Киломбо


Киломбо ( Португальское произношение: [kiˈlõbu] ); от кимбундуского слова «киломбо» , букв. « военный лагерь » ) [1] Бразилии, во внутренних районах — это поселение основанное людьми африканского происхождения , иногда называемыми Карабали. Большинство жителей киломбо, называемых киломболами , были маронами — термином, обозначающим беглых рабов.
В документации о общинах рабов-беженцев обычно используется термин мокамбо для обозначения поселений, который на языке амбунду означает «военный лагерь». Мокамбо обычно намного меньше киломбо. «Киломбо» не использовался до 1670-х годов, в основном в более южных частях Бразилии. [2]
В испаноязычных странах Латинской Америки деревни или лагеря назывались паленкес такие . Его жители — паленкеро . Они говорили на различных испано - африканского происхождения креольских языках , таких как паленкеро .
Киломбо классифицируются как одна из трех основных форм активного сопротивления порабощенных африканцев. Они также регулярно пытались захватить власть и устраивали вооруженные восстания на плантациях, чтобы добиться улучшения условий жизни. [3] Обычно киломбо были «феноменом до XIX века». В первой половине XIX века в Бразилии порабощенные люди обычно прибегали к вооруженным действиям в рамках своего сопротивления. Колония переживала как политический переход, поскольку она боролась за независимость от Португалии, так и новую напряженность, связанную с ростом работорговли, которая привела к появлению гораздо большего количества коренных африканцев, сопротивлявшихся рабству.
Источник
[ редактировать ]появилось новое военное формирование под названием «киломбо» (укрепленный город, окруженный деревянным частоколом) В Анголе в 17 веке среди воинов Имбангалы , которое вскоре будет использоваться в Бразилии освобожденными ангольскими рабами. [4]
Рабство в Бразилии
[ редактировать ]Законное рабство существовало в Бразилии примерно три столетия, причем самая ранняя известная высадка порабощенных африканцев произошла через 52 года после того, как португальцы стали первыми европейцами, ступившими в Бразилию в 1500 году. [3] Спрос на порабощенных африканцев продолжал расти на протяжении всего XVIII века, даже когда бразильская сахарная экономика перестала доминировать в мировой экономике. Вместо него товарных культур, таких как табак . возросло значение [5]
В период сахарного бума (1570–1670 гг.) сахарные плантации в Бразилии представляли собой адские условия, включая личную жестокость поработителей и нанятых ими надзирателей с кнутами. Физические пытки были обычным явлением в случае мелких правонарушений. Рабочие подвергались высоким физическим нагрузкам, особенно в период сбора урожая. Кроме того, порабощенным людям приходилось выполнять почти невозможные ежедневные нормы производства, при этом им приходилось бороться с нехваткой отдыха и еды. С экономической точки зрения владельцам порабощенных африканцев на сахарных плантациях было дешевле зарабатывать их до смерти и получать замену порабощенным людям. [6] Условия были настолько плохими, что даже Корона вмешивалась по крайней мере дважды, вынуждая владельцев плантаций обеспечивать порабощенных ими людей достаточным количеством еды. [5]
История
[ редактировать ]- См. работорговля в Атлантике для получения подробной информации о рабстве в Бразилии .
Поселения были образованы порабощенными африканцами, бежавшими с плантаций. Некоторые поработители, такие как Фридрих фон Вех, считали первую попытку побега частью процесса «взлома» новых рабов. Первая попытка побега будет строго наказываться как сдерживающее средство для будущих побегов. Порабощенных людей, пытавшихся бежать во второй раз, отправляли в рабские тюрьмы, а тех, кто пытался в третий раз, продавали. [7] В общем, рабы, пойманные на бегстве, также должны были постоянно носить железный ошейник на шее в дополнение к полученному наказанию.
