Бартоломеу Диаш
Бартоломеу Диаш | |
---|---|
Рожденный | 1450 |
Умер | Южная Атлантика, недалеко от мыса Доброй Надежды. | 29 мая 1500 г. (около 50 лет)
Национальность | португальский |
Другие имена | Бартоломью Диас |
Род занятий | Навигатор и исследователь |
Известный | Будучи первым европейским мореплавателем, обогнувшим южную оконечность Африки. |
Бартоломеу Диаш [место 1] ( ок. 1450 — 29 мая 1500) — португальский мореплаватель и исследователь. В 1488 году он стал первым европейским мореплавателем, обогнувшим южную оконечность Африки и продемонстрировавшим, что наиболее эффективный маршрут для кораблей на юг лежит в открытом океане, значительно западнее африканского побережья. Его открытия фактически установили морской путь между Европой и Азией.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Бартоломеу Диаш родился около 1455 года. Его семья имела морское происхождение, а один из его предков, Диниш Диаш, исследовал африканское побережье в 1440-х годах и открыл полуостров Кап-Вер на территории современного Сенегала в 1445 году. [2]
Проследить его биографию осложняет существование нескольких современных португальских мореплавателей с таким же именем. [3] Он явно был моряком со значительным опытом и, возможно, торговал слоновой костью на побережье Гвинеи еще в 1478 году.
В 1481 году Диас сопровождал экспедицию под руководством Диого де Азамбуджа по строительству крепости и торгового поста под названием Сан-Хорхе-да-Мина в Гвинейском заливе . [4]
Косвенные данные также указывают на его возможное участие в первой экспедиции Диого Као (1482–1484) вдоль африканского побережья до реки Конго . [5]
Путешествие вокруг Африки
[ редактировать ]В 1486 году он, кажется, был кавалером королевского двора и смотрителем королевских складов; 10 октября этого года он получил от короля Иоанна ренту в размере 6000 рейсов за «предстоящие заслуги»; и через некоторое время после этого (вероятно, примерно в июле или августе 1487 года, а не в июле 1486 года, традиционной дате) он покинул Лиссабон с тремя кораблями, чтобы продолжить работу по исследованию Африки, которую так сильно продвинул Диого Као). Диасу также было поручено найти пресвитера Иоанна , легендарного человека, который считался могущественным христианским правителем царства где-то за пределами Европы, возможно, во внутренних районах Африки. Диашу были предоставлены две каравеллы водоизмещением около 50 тонн каждая ( Сан-Кристован и Сан-Панталеан ) и корабль снабжения с квадратным вооружением, которым командовал его брат Диого. Он нанял некоторых из ведущих пилотов того времени, в том числе Перо де Аленкера и Жоао де Сантьяго, которые ранее плавали с Као. [6] [7]
Никаких современных документов, подробно описывающих это историческое путешествие, обнаружено не было, поскольку почти все морские записи были уничтожены во время Лиссабонского землетрясения 1755 года и последовавшего за ним цунами . Большая часть доступной информации исходит от историка шестнадцатого века Жуана де Барруша , который написал об этом путешествии примерно шестьдесят лет спустя. [8]
Небольшой флот покинул Лиссабон где-то в июле 1487 года. Как и его предшественник Кан, Диаш нес набор падройнов , резных каменных столбов, которые использовались для обозначения его продвижения к важным местам выхода на берег. Также на борту находились шесть африканцев, похищенных Као и обучавших португальский язык. План Диаша состоял в том, чтобы высадить их в различных точках африканского побережья, чтобы они могли засвидетельствовать величие Португальского королевства и навести справки о возможном местонахождении пресвитера Иоанна. [9]
