Jump to content

Ну давай же

Вие (также известный как Бие , Бьено или Бихе ) был одним из традиционных королевств Овимбунду , расположенных на центральном плато Анголы . [ 1 ] [ 2 ] Его столицей был Эковонго. [ 3 ] [ 4 ]

В XVIII и XIX веках королевство было важным перекрестком, через который проходила торговля Центральной и Южной Африки . [ 4 ]

Характеристики

[ редактировать ]

Первоначально Вийе было независимым королевством, а затем стало вассалом Португалии. Королевством руководил король, которому подчинялись многие дворяне. Короли Вие, особенно в конце 1700-х и начале 1800-х годов, боролись со своей знатью в обоюдных усилиях за завоевание превосходства. [ 5 ]

В 1797 году португальский торговец Жоау Непомусена Коррейя описал, что у королей Вие была группа полностью зависимых слуг (известных как мокота), набранных, среди прочего, из рабов, которыми владели его предшественники. Рабы в основном получали от должников и не подлежали продаже. Эти слуги служили министрами и военачальниками (известными как Кисонго). В середине 19 века венгерский авантюрист Лазло Мадьяр заметил, что королевство разделено на два класса дворянства; эломбе я сома, или потомки правителей, и эломбе я секулу, главы местных территорий. [ 5 ] [ 6 ]

Субъекты платили налоги за крупный рогатый скот и кур, зерно, кукурузу, фасоль, картофель, маниок и тыквы. В королевстве также производили различные фрукты, а женщины пекли хлеб и изготавливали алкоголь. В 1840-х годах во Вие проживало около 80 000 человек. Местные жители охотились на слонов и разводили крупный рогатый скот . Торговые товары, такие как воск , слоновая кость и рабы, также продавались во Вие. [ 6 ]

Преемственность

[ редактировать ]

В 1797 году португальский торговец Жоао Непомусена Коррейя писал, что короли Вие выбирались мокотами (рабами) и знатью королевства , которые голосовали за наиболее уважаемых и могущественных из сыновей и братьев предыдущего короля. [ 5 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Происхождение Вие неясно, и существуют противоречивые версии, которые пытаются составить историю происхождения королевства. Обычно правителю, известному как Вие, приписывают основание королевства примерно в начале 1700-х годов. [ 4 ]

Одна традиция предполагает, что здесь жил охотник по имени Вингонгомбанда Копета. Однажды он успешно охотился на слона и бросился в деревню за помощью в транспортировке животного. Однако жители деревни в то время считали, что только те, кто обладает «священными силами», могут убить слона, и Копета был изгнан из деревни. Когда Копета вернулся к слону, он обнаружил, что тот исчез, и пошел по оставленным им следам, что в конечном итоге привело его к деревне Эталала на правом берегу реки Кукема. В конце концов Копета поселился в деревне и научился охотиться с использованием волов. Всякий раз, когда он приезжал в деревню, он спрашивал местных пастухов: «Олонгомбе Вийе», что означает «пусть волы приходят». За это жители села прозвали его Вие. В конце концов, он снова попытался преследовать слона и привел его к горе Лубья. Там он нашел девушку по имени Каханда, которая впоследствии стала его женой. Копета отказался от поисков слона и вернулся в Эталалу, где правящий оСама согласился построить ему собственную деревню. У Копеты и Каханды был сын по имени Эямби я Вие. Позже Копета заболел, и Вийе побежал в больницу. источник, чтобы принести воды для своего больного отца. Находясь у источника, он услышал ревущий голос, сообщивший ему о смерти отца. Он помчался обратно в деревню Эталала. Сообщив деревне о своем опыте, местный прорицатель сообщил ему, что он услышал голос Вингонгомбанды и что он должен построить деревню в Эковонго (зов волов). Их потомки впоследствии сформировали Вие. [ 4 ]

Вторая устная традиция, исходящая от Осома Афонсу Вити, предполагает, что Вингонгомбанда Вие произошел из Хумби. Он разводил скот, был известным бойцом и отцом королевства Вие. Некий правитель Вие был назначен для решения судебных дел, выплаты подсобных королевств и дани. В этих вопросах он требовал, чтобы волы шли первыми, и, собирая эту плату, он произносил «Вийе», что означает «пусть волы приходят, об остальном поговорим позже». Следовательно, правителей будут называть «Вийе». [ 4 ]