Не все те, кто избежал рабства, основали поселения в Бразилии. Побег из жизни в рабстве был вопросом возможностей. Поселения были сформированы в районах с плотным населением ранее порабощенных людей, таких как Пернамбуко , где самая большая коллекция мокамбо сформировала киломбо, который стал Пальмарес . Хотя многие киломбо были сформированы в сельских районах, таких как Пальмарес, некоторые из них были сформированы внутри городов, например, pt:Quilombo do Leblon в Рио-де-Жанейро . [8] Некоторые, в том числе Магомма Дж. Бакакуа , сбежали в Нью-Йорк, потому что его многочисленные попытки побега и самоубийства привели к тому, что его продали капитану корабля. [9]
Широко распространено мнение, что термин киломбо устанавливает связь между поселениями и культурой Западной Центральной Африки, откуда большинство рабов было насильно доставлено в Бразилию. [ нужна ссылка ] В эпоху работорговли коренные жители центральной Анголы , называемые Имбангала , создали институт под названием « киломбо» , который объединял различные племена разного происхождения в сообщество, предназначенное для военного сопротивления. [ нужна ссылка ]
Многие киломбо находились вблизи португальских плантаций и поселений. Чтобы сохранить свою свободу, они активно защищались от capitães do mato и получали задание вернуть других беглых рабов. В то же время они способствовали побегу еще большего количества порабощенных лиц. [10] По этой причине они стали мишенью голландских , затем португальских колониальных властей, а затем бразильского государства и поработителей.
Несмотря на атмосферу сотрудничества между некоторыми киломбо и окружающими португальскими поселениями, они почти всегда в конечном итоге разрушались. Семь из 10 крупных киломбо в колониальной Бразилии были ликвидированы в течение двух лет после образования. Некоторые мокамбо , которые находились дальше от португальских поселений и более поздних бразильских городов, допускались и до сих пор существуют как города , а их жители говорят на португальских креольских языках. [11]
Киломбос
[ редактировать ]Семь из десяти крупных киломбо в колониальной Бразилии были разрушены в течение двух лет после образования. Четверо пали в Баии в 1632, 1636, 1646 и 1796 годах. Остальные три постигла та же участь в Рио в 1650 году, Парахиба в 1731 году и Пиумхи в 1758 году. [12]
Один киломбо в Минас-Жерайс просуществовал с 1712 по 1719 год. Другая, «Карлота» Мату-Гросу, была уничтожена после 25 лет существования, с 1770 по 1795 год. [13]
Было также несколько киломбо или мокамбо меньшего размера. Первое сообщение о киломбо произошло в 1575 году в Баии. Еще один киломбо в Баии был зарегистрирован в начале семнадцатого века. Между 1737-87 годами в окрестностях Сан-Паулу процветал небольшой киломбо. [14]
Были также сообщения о мокамбо в 1591 году в Жагуарипе, в 1629 году в Рио-Вермельо, в 1636 году в Итапикуру, в 1640 году в Рио-Реале, в 1663 году в Каиру, в 1723 году в Камаму, в 1741 году в Санто-Амаро, в 1763 году в Итапао и 1797 год в Кашуэйре. Все эти мокамбо находились в регионе Баия. [15]
Мокамбо Бурако-де-Тату процветало 20 лет, с 1743 по 1763 год. Оно располагалось между Сальвадором и Итапоа, пока в конечном итоге не было разрушено войсками под предводительством Хоакима да Коста Кардосо. [16]
Районы Кампу-Гранде и Сан-Франциско часто были населены киломбо. В 1741 году Жан Феррейра организовал экспедицию против киломбо, но многим беглецам удалось избежать плена. В 1746 году следующая экспедиция захватила 120 членов киломбо. В 1752 году экспедиция под руководством Пере Маркоса подверглась нападению истребителей квилимбо, что привело к значительным человеческим жертвам. [17]
Киломбос продолжал формироваться и в девятнадцатом веке. В 1810 году киломбо был обнаружен в Линьяресе в Сан-Паулу. Десять лет спустя еще один был найден в Минасе. В 1828 году еще один киломбо был обнаружен в Кауке, недалеко от Ресифи, а год спустя была организована экспедиция против другого киломбо в Корковадо, недалеко от Рио. В 1855 году киломбо Маравилья в Амазонии было разрушено. [18]
Пальмарес
