Jump to content

Нзинга из Ндонго и Матамбы

(Перенаправлено с Нджинги )

Вокруг
Посмертная литография Нджинги из Ндонго и Матамбы работы Ахилле Девериа , 1830-е годы, по портрету на пергаменте, хранящемся в монастыре в Коимбре . Национальная портретная галерея, Лондон
Королева Ндонго
Первое правление 1624–1626
Предшественник Нгола Мбанди
Преемник Хари в Килуандже
Второе правление 1657–1663
Предшественник День Нголы
Преемник Барбара
Королева Матамбы
Царствование 1631–1663
Предшественник Мозговые [ sv игры
Преемник Барбара
Рожденный в. 1583 г.
Кабаса, Королевство Ндонго
Умер 17 декабря 1663 г. (79–80 лет)
Кабаса, Королевство Ндонго
Имена
Велосипеды
Дом Гутерриш [ нужна ссылка ]
Отец Нгола Килуанджи Мбанде
Мать Кангела

Нзинга Ана де Соуза Мбанде ( Произношение на суахили: [n̩ˈʒiŋa] ), Нжинга ( / n ə ˈ z ɪ ŋ ɡ ə / ; ок. 1583 - 17 декабря 1663) была правительницей юго-западной Африки, которая правила как королева королевств Амбунду в Ндонго (1624–1663) и Матамба (1631–1663), расположенный на территории современной северной Анголы . [ 1 ] Нгола Киломбо Киа Касенда был королем Ндонго.

В детстве Нджинга получила военную и политическую подготовку и продемонстрировала способности к разрешению политических кризисов в качестве посла в Португальской империи . В 1624 году она взяла на себя власть над Ндонго после смерти своего брата Мбанди. Она правила в период быстрого роста африканской работорговли и вторжения Португальской империи в Юго-Западную Африку. [ 2 ]

Португальцы объявили войну Ндонго в 1626 году, а к 1628 году армия Нджинга была сильно истощена, и они отправились в изгнание. В поисках союзников она вышла замуж за военачальника Имбангалы Касандже. Используя этот новый союз для восстановления своих сил, она завоевала Королевство Матамба с 1631 по 1635 год. В 1641 году она заключила союз с голландской Вест-Индской компанией, захватившей Луанду у португальцев. Между 1641 и 1644 годами Нджинга смог вернуть себе большую часть Ндонго. Вместе с голландцами она в ряде сражений разгромила португальцев, но не смогла взять крепость Массангано . В 1648 году португальцы отбили Луанду , а голландцы покинули Анголу. Нджинга продолжал сражаться с португальцами до тех пор, пока в 1656 году не был подписан мирный договор. [ 1 ]

За столетия, прошедшие после ее смерти, Нджинга все чаще признавалась важной исторической фигурой в Анголе и в более широкой атлантической креольской культуре. Ее помнят за ее ум, политическую и дипломатическую мудрость и военную тактику .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Нджинга родилась в королевской семье Ндонго , королевства Мбунду в центральной части Западной Африки, около 1583 года. Она была дочерью Нголы (дворянский титул, который можно перевести как король ) Киломбо из Ндонго. Ее мать, Кенгела ка Нкомбе, [ 3 ] была одной из жен-рабынь своего отца [ 4 ] и его любимая наложница. [ 3 ] По легенде, роды дались Кенгеле, ее матери, очень тяжело; [ 3 ] Нджинга получила свое имя потому, что пуповина была обмотана вокруг ее шеи ( кимбунду глагол куджинга означает скручивать или поворачивать). Считалось, что дети королевского дома, пережившие трудные или необычные роды, обладали духовными дарами. [ 5 ] а некоторые рассматривали свое рождение как показатель того, что человек вырастет и станет могущественным и гордым человеком. [ 6 ] У Нджинги было две сестры, Камбу, или леди Барбара , и Фунджи , или леди Грейс. [ 7 ] У нее также был брат Мбанди, наследник престола. [ 3 ]

Когда ей было 10 лет, ее отец стал королем Ндонго. [ 3 ] В детстве отец очень любил Нджингу. Поскольку она не считалась наследницей престола, она не рассматривалась как прямая конкуренция членам семьи мужского пола, и поэтому король мог свободно уделять ей внимание, не оскорбляя своих наиболее вероятных наследников. Она прошла военную подготовку и прошла подготовку как воин, чтобы сражаться вместе со своим отцом, продемонстрировав значительные способности в обращении с боевым топором, традиционным оружием воинов Ндонган. [ 8 ] Вместе со своим отцом она участвовала во многих официальных и управленческих обязанностях, включая юридические советы, военные советы и важные ритуалы. [ 3 ] научили Нингу Кроме того, приехавшие португальские миссионеры читать и писать по- португальски . [ 9 ]

Варианты имени

[ редактировать ]

Королева Нджинга Мбанде известна под многими разными именами, включая Кимбунду и португальские имена, альтернативные варианты написания и различные почетные знаки. Общие варианты написания, встречающиеся в португальских и английских источниках, включают Nzinga , Nzingha , Njinga и Njingha . [ 10 ] В колониальных документах, включая ее собственные рукописи, ее имя также писалось как Джинга , Джинга , Зинга , Зингуа , Джинга и Синга . [ 11 ] Она также была известна под своим христианским именем Ана де Соуза. [ 10 ] Это имя — Анна де Соуза Нзинга — было дано ей при крещении. Ее назвали Анной в честь португалки, которая на церемонии была ее крестной матерью. Она помогла повлиять на то, кем Нзинга станет в будущем. [ 9 ] Ее христианская фамилия де Соуза произошла от исполняющего обязанности губернатора Анголы Жоау Коррейя де Соуза. [ 12 ]

Как монарха Ндонго и Матамбы, ее родное имя было Нгола Нджинга. Нгола было именем правителя на языке ндонго и этимологическим корнем слова « Ангола ». На португальском языке она была известна как Раинья Нзинга/Зинга/Джинга (Королева Нзинга). Согласно текущей орфографии Кимбунду , ее имя пишется Нджинга Мбанди («j» — звонкий постальвеолярный фрикативный звук или «мягкий j», как в португальском и французском языках , в то время как соседняя буква «n» не произносится). Статуя Нджинга, стоящая сейчас на площади Кинаксиси в Луанде, называет ее «Мвене Нджинга Мбанде».

Политическая подоплека

[ редактировать ]

В этот период королевство Ндонго переживало множество кризисов, в основном из-за конфликтов с Португальской империей . Португальцы впервые прибыли в Ндонго в 1575 году, когда они основали торговый пост в Луанде с помощью Королевства Конго , северного соперника Ндонго. Несмотря на несколько лет первоначального мира между Ндонго и Португалией, отношения между двумя королевствами испортились и переросли в десятилетия войны между ними. Ндонго столкнулся с сильным военным давлением со стороны Португалии и Конго, которые захватили территорию Ндонгана. К 1580-м годам большая часть Ндонго перешла под контроль Португалии. Португальцы вели жестокую войну, сжигая деревни и захватывая заложников. Помимо территориальных завоеваний, португальцы во время конфликта захватили большое количество рабов (по данным одного источника, 50 000). [ 13 ] ) и построили форты на территории Ндонгана, чтобы контролировать работорговлю. [ 14 ]

Ндонго сплотился против португальцев, победив Португалию в битве при Лукале в 1590 году, но не раньше, чем королевство потеряло большую часть своей территории. Конфликт подорвал власть короля: многие дворяне Ндонган, собас , отказались платить дань короне, а некоторые встали на сторону португальцев. К тому времени, когда отец Нзинги стал королем в 1593 году, регион был опустошен войной, и власть короля значительно уменьшилась. Король испробовал различные методы разрешения кризиса, включая дипломатию, переговоры и открытую войну, но ему не удалось улучшить ситуацию. [ 13 ] [ 3 ]

Ситуация для Ндонго ухудшилась, когда в 1607 году в королевство вторглись Имбангала , племенные отряды воинов, известные своей свирепостью в боях и религиозным рвением. [ 15 ] [ 16 ] Имбангала разделились на отряды, оккупировав территорию Ндонгана и захватив рабов. Португальцы наняли некоторых имбангаланцев в качестве наемников, и новая угроза вынудила короля Ндонгана отказаться от любых попыток отвоевать утраченную территорию. [ 15 ]

Наследование власти

[ редактировать ]

