Ассирийская церковь Востока
Святая Апостольская Католическая Ассирийская Церковь Востока | |
---|---|
Аббревиатура | АКОЕ |
Классификация | Восточно-христианский |
Ориентация | Сирийский христианин |
Теология | Восточно-сирийское богословие |
Католикос – Патриарх | Мар Ава III [1] |
Область | Центральный Ближний Восток , Индия ; диаспора |
Язык | сирийский , [2] арамейский |
Литургия | Восточно-сирийский обряд |
Штаб-квартира | Анкава , Эрбиль , Ирак |
поглощенный | Халдейско-Сирийская церковь (1907 г.) |
Разделения |
|
Члены | 400,000+ (2021) [3] |
Официальный сайт | Официальный сайт |
Часть серии о |
христианство |
---|
Ассирийская церковь Востока [а] ( ACOE ), иногда называемая Церковью Востока [5] [6] и официально известная как Святая Апостольская Католическая Ассирийская Церковь Востока ( HACACE ), [5] [7] [б] — восточно-христианская церковь, которая следует традиционной христологии и экклезиологии исторической Церкви Востока . [9] Он принадлежит к восточной ветви сирийского христианства и использует Божественную литургию святых Аддая и Мари, принадлежащих к восточно-сирийскому обряду . Его основным литургическим языком является классический сирийский , диалект восточно-арамейского языка , и большинство его приверженцев — этнические ассирийцы .
Церковь также имеет архиепархию, расположенную в Индии , известную как Халдейско-Сирийская Церковь Индии . Официальная штаб-квартира Ассирийской Церкви Востока находится в городе Эрбиль на севере Ирака ; его первоначальная территория также распространилась на юго-восток Турции , северо-восток Сирии и северо-запад Ирана , что примерно соответствует древней Ассирии . Нынешний Католикос-Патриарх Ассирийской Церкви Востока Мар Ава III был рукоположен в сентябре 2021 года.
Ассирийская Церковь Востока претендует на преемственность с исторической Церковью Востока и не находится в общении ни с Восточными Православными Церквами , ни с Восточной Православной Церковью . Фракцией Церкви Востока, которая пришла в полное общение со Святым Престолом Рима, является Халдейская Католическая Церковь . После Общей христологической декларации в 1994 году между Церковью Востока и Католической Церковью и богословского диалога между церквями в 2001 году они разработали руководящие принципы для верующих, которые должны иметь взаимный допуск к Евхаристии между Халдейской Католической Церковью и Ассирийской Церковью. Восток. [10]
Ассирийская Церковь Востока имеет традиционную епископскую структуру, возглавляемую Католикосом-Патриархом . Его иерархию составляют митрополиты и епархиальные архиереи , а низшее духовенство состоит из священников и диаконов , которые служат в епархиях (епархиях) и приходах по всему Ближнему Востоку , Индии , Северной Америке , Океании и Европе (включая Кавказ и Россию ). . [11]
История [ править ]
Ассирийская Церковь Востока считает себя продолжением Церкви Востока , церкви, которая первоначально возникла среди ассирийцев в первом веке нашей эры в Ассирии , Верхней Месопотамии и северо-западной Персии , к востоку от Византийской империи . Это апостольская церковь, основанная апостолом Фомой , Аддаем Эдесским и апостолом Варфоломеем . Вопреки распространенному мнению, апостол Петр церковь никогда не посещал Вавилонскую . [12]
Историческая самобытность Ассирийской Церкви Востока возникла в результате ряда сложных процессов и событий, происходивших внутри Церкви Востока в переходный период, начавшийся в середине XVI века и продолжавшийся до начала XIX века. . [13] Этот неспокойный период был отмечен несколькими последовательными расколами и слияниями, которые привели к созданию отдельных ветвей и соперничающих патриархальных линий. В течение всего периода одним из главных вопросов спора была уния с католической церковью . В конечном итоге прокатолические ветви были объединены в Халдейскую католическую церковь , а традиционные ветви — в Ассирийскую церковь Востока. [14]
Расколы и ветви [ править ]
Во время патриаршего правления Шемона VII Исояхба (1539–1558), проживавшего в древнем монастыре Раббан Хормизд близ Алькоша , возникли внутренние разногласия по ряду вопросов, в том числе по вопросу о наследственном преемстве патриаршего престола и вопросу о союзе с католическая церковь. К тому времени францисканские миссионеры уже приобрели некоторое влияние на несколько местных общин. [15] и они приняли в то время активную роль в организации оппозиции Патриарху. была организована прокатолическая партия К концу 1552 года в Мосуле под руководством священника Йоханнана Сулаки . [16] который решил узаконить свое положение, отправившись в Рим и добиваясь подтверждения у Папы Юлия III (1550–1555). [17]
Получив поддержку францисканских миссионеров, он прибыл в Рим и в феврале 1553 года вступил в полное общение с Католической церковью. Тогда чиновникам Римской курии была предоставлена неверная информация о том, что пожилой патриарх Шемон VII действительно умер. После некоторых размышлений Папа решил назначить Йоханнана Сулаку «Патриархом Вавилона» в апреле 1553 года. [18]
При посвящении Йоханнан Сулака принял имя Шимун и к концу года вернулся на родину. Он начал организовывать прокатолическую партию, назначив нескольких митрополитов и епископов. [17]
Алкоша Элия Старшая линия
Против союза с Римом активно выступал патриарх Шемон VII Исояхб , который продолжал проживать в монастыре Раббан Хормизд недалеко от Алькоша. Ему наследовал его племянник Элия (1558–1591), которого в старой историографии называли Элией «VII». [19] [20] но в недавних научных работах его номер был изменен на Элию «VI». [21] [22] [23] Такое же изменение нумерации было применено к его преемникам, которые все взяли одно и то же имя, создав таким образом линию Элия . Во время его патриархального правления линия Элия сохранила свою традиционную христологию и полную церковную независимость. [24] Его преемником стал патриарх Элия VII (VIII) (1591–1617), который несколько раз вел переговоры с католической церковью, в 1605 и 1610 годах, а также снова в 1615–1616 годах, но без каких-либо результатов. [25] От дальнейших переговоров отказался следующий Патриарх Элия VIII (IX) (1617–1660). [26] Дэвид Уилмшерст отметил, что его преемник Патриарх Элия IX (X) (1660–1700) также был «энергичным защитником традиционной веры». [27]
