Jump to content

Няня маронов

(Перенаправлено с Королевы Няни )

Иллюстрация няни с 500 ямайских долларов. банкноты
Ямайка в 1717 году

Королева-няня , бабушка-няня , или няня маронов ОНХ (ок. 1686 — ок. 1760), была борцом за свободу начала 18-го века и лидером ямайских маронов . Она возглавляла сообщество бывших порабощенных беглых рабов, большинство из которых были выходцами из Западной Африки , называемых наветренными маронами, вместе со своими детьми и семьями. [1] В начале 18 века под предводительством Нэнни Наветренные мароны вели партизанскую войну многолетнюю против британских властей в колонии Ямайка , в ходе так называемой Первой маронской войны .

Большая часть того, что известно о Нэнни, исходит из устной истории , поскольку текстовых свидетельств мало. По маронской легенде, королева Нэнни родилась в 1640 году на Ямайке, в дочери принца Накуана Асанте Ганы , взятого в рабство испанцами из . [2]

За годы войны британцы понесли значительные потери в столкновениях с наветренными маронами восточной Ямайки. Мароны объяснили свой успех против британцев успешным использованием Нэнни сверхъестественных способностей, в то время как историки полагают, что мастерство маронов в партизанской войне и обширные знания местности сыграли значительную роль в их успехах. Не сумев победить их на поле боя, британцы потребовали от маронов мира, подписав с ними договор 20 апреля 1740 года. [3] Договор прекратил военные действия, предоставил маронам санкционированную государством свободу и предоставил Нэнни и ее последователям 500 акров (202 га) земли. Деревня, построенная за счет этого гранта на землю, до сих пор стоит и называется Мур-Таун или «Новый» город няни. Современные жители Мур-Тауна отмечают 20 апреля 1740 года как праздник, сегодня неофициально известный в некоторых местах как «4/20» или «четыре двадцать».

В 1975 году правительство Ямайки объявило Нэнни своей единственной женщиной- национальным героем , отметив ее успех в качестве лидера. [4] Ее изображение напечатано на ямайской банкноте в 500 долларов , которая называется «Няня».

Истоки няни

[ редактировать ]

Согласно легенде маронов, которую поддерживают мароны города Аккомпонг , Нэнни родилась у народа акан в Голубых горах Ямайки, но также возможно, что она приехала из Западной Африки. Ее отец якобы был одним из 600 людей акан, приехавших на Ямайку в торговую поездку с испанцами, когда они были преданы и проданы в рабство в 1642 году. Легенда утверждает, что в конце концов они сбежали и нашли убежище в Голубых горах, где столкнулись существующие мароны Таино, жившие там со времен Колумба. Однако Няня связана с маронами Мур-Тауна на востоке, а не с Аккомпонгом на западе Ямайки.

Представление о том, что существует несколько версий ее ранней истории, связано с тем фактом, что мароны, как и большинство африканцев, обожествляют своих предков и используют их в качестве персонажей народных сказок. Она часто является героем многих историй о маронах, и поэтому существует множество историй о ее происхождении.

В одной истории маронов Няня приехала на Ямайку в качестве рабыни, но затем сбежала, возможно, даже спрыгнув с корабля, пока он находился в море, в то время как ее сестра Секесу была порабощена. Легенда гласит, что королева Нэнни стала матерью всех маронов, а ее сестра Секесу стала матерью всех порабощенных на Ямайке. Устные предания о ее прибытии на Ямайку утверждают, что она всегда была свободна, а Секесу в конце концов умерла свободной в горах вместе с Нэнни. [3]

В другой истории она пришла как свободная женщина, у которой, возможно, даже были свои рабыни. Другая версия ее жизни гласит, что она была королевской африканской крови и приехала на Ямайку как свободная женщина. Возможно, она была замужем за мароном, возможно, по имени Аду, и у нее был сын по имени Квашкваку по прозвищу Гранфара Кот. [5] [6] Родственники поэта Джона Агарда заявляют о своем происхождении от Нэнни.

