Королевство Ндонго
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2014 г. ) |
Исторические государства современной Анголы |
---|
Королевство Ндонго , 1515-1909, (ранее известное как Ангола или Донго , также Кимбунду : Утумину уа Ндонго , Утумину уа Нгола ) было ранним современным африканским государством, расположенным в высокогорье между Лукала и реками Кванза , на территории нынешнего Ангола . [ 1 ] [ 2 ]
Королевство Ндонго впервые упоминается в шестнадцатом веке. Это было одно из многочисленных вассальных государств Конго , хотя Ндонго был самым могущественным из них с королем по имени Нгола .
Мало что известно о королевстве в начале шестнадцатого века. «Ангола» значилась среди титулов короля Конго в 1535 году, поэтому, вероятно, она была в некоторой степени подчинена Конго. Его устные предания, собранные в конце шестнадцатого века, в частности иезуитом Бальтасаром Баррейрой , описывают основателя королевства Нголу Килуаньдже , также известного как Нгола Инене, как мигранта из Конго, вождя этнической группы, говорящей на языке кимбунду. [ 3 ]
Политическая структура
[ редактировать ]Регион , говорящий на языке кимбунду, был известен как земля народа мбунду . [ 3 ] Им правил Нгола , или король, который жил со своей большой семьей в столице, или кабасе . [ 4 ] Королевство было разделено на политические территории, которыми независимо управляли собас , или дворяне. [ 3 ] [ 4 ] Эти собаки управляли территориями (называемыми муринда ) и платили дань Нгола, а также сражались за королевство во время войны. [ 3 ] Внутренние войны Ндонго иногда приводили к формированию союзов между соба, которые объединяли муринды и создавали крупные провинции, или канды . [ 3 ]
Нгола Ндонго и его соба полагались на других чиновников для выполнения его приказов. Самой важной должностью была должность тендалы , главного советника, обладавшего полномочиями управлять в отсутствие Нголы. Он также выполнял большую часть своих повседневных обязанностей. [ 3 ] Тендалой обычно был бывший пленник, выбранный из класса порабощенных крепостных, называемых киджикос . Ниже тендалы находился военачальник по имени Нголамболе , который также был бывшим членом класса киджикос. [ 3 ]
В Нголе также существовала большая группа бюрократов, называемых макота. [ 5 ] или «джентльмены земли», которые помогали управлять столицей и консультировали Нголу по важным решениям для королевства. [ 3 ] В их число входили мвене лумбо , управлявший дворцом, мвене кудия , управлявший продовольствием и денежными налогами, мвене мисте , управлявший религиозными делами, и мвене ндонго , который был великим жрецом. [ 3 ] [ 6 ] Король также воспользовался советом нганга маринды , духовного лидера, который, как считалось, имел сверхъестественную связь с предками. [ 4 ] [ 7 ]
Эти политические единицы часто группировались в более крупные единицы, называемые канда , а иногда и в провинции. О-мбала — это название суда, а се-кулу , вождь, на языке мбунду означает «старый отец» — это имя вождя. Ди-канда — имя графа, мвунда — герцога, а мбанза — барона. [ 5 ]
Более крупные королевства, возможно, возникли раньше, но в шестнадцатом веке большинство этих регионов были объединены правителями Ндонго. Столица Ндонго называлась Кабаса ( Какуло Кабаса ) и располагалась на высокогорье недалеко от современного Ндалатандо . Это был большой город, в густонаселенном районе которого проживало до 50 000 человек. [ нужна ссылка ]
Социальная структура
[ редактировать ]Королевство Ндонго состояло в основном из свободных простолюдинов, которых называли ана муринда, или «дети муринда». [ 3 ] Помимо простолюдинов, существовало две порабощенные группы. Идзико киджико или кидзико -пев. ( по ) были порабощенными простолюдинами, которые первоначально были захвачены в плен во время войны, навсегда прикреплены к определенным территориям в качестве крепостных и не могли быть проданы. Абика . или мубики (поют. Мубика ) были военнопленными, которые были порабощены по решению суда и их можно было купить, продать или унаследовать [ 3 ]
Из-за явных предлогов порабощения кидзико и мубика, в Ндонго были строгие правила в отношении рабства или экспорта порабощенных людей. Чтобы гарантировать, что ни одна ана муринда или кидзико не будет несправедливо похищена и продана, королевство даже дошло до того, что опросило каждого порабощенного человека, отмеченного для экспорта. Законность их порабощения должна была быть доказана, прежде чем они были проданы за пределы Ндонго. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Возвышение Ндонго
[ редактировать ]Люди Мбунду основали Королевство Ндонго при короле династии Нгола, используя свои ремесленные, кузнечные и сельскохозяйственные навыки, чтобы стать влиятельными торговцами в регионе. [ 1 ] Они основали крупные фермерские сообщества, создали единство посредством почитания зумби (предков) и илунду (божеств) и организовали военные стратегии для укрепления своих границ и защиты своего народа. [ 1 ]
