Jump to content

5-я португальско-индийская армада (Альбукерке, 1503 г.)

Пятая Афонсу де Индийская армада была собрана в 1503 году по приказу короля Португалии Мануэля I и передана под командование Альбукерке . Это была первая поездка Альбукерке в Индию. Это была не особенно удачная армада — навигационные ошибки рассеяли флот в дальнем плавании. Корабли потратили много времени на поиски друг друга, и некоторые из них отправились в путь в одиночку.

Авангард прибыл в Индию как раз вовремя, чтобы спасти союзного португальцам правителя Кочина от наземного вторжения заморинов из Каликута . Предвидя новое вторжение, армада возвела в Кочине форт Сант-Яго — первый португальский форт в Азии (под командованием Дуарте Пачеко Перейры , своего первого генерал-капитана). Он также открыл третью португальскую фабрику в Индии в Килоне .

Одна из эскадрилий армады под командованием Антониу де Салданья пропустила переправу в Индию и в итоге провела год, охотясь вдоль побережья Восточной Африки. Капитаны этой эскадры сделали несколько значительных открытий — таких как Столовая бухта ( Южная Африка ) и, что более важно, стратегический остров Сокотра (недалеко от Аденского залива ). Они также взимали дань с Занзибара и Баравы .

5-я армада состояла из девяти (по некоторым данным, десяти) кораблей, разделенных на три эскадры. Первую эскадрилью возглавил Афонсу де Альбукерке, вторую — его двоюродный брат Франсиско де Альбукерке, а третью — Антониу де Салданья .

Точный состав трех эскадрилий в разных источниках различается. Следующий список кораблей не следует считать авторитетным, это предварительный список, составленный на основе различных противоречивых сведений.

Первая эскадрилья (А. Альбукерке) Вторая эскадрилья (Ф. Альбукерке) Третья эскадрилья (А. Салданья)
1. Сант'Яго ( Афонсу де Альбукерке ) - корабль водоизмещением 300т. 4. Королева (Франциско де Альбукерке) 7. ( Антониу де Салданья ).
2. Эспириту-Санту ( Дуарте Пачеко Перейра ) – корабль водоизмещением 350 тонн. 5. Фаял ( Николау Коэльо ) 8.(Руй Лоуренсу Раваско)
3. Сан-Кристован (Фернан Мартинс де Алмада) – 150т. 6. (Педро Вас да Вейга) 9. ( Диого Фернандеш Перейра )
3а. Катарина Диас (неопределенно) – 100т

[Почти все португальские хроники предполагают, что первая эскадра состояла всего из трёх кораблей. Однако в отчете итальянского пассажира Джованни да Эмполи, единственного очевидца этой армады, утверждается, что их было четыре, и приводятся их имена и тоннаж, как указано выше. [1] Список капитанов в основном основан на Жоау де Барроса » «Декадах . [2] » Дамиана де Гуа «Хроника . [3] Кастанхеды История , [4] Фариа и Азия Соузы [5] » Квинтеллы и «Анны да Маринья . [6] Отношения Науса да Индия меняются вокруг Фернана Мартинша де Алмады и Педро Вас да Вейги. [7] В хрониках Гаспара Коррейи племянник Висенте Альбукерке (сын Франсиско?) командует одним из наусов первой эскадрильи, переводя Алмаду во вторую эскадрилью вместо Вас да Вейги (который опущен). [8] ]

Изображение 5-й Индийской армады (Альбукерке, 1503 г.) из Memória das Armadas .

Афонсу де Альбукерке и его двоюродный брат Франсиско де Альбукерке были рыцарями португальского ордена Сант-Яго , Николау Коэльо — старый капитан-ветеран индийских экспедиций 1-й армады (Гама, 1497 г.) и 2-й армады (Кабрал, 1500 г.) . Это его третья известная поездка. Это также может быть вторая поездка Дуарте Пачеко Перейры , поскольку он, возможно, путешествовал в качестве пассажира/солдата на 2-й армаде.

Известно, что как минимум один из кораблей был оснащен консорциумом Маркионни в частном порядке . Флорентинец Джованни да Эмполи (Жоао де Эмполи), который позже напишет отчет о путешествии, был частным представителем дома Маркионни и находился на борту их корабля (Эмполи на самом деле не раскрывает, на каком именно, хотя, судя по его рассказу, Фернана Мартинша де Алмады , вероятно, это был «Сан-Кристован» ). Четвертый корабль первой эскадры, который Эмполи идентифицирует как « Катарина Диас» , вероятно, также был оснащен частным образом (вероятно, это прозвище; Катарина Диас де Агиар была богатой лиссабонской торговкой, которая раньше оснащала индийские корабли снаряжением и, вероятно, была ответственна за этот корабль). ; капитан этого корабля неизвестен). Любопытно, что Эмполи — единственный писатель, упоминающий Катарину Диаш , о ее существовании не знал никто из более поздних португальских летописцев.

Антониу де Салданья был кастильским дворянином на португальской службе, Диого Фернандес Перейра - опытным мастером парусного спорта , вероятно, командовавшим кораблем, оснащенным торговым сообществом Сетубала .

( Калекуте , Кожикоде ) , доминирующей морской державой 2-я Индийская армада (1500 г.) под командованием Педро Альвареша Кабрала открыла военные действия между Королевством Португалия и Саморином Каликута на Малабарском побережье Индии . Новости о войне прибыли в Лиссабон слишком поздно, чтобы повлиять на 3-ю армаду (1501 г.), но 4-я армада (под командованием Васко да Гамы в 1502 г.) была отправлена ​​с большей целью. Гама терроризировал побережье, бомбардировал Каликут и организовал морскую блокаду города, надеясь таким образом привести заморинов к соглашению. Но заморины отказались уступить. Вместо этого он нанял арабский каперский флот, чтобы прорвать португальскую блокаду. Хотя каликутско-арабский флот был уничтожен Гамой в сражении у гавани Каликута в конце 1502 года, это было очень близкое столкновение. Стойкость и находчивость саморинцев дали понять Васко да Гаме, что одной демонстрации силы недостаточно, чтобы подчинить Каликут, что это будет более длительный бой, который потребует больше людей и огневой мощи, чем 4-я армада .

Еще одним тревожным событием стало то, что два итальянских пассажира флота Васко да Гамы покинули корабль в Каннаноре и направились ко двору Саморин в Каликуте. Оба были военными инженерами и, вероятно, секретными агентами Венецианской республики . До сих пор большая дальность действия и огневая мощь португальской морской артиллерии заставляли индийские пушки замолчать и позволяли португальцам безнаказанно доминировать на побережье. Но итальянцы пообещали помочь Заморину выковать европейскую пушку и закрыть технологический разрыв. Португальское присутствие в Индии было несвоевременным.