Экспедиция отправилась прямо в Конго, а оттуда более осторожно двинулась вдоль африканского побережья, часто называя примечательные географические объекты в честь святых, почитаемых в календаре католической церкви. Когда они бросили якорь в месте, где сейчас находится Порту-Александре, Ангола , Диас оставил корабль снабжения, чтобы он мог пополнить их запасы позже, на обратном пути. К декабрю Диаш миновал самую дальнюю точку, достигнутую Каном, и 8 декабря 1487 года прибыл в залив Гольфо-да-Консейсан (современный Уолфиш-Бей , Намибия ). Медленно пройдя вдоль побережья Намибии, два корабля повернули на юго-запад, в сторону от суши. Историки спорят, произошло ли это потому, что их отбросил шторм от берега, или потому, что они намеренно пытались найти более попутный ветер. Какова бы ни была причина, смена курса, конечно, принесла им успех: корабли прошли широкую дугу вокруг оконечности Африки и 4 февраля 1488 года, после 30 дней пребывания в открытом океане, достигли южного мыса континента и вошли в то, что позже станет известный как Моссел Бэй . [10]
Корабли какое-то время продолжали путь на восток и подтвердили, что побережье постепенно смещается на северо-восток. Диаш понял, что они достигли долгожданной цели Португалии: обогнули южный мыс Африки. Экспедиция Диаша достигла своей самой дальней точки 12 марта 1488 года, когда она бросила якорь в Кваайхуке , недалеко от устья реки Боэсманс , где они возвели Падрао-де-Сан-Грегорио . К тому времени экипаж забеспокоился и стал уговаривать Диаса развернуться. Припасы были на исходе, и корабли были разбиты. Хотя Диаш хотел продолжить, остальные офицеры единогласно высказались за возвращение в Португалию, поэтому он согласился повернуть назад. На обратном пути они проплыли достаточно близко к юго-западному побережью Африки, чтобы встретить мыс Доброй Надежды впервые в мае 1488 года. Традиция гласит, что Диас первоначально назвал его Мысом Штормов ( Cabo das Tormentas ), и что король Иоанн II позже переименовал его в Мыс Доброй Надежды ( Cabo da Boa Esperança ), поскольку он символизировал открытие морского пути с запада на восток. [11] [12]
На мысе Диас воздвиг последние падры и направился на север. Они достигли своего корабля снабжения в июле, после девяти месяцев отсутствия, и обнаружили, что шесть из девяти членов экипажа этого корабля погибли в стычках с туземцами. Судно прогнило червями, поэтому выгрузили из него необходимые припасы и сожгли его на берегу. Об оставшейся части путешествия известно немного подробностей. Корабли сделали остановки в Принсипи , Риу-ду-Ресгате (на территории современной Либерии) и португальском торговом посту Сан-Хорхе-да-Мина. Диаш вернулся в Лиссабон в декабре 1488 года после 16-месячного отсутствия. [13] [14]
Экспедиция Диаса исследовала на тысячу миль африканского побережья больше, чем достигли предыдущие экспедиции; он обогнул южную оконечность континента и продемонстрировал, что наиболее эффективный маршрут кораблей на юг пролегает в открытом океане значительно западнее африканского побережья — маршрут, по которому будут следовать поколения португальских моряков. Несмотря на эти успехи, прием Диаса в суде был сдержанным. Официальных заявлений не было, и в то время Диас мало что получил в знак признания своих достижений. [15]
Никаких записей о адекватном вознаграждении Диаса пока не обнаружено: напротив, когда готовилась великая индийская экспедиция (для будущего руководства Васко да Гамы ), Бартоломеу лишь руководил постройкой и оснащением кораблей; когда флот отплыл в 1497 году, он сопровождал да Гаму только до островов Зеленого Мыса , а после этого был направлен в Сан-Хорхе да Мина.