Семена независимости
[ редактировать ]В 1518 году Нгола Килуанджи из королевства Ндонго отправил послов в Португалию с просьбой, чтобы католические священники посетили его королевство, чтобы узнать больше о европейских захватчиках. [ 1 ] Португальская миссия прибыла в Ндонго в 1520 году, но местные споры и, возможно, давление Конго вынудили миссионеров уйти. Афонсу I из Конго отвез миссионеров в Конго и оставил своего священника в Ндонго. [ нужна ссылка ]
Война 1556 года
[ редактировать ]Около 1556 года Ндонго отправил еще одну миссию в Португалию с просьбой о военной помощи и предложением креститься, хотя португальские чиновники в то время не были уверены в религиозной искренности. В 1901 году историк Э.Г. Равенштейн утверждал, что эта миссия была результатом войны между Конго и Ндонго, в которой Ндонго победил и провозгласил свою независимость, на что также претендовал историк Ян Вансина в 1966 году, а затем и другие, но, похоже, это было неправильное прочтение источников. Ндонго, возможно, рассматривал эту миссию как декларацию независимости, поскольку ответ Конго на миссию 1518 года предполагает, что она все еще сохраняла достаточный контроль, чтобы помешать ей стать независимым шагом.
Вторая португальская миссия прибыла в устье реки Куанза в 1560 году во главе с Паулу Диашем де Новаисом , внуком известного исследователя Бартоломеу Диаша , и в которую входили несколько -иезуитов, священников в том числе Франсиско де Гувейя . Эта миссия также провалилась, и Диаш де Новаис вернулся в Португалию в 1564 году, оставив Гувейю позади. [ нужна ссылка ]
Португальская колония Ангола
[ редактировать ]Ко времени третьей миссии в 1571 году король Португалии Себастьян I решил поручить Диашу де Нове завоевание и подчинение «Королевства Анголы». [ 3 ] разрешив ему управлять регионом, приглашать поселенцев и строить форты. Диаш де Новаис прибыл в Луанду по договоренности с королем Конго Альваро I в качестве компенсации за помощь Португалии в борьбе с Джагой . Килонго, король Анголы, возобновил связь с Португалией в 1578 году. [ 8 ] Неспособный завоевать какую-либо территорию в одиночку, [ нужна ссылка ] Диас де Новаис заключил союзы как с Конго, так и с Ндонго, служа наемной армией.
Первая португальско-ндонго война
[ редактировать ]В 1579 году обосновавшиеся в Конго португальские купцы во главе с Франсиско Барбудой сообщили Ньинге Ндамби Киломбо киа Касенда , что Португалия намерена захватить его страну. Действуя на основе этих сведений и советов, Нджинга Ндамби обманным путем устроил португальские войска засаду и уничтожил их в своей столице. [ нужна ссылка ]
Следующая война стала свидетелем вторжения в Конго, которое было с небольшим перевесом разбито в 1580 году, и наступления португальцев вверх по реке Кванза, в результате которого в 1582 году был основан их форт Массангано . Несколько соба перешли на сторону Португалии, и многие прибрежные провинции вскоре присоединился к колонии. К 1590 году португальцы решили атаковать центр Ндонго и направили армию против самой Кабасы. Ндонго, однако, недавно заключил союз с соседней Матамбой , и португальские войска были разгромлены. После этого поражения Ндонго перешел в контрнаступление, и многие из ранее пропортугальских соба вернулись в Ндонго. Но Португалии удалось сохранить большую часть земель, завоеванных в предыдущих войнах, и в 1599 году Португалия и Ндонго официально оформили свою границу. [ нужна ссылка ]
Период Имбангалы
[ редактировать ]В начале семнадцатого века между Португалией и Ндонго был заключен непростой мир. Португальцы продолжили свою экспансию вдоль Кванзы, основав президио Камбамбе в 1602 году и попытавшись, когда это было возможно, вмешиваться в политику Ндонго, особенно когда это касалось слабого влияния Ндонго на Кисаму и другие земли к югу от реки Кванза. В ходе своей деятельности в регионе к югу от Кванзы португальцы вступили в контакт с Имбангалой — безродной группой кочевников-налетчиков, опустошающих страну. В 1615 году временный губернатор Анголы Бенто Банха Кардосо призвал некоторых Имбангала переправиться через реку и поступить на португальскую службу, и с их помощью он расширил колонию вдоль реки Лукала, к северу от Ндонго. [ нужна ссылка ]
В 1617 году новый губернатор Луис Мендес де Васконселос , сначала отказавшись от использования войск Имбангалы, присоединился к союзу и начал агрессивные кампании против Ндонго. Благодаря помощи банд Имбангалы под командованием Касандже, Касы и других он вторгся в Ндонго, разграбил столицу и заставил короля Нголу Мбанди укрыться на острове Киндонга на реке Кванза. Тысячи подданных ндонго были взяты в плен, а Мендес де Васконселуш безуспешно пытался создать марионеточное правительство, позволяющее управлять португальцами.