Линия патриархов-традиционалистов Элия продолжалась на протяжении всего XVIII века, проживая в древнем монастыре Раббан Хормизд, который в конечном итоге подвергся нападению и разграблению в 1743 году, в начале Османско-персидской войны (1743–1746) . [28] Столкнувшись с многовековым соперничеством и частыми конфликтами между двумя могущественными исламскими империями ( Османской и Персидской ), все христианские общины в приграничных регионах постоянно подвергались опасности – и не только во время войны, поскольку местные, преимущественно курдские , полевые командиры привыкли нападать на христианские общины и монастыри. Патриархи Элия X (XI) (1700–1722) и Элия XI (XII) (1722–1778) пытались улучшить все ухудшающееся положение своей христианской паствы, оставаясь лояльными османским властям, но местная администрация часто была не в состоянии обеспечить эффективные меры. защита. [29] Линия Элии патриархов-традиционалистов закончилась в 1804 году со смертью Элии XII (XIII) (1778–1804). [30] [23]
Кочаниса Шимунов Младшая линия
Во второй половине XVI века патриархи-традиционалисты линии Элия столкнулись с постоянным присутствием прокатолического движения, возглавляемого преемниками Шимуна VIII Йоханнана Сулаки . После его смерти в 1555 г. вновь сложившуюся линию патриархов, объединившихся с католической церковью, продолжил Абдишо IV Марон (1555–1570), оставшийся в полном общении с католической церковью. Он посетил Рим и был официально утвержден Папой Римским в 1562 году. [31] Вскоре после его смерти связи с Римом были ослаблены впервые за время правления Патриарха Яхбаллы IV, который не искал подтверждения у Папы. [32] Этот перерыв завершился его преемником Шимуном IX Динкхой (1580–1600), который восстановил полное общение с католической церковью и был официально подтвержден Папой в 1584 году. [33]
После его смерти патриаршая должность стала наследственной, и патриархи этой линии продолжали использовать имя Шимун , создавая таким образом линию Шимун. Наследственная преемственность была неприемлема для Рима, и во время правления следующего патриарха Шимуна X Элии (1600–1638) связи с католической церковью снова ослабли. В 1616 году Шимун X подписал традиционное исповедание веры, которое не было принято Папой, в результате чего Патриарх остался без подтверждения Рима. [34] Его преемник Шимун XI Эшуёв (1638–1656) восстановил общение с католической церковью только в 1653 году, в конечном итоге получив подтверждение от Папы. [27] К тому времени внутри линии Шимун постоянно росло движение к полной приверженности традиционной вере. Когда следующий патриарх Шимун XII Йоалаха решил послать свое исповедание веры Папе, он был свергнут своими епископами из-за его прокатолической позиции. Папа пытался вмешаться в его защиту, но безуспешно. [27]
Окончательное разрешение конфликтов внутри линии Шимун произошло при следующем патриархе Шимуне XIII Динкхе (1662–1700), который окончательно разорвал общение с католической церковью. В 1670 году он дал традиционалистский ответ на подход Папы, а к 1672 году все связи с католической церковью были прекращены. [35] [36] В то же время Патриарх Шимун XIII перенес свое место из Амида в Кочанис . После окончательного возвращения к традиционной вере Патриархи линии Шимун решили сохранить свою независимость, и после этого существовали две независимые линии традиционных патриархов: старшая линия Элия в Алкоше и младшая линия Шимун в Кочанисе. [37]
Такое разделение было дополнительно вызвано сложной структурой местных ассирийских общин, традиционно организованных как племенные конфедерации, где каждое племя возглавлялось местным лордом ( маликом ), в то время как каждый малик в конечном итоге подчинялся патриарху, который был посредником между ассирийцами-христианами и османами. власти. [38]
Объединение оставшихся филиалов [ править ]
В 1780 году, в начале патриаршего правления Элия XII (XIII) (1778–1804), группа отделилась от линии Элия в Алкоше и избрала Йоханнана Хормизда , который вступил в полное общение с католической церковью и был официально назначен архиепископом Мосул и патриархальный администратор Халдейской католической церкви , в 1783 году. Лишь после смерти в 1827 году последнего представителя линии иосифлян, Иосифа V Августина Хинди , Йоханнан был признан Папой в 1830 году халдейским католическим патриархом. Этим самым официального назначения, было достигнуто окончательное слияние различных фракций, приверженных унии с католической церковью, образовав таким образом современную Халдейскую католическую церковь.
В то же время длительное сосуществование и соперничество между двумя традиционалистскими патриархальными ветвями — старшей линией Элии Алкоша и младшей линией Шимуна Кочаниса — закончилось в 1804 году, когда умер последний примат линии Элия, Патриарх Элия XII (XIII) и был похоронен в древнем монастыре Раббан-Хормизд . Его ветвь решила не избирать нового патриарха, что позволило оставшемуся патриарху Шимуну XVI Йоханнану (1780–1820) из линии Шимун стать единственным приматом обеих ассирийских традиционалистских ветвей. [39] [40] [37] Объединенная после 1804 года воссоединенная традиционалистская церковь во главе с патриархами линии Шимун стала широко известна как «Ассирийская церковь Востока». Ассирийский патриарх Шимун XVI Йоханнан, все еще базирующийся в Кодчанисе, не смог обеспечить контроль над традиционной резиденцией бывшей линии Элии в древнем монастыре Раббан Хормизд; и около 1808 года это почитаемое монашеское учреждение перешло к халдейским католикам . [41]
Следующий ассирийский патриарх Шимун XVII Авраам (1820–1861) также управлял своей церковью из Кодшаниса . В годы, отмеченные политической нестабильностью, он старался поддерживать хорошие отношения с местными властями Османской империи. В 1843 году он столкнулся с возобновлением военных действий со стороны курдских полевых командиров, которые напали и разграбили многие христианские деревни, убив 10 000 мужчин-христиан и уведя в плен женщин и детей. Сам патриарх был вынужден найти временное убежище в Мосуле . [42] Его сменил Патриарх Шимун XVIII Рубиль (1861–1903), который также проживал в Кодшанисе. В 1869 году он получил открытое приглашение Ватикана посетить Рим для участия в Первом Ватиканском соборе в качестве наблюдателя, но приглашение не принял. [43] В последующие годы он также отверг другие инициативы по объединению с католической церковью. [44]
К концу XIX века Ассирийская церковь Востока утвердилась в качестве единственного представителя всех ассирийцев-традиционалистов. Ему также удалось обеспечить определенный уровень автономии в рамках весьма сложной системы османского местного управления в приграничных регионах. [45] В ряде случаев ассирийские патриархи отказывались вступить в общение с Католической Церковью или слиться с Халдейской Католической Церковью. [37] С другой стороны, к концу XIX века некоторые из его общин были обращены в протестантизм различными западными миссионерами. [46] в то время как другие общины были привлечены к восточному православию . Это движение возглавил ассирийский епископ Супурганский Мар Йонан из области Урмии , который обратился в восточное православие в 1898 году через Русскую духовную миссию в Урмии . [47]
20 век [ править ]