Посольство Нзинги

[ редактировать ]
Иллюстрация ЮНЕСКО [ 17 ]

В 1617 году Нгола Мбанди Килуанджи умер, и к власти пришел Нгола Мбанди, его сын и брат Нзинги. [ 18 ] Вступив на престол, он месяцами участвовал в политическом кровопролитии, убивая многих соперников-претендентов на трон, включая своего старшего сводного брата и их семью. [ 19 ] [ 9 ] Тридцатипятилетнюю Нзингу в то время пощадили, но новый король приказал убить ее маленького сына, а ее и двух ее сестер насильственно стерилизовать , гарантируя, что у нее никогда больше не будет ребенка. [ 19 ] Согласно некоторым источникам, Нзинга подверглась жесткому обращению, поскольку у нее была давняя конкуренция со своим братом. [ 19 ] Возможно, опасаясь за свою жизнь, Нзинга сбежала в королевство Матамба . [ 3 ]

Укрепив свою власть, Мбанди поклялся продолжать войну против португальцев. Однако ему не хватало военных навыков, и хотя он смог заключить союз с Имбангалой, португальцы добились значительных военных успехов. [ 20 ] Столкнувшись с португальской угрозой, в 1621 году он связался с Нзингой и попросил ее стать его эмиссаром к португальцам в Луанде. Она лучше всего подходила для этой работы, поскольку была королевского происхождения и свободно говорила по-португальски. Она согласилась возглавить дипломатическую миссию с условием, что ей будут предоставлены полномочия вести переговоры от имени короля и разрешение креститься - важный дипломатический инструмент, который она надеялась использовать против португальцев. [ 20 ] Нзинга покинула столицу Ндонгана с большой свитой и была встречена со значительным интересом в Луанде, что вынудило португальского губернатора оплатить все расходы ее партии. [ 21 ] Хотя лидеры ндонго обычно встречали португальцев в европейской одежде, она предпочитала носить роскошную традиционную одежду (включая перья и драгоценности) народа ндонган, чтобы продемонстрировать, что их культура не уступает. [ 22 ] Согласно популярной истории, когда Нзинга прибыла на встречу с португальцами, для португальских чиновников были стулья, а для нее предоставили только циновку. Такое поведение португальцев было обычным явлением; это был их способ продемонстрировать «подчиненный статус, статус, закрепленный за побежденными африканцами». В ответ на это помощник Нзинги стал ее председателем, пока она разговаривала с губернатором лицом к лицу. [ 22 ] Она использовала лесть как дипломатический инструмент и, согласно некоторым источникам, сознательно предпочитала противопоставлять воинственный стиль своего брата своим собственным дипломатическим приличиям . [ 22 ]

Главной целью Нзинги в качестве посла было обеспечение мира между ее народом и португальцами. С этой целью она пообещала португальцам прекращение военных действий (назвав предыдущие действия брата ошибками молодого короля), разрешила португальским работорговцам войти в Ндонго, [ 4 ] и предложила вернуть беглых португальских рабов, сражавшихся в армии ее брата. В свою очередь она потребовала, чтобы Португалия удалила форты, построенные на территории Ндонгана, и была непреклонна в том, что Ндонго не будет платить дань Португалии, отметив, что только завоеванные народы платили дань, а ее народ не был побежден. Она также выразила стремление к сотрудничеству между двумя королевствами, отметив, что они могут поддерживать друг друга в борьбе против своих общих врагов в регионе. [ 21 ] Когда португальцы усомнились в ее приверженности миру, Нзинга предложила публично креститься, что она и сделала с большим апломбом в Луанде. [ 9 ] [ 3 ] [ 23 ] Она приняла имя донья Анна де Соуза в честь своих крестных родителей, Аны да Силва (жены губернатора и ее рукоположенной крестной матери ) и губернатора Жоао Коррейя де Соуза. [ 2 ] [ 3 ] Впоследствии был заключен мирный договор, и в конце 1622 года Нзинга с триумфом вернулся в Кабасу. [ 24 ]

Несмотря на ее успех в переговорах с португальцами, мир между Ндонго и Имбангалой, которые сами занимались расширением своей территории, рухнул. [ 25 ] После серии поражений королевская семья Ндонган была изгнана из своего двора в Кабасе, отправив короля в изгнание и позволив некоторым представителям Имбангалы основать Королевство Касандже . [ 9 ] [ 24 ] Португальский губернатор хотел заключить договор, но отказался помочь Ндонго в борьбе с Имбангалой до тех пор, пока король не отберет Кабасу и не примет крещение. [ 24 ] [ 3 ] Король Мбанди вернул Кабасу в 1623 году и предпринял пробные шаги в сторону христианства, но по-прежнему глубоко недоверчиво относился к португальцам. Все более влиятельная фигура при королевском дворе, Нзинга (возможная политическая уловка) [ 26 ] предупредила своего брата, что крещение оскорбит его сторонников-традиционалистов, убедив его отказаться от любой идеи креститься. Вдобавок португальцы начали нарушать договор, отказываясь уйти из своих крепостей внутри Ндонго и совершая набеги на добычу и рабов на территорию Ндонго. К 1624 году король Мбанди впал в глубокую депрессию и был вынужден передать многие свои обязанности Нзинге. [ 26 ]

военное время

[ редактировать ]
Современная иллюстрация королевы Нзинги на переговорах с португальским губернатором, датированная 1657 годом.

Прийти к власти

[ редактировать ]

В 1624 году ее брат умер по загадочным причинам (одни говорят, что это самоубийство, другие – отравление). [ 9 ] Перед смертью он дал понять, что Нзинга должен стать его преемником. Нзинга быстро приступила к укреплению своего правления, заставив своих сторонников конфисковать ритуальные предметы, связанные с монархией, и устранив ее противников при дворе. [ 27 ] Она также приняла титул Нгола , что обеспечило ей большое влияние среди своего народа. [ 14 ] Были организованы пышные похороны ее брата, и некоторые из его останков были сохранены в мисете ( мощевике ), так что Нзинга мог позже проконсультироваться с ними. [ 14 ] Одним из главных препятствий на пути ее правления был ее семилетний племянник, находившийся под опекой Касы, военного вождя Имбангалы. Чтобы устранить этого потенциального претендента на трон, Нзинга обратилась к Касе с предложением руки и сердца; пара поженилась, и после свадьбы она приказала убить своего племянника - по мнению Нзинги, это была последняя месть за убитого сына. [ 28 ]

Однако ее восхождение на престол столкнулось с серьезным сопротивлением со стороны претендентов-мужчин из других благородных семей. [ 14 ] Согласно традиции Мбанде, ни Нзинга, ни ее брат-предшественник не имели прямого права на трон, поскольку они были детьми жен-рабынь, а не первой жены. Нзинга опровергла этот аргумент, стратегически используя утверждение о том, что она правильно произошла от основной королевской линии через своего отца, в отличие от ее соперников, не имевших связи по родословной. Ее оппоненты, с другой стороны, использовали другие прецеденты, чтобы дискредитировать ее, например, то, что она была женщиной и, следовательно, не имела права участвовать в выборах. [ 4 ] Вдобавок готовность Нзинги вести переговоры с португальцами (в отличие от предыдущих правителей, которые боролись против них) была воспринята некоторыми представителями ндонганской знати как признак слабости; в частности, с отвращением было встречено соглашение, разрешающее португальским миссионерам находиться в Ндонго. [ 4 ]

По мере углубления кризиса престолонаследия отношения между Ндонго и Португалией стали более сложными. Нзинга надеялась выполнить договор, который она подписала с португальцами в 1621 году, и тем самым вернуть себе земли Ндонгана, утраченные во время катастрофических войн ее брата. Губернатор де Соуза также стремился избежать конфликта, и и он, и Нзинга стремились возобновить работорговлю, которая была так важна для экономики региона. Однако напряженность между Нзингой и де Соузой возросла. Когда Нзинга попросила вернуть киджико (рабская каста рабов, традиционно принадлежавшая королевской семье Ндонган), проживающих на территории, контролируемой Португалией, как было согласовано в договоре, де Соуза отказалась и потребовала, чтобы Нзинга вернула беглых португальских рабов, служивших в ее армии. первый. Де Соуза также потребовал, чтобы Нзинга стал вассалом короля Португалии и платил дань, но она категорически отказалась. [ 29 ] Еще больше обострив отношения, в конце 1624 года де Соуза начал агрессивную кампанию, чтобы заставить дворян Мбанде, собас , стать вассалами Португалии. Соба правителя Ндонго и предоставляли в качестве дани ценные продовольствие, солдат и рабов, необходимые для контроля над Анголой традиционно были вассалами . [ 29 ]