Поэтому после формального возобновления договоров со своими региональными союзниками, Кочином ( Кочим , Кочи) и Каннанором ( Канонор , Каннур), 4-я армада Гамы покинула Индию, намереваясь запросить у Лиссабона более сильный флот с достаточным количеством людей и оружия, чтобы, если не уменьшить Каликут, , по крайней мере, создать сильные позиции Португалии в городах-союзниках. Гама оставил после себя небольшой вооруженный военно-морской патруль из шести или около того каравелл под командованием своего дяди Висенте Содре со строгими инструкциями преследовать суда Каликута и, прежде всего, защищать союзные города от мести Каликута.

Афонсу де Альбукерке

4-я армада Гамы прибыла в Лиссабон в конце лета 1503 года, слишком поздно, чтобы повлиять на оснащение 5-й армады, которая отбыла в апреле того же года. Итак, 5-я армада Афонсу де Альбукерке была собрана и организована без каких-либо известий о результатах экспедиции Гамы.

Неизвестно, какие именно инструкции были даны 5-й армаде. Летописцы сообщают, что Альбукерке было дано указание построить форт в Кочине, а одной эскадре (Салданьи) было приказано оставаться в Африке, патрулируя устье Красного моря и преследуя арабское судоходство. Но этот вывод был сделан ретроспективно. Не очевидно, что это были первоначальные инструкции или намерения. Конечно, 5-я армада перевозила материалы для строительства какой-то деревянной крепости в Индии, хотя это вполне могло быть для Каликута (в случае успеха миссии Гамы). Во-вторых, патруль Салданьи кажется скорее случайным, чем целенаправленным — поскольку летние ветры упущены для пересечения океана, им больше делать было нечего.

Армада, конечно, не представляла собой крупную и хорошо вооруженную экспедицию — всего девять кораблей. Если бы троим действительно было поручено остаться в Африке, то осталось бы только шесть кораблей (один или два из которых были оснащены частным оборудованием) для ведения войны на индийском побережье, которая к тому времени уже превратилась в настоящую войну. По сравнению с 4-й армадой Гамы (20 хорошо вооруженных кораблей), кажется, что 5-я армада не ожидала больших неприятностей или больших боевых действий в Индийском океане.

Один из возможных выводов состоит в том, что 5-я армада 1503 года должна была стать довольно спокойным коммерческим походом в Индию - поскольку 4-я армада Гамы должна была умиротворить Индию, ей оставалось мало что делать, кроме как доставлять строительные материалы, загружать специи и возвращаться. домой, оставив в лучшем случае пару кораблей для поддержки прибрежного патруля Индийского океана.

Путешествие за границу

[ редактировать ]

6 апреля 1503 года — Первая эскадра 5-й армады в составе трёх (или четырёх) кораблей под командованием Афонсу де Альбукерке вышла из Лиссабона . (Летописец Диого ду Коуту относит это к середине марта. [9] )

14 апреля 1503 г. — Вторая эскадра 5-й армады в составе трех кораблей под командованием Франсиско де Альбукерке вышла из Лиссабона. (Коуто помещает это в начало апреля)

Начало мая 1503 г. — Третья эскадра 5-й армады (три корабля под командованием Антониу де Салданья , Руи Лоуренсу Раваско и Диогу Фернандеса Перейры ) покинула Лиссабон. (Коуто помещает это в середину апреля)

Расположение острова Вознесения

Май 1503 г. — после остановки у Кабо-Верде первая эскадра Афонсу де Альбукерке двинулась в южную Атлантику, следуя по Южно-Атлантическому круговороту . По пути в Альбукерке наткнулся на остров Вознесения . Хотя остров уже был открыт еще в 1501 году Третьей армадой Жуана да Нова (и тогда он назывался Илья да Консейсан ), Альбукерке переименовал его в Илья да Вознесения, поскольку это был День Вознесения (21 мая), название, которое с тех пор застрявший. Сильный юго-западный ветер подтолкнул их к побережью Бразилии , где Альбукерке сделал короткую остановку, чтобы набраться воды (где именно неизвестно), прежде чем совершить рывок через Атлантический океан к мысу . [10]

Май/июнь 1503 г. – Тем временем Третья эскадрилья потерпела катастрофу. Попав в шторм у Кабо-Верде , два корабля, Антониу де Салданья и Руи Лоренсу Раваско, были пойманы экваториальным противотечением и по ошибке отправились в Гвинейский залив . Они оказались на острове Сан-Томе их третий корабль (Диого Фернандес Перейра ). , не имея ни малейшего представления, где мог находиться [11] (История их последующих злоключений будет рассказана отдельно ниже).

Июнь/июль 1503 г. - Вторая эскадра Франсиско де Альбукерке, по-видимому, проделавшая в целом менее трудный путь, чем другие, первой обогнула мыс Доброй Надежды , хотя и потеряла один корабль, корабль Педро Вас да Вейги, в процесс. Эскадра Франсиско Альбукерке, судя по всему, первой из трёх эскадр прибыла на восточноафриканское побережье ( Малинди ).

Август 1503 года — первая эскадра Афонсу де Альбукерке обогнула мыс Доброй Надежды , брошенный ужасными штормами. По данным Эмполи (стр. 222), «Катарина Диас» была потоплена, а остальные были отделены. Корабль, на котором находился Эмполи (вероятно, д'Алмада), был вынужден остановиться в Ангра -де-Сан-Брас ( залив Моссель ) для ремонта и пополнения запасов. Корабль Эмполи сделает остановку в Софале , а затем направится в Малинди , заранее назначенное место встречи, чтобы дождаться Альбукерке. Однако сезон дождей уже был настолько разгаром, что кораблю Эмполи пришлось пересечь Индийский океан без капитан-майора.

Хаотичная и разбросанная манера обхода мыса эскадрами привела к большим задержкам в движении армады. Похоже, они прибыли в Малинди , отправную точку для перехода через Индийский океан , довольно поздно летом. Они не могли долго ждать остальных, опасаясь пропустить летние юго-западные муссонные ветры, которые переправят их в Индию - задержка, которая могла добавить к их путешествию целый год (см. Португальские индийские армады ). Поэтому переход 5-й армады через Индийский океан должен был осуществляться отдельными волнами.

Вторая эскадра, корабли Франсиско де Альбукерке и Николау Коэльо, первой пересекла Индийский океан в августе 1503 года. Вскоре за ними последовал одинокий корабль Дуарте Пачеко Перрейры (из первой эскадры), а вскоре за ним и д'Алмады Сан-Кристован (на котором, вероятно, находится Эмполи), а пару недель спустя - сам капитан-майор Афонсу де Альбукерке. Все три корабля третьей эскадры (Антонио де Салданья, Руи Лоуренсу Раваско и Диогу Фернандес Перейра) пропустят летний сезон дождей того года и пересекут Индийский океан только в следующем году (1504 г.).

Альбукерке в Индии

[ редактировать ]

Первая осада Кочина

[ редактировать ]

4 армада - я Васко да Гамы покинула Индию в первые месяцы 1503 года, не приняв особых решений. Несмотря на террор, бомбардировки и блокаду, Каликут оставался непокорным, и две молодые португальские фабрики в союзных городах — одна в Кочине , другая в Каннаноре — были уязвимы для ее мести. И месть не заставила себя ждать.