Третья устная традиция исходит от венгерского путешественника Ласло Мадьяра, который жил во Вие с 1848 по 1857 год. Там он женился на принцессе Оморо, дочери оСомы из Вие. Ее отец Каянгула обучал ее истории королевства и передал эти знания Лазло. Согласно устным преданиям того времени, предки правителей Вие прибыли сюда «около 300 лет назад». Они отправились из Морупу (Мулопве) на запад. Мигрируя на запад, они участвовали во многих битвах по пути и в конечном итоге обосновались на берегах реки Лванду. Там они вели войну со своими соседями за грабежи, в конечном итоге истребляя своих ближайших соседей, прежде чем в конечном итоге обратиться друг к другу и начать сражаться между собой. Через некоторое время боевые действия прекратились, и группа покинула эти земли и переселилась через Кванзу, в Малембу и Кисенди. Здесь они научились обрабатывать землю и расселились по деревням, подчиняя себе соседние народы. Одной из основанных деревень руководил Вийе, который пошел на юг и одолел ванггелов, живших недалеко от кукема. Здесь он основал нынешний Вие. [ 4 ] Из-за характера миграции королевство представляло собой смесь народов Овимбунду и народов Имбангалы . [ 4 ] [ 5 ] Короли после смерти имели два захоронения — одно захоронение проводилось в столице, а второе — в Бомбе. Церемония возведения на престол короля включала в себя поедание «бородатого человека другой нации» ( каннибализм был обычаем Имбангалов). Основатель королевства Вие в конечном итоге был убит, и ему наследовал Гонго Хамуланда. [ 7 ] [ 5 ]

Четвертая устная традиция записана Серпой Пинто , жившим во Вие в конце 1800-х годов, с некоторыми небольшими отличиями. Все устные традиции сходятся во мнении, что происхождение Вийе происходит из Хумби, расположенного в современной провинции Уила . [ 4 ]

Улундо, третьему королю Вие, приписывают расширение границ королевства, особенно на юг, к реке Кукема. Он также изгнал Гангелу из королевства. Неясно, кто стал его преемником - некоторые устные предания предполагают, что Улундо наследовал его брат Кибаба. Вместо него они назначили королем Вие сына Улундо, Далло. Вместо этого более поздние устные традиции предполагают, что на смену Улундо пришел Эйямби, которого, в свою очередь, сменил Кангомбе. Эти традиции, похоже, не учитывают промежуточных королей. [ 5 ]

Португальская эпоха

[ редактировать ]

Португальцы узнали о Вийе в 1755 году, когда Домингуш да Фонсека Негран исследовал этот район. [ 6 ]

К концу 18 века у Вие было несколько подчиненных государств. Были предоставлены два отдельных списка с разницей всего в три года. В первый список входят Кабанда, Каполло, Какионго , Гамбос и Китунго в качестве данников. Во втором перечислены Гурука, Куньяко, Трумба и Чандавита. Различия могут указывать на неверные наблюдения или политическую перестановку. [ 6 ]

Вместе с соседним королевством Баилундо , Вийе участвовал в серьезных сражениях с Португальской империей в 1770-х годах, что в конечном итоге привело к вассальной зависимости королевства под властью португальцев. [ 7 ] [ 8 ] [ 4 ] Король Джахулу поссорился со своим братом Кангомбе и продал его в рабство португальцам. Португальцы крестили его , и когда они вели войну против Баилунду в 1774 году, они привели с собой Кангомбе и помогли ему свергнуть своего брата. Затем Кангомбе вступил в конфликт с Джахулу, который бежал в соседнюю Бумбу. В конце концов, Кангомбе победил, и многие войска Джахулу были проданы в рабство. [ 5 ] [ 6 ] Вместо этого устные предания, предоставленные Серпа Пинто, предполагают, что во время правления Джахулу дворяне приехали в Луанду с несколькими грузами слоновой кости и попросили местного губернатора освободить его. Губернатор согласился, и они вернулись в Вие, чтобы свергнуть Джахулу. [ 4 ]