Среди всех трагедий и расколов, которые ослабили церковь, нет другой, столь же серьезной, как ассирийский геноцид . Церковь Востока базировалась в горах Хаккари это было с . В 1681 как тот момент Ассирийская года , союзников — из-за страха перед движением за независимость Ассирии . В ответ на это ассирийцы всех конфессий (Ассирийская церковь Востока, Халдейская католическая церковь, Сирийская православная церковь и ассирийские протестанты) вступили в войну за независимость и объединились с Соединенным Королевством , Российской империей и армянами. против османов и их исламских курдских, иранских и арабских союзников. [48]
Несмотря на все трудности, ассирийцы в течение трех лет успешно сражались против османов и их союзников на территории юго-восточной Турции, северного Ирака, северо-западного Ирана и северо-восточной Сирии. В конце концов, однако, они были оставлены их союзниками, Российской Империей и Первой Республикой Армения , из-за Русской революции и краха армянской обороны, в результате чего ассирийцы оказались в значительном меньшинстве, окружены и отрезаны от поставок боеприпасов и оружия. еда. В этот период их кафедра в Кодчанисе была полностью разрушена, а турки и их исламские союзники истребили всех ассирийцев в горах Хаккари. [49]
Те, кто выжил, бежали в Иран вместе с остатками ассирийской обороны под командованием Аги Петроса , но их преследовали на иранской территории, несмотря на то, что они бежали. Позже, в 1918 году, после убийства их фактического лидера и патриарха Шимуна XIX Беньямина и 150 его последователей во время переговоров, опасаясь дальнейших массовых убийств со стороны турок и курдов, большинство выживших бежали поездом из Ирана в должен был стать Ираком. Они искали там защиты в соответствии с британским мандатом и присоединились к уже существовавшим коренным ассирийским общинам как восточно-православного, так и католического обрядов на севере, где они образовали общины в Багдаде , Басре и других районах. [49]
Патриарх Шимун XXI Эшай [ править ]
После Первой мировой войны получивший образование в Британии патриарх Шимун XXI Эшай , родившийся в линии патриархов в Кодчанисе, агитировал за создание независимого ассирийского государства. После окончания британского мандата в 1933 году [49] и резня ассирийского мирного населения в Симеле иракской армией, патриарх был вынужден укрыться на Кипре . [50] Там Шимун обратился в Лигу Наций с петицией о судьбе своего народа, но безуспешно, и в результате ему был запрещен въезд в Сирию и Ирак. Он путешествовал по Европе , а затем в 1940 году переехал в Чикаго, чтобы присоединиться к растущей там ассирийской диаспоре . [50]
Из-за дезорганизованного состояния церкви и всей ассирийской общины в результате конфликтов XX века Патриарх Шимун XXI Эшай был вынужден реорганизовать церковную структуру в США . В 1954 году он перенес свою резиденцию в Сан-Франциско и смог поехать в Иран , Ливан , Кувейт и Индию , где работал над укреплением церкви. [51]
В 1964 году патриарх издал указ о ряде изменений в церкви, включая литургическую реформу, принятие григорианского календаря и сокращение Великого поста . Эти изменения в сочетании с длительным отсутствием Шимуна в Ираке вызвали раскол в тамошнем сообществе, что привело к новому расколу. В 1968 году традиционалисты внутри церкви избрали Тома Дармо патриархом-соперником Шимуна XXI Эшая, сформировав независимую Древнюю Церковь Востока , базирующуюся в Багдаде , Ирак . [52]
В 1972 году Шимун решил уйти с поста патриарха, а в следующем году женился, вопреки давним церковным обычаям. Это привело к созыву Синода в 1973 году, на котором были проведены дальнейшие реформы, наиболее значительные из которых включали постоянную отмену наследственного преемства - практика, введенная в середине пятнадцатого века Патриархом Шемоном IV Басиди (умершим в 1497 году) - и также было решено восстановить Шимуна в должности. Второй вопрос должен был быть решен на другом синоде в 1975 году; однако Шимун был убит в ноябре 1975 года своим бывшим родственником еще до того, как это произошло. [53]
Патриарх Динха IV [ править ]
Почти через год после смерти Шимуна Мар Хнанья Динха , митрополит Тегеранский , созвал синод семи ассирийских епископов, который состоялся в аббатстве Святого Павла в Олтоне в Англии с 12 по 17 октября 1976 года. К ним присоединились две церкви. епископов Англии , представляющих архиепископа Кентерберийского и епископа Лондона , и избрал Динху 120-м Католикосом-Патриархом Церкви Востока. 17 октября он был посвящен в сан Динха IV в церкви Св. Варнавы в Илинге, в районе, где проживало много ассирийцев. [54]
Динха, которому тогда было 33 года, управлял своей кафедрой в Тегеране до ирано-иракской войны 1980–1988 годов, когда он уехал в изгнание в Соединенные Штаты и перенес Патриаршую кафедру в Чикаго. [55] Большая часть его патриархата была озабочена заботой об общине ассирийской диаспоры и экуменическими усилиями по укреплению отношений с другими церквями. [55] 26 марта 2015 года Динха IV скончался в США, оставив Ассирийскую Церковь Востока на период sede vacante до 18 сентября 2015 года. В это время Апрем Мукен служил хранителем Патриархата Селевкии-Ктесифона . [56] [57]
Патриарх Геваргис III [ править ]
18 сентября 2015 года Священный Синод Ассирийской Церкви Востока избрал митрополита Ирака, Иордании и России Варду Сливу преемником покойного Динхи IV на посту Католикоса-Патриарха Ассирийской Церкви Востока . 27 сентября 2015 года он был хиротонисан в сан Католикоса-Патриарха в кафедральном соборе Святого Иоанна Предтечи в Эрбиле , Ирак. После хиротонии он принял церковное имя Геваргис III .
Церковные лидеры предложили перенести Патриаршую кафедру из Чикаго обратно в Эрбиль. [58]
Были также разговоры о воссоединении. В Общей христологической декларации между Католической церковью и Ассирийской церковью Востока в 1994 году обе церкви признали законность и правильность титулов друг друга для Марии . [59]
В 2005 году Ассирийская церковь Востока насчитывала около 380 000 членов. [60] в основном живут в США, Иране , Ираке , Сирии и Турции. [61] [62]
Патриарх Ава III [ править ]
6 сентября 2021 года Мар Геваргис III официально сложил с себя полномочия Католикоса-Патриарха во время внеочередной сессии Священного Синода Ассирийской Церкви Востока, оставив Патриарший Престол вакантным. 8 сентября 2021 года Священный Синод избрал Мара Ава Ройеля , епископа Калифорнийского и секретаря Священного Синода, преемником Мара Геваргиса III на посту 122-го Католикоса-Патриарха Ассирийской Церкви Востока . [63] [64] Он был хиротонисан и возведен на престол Католикоса-Патриарха 13 сентября 2021 года, в праздник Святого Креста, в соборном храме Св. Иоанна Предтечи в Эрбиле, Ирак, и принял церковное имя Мар Ава III.