Преемник Мендеса де Васконселуса, Жоау Коррейя де Соуза, пытался заключить мир с Ндонго. В 1621 году Нгола Мбанди отправил свою сестру Нзингу Мбанди в Луанду для переговоров. Она заключила мирный договор, по которому Португалия согласилась вывести свой передовой форт Амбака на Лукале, который служил базой для вторжения в Ндонго, вернуть большое количество пленных иджико в Ндонго и вынудить банды Имбангалы, которые все еще были опустошая Ндонго, чтобы тот ушел. В обмен на это Нгола Мбанди покинул бы остров, вновь обосновался в столице и стал вассалом Португалии, выплачивая дань по 100 порабощенным людям в год.
Однако Жоау Коррейя де Соуза оказался вовлеченным в катастрофическую войну с Конго и впоследствии был изгнан из колонии разгневанными гражданами. Его временный преемник, епископ, не смог выполнить договор, и тогда новому губернатору Фернау де Соуза пришлось урегулировать дела, когда он приедет в 1624 году. [ нужна ссылка ]
Возвышение королевы Нзинги
[ редактировать ]Неспособность Португалии соблюдать свой договор нанесла ущерб Нголе Мбанди. В отчаянии он покончил жизнь самоубийством, оставив страну в руках своей сестры Нзинги , которая должна была служить регентом при его несовершеннолетнем сыне, находившемся тогда под защитой лидера Имбангалы Каза, который оставил португальскую службу и присоединился к Ндонго. Нзинга, однако, лишь недолго служил регентом, убил маленького сына и унаследовал трон в качестве правящей королевы. Некоторые европейские источники называют ее Анной Шинга. [ 9 ] [ 10 ]
Отец Джованни воспользовался этой возможностью, чтобы возобновить переговоры с Нзингой, легитимность которого он поставил под сомнение. Он отказался вернуть Идзико и настоял на том, чтобы Нджинга сначала признал суверенитет Португалии. Хотя Нзинга была готова сделать это, она не покинет остров до тех пор, пока не будет установлен полный контроль и не вернется Идзико. Когда португальцы отказались, Нзинга призвала их бежать и поступить к ней на службу. [ нужны разъяснения ] Спор по поводу Идзико привел к войне в 1626 году. Армии Соузы удалось вытеснить Нзингу из Кидонги, но не захватить ее.
В этот момент Соуза чувствовал себя достаточно уверенно, чтобы объявить Нзингу свергнутой и созвал некоторых соба, которые поддержали ее, чтобы переизбрать новым королем Хари а Килуанджи, лорда скалистой крепости Мпунго а Ндонго (или Пунго Андонго ) в 1626 году. Тем не менее, он умер во время эпидемии оспы , разразившейся в результате войны, и его сменил Филипе Хари а Нгола .
Нзинга отказался признать Хари Нголой, заявив, что он был рабом по происхождению и не имел права править. Она повторно оккупировала Киндонгу и начала мобилизовать поддержку всех соба, выступавших против Хари Анголы и португальского правления, что привело ко второй войне с Португалией. Армия Соузы снова разбила Нзингу в 1628 году, вынудив ее бежать с островов. Нзинга едва избежала плена: в какой-то момент ей пришлось спуститься в Байша-де-Кассанж на веревках, оставив лишь несколько сотен ее последователей.
В отчаянии Нзинга объединила свои силы с бандой Имбангала из Касанье, которая вынудила ее принять унизительное положение жены и отказаться от королевских регалий. Тем не менее, ей удалось увести одного из его сторонников, впоследствии известного как Нзинга Мона (или сын Нзинги), и восстановить свою армию. Используя эту поддержку, Нзинга двинулась на север и захватила Королевство Матамба , которое стало ее базой, даже когда она послала отряд для повторного занятия островов Киндонга, теперь священных, поскольку там были захоронены останки ее брата.
