Халдейская католическая епархия Амадии
Халдейская католическая епархия Амадии (или Амадии) — историческая епархия ( епархия ) Халдейской католической церкви . [ 1 ] пока он не был объединен с Халдейской католической епархией Захо в 2013 году.
История
[ редактировать ]Епархия была основана в 1785 году и названа в честь города на Амадия вершине холма на севере Ирака .
В 1850 году он потерял территорию, чтобы основать епархии (епархии) Акры и Заку (Захо), но 23 апреля 1895 года он вернул себе территорию у подавленной дочерней епархии Акры, однако 24 февраля 1910 года он снова потерял территорию, чтобы восстановить епархия Акра.
В 1913 году в его состав входили и сам город Амадия шестнадцать деревень на равнине Тигра близ города Дохука и в долинах рек Сапна и Гомель.
10 июня 2013 года она была переименована в епархию Амадии и Заку или Амадии и Захо, получив территорию от подавленной дочерней епархии Заку.
Фон
[ редактировать ]существовало три основных скопления восточносирийских деревень В районе Амадии : в долине Сапна к западу от Амадии , на равнине Тигра в районе Дохука и в Шемканском районе, вокруг долины реки Гомель. До четырнадцатого века долина Сапна была частью епархии Дасен и Бет Туре («горы»), которая лежала к северу от Марги, а также охватывала регион Бервари, а также районы Зибар и Нижний Тияри. Деревни в районе Дохук были включены в состав Восточно-сирийской епархии Бет-Нухадра, епископы которой проживали в небольшом городке Тель-Хеш недалеко от Алькоша, и в долине Гомель в епархии Марга с центром в регионе Акра . Последние известные епископы Бет Нухадры и Дасена, Ишо Яхб и Маттай, присутствовали при хиротониях Маккихи II в 1257 году и Яхбаллы III в 1281 году соответственно, и неясно, когда какая-либо из епархий прекратила свое существование.
Ни один епископ региона Амадия не известен из четырнадцатого и пятнадцатого веков. После раскола 1552 года регион оставался верным несторианскому патриарху Симу на VII Ишо - яхбе, а его оппонент Йоханнан Сулака , первый халдейский патриарх, принял мученическую смерть в 1554 году после попытки привлечь на свою сторону . восточно-сирийскую общину Амадии После этого на этот регион, похоже, в течение нескольких десятилетий претендовали оба патриархата. Митрополит Абдишо Кома из , был из Комы, вероятно, деревни Сапна в Комане с недавно возрожденным монастырем Мар Абдишо среди тех, кто подписал письмо Сима от 1580 года IX Денхи к папе Григорию XIII , и На район Дасен претендовал кочанский патриарх Шем XI в 1653 году. С другой стороны, епископ Авраам из Бет-Туре («горы») упоминается среди иерархии Элии VII (1591-1617) в отчете 1610. Учитывая его близость к Алкошу , было бы удивительно обнаружить, что этот регион находился под влиянием патриархов Кудшаниса, а сохранившиеся рукописи скопированы для деревень Дохук, Сапна и Шемкан (некоторые происходят из Газарта , но большинство из Алкоша) неизменно упоминают патриархов линии Элия. К концу восемнадцатого века в Мосульском патриархате была епархия Амадия для этого региона.
Патриарх Элия XII (1778-1804) рукоположил своего племянника Хнанишо в митрополита Амадии в сентябре 1784 года после его ухода в Амадию , с намерением сохранить патриаршее преемство внутри своей семьи. Хнанишо исповедовал католическую веру в 1795 году, но латинские миссионеры сочли его неискренним. В 1801 году Ватикан сообщил им, что он не может быть принят в качестве епископа Католической церкви без «явных признаков покаяния». Вскоре после этого в том же году Хнанишо открыто бросил вызов Ватикану, посвятив священника Петра Шавриза в митрополита Серта .
Хнанишо , похоже, примирился с Йоханнаном Хормиздом после смерти Элии XII в 1804 году, поскольку в 1808 году он жил в своем доме в Алкоше. Он был «старшим Йоханнаном и управлял епархией Амадии , но все равно ничего не мог сделать без одобрения митрополита Йоханнана». Хотя он симпатизировал монашескому ордену Габриэля Дамбо, его зависимость от Йоханнана Хормизда иногда заставляла его действовать вопреки здравому смыслу. В 1808 году он заявил о себе, передав монастырь Раббан Хормизд Габриэлю Дамбо вопреки желанию Йоханнана Хормизда. Однако в 1811 году по указанию Йоханнана Хормизда он «стал несторианином в Амадии » и при содействии гражданских властей изгнал Дамбо и его монахов из монастыря. В 1813 году он смертельно заболел и загладил жестокое обращение с монахами на смертном одре, вернув им ключи от монастыря. Вскоре он умер и был похоронен в монастыре Раббан Хормизд, «среди гробниц патриархов несториан».