Доктрина [ править ]
Часть серии о |
Восточное христианство |
---|
Следуя доктринальным традициям древней Церкви Востока , современная Ассирийская Церковь Востока признает первые два Вселенских собора : Первый Никейский собор (325 г.) и Первый Константинопольский собор (381 г.). Ассирийская Церковь следует учениям о Троице , выраженным в Никейском Символе веры , и исповедует вечное исхождение Святого Духа от Отца . [65]
Христология [ править ]
В богословском отношении Ассирийская Церковь Востока не принимает вероучительные определения, принятые на Эфесском (431 г.) и Халкидонском соборе (451 г.), и по-прежнему придерживается Церкви Востока традиционной христологии , то есть часто помечены как несторианские . Использование и точное значение этого термина были предметом многих споров не только на протяжении всей истории, но и в наше время, поскольку Ассирийская Церковь Востока имеет особые взгляды на некоторые христологические вопросы и утверждает, что ее богословские доктрины и традиции по сути являются Православные, признавая при этом необходимость дальнейшего межхристианского диалога, который разрешил бы различные вопросы в области сравнительной христологической терминологии. [66]
Несторианская природа ассирийского христианства остается предметом споров. Элементы несторианского учения были явно отвергнуты Патриархом Динкхой IV по случаю его воцарения на престоле в 1976 году. [67]
Христология Церкви Востока уходит корнями в антиохийскую богословскую традицию ранней церкви. Основателями ассирийского богословия являются Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуестийский , оба преподавали в Антиохии . «Антиохийский» — это современное обозначение стиля богословия, связанного с ранней Антиохийской церковью, в отличие от богословия Александрийской церкви. [68]
Антиохийское богословие подчеркивает человечность Христа и реальность морального выбора, с которым он столкнулся. Чтобы сохранить бесстрастность Божественной природы Христа, единство Его личности определяется более свободно, чем в александрийской традиции. [68] Нормативная христология Церкви Востока была написана Бабаем Великим (ум. 628) во время споров, последовавших за Эфесским собором 431 года . Бабай считал, что внутри Христа существуют два кнома ( сирийский : ����������������/ qnômâ , сложный термин, эквивалентный греческому термину ипостась ), несмешанные, но навечно объединенные в одном просопоне (личности) Христа.
Точное христологическое учение Нестория окутано мраком. Опасаясь монофизитства, Несторий отверг теорию Кирилла об ипостасном союзе , предложив вместо этого гораздо более свободную концепцию просопического союза . Несторианство стало означать радикальное диофизитство . [69] в котором две природы Христа вечно разделены, хотя сомнительно, чтобы Несторий когда-либо учил такому учению. Отказ Нестория от термина Богородица («Богоносица» или «Богоматерь») традиционно считался свидетельством того, что он утверждал существование двух личностей (диопрозоизм) – а не просто двух природ – в Иисусе Христе, но не существует свидетельств того, что Несторий отрицал единство Христа. [70] В споре, последовавшем за Эфесским собором, термин «несторианство» применялся ко всем доктринам, поддерживающим строго антиохийскую христологию. В результате Церковь Востока была названа несторианской, хотя ее официальная христология фактически была определена Бабаем Великим на соборе, состоявшемся в 612 году. [66]
Литургия [ править ]
Церковь использует сирийский диалект восточно-арамейского языка в своей литургии , Восточно-сирийский обряд , который включает три анафоры , приписываемые Аддаю Эдесскому и Марийскому , Феодору Мопсуестийскому , а позднее и Несторию . [49]
Иконография [ править ]
В своих домах христиане, принадлежащие к Ассирийской Церкви Востока, вешают христианский крест (без корпуса) . на восточную стену главной комнаты [71]
Ассирийская церковь Востока в настоящее время не использует иконы , а интерьер ее молитвенных домов прост. [72] Иконография присутствовала в истории Церкви Востока; противодействие религиозным изображениям со временем стало нормой из-за распространения в регионе ислама , который запрещал любые изображения святых и библейских пророков . Таким образом, церковь была вынуждена избавиться от ее икон. [73] [72]
Несторианское Пешитта Евангелие , написанное в Эстрангеле 13-го века, в настоящее время находится в Государственной библиотеке Берлина . Эта иллюстрированная рукопись из Верхней Месопотамии или Тур Абдина доказывает, что в XIII веке церковь еще не была аниконической . [74] Несторианский Евангелион, сохранившийся в Bibliothèque nationale de France , содержит иллюстрацию, изображающую Иисуса Христа (не распятие ) в круге кольцевидного креста (в форме кельтского креста ), окруженного четырьмя ангелами. [75]
Три сирийские рукописи начала XIX века и ранее (они были отредактированы в сборник под названием «Книга защиты» Германа Голланца ) содержат ряд более или менее грубых иллюстраций. Эти рукописи доказывают постоянное использование изображений. Кроме того, в церкви Селевкии-Ктесифона конца VI века была обнаружена лепная мужская фигура в натуральную величину. Под этой церковью были найдены остатки более ранней церкви. Хотя невозможно определить, о какой несторианской церкви идет речь, открытие, тем не менее, доказывает, что Церковь Востока также использовала образные изображения. [74]
- Праздник Обретения Истинного Креста , из несторианского Евангелия Пешитты XIII века, написанного в Эстрангеле , сохранившегося в СББ .
- Двенадцать апостолов собираются вокруг Петра в Пятидесятницу , из несторианского Евангелия Пешитта.
Организация [ править ]
Ассирийская церковь Востока управляется епископальным государством , как и другие апостольские церкви. Церковь поддерживает систему географических приходов, организованных в епархии и архиепархии . Католикос -Патриарх является главой церкви. В его синод входят епископы, курирующие отдельные епархии, и митрополиты, курирующие епископские епархии в их территориальной юрисдикции.
Халдейско -Сирийская Церковь , охватывающая Индию и страны Персидского залива , является крупнейшей епархией церкви. Ее история восходит к Церкви Востока , которая обосновалась в Керале , но две общины поддерживали лишь спорадические связи в течение нескольких столетий, а постоянные отношения были установлены только с приходом португальцев в Индию около 1500 года. представлен Ассирийской Церковью Востока и находится с ней в общении .
Членство оценивается в 385 000 приверженцев, [60] хотя некоторые [ который? ] Источники говорят, что их число достигает 500 000. [76] По словам ученого Джеймса Минахана, около 19% ассирийцев принадлежат к Ассирийской церкви Востока. [77] В своем собственном отчете о свободе вероисповедания за 2018 год Государственный департамент США назвал приверженцев Ассирийской церкви Востока примерно 20% христиан в Ираке . [78]
Иерархия [ править ]
Патриаршее место на протяжении истории несколько раз перемещалось. До 1804 года патриархи старшей линии Элия проживали в древнем монастыре Раббан Хормизд , а патриархи младшей линии Шимун проживали в соборной церкви Мар-Шаллита в деревне Кудшанис в горах Хаккари Османской империи и продолжал делать это вплоть до Первой мировой войны . После начала конфликта в 1915 году патриархи временно проживали между Урмией и Салмасом , а после 1918 года патриархи проживали в Мосуле .