Чтобы ослабить португальскую колониальную администрацию, Нзинга отправила гонцов ( макунзе ), чтобы побудить рабов Мбанде бежать с португальских плантаций и присоединиться к ее королевству, тем самым лишив колонию доходов и рабочей силы. Когда португальцы пожаловались на побеги, Нзинга ответила, что будет соблюдать свой предыдущий договор и вернет беглых рабов, но в ее королевстве их нет. [ 30 ] Ее действия имели успех, и многие собаки объединили свои силы с ней, укрепив ее позиции и заставив португальцев опасаться неизбежности восстания Мбанде. [ 29 ]

Несмотря на эти успехи, политика Нзинги поставила под угрозу доходы португальцев и дворян Мбанде, и вскоре португальцы начали разжигать восстание в ее королевстве. В конце 1625 года португальцы послали солдат для защиты. [ 31 ] Хари а Килуаньдже, соба, разорвавшая связи с Нзингой. Килуандже выступал против того, чтобы женщина управляла Ндонго, и сам происходил из королевской семьи; узнав о его действиях, Нзинга послала воинов, чтобы подавить его восстание, но потерпела поражение, ослабив свои позиции и убедив больше дворян восстать. Нзинга обратилась к португальцам с просьбой прекратить поддержку Килуандже и попыталась вести переговоры как можно дольше, пока она соберет больше сил, но португальцы догадались, что это была тактика промедления, и вскоре признали Килуандже королем Ндонго. [ 31 ] Впоследствии португальцы объявили войну Нзинге 15 марта 1626 года. [ 31 ]

Война с португальцами

[ редактировать ]
Современное изображение Нзинги Мбанди, королевы Ндонго и Матамбы, готовящейся противостоять португальским армиям.

Столкнувшись с португальским вторжением, Нзинга собрала свою армию и отошла на группу островов на реке Кванза. После серии сражений она потерпела поражение и была вынуждена совершить долгий марш в восточный Ндонго; во время отступления она была вынуждена покинуть большую часть своих последователей, и эта стратегия принесла ей большую пользу, поскольку португальцы были больше заинтересованы в повторном захвате рабов, чем в преследовании ее армии. Вскоре португальцы потерпели неудачу, когда Хари а Килуандже умер от оспы, что вынудило их заменить его на посту короля Нголой Хари, другим дворянином из племени Ндонган. [ 32 ] Нгола Хари оказался непопулярным лидером среди народа ндонган, который считал его португальской марионеткой, в то время как некоторые соба поддерживали его правление. Вскоре внутри королевства Ндонго образовался раскол, в котором простые люди и мелкая знать поддерживали Нзингу, в то время как многие влиятельные дворяне поддерживали Нголу Хари и португальцев. [ 33 ]

В ноябре 1627 года Нзинга снова предпринял попытку переговоров с португальцами, отправив мирную делегацию и подарок в виде 400 рабов. Она указала, что готова стать вассалом королевства Португалия и платить дань, если они поддержат ее притязания на трон, но была непреклонна в том, что она законная королева Ндонго. Португальцы, однако, отклонили это предложение, обезглавив ее ведущего дипломата и выдвинув встречное требование, чтобы она ушла из общественной жизни, отказалась от своих притязаний на королевство Ндонго и подчинилась Нголе Хари как законному королю - эти требования находились в пределах дипломатической нормы. в Европе, но были совершенно неприемлемы для Нзинги. [ 34 ] Столкнувшись с упреком португальцев и осознав, что многие дворяне Ндонгана выступили против нее, Нзинга (как и ее отец и брат) впала в депрессию и заперлась в комнате на несколько недель. Однако она появилась и через месяц начала новую кампанию по восстановлению своих союзов в Ндонго. [ 32 ] [ 34 ]

Восстанавливая свои силы, Нзинга воспользовалась политической слабостью Нголы Хари, подчеркнув отсутствие у него политического опыта. Нголу Хари презирали как его дворяне, так и его португальские союзники, поскольку, хотя все предыдущие короли Ндонго были воинами, у Нголы Хари не было собственных солдат, и он был вынужден полагаться на португальских солдат. Нгола Хари и португальцы начали контрпропагандистскую кампанию против Нзинги, надеясь использовать ее пол как средство лишить легитимности ее силы. [ 35 ] но это имело неприятные последствия, поскольку она все больше переигрывала Нголу Хари в политике Ндонгана. В одном примечательном инциденте Нзинга отправила Нголе Хари письма с угрозами и коллекцию фетишей, призывая его сражаться с ее силами; Сообщения напугали Хари, который был вынужден обратиться за поддержкой к своим португальским союзникам, что значительно подорвало его собственный престиж и одновременно укрепило репутацию Нзинги. [ 35 ] Однако она все еще не могла напрямую встретиться с португальцами в бою и была вынуждена отступить от наступающей португальской армии. Она потерпела ряд военных поражений, особенно в португальской засаде, в результате которой половина ее армии, большинство ее чиновников и две ее сестры были взяты в плен, хотя сама она смогла бежать. К концу 1628 года армия Нзинги значительно сократилась (по данным одного источника, примерно до 200 солдат). [ 36 ] и она была фактически изгнана из своего королевства. [ 35 ]

Завоевание Матамбы

[ редактировать ]

После ее изгнания Нзинга и ее сторонники продолжили борьбу против португальцев. Чтобы укрепить свои силы, королева стремилась найти союзников в регионе, сохраняя при этом свои потрепанные силы вне досягаемости португальской армии. В это время с ней связался Касандже, могущественный военачальник Имбангалы, основавший свое собственное королевство на реке Кванза. Касандже и Имбангала были традиционными врагами Ндонго. [ 14 ] а сам Касанье ранее казнил нескольких посланников Нзинги. Касандже предложил Нзинге союз и военную поддержку, но взамен потребовал, чтобы она вышла за него замуж и отказалась от лунги (большого колокола, который военные капитаны Ндонгана использовали как символ своей власти). [ 37 ] Нзинга принял эти условия, женился на Касандже и был принят в общество Имбангала. Изгнанная королева быстро адаптировалась к новой культуре, приняв множество религиозных обрядов Имбангалы. Источники (африканские, западные, современные, современные) [ 38 ] [ 14 ] [ 4 ] [ 7 ] не согласны с тонкостями и масштабами обрядов и законов Имбангалы ( иджила ), но общее мнение состоит в том, что Нзинга был вынужден участвовать в обычном каннибализме (питии человеческой крови во время куйа , или церемонии клятвы на крови) [ 39 ] и детоубийство (путем использования масла убитого младенца, маджи самба ) [ 40 ] обряды инициации, необходимые женщине, чтобы стать лидером в крайне милитаризованном обществе Имбангала. [ 38 ] Ритуал был отчасти направлен на предотвращение кризиса престолонаследия среди Имбангалы в будущем. [ 41 ] Однако она не отказалась полностью от своих мбунданских культурных корней, вместо этого объединив верования своего народа с верованиями своих новых имбангаланских союзников. Как отмечает историк Линда Хейвуд , гениальность Нзинги заключалась в том, чтобы объединить ее наследие Мбунду с центральноафриканскими военными традициями и структурой руководства Имбангалана, сформировав таким образом новую, очень боеспособную армию. Чтобы увеличить свою численность, она предоставила свободу беглым рабам и землю, новым рабам и титулы другим изгнанным ндонганцам. [ 9 ] [ 4 ] Согласно некоторым источникам, Нзинга, лишенный избирательных прав со стороны знати Ндонго, в которой доминировали Мбунду, был политически привлечен к Имбангаланам, которые больше ценили заслуги и религиозный пыл, чем происхождение, родство (и, как следствие, пол). [ 4 ] [ 38 ]