Во время своего правления Кангомбе вел войны со своими соседями, переселяя народы в свое царство и расширяя свою территорию. Кангомбе наследовал его сын Кавеве. Кавеве в конечном итоге столкнулся с массовыми восстаниями и был убит. Примерно в 1797 году его заменил его брат Мома. В 1785 году сообщалось, что в королевстве Вие было в общей сложности 2000 орудий. [ 5 ]

Несмотря на официальный статус вассала Вийе, контроль Португалии над королевством был ограниченным. В 1810 году назначенный в Вие местный капитан-майор сообщил, что Соба (король) управляет Вие, а он просто выполняет приказы. Он не имел контроля над королевством и не имел знаний, чтобы составить список притоков Вие. [ 6 ]

В 1800-х годах Вие и Баилундо часто вступали в жестокие конфликты и войны между собой. шла война за наследство . В 1848 году во Вие [ 4 ] [ 5 ] Конфликт между Вийе и Баилундо в значительной степени застопорился во второй половине 1800-х годов, отчасти из-за влияния христианских миссионеров. [ 9 ]

В 1890 году Вийе восстал против португальского правления под предводительством короля Ндундума. Это восстание было жестоко подавлено португальцами при помощи соперничающего королевства Вие, Баилундо, и стало последним разом, когда королевство сопротивлялось португальскому правлению. Король бежал и пытался сопротивляться захвату, однако португальцы пригрозили уничтожить Вийе, если он не сдастся. Преподобный У. Х. Сандерс, протестантский миссионер , убедил короля уступить, на что он в конце концов согласился. Они сдали его капитану Пайве Косейро , и боевые действия прекратились. [ 10 ] Король был арестован 4 декабря 1890 года и умер в ссылке девять лет спустя. [ 11 ] [ 2 ] [ 12 ] были установлены две статуи Ндундума В 2009 году возле Куито в память о его сопротивлении португальскому правлению. [ 8 ]

После капитуляции Ндундума местные вожди избрали нового короля, который будет править Вие. [ 10 ]

Новое время

[ редактировать ]

Вийе в настоящее время представляет признанный традиционный авторитет Анголы Сома Афонсу Вити. [ 4 ]

Ниже приводится список монархов Вие: [ 5 ] [ 4 ]