После резни в Симеле в 1933 году тогдашний патриарх Шимун XXI Эшай был сослан на Кипр из-за своей борьбы за независимость . В 1940 году его приветствовали в Соединенных Штатах , где он поселился в Чикаго и управлял Соединенными Штатами и Канадой в качестве своей патриархальной провинции. Затем патриархат был перенесен в Модесто, штат Калифорния , в 1954 году и, наконец, в Сан-Франциско в 1958 году из-за проблем со здоровьем. После убийства патриарха и избрания Динхи IV в 1976 году патриархат временно разместился в Тегеране , где в то время проживал новый патриарх.
После ирано-иракской войны и иранской революции патриархат снова вернулся в Чикаго , где оставался до 2015 года, когда он восстановил свои позиции на Ближнем Востоке , организовавшись в Эрбиле в Анкава районе в Ираке после того, как Геваргис III был рукоположен в сан католикоса. Патриарх. Епархия Востока США служила патриаршей провинцией с 1994 по 2012 год.
Из-за нестабильной политической, религиозной и экономической ситуации на исторической родине церкви — Ближнем Востоке, многие члены церкви сейчас проживают в западных странах . Церкви и епархии были созданы по всей Европе , Америке и Океании . [11] Самая большая концентрация членов церкви из числа экспатриантов находится в Соединенных Штатах, в основном в Иллинойсе и Калифорнии .
Архиепископии [ править ]
- Архиепископия Австралии, Новой Зеландии и Ливана – создана в октябре 1984 года.
- Сирийская архиепархия – юрисдикция распространяется на всю территорию Сирии, особенно в провинции Хасака , где большая часть общины проживает в Аль-Хасаке , Камишли и 35 деревнях вдоль реки Хабур . Небольшие общины также есть в Дамаске и Алеппо .
- Архиепископия Индии – территория архиепархии включает город Триссур и его окрестности, в основном в штате Керала .
Епархии [ править ]
- Иранская епархия - территория включает столицу Тегеран , равнины Урмия и Салмас .
- Епархия Нохадра и Ниневия - создана в 1999 году, в ее юрисдикцию входят коренные общины Дохука и Ниневии.
- Епархия Скандинавии и Германии – территория лежит в Западной Европе и включает Данию , Швецию , Германию , Финляндию и Норвегию .
- Епархия Восточной США – бывшая патриаршая архиепархия с 1994 по 2012 год. Территория включает большую общину штата Иллинойс , а также более мелкие приходы в Мичигане , Новой Англии и Нью-Йорке .
- Калифорнийская епархия - юрисдикция включает приходы на западе США и северной Калифорнии. Некоторые из приходов - Сан-Франциско , Сан-Хосе , Модесто , Терлок , Церера , Сиэтл и Сакраменто .
- Епархия Запада США – юрисдикция включает приходы в Аризоне и южной Калифорнии .
- Епархия Канады – включает территорию Торонто , Виндзор , Гамильтон и всю Канаду .
- Епархия Виктории и Новой Зеландии - включает Мельбурн и Новую Зеландию.
- Западноевропейская епархия – территория находится в Западной Европе и включает Великобританию , Францию , Бельгию , Люксембург , Австрию , Нидерланды и Грецию .
- Епархия Багдада, Украины и Грузии .
Члены Священного Синода [ править ]
По состоянию на май 2024 г. [update]
- моря Час III : 122-й католико-патриарх
- Меелис Зая : митрополит Австралии, Новой Зеландии и Ливана и генеральный патриарший викарий.
- Афрам Афинил : митрополит Сирийский.
- Авгин Куриакосе: митрополит Индии и стран Персидского залива
- Одишо Авраам: епископ Скандинавии и Германии
- Нарсай Беньямин: епископ Ирана
- Паулюс Бенджамин: епископ восточной части Соединенных Штатов.
- Абрис Юханнан: епископ Дахука и Ниневии
- Вениамин Эля: епископ Виктории и Новой Зеландии и секретарь Священного Синода
- Авраам Юханис: [79] Епископ Западной Европы
- Элия Тамрас: [80] Епископ Багдадский, Украинский и Грузинский.
Ушедший на пенсию:
- Апрем Мукен : почетный митрополит Малабарский и Индийский.
- Саргис Йосип : почетный епископ Багдада
- Априм Хамис: почетный епископ Западных Соединенных Штатов
- Эммануэль Йосип: почетный епископ Канады
Экуменические отношения [ править ]
11 ноября 1994 года историческая встреча Патриарха Динхи IV и Папы Иоанна Павла II состоялась в Риме . Его Святейшество, Папа и Патриарх подписали документ под названием « Общая христологическая декларация между Католической церковью и Ассирийской церковью Востока ». Одним из побочных эффектов этой встречи стало то, что отношения Ассирийской церкви Востока с другой халдейской католической церковью начали улучшаться. [81]
С 1995 года Ассирийская Церковь Востока является полноправным членом Ближневосточного Совета Церквей . [6]
Отсутствие связного повествования об институте в Анафоре Аддаи и Мари , восходящей к апостольским временам, заставило многих западных христиан, и особенно католиков, усомниться в достоверности этой анафоры , широко используемой Ассирийской Церковью Востока. как молитва освящения евхаристических элементов . В 2001 году, после изучения этого вопроса, кардинал Йозеф Ратцингер (впоследствии Папа Бенедикт XVI ), тогдашний префект Конгрегации доктрины веры декларацию , обнародовал одобренную Папой Иоанном Павлом II , в которой говорилось, что это действительная анафора. Эта декларация открыла путь к совместному синодальному указу, официально реализующему настоящие Правила допуска к Евхаристии между Халдейской Церковью и Ассирийской Церковью Востока . [82]
См. также [ править ]
- Лорд Хиры
- Халдейско-сирийская церковь в Индии (также известная как Ассирийская церковь Востока в Индии)
- Церковь Востока в Китае
- Общая христологическая декларация Католической церкви и Ассирийской церкви Востока
- Епархии Церкви Востока до 1318 г.
- Епархии Церкви Востока, 1318–1552 гг.
- Епархии Церкви Востока после 1552 г.
- Список патриархов Востока
- Список ассирийских поселений
- Список ассирийских племен
Примечания [ править ]
- ^ Классический сирийский язык ḏ : ƒḏtā ; -Maḏnḥā ḏ- ʾĀṯūrāyē [4] Арабский : Ассирийская церковь Востока. [4]
- ^ Классический : язык сирийский ������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������............................. Арабский : ассирийский посланник Священной Империи. [8]
Ссылки [ править ]
- ^ «Интервью с Мар Ава Ройелем, новоизбранным патриархом Ассирийской церкви Востока» . Ютуб .
- ^ Официальный сайт новостей Святой Апостольской Ассирийской Церкви Востока
- ^ Мурре ван ден Берг 2011 , с. 154-159.