Используя свою новую силовую базу, Нзинга реорганизовала свои силы по образцу высокоэффективных воинов Имбангалы. К 1631 году она восстановила свою армию и вела успешную партизанскую войну против португальцев, причем один священник-иезуит (живший в то время в Конго) описывал ее как родственную королеве амазонок и хвалил ее лидерство. [ 38 ] Между 1631 и 1635 годами Нзингха вторгся в соседнее королевство Матамба , захватив и свергнув королеву Мвонго Матамбу в 1631 году. Нзингха заклеймил побежденную королеву, но сохранил ей жизнь (по обычаю Имбангалы она предписывала казнить ее) и взял дочь Мвонго к себе на службу в качестве одной из ее воины. [ 42 ] Победив матамбанцев, Нзинга заняла трон Матамбы и начала заселять регион изгнанными ндонганцами, надеясь использовать королевство в качестве базы для ведения войны за возвращение своей родины. [ 14 ] [ 4 ] [ 42 ] В отличие от своего родного Ндонго, Матамба имела культурную традицию женского лидерства, что давало Нзинге более стабильную основу власти после того, как она свергла предыдущую королеву. [ 4 ] Когда Матамба находилась под ее контролем, Нзинга много работала над расширением работорговли в своем новом королевстве, используя доходы от работорговли для финансирования своих войн и отвода торговых доходов от португальцев. В течение следующего десятилетия Нзинга продолжал бороться против португальцев и их союзников, при этом обе стороны пытались ограничить влияние друг друга и взять под контроль работорговлю. [ 4 ] [ 43 ] В течение этого десятилетия Нзинга приобрел более мужские черты, приняв мужские титулы и одежду. Она установила для себя телохранителя, состоящего исключительно из женщин, и приказала своим наложникам-мужчинам носить женскую одежду и обращаться к ней как к королю. Она также организовала общие спальные помещения при своем дворе и ввела в действие строгие правила целомудрия для своих советников-мужчин и телохранителей-женщин. [ 44 ]

Расширение и голландский альянс

[ редактировать ]

К концу 1630-х годов Нзинга расширила свое влияние на север и юг Матамбы. Используя свои силы, она отрезала других правителей от побережья, контролируемого Португальцами, захватив части реки Кванго и взяв под свой контроль ключевые земли региона, поставляющие рабов. Она также расширила свою территорию на север и при этом установила дипломатические отношения с Королевством Конго и голландскими купцами, которые проявляли все большую активность в этом районе. Нзинга также наладил прибыльную работорговлю с голландцами, которые покупали до 13 000 рабов в год в королевстве Нзинги. [ 4 ] [ 45 ] Она продолжала время от времени посылать португальцам мирные предложения, даже предлагая им военный союз, но только в том случае, если они поддержат ее возвращение в Ндонго. Она также отказалась вновь принять христианскую веру, что стало предметом раздора между двумя партиями. [ 46 ]

В 1641 году силы Голландской Вест-Индской компании , действовавшие в союзе с Королевством Конго , захватили Луанду , изгнав португальцев и создав дирекцию Лоанго-Ангола . Падение Луанды стало серьезным ударом для португальцев, и Нзинга быстро отправил посольство в город, контролируемый голландцами. Надеясь сформировать афро-голландскую коалицию против португальцев, Нзинга потребовала немедленного союза и предложила открыть для них работорговлю, хотя она была обеспокоена тем, что Королевство Конго (традиционные северные соперники ее народа) становится слишком могущественным. Голландцы приняли ее предложение о союзе и отправили к ее двору своего посла и солдат (некоторые из которых привели своих жен), вскоре помогая ей в борьбе против португальцев. Потеряв большие территории и вынужденный отступить к Массангано , португальский губернатор попытался заключить мир с Нзингой, но она отказалась от этих предложений. [ 47 ] Нзинга перенесла свою столицу в Кавангу, в северную часть бывших владений Ндонго. Захват Луанды также сделал королевство Нзинги выдающейся, хотя и временной, работорговческой державой в регионе, что позволило ей построить большой военный лагерь ( киломбо ) на 80 000 человек. [ 47 ] (цифра, включающая некомбатантов) [ 48 ] члены, включая наемников, сбежали от рабов, союзников и ее собственных солдат. [ 4 ]

Используя большую численность своей армии, свое новое богатство и свою знаменитую репутацию, Нзинга смогла вернуть себе большую часть Ндонго с 1641 по 1644 год. [ 47 ] Однако ее экспансионизм вызвал тревогу среди других африканских королевств; в одном печально известном инциденте она вторглась в регион Ванду в Конго, который восстал против конголезского короля. Хотя эти земли никогда не были частью Ндонго, Нзинга отказалась уйти и присоединила завоеванные земли к своему королевству, что сильно оскорбило конголезского короля Гарсию II. [ 49 ] [ 43 ] Голландцы, надеясь сохранить свой союз как с Конго, так и с Нзингой, заключили мир, но отношения между Нзингой и другими региональными лидерами оставались напряженными. [ 49 ] Вдобавок ее бывший муж и союзник Касандже, опасаясь ее растущей власти в регионе, сформировал коалицию лидеров Имбангалы против Нзинги, вторгнувшись на ее земли в Матамбе (хотя они не добились большого прогресса). [ 49 ] К середине 1640-х годов ее успехи принесли ей поддержку многих дворян Ндонгана. Поскольку знать перешла на ее сторону, Нзинга смогла собрать больше дани (в виде рабов), которую она, в свою очередь, продала голландцам в обмен на огнестрельное оружие, тем самым увеличив свою военную и экономическую мощь; к 1644 году она считала Гарсию II Конго своим единственным политическим равным в регионе, в то время как португальцы считали ее своим самым могущественным противником в Африке. [ 50 ]

В 1644 году Нзинга разбил португальскую армию в битве при Нголеме. Затем, в 1646 году, она потерпела поражение от португальцев в битве при Каванге, и в ходе этого процесса ее сестра Камбу была отбита вместе с ее архивами, что раскрыло ее союз с Конго . [ 51 ] Эти архивы также показали, что ее плененная сестра Фундзи вела тайную переписку с Нзингой и раскрыла ей желанные португальские планы. В результате шпионажа женщины португальцы, по общему мнению, утопили сестру в реке Кванза . [ 4 ] [ 17 ] Голландцы в Луанде послали подкрепление Нзинге, и с их помощью Нзинга разгромил португальскую армию в 1647 году в битве при Комби . [ 2 ] Затем Нзинга осадил португальскую столицу Массангано, изолировав там португальцев; к 1648 году Нзинга контролировала большую часть своего бывшего королевства, а ее контроль над работорговлей увеличил экономическую мощь Матамбы. [ 25 ] [ 4 ]

Несмотря на эти успехи, контроль союзников над Анголой оставался слабым. Не имея артиллерии, Нзинга не смог эффективно прорвать оборону Португалии в Массангано, в то время как политические распри и события в Европе ослабили голландские войска в Анголе. [ 43 ] В августе 1648 года португальская экспедиция под руководством новоназначенного губернатора Сальвадора Коррейя де Са. [ 52 ] осадил Луанду . Перенеся крупную португальскую бомбардировку, 24 августа 1648 года голландский командующий потребовал мира с португальцами и согласился эвакуировать Анголу. [ 53 ] Когда армия Нзинги и оставшиеся голландские войска прибыли за пределы Луанды, был подписан мир между голландцами и португальцами, и без ведома Нзинги голландские войска отплыли в Европу. [ 52 ] Столкнувшись с усиленным португальским гарнизоном, Нзинга и ее войска отступили к Матамбе. [ 4 ] Однако, в отличие от предыдущих десятилетий, после 1648 года Нзинга сосредоточила свои усилия на предотвращении продвижения португальцев вглубь страны (вместо попыток отвоевать территорию Ндонгана), расстраивая своих солдат и разжигая войны между более мелкими племенами и королевствами. [ 54 ] [ 4 ]

Спустя годы

[ редактировать ]

Последние кампании

[ редактировать ]

Пока продолжались ее войны против португальцев и их союзников, Нзинга создавала союзы с соседними королевствами, расширяя свое влияние даже с возрастом. [ 9 ] Она послала солдат, чтобы обеспечить соблюдение своей власти над местными дворянами, направила силы для борьбы с имбангаланами Касанье в восточной Матамбе и сражалась против Королевства Кака в Конго. [ 54 ] Она также использовала свою армию как политический инструмент, используя ее влияние, чтобы склонить исход споров о престолонаследии в свою пользу. [ 54 ]

О христианстве

[ редактировать ]

