Антонио де Салданья
Антониу де Салданья был кастильско - португальским 16 века капитаном . Он был первым европейцем, вставшим на якорь в месте, которое сейчас называется Столовой бухтой в Южной Африке, и совершил первое зарегистрированное восхождение на Столовую гору . [ 1 ]
Антонио де Салданья | |
---|---|
Капитан Софала-Мозамбик | |
В офисе 1509 | |
Предшественник | Васко Гомес и Абреу |
Преемник | Симау де Миранда де Азеведу |
Личные данные | |
Рожденный | До 1490 г. Салданья ?, Кастилия , Королевство Португалия |
Супруг | Жоана де Мендонса |
Дети | Айрес де Салданья Жоау де Салданья (генерал военно-морского флота) |
Фон
[ редактировать ]Летописцы Гаспар Коррейя (стр. 412) и Фернан Лопиш де Кастаньеда (стр. 157) идентифицируют Антониу де Салданью как « кастильского дворянина», прибывшего в Португалию около 1497 года на домашнюю службу королевы Марии Арагонской . Его настоящее кастильское имя неизвестно, «Салданья», возможно, относится к кастильскому городу Салданья , который, возможно, был местом его происхождения.
Экспедиция 1503 года
[ редактировать ]Будучи человеком «некоторого мореходного опыта», Салданья был назначен возглавить отряд из трех судов, входящих в состав флота Афонсу де Альбукерке, направлявшегося в Индию для укрепления португальского поселения в Кочине . [ 2 ] Сообщается, что отряд Салданьи сопровождал индийский флот, но ему были даны отдельные инструкции патрулировать устье Красного моря и охотиться на арабские корабли.
Отряд Салданьи из трех кораблей (сам Руй Лоуренсу Раваско и Диогу Фернандес Перейра ) вышел из Лиссабона в начале мая 1503 года, намереваясь догнать основной флот Альбукерке, шедший вперед. Однако плохой пилотаж привел к многочисленным ошибкам. Отряд по ошибке вошел в Гвинейский залив , Салданья и Лоренсу высадились возле Сан-Томе , не имея ни малейшего представления, где может находиться их третий корабль (Диогу Фернандес на самом деле шел по правильному пути и плыл один). Остальные двое начали мучительно продвигаться на юг вдоль африканского побережья, навстречу встречным ветрам и течениям. Где-то по пути Салданья и Лоренсу тоже потеряли друг друга из виду.

И снова из-за плохого пилотирования Салданья просчитался при пересечении мыса и в итоге вышел на берег к северу от мыса Доброй Надежды . Чтобы проверить, преодолён ли мыс, Салданья бросил якорь в доселе неизвестной Столовой бухте и сошёл на берег. [ 3 ] Таким образом, Салданья стал первым европейцем, ступившим на территорию, которая впоследствии стала современным Кейптауном . Салданья поднялся на гору с плоской вершиной, прилегающую к заливу, и определил оконечность мыса ( Кейп-Пойнт ) дальше на юг. Он назвал вершину Столовой горой и (по легенде, он и его люди) высекли крест в скале близлежащего образования, следы которого до сих пор можно найти на Львиной Голове . [ 4 ] Салданья пополнил запасы воды в местном водопое (он также попал в короткую стычку с местными хойхой и был легко ранен), прежде чем вернуться на свой корабль. [ 3 ]
Португальские картографы 16-го века сразу же назвали Столовую бухту Агуада-де-Салданья (водопой Салданьи). В 1601 году голландский мореплаватель и Йорис картограф ван Спилберген определил залив к северу от мыса как Агуада-де-Салданья . Отныне это место стало называться заливом Салданья , а место, где Салданья бросила якорь, было переименовано в залив Столовая . [ 1 ]
События отсюда немного неясны. Похоже, после нескольких попыток Салданья, наконец, удвоил мыс, но его корабль был в достаточно плохом состоянии, чтобы заставить его зайти в залив Моссел для ремонта. В записке, оставленной на этом водопое, говорится, что он все еще был там в октябре 1503 года. Во время этого перерыва Руи Лоуренсу Раваско действительно ждал его на острове Мозамбик . Не имея никаких признаков Салданьи, Лоуренсу развлекался внештатным пиратством на восточноафриканском побережье, захватывая корабли у Килвы и облагая Занзибар и Бараву данью, а также сражаясь против Момбасы (которая осаждала союзную Португалии Малинди). Диогу Фернандес, все еще понятия не имеющий, где находятся остальные, терпеливо ждал в устье Красного моря.
Салданья наконец покинул Южную Африку и догнал Лоренсо Раваско в Малинди . Они вместе приступили к навязыванию договора Момбасе , прежде чем отправиться к Красному морю. Салданья и Лоренсу Раваско провели зиму 1503-04 годов у мыса Гуардафуи , захватив многочисленные арабские торговые суда. Они совершенно не знали, что Диого Фернандеш находится совсем рядом и спокойно зимует в одиночестве на острове Сокотра .
Весной 1504 года, вверив большую часть своих украденных сокровищ на хранение королю Малинди , Салданья и Лоренсу Раваско отплыли через Индийский океан в Индию. Но сильно потрепанные, они были вынуждены остановиться на длительный период ремонта и отдохнуть на острове Анхедива , видимо, не подозревая, что в тот самый момент отчаянная битва у Кочина шла между небольшим португальским гарнизоном и большой армией Заморин Каликутский .