Согласно одной маронской легенде, няню тоже звали Сара «Матильда» Роу, но это не подтверждено. Семья Роу с Ямайки заявляет о своем прямом происхождении от Нэнни. Согласно устной истории, ее второго мужа звали Свипплементо, позже известный под англизированным именем Роуз Харрис, ласково называли Па Роуз, затем Па Ро, королева-няня была известна как Шанти Роуз или Ма Ро. Устная традиция гласит, что Ро в конечном итоге стал англизированным как Роу, хотя многие мароны конца 18 века изменили свои африканские имена на европейские, когда обратились в христианство. Легенда маронов гласит, что няню звали Сара, а иногда и Матильда. В устной истории говорится, что от Свипплементо у нее было трое детей; двое сыновей Коджо Роу и Ампонг Роу, а также дочь по имени Нэнни. [7] [8]

Ямайские мароны

[ редактировать ]

Мароны потомки западноафриканцев, преимущественно выходцев из племени акан . Они были известны как Короманти или Короманти и считались свирепыми бойцами. [5] Ряд порабощенных были выходцами из других регионов Африки, включая Нигерию , Конго и Мадагаскар . Однако происхождение по крайней мере половины порабощенного африканца на Ямайке во время ранней английской колонизации острова неясно. [9]

После того, как многие порабощенные африканцы были завезены на Ямайку в ходе трансатлантической работорговли , они бежали из репрессивных условий плантаций и сформировали свои собственные сообщества свободных чернокожих людей на Ямайке в суровых, холмистых внутренних районах острова. Люди, сбежавшие из рабства, присоединились к этим общинам маронов в горах восточной Ямайки или в Стране Кокпитов на западе острова. [5] Вплоть до 1650-х годов под властью Испании порабощенные африканцы бежали и вступали в брак с коренными жителями островов, таино или араваками , в их общинах в Голубых горах (Ямайка) , расположенных в приходах Портленда и приходах Сент-Томас, Ямайка , в восточной части острова. остров. [10] [11]

Многие мароны были беглыми рабами, сбежавшими со своих плантаций, принадлежавших испанцам, когда британцы отобрали у Испании карибский остров Ямайка в 1655 году. Однако многие современные мароны считают, что мароны Нэнни-Тауна принадлежали к отдельной существовавшей группе. в горах до 1655 года. Они утверждают, что мароны королевы Нэнни восходят к таино, бежавшим в Голубые горы, когда испанцы впервые прибыли на Ямайку. Устная история маронов утверждает, что ее семья прибыла в 1640 году и присоединилась к существующим маронам, чья община предположительно существовала примерно за 150 лет до того, как испанцы покинули Ямайку. [12]

Наветренные мароны

[ редактировать ]

В 1655 году, после вторжения на Ямайку , англичане захватили Ямайку у испанцев, но многие испанские рабы стали свободными под руководством лидеров испанских маронов, таких как Хуан де Болас и Хуан де Серрас . Испанцы ушли, освободив при этом своих рабов, и присоединились к общинам наветренных маронов. Эти бывшие порабощенные люди, чьи ряды пополнились беглыми и освобожденными рабами, стали ядром Наветренных маронов. Они развернули длительную борьбу против английского порабощения и порабощения. Позже, в 17 веке, еще больше рабов сбежали, присоединившись к двум основным бандам наветренных и подветренных маронов. К началу 18 века эти маронские города возглавлял соответственно Нэнни, который разделил руководство восточными маронами с Квао , а также капитаном Каджо и Аккомпонгом на западе. [13] Наветренные мароны сражались с британцами на восточной стороне острова из своих деревень в Голубых горах Портленда. [3]

Сообщество разводило животных, охотилось и выращивало урожай. Мароны в Нэнни-Тауне и подобных общинах выживали, отправляя торговцев в близлежащие рыночные города для обмена еды на оружие и одежду. Оно было организовано очень похоже на типичное общество Асанте в Африке. С 1655 года и до подписания мирных договоров в 1739 и 1740 годах эти мароны возглавляли большинство восстаний рабов на Ямайке, помогая освобождать рабов с плантаций. Они совершили набеги, а затем повредили земли и здания, принадлежавшие владельцам плантаций. [14]

Мароны также были известны своими набегами на плантации в поисках оружия и еды, сжиганием плантаций и привлечением освобожденных рабов к своим горным общинам. Няня очень преуспела в организации планов по освобождению рабов. За 30 лет ей приписывают освобождение более 1000 рабов и помощь им в переселении в общину маронов. [15]

Первая маронская война

[ редактировать ]

К 1720 году Нэнни и Квао , которых иногда называли ее братом, поселились и контролировали территорию в Голубых горах. Позже ему было присвоено название Нэнни-Таун , и он имел стратегическое расположение с видом на Стоуни-Ривер через 900-футовый (270-метровый) хребет, что очень затрудняло внезапную атаку британцев. [15]

Няня стала народным героем среди маронов и рабов. Хотя британцы неоднократно захватывали Нэнни-Таун, они не смогли удержать его из-за многочисленных партизанских атак маронов. Мароны вели успешную войну против британских колониальных сил в течение десятилетия. [14]