На протяжении 1640-х и 1650-х годов Нзинга начала осторожно перенимать христианские культурные традиции после своего обращения в веру в 1623 году. Это началось в 1644 году, когда ее армия захватила португальского священника, и расширилось, когда ее силы в Конго захватили двух испанских капуцинов в 1648 году; в отличие от других европейских заключенных, королева предоставила миссионерам расширенные свободы в своем военном лагере. Один из испанцев, отец Калисто Зелотес ду Рейс Маго, впоследствии стал постоянным жителем ее двора и ее личным секретарем. [ 55 ] [ 56 ] В то время как предыдущие миссионеры (приходские священники или иезуиты) были тесно связаны с португальцами и их колониальной администрацией, испанские капуцины более симпатизировали позициям Нзинги. В начале 1650-х годов Нзинга направила в орден капуцинов просьбы о привлечении большего количества миссионеров и о поддержке против португальцев, фактически превратив миссионеров в фактических дипломатов между ней и Ватиканом. [ 55 ] Всю оставшуюся жизнь она поддерживала более тесные отношения с католическими лидерами Европы, даже получая в 1661 году письмо от Папы Александра VII, в котором хвалила ее усилия. [ 57 ]

Помимо использования христианства в качестве дипломатического инструмента, Нзинга переняла христианские обычаи при своем дворе. Начиная с 1650-х годов, она все больше полагалась на обращенных христиан при своем дворе. Так же, как она поступила с культурой Имбангалана несколько десятилетий назад, Нзинга присвоила аспекты христианской идеологии и культуры, добавив их к существующим придворным традициям, чтобы создать новый класс лояльных ей христианских советников. [ 58 ] [ 4 ] Она также начала практиковать католические ритуалы, установила кресты на почетных местах при своем дворе и построила множество церквей по всему королевству. [ 59 ]

Попытки Нзинги обратить свой народ в свою веру не обошлись без противоречий, и некоторые консервативные религиозные деятели выступили против ее политики. В ответ Нзинга уполномочила своих христианских священников сжигать храмы и святыни практикующих, выступавших против нее, и приказала арестовать их и передать ей для суда. Традиционалистов отстранили от ее суда, после чего она приговорила их к публичной порке. Несколько видных священников Мдунду и Имбангалы были проданы в рабство португальцам, причем Нзинга лично просил отправить их за границу; прибыль от продажи затем была использована для обустройства новой церкви. [ 60 ] Однако некоторые из разыскиваемых священников избежали чистки Нзинги и скрылись, позже работая над тем, чтобы подорвать ее легитимность как королевы. [ 61 ]

Мир с Португалией

[ редактировать ]

К 1650 году королевства Матамба и Португалия находились в состоянии войны уже почти 25 лет, причем обе стороны были истощены. [ 62 ] Предварительные мирные переговоры между Нзингой и португальцами начались в 1651 году, продолжились в 1654 году и завершились в 1656 году. [ 63 ] Переговорам способствовало недавнее обращение Нзинги в христианство и давление, с которым Португалия столкнулась в результате войны за независимость против Испании . [ 52 ] Португальцы надеялись положить конец дорогостоящей войне в Анголе и вновь открыть работорговлю, в то время как Нзинга, все больше осознавая свой возраст, [ 58 ] – надеялась на освобождение своей сестры Камбу (в этот период ее часто называли христианским именем Барбара). [ 63 ] Однако она не заплатила выкуп, который португальцы потребовали за ее сестру, и поэтому переговоры неоднократно заходили в тупик. [ 58 ]

Несмотря на трудности, в конце 1656 года между Нзингой и португальцами был подписан мирный договор. По условиям мирного договора Нзинга согласилась уступить земли на западном побережье своего королевства Португалии, при этом река Лукала стала новой границей между португальской Анголой и португальцами. Матамба. Взамен Португалия уступила ей регион Китуксела. Нзинга также согласилась позволить португальским торговцам войти в Матамбу, а они согласились вмешаться, если Касанье или Ногла Хари нападут на нее. Португальцы согласились сосредоточить работорговлю на рынке в своей столице (фактически предоставив ей монополию на работорговлю) и направить постоянного представителя при ее дворе. Взамен Нзинга согласилась предоставить военную помощь португальцам и разрешила миссионерам проживать в ее королевстве. Было предложено последнее положение, требующее от Матамбы платить дань Португалии, но оно так и не было ратифицировано. Хотя несколько источников [ 9 ] [ 4 ] [ 64 ] описывают договор как уступку Португалии, другие отмечают, что ее признание Португалией в качестве правителя принесло Нзинге легитимность и политическую стабильность. [ 59 ] [ 4 ] 12 октября сестра Нзинги прибыла ко двору Нзинги в Матамбе в составе процессии, возглавляемой отцом Игнацио де Валассина. По прибытии Камбу в Матамбу условия мира были официально согласованы, и по традиции Нзинга и ее чиновники хлопнули в ладоши, сообщая португальцам, что условия мира приняты. [ 52 ]

Последние годы

[ редактировать ]

После окончания войны с Португалией Нзинга попыталась восстановить свое королевство. Как отметила Линда Хейвуд, последние годы Нзинги были потрачены на создание единого королевства, которое она могла передать своей сестре. Однако ее родной Ндонго был опустошен десятилетиями войны, и обширные территории остались безлюдными; Таким образом, Нзинга сосредоточила свои усилия на укреплении Матамбы. [ 57 ] Она развивала Матамбу как торговую державу, извлекая выгоду из ее стратегического положения как ворот во внутренние районы Центральной Африки, укрепляя свое влияние на работорговлю. [ 6 ] Она переселила бывших рабов на новые земли и разрешила женщинам в своем военном лагере рожать детей, что было запрещено обычаями Имбангалы военного времени. [ 1 ] Она также реформировала правовой кодекс своего королевства и установила контакты с христианскими правителями Европы, надеясь подтвердить статус Матамбы как международно признанного христианского королевства. [ 57 ]

Мир вызвал серьезные изменения в королевском дворе Нзинги. В то время как во время войны она переняла мужскую одежду и манеры военачальника Имбангалы, в послевоенную эпоху двор Нзинги стал более женственным; она приняла новую моду в суде, импортировала шелк и товары из Европы, снова сосредоточила внимание на образовании (заменив военные учения) и отменила сожительство, в конечном итоге выйдя замуж за свою любимую наложницу по христианской церемонии. [ 57 ] Нзинга, опасаясь потенциального кризиса престолонаследия, также работал над усилением власти королевской семьи в Ндонго. Она дистанцировалась от культуры Имбангалана и отменила многие демократические и меритократические меры, которые она терпела во время войны, рассматривая их как угрозу монархии. [ 61 ] Во время ее более позднего правления при ее дворе возник раскол между образованными новообращенными христианами, которые поддерживали ее роялистскую политику, и традиционалистами Имбангаланами и Мбундусами, которые поддерживали возврат к более милитаристской и меритократической политике прошлого. [ 65 ] [ 66 ]

Смерть и преемственность

[ редактировать ]

В 1660-х годах (особенно после периода серьезной болезни в 1657 году) Нзинга все больше беспокоилась о том, кто станет ее преемником на посту правителя Ндонго и Матамбы. Она боялась, что ее смерть приведет к кризису преемственности, который приведет к отмене ее христианского обращения и спровоцирует новую португальскую агрессию. Чтобы обеспечить плавный переход, она назначила своей наследницей сестру Камбу, отказавшись от любых традиционных выборов в Мбунду. Однако ее все больше беспокоило то, что муж ее сестры, Нзинга а Мона, становится слишком влиятельным. Нзинга а Мона был опытным солдатом, воспитанным в традициях Имбангалы, и хотя он всю жизнь служил солдатом в армии Нзинги, в более старшем возрасте он все чаще вступал в конфликты с Нзингой. Она боялась, что приверженность Нзинги Моны традициям Имбангалы дестабилизирует новое христианское королевство, которое она основала. [ 65 ]

В октябре 1663 года Нзинга заболела инфекцией горла и оказалась прикованной к постели. К декабрю того же года инфекция распространилась на ее легкие, и Нзинга умерла во сне утром 17 декабря. [ 67 ] Ее похоронили с большим апломбом в соответствии с католическими традициями и традициями Мбунду. Церемонии прошли в Матамбе и в Луанде, где как португальцы, так и жители Мбунду проводили службы в ее честь. [ 68 ]

После смерти Нзинги на трон вступила ее сестра Камбу (более известная как Барбара или донья Барбара). [ 68 ]

Историческое изображение

[ редактировать ]

Могущественная королева, правившая более тридцати лет, Нзинга стала предметом многих работ. [ 69 ]

Ангольский

[ редактировать ]