[ редактировать ]Самым известным киломбо был Пальмарес , независимая, самодостаточная община недалеко от Ресифи , основанная примерно в 1600 году. Пальмарес был массивным и состоял из нескольких поселений с совокупным населением более 30 000 граждан, в основном чернокожих . Ему суждено было просуществовать почти целое столетие. [19]
Частично причина огромного размера киломбо в Пальмаресе заключалась в его расположении в Бразилии, на срединной точке между Атлантическим океаном и Гвинеей, важной областью африканской работорговли . Киломбо-дус-Палмарес был автономным сообществом сбежавших порабощенных людей из португальских поселений в Бразилии, «регионе, возможно, размером с Португалию во внутренних районах Баии». [20]
В 1612 году португальцы тщетно пытались захватить Пальмарес в ходе экспедиции, которая оказалась очень дорогостоящей. [21]
В 1640 году голландская разведывательная миссия обнаружила, что самоосвободившаяся община Пальмарес раскинулась на двух поселениях: около 6000 человек проживали в одном месте, а еще 5000 - в другом. Голландские экспедиции против Пальмареса в 1640-х годах также не увенчались успехом. [22]
На пике своего развития население Пальмареса превышало 30 000 человек. В 1670-х годах, когда португальцы попытались взять под свой контроль половину Пальмареса, было подсчитано, что население пальмариста на этой половине составляло от 15 000 до 20 000 человек. [23]
Пальмарес процветал в мирные годы, последовавшие за 1640-ми годами. [24]
Между 1672 и 1694 годами Пальмарес выдерживал в среднем одну португальскую экспедицию почти каждый год. [25]
Ганга Зумба и Зумби — два самых известных воина-предводителя Пальмареса, который после истории конфликта с сначала голландскими , а затем и португальскими колониальными властями, наконец, пал в результате португальской артиллерийской атаки в 1694 году. [26]
Вынужденные защищаться от неоднократных нападений португальских колонистов, воины Пальмареса были экспертами в капоэйре , танцевальном и боевом искусстве. [ нужна ссылка ] Португальские солдаты иногда заявляли, что для поимки воина киломбо требовалось более одного драгуна , поскольку они защищались с помощью странной боевой техники ( капоэйра ). Губернатор этой провинции заявил, что «киломбо победить труднее, чем голландских захватчиков». [ нужна ссылка ]
В Бразилии оба мужчины теперь почитаются как герои и символы черной гордости, свободы и демократии . Поскольку день его рождения неизвестен, дата казни Зумби, 20 ноября, отмечается как Dia da Consciência Negra или « День черного сознания » в штатах Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу , а его изображение появилось на почтовых марках , банкнотах и монетах. .
Господин
[ редактировать ]Мола киломбо насчитывал около 300 бывших порабощенных людей и имел высокую степень политической, социальной и военной организации. [27] Фелипа Мария Аранья была первым лидером общины. [28] Группу также возглавляла Мария Луиза Пириа . [29] Он был организован как республика с демократическим голосованием. [30] За время существования Мола киломбо он расширился и включил в себя еще четыре подобных поселения в регионе; она была известна как Конфедерация Итапоку . [31] [29] В 1895 году еще можно было увидеть следы поселения; по состоянию на 2020 год они исчезли. [32]
Куриау
[ редактировать ]В 1992 году была создана зона охраны окружающей среды Рио-Курьяу для жителей Куриау-де-Дентро, Куриау-де-Фора, Каса-Гранде, Курралиньо и Мокамбо. [33] Территория расположена недалеко от столицы Макапы и имеет площадь 21 676 га (53 560 акров). [34] По состоянию на 1999 год на охраняемой территории проживает около 1500 человек. [33]
Конан
[ редактировать ]Хотя Кунани более известен как столица непризнанной Республики Независимая Гвиана , [35] оно было признано поселением Киломбо и, следовательно, получило территорию, аналогичную территориям коренных народов . [36]
Фильм
[ редактировать ]Фильм 1984 года под названием «Киломбо». [37] изображает взлет и падение Пальмареса. » режиссера Карлоса Диега представляет «Киломбо собой историческую эпопею, в которой рассказывается о жизни Ганги Зумбы и Зумби.