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]Позже Диас был удостоен дворянства за свои достижения, и к 1494 году он служил оруженосцем при дворе короля Иоанна II. Он также служил смотрителем королевских складов с 1494 по 1497 год. [16]
После возвращения Диаша из своего успешного первого путешествия вокруг южного мыса Африки Португалия взяла десятилетний перерыв в исследованиях Индийского океана. Короля Джона преследовали многочисленные проблемы, включая смерть его единственного сына, войну в Марокко и его собственное слабое здоровье. Лишь в 1497 году было организовано еще одно путешествие, и Диаса попросили оказать помощь. [17] Опираясь на свой опыт морских исследований, Диас внес свой вклад в проектирование и строительство корабля «Сан-Габриэль» и его родственного корабля « Сан-Рафаэль» . Это были два корабля, на которых Васко да Гама обогнул мыс Доброй Надежды и направился в Индию. Диас участвовал в первой половине путешествия да Гамы, но остался после достижения островов Зеленого Мыса . [18]
Два года спустя он был одним из капитанов второй индийской экспедиции , возглавляемой Педро Альваресом Кабралом . Эта флотилия первой достигла Бразилии , высадилась там 22 апреля 1500 года, а затем продолжила путь на восток, в Индию. Диас погиб в мае 1500 года, будучи капитаном корабля у мыса Доброй Надежды: четыре корабля, включая корабль Диаса, попали в сильный шторм у мыса и погибли 29 мая. [19]
Личная жизнь
[ редактировать ]Диас был женат и имел двоих сыновей, Симау Диаш де Новаис и Антониу Диас де Новаис. [20] Его внук Паулу Диаш де Новаис стал первым губернатором португальской Анголы , а в 1576 году — основателем Сан-Паулу-де-Луанда . [21]
Наследие
[ редактировать ]Правительство Португалии установило два навигационных маяка, Крест Диаш и Крест да Гама , в память о Диаше и Васко да Гаме, которые были первыми современными европейскими исследователями, достигшими мыса Доброй Надежды. Выстроенные в ряд эти кресты указывают на Уиттл-Рок , большую, постоянно затопленную судоходную опасность в Фолс-Бэй . [ нужна ссылка ]
( Музейный комплекс Бартоломеу Диаша также пишется «Бартоломеу»), расположенный в заливе Моссел . [22] есть выставка, показывающая историю первых европейских морских путешественников, открывших морские пути. В этом здании также представлены местные исторические артефакты 19-го века и фотографии 20-го века. В здании находится копия корабля в натуральную величину, на котором Бартоломеу Диаш и его команда высадились в заливе Моссель в 1488 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ / ˈ d я ə s / , Португальский: [ˈdi.əʃ] . [1]
- ^ "Диас" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Окли 2003 .
- ^ Дутра 2007
- ^ Равенштейн, 2010, стр. 1–2
- ^ Равенштейн 2010 с. 6
- ^ Окли, 2003 г.
- ^ Кроули 2015, стр. 17–19.
- ^ Кроули 2015, стр. 17–19.
- ^ Кроули 2015, стр. 17–19.
- ^ Равенштейн 1900, стр. 644–645
- ^ Равенштейн 1900, стр. 644–645
- ^ Кроули 2015, стр. 21–23.
- ^ Равенштейн 1900, с. 648
- ^ Кроули 2015, стр. 21–23.
- ^ Кроули 2015, с. 24
- ^ Дутра 2007
- ^ Кроули 2015, с. 26
- ^ Ливермор 2021
- ^ Ливермор 2021
- ^ Равенштейн 2010, с. 1
- ^ Ливермор 2021
- ^ «Музей Диаса, залив Моссел» . Southafrica.net . Проверено 17 января 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Гордон (2003). Оксфордский словарь эпохи Возрождения . Издательство Оксфордского университета.
- Кроули, Роджер (2015). Завоеватели: Как Португалия создала первую глобальную империю (1-е изд.). Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-8129-9400-1 . OCLC 904967943 .
- Дутра, Фрэнсис А. (2007). «Диас, Варфоломей». Оксфордский спутник мировых исследований . Издательство Оксфордского университета.
- Howgego, Раймонд Джон, изд. (2003). «Диас, Бартоломеу». Энциклопедия исследований до 1800 года . Дом Хордерна. ISBN 1-875567-36-4 .
- Ливермор, Гарольд В. (2021). «Бартоломеу Диаш» . Британская энциклопедия . Проверено 4 мая 2021 г.
- Окли, Роберт (2003). «Диас, Варфоломей». В Герли, Э. Майкл (ред.). Средневековая Иберия: энциклопедия . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-93918-6 . OCLC 50404104 .
- Равенштейн, Эрнст Георг (2010). Бартоломью Диас . Уильям Брукс Гринли, Перо Вас де Каминья. Англия: Виартис. ISBN 978-1-906421-03-8 . OCLC 501399584 .
- Равенштейн, Э.Г. (1900). «Путешествия Диого Као и Бартоломеу Диаша, 1482–1488 гг.» . Географический журнал . 16 (6): 625–655. дои : 10.2307/1775267 . hdl : 2027/mdp.39015050934820 . ISSN 0016-7398 . JSTOR 1775267 .
Атрибуция
[ редактировать ]свободном доступе : Бизли, Чарльз Рэймонд (1911). « Диас де Новаэс, Бартоломео ». Британская энциклопедия . Том 8 (11-е изд.). п. 172.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится вВнешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Бартоломеу Диашем, на Викискладе?