Когда Нэнни-Таун был заброшен, Наветренные мароны под командованием Нэнни переехали в Нью-Нэнни-Таун. Между 1728 и 1734 годами, во время Первой маронской войны , Нэнни-Таун и другие поселения маронов часто подвергались нападениям британских колониальных войск. Они хотели остановить набеги и считали, что мароны мешают заселению внутренних районов. По некоторым данным, в 1733 году многие мароны Нэнни-Тауна пересекли остров, чтобы объединиться с подветренными маронами. [15] В 1734 году капитан Стоддарт напал на остатки Нэнни-Тауна, «расположенного на одной из самых высоких гор на острове», по «единственной доступной тропе»: «Он нашел его крутым, каменистым, трудным и недостаточно широким, чтобы допускать проход двух человек в ряд». [16]

Помимо использования оврага, напоминающего то, что ямайцы называют «кабиной», мароны также использовали приманки, чтобы устроить британцам засаду. Несколько маронов выбегали в поле зрения британцев, а затем бежали в направлении других маронов, которые спрятались и атаковали. Попав несколько раз в эти засады, британцы приняли ответные меры. По словам плантатора Брайана Эдвардса , написавшего свое повествование полвека спустя, капитан Стоддарт «нашел хижины, в которых спали негры», и «обстрелял их так резко, что многие были убиты в их жилищах». [16] Однако недавние данные показывают, что количество наветренных маронов, убитых Стоддартом во время его нападения на Нэнни-Таун, исчислялось однозначными числами. [17]

Военная тактика

[ редактировать ]

Наветренные мароны добились успеха против гораздо превосходящего и лучше вооруженного противника. Одним из их преимуществ перед британцами была способность дальней связи. Они первыми начали использовать коровий рог, называемый абенг. [4] Этот рупор с отверстием на одном конце использовался для связи на большие расстояния. Его сигналы позволяли наблюдателям Maroon общаться на больших расстояниях, и они не были поняты британцами, у которых не было подобных средств связи. [3]

Солдаты Нэнни были мастерами маскировки. Солдаты были настолько искусны в маскировке своего местоположения, что британцы распространяли истории о том, как деревья в лесу оживали и отрубали голову. Помимо физических аспектов маскировки, мароны научились замедлять дыхание, чтобы не раскрыть свое присутствие кому-либо поблизости. Мароны также разработали способы разжигания скрытного огня, который не был легко заметен. [1] [3]

Наветренные мароны были новаторами в партизанской войне. В борьбе с британцами они использовали внезапность, знание местности и умело выбранные позиции. Их деревня располагалась на пересеченной местности и имела только один вход. Этот единственный вход был узкой тропой, шириной которой мог проехать только один человек. Солдаты, пытавшиеся атаковать, выстроившись в одну шеренгу, легко попали в засаду. Чтобы усилить страх врага, силы Нэнни никогда не уничтожали все атакующие силы. Она всегда позволяла оставшимся в живых вернуться на базу, чтобы рассказать историю и ужас встречи. [3]

Когда британцы подписали договор с Каджо в 1739 году, этот успех позволил им предложить менее выгодный договор наветренным маронам. Представители британского губернатора на Ямайке подписали в 1740 году договор с наветренными маронами между колониальными властями и Квао, который впоследствии стал одним из лидеров Кроуфордс-Тауна . [3] В этом договоре между колониальными властями и маронами Квао не упоминалось, сколько земли будет выделено под город Кроуфорд. В результате произошел ряд споров между плантаторами и маронами Кроуфорд-Тауна, а затем и последующих городов Чарльз-Таун и Скоттс-Холл. В ответ Ассамблея Ямайки часто пыталась решить земельные споры в пользу маронов, чтобы сохранить мир. [18]

Кроме того, позже в том же году с Нэнни и маронами Нэнни-Тауна был подписан отдельный грант на землю, который предоставил «Нэнни и людям, проживающим сейчас с ней, и их наследникам… определенный участок земли, содержащий пятьсот акров земли в приход Портленда...». Этот земельный патент состоял из 500 акров (2,4 км²). 2 ) земли, предоставленной правительством маронам Нью-Нэнни-Тауна в соответствии с отдельным документом 1740 года, положившим конец Первой маронской войне. [19] [20] На этом месте был построен восстановленный Нэнни-Таун, позже названный Мур-Тауном. В 1781 году Ассамблея согласилась купить еще 500 акров у соседнего плантатора Чарльза Дугласа, чтобы увеличить коммунальную землю Мур-Тауна до 1000 акров. [21]