В сентябре 1504 года Салданья и Лоренсу Раваско были обнаружены 6-й Индийской армадой под командованием Лопо Соареша де Альбергарии , который помог им завершить ремонт, присоединил их к своему флоту и направился в Кочин. Салданья участвовал в нескольких действиях в Индии в конце 1504 года, в частности в разрушении Кранганора в октябре.
В январе 1505 года Салданья присоединился к возвращающемуся флоту в Лиссабон. Флот остановился в Малинди, чтобы забрать сданное на хранение сокровище, и в июле прибыл в Лиссабон.
Пассажир в 1506 году
[ редактировать ]По словам Жоау де Барруша , Антониу де Салданья вернулся в Индийский океан в 1506 году с 8-й армадой под командованием Тристана да Кунья , хотя и не в качестве капитана собственного корабля. Он прибыл главным образом в качестве штурмана, чтобы помочь направить направлявшийся по Красному морю отряд Афонсу де Альбукерке вокруг мыса Гуардафуи . [ 5 ]
В конце 1506 — начале 1507 года, когда флот задержался на острове Мозамбик в ожидании попутного ветра, адмирал Тристан да Кунья передал свой флагманский корабль « Сант-Яго » под временное командование Салданьи, а сам отправился в несколько исследовательских экспедиций. на африканском побережье на лодке меньшего размера. [ 6 ]
Вскоре Кунья наткнулся на « Флор де ла Мар» , корабль Жуана да Новы , который по возвращении из Индии в прошлом году дал серьёзную течь и был вынужден остановиться для ремонта. Груз пряностей был переведен на другой корабль (неназванный) и передан под командование Антонио де Салданья с указанием благополучно доставить его обратно в Лиссабон. [ 7 ]
Говорят, что Салданья на обратном пути остановился в бухте Салданья (современной, а не в Столовой бухте). [ 8 ]
Капитан Софалы-Мозамбика (1509 г.)
[ редактировать ]В 1509 году Антониу де Салданья был назначен на трехлетний срок капитан-майором Софалы и острова Мозамбик (Восточная Африка), сменив покойного Васко Гомеша де Абреу . Он отправился в путь весной 1509 года в качестве пассажира 11-й армады под командованием Д. Фернандо Коутиньо , в августе был высажен на острове Мозамбик и взял . [ 9 ] Во время своего пребывания там Салданья помогал наблюдать за демонтажем португальского форта Килва (Килоа) в
В 1512 году его срок в Софале-Мозамбике закончился, Антониу де Салданья был заменен новым губернатором Симау де Миранда де Азеведо , прибывшим в октябре. Салданья взял на себя командование кораблем Миранды, возвращающимся в Лиссабон.
Проблема
[ редактировать ]- Айрес де Салданья - вице-король Индии и губернатор Танжера
В памяти
[ редактировать ]- Залив Салданья в Южной Африке был назван в честь исследователя.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мэри Ганн, L.e. Кодд, Лью Кодд. Ботаническое исследование Южной Африки: иллюстрированная история ранней ботанической литературы о мысе Флора: биографические отчеты о ведущих коллекционерах растений и их деятельности в Южной Африке со времен Ост-Индской компании до наших дней. CRC Press, 1981. стр. 5-7. ISBN 0-86961-129-1
- ^ Вольфганг Хаазе, Мейер Рейнхольд. Классическая традиция и Америка: европейские образы Америки и классическая традиция, Часть 1 . Уолтер де Грюйтер, 1994. стр. 62. ISBN 3-11-011572-7
- ^ Jump up to: а б Тил (1902: 163)
- ↑ История Кейптауна , www.Cape-town.info, получено 16 августа 2008 г.
- ^ Баррос, том 3, стр.2, стр.17
- ^ Баррос, стр.8
- ^ Баррос, стр.18. Дэнверс (стр. 152) ошибочно говорит, что Салданья вернул Флор де ла Мар обратно в Лиссабон. Но Баррос (стр. 18, стр. 392) ясно отмечает, что Флор остался с Новой; на безымянном грузовом корабле с грузом «Флора» . Салданья вернулся
- ^ Дэнверс, стр.152
- ^ Баррос (декабрь II, книга 3, c.9; том 3, стр.331); Тил, 190: с.200
Источники
[ редактировать ]- Жоао де Баррос (1552–1559 гг.) Десятилетия Азии: о подвигах, совершенных португальцами в открытии и завоевании морей и земель Востока. . Том. 3 (декабрь II, Lib.1-5)
- Гаспар Коррейя (ок. 1550-е гг.) «Легенды Индии» , первый паб. 1858–1864, Лиссабон: Academia Real de Sciencias Vol. 1 ;
- Фернан Лопиш де Кастаньеда (1551–1560) История открытия и завоевания Индии португальцами [издание 1833 г.] Lib 1, Ch. 55
- Дэнверс, ФК (1894 г.) Португальцы в Индии: история взлета и упадка их восточной империи . 2 тома, Лондон: Аллен.
- Тил, Г.М. (1902) Начало истории Южной Африки . Лондон: поп
- Исследователи Азии
- Исследователи Африки
- Морская история Португалии
- Португальские адмиралы
- Послы Португалии в Испании
- 16 век в Африке
- Португальские исследователи XVI века
- История Кералы
- Португальцы 16 века
- Капитаны Мозамбика
- Португальские военнослужащие XVI века
- Исследователи Индии
- Испанские исследователи XVI века