- ^ Перейти обратно: а б «Østens Assyriske Kirke i Danmark» . assyrianchurch.dk . Архивировано из оригинала 2 июля 2020 года . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Парри, Кен; Меллинг, Дэвид Дж.; Брэди, Дмитрий; Гриффит, Сидни Х.; Хили, Джон Ф., ред. (1 сентября 2017 г.) [1999]. «Церковь Востока». Блэквеллский словарь восточного христианства . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing Ltd., с. 122. дои : 10.1002/9781405166584 . ISBN 978-1-4051-6658-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Парри, Кен; Меллинг, Дэвид Дж.; Брэди, Дмитрий; Гриффит, Сидни Х.; Хили, Джон Ф., ред. (1 сентября 2017 г.) [1999]. «Ближневосточный совет церквей». Блэквеллский словарь восточного христианства . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing Ltd., с. 317. дои : 10.1002/9781405166584 . ISBN 978-1-4051-6658-4 .
- ^ Биннс 2002 , с. 28.
- ^ «Известия Ассирийской Церкви Востока » . Новости Ассирийской Церкви Востока (на арабском языке) . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Хантер 2014 , с. 601-620.
- ^ «Правила допуска к Евхаристии между Халдейской Церковью и Ассирийской Церковью Востока» . Ватикан.ва. Архивировано из оригинала 3 ноября 2015 года . Проверено 26 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хантер 2014 , с. 614-615.
- ^ «Был ли когда-нибудь апостол Петр в Вавилоне?» . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Уилмшерст 2000 .
- ^ Баум и Винклер 2003 .
- ^ Лемменс 1926 , с. 17-28.
- ^ Хабби 1966 , с. 99-132.
- ^ Перейти обратно: а б Уилмшерст 2000 , с. 22.
- ^ Гулик 1904 , с. 261-277.
- ^ Тиссеран 1931 , с. 261-263.
- ^ Фией 1993 , с. 37.
- ^ Мурре ван ден Берг 1999a , с. 243-244.
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 116, 174.
- ^ Перейти обратно: а б Сад 2007 , стр. 473.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 22, 42, 194, 260, 355.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 24.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 24-25.
- ^ Перейти обратно: а б с Уилмшерст 2000 , с. 25.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 205, 263.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 28, 195, 242, 250–251, 355.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 263.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 22-23.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 23.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 23-24.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 24, 315.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 25, 316.
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 114, 118, 174–175.
- ^ Перейти обратно: а б с Мурре ван ден Берг 1999a , с. 235-264.
- ^ Виграм 1914 .
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 120, 175.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 316-319, 356.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 125, 263–264.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 33, 212.
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 129-130.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 35-36.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 275-276.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 324.
- ^ Уилмшерст 2000 , с. 36, 281, 314.
- ^ Якуб 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кросс и Ливингстон 2005 , с. 354.
- ^ Перейти обратно: а б Баум и Винклер 2003 , с. 144.
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 147-148.
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 148-149.
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 149.
- ^ Джозеф 2000 , с. 252.
- ^ Перейти обратно: а б Баум и Винклер 2003 , с. 150-155.
- ^ «Сообщение Священного Синода – Кончина Католикоса-Патриарха» . Священный Синод Ассирийской Церкви Востока. Архивировано из оригинала 8 октября 2015 года . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ «Извещение местоблюстителя» . Священный Синод Ассирийской Церкви Востока. Архивировано из оригинала 24 мая 2015 года . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ Нагл, Курт (26 сентября 2015 г.). «Ассирийская Церковь Востока выбирает нового лидера» . Медиа-сеть Рудав .
- ^ «Общая христологическая декларация Католической церкви и Ассирийской церкви Востока» . Святой Престол . 11 ноября 1994 года. Архивировано из оригинала 4 января 2009 года . Проверено 25 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рассам, Суха (2005). Христианство в Ираке: его истоки и развитие до наших дней . Издательская группа Гринвуд. п. 166. ИСБН 9780852446331 .
Число верующих в начале двадцать первого века, принадлежащих к Ассирийской церкви Востока под руководством Мар-Динхи, оценивалось примерно в 385 000, а число верующих, принадлежавших к Древней церкви Востока под руководством Мар-Аддия, - в 50 000. 70 000.
- ^ "Несторианство" . Британская энциклопедия . Проверено 19 апреля 2010 г.
- ^ Эдвард Филд, Джон (2009). Энциклопедия ислама Издательство информационной базы. п. 142. ИСБН 9781438126968 .
Ассирийская церковь Востока (в основном в северном Ираке, южной Турции, Иране, юго-западной Индии, а теперь и в Соединенных Штатах).
- ^ «Замечания Блаженнейшего Мар Меэлиса Зайи по поводу выборов нового Патриарха» . Ютуб . Ассирийская церковь Востока. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Сирван, Дилан (9 сентября 2021 г.). «Ассирийская Церковь Востока избирает нового патриарха в Эрбиле» . Медиа-сеть Рудав . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Брок 1999 , с. 293.
- ^ Перейти обратно: а б Брок 2006 .
- ^ Хилл 1988 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Кросс и Ливингстон 2005 , с. 79.
- ^ Берджесс 1989 , с. 90, 229, 231.
- ^ Кросс и Ливингстон 2005 , с. 339.
- ^ «Крестное знамение» . Святая Апостольская Католическая Ассирийская Церковь Востока — Архиепископия Австралии, Новой Зеландии и Ливана . Архивировано из оригинала 14 апреля 2020 года . Проверено 11 августа 2020 г. .
Внутри их домов на восточной стене первой комнаты помещен крест. Если кто-то видит в доме крест и не находит ни распятия, ни картин, то почти наверняка эта семья принадлежит к Церкви Востока.
- ^ Перейти обратно: а б Хорнер, Норман А. (1989). Путеводитель по христианским церквям на Ближнем Востоке: современное христианство на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Миссия Фокус. п. 23. ISBN 978-1-877736-00-1 .
Ассирийская Церковь Востока не использует ни изображений, ни икон. На стенде с экземпляром Евангелия, покрытом тканью, изображен простой крест, которому поклоняются целованием мира, которое люди в других восточных церквях возлагают на свои иконы. Простота их церковных интерьеров может отражать уступку исламскому возражению против религиозных изображений в местах богослужений или просто свидетельствовать о бедности изолированного христианского народа.
- ^ Тай, Уильям Дж. «Тень Нестория Уильяма Дж. Тай» . Пробный камень: журнал простого христианства . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Баумер, Кристоф (2016). Церковь Востока: иллюстрированная история ассирийского христианства (новое изд.). Лондон: ИБ Таурис. стр. 75 и 94. ISBN. 978-1-78453-683-1 .
- ^ Дрег, Жан-Пьер (1992) [1989]. Марко Поло и Шелковый путь . Коллекция « Агилар Юниверсал » (на испанском языке). Полет. 31. Перевод Лопеса Кармоны, Мари Пепа. Мадрид: Агилар, SA de Ediciones. стр. 43 и 187. ISBN 978-84-0360-187-1 . ОСЛК 1024004171 .
Персидские доктрины
- ^ «Церковь Востока – Марк Диккенс» . Американский фонд сирийских исследований. 5 октября 2012 года . Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ Минахан, Джеймс (2002). Энциклопедия народов без гражданства: AC . Издательская группа Гринвуд. п. 206. ИСБН 9780313321092 .