В марте 1503 года, как только флот Гамы ушел, саморин Каликута повел мощную армию численностью около 50 000 вооруженных солдат по суше против Кочина . Кочин формально был вассалом Каликута. Точнее, по крайней мере, по мнению некоторых авторов, Кочин был младшим семейным уделом материкового царства Эдапалли ( Репелим ); Тримумфара Раджа Кочина не был самостоятельным правителем, а был принцем, находившимся где-то по наследству (вероятно, вторым наследником) правящего трона Эдапалли. [12] Похоже, португальцы прибыли в тот момент, когда раджа Тримумпара был в разгаре ссоры со старшими членами своей семьи. Эдапалли действительно был давним вассалом саморина Каликуты и был обязан ему в некоторой степени повиноваться. Саморин, похоже, воспользовался той же самой семейной ссорой, чтобы заручиться поддержкой Эдапалли в подавлении мятежного принца Кочина.

Заморин, казалось, без труда провел свою огромную армию через эту территорию, и именно из Эдапалли Заморин отправил послание тримумпарскому радже Кочина, приказывая ему выдать португальских торговцев в городе. Когда эта просьба была отклонена, Заморины приказали штурмовать город.

У небольшой кокитайской армии было мало шансов противостоять гораздо более крупной армии Каликута (вероятно, поддерживаемой вспомогательными войсками, предоставленными Эдапалли). Тем не менее, сын Тримумпары, Нараян, как говорят, сплотил кокитайцев и доблестно удерживал свою позицию на берегу Вембанада , отразив два массированных нападения, прежде чем, наконец, был побежден огромным численным превосходством. Смелая позиция Нараяна дала его отцу и его португальским гостям (агенту Диого Фернандесу Коррейе и горстке помощников) достаточно времени, чтобы покинуть город Кочин и бежать через выход на остров Випин вместе с ядром гвардии Наир .

Позиция Выпина в устье лагуны Вембанад с ее естественной защитой представляла собой устрашающую перспективу для осаждающих. Но свою роль сыграла и погода – усиливающиеся весенние муссонные ветры и проливные дожди сильно осложнили действия осаждающей армии Каликута. Спуск десантных катеров против Выпина в этих условиях был практически невозможен. Разочарованный, Заморин приказал своей армии снять осаду, но не раньше, чем сжег город Кочин дотла и поклялся вернуться в августе, когда погода улучшится.

На протяжении всей осады португальский прибрежный патруль под командованием Висенте Содре отсутствовал. Игнорируя инструкции, данные ему Васко да Гамой, Содре решил отправиться в Аденский залив весной 1503 года , чтобы поохотиться на арабские корабли, выходящие из Красного моря , надеясь тем самым пожать немного добычи. для себя. Увы, сезонные ветры загнали флот в ловушку. В апреле 1503 года два корабля — Висенте Содре и его брата Браса Содре — стали жертвами бури и затонули у островов Курия-Мурия (у берегов Омана ). Четыре оставшихся пострадавших от шторма патрульных корабля, теперь находящихся под командованием Перо де Атаиде , решили вернуться в Индию. Но, потрепанные штормами, им пришлось с трудом продвигаться вперед, преодолевая встречные ветры. Им удалось добраться только до острова Анжедива (Анджадип), прежде чем они были вынуждены остановиться для ремонта (вскоре к ним присоединился пятый корабль, «Антониу ду Кампу», который был отделен от 4-й армады еще в 1502 году). [13]

Это было в Ангедиве (или Каннаноре, по словам Коррейи). [14] ), что искалеченный патруль был наконец найден авангардом 5-й армады в августе 1503 года — то есть Франсиско де Альбукерке и Николау Коэльо . Завершив ремонт, Альбукерке передал под свое командование патрульные каравеллы и направился на юг, в сторону Каннанора . По пути их догнал корабль Дуарте Пачеко Перейры (из первой эскадры 5-й армады, предпринявший одиночное пересечение Океана — капитан-майор Афонсу де Альбукерке, вероятно, решил остаться в Малинди, поскольку как можно дольше, чтобы увидеть, появится ли третья эскадрилья Салданьи).

К этому времени, как и было обещано, заморин Каликута вновь собрал свою армию и возобновил осаду Кочина (или, скорее, острова Випин, сам Кочин представлял собой тлеющие руины). Получив тревожные новости в Каннаноре, Франсиско де Альбукерке, не теряя времени, бросил свой флот из восьми кораблей - три из 5-й армады, четыре каравеллы старого прибрежного патруля плюс Кампо - вниз, чтобы освободить Кочин.

Импровизированная эскадра Франсиско де Альбукерке прибыла в Кочин, чтобы найти раджу Тримумпара и португальского фактора Диого Фернандеса Коррейю, снова скрывающихся на острове Випин, осажденных армиями Каликута. Увидев приближающийся флот, осаждающая армия начала растворяться. Опасаясь возмездия со стороны Португалии, вспомогательные войска (Эдапалли и т. д.), вероятно, первыми отказались от осады, оставив армию Каликута без местной поддержки. Заморин понял, что у него нет другого выбора, кроме как снять осаду и отвести свою армию обратно в Каликут .

Форт Сант-Яго в Кочине

[ редактировать ]

Август – сентябрь 1503 г. - Кочин спасен, немедленно была созвана конференция между португальскими командирами и раджей Тримумпара для оценки ситуации. Ясно, что при осаде саморины полагались на помощь правителей Эдапалли и других соседних князей. Итак, карательная экспедиция из четырех каравелл отправилась (под командованием Николау Коэльо, Дуарте Пачеко Перейры, Перу де Атаиде и Антониу ду Кампо) совершить поездку по лагуне Вембанад и нанести «посещение» коллаборационистам. Примечательно, что Эдапалли ( Репелим ) и Кумбалам ( Камбалао ) подверглись суровому наказанию.

Португальская карта района Санта-Крус ( форт Кочи ) с указанием местонахождения форта Мануэль Кочинского . Ориентация на восток, с озером Вембанад вверху и Аравийским морем внизу. Остров Випин находится за водой слева, Маттанчерри за Рио-ду-Эстейру - справа. На вершине полуострова Санта-Крус видна пезо да пимента (перцовая пристань).

Карательная экспедиция, кажется, положила конец семейным ссорам Вембанадов и сделала Тримумпара Раджу полноправным правителем лагуны. Точнее, старшие члены его семьи, вероятно, были свергнуты, и именно с этого дня Тримумпара официально занял себе трон Эдапалли, став тем самым признанным повелителем всей лагуны Вембанад . Однако, в отличие от предыдущих королей Эдапалли, португальцы настаивали на том, чтобы Тримумпара Раджа оставался в городе Кочин, а не переезжал в Эдапалли. Таким образом, 1503 год обычно называют годом основания Королевства Кочин .