Мароны Нью-Нэнни-Тауна, как и мароны Каджо и Квао, согласились не укрывать новых беглых рабов, а помогать ловить их за вознаграждение. Ожидалось, что мароны будут сражаться на стороне британцев в случае нападения французов или испанцев. [14] [22] Подписывая договоры с маронами, британцы не только заключили перемирие с неприятным противником, но и привлекли его к поимке беглых рабов. Колониальные власти первоначально признали два маронских города: Кроуфордс-Таун и Каджо-Таун, которые позже были переименованы в Трелони-Таун. В конце концов, в 18 веке было пять маронских городов - Аккомпонг-Таун, Трелони-Таун, Чарльз-Таун , Скоттс-Холл и Нэнни-Таун (позже Мур-Таун) - живших под управлением своих вождей с британским начальником в каждом городе. Взамен они согласились не укрывать новых беглых рабов, а помогать ловить их за вознаграждение.

Мур-Таун и война Тэки

[ редактировать ]

Нью-Нэнни-Таун был переименован в Мур-Таун, возможно, в 1760 году в честь губернатора сэра Генри Мура, 1-го баронета , во время войны Тэки , которую мароны помогли подавить. Первое официальное упоминание о Мур-Тауне в колониальных записях относится к 1760 году. [23]

К 1760 году Нью-Нэнни-Таун, ныне известный как Мур-Таун, находился под командованием белого суперинтенданта по имени Чарльз Свигл, и маронские лидеры этого города, Клэш и Самбо, отчитывались перед Свиглом, когда суперинтендант командовал своими силами против восставших рабов. в Войне Тэки . [24] Не исключено, что Няня к этому времени уже умерла.

Духовная женщина

[ редактировать ]

Многие в ее сообществе приписывали лидерские качества Нэнни ее способностям Обиа . [13] Обиа — это религия африканского происхождения, которая до сих пор практикуется в Суринаме , Ямайке, Тринидаде и Тобаго , Гайане , Барбадосе , Белизе и других странах Карибского бассейна. Он связан как с хорошей, так и с плохой магией, чарами, удачей и с мистикой вообще . В некоторых странах Карибского бассейна аспекты Обиа сохранились благодаря синтезу с христианской символикой и практикой, введенной европейскими колонистами и рабовладельцами.

Согласно устной истории Маронов, успех Нэнни в защите своего народа от колониальных сил часто объяснялся ее таинственными сверхъестественными способностями. Согласно легенде, Няня обладала магическими способностями и могла ловить пули, а затем перенаправлять их обратно в стрелявших в нее людей. [1]

Другая маронская легенда утверждает, что если какой-нибудь белый мужчина с прямыми волосами попадет в первоначальный Город Нэнни, его немедленно убьют. [3]

В Журнале Ассамблеи Ямайки от 29–30 марта 1733 г. есть награда за «решимость, храбрость и верность», присужденную «верным рабам ... под командованием капитана Самбо», а именно Уильяму Каффи, который был награжден за сражавшийся с маронами в Первой маронской войне и которого называют «очень хорошим партийным негром, убившим няню, мятежную старуху-оби». [25] Эти наемные солдаты были известны как «Черные выстрелы». [26]

Однако маловероятно, что Каффи убила няню, которая управляла Нэнни-Тауном, поскольку есть свидетельства того, что Мур-Таун был передан ее людям под ее руководством в 1740 году. [27] [28]

Некоторые утверждают, что королева-няня дожила до старости и умерла естественной смертью в 1760-х годах. Точная дата ее смерти остается загадкой. Частично путаница заключается в том, что «Няня» — это почетный титул, и в Марун-Тауне так называли многих высокопоставленных женщин. Однако мароны непреклонны в том, что «королева-няня» была только одна. [29]

Согласно устной истории Маронов, останки няни похоронены в «Могиле-шишке» в Мур-Тауне . [30]

Няня празднуется на Ямайке и за рубежом:

  1. ^ Jump up to: а б с Билби, Кеннет М. (2005). Истиннорожденные мароны . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. стр. 150–156, 454. ISBN.  0813028736 . OCLC   61821888 .
  2. ^ Каджо из Ямайки: пионер свободы чернокожих в Новом Свете Милтона К. Макфарлейна. ISBN   9780894900013 страниц = 10 – 25
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Готлиб, Карла Льюис (2000). Мать всех нас: история королевы Нэнни, лидера наветренных ямайских маронов . Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press. п. 95. ИСБН  0865435642 . ОСЛК   38061550 .
  4. ^ Jump up to: а б Зипсы, Вернер (2011). Воины Асафо няни: африканский опыт ямайских маронов . Кингстон: Издательство Яна Рэндла. п. 70. ИСБН  9789766376659 . OCLC   852941442 .
  5. ^ Jump up to: а б с «Настоящая королева Ямайки: няня маронов» . Ямайцы.com. 8 августа 2004 г. Проверено 9 декабря 2015 г.
  6. ^ Билби, Кеннет М. (2005). Истиннорожденные мароны . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. С. 150–156 454. ISBN.  0813028736 . OCLC   61821888 .
  7. ^ Билби, Кеннет М. (2005). Истиннорожденные мароны . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. п. 454. ИСБН  0813028736 . OCLC   61821888 .
  8. ^ Шива, Майкл (2018). После договоров: социальная, экономическая и демографическая история общества маронов на Ямайке, 1739–1842 гг. (PDF) (доктор философии). Саутгемптон: Саутгемптонский университет. стр. 214–223.
  9. ^ Шива, Майкл (2018). После договоров: социальная, экономическая и демографическая история общества маронов на Ямайке, 1739–1842 гг. (PDF) (доктор философии). Саутгемптон: Саутгемптонский университет. стр. 25–29.
  10. ^ Бернард, Ян (март 2011 г.). «Королева няня маронов» . Blackpast.org . Проверено 9 декабря 2015 г.
  11. ^ Агорса, Э. Кофи, «Археология маронских поселений на Ямайке», Маронское наследие: археологические, этнографические и исторические перспективы , изд. Э. Кофи Агорса (Кингстон: Университет Вест-Индии Canoe Press, 1994), стр. 180–1.
  12. ^ История маронов: подлинная и оригинальная история маронов в истории Ямайки 1490–1880 (Кингстон, Ямайка: Agouti Press, 1997), стр. 10–50.
  13. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, 1990.
  14. ^ Jump up to: а б с Бев Кэри, История маронов: подлинная и оригинальная история маронов в истории Ямайки 1490–1880 гг. (Кингстон, Ямайка: Agouti Press, 1997), стр. 117–257.
  15. ^ Jump up to: а б с Бернард, Ян (март 2011 г.). «Королева няня маронов» . Blackpast.org . Проверено 9 декабря 2015 г.
  16. ^ Jump up to: а б Эдвардс, том. 1, с. 525.
  17. ^ Шива, Майкл (2018). После договоров: социальная, экономическая и демографическая история общества маронов на Ямайке, 1739–1842 гг. (PDF) (доктор философии). Саутгемптон: Саутгемптонский университет. стр. 35–39.
  18. ^ Шива, После договоров (2018), стр. 80–2.
  19. ^ Брэтуэйт, Эдвард Камау , Войны уважения: няня, Сэм Шарп и борьба за народное освобождение (Кингстон: API, 1977), стр. 10.
  20. ^ Кэмпбелл, Мэвис Кристин (1990). Мароны Ямайки, 1655–1796: история сопротивления, сотрудничества и предательства . Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press. стр. 177, 175. ISBN.  978-0865430969 . OCLC   21894759 .
  21. ^ Шива, После договоров (2018), стр. 81–2.
  22. ^ Шива, После договоров (2018), стр. 40–59.
  23. ^ Журналы Ассамблеи Ямайки , Том. 5, 3 декабря 1760 г., с. 227.
  24. ^ Шива, После договоров, стр. 70–71.
  25. ^ Кэмпбелл, с. 177.
  26. ^ Кэмпбелл, с. 37.
  27. ^ Готлиб, 2000.
  28. ^ Брэтуэйт, с. 10.
  29. ^ Шива, После договоров , стр. 65–8.
  30. ^ Jump up to: а б «Няня: герой или умиротворение?» , Daily Gleaner , 16 октября 2012 г., дата обращения 22 сентября 2020 г.
  31. ^ «О королеве-няне ямайских маронов» . itzcaribbean.com . Проверено 9 декабря 2015 г.
  32. ^ «Краткая историческая справка о Дне национальных героев на Ямайке» . www.loopjamaica.com . Проверено 27 апреля 2020 г.
  33. ^ «Мароны Муртауна» . Горы Блу и Джон Кроу . Проверено 9 декабря 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fdf0f51b1978a8cd8cc54cd08d905462__1722687180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/62/fdf0f51b1978a8cd8cc54cd08d905462.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nanny of the Maroons - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)