Jump to content

Сюрприз

Имбангала представляли или Мбангала собой разделенные группы воинов и мародеров, которые работали наемниками в Анголе 17 века. [ 1 ] а позже основал Королевство Касанье .

Происхождение

[ редактировать ]

Имбангала — народ, возможно, из Центральной Африки, появившийся в Анголе в начале 17 века. Их происхождение до сих пор обсуждается. Существует общее мнение, что это были не те джаги , которые напали на Королевство Конго во время правления I. Альваро [ 1 ]

В 1960-х годах Ян Вансина и Дэвид Бирмингем выдвинули гипотезу, что устные традиции Империи Лунда предполагают, что обе группы мародеров Джага возникли в Империи Лунда (современная Демократическая Республика Конго и Замбия ) под руководством лидера Кингури и бежали в 1550 и 1612 годах. . [ 1 ] Другая теория состоит в том, что имбангала были местным народом южной Анголы, происходящим с плато Бие или прибрежных районов к западу от нагорья. [ 1 ]

Первый свидетельский отчет об Имбангале, написанный английским моряком по имени Эндрю Баттелл , который жил с ними в течение 16 месяцев около 1600–1601 годов, твердо помещает их в прибрежные районы и высокогорья современной Анголы , к югу от реки Кванза . Их лидеры сказали Баттеллу, что они прибыли из места под названием Элембе и произошли от «пажа» в его армии. Рассказ Баттелла был опубликован Сэмюэлем Перчасом частично в 1614 году и полностью в 1625 году.

Посвящение и обычаи

[ редактировать ]

Имбангала были полностью милитаризованным обществом, полностью основанным на обрядах инициации , в отличие от обычных обрядов родства большинства африканских этнических групп. Чтобы родство не заменило посвящение, всех детей, рожденных внутри киломбо (деревни), убивали. Женщинам разрешили покинуть киломбо , чтобы родить детей, но когда они вернулись, ребенок не считался Имбангалой до тех пор, пока не прошел инициацию. По почти спартанской программе дети ежедневно обучались групповому и индивидуальному бою. [ 2 ]

Во время обучения они носили ошейник, который нельзя было снять даже после посвящения, пока не убьют человека в бою. Помимо ритуалов детоубийства , имбангала покрывали себя мазью, называемой маджи самба, которая , как считалось, давала неуязвимость, пока солдат следовал строгому набору йджила ( кодексов ), которые требовали детоубийства, каннибализма и абсолютного отсутствия трусости . [ 2 ]

Оружие и тактика

[ редактировать ]

Бойцы Имбангалы были известны как нгунза (единственное число: гонзо ) и были разделены на двенадцать эскадрилий, каждый из которых возглавлял капитан по имени мусунго . Эти двенадцать эскадрилий входили в состав киломбо — временно укрепленного города, окруженного деревянным частоколом. В каждом киломбо было двенадцать ворот для двенадцати эскадрилий, составлявших общую боевую силу. [ 2 ] Армия Имбангалы отвела открытое поле или любое поле боя от своих укреплений, образовав трехзубую формацию, похожую на знаменитую зулусскую формацию «бычий рог». Имбангала атаковали правым рогом ( мутанда ), левым рогом ( муя ) и авангардом ( мута ита ) в центре. В отличие от зулусов, имбангала сражались тем же оружием, что и их враги, включая луки, ножи и мечи. Их основным оружием была боевая дубинка или топор. [ 3 ]

Отношения с португальцем

[ редактировать ]

Баттелл отправился в страну Имбангалы вместе с португальскими купцами, покупавшими их военнопленных для продажи в рабство. В то время Имбангала были мародерами, чьим главным интересом, казалось, было грабеж страны, особенно для получения большого количества пальмового вина , которое они производили расточительным методом, вырубая деревья и выкачивая их сброженное содержимое в течение нескольких месяцев.