Тем временем Франсиско де Альбукерке убедил Тримумпару Раджу позволить португальцам построить крепость в Кочине и разместить там гарнизон. назвал Форт Сант-Яго Деревянную крепость Афонсу де Альбукерке в честь рыцарского ордена Сантьяго, к которому он принадлежал (так же назывался его корабль). [15] Он был воздвигнут в части полуострова Кочин, известной португальцам как Санта-Крус (или Кочим-де-Байшу , «Нижний Кочин», теперь известный как Форт Кочи ), немного к северо-западу от старого города Кочин ( Кочим) . -де-Чима , «Верхний Кочин», ныне Маттанчерри ) (резиденция Тримумпара Раджи). Форт Сант-Яго был первым португальским фортом в Азии. заменил древесину камнем В 1505 году Франсиско де Алмейда и переименовал ее в «Форт Мануэль» (в честь португальского короля). Португальцам также было разрешено построить возможно, первую римско-католическую церковь в Азии, Сан-Бартоломеу на территории форта в 1504 году, (позже перестроенную из камня и несколько раз переосвященную, в настоящее время она стоит как церковь Святого Франциска в Кочи).

Краткий мир с Каликутом

[ редактировать ]

Октябрь 1503 г. — Отправившись из Восточной Африки в одиночку, Афонсу де Альбукерке , капитан-майор 5-й армады, пересек Индийский океан и прибыл в Кочин (как раз вовремя — когда сезон дождей уже собирался измениться вспять). ) Услышав о событиях, произошедших в прошлом месяце, Афонсу немедленно принял командование от своего двоюродного брата Франсиско и руководил завершением строительства форта Сант-Яго и договоренностями с Тримумпарой Раджей Кочина.

Новым приоритетом Афонсу де Альбукерке стала подготовка обратного флота, то есть погрузка специй. Осада Кочина нарушила работу рынков специй, и саморин Каликута использовал свою власть во внутренних районах Кералы , чтобы перекрыть поставки перца в союзные Португалии города Кочин и Каннанор. Тем не менее, привлеченные прибылью, суда с перцем из заводей Кералы продолжали прибывать в Кочин.

Именно в этот момент по обратным каналам между «Саморином» и португальским капитаном Франсиско де Альбукерке были посланы сигналы мира. Некоторые португальские летописцы [16] утверждают, что это было инициировано Заморином, встревоженным возведением форта и разочарованным его очевидной неспособностью перекрыть поставки перца в Кочин. С другой стороны, летописцы также сообщают о трудностях с поиском достаточного количества специй для загрузки кораблей, и поэтому Альбукерке, возможно, начал переговоры, пытаясь ослабить перцовую блокаду, чтобы они могли загрузить свои корабли и, возможно, даже обеспечить хоть немного мира для португальских заводов после ухода армады. Независимо от того, кто его инициировал, вскоре, в середине декабря 1503 года, были согласованы условия мира: Заморин должен доставить 1500 бахаров перца. [17] в качестве компенсации за португальскую фабрику в Каликуте, чтобы изгнать арабских купцов из Каликута (некоторые говорят, что арабских купцов заблокировали только на время пребывания армады) [18] ), заключить мир с тримумпарой раджей Кочина и, что самое трудное для заморинов, выдать двух итальянских инженеров, которые помогали армии Каликута с пушками.

Первый взнос Заморина за перец был получен в Кранганоре Дуарте Пачеко Перейрой без проблем . Но когда португальцы возвращаются в Кранганор, чтобы забрать вторую партию, на борту корабля доставки между португальцами и людьми Заморина вспыхнула стычка. Перемирие было нарушено, состояние войны возобновилось, и перечная блокада была немедленно восстановлена.

[Португальские хронисты обвиняют Саморина в нарушении мира – в том, что либо он передумал (в конце концов осознав, что не хочет терять итальянских инженеров), либо всё это время собирался нарушить мир, и просто согласился на это, чтобы спасти Каликут от новой бомбардировки португальцами. [19] Однако другие обвиняют португальцев, предполагая, что они согласились на мир только до тех пор, пока им нужны были запасы перца для загрузки кораблей, но хотели вскоре возобновить состояние войны. [20] Обе гипотезы могли быть верными, то есть и саморинцы, и альбукерке цинично заключили мир, прекрасно зная, что он вряд ли будет соблюдаться, но, тем не менее, нашли его достаточно полезным, чтобы выиграть некоторое время; сама стычка могла быть незапланированной, простым недоразумением, но ни одна из сторон, похоже, не торопилась исправлять или восстанавливать мир.]

Завод в Килоне

[ редактировать ]

Возобновление перцовой блокады, судя по всему, затруднило подготовку Альбукерке к возвращению флота, на большей части которого до сих пор не хватало грузов со специями. Альбукерке отправил два корабля в Килон ( Кулан , Коллам) вместе с фактором Антониу де Са, чтобы посмотреть, можно ли закупить там больше — Килон был лучше связан с Цейлоном и направлен на восток, и его поставки специй не так зависели от саморинских поставок. влияние и раньше часто приглашал португальцев. Но вскоре после их отъезда Альбукерке услышал, что саморин Каликута готовит для Квилона каликутский флот из примерно 30 кораблей. Афонсу де Альбукерке покинул Кочин и сам поспешил в Килон.

Альбукерке прибыл в Килон и поручил португальскому фактору ускорить его дела, а также добивался аудиенции у королевы-регентши Килона. [21] Они все еще стояли в доке, когда прибыл флот Каликута с посольством Саморина с миссией убедить (или запугать) Квилона покинуть португальцев. Королева-регент Килона отклонила просьбу Саморина, но также запретила Альбукерке участвовать в боевых действиях в гавани. Альбукерке, понимая, что Квилон — единственный запас специй, к которому он имел доступ, выполнил ее просьбу. Альбукерке смирился с переговорами по торговому договору и основанием постоянной португальской фабрики в Килоне (третьей в Индии), передав ее под управление Антониу де Са с двумя помощниками и двадцатью вооруженными людьми для защиты фабрики. [22] После этого Альбукерке вернулся в Кочин 12 января 1504 года, чтобы сделать последние приготовления к своему отъезду.

Салданья в Африке

[ редактировать ]
Мысы и заливы вокруг мыса Доброй Надежды , Южная Африка

На протяжении большей части этого времени третья эскадра Пятой армады все еще безуспешно искала друг друга в Африке. Диогу Фернандес Перейра уже давно скрылся из виду где-то после Кабо-Верде и поспешил вперед в одиночестве, тогда как два других корабля, «Антониу де Салданья» и «Руи Лоуренсу Раваско», по ошибке оказались в Сан-Томе .

Столовая бухта

[ редактировать ]

Летом 1503 года, пока «Альбукеркес» обходили мыс, третья эскадра, вероятно, все еще с трудом продвигалась вдоль африканского побережья, лавируя против встречных ветров и течений. На каком-то этапе Салданья потерял из виду и Раваско.