Конституция Бразилии
[ редактировать ]Статья 68 Конституции Бразилии 1988 года предоставила оставшимся киломбо коллективную собственность на земли, которые они оккупировали с колониальных времен. [38] По состоянию на 2016 год 294 деревни подали заявки на признание киломбо, поскольку они были основаны беглыми порабощенными людьми и в основном населены их потомками. Процесс сертификации пока идет медленно, и 152 деревни были признаны киломбо. [39]
На испанском языке
[ редактировать ]В южноамериканском испанском языке стран Южного Конуса слово киломбо стало означать бордель ; в Аргентине, Боливии, Гондурасе, Парагвае и Уругвае — беспорядок, шум или беспорядок; в Венесуэле, в отдаленном или захолустном месте. [40]
Литература
[ редактировать ]- Деш-Оби, М. Томас Дж. (2008). Борьба за честь: история традиций африканских боевых искусств в атлантическом мире . Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-1-57003-718-4 .
См. также
[ редактировать ]- Люди гарифуна
- Святой Василий Паленке
- Восстания рабов в Бразилии
- Рабские государства и свободные государства
- Высушите это
- Замбо
Ссылки
[ редактировать ]- ^ А. де Ассис Младший, «Киломбо», Кимбунду-португальский словарь , Луанда Ардженте, Сантос, стр. 127
- ^ Стюарт Шварц, Мокамбо: Сопротивление рабов в колониальной Баии , в «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 205.
- ^ Перейти обратно: а б Кент, РК (1965). «Палмарес: африканское государство в Бразилии». Журнал африканской истории . 6 (2): 161–175. дои : 10.1017/s0021853700005582 . JSTOR 180194 . S2CID 162914470 .
- ^ Деш-Оби 2008 , стр. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Шварц, Стюарт Б. (лето 1970 г.). «Мокамбо»: Сопротивление рабов в колониальной Баии». Журнал социальной истории . 3 (4): 313–333. дои : 10.1353/jsh/3.4.313 .
- ^ «Плантационная экономика | Вест-Индия | Задействованные места | Рабские маршруты | Бристоль и трансатлантическое рабство | Портовые города Бристоль» . Discoveringbristol.org.uk . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ Караш, Мэри К. (1987). Рабская жизнь в Рио-де-Жанейро 1808–1850 гг . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 303. ИСБН 978-0-691-07708-6 .
- ^ Таларико, Бруна. «Квиломбо в Леблоне был первым аболиционистом в стране» . Пальмарес .
- ^ Мур, Сэмюэл (1854). Биография Магоммы Г. Бакакуа . Детройт.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шор, Эдвард (2017). «География сопротивления: киломбо, выходцы из Африки и борьба за землю и экологическую справедливость в атлантическом лесу Бразилии». Афро-латиноамериканский обзор . 36 (1): 58–78. ПроКвест 2076933136 .
- ^ «Страница веб-сервера по умолчанию» . novo.mgquilombo.com.br .
- ^ Р.К. Кент, Пальмарес: африканское государство в Бразилии , в «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 172.
- ^ Р.К. Кент, Пальмарес: африканское государство в Бразилии , в «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 172.
- ^ Роджер Бастид, Другие киломбо , в «Маронские общества: мятежные рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 191–2.
- ^ Стюарт Шварц, Мокамбо: Сопротивление рабов в колониальной Баии , в «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 209–210.
- ^ Стюарт Шварц, Мокамбо: Сопротивление рабов в колониальной Баии , в «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 218–222.
- ^ Роджер Бастид, Другие киломбо , в «Маронские общества: мятежные рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 193.
- ^ Роджер Бастид, Другие киломбо , в «Маронские общества: мятежные рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 195.
- ^ Кент (1965). «Палмарес: африканское государство в Бразилии». Журнал африканской истории . 6 (2): 163. дои : 10.1017/s0021853700005582 . JSTOR 180194 . S2CID 162914470 .
- ^ Бродель, Фернан, Перспектива мира , том. III «Цивилизации и капитализма» , 1984, с. 390.
- ^ Р.К. Кент, Пальмарес: африканское государство в Бразилии , в «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 175.
- ^ Р. К. Кент, Пальмарес: африканское государство в Бразилии , в «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 177–9.