Имбангала не разрешала женщинам-членам рожать в своем киломбо (португальском киломбо ) или вооруженном лагере. Вместо этого они пополняли свою численность, захватывая подростков и заставляя их служить в своей армии. Эта социальная структура сделала банды Имбангалы идеальными работорговцами, поскольку заключенные-мужчины мало пригодились в их обществе и поэтому их можно было легко продать португальцам. [ 1 ]

зашли в тупик в войне против ангольского королевства Ндонго Их военная мощь и безжалостность понравились португальским колонистам в Анголе, которые в первый период колониального правления (1575–1599) . Несмотря на явное отвращение к обычаям Имбангалы, португальские губернаторы Луанды иногда нанимали их для своих кампаний, начиная с Бенто Банья Кардозу в 1615 году, но особенно после Луиса Мендеса де Васконселоса нападения на Ндонго в 1618 году.

Мендес де Васконселуш действовал с тремя бандами Имбангалы, но вскоре обнаружил, что они недостаточно дисциплинированы, чтобы служить португальцам. Банда Касанье, в частности, вырвалась из-под португальского контроля и начала длительную кампанию грабежей, в результате которой они в конечном итоге обосновались в регионе Байша-де-Кассанж в современной Анголе вдоль реки Кванго. Группа превратилась в современную ангольскую этническую группу, называющую себя Имбангала (и отказавшуюся от воинственных обычаев своих предшественников в конце 17 века).

Другая группа, Каза, присоединилась к Ндонго и выступила против португальцев, прежде чем предать королеву Ндонго Нджинга Мбанде в 1629 году, тем самым сорвав попытку этой королевы сохранить независимость Ндонго от базы на островах на реке Кванза. После непродолжительной попытки Нджинги присоединиться к Касандже в 1629–1630 годах она отправилась в Матамбу и там сформировала свою собственную (или присоединившуюся к другой) группу Имбангала, возглавляемую человеком, известным как «Нджинга Мона» (сын Нджинги). Хотя сообщалось, что Нджинга сама была Имбангалой (предположительно принимавшей обряд инициации, который включал в себя растирание ребенка в зерновой ступке), Нджинга, вероятно, так и не стала имбангалой.

Дальнейшая судьба

[ редактировать ]

Другие банды были интегрированы в португальскую армию в качестве вспомогательных солдат под своим командованием и расквартированы на территории Португалии. В течение 17-го века они и другие банды были уничтожены тем или иным политическим государством, например, созданным Нинггой в Матамбе . Одна группа изгоев Имбангалы пустила корни и сформировала Королевство Касандже .

К югу от Кванзы, на первоначальной родине Имбангалы, они продолжали действовать, как и прежде, по крайней мере еще полвека, но даже там они постепенно сформировали партнерские отношения с существующими политическими образованиями, такими как Бихе (Вийе), Уамбо (Вамбу). или Баилунду (Мбаилунду). Во всех этих регионах их обычаи в 18 веке имели тенденцию к смягчению, каннибализм ограничивался ритуалами, а иногда и только символическими случаями (например, в 19 веке группы Имбангала в центральных высокогорьях все еще практиковали ритуал, известный как «поедание старик»).

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Миллер, Джозеф К. (1972). «Имбангала и хронология ранней истории Центральной Африки» . Журнал африканской истории . 13 (4): 549–574. дои : 10.1017/S0021853700011932 . ISSN   0021-8537 . JSTOR   180754 . S2CID   162591680 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Томас и Деш-Оби, М и Дж (2008). Борьба за честь: история традиций африканских боевых искусств в атлантическом мире . Университет Южной Каролины Press. п. 23.
  3. ^ Томас и Деш-Оби, М и Дж (2008). Борьба за честь: история традиций африканских боевых искусств в атлантическом мире . Университет Южной Каролины Press. п. 21.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2e02795a250da4de121640d07e974d1__1706325420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/d1/a2e02795a250da4de121640d07e974d1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Imbangala - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)