На этом этапе история Нзинги становится историей Матамбы, и за ее карьерой можно следить в этой стране.
Ндонго при Филипе Хари и династии Ндонго
[ редактировать ]Филипе I преданно служил португальцам в последующие десятилетия, даже когда португальцы заключили сепаратный мир с Нзингой в 1639 году. Его войска были наиболее значительной частью армии, которую португальцы использовали для завоеваний и закрепления своей власти в районе Дембоса до север. Когда голландцы вторглись в Бразилию , Филипе служил против них, составляя основную часть сил, защищавших колонию в Масангано , хотя он потерпел сокрушительное поражение от армии Нзинги с ее голландскими союзниками в 1647 году в битве при Комби .
Однако после изгнания голландцев Филипе начал чувствовать, что португальцы не отдают ему должного. Он был вовлечен в споры с ними по поводу своих подчиненных и юрисдикции, даже когда его войска вели катастрофические войны в Кисаме и Дембосе. Его сын и преемник был столь же разочарован, особенно после заключения португальского договора с Ндонго, который признал Нзингу королевой Ндонго и Матамбы в 1657 году, в результате чего он почувствовал себя опозоренным как единственный правитель Пунго-а-Ндонго. Поэтому в 1670 году он восстал, и после длительной осады его крепость пала перед португальской армией в 1671 году, что фактически положило конец Ндонго как независимому королевству.
Военный
[ редактировать ]Армия Ндонго не полагалась на такое оружие, как щиты, для защиты. Вместо этого его личный состав был обучен ловкости и уклонению от стрел, копий и копий. В нападении армия обучалась фехтованию . [ 11 ] Это центральноафриканское боевое искусство называлось Сангуар . [ 12 ] [ 13 ] описал его как; Свидетель -иезуит в 1570-х годах [ 11 ] [ 14 ]
вся их защита состоит из сангуара, который должен прыгать с одной стороны на другую с тысячей поворотов и с такой ловкостью, что они могут уклоняться от стрел и копий...
Профессиональные силы, подготовленные для войны в армии, назывались кимбарами . [ 14 ] Перед войной против Португалии в конце 16 века Ндонго мог нанимать португальских наемников, таких как войска Паулу Диаша де Новаиса в 1575 году. [ 15 ] Также существовали специальные силы, называемые «Цветком Анголы» с 1585 года, которые находились исключительно под покровительством короля. [ 16 ] [ 17 ] Видным оружием на вооружении армии были мечи и боевые топоры . [ 18 ] Ндонго развивал своих мушкетеров начиная с 16 века. В 1585 году армия направила против Португалии 40 мушкетеров. [ 15 ] Королева Нзинга выставила на вооружение три голландские артиллерийские орудия около 1648 года во время неудавшейся осады португальской крепости Муксима . [ 19 ]
Армия Ндонго была организована в массовые подразделения, называемые мозенго или эмбалос , разделенные на субформации из центра и двух крыльев. Военные силы могут быть еще раз разделены на подразделения, называемые луканцос , которым будет поручено проведение специальных операций. В бою отряд гунзов наносил первые удары. [ 20 ] Во время кампаний армия Ндонго могла строить полевые укрепления , в основном деревянные. Согласно исследованию историка Торнтона, во время кампании 1585 года против Португалии армия «построила четыре или пять фортов «из дерева и соломы по своему образцу», каждый на расстоянии дня пути друг от друга, чтобы прикрыть свое отступление». [ 21 ] Кроме того, Ндонго располагал речным флотом. В 1586 году флот переправил через реку Лукала 8 «больших каноэ» , на каждом из которых работало 80–90 человек. [ 22 ]
Источники
[ редактировать ]История Ндонго известна в первую очередь благодаря трудам португальских миссионеров, администраторов и путешественников. Большая часть этой работы была собрана в монументальной коллекции источников на языках оригинала. [ нужны разъяснения ] Антонио Бразио. Кроме того, несколько итальянских миссионеров-капуцинов, особенно Джованни Антонио Кавацци и Антонио да Гаэта, написали описания страны длиной в книгу в середине семнадцатого века, когда она разделилась на половину Нзинги и половину Хари а Килуанджи. Однако работа капуцина включала подробные изложения устных традиций.
- Антонио Брасио, изд. Monumenta Missionaria Africana , 1-я серия (15 томов, Лиссабон, 1952–88)
- Антонио де Оливейра де Кадорнега, Общая история ангольских войн, 1680-81 гг. , Изд. Матиас Дельгадо (3 тома, Лиссабон, 1940–42, переиздано в 1972 г.)