- ^ Р.К. Кент, Пальмарес: африканское государство в Бразилии , в «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 185.
- ^ Р.К. Кент, Пальмарес: африканское государство в Бразилии , в «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 180.
- ^ Р.К. Кент, Пальмарес: африканское государство в Бразилии , в «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 172.
- ^ Р. К. Кент, Пальмарес: африканское государство в Бразилии , в «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 186–7.
- ^ «Тукуруи — Информация, изображения и видео» . Amazon (на бразильском португальском языке) . Проверено 02 января 2021 г.
- ^ Галеано, Эдуардо, 1940–2015 гг. (30 апреля 2013 г.). Дети дней: календарь человеческой истории . Лондон. ISBN 978-1-56858-971-8 . OCLC 895700030 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Бразилия на самом деле» . Brasil de Fato (на бразильском португальском языке) . Проверено 02 января 2021 г.
- ^ «Киломбола: кто они, происхождение, традиции, условия» . Brasil Escola (на бразильском португальском языке) . Проверено 02 января 2021 г.
- ^ Гимарайнш, Хосе (2012). «Поселение в Южной Пара и исторические истоки движения Карахас». Молодежные дебаты Карахаса (интервью). Интервью с Тейшейрой де Соуза, М. Тейшейра де Соуза, М. Белен.
- ^ Мура, Кловис. (2004). Словарь черного рабства в Бразилии . Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия: Edusp. п. 47. ИСБН 85-314-0812-1 . OCLC 62236622 .
- ^ Перейти обратно: а б Лима э Силва, Раульян Борха; Фрейтас, Жуан да Луш; Морейра душ Сантуш, Жоау Убиратан; Пикансо Соуто, Раймундо Нонато (2013). «Агроэкологическая и социально-экономическая характеристика жителей общины киломбола Куриау» (PDF) . Амазонская биота (на португальском языке). 3 (3). Макапа: 113. doi : 10.18561/2179-5746/biotaamazonia.v3n3p113-138 . ISSN 2179-5746 . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ «Новые советники по охране окружающей среды реки Курио приведены к присяге» (на португальском языке). SEMA: Государственный секретариат по окружающей среде (AP). 9 декабря 2013 года . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ «Старые книги: Свободное государство Кунани: Красная книга № 3» . Карибская цифровая библиотека Amazon Plateau des Guianas (на французском языке). 1906 год . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ «Национальный парк Кабо-Ориндж - Бразилия» (PDF) . Рамсар.орг . п. 10 . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ Киломбо на IMDb
- ^ Брук, Джеймс (15 августа 1993 г.). «Бразилия стремится вернуть исконные земли потомкам беглых рабов» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ Сильва, Марсело Гонсалвеш да (2017). Право собственности на землю традиционных общин киломбола в Бразилии: анализ действий государства (Диссертация) (на португальском языке). Сан-Паулу. doi : 10.11606/T.8.2018.tde-09042018-155054 .
- ^ Словарь Королевской испанской академии, « киломбо », смыслы 1, 2 и 3 соответственно.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гленн Алан Чейни, Киломбо душ Пальмарес: потерянная нация беглых рабов в Бразилии, Ганновер, Коннектикут: Библиотека Нового Лондона, 2014.
- Филлипс, Дом (5 марта 2018 г.). «Их предки были порабощены. Теперь, 400 лет спустя, их дети будут землевладельцами. Редкая победа для бразильской бедноты, поскольку рекордный земельный участок Амазонки передается потомкам сбежавших порабощенных людей» . Хранитель . Проверено 5 марта 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Киломбо Пальмарес: новый обзор бордового штата в Бразилии семнадцатого века (научная статья)
- Беглые рабы и свободное общество: пример Бразилии (научная статья)
- Похоронен заживо: представляя Африку на северо-востоке Бразилии (научная статья)
- Угнетение и восстание: Киломбо в Пальмаресе (научная статья)
- Статьи и источники киломбо в Бразилии
- Сообщество маронов в Колумбии
- Голос леопарда: африканские тайные общества и Куба
- Открытие Маленькой Африки в Рио
СМИ, связанные с Киломбосом, на Викискладе?