Ассирийцы, хотя и тесно связаны со своей христианской религией, разделены на ряд христианских сект. Самыми крупными конфессиями являются Халдейская католическая церковь, в которой проживает около 45% ассирийского населения, Сирийская православная церковь с 26%, Ассирийская церковь Востока с 19%, Свободная православная церковь Антиохии или Сирийская католическая церковь с 4% и различные конфессии. Протестантские секты в совокупности составляют 6%.
- ^ «Отчет о свободе вероисповедания в Ираке за 2018 год, стр. 3» (PDF) . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ «Наши церкви» .
- ^ "Элия Исаак Тамрс - Имена - Православие" .
- ^ Мукен 2003 , с. 18.
- ^ «Правила допуска к Евхаристии между Халдейской Церковью и Ассирийской Церковью Востока» . vatican.va .
Источники [ править ]
- Абуна, Хирмис (2008). Ассирийцы, курды и османы: межобщинные отношения на периферии Османской империи . Амхерст: Камбрия Пресс. ISBN 9781604975833 .
- Абрамцов, Давид (1960). «Ассирийцы Персии и Русская Православная Церковь». Одна Церковь . 14 : 155–169.
- Ассемани, Джузеппе Симоне (1719). Восточная библиотека Клементины-Ватикана . Том. 1. Рим.
- Ассемани, Джузеппе Луиджи (1775). Историко-хронологический комментарий о католиках или патриархах халдеев и несториан . Рим
- Ассемани, Джузеппе Луиджи (2004). История халдейских и несторианских патриархов . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press.
- Бэджер, Джордж Перси (1852). Несториане и их ритуалы . Том. 1. Лондон: Джозеф Мастерс.
- Бэджер, Джордж Перси (1852). Несториане и их ритуалы . Том. 2. Лондон: Джозеф Мастерс. ISBN 9780790544823 .
- Баум, Вильгельм ; Винклер, Дитмар В. (2003). Церковь Востока: Краткая история . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж-Керзон. ISBN 9781134430192 .
- Баумер, Кристоф (2006). Церковь Востока: иллюстрированная история ассирийского христианства . Лондон-Нью-Йорк: Таурис. ISBN 9781845111151 .
- Беккетти, Филиппо Анджелико (1796). История последних четырех веков Церкви . Том 10. Рим.
- Беккер, Адам Х. (2015). Возрождение и пробуждение: американские евангелические миссионеры в Иране и истоки ассирийского национализма . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226145310 .
- Бенджамин, Дэниел Д. (2008). Патриархи Церкви Востока . Пискатауэй: Gorgias Press. ISBN 9781463211059 .
- Бетьюн-Бейкер, Джеймс Ф. (1908). Несторий и его учение: новый анализ доказательств . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107432987 .
- Биннс, Джон (2002). Введение в христианские православные церкви . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521667388 .
- Брок, Себастьян П. (1996). «Несторианская церковь: прискорбное неправильное название» (PDF) . Бюллетень библиотеки Джона Райлендса . 78 (3): 23–35. дои : 10.7227/BJRL.78.3.3 .
- Брок, Себастьян П. (1999). «Христология Церкви Востока в синодах пятого-начала седьмого веков: предварительные соображения и материалы». Доктринальное разнообразие: разновидности раннего христианства . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Garland Publishing. стр. 281–298. ISBN 9780815330714 .
- Брок, Себастьян П. (2006). Огонь с небес: исследования по сирийскому богословию и литургии . Олдершот: Эшгейт. ISBN 9780754659082 .
- Берлесон, Сэмюэл; Ромпей, Лукас ван (2011). «Список патриархов главных сирийских церквей на Ближнем Востоке» . Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 481–491.
- Берджесс, Стэнли М. (1989). Святой Дух: восточно-христианские традиции . Пибоди, Массачусетс: Издательство Хендриксон. ISBN 9780913573815 .
- Баттс, Аарон М. (2017). «Ассирийские христиане» . Во Фраме, Эккарте (ред.). Спутник Ассирии . Молден: Джон Уайли и сыновья. стр. 599–612. дои : 10.1002/9781118325216 . ISBN 9781118325216 .
- Коакли, Джеймс Ф. (1992). Церковь Востока и Англиканская церковь: история ассирийской миссии архиепископа Кентерберийского . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9780198267447 .
- Коакли, Джеймс Ф. (1996). «Церковь Востока с 1914 года» . Бюллетень библиотеки Джона Райлендса . 78 (3): 179–198. дои : 10.7227/BJRL.78.3.14 .
- Коакли, Джеймс Ф. (1999). «Патриарший список Церкви Востока» . После Бардайсана: исследования преемственности и изменений в сирийском христианстве . Лувен: Издательство Peeters. стр. 65–84. ISBN 9789042907355 .
- Коакли, Джеймс Ф. (2001). «Мар Элиа Абуна и история Восточно-сирийского патриархата» . Ориенс Христианус . 85 : 119–138. ISBN 9783447043809 .
- Кросс, Фрэнк Л.; Ливингстон, Элизабет А., ред. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви (3-е исправленное изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192802903 .
- Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока. ISBN 9783515057189 .
- Фрейзи, Чарльз А. (2006) [1983]. Католики и султаны: Церковь и Османская империя 1453-1923 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521027007 .
- Гулик, Вильгельм ван (1904). «Консистория действует о создании униатского Халдейского Патриархата Мосула при Папе Юлии III» (PDF) . Ориенс Христианус . 4 : 261-277.
- Хабби, Джозеф (1966). «Значение халдейского союза Мар Сулаки с Римом в 1553 году» . Сирийский Восток . 11 :99–132, 199–230. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Хаге, Вольфганг (2007). Восточное христианство . Штутгарт: Кольхаммер Верлаг. ISBN 9783170176683 .
- Генрихс, Вольфхарт (1993). «Современные ассирийцы – имя и нация» . Семитика: Serta philologica Константино Церетели dicata . Турин: Саморани. стр. 99–114. ISBN 9788871580241 .
- Хартманн, Клаус-Петер (1980). Исследования по социальной географии христианских меньшинств на Ближнем Востоке . Висбаден: Райхерт. ISBN 9783882260809 .
- Хилл, Генри, изд. (1988). Свет с Востока: Симпозиум, посвященный Восточным Православным и Ассирийским церквям . Торонто: Англиканский книжный центр. ISBN 9780919891906 .
- Хантер, компакт-диск Эрики (1996). «Церковь Востока в Средней Азии» . Бюллетень библиотеки Джона Райлендса . 78 (3): 129–142. дои : 10.7227/BJRL.78.3.10 . S2CID 161756931 .
- Хантер, компакт-диск Эрики (2014). «Святая Апостольская Католическая Ассирийская Церковь Востока». Восточное христианство и политика в XXI веке . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. стр. 601–620. ISBN 9781317818663 .
- Якоб, Иоахим (2014). Восточно-сирийские христиане и курды в Османской империи XIX и начала XX веков . Мюнстер: LIT Verlag. ISBN 9783643506160 .