И снова из-за плохого пилотирования Салданья просчитался при пересечении мыса и в итоге вышел на берег к северу от мыса Доброй Надежды . Чтобы проверить, преодолён ли мыс, Салданья бросил якорь в доселе неизвестной Столовой бухте и сошёл на берег. Говорят, что он поднялся на Столовую гору и наблюдал Кейп-Пойнт и обширные просторы Фолс-Бей под ним. [23] Таким образом, Салданья стал первым европейцем, ступившим на территорию, которая впоследствии станет современным Кейптауном . [24] Во время этой высадки произошла очевидная стычка с местными хойхой , в которой Салданья получил легкое ранение.

Кейптаун : Столовая бухта (слева), полуостров Кейп-Пойнт (справа) и Ложная бухта (сзади).

[Тейбл-Бэй был сразу же назван Агуада-де-Салданья (водопой Салданья) португальскими картографами . Однако в 1601 году голландский картограф Йорис ван Спилберген ошибочно определил другой залив, расположенный намного дальше на север (современный залив Салданья ), как Агуада-де-Салданья , и, следовательно, для фактического места стоянки Салданья было введено новое название «Столовый залив». [25] ]

Что произошло с этого момента, немного неясно. По одной из версий, по счастливой случайности два других корабля Третьей эскадры — Руи Лоуренсу Раваско и Диогу Фернандес Перейра — могли найти друг друга по другую сторону мыса, у другого водопоя, Агоада-де-Сан-Браш. ( Моссел Бэй ). Отсюда они решили вместе проследовать к острову Мозамбик , заранее назначенному пункту сбора португальских кораблей, надеясь найти там Салданью. Но Салданья, конечно, шел за ними, все еще пытаясь обойти мыс. Вполне возможно, что в этот момент Руй Лоуренсу Раваско решил остаться на острове Мозамбик , чтобы дождаться Салданью, а Диого Фернандес Перейра поплыл на север, предположительно в Малинди , чтобы посмотреть, сможет ли он догнать Альбукеркес.

Однако эта гипотеза почти полностью основана на сообщении из Альбукерке о том, что по возвращении он нашел в Сан-Брасе записку (или заметки?), в которой сообщалось, что и Раваско, и корабль Сетубала там находились (т. е. Фернандес). Была ли это одна записка (обе вместе) или две отдельные записки (оставленные отдельно), неясно. Большинство авторов (например, Тил (1902: 163)) предполагают, что Раваско и Фернандеш ни разу не нашли друг друга, что Диогу Фернандес Перейра уже давно отказался от всякой надежды воссоединить свою эскадру и просто действовал самостоятельно.

Открытие Сокотры

[ редактировать ]

Более любопытную гипотезу предлагает летописец Гаспар Коррейя. [26] - а именно, что, переправившись в одиночку через мыс, Диогу Фернандес Перейра вовсе не свернул в Мозамбикский пролив , а, скорее, двинулся на восток, проплыв под островом Мадагаскар , а затем поплыл на север, вверх по восточному побережью Мадагаскара - таким образом сделав Диого Фернандес Перейра — первый известный капитан, совершивший « внешний маршрут » в Ост-Индию.

Мыс Гуардафуи и остров Сокотра

Хотя рассказ Коррейи не подтвержден другими летописцами, в нем есть элемент правдоподобия. На самом деле мы не слышали о том, чтобы Фернандес останавливался на острове Мозамбик (где он нашел бы Раваско) или в каком-либо другом крупном африканском городе. Скорее, следующее, что мы слышим о Фернандесе, происходит возле мыса Гуардафуи , что убедительно свидетельствует о том, что он действительно выбрал внешний маршрут, поскольку, плывя на север по внешнему маршруту, он снова увидел бы африканское побережье только в районе рога .

Именно в районе мыса Гауардафуи в конце года Диогу Фернандес Перейра совершил еще один прорыв — открыл остров Сокотра , до сих пор неизвестный португальцам. Поскольку сезон дождей уже изменился, Фернандес бросил якорь и провел зиму на острове.

Однако Сокотра была достаточно хорошо известна восточным купцам, поскольку была основным источником сокотрийского алоэ , бальзама, который высоко ценился на рынках Аравии и Индии. Более интересным для Фернандеша было его стратегическое расположение (оптимальное для патрулирования Красного моря) и существование на острове изолированной, но сильной христианской общины – сирийских христиан (квазинесторианцев ) , если быть точным. Отчеты Фернандеша будут с восторгом приняты обратно в Лиссабон, и одной эскадре 8-й португальско-индийской армады (Кунья) 1506 года будет поручено завоевать ее для Португалии .

Вымогательство Занзибара, Баравы, Момбасы

[ редактировать ]
Главные города Восточной Африки, гр. 1500.

Что касается двух других, мы знаем, что в октябре 1503 года Антониу де Салданья все еще застрял в Южной Африке , поскольку он оставил свою записку с этой датой на водопое в заливе Моссель ( Сан-Браш ). Тем временем Руи Лоуренсу Раваско покинул остров Мозамбик и пришвартовал свой корабль в Килве ( Килоа ), ожидая своего капитана. Летние муссонные ветры к тому времени уже давно утихли, так что надежды на пересечение Индийского океана в этом году не было. Третья эскадрилья застряла в Африке до следующего лета. Поэтому они ограничились получением призов.

Руй Лоуренсо Раваско быстро навлек на себя неприятности. Он захватил несколько кораблей у Килвы, прежде чем ему напомнили, что Васко да Гама уже вымогал «дань» у Килвы и, таким образом, город был защищен. Итак, Раваско поплыл на Занзибар , чтобы найти еще одну добычу. Там ему бросил вызов занзибарский флот, но Раваско взял верх и захватил еще несколько кораблей. После этого шейх Занзибара согласился представить и выплатить ежегодную «дань» в размере 100 матиалов (золотых монет) королю Португалии.

Говорят, что Раваско направился в союзный Португалии Малинди и обнаружил, что он находится в осаде армии Момбасы . Раваско бросился в бой и захватил флот, пришедший из Баравы ( Брава ) на помощь момбасанцам. Обнаружив на борту нескольких ведущих дворян Баравы, он потребовал от них выкуп и потребовал ежегодную дань от сомалийского города.

К этому времени Салданья, завоевавший несколько собственных призов, также добрался до Малинди, наконец догнав Раваско. Они вместе приступили к нападению на Момбасу ( Момбаса ). Хотя они и не сводили ее к дани, тем не менее вынудили правителя Момбасы согласиться на вывод своих войск и заключить мир с султаном Малинди.

Поскольку большая часть восточноафриканского побережья расплатилась с ними, Салданья и Раваско исчерпали цели, поэтому они двинулись на север, к Аденскому заливу , в поисках новой добычи. Хотя Диогу Фернандеш Перейра находился совсем рядом, спокойно зимовав на Сокотре, они так и не встретили его. развлекались охотой на арабские корабли, приходящие и выходящие из Красного моря Говорят, что Салданья и Раваско до следующего лета .