Известные люди
[ редактировать ]- Нзинга из Ндонго , королева Ндонго
- Первые африканцы в американских колониях , в том числе:
- Галла Джек
См. также
[ редактировать ]- Королевство Матамба
- Список Нголас из Ндонго
- Африканские военные системы до 1800 г.
- Африканские военные системы после 1800 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Остин, Бет (2018). «1619: Первые африканцы Вирджинии» . Хэмптонский исторический музей . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ Сэмюэл, Исаак. «Королевство Ндонго и португальцы: королева Нджинга и династия женщин-правительниц (1515-1909)» . www.africanhistoryextra.com . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Хейвуд, Линда М. и Торнтон, Джон К. Центральноафриканцы, атлантические креолы и основание Америки, 1585–1660 , с. 73–79, 82. Издательство Кембриджского университета, 2007.
- ^ Jump up to: а б с Лингна Нафафе, Дж. (2022). Политическая и культурная среда Ндонго: союз, внутренняя борьба, кукловодство и упадок. В книге Лоренсу да Силва Мендонса и черноатлантическое аболиционистское движение в семнадцатом веке (Кембриджские исследования африканской диаспоры, стр. 138-192). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108974196.003
- ^ Jump up to: а б Шатлен, Хели. «Географические названия Анголы, Западной Африки». Журнал Американского географического общества Нью-Йорка , том. 25, нет. 1, 1893, стр. 304–12. ДЖСТОР , дои : 10.2307/197042 . По состоянию на 7 мая 2023 г.
- ^ Торнтон, Дж. (2020). Ндонго и Португалия в войне. В истории Западной Центральной Африки до 1850 года (Новые подходы к истории Африки, стр. 89–122). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Бортолот, Авторы: Александр Айвз. «Женщины-лидеры в истории Африки: Дона Беатрис, пророк Конго | Очерк | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Пивати, Джованни Франческо (1746). Новый научный и любопытный сакрально-светской словарь . п. 241.
- ^ Пивати, Джованни Франческо (1746). Новый научный и любопытный сакрально-светской словарь . п. 241.
- ^ Храбрый, Ольферт (1686). Точное описание регионов Африки . Амстердам. п. 369.
- ^ Jump up to: а б Торнтон (1999) , с. 105
- ^ Свинт, Джозеф (2003). Боевые искусства в современном мире . Издательская группа Гринвуд . п. 133. ИСБН 9780275981532 .
- ^ Тальмон-Чвайцер, Майя (2010). Скрытая история капоэйры: столкновение культур в бразильском боевом танце . Издательство Техасского университета . п. 19. ISBN 9780292773585 .
- ^ Jump up to: а б Торнтон, Джон К. (1988). «Искусство войны в Анголе, 1575–1680». Сравнительные исследования в обществе и истории . 30 (2): 360–378. дои : 10.1017/S0010417500015231 . S2CID 144152478 .
- ^ Jump up to: а б Торнтон (1999) , с. 108
- ^ Торнтон (1999) , с. 115
- ^ Фишер, Дэвид Хакетт (2022). Африканские основатели: как порабощенные люди расширяли американские идеалы . Саймон и Шустер . п. 677. ИСБН 9781982145095 .
- ^ Торнтон (2020) , с. 87
- ^ Торнтон (2020) , с. 170
- ^ Торнтон (1999) , с. 107
- ^ Торнтон (1999) , с. 110
- ^ Торнтон (1999) , стр. 112–113.
Библиография
[ редактировать ]- Илидиу-ду-Амарал, Королевство Конго, Мбунду (или Амбундос), Королевство «Нгола» (или Ангола) и португальское присутствие с конца 15-го века до середины 16-го века (Лиссабон, 1996 г.)
- Дэвид Бирмингем, Торговля и завоевания в Анголе (Оксфорд, 1966)
- Беатрикс Хайнце, Исследования по истории Анголы в 16 и 17 веках: читатель (Кельн, 1996).
- Джозеф К. Миллер, Короли и родственники: ранние государства Мбунду в Анголе , Оксфорд, Англия: Clarendon Press, 1976, ISBN 0198227043
- Грациано Саккардо, Конго и Ангола с историей древней миссии капуцинов (3 тома, Венеция, 1982–83)
- Торнтон, Джон Келли (2020). История Западной Центральной Африки до 1850 года . Издательство Кембриджского университета . ISBN 9781107127159 . ISSN 2753-0116 .
- Торнтон, Джон Келли (1999). Война в Атлантической Африке, 15.00-18.00 . Психология Пресс . ISBN 9781857283921 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нзинга, королева Ндонго (1582–1663). Архивировано 9 июля 2019 г. в Wayback Machine.