643 . ОСЛК 38061550 .
- Мендес Мендес, Серафин; Куэто, Гейл; Родригес Дейнес, Нейса (2003). Известные жители Карибского бассейна и американцы Карибского бассейна: биографический словарь . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 324–325. ISBN 978-0313314438 . OCLC 46959797 .
- Шива, Майкл (2018). После договоров: социальная, экономическая и демографическая история общества маронов на Ямайке, 1739–1842 гг. (PDF) (доктор философии). Саутгемптон: Саутгемптонский университет.
- Туелон, Алан (декабрь 1973 г.). «Няня – темно-бордовая вождь». Карибский ежеквартальный журнал . 19 (4): 20–27. дои : 10.1080/00086495.1973.11829168 . JSTOR 23050240 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дебора Габриэль: «Настоящая королева Ямайки: няня маронов» на сайте jamaica.com
- Национальные герои - краткая биография на правительственном сайте