Ранней весной 1504 года Диого Фернандес в одиночку отплыл с Сокотры в Индию и, как говорят, прибыл в Коччи во время великой битвы . Салданья и Раваско начали переправу только летом 1504 года, и не прошли мимо Анхедивы , где их застала прибывшая 6-я армада .

Обратный рейс

[ редактировать ]
Дуарте Пачеко Перейра , первый командир форта Сант-Яго в Кочине

Конец января 1504 г. – Прибыв в Кочин после своего пребывания в Килоне, Альбукерке провел последние приготовления. Он поручил Дуарте Пачеко Перейре командовать фортом Сант-Яго в Кочине с гарнизоном из примерно 150 вооруженных людей и двумя каравеллами (одной из которых была Гаррида Перо Рафаэля) и одним нау, Консепсан . [27]

30 января 1504 г. — Заметив, что его двоюродный брат Франсиско де Альбукерке все еще задерживается с погрузкой специй в Каннаноре , Афонсу де Альбукерке решил разделить флот на две возвращающиеся эскадры. Афонсу де Альбукерке отправился с первой эскадрой в Португалию, в которую входили корабли Фернана Мартинша де Алмады (вероятно, на борту находился Джованни да Эмполи), Перо де Атаиде (вернувший корабль Дуарте Пачеко) и корабль Антониу ду Кампу (свисающий с 4-я армада). Однако Баррос (стр. 97) предполагает, что Антониу ду Кампу был отправлен раньше остальных, чтобы срочно доложить о ситуации королю Мануэлю (Кампо прибыл в Лиссабон в середине июля 1504 года, слишком поздно, чтобы повлиять на оснащение армии). 6-я армада ). Атаиде (в своем письме от февраля 1504 г.) упоминает, что он отправился вместе с Кампо, и не упоминает двух других. В свете этого вполне вероятно, что Кампо и Атаиде отправились вместе за несколько дней или даже недель до Альбукерке и Алмады.

5 февраля 1504 года, наконец закончив погрузку в Каннаноре, вторая возвратная эскадра из трёх кораблей покинула Индию. В их число входили корабли двоюродного брата Афонсу Франсиско де Альбукерке и великого капитана Николау Коэльо (старый ветеран экспедиции Гамы 1497 года и армады Кабрала 1500 года). Третий капитан неизвестен (возможно, Фернан Родригеш Бардасас, один из капитанов патрулей?). О них больше никогда не услышат. Предполагается, что Ф. де Альбукерке и Николау Коэльо попали в ловушку сильного течения в Мозамбикском проливе и потерпели кораблекрушение или затонули у берегов Южной Африки. В конце 1505 года будет отправлена ​​спасательная экспедиция (под руководством Сиде Барбубо и Педро Куарежмы) для их поиска.

В феврале 1504 года эскадра Афонсу де Альбукерке сделала первую остановку у острова Мозамбик . Но дела пошли не очень хорошо. При пересечении Индийского океана корабль Перо де Атаиде о Инферно, похоже, плыл вперед на слишком большой скорости и перевернулся на восточноафриканском побережье, где-то к югу от Килвы . Оставив большую часть своей потерпевшей кораблекрушение команды на ближайшем берегу, Атаиде и горстке людей удалось добраться до острова Мозамбик на баркасах, надеясь обеспечить помощь остальным. Но к тому времени, когда он прибыл, либо Альбукерке уже уехал, либо было установлено, что Атаиде, смертельно заболевший, не может быть доставлен обратно в Лиссабон. В любом случае Атаиде остался в Мозамбике, где вскоре умер. На смертном одре Атаиде написал свое последнее завещание, в котором дал полный и точный отчет о своем пребывании в Индии, включая трудности индийского прибрежного патруля Висенте Содре в 1503 году (возложив большую часть вины за это поражение на плечи Браса Содре). ) и осудил поведение Антониу ду Кампу (за отказ помочь ему и его команде, потерпевшей кораблекрушение в Мозамбике).

Сократившись до двух кораблей, «Афонсу де Альбукерке» и «Фернан Мартинс де Алмада» (Кампо двинулся вперед один), отплыли из Мозамбика в Лиссабон. Они не знали о трагической судьбе отряда Франсиско де Альбукерке и Николау Коэльо (и, возможно, не знали и об Атаиде). У корабля Алмады начались проблемы, и они были вынуждены сделать остановку у водопоя Сан-Браш ( залив Моссел ). [28] (там Альбукерке нашел сообщение от Антониу де Салданья , капитана третьей эскадрильи, в котором говорилось, что он был там в октябре прошлого года). [29] Находясь в Сан-Браше, они поняли, что корабль Альбукерке сгнил, и им пришлось провести длительный ремонт. [30]

1 мая 1504 года Афонсу де Альбукерке и Фернан Мартинс де Алмада наконец вышли из Сан-Браша, обогнули мыс Доброй Надежды и направились в Южную Атлантику. Обратный переход через экваториальную депрессию оказался ужасающим опытом. По словам Эмполи, они дрейфовали в море без ветра шестьдесят четыре дня, быстро исчерпав запасы. Жажда и цинга опустошили экипажи - 130 человек погибли, оставив только девять на каждом корабле. В тишине уныния ракушки разъели корпуса, и корабли начали течь. Из тяжелого положения их спас проплывавший мимо португальский корабль работорговцев, направлявшийся в Гвинею, который пополнил их запасы и сопроводил в Сантьяго, Кабо-Верде . [31] После пополнения запасов и ремонта на Кабо-Верде (а также найма рабов для восполнения недостающего экипажа) корабли снова отправились в плавание, следуя по маршруту через Азорские острова в сторону Лиссабона. На последнем подходе к Португалии они пострадали от шторма и еще одной волны гибели экипажей.

16 сентября 1504 г. [32] два оставшихся корабля Пятой армады, « Сант-Яго» Фернана Мартинша де Алмады Афонсу де Альбукерке и «Сан-Кристован» , в ужасном состоянии, с горсткой экипажа и протекающими корпусами забрели в лиссабонскую гавань. Они были хорошо приняты. Говорят, что Альбукерке подарил королю несколько великолепных экземпляров персидских лошадей, приобретенных на индийских рынках.

Последствия

[ редактировать ]

По большому счету, 5-я армада была катастрофой. Известно, что из десяти отправившихся кораблей только два вернулись вовремя (Афонсу де Альбукерке, Фернан Мартинс де Алмада). Два корабля погибли у мыса во время обратного плавания ( Катарина Диаш и корабль Вас да Вейга), два корабля погибли на обратном пути (Ф. Альбукерке, Коэльо), а третий (корабль под командованием Атаиде) потерпел кораблекрушение. Еще трое были разделены и ушли странствовать (Салданья, Раваско, Перейра) и не вернутся до следующего года (хотя, возможно, это было намеренно, тем не менее, они, похоже, представляли собой путаницу с навигацией). Человеческие потери были ошеломляющими: четыре корабля затонули со всеми своими руками, один (корабль возвращения Атаиде) потерял большую часть своего потерпевшего кораблекрушение экипажа на заброшенном берегу, а два корабля (Альбукерке и Алмада) потеряли большую часть своей команды во время упадка сил. пересечение.