  • Вие (ок. 1700/50 - ?) [ примечание 1 ] [ 13 ]
  • Гонго Хамуланда (? - ?)
  • Чивава (или Сибала) (? - ок.1770)
  • Вниз (или загрузить) (? - ?)
  • Эйямби (? - ?) или Кибаба (? - ?), Далло (? - ?) [ примечание 2 ]
  • Нджилахулу (или Нджилахулу/Джахулу) (1770 – 1774/8)
  • Кангомбе (1774/8 - 1795)
  • Волна (? - ?)
  • Мома, Бассо-Баба (ок. 1797 – 1813)
  • Васовава (1813 – 1833)
  • Мбандуа (или Мбандва) (1833-1839)
  • Какеммбембе (1839–1841)
  • Унгулу (или Хунду Нгулу) (1841 – 1842)
  • Лямбула (1842–1847)
  • Каянгула (1847–1850)
  • Мукинда (1850–1857)
  • Нгумбенге (или Нгувенге) (1857 – 1859)
  • Клик Лето (или Лето) (1860 – 1883)
  • Сделайте это; Дом Мины I (1883 – 1886)
  • Сиёка (1886–1888)
  • Чиквньо Ндундума (1888–1890)
  • Калуфеле Канингулулу (1890–1891)
  • Болезни (1891 - 1893)
  • Кавова (1893 – 1915)
  • Нгунгу (1915–1928)
  • Чиюка (1928–1940)
  • Урожай (1941 – 1963)
  • Кофе (? - ?)
  • Ньянджо (? - ?)
  • Сийока Чипонге Мусикита (? - ?)
  • Даниэль Савиемба (? - ?)
  • Лисапа (Ньярея) (? - ?)
  • Антонио Сисинги (? - ?)
  • Афонсу Вити Вапенде (? - настоящее время)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Гладвин М. Чайлдс предполагает, что Вийе должен был быть основан примерно в 1750 году, а не в 1700 году.
  2. ^ Устные традиции дают противоречивые сведения о том, кто стал преемником Улундо.
  1. ^ Торнтон, Джон К. (26 августа 1999 г.). Война в Атлантической Африке, 15.00-18.00 . дои : 10.4324/9780203500446 . ISBN  9781135365844 . Архивировано из оригинала 22 августа 2022 г. Проверено 22 августа 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Флоренсио, Фернандо (04 августа 2017 г.), «В Королевстве Кротов. Традиционные власти Мбалунду и ангольского государства» , Голоса сельской вселенной: переписывание государства в Африке , электронная книга IS (на португальском языке), Лиссабон : Центр международных исследований, стр. 79–175, ISBN  978-989-8862-32-7 , заархивировано из оригинала 28 июля 2021 г. , получено 25 августа 2022 г.
  3. ^ Болл, Джереми (2000). «Время одежды»: Ангольская резиновая фабрика, 1886–1902 гг.» (PDF) . Уфахаму . 28 (1). дои : 10.5070/F7281016584 . ISSN   0041-5715 . Архивировано (PDF) из оригинала 25 августа 2022 г. Получено 26 августа 2022 г. - через электронную стипендию.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Констанция до Насименту да Роза Феррейра де Сейта. Сильва Порту в Центральной Африке - Вийе / Ангола: социальная и транскультурная история Сертанехо (1839-1890) (PDF) (докторская диссертация). Университет NOVA в Лиссабоне. hdl : 10362/15123 . Архивировано (PDF) из оригинала 11 февраля 2022 г. Проверено 26 августа 2022 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Торнтон, Джон К. (05 марта 2020 г.). История Западной Центральной Африки до 1850 года . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781316411568 . ISBN  978-1-316-41156-8 . S2CID   216423870 . Архивировано из оригинала 22 августа 2022 г. Проверено 22 августа 2022 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кандидо, Мариана П. (2013). Африканский рабовладельческий порт и атлантический мир: Бенгела и ее внутренние районы . Кембридж. ISBN  978-1-107-33648-3 . OCLC   830000966 . Архивировано из оригинала 26 августа 2022 г. Проверено 26 августа 2022 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  7. ^ Перейти обратно: а б Торнтон, Джон К. (26 августа 1999 г.). Война в Атлантической Африке, 15.00-18.00 . дои : 10.4324/9780203500446 . ISBN  9781135365844 . Архивировано из оригинала 22 августа 2022 г. Проверено 22 августа 2022 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Джеймс, В. Мартин (2011). Исторический словарь Анголы (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN  978-0-8108-7193-9 . OCLC   689858578 . Архивировано из оригинала 26 августа 2022 г. Проверено 26 августа 2022 г.
  9. ^ Далли, Ирасема (ноябрь 2021 г.). «Хроники Баилундо: фрагментарный отчет на языке Умбунду о жизни до и после португальского колониального правления» . Африка . 91 (5): 713–741. дои : 10.1017/S0001972021000553 . ISSN   0001-9720 . S2CID   244530267 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Окума, Томас Масаджи (1964). Социальный отклик христианства в Анголе: избранные проблемы (PDF) (докторская диссертация). Бостонский университет. Архивировано (PDF) из оригинала 26 августа 2022 г. Проверено 26 августа 2022 г.
  11. ^ «ХПИП» . Архивировано из оригинала 26 августа 2022 г. Проверено 26 августа 2022 г.
  12. ^ Мельнисин, Шана (ноябрь 2019 г.). «Вспомнили Мбаилунду: колониальные следы в Анголе после гражданской войны» . Кронос . 45 (1): 140–153. дои : 10.17159/2309-9585/2019/v45a10 . ISSN   0259-0190 . S2CID   216673589 .
  13. ^ Маккалок, Мерран (2017). Овимбунду в Анголе . Лондон. ISBN  978-1-315-30502-8 . OCLC   971613394 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca4279142a4f01d82f06ecb4a5606ee2__1709067900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/e2/ca4279142a4f01d82f06ecb4a5606ee2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Viye - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)