В ее родной Анголе устные традиции, прославляющие жизнь Нзинги, начались сразу после ее смерти. Хотя ее королевства в конечном итоге были включены в состав португальской Анголы , память о Нзинге и ее достижениях сохранилась. В середине 20 века Нзинга стала мощным символом сопротивления Анголы Португалии во время войны за независимость Анголы . [ 70 ] Наследие Нзинги переживет гражданскую войну в Анголе и остается сферой интересов страны. [ 69 ]

португальский

[ редактировать ]

Португальцы, давние соперники Нзинги, написали ряд произведений, касающихся ее жизни. Первая биография Нзинги была опубликована Антонио да Гаэта (священником-капуцином, жившим при ее дворе) в 1669 году; убедило ее В работе Гаэты хвалились дипломатические способности Нзинги и сравнивались ее со знаменитыми женщинами древности, но также многозначительно отмечалось, что в конечном итоге божественное провидение принять христианство. Антонио Кавацци (еще один капуцин, проживавший при дворе Нзинги) написал ее биографию в 1689 году, снова отметив ее политические способности, но также описав ее как королеву, разрушившую землю. Вместе биографии Гаэты и Кавацци стали основными источниками жизни Нзинги. Португальские писатели продолжали писать о Нзинге и в 20 веке, обычно изображая ее как опытного, «дикого» противника, который в конечном итоге был вынужден подчиниться Португалии и принять христианство. [ 69 ]

Западный

[ редактировать ]

О Нзинге писали многочисленные западные авторы. Первая известная непортугальская западная работа, в которой упоминается Нзинга, была написана французским иезуитом Жаном-Батистом Лабатом в 1732 году. Работа Лабата, представляющая собой сильно отредактированный перевод более ранней биографии Кавацци, легла в основу, на которой многие западные источники изображали свой образ Нзинги; в то время как португальские источники фокусировались на способностях Нзинги как лидера и ее обращении в христианство, западные источники XVIII и XIX веков, как правило, уделяли большое внимание ее сексуальности, предполагаемому каннибализму и жестокости. Жан-Луи Кастильон написал вымышленную историю ее жизни в 1769 году, изображая ее жестокой (но не каннибалкой), в то время как маркиз де Сад писал о предполагаемой жестокости и распущенности Нзинги в своей работе 1795 года «Философия в спальне» , в которой он цитирует ее как пример женщины, движимой страстью ко злу. Точно так же Лора Жюно включила Нзингу как символ жестокости и похоти в свои «Воспоминания о знаменитых женщинах всех стран» , сгруппировав ее вместе с такими женщинами, как Леди Джейн Грей , Мария Антуанетта и Екатерина I. [ 69 ] Георг Вильгельм Фридрих Гегель также критически относился к «женскому государству» Нзинги (хотя он и не называл ее напрямую), описывая ее королевство как бесплодную, неплодородную землю, которая в конечном итоге рухнула из-за узурпации ею естественного порядка вещей. [ 69 ]

Репутация Нзинги на Западе значительно восстановилась в 20 веке. Использование Нзинги в качестве символа в войне за независимость Анголы повысило интерес к ее жизни, и авторы начали более детально подходить к ее биографии. [ 69 ] Американский историк Джозеф К. Миллер опубликовал широко цитируемое эссе о Нзинге в «Журнале африканской истории» 1975 года , подчеркнув ее борьбу и инновации, но также подвергнув критике ее авторитарные методы. [ 4 ] Афрокубинская поэтесса Джорджина Эррера опубликовала в 1978 году стихотворение, восхваляющее мудрость Нзинги и связывающее ее в культурном отношении с афро-карибскими жителями Америки. [ 69 ] Американская писательница-феминистка Аврора Левинс Моралес писала о Нзинге, восхваляя ее антиколониальную и антипатриархальную борьбу, но также критикуя ее статус правящей элиты и ее пропаганду работорговли. [ 71 ] В своих трудах о Нзинге американский историк Джон Торнтон сосредоточился на ее жизненной борьбе за установление власти над культурой Мбунду, отметив, что ее легендарная репутация и действия помогли создать более широкую атлантическую креольскую культуру. [ 66 ] Американский историк Линда Хейвуд в 2017 году написала обширную биографию Нзинги, в которой описала большую часть ее жизни и описала ее как великую историческую фигуру. [ 69 ] Хейвуд предостерег от изображения Нзинги как героя-популиста или тирана. [ 72 ] вместо этого отметив, что ее следует рассматривать как сложного человека, который использовал культуру, дипломатию, религию и войну, чтобы защитить свое королевство. [ 69 ]

Легендарные аккаунты

[ редактировать ]

Одна легенда гласит, что Нзинга казнила своих любовников. Дэппера Согласно «Описанию Африки» , она держала в качестве своего гарема 50–60 мужчин, одетых как женщины. [ 73 ] и она заставила их сражаться насмерть за привилегию и обязанность провести с ней ночь. Утром победителя казнили. [ 7 ] [ 74 ]

Согласно рассказу священника-капуцина Кавацци, Нзинга сохраняла свои силы даже в последние годы жизни. Увидев ее во время военного смотра в 1662 году (за год до ее смерти), Кавацци похвалил ее ловкость, на что старшая королева ответила, что в юности она была способна ранить любого воина Имбангалы и что она бы выстояла. против 25 вооруженных людей – если у них не было мушкетов. [ 48 ]

Наследие

[ редактировать ]
Статуи в Луанде , Ангола

Сегодня в Анголе ее помнят как Мать Анголы, борца за переговоры и защитницу своего народа. Ее до сих пор почитают во всей Африке как выдающегося лидера и женщину за ее политическую и дипломатическую проницательность, а также за блестящую военную тактику . [ 1 ] Рассказы о ее жизни часто романтизируются, и ее считают символом борьбы с угнетением. [ 70 ] Нзинге в конечном итоге удалось сформировать свое государство в форме, терпимой к ее власти, хотя, конечно, тот факт, что она пережила все нападки на нее и создала сильную базу лояльных сторонников, помог не меньше, чем актуальность приведенных ею прецедентов. Хотя Нджинга, очевидно, не преодолела идею о том, что женщины не могут править Ндонго при ее жизни и должны «стать мужчинами», чтобы сохранить власть, ее преемницы-женщины не столкнулись с небольшими проблемами при принятии их в качестве правителей. [ 17 ] Умное использование ее пола и ее политических взглядов помогли заложить основу для будущих лидеров Ндонго сегодня. В течение 104 лет, последовавших за смертью Нинги в 1663 году, королевы правили как минимум восемьдесятю из них. Нзинга является образцом для подражания для всех поколений ангольских женщин. Женщины в Анголе сегодня демонстрируют замечательную социальную независимость и работают в армии страны, полиции, правительстве, а также в государственном и частном экономическом секторах. [ 17 ] Нзинга считался символом Народного движения за освобождение Анголы во время гражданской войны. [ 6 ]

В ее честь названа главная улица Луанды , а в 2002 году ее статуя была установлена ​​в Кинаксиси на впечатляющей площади. [ 1 ] посвященный президентом Сантосом празднованию 27-й годовщины независимости. Ангольские женщины часто выходят замуж возле статуи, особенно по четвергам и пятницам.

23 декабря 2014 года Национальный резервный банк Анголы (BNA) выпустил монету достоинством 20 кванзы в честь Нзинги «в знак признания ее роли в защите самоопределения и культурной самобытности своего народа». [ 75 ] [ 76 ]

ангольский фильм «Нинга: Королева Анголы» (португальский: Njinga, Rainha de Angola ). В 2013 году вышел [ 77 ]

Сериал Starz « Королева Нзинга » находится в разработке с Йетиде Бадаки в качестве главного героя и 50 Cent , Стивеном С. ДеНайтом и Мо Абунду в качестве продюсеров. [ 78 ]

Нзинга (именуемый Нзинга Мбанде) возглавляет конголезскую цивилизацию в 4X видеоигре Civilization VI 2016 года с момента выпуска Great Negotiators 21 ноября 2022 года как часть DLC «Leader Pass».