Эти тяжелые потери, а также в целом плохая навигация и плохое управление флотом (отклонившиеся корабли, потерянные корабли, разделенные корабли) не могли хорошо отразиться на репутации Афонсу де Альбукерке как адмирала, особенно по сравнению с последующими действиями. 6-я армада , адмирал которой Лопо Соарес де Альбергария сохранил очень дисциплинированный флот и понес минимальные потери. Возможно, это было фактором, который помешал назначению Альбукерке командовать еще одной армадой; он присоединился к 8-й Индийской армаде (Кунья, 1506 г.), но лишь в качестве начальника эскадры, подчинявшейся общему командованию Тристана да Кунья . Тем не менее, несмотря на свои очевидные недостатки в качестве адмирала флота, Альбукерке был назначен вторым губернатором Португальской Индии , так что его репутация как командующего на суше, похоже, не пострадала. Как был сделан такой вывод, неизвестно. Спасение Кочина от первой осады Саморина, безжалостное наказание князей Вембанад и возведение форта Сант-Яго были обязаны больше его кузену Франсиско, чем ему. Афонсу де Альбукерке заслуживает похвалы за усилия по закупке специй вопреки сложным трудностям в Индии и за переговоры по фабрике в Килоне, но потери такого большого количества кораблей (и такого большого количества груза) не могли сделать эту операцию прибыльной. Тем не менее, последующий героический подвиг Альбукерке в Ормуз в 1507–1508 годах и Малакка в 1511 году с тех пор затмили его шаткое начало.

Потеря Франсиско де Альбукерке и Николау Коэльо тяжело отразилась в суде, и в конце 1505 года небольшая поисково-спасательная миссия под руководством Сиде Барбудо была отправлена ​​для прочесывания побережья Южной Африки в поисках их следов. Ни один не был найден.

Из семи кораблей 4-й армады , оставленных Васко да Гамой в Индийском океане в начале 1503 года, один вернулся («Кампо»), два погибли («братья Содре»), два остались в Индии («Пирес», «Рафаэль») и судьба двоих неизвестна (Бардасас, оригинальная каравелла Атаиде).

Альбукерке покинул Индию в опасной ситуации. Мир, о котором он (или, скорее, Франциско) заключил переговоры, был нарушен еще до его ухода. Было несомненно, что саморины Каликуты снова нападут на Кочин весной 1504 года. Кочин и будущее португальцев в Индии должен был защищать крохотный гарнизон из 150 человек под командованием Дуарте Пачеко Перейры , деревянного форта в Кочине. и небольшой патруль из трех кораблей — одного нау (под командованием Диого Перейры) и двух каравелл (Пирес, Рафаэль). Как и следовало ожидать, как только 5-я армада уйдет, Саморин нападет на Кочин с армией численностью около 57 000–84 000 человек и 260 судов и заставит Дуарте Пачеко и его крошечный португальский гарнизон участвовать в невероятной героической битве при Кочине ( 1504) .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Г. да Эмполи (в пер. 1812 г.: стр. 217 ). См. также Квинтелла (1849: 273 ).
  2. ^ Баррос, (1 декабря, Lib.7, стр.86 )
  3. ^ Гойс, стр.100
  4. ^ Кастанхеда, стр. 157.
  5. ^ Фариа э Соуза, 1666, стр.58
  6. ^ Квинтелла, 1839: стр.273.
  7. ^ Реласан , стр.14 . Это исправлено в глянце. Relação , Глянец также является единственным источником (кроме Empoli), который предоставляет некоторые названия кораблей, которые он дает как 1. Albuquerque на Sant'Iago , 2. Duarte Pacheco на Conceição (не Espírito Santo как Empoli утверждает) и 3. Алмада на Сан-Кристоване в первой эскадре. Нет упоминания о Катарине Диас из «Эмполи» . В нем также утверждается, что Ф. де Альбукерке находился на Раинья , а Коэльо на Файале во второй эскадрилье.
  8. ^ Коррейя, стр.374 . Как ни странно, Коррейя (стр. 288) первоначально назначает Руи Лоуренсу Раваско и Диого Фернандеса Перейру в третью эскадру 4-й армады 1502 года, которой командовал Эстеван да Гама , но позже назначает их также эскадрильей Салданьи в эту армаду (стр. 412). -13)
  9. ^ Диого ду Коуту «Из всех армад, которые Рейес Португалии отправил в Индию, пока Эль-Рей Д. Филипп не преуспел в этих Рейнос», с 1497 по 1581 год», в Ж. де Барросе и Д. де Коуто, Décadas da Азия , т. 20, с.119.
  10. ^ По данным Джованни да Эмполи (стр. 220; Кинтелла, 1839: стр. 274); Стоит отметить, что это четвертая зарегистрированная высадка португальского корабля в Бразилии после открытия Кабрала в 1500 году и экспедиций Лемоса-Векуппи и Коэльо-Веспуччи в 1502 и 1503 годах соответственно. В других хрониках не упоминается, что 5-я армада остановила Бразилию.
  11. ^ Осорио стр.255
  12. ^ См. Дамс (1918: стр.86n).
  13. ^ Коррейя (стр.371-72) предполагает, что патруль под командованием Перо де Атаиде добрался до Каннанора, но раджа Колатири убедил его отказаться от попыток снять осаду Кочина саморинами. Собственное письмо Атаиде от февраля 1504 года неясно по этому поводу.
  14. ^ Коррейя, стр.372
  15. ^ Баррос (том 2, стр. 93), Фариа и Соуза (1666: стр. 58)
  16. ^ Баррос, 100; Ремень, стр.400
  17. ^ Баррос (стр. 100). Кочин- бахар стоит 3 центнера (Уайтвей, стр. 97), таким образом, оплата составляет 4500 центнеров. Коррейя (стр. 400) называет 4000 центнеров перца.
  18. ^ Баррос, стр.100
  19. ^ Баррос (стр. 100) склоняется к первой интерпретации, Коррейя (стр. 400 и далее) — ко второй.
  20. ^ Уайтвей (стр. 97)
  21. ^ Баррос (стр. 99), Коррейя (стр. 405). Любопытно, что Эмполи (стр. 225), который был с кораблями Квилона и был свидетелем встречи, идентифицирует правителя как короля, а не королеву. Эмполи относится к королю «Намбиадора», что почти наверняка является вариацией «Наубеадарим» или «Наубеа Дэринг», имен, которые часто можно встретить в португальских хрониках для обозначения королевских наследников в других малабарских королевствах (например, Каликуте, Кочине) и, таким образом, почти наверняка титул. то есть возможно, что «король», которого встретил Эмполи, был просто королевским принцем, наследником королевы Квилона, который вел дела от ее имени.
  22. ^ Баррос, стр.99
  23. ^ Баррос (т.2, стр.105)
  24. ^ Тил (1902: 163)
  25. ^ Мэри Ганн, L. e. Кодд, Лью Кодд. Ботаническое исследование Южной Африки: иллюстрированная история ранней ботанической литературы о мысе Флора: биографические отчеты о ведущих коллекционерах растений и их деятельности в Южной Африке со времен Ост-Индской компании до наших дней. CRC Press, 1981. стр. 5-7. ISBN   0-86961-129-1
  26. ^ Коррейя, Либ. 1, д.8, стр.418
  27. ^ Комментарии Альбукерке (стр. 16). В глянце Relação das Naus da Índia утверждается, что Concepção был внешним кораблем Дуарте Пачеко; но Эмполи предполагает, что Пачеко командовал нау Эспириту-Санту , и, во всяком случае, Гаспар Коррейя (стр. 409) утверждает, что Перо де Атаиде забрал нау Пачеко обратно в Лиссабон. Одна из возможных гипотез заключается в том, что « Консепсан» на самом деле мог быть названием корабля (не указанного в списках) Диого Фернандеса Перейры , пропавшего капитана третьей эскадры, зимовавшего на Сокотре (тот факт, что «Диого Фернандес Перейра и «Дуарте Пачеко Перейра» имеют похожие имена, возможно, это способствовало путанице). Другими словами, Альбукерке никогда не оставлял после себя нау; то, что он оставил Дуарте Пачеко, было всего лишь двумя каравеллами и полномочиями осуществлять командование всеми силами потерянной Третьей эскадры, появившимися в Индии после его отбытия (а Диогу Фернандеш Перейра прибыл с Сокотры вскоре после этого со своим нау Консепсан ). Действительно, мы знаем «Диогу Перейру». командовал Консепсао во время битвы при Кочине , но это мог быть просто кто-то с похожим именем.
  28. ^ Эмполи, стр.227
  29. ^ Комментарии к Альбукерке , стр.23.
  30. ^ Комментарии Альбукерке , стр.17.
  31. ^ Эмполи, стр.228.
  32. ^ Эмполи, стр.228.

