Сюрприз
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( январь 2018 г. ) |
Исторические государства современной Анголы |
---|
![]() |
Имбангала представляли или Мбангала собой разделенные группы воинов и мародеров, которые работали наемниками в Анголе 17 века. [ 1 ] а позже основал Королевство Касанье .
Происхождение
[ редактировать ]Имбангала — народ, возможно, из Центральной Африки, появившийся в Анголе в начале 17 века. Их происхождение до сих пор обсуждается. Существует общее мнение, что это были не те джаги , которые напали на Королевство Конго во время правления I. Альваро [ 1 ]
В 1960-х годах Ян Вансина и Дэвид Бирмингем выдвинули гипотезу, что устные традиции Империи Лунда предполагают, что обе группы мародеров Джага возникли в Империи Лунда (современная Демократическая Республика Конго и Замбия ) под руководством лидера Кингури и бежали в 1550 и 1612 годах. . [ 1 ] Другая теория состоит в том, что имбангала были местным народом южной Анголы, происходящим с плато Бие или прибрежных районов к западу от нагорья. [ 1 ]
Первый свидетельский отчет об Имбангале, написанный английским моряком по имени Эндрю Баттелл , который жил с ними в течение 16 месяцев около 1600–1601 годов, твердо помещает их в прибрежные районы и высокогорья современной Анголы , к югу от реки Кванза . Их лидеры сказали Баттеллу, что они прибыли из места под названием Элембе и произошли от «пажа» в его армии. Рассказ Баттелла был опубликован Сэмюэлем Перчасом частично в 1614 году и полностью в 1625 году.
Посвящение и обычаи
[ редактировать ]Имбангала были полностью милитаризованным обществом, полностью основанным на обрядах инициации , в отличие от обычных обрядов родства большинства африканских этнических групп. Чтобы родство не заменило посвящение, всех детей, рожденных внутри киломбо (деревни), убивали. Женщинам разрешили покинуть киломбо , чтобы родить детей, но когда они вернулись, ребенок не считался Имбангалой до тех пор, пока не прошел инициацию. По почти спартанской программе дети ежедневно обучались групповому и индивидуальному бою. [ 2 ]
Во время обучения они носили ошейник, который нельзя было снять даже после посвящения, пока не убьют человека в бою. Помимо ритуалов детоубийства , имбангала покрывали себя мазью, называемой маджи самба, которая , как считалось, давала неуязвимость, пока солдат следовал строгому набору йджила ( кодексов ), которые требовали детоубийства, каннибализма и абсолютного отсутствия трусости . [ 2 ]
Оружие и тактика
[ редактировать ]Бойцы Имбангалы были известны как нгунза (единственное число: гонзо ) и были разделены на двенадцать эскадрилий, каждый из которых возглавлял капитан по имени мусунго . Эти двенадцать эскадрилий входили в состав киломбо — временно укрепленного города, окруженного деревянным частоколом. В каждом киломбо было двенадцать ворот для двенадцати эскадрилий, составлявших общую боевую силу. [ 2 ] Армия Имбангалы отвела открытое поле или любое поле боя от своих укреплений, образовав трехзубую формацию, похожую на знаменитую зулусскую формацию «бычий рог». Имбангала атаковали правым рогом ( мутанда ), левым рогом ( муя ) и авангардом ( мута ита ) в центре. В отличие от зулусов, имбангала сражались тем же оружием, что и их враги, включая луки, ножи и мечи. Их основным оружием была боевая дубинка или топор. [ 3 ]
Отношения с португальцем
[ редактировать ]Баттелл отправился в страну Имбангалы вместе с португальскими купцами, покупавшими их военнопленных для продажи в рабство. В то время Имбангала были мародерами, чьим главным интересом, казалось, было грабеж страны, особенно для получения большого количества пальмового вина , которое они производили расточительным методом, вырубая деревья и выкачивая их сброженное содержимое в течение нескольких месяцев.
Имбангала не разрешала женщинам-членам рожать в своем киломбо (португальском киломбо ) или вооруженном лагере. Вместо этого они пополняли свою численность, захватывая подростков и заставляя их служить в своей армии. Эта социальная структура сделала банды Имбангалы идеальными работорговцами, поскольку заключенные-мужчины мало пригодились в их обществе и поэтому их можно было легко продать португальцам. [ 1 ]
зашли в тупик в войне против ангольского королевства Ндонго Их военная мощь и безжалостность понравились португальским колонистам в Анголе, которые в первый период колониального правления (1575–1599) . Несмотря на явное отвращение к обычаям Имбангалы, португальские губернаторы Луанды иногда нанимали их для своих кампаний, начиная с Бенто Банья Кардозу в 1615 году, но особенно после Луиса Мендеса де Васконселоса нападения на Ндонго в 1618 году.
Мендес де Васконселуш действовал с тремя бандами Имбангалы, но вскоре обнаружил, что они недостаточно дисциплинированы, чтобы служить португальцам. Банда Касанье, в частности, вырвалась из-под португальского контроля и начала длительную кампанию грабежей, в результате которой они в конечном итоге обосновались в регионе Байша-де-Кассанж в современной Анголе вдоль реки Кванго. Группа превратилась в современную ангольскую этническую группу, называющую себя Имбангала (и отказавшуюся от воинственных обычаев своих предшественников в конце 17 века).
Другая группа, Каза, присоединилась к Ндонго и выступила против португальцев, прежде чем предать королеву Ндонго Нджинга Мбанде в 1629 году, тем самым сорвав попытку этой королевы сохранить независимость Ндонго от базы на островах на реке Кванза. После непродолжительной попытки Нджинги присоединиться к Касандже в 1629–1630 годах она отправилась в Матамбу и там сформировала свою собственную (или присоединившуюся к другой) группу Имбангала, возглавляемую человеком, известным как «Нджинга Мона» (сын Нджинги). Хотя сообщалось, что Нджинга сама была Имбангалой (предположительно принимавшей обряд инициации, который включал в себя растирание ребенка в зерновой ступке), Нджинга, вероятно, так и не стала имбангалой.
Дальнейшая судьба
[ редактировать ]Другие банды были интегрированы в португальскую армию в качестве вспомогательных солдат под своим командованием и расквартированы на территории Португалии. В течение 17-го века они и другие банды были уничтожены тем или иным политическим государством, например, созданным Нинггой в Матамбе . Одна группа изгоев Имбангалы пустила корни и сформировала Королевство Касандже .
К югу от Кванзы, на первоначальной родине Имбангалы, они продолжали действовать, как и прежде, по крайней мере еще полвека, но даже там они постепенно сформировали партнерские отношения с существующими политическими образованиями, такими как Бихе (Вийе), Уамбо (Вамбу). или Баилунду (Мбаилунду). Во всех этих регионах их обычаи в 18 веке имели тенденцию к смягчению, каннибализм ограничивался ритуалами, а иногда и только символическими случаями (например, в 19 веке группы Имбангала в центральных высокогорьях все еще практиковали ритуал, известный как «поедание старик»).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Миллер, Джозеф К. (1972). «Имбангала и хронология ранней истории Центральной Африки» . Журнал африканской истории . 13 (4): 549–574. дои : 10.1017/S0021853700011932 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 180754 . S2CID 162591680 .
- ^ Перейти обратно: а б с Томас и Деш-Оби, М и Дж (2008). Борьба за честь: история традиций африканских боевых искусств в атлантическом мире . Университет Южной Каролины Press. п. 23.
- ^ Томас и Деш-Оби, М и Дж (2008). Борьба за честь: история традиций африканских боевых искусств в атлантическом мире . Университет Южной Каролины Press. п. 21.