2023 года Netflix Документальная драма «Африканские королевы: Нджинга» рассказывает о ее жизни, драматизированной посредством исторической реконструкции . [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Эллиотт, Мэри; Хьюз, Джазмин (19 августа 2019 г.). «Краткая история рабства, которую вы не изучали в школе» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 августа 2019 года . Проверено 20 августа 2019 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Снетен, Дж. (16 июня 2009 г.). «Королева Нзинга (1583–1663)» . БлэкПаст . Архивировано из оригинала 15 октября 2019 года.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Королевы позора: Нджинга» . Лонгриды . 3 октября 2019 года . Проверено 30 мая 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Миллер, Джозеф К. «Нзинга из Матамбы в новой перспективе». Журнал африканской истории 16, вып. 2 (1975), стр. 201–206, 208, 209, 210–216. По состоянию на 30 марта 2021 г. JSTOR   180812.
  5. ^ Хейвуд (2017), с. 14
  6. ^ Jump up to: а б с Бернесс, Дональд (1977). «Нзинга Мбанди и независимость Анголы». Лузо-бразильский обзор . 14 (2): 225–229. JSTOR   3513061 .
  7. ^ Jump up to: а б с Джексон, Гуида М. (1990). Женщины, которые правили: Биографическая энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 130. ИСБН  0874365600 .
  8. ^ Хейвуд (2017), с. 58-60
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Уильямс, Хетти В. (2010). «Королева Нзинга (Нджинга Мбанде)». В Александре Лесли М.; Ракер, Уолтер К. (ред.). Энциклопедия афроамериканской истории. 1 . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN   9781851097746 .
  10. ^ Jump up to: а б Валленфельдт, Джефф (2010). Африка в Америку: от Среднего пути до 1930-х годов . Образовательное издательство Британника. п. 65. ИСБН  978-1-61530-175-1 .
  11. ^ Нзинга Мбанди, королева Ндонго и Матамбы ЮНЕСКО. 2014. с. 48. ИСБН  978-92-3-200026-2 .
  12. ^ Стэплтон, Тимоти Дж. (2016). Энциклопедия африканских колониальных конфликтов [2 тома] . АВС-КЛИО. п. 58. ИСБН  978-1-59884-837-3 .
  13. ^ Jump up to: а б Хейвуд (2017), с. 27
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г Пантоха, Сельма (2020). «Нджинга а Мбанде: власть и война в Анголе 17 века» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.326 . ISBN  9780190277734 . Проверено 30 марта 2021 г.
  15. ^ Jump up to: а б Хейвуд (2017), с. 37, 38
  16. ^ Миллер, Джозеф К. «Имбангала и хронология ранней истории Центральной Африки». Журнал африканской истории 13, вып. 4 (1972): 549–74. JSTOR   180754 .
  17. ^ Jump up to: а б с д Масиони, Пэт; и др. (2014). «Королева Ндонго и Матамбы » Цифровая библиотека ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 15 октября.
  18. ^ "Биография Нджинга Мбанди | Женщины " на.unesco.org Получено 31 мая.
  19. ^ Jump up to: а б с Хейвуд (2017), с. 44, 45
  20. ^ Jump up to: а б Хейвуд (2017), с. 50
  21. ^ Jump up to: а б Хейвуд (2017), с. 51
  22. ^ Jump up to: а б с Хейвуд (2017), с. 61, 62
  23. ^ Баур, Джон. «2000 лет христианства в Африке – история африканской церкви» (Найроби, 2009 г.), ISBN   9966-21-110-1 , стр. 74.
  24. ^ Jump up to: а б с Хейвуд (2017), с. 52, 53
  25. ^ Jump up to: а б Костив, Николетт М. (2016). «Нбанди, Ана Нзинга «Королева Джинга» » . Оксфордский центр афроамериканских исследований . doi : 10.1093/acref/9780195301731.013.74658 . ISBN  9780195301731 . Проверено 30 марта 2021 г.
  26. ^ Jump up to: а б Хейвуд (2017), с. 54, 55, 61
  27. ^ Хейвуд (2017), с. 64, 65
  28. ^ Хейвуд (2017), с. 65
  29. ^ Jump up to: а б с Хейвуд (2017), с. 66, 67, 68
  30. ^ Хейвуд (2017), с. 66-68
  31. ^ Jump up to: а б с Хейвуд (2017), с. 70-74
  32. ^ Jump up to: а б Хейвуд (2017), с. 82-88
  33. ^ Хейвуд (2017), с. 92, 96
  34. ^ Jump up to: а б Хейвуд (2017), с. 93-98
  35. ^ Jump up to: а б с Хейвуд (2017), с. 98–104, 105–110
  36. ^ Хейвуд (2017), с. 107
  37. ^ Хейвуд (2017), с. 111
  38. ^ Jump up to: а б с д Хейвуд (2017), с. 119-126
  39. ^ Хейвуд (2017), с. 119
  40. ^ Хейвуд (2017), с. 124
  41. ^ «Книга 1, глава 3 | Афроамериканские исследования» . www.bu.edu . Проверено 8 ноября 2021 г.
  42. ^ Jump up to: а б Хейвуд (2017), с. 126
  43. ^ Jump up to: а б с Тохо, Наталья (2007). Создание Голландской Вест-Индской компании в Анголе, 1641–1648: неохотное обязательство (магистерская диссертация). Факультет гуманитарных наук Утрехтского университета . hdl : 1874/25632 .
  44. ^ Хейвуд (2017), с. 127
  45. ^ Питер Мортамер, отчет, опубликованный в SP l'Honore Naber, «Записка Питера Мортамера о регионе Анголы, i643 », «Вклады и коммуникации Исторического общества, основанного в Утрехте, LIV», (1933), стр. 1–42.
  46. ^ Хейвуд (2017), с. 128-133
  47. ^ Jump up to: а б с Хейвуд (2017), с. 133-136
  48. ^ Jump up to: а б Торнтон, Джон К. «Искусство войны в Анголе, 1575–1680». Сравнительные исследования общества и истории 30, вып. 2 (1988): 360–78. JSTOR   178839 .
  49. ^ Jump up to: а б с Хейвуд (2017), с. 138, 139, 142
  50. ^ Хейвуд (2017), с. 143, 144
  51. ^ Хейвуд (2017), с. 148
  52. ^ Jump up to: а б с д Хейвуд, Линда (2017). Нзинга Ангольская: Королева воинов Африки . Издательство Гарвардского университета.
  53. ^ Боксер, CR (1948). «Сальвадор Коррейя де са э Беневидес и завоевание Анголы в 1648 году» . Латиноамериканское историческое обозрение . 28 (4): 483–513. дои : 10.2307/2507790 . ISSN   0018-2168 . JSTOR   2507790 .
  54. ^ Jump up to: а б с Хейвуд (2017), с. 160-165
  55. ^ Jump up to: а б Хейвуд (2017), с. 166, 167, 168
  56. ^ Баур, Джон. «2000 лет христианства в Африке – история африканской церкви» (Найроби, 2009 г.), ISBN   9966-21-110-1 , стр. 74–75.
  57. ^ Jump up to: а б с д Хейвуд (2017), с. 193-210
  58. ^ Jump up to: а б с Хейвуд (2017), с. 180, 181, 184
  59. ^ Jump up to: а б Хейвуд (2017), с. 185-192, 222, 223
  60. ^ Хейвуд (2017), с. 217-221
  61. ^ Jump up to: а б Хейвуд (2017), с. 225, 226
  62. ^ «20. Европейское присутствие, заключение договоров и ответ Африки» . Конфликт в Африке: концепции и реалии . Издательство Принстонского университета. 8 марта 2015 г. стр. 331–368. дои : 10.1515/9781400867424-022 . ISBN  978-1-4008-6742-4 .
  63. ^ Jump up to: а б Хейвуд (2017), с. 173, 174
  64. ^ Пентек Р. и Рубинковска-Аниол Х., Построение истории Анголы с помощью изображений - случай королевы Нзинги. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ , стр.53.
  65. ^ Jump up to: а б Хейвуд (2017), с. 224, 225, 232, 234
  66. ^ Jump up to: а б Торнтон (1991), стр. 1–33.
  67. ^ Хейвуд (2017), с. 235
  68. ^ Jump up to: а б Хейвуд (2017), с. 236-244
  69. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хейвуд (2017), с. 245-257
  70. ^ Jump up to: а б Блейс, Руди К. (1995). География извращений: сексуальное поведение между мужчинами за пределами Запада и этнографическое воображение, 1750–1918 гг . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  9780814712658 .
  71. ^ Левинс Моралес, Аврора (2019). Истории медицины: очерки для радикалов (пересмотренное и расширенное издание). Издательство Университета Дьюка. п. 79. ИСБН  9781478003090 .
  72. ^ «Нджинга Анголы: королева воинов Африки» . Библиотека Конгресса . Проверено 14 апреля 2021 г.
  73. ^ Белис, Руди К. (1995). География извращений: сексуальное поведение между мужчинами за пределами Запада и этнографическое воображение . Издательство Нью-Йоркского университета . п. 33.
  74. ^ Бахманн (18 ноября 2013 г.). «Загадочная королева Нзинга из Ндонго» . Полка . Проверено 1 ноября 2020 г.
  75. ^ «Ангола выпустит новые монеты Кванзы в 2015 году» . Отчет Мены . 26 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 года . Проверено 26 июня 2016 г. - через HighBeam Research.
  76. ^ «Выпуск монеты 20 Кванза» . 22 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2014 г. Проверено 13 апреля 2021 г.
  77. ^ «Нджинга, королева Анголы (Нджинга, Раинья де Ангола) Британская премьера» . Ежегодный кинофестиваль Королевского африканского общества . 6 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 12 августа 2016 года . Проверено 23 июня 2016 г.
  78. ^ «Йетиде Бадаки сыграет главную роль в драматическом сериале «Королева африканских воинов Нзинга», над которым работают Starz от 50 Cent, Мо Абуду и Стивена С. ДеНайта» . Крайний срок . 17 декабря 2021 г. Проверено 16 декабря 2021 г.
  79. ^ «Смотрите «Африканские королевы: Нджинга» | Официальный сайт Netflix» . Нетфликс .
  80. ^ «Африканские королевы: Нджинга (сериал, 2023–) – IMDb» . IMDB .
  81. ^ «История сериала Netflix «Африканские королевы: Нджинга»» . 15 февраля 2023 г.