Халдейские епископы Амадии
[ редактировать ]
Несколькими годами ранее в этом регионе была основана католическая епархия после хиротонии Йоханнаном Хормиздом своего племянника Маттая Шемона для Амадии 5 мая 1790 года. Шемон , первоначально звавшийся Йоханнан, был сыном брата Йоханнана, священника Гиваргиса. и, судя по всему, был освящен по предложению миссионера Маурицио Херцони. Нет необходимости сомневаться в искренности приверженности Йоханнана Хормизда католической вере в этот период, но это назначение, конечно же, было направлено и против его соперника Элии XII (1778-1804). После своего посвящения Шемон предпринял решительную попытку обратить в католицизм ряд деревень на равнине Сапна и в округе Зибар. [ 2 ] Он был убит разбойниками недалеко от Большого Заба в 1811 году.
Василий Асмар из Телькепе , монах монастыря Раббан Хормизд , был рукоположен в Амадию в Амиде патриаршим администратором Августином Хинди в апреле 1824 года, но, похоже, не имел никаких контактов со своей епархией. Он проживал в своей родной деревне Телькепе до 1827 года, очевидно, опасаясь губернатора Амадии , известного как друг Йоханнана Хормизда, и в 1827 году бежал в Амид, став его митрополитом в 1828 году.
Василия Асмара на посту митрополита Амадии в 1830 году сменил энергичный Джозеф Аудо , который был переведен из Мосула в епархию Амадии в соответствии с соглашением, которое утвердило Йоханнана VIII Хормизда патриархом и положило конец расколу в Халдейской церкви. Во время своей митрополии Аудо обратил в католицизм многие деревни долины Сапна. как он стал патриархом в 1848 году, на посту митрополита Амадии в 1851 году его сменил Абдишо Томас Диршо После того , , монах монастыря Раббан Хормизд, который умер в 1859 году.
Будущий патриарх Абдишо в 1860 году . Гиваргис Хайят стал епископом Амадии В 1874 году его сменил Маттай Пауль Шамина, который в 1879 году поменялся епархиями с Куриакосом Гиваргисом Гогой, епископом Захо , который ушел в отставку в 1893 году. Был избран Элия Джозеф Хайят. за Абдишо 1893 г., но на синоде Алкоша в 1894 г. новоизбранный патриарх Абдишо в V Хайят попросил сохранить его в качестве своего патриаршего викария. В результате епархии Амадия и Акра были временно объединены под руководством Якоба Йоханнана Саххара, епископа Акры , который отвечал за объединенную епархию с 23 апреля 1895 года до своей смерти в 1909 году.
На посту епископа Амадии его сменил Фрэнсис Дауд Араденский (единственный халдейский епископ девятнадцатого века из региона Амадия ), который несколько лет назад был генеральным викарием Сахара. Он был рукоположен в Амадию 15 августа 1910 года, проживал в деревне Сапна в Арадене и оставался епископом Амадии до своей смерти в 1939 году. [ 3 ]
Преемниками Фрэнсиса Дауда были Йоханнан Корио (1942–6), Рафаэль Раббан (1947–57), Рафаэль Бидавид (1957–66), Эндрю Сана (1966–7), Куриакос Муса (1967–8) и Йоханнан Келло (1973–1973–1973). 2001). [ 4 ]
В декабре 2001 года пожилого епископа Йоханнана Йеллоу из Амадии , умершего 7 сентября 2002 года, сменил Раббан Аль-Кас. Раббан Аль-Кас также был апостольским администратором Халдейской архиепархии Эрбиля, который оставался вакантным после смерти Якоба Денхи Шера в 2005 году до назначения Башара Варды в
В июле 2013 года халдейская епархия Амадия была объединена с освободившейся епархией Захо. В настоящее время Рабан аль-Кас является епископом Заху и Амадии.
Статистика населения
[ редактировать ]В наше время ассирийцы (включая халдейские группы) составляют 30% населения округа Амадия зарегистрировано более 3500 халдеев в округе Захо , а, согласно старым церковным записям, существовавшим до слияния, . После слияния общее население епархии в 2015 году составило 18 500 человек. [ 5 ]
В 1850 году в епархию Амадии входили города Дохук и Амадия , а также четырнадцать деревень, все, кроме одной, либо вокруг Дохука, либо в долинах Гомелья и Сапны, и насчитывалось 466 халдейских семей с 8 священниками и 14 церквями (Барсук). В этот период в состав епархии также входили католические общины в Герпе и Барзане и, вероятно, в других деревнях в регионе Акра .
В 1850-х годах Дохук и несколько деревень в районе Дохук и регионе Акра были переданы новым епархиям Заху и Акра . В 1867 году в сокращенной епархии Амадии проживало 6020 халдеев и 10 священников (Мартин); и 3000 халдеев с 13 священниками и 16 церквями в 1896 г. (Шабо). В 1913 году в состав епархии входили Амадия и шестнадцать деревень, большинство из которых находились в долинах Сапны и Гомелья, и насчитывали 4970 халдеев, 19 священников и 10 церквей (Тфинкджи).