- Дженкинс, Филип (2008). Утраченная история христианства: тысячелетний золотой век церкви на Ближнем Востоке, в Африке и Азии – и как она умерла . Сан-Франциско: HarperOne. ISBN 9780061472800 .
- Джозеф, Джон (2000). Современные ассирийцы Ближнего Востока: встречи с западными христианскими миссиями, археологами и колониальными властями . Лейден: Исследования Брилла в христианской миссии. ISBN 978-9004116412 .
- Кухня, Роберт А. (2012). «Ассирийская церковь Востока». Православный христианский мир . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. стр. 78–88. ISBN 9780415455169 .
- Лампарт, Альберт (1966). Мученик союза с Римом: Иосиф I 1681–1696, патриарх Халдейский . Айнзидельн: Бензигер Верлаг.
- Лемменс, Леонард (1926). «Отношения между халдейским народом и Хранителем Святой Земли (1551–1629)» . архив Францисканский исторический 19 :17–28.
- Лундгрен, Сванте (2016). Ассирийцы: от Ниневии до Сёдертелье . Седертелье: Тигрис Пресс. ISBN 9789198344127 .
- О'Махони, Энтони (2006). «Сирийское христианство на современном Ближнем Востоке». Кембриджская история христианства: восточное христианство . Том. 5. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 511–536. ISBN 9780521811132 .
- Мукен, Апрем (2003). История Ассирийской церкви Востока в двадцатом веке . Коттаям: Экуменический научно-исследовательский институт Св. Ефрема.
- Мукен, Апрем (2004). Патриарх Мар Динкха IV: Человек и его послание . Тричур: Мар Нарсай Пресс. ISBN 9788190220507 .
- Мурре ван ден Берг, Хелен (1999a). «Патриархи Церкви Востока с пятнадцатого по восемнадцатый века» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 2 (2): 235–264. дои : 10.31826/hug-2010-020119 . S2CID 212688640 .
- Мурре ван ден Берг, Хелен (1999b). От разговорного языка к письменному: введение и развитие литературной урмии-арамейского языка в девятнадцатом веке . Лейден: Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 9789062589814 .
- Мурре с горы, Хелен (2006). «Неоарамейский лекционарий Евангелия, перевод Израиля Алкоша » Loquentes linguis: лингвистические и востоковедные исследования в честь Фабрицио А. Пеннаккьетти Висбаден: Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 523–533. ISBN 9783447054843 .
- Мурре ван ден Берг, Хелен (2008). «Классический сирийский, неоарамейский и арабский языки в Церкви Востока и Халдейской церкви между 1500 и 1800 годами» . Арамейский язык в его историческом и лингвистическом контексте . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 335–352. ISBN 9783447057875 .
- Мурре ван ден Берг, Хелен (2009). «Халдеи и ассирийцы: Церковь Востока в период Османской империи» . Христианское наследие Ирака . Пискатауэй: Gorgias Press. стр. 146–164. ISBN 9781607241119 .
- Мурре ван ден Берг, Хелен (2011) [2009]. «Ассирийская Апостольская Церковь Востока» . Энциклопедия христианской цивилизации . Том. 1. Молден: Уайли-Блэквелл. стр. 154–159.
- Мурре ван ден Берг, Хелен (2013). «Свет с Востока (1948-1954) и детерриторизация Ассирийской церкви Востока» . Религия за пределами ее частной роли в современном обществе . Лейден: Брилл. стр. 115–134. ISBN 9789004257856 .
- Мурре ван ден Берг, Хелен (2015). Книжники и Священные Писания: Церковь Востока в восточных провинциях Османской империи (1500-1850 гг.) . Лувен: Издательство Peeters. ISBN 9789042930797 .
- Мурре ван ден Берг, Хелен (2015). «Классический сирийский язык и сирийские церкви: история двадцатого века» . Встречи с сирийцами: материалы шестого североамериканского сирийского симпозиума . Лувен: Издательство Peeters. стр. 119–148. ISBN 9789042930469 .
- Мутлу-Нумансен, София; Оссеварде, Маринус (2019). «Борьба за признание Геноцида: как арамейская, ассирийская и халдейская диаспоры связывают прошлое и настоящее» (PDF) . Исследования Холокоста и геноцида . 33 (3): 412–428. дои : 10.1093/hgs/dcz045 .
- Николс, Эйдан (2010) [1992]. Рим и восточные церкви: исследование раскола (2-е исправленное изд.). Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. ISBN 9781586172824 .
- Садо, Стефан (1996). "Российская православная миссия в Урмии (1898-1918)" (PDF) . Христианское чтение . 13 : 73–112. Archived from the original (PDF) on 10 October 2017 . Retrieved 20 August 2017 .
- Селезнев, Николай Н. (2010). «Несторий Константинопольский: осуждение, подавление, почитание: с особым акцентом на роль его имени в восточно-сирийском христианстве» . Журнал восточнохристианских исследований . 62 (3–4): 165–190.
- Боббин, Бертольд (1961). «Несторианская церковь» . Религиозная история Востока во времена мировых религий . Лейден: Брилл. стр. 120–169. ISBN 9789004293816 .
- Тиссеран, Эжен (1931). «Несторианская церковь» . Словарь католического богословия . Полет. 11. Париж: Летузи и Ане. стр. 157–323.
- Вайн, Обри Р. (1937). Несторианские церкви . Лондон: Независимая пресса.
- Восте, Жак Мари (1925). «Миссия двух мальтийских братьев ОП на Восток в XVI веке и теперь публикуемый впервые отчет о том, что они делали в этих регионах » . Аналекты Ордена проповедников 33 (4): 261–278.
- Восте, Жак Мари (1931). «Мар Иоаннан Сулака, первый патриарх Халдеев, мученик унии с Римом (†1555)» . Ангеликум . 8 : 187–234.
- Виграм, Уильям Эйнгер (1914). Колыбель человечества: жизнь в Восточном Курдистане (PDF) . Лондон: Адам и Чарльз Блэк.
- Виграм, Уильям Эйнгер (1929). Ассирийцы и их соседи . Лондон: Дж. Белл и сыновья.
- Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters. ISBN 9789042908765 .
- Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь мучеников: история Церкви Востока . Лондон: East & West Publishing Limited. ISBN 9781907318047 .
- Уилмшерст, Дэвид (2019). «Патриархи Церкви Востока» . Сирийский мир . Лондон: Рутледж. стр. 799–805. ISBN 9781138899018 .
- Якуб, Афрам (2020). Путь в Ассирию: призыв к национальному возрождению . Седертелье: Тигрис Пресс. ISBN 9789198154160 .
- Йылдыз, Ефрем (1999). «Ассирийцы: историческая и современная реальность» . Журнал ассирийских академических исследований . 13 (1): 15–30.
- Йылдыз, Ефрем (2000b). «Ассиро-халдеи, восточные христиане, говорящие на арамейском языке» (PDF) . Экуменический диалог . 35 (112): 263–282.