Источники

[ редактировать ]

Нзинга — один из наиболее задокументированных правителей Африки раннего Нового времени. Известно около дюжины ее собственных писем (все, кроме одного, опубликованы в Бразио, Monumenta , тома 6–11 и 15 passim). Кроме того, ее ранние годы хорошо описаны в переписке португальского губернатора Фернана де Соузы , находившегося в колонии с 1624 по 1631 год (опубликовано Хайнце). Ее более поздняя деятельность задокументирована португальским летописцем Антониу де Оливейра де Кадорнега и двумя итальянскими священниками -капуцинами , Джованни Кавацци да Монтекукколо и Антонио Гаэта да Наполи , которые проживали при ее дворе с 1658 года до ее смерти (Кавацци председательствовал на ее похоронах). Кавацци включил в свою рукопись несколько акварелей , в которых Нджинга является центральной фигурой, а также он сам. Однако отчет Кавацци приправлен рядом уничижительных заявлений о Нзинге, которым он не приводит фактических доказательств, таких как ее каннибализм.

  • БРАЗИО, Антонио. Monumenta Missionaria Africana (1-я серия, 15 томов, Лиссабон: Agencia Geral do Ultramar , 1952–88)
  • Баур, Джон. «2000 лет христианства в Африке - история африканской церкви» (Найроби, 2009 г.), ISBN   9966-21-110-1 , стр. 74–75.
  • Бёрнесс, Дональд. «Нзинга Мбанди» и независимость Анголы». Лусо-бразильское обозрение, том. 14, нет. 2, 1977, стр. 225–229. JSTOR, www.jstor.org/stable/3513061.
  • Кадорнега, Антониу де Оливейра де. Общая история ангольских войн (1680–81) . мод. ред. Хосе Матиас Дельгадо и Мануэль Алвес да Кунья. 3 тома. (Лиссабон, 1940–42) (переиздано в 1972 г.).
  • Кавацци, Джованни Антонио да Монтекукколо. Историческое описание трех регионов Конго, Матамбы и Анголы . (Болонья, 1687 г.). Французский перевод, Жан Батист Лаба, Relation historique de l'Éthiopie . 5 томов. (Париж, 1732 г.) [вольный перевод с добавлением дополнительных материалов]. Современный перевод с португальского, Грациано Мария Саккардо да Легуццано, изд. Франсиско Лейте де Фариа, Историческое описание трех королевств Конго, Матамба и Ангола . 2 тома. (Лиссабон, 1965).
  • Гаэта из Неаполя, Антонио. Чудесное обращение в святую веру Христа королевы Сингги... (Неаполь, 1668 г.).
  • Хайнце, Беатрикс. Источники по истории Анголы в 17 веке. (2 тома, Висбаден, 1985–88) Содержит переписку Фернана де Соузы.
  • Хейвуд, Линда. «Нджинга Анголы: Королева воинов Африки». (Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, 2017 г.).
  • Миллер, Джозеф К. «Нзинга из Матамбы в новой перспективе». Журнал африканской истории, том. 16, нет. 2, 1975, стр. 201–216. JSTOR, www.jstor.org/stable/180812.
  • Нджоку, Онвука Н. (1997). Пистолет . Нью-Йорк: The Rosen Publishing Group, Inc. п. 4 . ISBN  0823920046 .
  • Пейдж, Уилли Ф. (2001). Энциклопедия африканской истории и культуры: от завоевания до колонизации (1500–1850) . Том. 3. Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN  0816044724 .
  • Сербин, Сильвия; Расоанайво-Рандриамамонджи, Раваомалала (2015). Африканские женщины, панафриканизм и африканский ренессанс . Париж: ЮНЕСКО. ISBN  9789231001307 .
  • Снетен, Дж. (16 июня 2009 г.) Королева Нзинга (1583–1663). Получено с https://www.blackpast.org/global-african-history/queen-nzinga-1583-1663/.
  • Торнтон, Джон К. (1991). «Легитимность и политическая власть: королева Нджинга, 1624–1663». Журнал африканской истории . 32 (1): 25–40. дои : 10.1017/s0021853700025329 . JSTOR   182577 . S2CID   145579317 .
  • Торнтон, Джон К. (2011). «Огнестрельное оружие, дипломатия и завоевания в Анголе: сотрудничество и союз в Западной Центральной Африке, 1491–1671» . В Ли, Уэйн Э. (ред.). Империи и коренные народы: межкультурный альянс, имперская экспансия и войны в мире раннего Нового времени . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  9780814753095 .
  • Вансина, Ян (1963). «Основание Королевства Касанье». Журнал африканской истории . 4 (3): 355–374. дои : 10.1017/s0021853700004291 . JSTOR   180028 . S2CID   162901922 .
  • Уильямс, Хетти В. (2010). «Королева Нзинга (Нджинга Мбанде)» . В Александре Лесли М.; Ракер, Уолтер К. (ред.). Энциклопедия афроамериканской истории . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN  9781851097746 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Патрисия МакКиссак , Нзинга: Королева-воин Матамбы, Ангола, Африка, 1595 г .; Коллекция королевских дневников (2000)
  • Дэвид Бирмингем, Торговля и завоевания в Анголе ( Оксфорд , 1966).
  • Хейвуд, Линда и Джон К. Торнтон , Центральноафриканцы, атлантические креолы и становление Америки, 1580–1660 ( Кембридж , 2007). Он содержит наиболее подробный отчет о ее правлении и временах, основанный на тщательном изучении всей соответствующей документации.
  • Хейвуд, Линда М. Нджинга из Анголы: Королева воинов Африки . Издательство Гарвардского университета, 2017.
  • Саккардо, Грациано, Конго и Ангола с историей древней миссии капуцинов . 3 тома ( Венеция , 1982–83).
  • Уильямс, канцлер, «Уничтожение черной цивилизации» (WCP)
  • Нзинга, Королева Воинов (пьеса, написанная Элизабет Орчардсон Мазруи и опубликованная Фондом Джомо Кеньятты, Найроби , Кения , 2006).
    • Спектакль основан на Нзинге и обсуждает вопросы колонизации , традиционного африканского правления, женского лидерства по сравнению с мужским лидерством, политической преемственности, борьбы между различными португальскими социально-политическими и экономическими группами интересов, борьбы между корыстными интересами иезуитов и капуцинов. и т. д.
  • Кенни Манн, Западно-Центральная Африка: Конго, Ндонго ( Африканские королевства прошлого ). Парсиппани, Нью-Джерси: Dillon Press, 1996.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0f99444745b5ea6f74622dd6138ef7f__1720530120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/7f/f0f99444745b5ea6f74622dd6138ef7f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nzinga of Ndongo and Matamba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)