Недавно опубликованная книга Юэля Баабы содержит сирийские названия деревень епархии Амадия . [ 6 ]
Халдейские общины в епархии Амадия , 1913 г.
Название деревни | Имя на сирийском языке | Количество верующих | Количество священников | Количество церквей | Название деревни | Имя на сирийском языке | Количество верующих | Количество священников | Количество церквей |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Амадия | ܥܡܝܕܝܐ | 400 | 2 | 0 | в середине | ܡܝܙܐ | 100 | 1 | 1 |
Араден | ܐܪܥܕܢ | 650 | 2 | 1 | Бебози | ܒܒܘܙܐ | 120 | 0 | 0 |
Мангеш | ܡܢܓܝܫܐ | 1,100 | 4 | 1 | Фу | ܐܕܚ | 300 | 1 | 0 |
Дэйвид | ܕܘܘܕܝܐ | 300 | 1 | 1 | Гармаш | ܗܪܡܫܐ | 310 | 1 | 1 |
Тине | ܬܢܐ | 450 | 2 | 1 | Телла | ܬܠܐ | 340 | 1 | 1 |
Иниш | ܐܝܢܫܟܐ | 250 | 1 | 1 | Металл | ܒܝܪܬܐ | 60 | 0 | 0 |
Хамзия | ܗܡܙܝܐ | 200 | 1 | 1 | Скажи мне | ܕܙܐ | 80 | 0 | 0 |
Четыре раза | ܟܘܡܢܐ | 60 | 0 | 0 | ТелХеш | ܬܠ ܗܝܫ | 100 | 1 | 1 |
Бет Айната | ܒܝܬ ܥܝܢܬܐ | 150 | 1 | 0 | Общий | 4,970 | 19 | 10 |
Тфинкджи упомянул, что в 1913 году в епархии проживало около 4000 «несториан», что не намного меньше, чем ее халдейское население. Это чрезвычайно высокий показатель для деревень Сапна и Шемкан, находившихся под католическим влиянием на протяжении более столетия; и поскольку Шабо не упомянул о значительном традиционалистском населении епархии в 1896 году, оно, вероятно, включало население восточно-сирийских деревень в регионе Бервари, возможно, номинально считавшихся частью епархии Амадия после обращения епископа-традиционалиста Ишо . Яхб Бервари в 1903 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уилмшерст 2000 .
- ^ Барсук, несториане , т.е. 153–5
- ^ «Епископ Франсуа Дауд (Давид) [католическая иерархия]» . www.catholic-hierarchy.org .
- ^ Фией 1993 , с. 93.
- ^ «Амадия и Заку (епархия) [католическая иерархия]» . Архивировано из оригинала 12 июня 2014 г.
- ^ Бааба, Родина ассирийцев , 69 (сирийский раздел)
Источники
[ редактировать ]- Бааба, Юэль А. (2009). Ассирийская Родина перед Первой мировой войной . Аламо, Калифорния. ISBN 978-0-9707489-6-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бэджер, Джордж Перси (1852). Несториане и их ритуалы . Том. 1. Лондон: Джозеф Мастерс.
- Бэджер, Джордж Перси (1852). Несториане и их ритуалы . Том. 2. Лондон: Джозеф Мастерс. ISBN 9780790544823 .
- Баум, Вильгельм ; Винклер, Дитмар В. (2003). Церковь Востока: Краткая история . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж-Керзон. ISBN 9781134430192 .
- Баумер, Кристоф (2006). Церковь Востока: иллюстрированная история ассирийского христианства . Лондон-Нью-Йорк: Таурис. ISBN 9781845111151 .
- Шабо, Жан-Батист (1896). «Религиозное состояние епархий, образующих Халдейский Вавилонский Патриархат» . Христианский восточный обзор . 1 :433–453.
- Фий, Дж. М. (1962). Христианская Ассирия (3 тома) . Бейрут.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока. ISBN 9783515057189 .
- Джамиль, Самуэль (1902). Подлинные отношения между Апостольским Престолом и Церковью восточных ассирийцев или халдеев . Рим: Эрманно Лешер.
- Мартен, Жан Пьер Полен (1867). Халдея, исторический очерк, за которым следуют некоторые размышления о Востоке . Рим.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Тфинкджи, Джозеф (1914). «Халдейская католическая церковь тогда и сейчас». Папский католический справочник . 17 : 449–525.
- Тиссеран, Эжен (1931). «Несторианская церковь» . Словарь католического богословия . Полет. 11. Париж: Летузи и Ане. стр. 157–323.
- Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters. ISBN 9789042908765 .
- Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь мучеников: история Церкви Востока . Лондон: East & West Publishing Limited. ISBN 9781907318047 .