Источники

[ редактировать ]
  • Афонсу де Альбукерке (1557 г.), Commentarios Dafonso Dalboquerque, capitam geral & gouernador da India [1774 г., Порт. ред.] [англ. пер. 1875-84 Уолтера де Грея Берча, « Комментарии великого Афонсу Далбокерка, второго вице-короля Индии» , 4 тома, Лондон: Общество Хаклюта]
  • Перо де Атаиде (1504 г.) «Письмо Перо де Атайде Эль-рею Д. Мануэлю, 20 февраля 1504 г.», опубликованное в Bulhão Pato, редакторе РА, 1898 г., « Письма Аффонсу де Альбукерке» с последующими документами, разъясняющими их . Лиссабон: Academia Real de Sciencias, vol. 2 с.262-268.
  • Жоао де Баррос (1552–1559 гг.) Десятилетия Азии: о подвигах, совершенных португальцами в открытии и завоевании морей и земель Востока. . I декабря, Lib 7, C.2
  • Фернан Лопиш де Кастаньеда (1551–1560) История открытия и завоевания Индии португальцами [издание 1833 г.] Lib 1, Ch.
  • Гаспар Коррейя (около 1550-х гг.) Легенды Индии , первый паб. 1858–64, Лиссабон: Academia Real de Sciencias Vol . частично транс. Его Превосходительство Стэнли, 1869 г., как «Три путешествия Васко де Гамы» и его наместничество в Лондоне: Общество Хаклюта.
  • Иоанн Эмполийский (1550 г.) «Путешествие в Индию Иоанна Эмполийского, флорентийца, находившегося на корабле Святейшего короля Португалии от имени Маркионни Лиссабонского», первый паб. на итальянском языке в Венеции (1550 г.), Джованни Баттиста Рамузио , изд., Первый том навигации и путешествий, в котором описание Африки и страны отца Иоанна продолжается в различных путешествиях от Красного моря до Каликута и, наконец, на Молуккские острова, где рождаются специи и кругосветное плавание. онлайн . Переведено в 1812 году на португальский как «Путешествие в Ост-Индию Иоанна Эмполи, португальского человека-творца, вооруженного маркизами Лиссабона, перевод с итальянского», в Королевской академии наук, изд. Сборник новостей по истории и географии заморских народов: живем ли мы в наших португальских владениях или по соседству , Vol. 2, Пт. 6
  • Мануэль де Фариа и Соуза (1666–75) Asia Portuguesa , Том 1.
  • Дамиан де Гус (1566–1567) Chrónica do Felicíssimo Rei D. Manuel, da Gloriosa Memoria (перепечатано в 1749 году, Лиссабон: М. Манескаль да Коста) онлайн
  • Херонимо Осорио (1586) Де ребус Эммануэлис [пер. Порт., 1804, Из жизни и деяний Эль Рей Д. Мануэля , Лиссабон: Printing Regia.]
  • Связь народов и армад Индии с их успехами, которые могли быть известны, для новостей и обучения любопытных и любителей истории Индии (Дополнительный кодекс 20902 Британской библиотеки), [D. Антониу де Атаиде, оригинал. редактор.] Расшифровано и переиздано в 1985 году М. Х. Мальдонадо, Общая библиотека Университета Коимбры. онлайн

Вторичный

  • Дамс, ML (1918) «Введение» в отчет о странах, граничащих с Индийским океаном, и их обитателях, Vol. 1 (английский перевод Ливро де Дуарте де Барбоза ), переиздание 2005 г., Нью-Дели: Азиатские образовательные службы.
  • Дэнверс, ФК (1894) Португальцы в Индии, история взлета и упадка их восточной империи . 2 тома, Лондон: Аллен.
  • Диффи, Б.В. и Г.Д. Виниус (1977) Основания Португальской империи, 1415-1580 гг ., Миннеаполис, Миннесота: University of Minnesota Press
  • Логан, В. (1887) Руководство Малабара , переиздание 2004 г., Нью-Дели: Азиатские образовательные службы.
  • Наир, КР (1902) «Португальцы в Малабаре», Calcutta Review , Vol. 115, с. 210-51
  • Кинтелла, Игнако да Коста (1839) Аннаес да Маринья Португеза , Том 1, Лиссабон: Academia Real das Sciencias.
  • Стивенс, HM (1897) Альбукерке . Оксфорд: Кларендон.
  • Тил, Г.М. (1902) Начало истории Южной Африки . Лондон: Анвин.
  • Уайтвей, Р.С. (1899) Расцвет португальского могущества в Индии, 1497-1550 гг . Вестминстер: Констебль.
Предшественник Португальская Индийская Армада
1503
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea6dcb1338d2698a4fd86acac45fefe8__1707842400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/e8/ea6dcb1338d2698a4fd86acac45fefe8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
5th Portuguese India Armada (Albuquerque, 1503) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)